СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению под редакцией Н. Ф. Виноградовой 2 класс школа 21 века

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебнику Н. Ф. Виноградовой. Составлена в соответствии ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению под редакцией Н. Ф. Виноградовой 2 класс школа 21 века»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №32 имени академика А.А.Ухтомского



Рассмотрено

на заседании МО учителей начальных классов

Протокол №_____

«____»_________2021 г.

Руководитель МО_____

Согласовано

протокол заседания методического совета

школы № _______

«____»____________2021 г.

Руководитель МС________

Утверждено

приказ по школе №________

«____»______________2021г.

Директор школы №32______













Рабочая программа

по предмету «Литературное чтение»

2 - б класс

на 2021 – 2022 учебный год












Составил:

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Новикова Елена Владиславовна













  1. Пояснительная записка.


Планируемые результаты изучения учебного предмета.


Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школь­ника на уровне положительно­го отношения к занятиям литературным чтением, к школе;

-интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

- ориентация на понимание предложений и оценок учите­лей и товарищей;

- понимание причин успехов в учебе;

- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятель­ности;

- понимание нравственного содержания поступков окру­жающих людей;

- этические чувства (сочувст­вия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков од­ноклассников и собственных поступков;

- представление о своей этни­ческой принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию литературных произведений;

- ориентации на анализ соответствия результатов требо­ваниям конкретной учебной задачи;

-самооценки на основе задан­ных критериев успешности учебной деятельности;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- представления о своей граж­данской идентичности в фор­ме осознания «Я» как гражда­нина России;

- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- представления о красоте природы России и родного края на основе литературных произведений.

Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению

во 2 классе.


К концу обучения во втором классе ученик приобретет следующие предметные достижения.


На базовом уровне:

— читать осознанно небольшие тексты вслух и «про себя»;

— проговаривать скороговорки, потешки с разным темпом и интонацией;

— различать виды сказок: о животных и бытовые;

— различать рассказ и сказку;

— сравнивать фольклорные и художественные тексты (по теме, главной мысли);

— пересказывать небольшие тексты по плану (его части) полно; выборочно (эпизоды);

— озаглавливать разные части текста;

— рассказывать по иллюстрациям: восстанавливать сюжет, заканчивать (начинать) рассказ с учетом изображенных событий;

— характеризовать героя (с использованием текста произведения);

— соотносить произведения с его автором.


На повышенном уровне:

— читать тексты с учетом поставленных учебных задач (вслух, «про себя», с продолжением, выборочно);

— характеризовать особенности сказок: о животных и бытовые;

— определять тему и главную мысль произведения;

— осуществлять самоконтроль восприятия текста, прочитанного «про себя»; «удерживать» в памяти последовательность событий фольклорного и художественного текста, прочитанного «про себя» и при чтении с продолжением;

— определять лексическое значение слова (работать со словарной статьей);

— читать по ролям, разыгрывать небольшие представления на основе литературных произведений.


Метапредметные результаты (универсальные учебные действия) — начальный этап

Познавательные УУД:

— сравнивать объекты, представленные в тексте, по образцу и предложенному плану;

— осуществлять поиск информации по заданной теме в предложенном источнике (тексте, иллюстрации).

Коммуникативные УУД:

— соблюдать при чтении различных текстов орфоэпические

и интонационные правила;

— участвовать в диалоге: отвечать на вопросы, задавать вопросы, подавать реплики;

— описывать по предложенному плану объекты, используя текст.

Регулятивные УУД:

— находить ошибки в своей (чужой) работе (по предложению учителя и с его помощью);

— выполнять правила культуры участия в диалоге;

— соблюдать правила совместной деятельности при решении учебных задач.


Содержание учебного предмета


Восприятие фольклорных и художественных произведений.


Устойчивый интерес к слушанию чтения учителя и сверстников. Воспроизведение последовательности событий прослушанного произведения небольшого по объему. Эмоциональный отклик на прослушанное. Осознание собственного эмоционального состояния, которое рождается при восприятии произведения.


Универсальные учебные действия (начальный уровень). Узнавать характер героя по интонации чтения (добрый, злой, ласковый, трусливый и др.). Отвечать на вопросы по тексту прослушанного произведения: основные события, герои, главная мысль. Оценивать свое эмоциональное состояние, возникшее во время слушания. На основе прослушанного текста представлять в воображении картины, описанные в нем.


Техника чтения, подготовка к выразительному чтению


Беглое мотивированное (с ориентировкой на учебную задачу) чтение вслух с индивидуальным темпом, позволяющим осознать текст. Паузы, интонации, отражающие характер героев.

Чтение «про себя», элементы самоконтроля: слежение за решением поставленной учебной задачи (мотив чтения).

Чтение с продолжением. Целостное восприятие текста, запоминание последовательности развития сюжета.

Выборочное чтение. Чтение частей текста в соответствии с учебной задачей: выбор эпизодов, которые отражаются в иллюстрации; нахождение описания героев и др.

Имитационные упражнения на основе текста произведения. Универсальные учебные действия (начальный уровень). Читать с учетом поставленных учебных задач: вслух, «про себя», с продолжением, выборочно. Контролировать выполнение поставленной учебной задачи при чтении: «могу ответить на этот вопрос; запомнил ли…». «Удерживать» в памяти последовательность событий текста, прочитанного «про себя» и при чтении с продолжением.

