Министерство образования и науки
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №2 VIII вида»
« Согласованно» Председатель МО ______________/___________________/ ФИО Протокол №___ от __»_________»__ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СКОШИ № 2 VIII вида» _____________/_____________________/ «____»_______________20_____г | «Согласовано» Директор ГОУ « СКОШИ № 2 VIII вида» ________________/____________________/ Приказ № ____ от «_______»_____20___г. М.п. |
Рабочая программа
По м а т е м а т и к е 6 к л а с с
Модогоровой Евдокии Егоровны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №___от
«__»_______20____г.
Г. Улан-Удэ
Пояснительная записка
Программа составлена для учающихся 6 класса специального (коррекционного) класса VIII вида на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Математика. 5-9 кл./Авторы –М.Н. Перова, В.В.Эк (под редакцией В.В. Воронковой); Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос» - 2001 год, допущенной Министерством образования РФ.
Рабочая программа рассчитана на 168 часа в год, 5 часов – в неделю, из них 1 час в неделю отводится на изучение геометрического материала, что в год составляет 33 часа.
Цель преподавания математики:
- Дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
Задачи:
- Через обучение математике повышать уровень общего развития учащихся вспомогательных школ и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;
- развивать речь учащихся, обогащать её математической терминологией;
- воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
В 6 классе школьники знакомятся с многозначными числами в пределах 1 000 000. Они учатся читать числа, записывать их под диктовку, сравнивать, выделять классы и разряды.
Знание основ десятичной системы счисления должно помочь учащимся овладеть счетом различными разрядными единицами. При изучении первой тысячи наряду с другими пособиями должно быть использовано реальное количество в 1 000 предметов. В дальнейшем основными пособиями остаются нумерационная таблица и счеты.
При обучении письменным вычислениям необходимо добиться прежде всего четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Умения правильно производить арифметические записи, безошибочно вычислять и проверять эти вычисления возможно лишь при условии систематического повседневного контроля за работой учеников, включая проверку письменных работ учителем.
Образцы арифметических записей учителя, его объяснения, направленные на раскрытие последовательности в решении примера, служат лучшими средствами обучения вычислениям.
Обязательной на уроке должна стать работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных вычислений. Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся, которым отводится значительное место.
Устное решение примеров и простых задач с целыми числами дополняется в 6 классе введением примеров и задач с обыкновенными дробями. Для устного решения даются не только простые арифметические задачи, но и задачи в два действия. Можно познакомить учащихся и с некоторыми частными приемами выполнения устных вычислений.
Параллельно с изучением целых чисел продолжается ознакомление с величинами, с приемами письменных арифметических действий с числами, полученными при измерении величин. Учащиеся должны получить реальные представления о каждой единице измерения, знать их последовательность от самой мелкой до самой крупной (и в обратном порядке), свободно пользоваться зависимостью между крупными и мелкими единицами для выполнения преобразований чисел, их записи с полным набором знаков в мелких мерах (5 км 003 м, 14 р. 02 к. и т. п.).
Десятичные дроби рассматриваются как частный случай обыкновенных, имеющих знаменатель единицу с нулями. Оба вида дробей необходимо сравнивать (учить видеть черты сходства и различия, соотносить с единицей).
Для решения примеров на сложение и вычитание обыкновенных дробей берутся дроби с небольшими знаменателями.
На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя большое внимание самостоятельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход.
Наряду с решением готовых текстовых арифметических задач учитель должен учить преобразованию и составлению задач, т. е. творческой работе над задачей. Самостоятельное составление и преобразование задач помогает усвоению структурных компонентов задачи и общих приемов работы над задачей.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера.
