Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Мочильская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
_________логопедии__________
_________6 класс_________ _
________2019-2020 учебный год__
Учитель логопед
Теряева Т.С
Содержание.
Паспорт рабочей программы………………………………… 3
Пояснительная записка………………………………………. 4
Тематическое планирование………………………………… 6
План работы по коррекции нарушения письма…………… 7
Календарно – тематический план…………………………… 11
Планируемые результаты…………………………………… 15
Учебно – методическое обеспечение……………………… 16
Лист внесения изменений…………………………………… 17
Приложение…………………………………………………… 18
Паспорт
рабочей программы по логопедическим занятиям.
Тип программы: программа специального (коррекционного) образовательного учреждения вида.
Статус программы: рабочая программа дополнительных часов.
Назначение программы:
- для обучающихся: образовательная программа обеспечивает реализацию их прав на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества образовательных услуг.
Категория обучающихся: учащиеся 6 класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мочильская средняя общеобразовательная школа»
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 64 часа.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 часа в неделю.
Форма контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по логопедическим занятиям (коррекция письменной речи) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Приказ Министерства Образования Российской Федерации от 10.04.2002 года, № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой. Москва 2006 г.
Учебного плана «Мочильская средняя общеобразовательная школа»
Письма МО РФ «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении 8 вида» от 20.06.2002. 29/2194-6 (приложение 3).
Программа рассчитана на 64 часа.
Программа предусматривает овладение знаниями в объеме базового ядра обязательных учебных курсов, единых для образовательных учреждений РФ. Учитывает особенности познавательной деятельности учащихся с отклонениями в развитии. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.
Цель:
Предупреждение и коррекция речевых и психофизических нарушений, личностное развитие ребенка, социальная адаптация.
Задачи программы обучения:
- формирование и развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие слуховых диффернецировок;
- развитие слухового и зрительного внимания;
- формирование правильного произношения;
- преодоление нарушений звуко-слоговой структуры;
- развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов;
- уточнение, расширение и активизация словарного запаса, обучение способом словообразования;
- формирование лексико-грамматического строя речи;
- улучшение орального праксиса и артикулярной моторики;
- формирование коммуникативной функции речи;
- развитие психических процессов;
- корректирование познавательной деятельности;
- формирование умения практического усвоения устной речи;
- развитие речевой компетенции;
- воспитание культуры речевого общения;
- расширение представления об окружающем мире.
Основной формой организации учебного процесса по логопедии являются – индивидуальные и фронтальные занятия.
Основные технологии:
- личностно – ориентированные;
- информационно – коммуникативные;
- уровневая дифференциация;
- деятельный подход;
- здоровье сберегающие;
- игровые.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции:
- наглядные пособия (картинки, развивающие игры);
- создание ситуации успеха;
- игровые моменты;
- сюрпризы;
- занимательные задания.
Основными видами деятельности учащихся 6 класса на занятиях являются:
- беседа;
- коррекционно – развивающие игры и задания;
- составление рассказов, предложений из слов;
- дифференциация звуков;
- работа по карточкам;
- письмо под диктовку;
- творческие задания;
- развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
- работа с деформированным текстом;
- исправление ошибок в словах, словосочетаниях, предложениях, в тексте;
- подбор родственных и проверочных слов.
Тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Дифференциация гласных | п. № 1, 11 ч. |
2 | Дифференциация согласных звуков | п. № 2, 11 ч. |
3 | Слово | п. № 3, 33 ч. |
4 | Предложение | п. № 4 , 6 ч. |
5 | Проверочный диктант | п. № 5, 4 ч. |
| Итого: | 64 часа |
План работы
с учащимися 6 класса по коррекции нарушения письма
№ урока | Тема занятия | Содержание коррекционной работы | Грамматические темы, используемые на занятиях | Количество часов |
| Фронтальное обследование Обследование устной речи Исследование процесса письма, чтения. Логопедическое заключение. Комплектование групп для логопедических занятий | 1-я, 2-я неделя сентября |
1 четверть | 12 |
Дифференциация гласных | |
1 | Алфавит | Соотнесение звука с буквой | Порядок букв в русской азбуке | 1 |
2 | Гласные и согласные звуки и буквы | Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. | Гласные и согласные звуки и буквы. | 1 |
3 | Звуко–слоговой анализ слов | Коррекция фонетического слуха, восприятия, внимания, анализа и синтеза. | Звуки и буквы. | 1 |
4 | Ударение. Безударные гласные. | Закрепление умения проверять правильность написания безударных гласных. | Правописание безударных гласных. | 1 |
5 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Парные гласные | Коррекция слухового и зрительного внимания. | Гласные звуки и буквы. | 1 |
6 | Дифференциация гласных [а-я]. | Дифференциация гласных в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте. | Гласные звуки и буквы. | 1 |
7 | Дифференциация [у-ю]. | Дифференциация гласных в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте. | Гласные звуки и буквы. | 1 |
8 | Дифференциация [о-ë]. | Дифференциация гласных в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте. | Гласные звуки и буквы. | 1 |
9 | Дифференциация [ы-и]. | Дифференциация гласных в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте. | Гласные звуки и буквы. | 1 |
10 | Дифференциация [ë-ю]. | Дифференциация гласных в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте. | Гласные звуки и буквы. | 1 |
11 | Мягкий знак в функции смягчения и разделения | Закрепление умения выделять в словах слоги с разделительным «ь» и отличать от мягкого знака в функции разделения. | Разделительный мягкий знак | 1 |
12 | Проверочный диктант | | | 1 |
2 четверть | 14 |
Дифференциация согласных звуков |
13 | Парные звонкие и глухие согласные. | Закрепление умения проверять правильность написания звонких и глухих согласных в середине и конце слова. | Согласные звуки и буквы. | 1 |
14 | Звуки [б-п],[ бʹ-пʹ] | Дифференциация согласных в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте. | Согласные звуки и буквы. | 1 |
15 | Звуки [в-вʹ], ф-фʹ] | Дифференциация согласных в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте. | Согласные звуки и буквы. | 1 |
16 | Звуки [г-гʹ], [к-кʹ] | Дифференциация согласных в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте. | Согласные звуки и буквы. | 1 |
17 | Звуки [д-дʹ], [т-тʹ] | Дифференциация согласных в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте. | Согласные звуки и буквы. | 1 |
19 | Звуки [з-зʹ], [с-сʹ] | Дифференциация согласных в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте. | Согласные звуки и буквы. | 1 |
20 | Звуки [ж-ш] | Дифференциация согласных в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте. | Согласные звуки и буквы ж-ш. | 1 |
21 | Звуки [с-сʹ], [ц] | Дифференциация согласных в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте. | Согласные звуки и буквы. | 1 |
22 | Звуки [ч-ц] | Дифференциация согласных в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте. | Согласные звуки и буквы. | 1 |
23 | Звуки [ч-щ] | Дифференциация согласных в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте. | Согласные звуки и буквы ч-щ. | 1 |
24 | Звуки [р-л] | Дифференциация согласных в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте. | Согласные звуки и буквы. | 1 |
Слова |
25 | Корень. Родственные слова. | Развитие навыка использования различных способов словообразования. Обогащение, актуализация словарного запаса. | Часть слова. Корень. | 1 |
26 | Состав слова. Суффикс. | Развитие навыка использования различных способов словообразования. Обогащение, актуализация словарного запаса. | Часть слова. Суффикс. | 1 |
27 | Состав слова. Приставка. | Развитие навыка использования различных способов словообразования. Обогащение, актуализация словарного запаса. | Часть слова. Приставка. | 1 |
28 | Проверочный диктант | | | 1 |
3 четверть | 22 |
29 | Состав слова | Развивать навыки использования различных способов словообразования. Обогащение, актуализация словарного запаса | Части слова | 1 |