Читать с разными интонациями: весело, задорно, шутливо, ласково, с любованием, с усмешкой.

Анализировать текст: находить слова, подсказывающие интонационный рисунок чтения. Подчеркивать голосом выделенные

в тексте слова. Читать диалоги в сказках, передавая особенности разных персонажей. Читать присказки в сказках, соблюдая нужный темп речи и основной тон чтения (протяжно, нараспев).

Читать наизусть стихотворные тексты, используя необходимые выразительные средства. Соблюдать паузы. Работая в парах (группах), размечать паузы в тексте.

Жанры фольклора и художественной литературы (общее представление)

Сказка как выражение народной мудрости, средство воспитания.

Главная мысль сказки, определяющая ее значение для воспитания.

Бытовая сказка как повествование о повседневной жизни людей. Ее особенности: время и место событий; герои — люди и животные; явная и скрытая мораль; сочетание реальных и фантастических ситуаций; диалоги; завязка. Волшебная сказка, ее особенности: победа добра над злом; повторы; волшебство и превращения; нереальные герои и чудесные предметы; время и место событий; зачин и концовка. Присказка.

Сказки народов России: общность тем и выразительных средств; передача особенностей жизни и быта разных народов-героев. Пословица как название сказки.

Авторская сказка. Общность тем в народных и авторских сказках. Рассказ как повествование о жизни людей, животных, «зеркало» жизни. Особенность рассказа: реалистичность происходящих событий, героев (людей и животных); непродолжительность протекания действия. Название рассказа как отражение его главной мысли. Стихотворные произведения и их особенности: рифма,

ритм, выразительные средства.


Универсальные учебные действия (начальный уровень).

Различать сказки бытовые и волшебные. Анализировать сказки: выделять их видовые особенности. Сравнивать рассказ, сказку, стихотворение на одну тему.

Сравнивать различные тексты по теме, выразительным средствам. Называть признаки произведения как определенного жанра.


Работа с фольклорными и художественными текстами


Главная мысль сказок разного вида (бытовых, волшебных). Схожесть тем и сюжетов сказок разных народов. Завязка как начало важных событий сказки. Средства выразительности в сказках: постоянные эпитеты (без предъявления термина), сравнения. Диалог в сказке.

Темы стихотворных произведений. Особенности выразительных средств стихотворений разной тематики.

Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания и главной мысли произведения.

Универсальные учебные действия (начальный уровень). Определять тему, главную мысль произведения.

Соотносить тему урока с темой прочитанных произведений. Находить в тексте слова, подтверждающие тему, главную мысль, характеристику (описание) героя.

Анализировать название произведения, соотносить его с соответствующей пословицей. Различать сказочный и реалистический тексты (сюжет). Сопоставлять реалистические события с необычными, сказочными, фантастическими. Различать сказки бытовые и волшебные. Анализировать структуру сказки: находить начало, завязку, конец. Кратко характеризовать особенности сказки. Находить в тексте слова, подтверждающие их (повторы, волшебные события, сказочные герои и др.).

Устанавливать последовательность событий (действий) сюжета, восстанавливать события в тексте.

Обсуждать совместно (в парах, в группах): значение пословицы, соответствие названия сказки и пословицы; подбирать пословицы, отражающие главную мысль сказки, ее название.

Сравнивать стихотворный и прозаический тексты: находить различия.

Анализировать текст: находить описания; сравнивать разные описания природы. Находить в тексте сравнения, объяснять, как они влияют на его выразительность. Характеризовать приемы, используемые автором (сравнения, диалог, описание).

Находить в тексте диалоги, характеризовать их участников. Выделять отрывки, которые произвели наибольшее впечатление.

Характеризовать героя, используя текст произведения. Группировать (классифицировать) героев произведения по принципу «положительный—отрицательный».

Соотносить иллюстрации с текстом, отдельными его эпизодами. Узнавать название и текст произведения по иллюстрациям. Восстанавливать нарушенную последовательность иллюстраций, ориентируясь на текст.


Развитие речи

Словарный запас речи: обогащение образными словами, пословицами, крылатыми выражениями. Смысл пословиц, постоянных эпитетов, сравнений, архаизмов, встречающихся в тексте.

Разные виды пересказа произведения: по плану (данному и составленному самостоятельно), по его части; тексту, прочитанному вслух и «про себя». Пересказ выборочный и полный.

Рассказ по иллюстрациям. Описательный рассказ с использованием текста произведения.

Драматизация и чтение по ролям небольших сказок (потешек).


Универсальные учебные действия (начальный уровень).

Ориентироваться в выразительной стороне речи, «игре слов», которые используются в тексте произведения. Объяснять крылатые выражения, встречающиеся в произведении и понятные по контексту. Находить в тексте слова для краткой характеристики настроения, которое создает произведение. Высказывать суждения о значении пословиц, крылатых слов и выражений, употребляемых в тексте сказок (рассказов).

Участвовать в диалоге: отвечать на вопросы, кратко объяснять свои ответы, дополнять ответы других участников.