Учебный план 6 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Из них: | Форма контроля |
Теория | Практика |
1 четверть-45 ч. |
1 | Нумерация | 5 | 2 | 3 | Фронтальный опрос |
2. | Арифметические действия с целыми числами | 11 | 3 | 15 | Самостоятельная работа |
3. | Нумерация многозначных чисел (1 миллион) | 10 | 3 | 7 | Арифметический диктант |
4. | Сложение и вычитание в пределах 10000 | 11 | 2 | 9 | Индивид задания Сам. работа |
5. | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении | 8 | 3 | 7 | Тесты Индив. задания |
II четверть-35 ч. |
1. | Обыкновенные дроби | 9 | 3 | 7 | Фронт. опрос Практ. работа |
2. | Сложение и вычитание обыкн. дробей с одинаковыми знаменателями | 9 | 3 | 10 | Самостоятельная работа |
3. | Сложение и вычитание смешанных чисел | 8 | 3 | 8 | Индивидуальн. задания |
4. | Скорость. Время. Расстояние (путь) | 5 | 2 | 5 | Работа по карточкам |
5. | Геометрический материал | 4 | 2 | 2 | Практич. Работа |
III четверть-50 ч. |
1. | Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки | 20 | 5 | 15 | Самостоят. работа Индив. задания |
2. | Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки | 23 | 5 | 18 | Самост. работа Работа по карточкам |
3. | Геометрический материал | 7 | 2 | 5 | Практическая работа |
4 четверть-40 ч. |
1. | Таблица классов и разрядов | 4 | 2 | 2 | Раздаточный материал |
2. | Сложение и вычитание чисел | 10 | 3 | 7 | Самостоят. работа Индивидуальн. задания |
3 | Умножение и деление чисел на однозначное число | 10 | 4 | 6 | Арифметический диктант |
4. | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении | 5 | 2 | 3 | тесты |
5. | Решение примеров на порядок действий | 6 | 3 | 3 | Работа по карточкам |
6. | Геометрический материал | 5 | 2 | 3 | Практическая работа |
IV.Учебно-тематический план 6 класс
I четверть-45ч. Раздел I: Нумерация-5ч. | |
№ | Наименование разделов и тем | Кол. Час. | |
1. | Нумерация. Счет предметов | 1 | |
2. | Таблица разрядов | 1 | |
3. | Сравнение чисел | 1 | |
4. | Разрядные слагаемые | 1 | |
5. | Простые и составные числа | 1 | |
Раздел II : Арифметические действия с целыми числами-18 часов | |
1. | Действия с целыми числами | 1 | |
2. | Нахождение суммы нескольких слагаемых | 1 | |
3. | Вычитание чисел вида 804- 467 | 1 | |
4. | Умножение 3-х чисел на однозначное число | 2 | |
5. | Умножение на 0 и 1 | 1 | |
6. | Письменное деление на однозначное число | 3 | |
7. | Решение уравнений | 2 | |
8. | Решение задач | 2 | |
9. | Преобразование чисел, полученных при измерении | 2 | |
10 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении | 2 | |
11. | Контрольная работа | 1 | |
Раздел III: Нумерация многозначных чисел (1 миллион)-10 ч. | |
1. | Чтение и запись многозначных чисел | 1 | |
2. | Классы и разряды многозначных чисел | 2 | |
3 | Многозначные числа | 2 | |
4. | Сравнение многозначных чисел | 1 | |
5. | Разрядные слагаемые | 1 | |
6. | Округление чисел | 1 | |
7. | Римская нумерация | 1 | |
8. | Контрольная работа | 1 | |
Раздел IV: Сложение и вычитание чисел в пределах 10000- 11ч. | |
1. | Сложение чисел в пределах 10000 | 2 | |
2. | Вычитание чисел в пределах 10000 | 2 | |
3. | Решение задач | 2 | |
4. | Проверка сложения | 2 | |
5. | Проверка вычитания сложением | 2 | |
6. | Контрольная работа | 1 | |
Раздел V: Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении-10 ч. | |
1. | Сложение чисел, полученных при измерении длины | 2 | |
2. | Сложение чисел, полученных при измерении массы | 2 | |
3. | Вычитание чисел полученных при измерении длины | 2 | |
4. | Вычитание чисел, полученных при измерении массы | 2 | |
5. | Контрольная работа | 1 | |
6. | Итоговый урок | 1 | |
II четверть-35 часа Раздел I: Обыкновенные дроби – 10 ч. | |
1. | Дроби | 1 | |
2. | Правильные и неправильные дроби | 1 | |
3. | Образование смешанного числа | 1 | |
4. | Сравнение смешанного числа | 1 | |
5. | Основное свойство дроби | 1 | |
6. | Преобразование обыкн. дробей | 1 | |
7. | Нахождение части от числа | 1 | |
8. | Нахождение нескольких частей от числа | 2 | |
9. | Контрольная работа | 1 | |
РазделII: Сложение и вычитание обыкн. дробей с одинаковым знаменателем-10 ч. | |
1. | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | |
2. | Вычитание дробей | 1 | |
3. | Вычитание дроби из единицы | 2 | |
4. | Вычитание дроби вида: 3-1/5 | 3 | |
5. | Решение задач | 2 | |
6. | Контрольная работа | 1 | |
Раздел III: Сложение и вычитание смешанных чисел-11 ч. | |