30-31 | Предлоги | Раздельное написание предлогов. Уточнить лексическое значение различных предлогов. | Правила написания предлогов со словами | 2 |
32-33 | Дифференциация предлогов и приставок | Закрепление навыка дифференциации предлогов и приставок, умения согласовывать слова в словосочетаниях, предложениях | Правила написания приставок и предлогов со словами | 2 |
34 | Сложные слова | Развитие абстрактно-логического мышления | Часть слова корень | 1 |
35 | Слова «приятели» | Развитие умения подбирать слова близкие по значению | Синонимы | 1 |
36 | Слова «неприятели» | Развитие умения подбирать слова противоположные по значению | Антонимы | 1 |
37-38 | Однозначные и многозначные слова | Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления | | 2 |
39-40 | Прямое и переносное значение слов. Фразеологические обороты | Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления | | 2 |
41-43 | Имя существительное | Дифференциация существительных разного рода | Существительное как часть речи | 3 |
44-45 | Изменение существительных по числам | Окончание имен существительных | Существительное как часть речи | 2 |
46-48 | Изменение существительных по падежам | Падежное окончание имен существительных | Склонение имен существительных | 3 |
49 | Проверочный диктант | | | 1 |
4 четверть | 16 |
50-51 | Имена собственные | Закрепить навыки правильного написания собственного имени | Имя существительное | 2 |
52 | Имя прилагательное | Правописание окончаний прилагательных | Прилагательное как часть речи | 1 |
53-54 | Согласование прилагательных с существительными в числе и роде | Развитие навыков согласования частей речи | Окончание прилагательных | 2 |
55-57 | Согласование прилагательных с существительными в падеже | Развитие навыков согласования частей речи | Падежное окончание прилагательных | 3 |
Предложение | 1 |
58 | Связь слов в предложении | Распространенное и нераспространённое предложение | предложение | 2 |
59-60 | Главные и второстепенные члены предложения | Закрепления умения определять главные и второстепенные члены предложения | Подлежащее. Сказуемое. | 1 |
61 | Однородные члены предложения | Закрепления навыка определения однородного подлежащего, сказуемого | | 1 |
62-63 | Сложное предложение | Знакомство со сложным предложением. Формирование умения выделять главные члены предложения в нем | Сложное предложение. Союзы и, а, но | 2 |
64 | Проверочный диктант | | | 1 |
| Фронтальное обследование. Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезов, проверочных работ. Подведение итогов работы за год. | 1 |
Календарно – тематический план
№ урока | № раздела | Тема занятия | Количество часов | Дата |
1 четверть | 12 | |
| 1 | Дифференциация гласных | | |
1 | 1 | Алфавит | 1 | 17.09 |
2 | 1 | Гласные и согласные звуки и буквы | 1 | 18.09 |
3 | 1 | Звуко-слоговой анализ слова | 1 | 24.09 |
4 | 1 | Ударение. Безударные гласные | 1 | 25.09 |
5 | 1 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Парные гласные | 1 | 01.10 |
6 | 1 | Дифференциация [а-я] | 1 | 02.10 |
7 | 1 | Дифференциация[у-ю] | 1 | 08.10 |
8 | 1 | Дифференциация[о-ë] | 1 | 09.10 |
9 | 1 | Дифференциация[ы-и] | 1 | 15.10 |
10 | 1 | Дифференциация [ë-ю] | 1 | 16.10 |
11 | 1 | Мягкий знак в функции смягчения и разделения | 1 | 22.10 |
12 | | Проверочный диктант | | 23.10 |
2 четверть | 14 | |
| 2 | Дифференциация согласных звуков | | |
13 | 2 | Парные звонкие и глухие согласные | 1 | 12.11 |
14 | 2 | Дифференциация [б-п], [бʹ-пʹ] | 1 | 13.11 |
15 | 2 | Дифференциация [в-вʹ], ф-фʹ] | 1 | 19.11 |
16 | 2 | Дифференциация [г-гʹ], [к-кʹ] | 1 | 20.11 |
17 | 2 | Дифференциация [д-дʹ], [т-тʹ] | 1 | 26.11 |
18 | 2 | Дифференциация [з-зʹ], [с-сʹ] | 1 | 27.11 |
19 | 2 | Дифференциация [ж-ш] | 1 | 03.12 |
20 | 2 | Дифференциация [с-сʹ], [ц] | 1 | 04.12 |
21 | 2 | Дифференциация [ч-ц] | 1 | 10.12 |
22 | 2 | Дифференциация[ч-щ] | 1 | 11.12 |
23 | 2 | Дифференциация[р-л] | 1 | 17.12 |
| 3 | Слово | | |
24 | 3 | Корень. Однокоренные слова | 1 | 18.12 |
25 | 3 | Корень слова | 1 | 24.12 |
26 | | Проверочный диктант | 1 | 25.12 |
3 четверть | 22 | |
27 | 3 | Суффикс | 1 | 14.01 |
28 | 3 | Приставка | 1 | 15.01 |
29 | 3 | Состав слова. | 1 | 21.01 |
30 | 3 | Предлоги | 1 | 22.01 |
31 | 3 | Предлоги | 1 | 28.01 |
32 | 3 | Дифференциация предлогов и приставок | 1 | 29.01 |
33 | 3 | Дифференциация предлогов и приставок | 1 | 04.02 |
34 | 3 | Сложные слова | 1 | 05.02 |
35 | 3 | Слова – «приятели» | 1 | 11.02 |
36 | 3 | Слова – «неприятели» | 1 | 12.02 |
37 | 3 | Однозначные и многозначные слова | 1 | 18.02 |
38 | 3 | Имя существительное | 1 | 19.02 |
39 | 3 | Имя существительное | 1 | 25.02 |
40 | 3 | Имена собственные и нарицательные | 1 | 26.02 |
41 | 3 | Имена собственные и нарицательные | 1 | 03.03 |