Конструировать план пересказа, пересказывать по плану, составленному коллективно, и любой его части. Придумывать названия к иллюстрациям, на их основе конструировать план пересказа. Озаглавливать разные части сказки. Пересказывать полно, выборочно отдельные эпизоды сказок (рассказов), а также небольшие по объему тексты. Пересказывать небольшой текст, прочитанный «про себя», не заглядывая в него.

Рассказывать небольшие по объему сказки и рассказы. Рассказывать по иллюстрациям: восстанавливать сюжет, заканчивать (начинать) рассказ с учетом изображенных событий.

Составлять словесный портрет героя (отвечать на вопрос «Какой он?»), используя опорные слова.

Описывать картинки природы (по аналогии с текстом). Предполагать действия, которые могут произойти в воображаемых ситуациях («Если бы…»). Представлять в воображении картины, описанные в произведении. Разыгрывать небольшие сценки по тексту потешек, сказок, исполнять разные по характеру роли (девочка, медведь, лиса и пр.), использовать соответствующие интонации, жесты и мимику.

Библиографическая культура (работа с книгой)

Роль книги в жизни человека. Познавательная книга. Книги-«воспитатели» (С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, А.Л. Барто, В.А. Осеевой и др.). Авторы сказок: А.С. Пушкин, братья Гримм и др. Переводчики.


Элементы книги: обложка, оглавление, иллюстрация. Иллюстраторы (И.Я. Билибин, В.М. Васнецов, Ю.А. Васнецов и др.). Художники, чьи картины могут служить иллюстрацией к тексту произведений (И.И. Левитан, А.А. Пластов, В.Д. Поленов, И.И. Шишкин, Ю.М. Непринцев, Т.Н. Яблонская, Ф.В. Сычков, П. Пикассо).

Каталог, каталожная карточка, их назначение. Выбор книги по каталогу.

Универсальные учебные действия (начальный уровень). Ориентироваться в каталоге: выбирать книгу по фамилии автора. Объяснять назначение каталожной карточки. Заказывать книгу по каталожной карточке.

Высказывать предположение о теме и событиях произведения по обложке книги и иллюстрациям. Воспроизводить название произведения и его автора по иллюстрациям к тексту.


Произведения для слушания

Произведения фольклора. Мороз и Морозец (литовская народная сказка в переводе С.В. Михалкова). Петухан Куриханыч (русская народная сказка). Айога (нанайская сказка).

Бунин И.А. Листопад. Лесли Р. Медведи и я. Невлев И.

Русь. Михалков С.В. Фома. Полуянов И.Д. Шепот снегов.

Суриков И.З. Детство. Твардовский А.Т. Рассказ танкиста.

Тютчев Ф.И. «Есть в осени первоначальной...». Ярмыш Ю.Ф.

Осенняя сказка.


Произведения для самостоятельного чтения

Произведения фольклора. Белый медведь и бурый медведь (ненецкая сказка). Бычок — смоляной бочок (русская народная сказка). Два лентяя (татарская сказка). Жар-птица и Василиса-царевна (русская народная сказка в пересказе А.Н. Афанасьева). Два Мороза (русская народная сказка). Золотая рыбка (русская народная сказка). Как бедняк гуся делил (татарская сказка). Кто не работает, тот не ест (сербская сказка). Каша из топора (русская народная сказка). Лисичка-сестричка и серый волк (русская народная сказка). Не плюй в колодец — пригодится воды напиться (русская народная сказка). Сестрица Аленушка и братец Иванушка (русская народная сказка). Снегурочка (русская народная сказка). Упрямый слоненок (африканская сказка). Четыре ленивца (мордовская сказка). Шурале (татарская сказка).

