СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс. УМК "Начальная школа 21 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных  стандартов второго поколения и  программы УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой.  Рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю (102 часа в год) и построена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 4 класс. УМК "Начальная школа 21 века"»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю (102 часа в год) и построена в соответствии с нормативно-правовыми документами:


  • Федеральным Законом «Об образовании в РФ» (от 29.12. 2012 года № 273 – ФЗ).

  • Приказом Министерства образования в РФ от 05.03. 2004 года № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Приказом Министерства образования в РФ от 09.03. 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования».

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03. 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию…».

  • Учебным планом МБОУ СОШ № 2 на 2017-2018 учебный год.

Курс литературного чтения помогает ребёнку стать читателем: подводит к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогащает читательский опыт.

Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи курса «Литературное чтение»:

 обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

 научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

 систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

 включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

 формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

 расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.


Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).


      Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
      Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.     

  


Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

художественно-эстетического,

литературоведческого,

коммуникативно-речевого.
      Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
      Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.
      Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Новизной данной программы является «нерасчленен­ность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художест­венной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выде­ляются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются ком­плексно все задачи литературного образования младших школьников.

Программа и учебные материалы решают вопросы эмо­ционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспита­ния, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и но­вые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.


Ценностные ориентиры содержания.

Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает

огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).

Результаты освоения курса.

Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  1. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  2. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  3. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  4. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  5. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  6. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  7. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  8. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  9. определение общей цели и путей ее достижения;

  10. умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной

деятельности;

  1. осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  2. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  3. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  4. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  5. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.


Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».


Межпредметные связи:


 с уроками русского языка: составление и запись предложений и мини-текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;

 с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;

 с уроками музыки: слушание музыкальных произведений по теме изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);

 с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, лего-конструкции к изученным произведениям или разделам).



Содержание тем учебного курса

3 класс (102 ч)


Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве об­разного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произве­дения, осознание схожести и различий настроений героев, ав­торской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, вы­явление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произ­ведения.

Умение на слух воспринимать разные по жанру произведе­ния, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.

Умение определять задачу чтения — что и с какой целью чи­тается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.

Умение сопоставлять два ряда представлений в произведе­нии — реальных и фантастических.

Чтение. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произве­дения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелоди­ка речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наи­зусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе – не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы)

Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оце­нивание их поступков; сопоставление поступков героев.

Понимание и различение значений слов в тексте; нахожде­ние в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпите­тов, сравнений.

Составление простого плана рассказа, сказки; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану.

Составление творческого пересказа (изменение лица рас­сказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произве­дения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.


Круг чтения

Произведения устного народного творчества русского наро­да и народов мира: сказки, загадки, пословицы, былины, леген­ды, сказы. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы раз­ных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии, из летописи.

Стихотворные и прозаические произведения отечествен­ных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приклю­ченческая детская книга. Научно-познавательная книга: о приро­де, о путешествиях, об истории, о научных открытиях. Юмори­стическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.

Справочная детская литература (детские энциклопедии, сло­вари).

Примерная тематика. Художественные произведения о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве, о путешествиях и приключениях. Научно-познава­тельные произведения: о растениях и животных, о вещах и пред­метах, об изобретениях и изобретателях.

Жанровое разнообразие. Расширение знаний в области жанровых особенностей сказок (народной и литературной), рас­сказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказов, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разно­образных по жанрам и темам.

Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-бы­ли», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь — сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.

Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, посто­янные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т. д.), ги­перболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).

Литературная сказка: сходство с народной сказкой (ска­зочные герои, структурное сходство, превращения, победа доб­рых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональ­ных переживаний.

Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенно­сти художественного рассказа: эмоционально-образное описа­ние героев, интересных случаев из их жизни, возбуждающее во­ображение читателя. Отношение автора к своим героям.

Стихотворное произведение: ритмический рисунок, стро­ка, строфа, рифма, средства выразительности.

Научно-популярные рассказы. Особенности: отличие об­раза от понятия, термин; развитие логических связей, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.

Очеркповествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действи­тельными событиями жизни страны, отношением человека к Ро­дине, к людям, к природе.

Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесло­вие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведе­ния об авторе. Элементарные знания о времени создания про­изведения.


Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: лите­ратура, фольклор, литературное произведение, литературное творчество.

Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загад­ка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворе­ние, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения.

Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, ав­торская характеристика, сюжет, композиция.

Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола.

Юмор и сатира как средства выражения авторского за­мысла.

Фантастическое и реальное.


Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Умение написать изложение, небольшое сочинение по тек­стам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведе­нием устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.

Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на неё каталожную карточку.

Умение воспроизводить сценические действия (по сюже­там небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.



Чтение: работа с информацией

Работа с информацией, полученной из выходных сведе­ний, аннотации, содержания. Информация о произведении до чтения (фамилия автора, заголовок, подзаголовок); прогнозиро­вание содержания книги по её названию и оформлению.

Сбор информации о произведении после чтения (жанр, те­ма, структура).

Использование информации из готовых таблиц для харак­теристики героев. Работа с таблицами, схемами, моделями.

Использование поискового, ознакомительного, изучающего и просмотрового видов чтения для получения информации.

Нахождение информации, применение её для решения учебных задач. Определение порядка учебных действий, состав­ление алгоритма (памятки) решения учебной задачи.

Оценка полученной информации о книге и литературных героях.


Межпредметные связи:

• с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитан­ной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т. д.);

• с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаи­мообогащении музыки и литературы;

• с уроками изобразительного искусства: иметь представле­ние о близости произведений словесного и изобразительно­го искусства, изученных по программе, об искусстве книж­ной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал своё пони­мание прочитанного.


Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.


В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь

  • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);

  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;

  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

  • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).






Материально-техническое обеспечение учебного предмета


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количе­ство

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты по литератур­ному чтению для 1-4 классов по программе «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Примерная программа начального общего обра­зования по литературному чтению

К


Д

УМ К выбираются с учётом типа школы

С русским (род­ным) языком обучения.

Библиотечный фонд комп­лектуется на основе феде­рального перечня учебников, рекомендованных (допущен­ных) Минобрнауки РФ.

С учётом типа школы с рус­ским (родным) и родным (нерусским) языком обучения

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с те­матикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифро­вой форме)

Д


Словари по русскому языку.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литера­турному чтению (в том числе в цифровой форме).

Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей

Ф

Д



Д/К

Д


Технические средства обучения


Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Проигрыватель.

Магнитофон.

Компьютер .


Д


Д


Д

Д

Д






С диагональю не менее 72 см


Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи художественного исполнения из­учаемых произведений.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.

Д

Д




Игры и игрушки

Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины

Ф


Оборудование класса


Ученические столы двухместные с комп­лектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстратив­ного материала.

Полки для «Уголка книг».

Подставки для книг, держатели для схем и таб­лиц и т. п.

К

Д

Д


Д

Д

Д







Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебники:

Л.А. Ефросинина Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана – Граф,2014.

Л.А. Ефросинина Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2014.

Рабочие тетради:

Л.А. Ефросинина Литературное чтение: 3 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2014 .

Методическое обеспечение:

Л.А. Ефросинина Литературное чтение в 3 классе Методическое пособие. – М.: Вентана –Граф, 2012.

Л.А. Ефросинина ОЦЕНКА ЗНАНИЙ. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. 208с.,416с.

Беседы с учителем: Методика обучения : 3 класс / Под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана – Граф, 2005. – 384с.

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана – Граф, 2010. – 176с.

Литературное чтение. 1-4 классы. Электронное учебное пособие. Словарь-справочник «Книгочей», Л.А.Ефросинина

Список литературы


1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Министерство

образования РФ.

  1. Примерные программы для начальной школы. Министерство образования РФ.

  2. Программа начальной школы «Литературное чтение» Л.Ф.Ефросинина, М.И. Оморокова:

Вентана-Граф, 2012

  1. Сборник программ. Москва.: Вентана-Граф, 2012.

  2. Беседы с учителем. Четвертый класс четырёхлетней начальной школы. Изд.центр

Вентана- Граф, Москва.2012.

  1. Л.А. Ефросинина Литературное чтение в 4 классе: Методическое пособие. – М.:

Вентана –Граф, 2014.- 224с.

  1. Л.А. Ефросинина ОЦЕНКА ЗНАНИЙ Литературное чтение в начальной школе:

Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков

чтения, диагностические задания: в 2 ч. 208с., 416с.