42-43 | 3 | Изменение существительных по числам | 2 | 04.03-10.03 |
44-45 | 3 | Изменение существительных по родам | 2 | 11.03-17.03 |
46-47 | 3 | Изменение существительных по родам и числам | 2 | 18.03-24.03 |
48 | | Проверочный диктант | 1 | 25.03 |
| | 4 четверть | 16 | |
49 | 3 | Изменение существительных по падежам | 1 | 08.04 |
50 | 3 | Изменение существительных по падежам | 1 | 09.04 |
51 | 3 | Изменение существительных по падежам | 1 | 15.04 |
52 | 3 | Изменение существительных по падежам | 1 | 16.04 |
53 | 3 | Имя прилагательное | 1 | 22.04 |
54 | 3 | Имя прилагательное | 1 | 23.04 |
55 | 3 | Согласование прилагательных с существительными в числе т роде | 1 | 29.04 |
56 | 3 | Согласование прилагательных с существительными в падеже | 1 | 30.04 |
57 | 3 | Согласование прилагательных с существительными в падеже | 1 | 05.05 |
| 4 | Предложение | | |
58 | 4 | Связь слов в предложении | 1 | 06.05 |
59 | 4 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | 12.05 |
60 | 4 | Простое предложение. | 1 | 13.05 |
61 | 4 | Сложное предложение. | 1 | 19.05 |
62 | 4 | Простое предложение с однородными членами. | 1 | 20.05 |
63 | 4 | Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов. | 1 | 26.05 |
64 | | Проверочный диктант | 1 | 27.05 |
Планируемые результаты
Основные требования к уровню подготовки обучающихся
6 класс.
Учащиеся должны уметь:
- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
- проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
- обозначать мягкость согласных буквой Ь;
- разбирать слово по составу;
- строить простое распространённое предложение;
- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух, читать «про себя», выполняя задания учителя;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно;
- отвечать на вопросы учителя.
Учащиеся должны знать:
- термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, звук, буква, артикуляция и т.д.;
- твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
- способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).
Учебно – методическое обеспечение.
Бачина О.В., Вилочеева М.П. Школьный логопункт: организация и содержание работы. Москва, 2009 г.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю., Организация логопедической работы в школе. Москва 2006 г.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва, 1999г.
Ламаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Москва, «Владос», 1999 г.
Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. Москва, 1997 г.
Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. Москва, 2005 г.
Лист внесения изменений
Класс | Дата | Количество не проведенных уроков | Причина | Согласование с курирующим завучем |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Контрольно – измерительный материал по курсу
6 класс
Диагностический
Леня провел каникулы у дедушки Ильи. Дедушка работает лесником. Он охраняет лес. Избушка дедушки стоит на лесной полянке. Рядом с избушкой растет большой дуб. Леня часто ходил с дедушкой в лес. Он приносил домой много ягод и грибов. Летние каникулы Леня провел хорошо. (46 слов)
Проверочные диктанты
1 четверть
Осень
Осенью небо затянуло тучами. Солнышко становится холоднее и показывается реже. Целый день льют моросящие дожди. На березе и клене желтеют листья. Улетают в теплые края перелетные птицы. Животные утепляют свое жилье. Под елкой Таня нашла колючего ежика. Охотник нашел лисью нору. Мальчики наблюдают за полетом ласточек. Скоро вьюга заметет всю землю. (51 слово)
2 четверть
Зима
Наступила зима. Солнце светит, но греет мало. Дни стали короткими, а ночи длинными. Глубокий снег покрыл землю. Толстый лед лежит на реках и озерах. Часто бывают морозы и метели. Деревья стоят без листьев. Только сосны и ели зеленые. Люди надевают теплую одежду. В домках они топят печи. Дети весело играют в снежки. Они лепят снежную бабу. Мальчики катаются на санках и коньках. (63 слова)
3 четверть
Наши друзья
В садах и на полянах много насекомых. Для деревьев особенно опасны гусеницы. Гусеницы съедают листья. Деревья погибают. Насекомые поедают скворцы, снегири, синицы и другие птицы. Зимой ребята помогают птицам. Они для птиц делают кормушки. В кормушки насыпают корм. Синицы, снегири и другие птицы прилетают к этим кормушкам. Птицы – наши друзья. Их надо беречь. (53 слова)
4 четверть
Гроза
Стояло жаркое летнее утро. Легкие белые облака проносились по ясному небу. К вечеру поднялся сильный ветер. На небе появились черные тучи. В вечернем воздухе покатились гулкие раскаты грома. Крупные капли дождя застучали по крышам. Через час темные тучи пронеслись. С гор побежали шумные ручьи. На улице много больших луж. С веселым шумом пронеслись белогрудые ласточки. Хорошо после летнего дождя. (60 слов)