Абрамцева Н.К. Осенняя сказка. Алатырцев В.И. Песня о черемухе. Александрова З.Н. Родина. Снежок. Астафьев В.П. Игра. Баруздин С.А. «На улице Садовой…». Белозеров Т.М. День Победы. Берестов В.Д. Прощание с другом. «Деду нравятся березки…». Бианки В.В. Книга зимы. Бондаренко А. Вот оно, начало лета! Булатов М.А. О сказках. Брюсов В.Я. «Сухие листья, сухие листья…». Вересаев В.В. Братишка. Воронкова Л.Ф. Кружка молока. Глинская М. Хлеб. Горький М. Детство. Гримм братья. Бременские музыканты. Дементьев А.Д. Слепой заяц. Дягутите Я. Каравай. Егоров Н.М. Листопад. Ермолаев Ю.И. Проговорился. Есенин С.А. Пороша. Береза. Житков Б.С. Галка. Жуковский В.А. Мальчик с пальчик. Заходер Б.В. Мы — друзья. Исаковский М.В. «Осторожно ветер…». Кассиль Л.А. Сестра. Катаев В.П. Дудочка и кувшинчик. Лавренев Б.А. Большое сердце. Лебедев-Кумач В.И. Здравствуй, елка! Луганский Н.Л. Музыка леса. Мамин-Сибиряк Д.Н. Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост. Маршак С.Я. «Я прохожу по улицам твоим…». Маяковский В.В. «Посочувствуй родителям Власа…». Митяев А.В. Кто нужнее? Отпуск на четыре часа. Михалков С.В. А что у вас? Событие. Быль для детей. Молчанов В.Ю. «Детство... Цветы... Лужайка...». Некрасов Н.А. Перед дождем. Никитин И.С. Встреча зимы. Образцов С.В. Дружок. Орлов В.В. «Кра! — кричит ворона…». Осеева В.А. Добрая хозяюшка. Почему. Что легче? Паустовский К.Г. Барсучий нос. Перекалова В.С. Чистик. Пермяк Е.А. Волшебные краски. Плещеев А.Н. Внучка. Погореловский С.В. «Стань добрым волшебником…». Пришвин М.М. Осеннее утро. Журка. Пушкин А.С. «Уж небо осенью дышало…». «Вот север, тучи нагоняя…» (Евгений Онегин, отрывки). Росимов Г.В. Говорит мама. Сеф Р.С. Ночная музыка. Сладков Н.И. Лиса и мышь. Скребицкий Г.А., Чаплина В.В. Новогодняя елка в лесу. Соколов Д. Паровозик. Соколов-Микитов И.С. Лес осенью. Степанов В. Шинель. Суриков И.З. Первый снег. Сутеев В.Г. Яблоко. Кораблик. Твардовский А.Т. Василий Теркин (отрывок). Токмакова И.П. «Опустел скворечник…». Толстой Л.Н. Лгун. Трутнева Е.Ф. Первый снег. Тургенев И.С. Осень. Усачев А.А. Самый лучший в мире дом. Снежная книга. Федорова Н. Бабуля Варя. Паровозик. Под снегом. Фет А.А. «Кот поет, глаза прищуря…». «Я пришел к тебе с приветом…». «Чудная картина…». Чаплина В.В. Нюрка. Чарушин Е.И. Страшный рассказ. Черкесов В. Воробей. Чехов А.П. Весной. Чуковский К.И. Курица. Щипачев С.П. «Был у нас кот Васька…».


Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности.

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета, подбор соответствующих текстов для чтения.

Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми.

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности.

Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников. (Программа воспитания 2021 – 2026)


Тематическое планирование.


Раздел

Количество часов по программе

Количество часов по рабочей

программе

Контрольных и проверочных работ

1

О тех, кого мы любим

8 ч

8 ч


2

Краше нет родного края

7 ч

7 ч


3

Звуки и краски природы

8 ч.

8 ч.


4

«Сказка — ложь, да в ней намек…»

10 ч.

10 ч.

1 к/р

5

О тех, кого человек приручил.

7 ч.

7 ч.

1 п/р

6

О смешном и серьезном

8 ч

8 ч


7

Дружба – дело серьёзное.

11 ч

11 ч

1 п/р

1 к/р

8

Звуки и краски природы

8 ч

8 ч


9

О тех, кого мы любим.

8 ч

8 ч


10

О тех, кого человек приручил

12 ч

12 ч

1 п/р

11

«Сказка ложь, да в ней намек…»

13 ч

13 ч

1 к/р

12

О смешном и серьезном.

16 ч

16 ч

1 п/р

13

Дороже нет родного края

15 ч

15 ч


14

Звуки и краски природы

4 ч

4 ч

1 к/р

15

Обобщающий урок

1 ч.

1 ч.



Итого:

136

136

4 к/р

4 п/р



Поурочное планирование. 2 класс. 136 часов


Тема урока

ЦОР


Ι четверть 36 часов



О тех, кого мы любим 8 ч.


1

«Детство». «Самый лучший в мире дом» А.А. Усачев. Обсуждение проблемного вопроса.


2

Слушание чтения учителя: И. З. Суриков «Детство». Анализ произведения, воспринятого на слух: определение возникающих эмоций. Работа с текстом: деление его на части по заданным их названиям.


3

«О мамах и бабушках». В. Жуковский «Мальчик с пальчик». Поиск сравнений, определение роли данного выразительного средства.


4

М. Горький «Детство». Главная мысль текста. Поиск сравнений, определение роли данного выразительного средства.


5

Г. Росимов. «Говорит мама». Устаревшие народные слова (значение и роль как средства выразительности).


6

«Друзья детства» Ориентировка в понятии «дружба» (на основе художественных текстов).


7

В Перекалова «Чистик»

Восприятие иллюстраций как наглядное представление художественного текста.


8

Экскурсия в библиотеку. Рассматривание выставок книг.



Краше нет родного края 7 ч.


9

«Вижу чудное приволье». З. Александрова «Родина». Ориентировка в понятии Родина, синонимический ряд: «Родина, отчизна, родная страна».


10

Лирические произведения на тему «Природа Родины». «Рябинушка», «Берёзонька». Выразительные средства в поэтических произведениях. Отношение русского народа к родной природе.


11

Репродукции картин о природе Родины. И. Левитан «Берёзовая роща», И. Шишкин «Полдень. В окрестностях Москвы». Отражение отношения художника к родному краю, иллюстрация к поэтическим произведениям.


12

Моя любимая книга. Литературная

викторина «Стихи о природе»: чтение и узнавание отрывков из стихов о природе.


13

«Любимая работа». Л. Воронкова «Кружка молока». Тема труда в произведениях. Герой рассказа. Характеристика реального героя-животного: кличка, нрав, повадки, отношение с человеком.


14

«Хлеб — всему голова». М. Глинской «Хлеб». Нравственная основа (поучительность) художественного текста. Главная мысль произведения, посвященного нравственным проблемам.


15

Я. Дягутите «Каравай».

Олицетворение как выразительное средство (общее представление без предъявления термина). Главная мысль произведения.



Звуки и краски природы 8 ч.


16

«Какого цвета осень?» М. Пришвин «Осеннее утро». Передача в произведениях авторского отношения к объекту описания. Слушание пьесы П.И. Чайковского «Октябрь».


17

И. Тургенев «Осень». Цвет, звук как выразительные средства и как содержание описания в поэтическом тексте. Слушание чтения учителя: И. Бунин «Листопад». В. Поленов «Золотая осень». Описание осени, использую цвета из стихотворения.


18

В. Брюссов «Сухие листья». Н Егоров «Листопад». Соотнесение выразительных средств в произведениях на одну тему, но разных видов искусства (живописи, поэзии, музыки).


19

«Каким бывает ветер?». Чтение отрывков о ветре из стихотворений Н. Некрасова, А. Пушкина, М. Исаковского. Слова-характеристики, сравнения как средства выразительности стихотворного текста.


20

Н. Некрасов «Перед дождём». Образные выражения. Определение настроения, которое создают слова-действия; сопоставление объектов сравнения.


21

«Осенняя сказка» Ю. Ярмыш. Слушание чтения учителя. Анализ произведения, воспринятого на слух: определение основного содержания.


22

«Осенняя сказка». А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало». Ф. Тютчев. Стихотворения о природе, их сравнение (по теме, по эмоциональному воздействию) с темой урока.


23

«Осенняя сказка» Н. Абрамцева. Описания в тексте как способ создания настроения читателя. Загадки — отгадки.



«Сказка — ложь, да в ней намек…» 10 ч.


24

«Секреты сказок». Тексты реалистические и сказочные: общее и различия. Д. Соколов «Паровозик». Н Фёдорова «Паровозик». Сказка о животных (повторение пройденного). «Рукавичка» Иллюстрация к сказке. Особенности сказки о животных.


25

Чтение с продолжением. Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок». Удержание» в памяти событий и героев, предсказание развития сюжета по предложениям-подсказкам.


26

Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок». Бытовая сказка как вид фольклорной сказки. Главная мысль сказки, герои—животные и люди, их характеристика. Начало и конец сказки. Особенности бытовой сказки.


27

В. Осеева «Добрая хозяюшка». Герои сказки — люди и животные, определение причины их поступков, их характеристика. Завязка сюжета как начало развития действия. Ответы на вопросы по тексту. Соотнесение иллюстрации с текстом произведения.


28

19. 10

Контрольная работа за 1 четверть. Проверка уровня начитанности.


29

Анализ к/р. Работа над ошибками. Любимая книга. Воспроизведение содержания произведений, прочитанных ранее. Выставка: «Наши любимые сказки».


30

«Давай поговорим…» Русская народная сказка «Каша из топора». Бытовая сказка юмористическая. Введение понятия — сказка -диалог. Завязка действия (повторение пройденного).


31

Русская народная сказка «Каша из топора». Характеристика героев. Нравственная основа сказки.


32

Слушание чтения учителя.


Бытовые шутливые сказки на одну тему. Составление характеристики главного героя с использованием данных слов.


33

Экскурсия в библиотеку.

Сказки бытовые. Сборники сказок, книга одной сказки. Иллюстрация в книге сказок.



О тех, кого человек приручил. 7 ч.


34

«Ищу себе хозяина…». М. Пришвин «Журка». Тема произведения и его нравственный смысл: ответственность человека за тех, кого он приручил.



ΙΙ четверть. 28 часов


1 (35)

Репродукция Ф.П. Решетникова «Опять двойка». Составление описательного рассказа. Нравственная основа истории, рассказанной художником на картине. В. Берестов «Прощание с другом». Ответы на вопросы.


2 (36)

«Друзья-проказники». Б. Житков «Галка». Познавательная основа произведений о животных. Прослеживание событий рассказа, повествующих о повадках галки. Реальность событий рассказа.


3 (37)

С. Щипачёв «Был у нас кот Васька». Самоконтроль в процессе чтения «про себя». Познавательная основа произведений о животных. Реальность событий рассказа.


4 (38)

В. Черкесов «Воробей». Взаимоотношения человека и животных как тема произведений.

Диалог как средство раскрытия отношений героев произведений.


5 (39)

«Воспоминание о друге». С. Образцов «Дружок». События, описываемые автором: последовательность, настроение, чувства, которые переживали герои.


6 (40)

С. Образцов «Дружок». Соотношение последовательности событий в тексте и иллюстрациях к ним. Составление плана пересказа рассказа. Проверочная работа по теме «О тех, кого человек приручил».



О смешном и серьезном 8 часов


7 (41)

Анализ проверочной работы. Работа над ошибками. «Что посеешь, то и пожнешь».

Ю. Ермолаев «Проговорился». Главная мысль прочитанного текста. Нравственный смысл произведения: взаимоотношения людей и животных.


8 (42)

Ю. Ермолаев «Проговорился». Диалог как прием выразительности. Деление на части, озаглавливание каждой части.


9 (43)

Малые фольклорные жанры (пословицы), связь их тем и главной мысли с эпическими произведениями (без предъявления термина).


10 (44)

Почему топор лучше шубы греет. Русская народная сказка «Два Мороза». Тема, главная мысль, сходство и различия сказок разных народов.


11 (45)

Русская народная сказка «Два Мороза». Формулирование своего отношения к героям произведения. Иллюстрация к сказке: назначение. Перевод сказок других народов. Работа переводчика. Малые фольклорные жанры: пословицы.


12 (46)

Какими бывают герои – животные? Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Заглавие произведения и его подтекст (без предъявления термина). Характеристика персонажей сказки.


13 (47)

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Крылатые выражения как прием выразительности. Любимая книга: узнавание сказки по иллюстрации.


14 (48)

Любимая книга. Рассматривание иллюстраций: соотнесение иллюстраций с названием сказки о животных. Характеристика героев сказок о животных. Литературный диктант.



Дружба – дело серьёзное. 11 часов


15 (49)

«Нет друга — ищи, а найдешь — береги». Братья Гримм «Бременские музыканты». Чтение с продолжением: самоконтроль выполнения учебной задачи


16 (50)

Братья Гримм «Бременские музыканты». Тема, сюжет и выразительные средства сказки. Главная мысль сказки, подбор пословицы к главной мысли. Формулирование своего отношения к героям произведения.


17 (51)

Братья Гримм «Бременские музыканты». Озаглавливание частей. Подготовка к подробному пересказу. Проверочная работа по темам «О смешном и серьёзном», «Дружба – дело серьёзное»


18 (52)

Анализ проверочной работы. Работа над ошибками. Экскурсия в библиотеку. Знакомство с творчеством братьев Гримм. Работа с каталогом.


19 (53)

Экскурсия в библиотеку. Рассматривание книг братьев Гримм, рассматривание иллюстраций. Проверка умения работать с детской книгой.

Д/з Пересказ сказки (по выбору).


20 (54)

«Умные договариваются, а глупые спорят». Б. Заходер «Мы - друзья». Нравственная основа юмористического стихотворения. Диагностика сформированности учебной и читательской деятельности. Тестовая работа.


21 (55)

Анализ тестовой работы. В. Г. Сутеев «Яблоко». Дружба, взаимопомощь и выручка — тема авторских сказок. Деление текста на части по данным названиям, краткий пересказ.


22 (56)

Проверка навыка чтения вслух (способ, правильность, осознанность). Любимая книга. В. Сутеев «Кораблик». Главные герои сказки, иллюстрации автора к сказке. Чтение по ролям.


23 (57)

«Вместе не так страшно». Е. Чарушин «Страшный рассказ». Герои художественного юмористического произведения: их чувства, поведение, особенности разговора. Диалог как прием характеристики героев.


24 (58)

В. Вересаев «Братишка». Выделение реальных событий в рассказе. Средства выразительности, используемые автором рассказа.


25 (59)

28.12(график)

Контрольная работа за 2 четверть. Проверка уровня начитанности.



Звуки и краски природы 8 часов


26 (60)


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Здравствуй, гостья зима». И. Суриков «Первый снег», Н. Фёдорова «Под снегом». Описание в стихотворном и прозаическом текстах. Особенности познавательного текста.


27 (61)

И. Никитин «Встреча зимы». «Очеловечивание» природы. Выборочное чтение. Репродукция как иллюстрация к прочитанным произведениям. Коллективный творческий проект «Приметы Нового года» (работа в группах).


28 (62)

Итоговая проверка выразительности чтения. Г. Скребицкий, В. Чаплина «Новогодняя ёлка в лесу». Завязка как начало развития повествования. Характеристик героев.



ΙΙΙ четверть 40часов


1 (63)

В. Бианки «Книга зимы», А Усачёв «Снежная книга». Мотивированное чтение, контроль осознанности чтения: основные события сюжета. Схожесть — различие текстов, их названий.


2 (64)

Волшебные краски Нового года. Е. Пермяк «Волшебные краски». Чтение с продолжением: восприятие нравственной стороны произведения.


3 (65)

Пермяк «Волшебные краски». Понимание идеи произведения: от чего зависят добрые и злые поступки человека. План пересказа текста.


4 (66)

Экскурсия в библиотеку. Как найти книгу, если знаешь или не знаешь автора. Порядок расположения книг на полках библиотеки. Каталог, каталожная карточка (бумажная и электронная).


5 (67)

Проверка навыка чтения вслух (способ, правильность, осознанность).



О тех, кого мы любим. 8 часов


6 (68)

Семья крепка ладом. Стихи А. Фета. Картины дома, описанные в стихах. Оценка настроения, созданная поэтом. Создание текстов на основе образца.


7 (69)

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Воспроизведение в воображении словесных художественных образов и картин жизни, изображённых автором. Работа с иллюстрацией. Выборочное чтение. Положительный и отрицательный герои сказки.


8 (70)

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Отношение автора (читателя) к ним. Выразительные средства народной сказки: постоянные эпитеты (без предъявления термина), народные выражения, стихотворные строчки и песни. Иллюстрации к сказке И. Я. Билибина.


9 (71)

«Любимая книга». Рассказ любимой сказки. Выставка «Сказки, которые мы любим». Презентация к рассказам.


10 (72)

«Дела семейные». Татарская сказка «Как бедняк гуся делил». Нравственный смысл фольклорной сказки. Выразительные особенности сказки, характеризующие ее принадлежность к какому-либо народу.


11 (73)

Татарская сказка «Два лентяя». Контроль восприятия смысла и основного содержания сказки, оценка своей деятельности. Черты характера, которые одобряются и осуждаются в народных сказках.


12 (74)

«Про всякое в сказке говорится…» Русская народная сказка «Снегурочка». Воспроизведение в воображении словесных художественных образов и картин жизни, изображённых автором. Выборочное чтение.


13 (75)

Русская народная сказка «Снегурочка». Пословицы в тексте народной сказки. Соотнесение иллюстраций с текстом сказки.



О тех, кого человек приручил 12 часов


14 (76)

«О ребятах и зверятах». В. Осеева «Почему». Чтение с продолжением: нравственный смысл рассказов о взаимоотношениях человека с животными.


15 (77)

В. Осеева «Почему». Определение главной мысли и героев произведения. Словесное иллюстрирование героев.


16 (78)

В. Осеева «Почему». Чувства, которые рождаются у читателя по отношению к безнравственным поступкам.


17 (79)

В. Осеева «Почему». Название рассказа как отражение главной мысли текста. Проверка умения работать с детскими книгами. Литературный диктант.


18 (80)

К. Паустовский «Барсучий нос». Описание героя, окружающей обстановки как выразительные средства повествования.


19 (81)

К. Паустовский «Барсучий нос». Нахождение описаний, сравнений. Нравственный смысл рассказов о взаимоотношениях человека с животными.


20 (82)

«Доброта творит чудеса». Е. Дементьев «Слепой заяц». Чтение с продолжением: удержание в памяти последовательности развития сюжета и действий героев.


21 (83)

Е. Дементьев «Слепой заяц». Работа над заголовком, иллюстрациями. Формулирование простых выводов, основываясь на содержании текста.


22 (84)

Человек и звери. В. Чаплина «Нюрка». Чтение с продолжением: удержание последовательности развития сюжета.


23(85)

В. Чаплина «Нюрка». Герои произведения. Работа с иллюстрациями. Литературный диктант.


24 (86)

В. Чаплина «Нюрка». Особенности передачи в повествовании отношений человека и животных. Выборочное чтение.


25 (87)

Проверочная работа по теме «О тех, кого человек приручил».



«Сказка ложь, да в ней намек…» 13 ч


26 (88)

Анализ проверочной работы. Работа над ошибками. «По страницам волшебных сказок». М. Булатов «О сказках». Особенности волшебных сказок.


27 (89)

Русская народная сказка «Жар птица и Василиса – царевна». Герои, особенности строения (повторы, волшебные помощники, завязка, присказка).


28 (90)

Русская народная сказка «Жар птица и Василиса – царевна». Работа с текстом как средство целостного его восприятия. Работа с иллюстрациями. Образы героев.


29 (91)

Русская народная сказка «Жар птица и Василиса – царевна». Лексика сказки: сказочные слова и выражения. Иллюстрация к сказке.


30 (92)

Любимая книга. Рассказывание любимой волшебной сказки (эпизода).


31 (93)

Диагностика сформированности читательской деятельности. Тестовая работа.


32 (94)

Анализ тестовой работы. «Жадным быть — себе вредить». Русская народная сказка «Золотая рыбка». Присказка. Образы персонажей.


33 (95)

Русская народная сказка «Золотая рыбка». Чтение с продолжением: положительный и отрицательный герои. Иллюстрации к сказке, соотношение с текстом.


34 (96)

Русская народная сказка «Золотая рыбка». Составление плана. Подготовка пересказа сказки от лица одного из героев.


35 (97)

Слушание. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение сказок — фольклорной и авторской, — близких по теме. Особенности каждой. Проверка выразительности чтения.


36 (98)

Защита проекта «Чему можно учиться, читая сказки».


37 (99)

Контрольная работа за 3 четверть. Проверка уровня начитанности.


38 (100)

Анализ контрольной работы. Текущая проверка навыка чтения молча (способ чтения, понимание, получение информации).



О смешном и серьезном. 16 часов


39 (101)

«Про упрямых и капризных». Африканская сказка «Упрямый слонёнок». Сказки о животных: герои, особенности сюжета. Комментирование заголовка.


40 (102)

Африканская сказка «Упрямый слонёнок». Иллюстрация к сказке: образы героев. Выборочное чтение. Чтение по ролям.



IV четверть. 32 часа


1 (103)

Африканская сказка «Упрямый слонёнок». Нравственная основа сказки. Составление плана. Подготовка к подробному пересказу.


2 (104)

Слушание чтения учителя. С. Михалков «Фома». Схожесть тем в сказках и стихотворных произведениях.


3 (105)

«Без труда нет добра». Русская народная сказка «Не плюй в колодец – пригодиться воды напиться». Чтение с продолжением. Бытовая сказка.


4 (106)

Русская народная сказка «Не плюй в колодец – пригодиться воды напиться». Реальность сюжета, необычность ситуации. Герои. Работа над заголовком. Нравственный аспект бытовой сказки. Выразительное чтение.


5 (107)

Русская народная сказка «Не плюй в колодец – пригодиться воды напиться». Деление сказки на части. Составление плана. Подготовка к подробному пересказу.


6 (108)

Сербская сказка «Кто не работает, тот не ест». Выделение признаков сказки. Работа с текстом. Анализ нравственной стороны сказки.


7 (109)

Сербская сказка «Кто не работает, тот не ест». Составление цепочки событий, которые раскрывают главную мысль сказки.


8 (110)

«Любимая книга». Выбор и пересказ сказки, у которой название — пословица.


9 (111)

«Короток век у лжи». Л. Толстой «Лгун». Чтение «про себя», контроль и самоконтроль осознанности чтения: «удержание» в памяти сюжетной линии повествования.


10 (112)

В. Осеева «Что легче?» Главная мысль рассказа. Формулирование своего отношения к героям произведения. Работа с пословицами, текстом и иллюстрациями.


11 (113)

Русская народная сказка «Лисичка сестричка и серый волк». Чтение с продолжением: сюжет, характеристика героев.


12 (114)

Русская народная сказка «Лисичка сестричка и серый волк». Хорошие и плохие поступки.


13 (115)

Проверочная работа по теме «О смешном и серьезном».

Рассматривание рисунков учебника и определение, в каком произведении «живут» эти герои. Краткий пересказ изображенных эпизодов сказки.


14 (116)

Экскурсия в библиотеку. Обсуждение нравственной основы книг С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, А.Л. Барто, В.А. Осеевой.



Дороже нет родного края 15 часов


15 (117)

«Картины родной природы». А. Фета «Чудная картина», А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя». Сравнение произведений. Анализ образных слов и выражений. Выразительное чтение.


16 (118)

С. Есенин «Берёза». Средства выразительности: образные слова и выражения, сравнения. Значение сравнений как средства выразительности в описательном тексте. Итоговая проверка выразительности чтения


17 (119)

А. Чехов «Весной». Описания природы в стихотворном и прозаическом произведениях. Настроение, которое они создают. Главная мысль текста. Декламация стихотворных произведений после предварительной подготовки.


18 (120)

«Сказки народов России». «О сказках народов России». Татарская сказка «Шурале». Работа с текстом: словесный портрет героя.


19 (121)

Нанайская сказка «Айога». Нравственные «уроки». Примеры передачи национальных особенностей жизни нанайского народа.


20 (122)

Ненецкая сказка «Белый медведь и бурый медведь». Нравственные «уроки». Соотнесение иллюстрации с соответствующим эпизодом сказки.


21 (123)

Проверка навыка чтения молча (понимание, осознание текста).


22 (124)

«Дорогами войны». А. Митяев «Кто нужнее», С Михалков «Быль для детей». Словесная оценка чувств, которые вызывают стихотворные строки о войне.


23 (125)

В. Степанов «Шинель». Прием олицетворения. Главная мысль текста. Тема войны в стихотворных и прозаических произведениях.


24 (126)

Л. Кассиль «Сестра». Т. Белозёров «День Победы». Рассматривание картины М. И. Самсонова «Сестрица», составление рассказа-описания.


25 (127)

«Между боями». А. В. Митяева «Отпуск на четыре часа». Внутреннее состояние героев. Использование автором народных примет. Выборочное чтение.


26 (128)

А.В. Митяева «Отпуск на четыре часа». Последовательность событий. Составление плана. Работа с иллюстрацией.


27 (129)

Слушание чтения учителя (отрывок из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин»). Рассматривание картины Ю. М. Непринцева «Отдых после боя». Составление рассказа-описания с опорой на рекомендации. Литературный диктант.


28 (130)

«Дети войны». Б. А. Лавренев «Большое сердце». События времен войны как основа повествования. Работа с текстом. Выборочное чтение.


29 (131)

Б. А. Лавренев «Большое сердце». Последовательность событий. Словесный портрет героев произведения (по выбору). Чтение по ролям диалогов.



Звуки и краски природы 4 ч


30 (132)

Контрольная работа за 4 четверть. Проверка уровня начитанности.


31 (133)

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. «Скоро лето». В. П. Катаев «Дудочка и кувшинчик». Обсуждение

жанра произведения: можно ли назвать его сказкой. Выделение в тексте описания, диалогов. Чтение по ролям любого диалога.


32 (134)

В. П. Катаев «Дудочка и кувшинчик». Основные события сюжета. Части текста и их названия, его общий план, план отдельной части. Формулировка

нравственных суждений.


33 (135)

Итоговая проверка сформированности учебной и читательской деятельности. Тестовая работа.

«Музыка лета». Н. Л. Луганский «Музыка леса». Главная мысль произведения, характеристика героев, анализ заглавия. Репродукции картины Б. М. Кустодиева «Летний праздник». Составление мини-сочинения по воображаемой ситуации.



Обобщающий урок 1 ч.


34 (136)

Анализ тестовой работы. Повторение. Викторина по изученным произведениям «Литературный герой». Рекомендации для летнего чтения.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!