1. | Сложение смешанных чисел | 2 | |
2. | Вычитание смешанных чисел | 2 | |
3. | Сложение и вычитание смешанных чисел типа 11/4 + 2 | 2 | |
4. | Сложение и вычитание чисел типа 4-1/4, 10-6/7 | 3 | |
5. | Решение задач | 1 | |
6. | Контрольная работа | |
Раздел IV: Скорость. Время. Расстояние.-6 ч. | |
1. | Нахождение расстояния | 1 | |
2. | Нахождение скорости | 1 | |
3. | Нахождение времени | 1 | |
4. | Движение навстречу друг другу | 2 | |
5. | Контрольная работа | 1 | |
Раздел V : Геометрический материал- 4ч. | |
1. | Взаимное положение прямых на плоскости | 1 | |
2. | Высота треугольника | 1 | |
3. | Параллельные прямые | 1 | |
4. | Контрольная работа | 1 | |
III четверть – 50 часов |
№ | Наименование разделов и тем | Кол. час. |
Раздел I : Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки – 20 часов |
1 | Умнож. 3хзнач. чисел на однозначное число | 2 |
2 | Умножение 4хзнач. чисел на однозн. число | 3 |
3 | Решение задач | 1 |
4 | Умножение 3хзнач. и 4хзнач. чисел | |
5 | Увеличение чисел в несколько раз | 2 |
6 | Решение задач по кратной записи | 2 |
7 | Умножение чисел, круглых десятков и сотен на одн. число | 3 |
8 | Решение примеров на порядок действий | 3 |
9 | Умножение чисел на круглые десятки | 3 |
10 | Контрольная работа | 1 |
Раздел II : Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки – 25 часов |
1 | Деление 3хзнач. чисел на одначное число | 1 |
2 | Деление 4хзнач. ч, на одноз. число, когда в частном 4 знака | 2 |
3 | Дел. 4хзнач. ч. на одн. число, когда в частном 3 знака | 2 |
4 | Решение задач | 1 |
5 | Решение примеров с проверкой | 2 |
6 | Решение примеров в несколько действий | 2 |
7 | Уменьшение чисел в несколько раз | 2 |
8 | Деление чисел, когда в частном нули | 2 |
9 | Решение примеров на порядок действий | 2 |
10 | Решение задач | 1 |
11 | Деление круглых десятков и сотен на однозначное число | 2 |
12 | Нахождение дроби от числа | 1 |
13 | Решение примеров на порядок действий | 2 |
14 | Деление на круглые десятки | 1 |
15 | Деление с остатком | 1 |
16 | Контрольная работа | 1 |
Раздел III :Геометрический материал – 5 часов |
1 | Взаимное расположение прямых на плоскости | 1 |
2 | Уровень и отвес | 1 |
3 | Куб. Брус. Шар | 1 |
4 | Масштаб | 1 |
5 | Контрольная работа | 1 |
IV четверть – 40 часов |
Раздел I : Таблица классов и разрядов – 4 часа |
1 | Табл. классов и разрядов | 1 |
2 | Разложение чисел на разрядные слагаемые | 1 |
3 | Сравнение чисел | 1 |
4 | Выражение чисел в более мелких и крупных мерах | 1 |
Раздел II : Сложение и вычитание чисел -10 часов |
1 | Сложение чисел | 2 |
2 | Вычитание чисел | 2 |
3 | Решение задач | 1 |
4 | Увеличение на несколько чисел | 1 |
5 | Уменьшение на несколько чисел | 1 |
6 | Решение уравнений | 1 |
7 | Решение примеров на порядок действий | 1 |
9 | Контрольная работа | 1 |
Раздел III : Умножение и деление чисел на однозначное число -10 часов |
1 | Умножение чисел на однозначное ч. | 1 |
2 | Деление чисел на однозначное число | 1 |
3 | Умножение и деление чисел на круглые десятки | 1 |
4 | Умножение и деление чисел на 10,100,1000 | 1 |
5 | Увеличение и уменьшение в несколько раз | 1 |
6 | Решение задач | 1 |
7 | Решение примеров в несколько действий | 2 |
8 | Решение уравнений | 1 |
9 | Контрольная работа | 1 |
Раздел IV : Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении -5 часов |
1 | Выражение чисел в более мелких мерах | 1 |
2 | Выражение чисел в более крупных мерах | 1 |
3 | Сложение чисел, полученных при измерении | 1 |
4 | Вычитание чисел, полученных при измерении | 2 |
Раздел V : Решение примеров на порядок действий -6 часов |
1 | Решение уравнений | 1 |
2 | Решение примеров | 1 |
3 | Решение задач | 1 |
5 | Сложение и вычитание дробей с одинаковым знамен. | 1 |
6 | Решение примеров на порядок действий | 1 |
7 | Контрольная работа | 1 |
| Раздел VI : Геометрический материал – 5 часов |
1 | Луч. Отрезок. Прямая | 1 |
2 | Замкнутая и незамкнутая линия | 1 |
3 | Периметр | 1 |
4 | Геом. фигуры | 1 |
5 | Геом. тела | 1 |
V. Содержание учебного курса 6 класс
I четверть-45 ч. РазделI:Нумерация-5ч. | |
№ | Наименование разделов и тем | Кол. Час. | Содержание программн. материала | Коррекционная работа | Форма контроля | |
| |
1. | Нумерация. Счет предметов | 1 | Десятичный состав чисел. Счет десятками, сотнями | Развитие логического мышления | | |
2. | Таблица разрядов | 1 | Запись чисел в таблице разрядов | Развивать гибкость мысл. процессов | Таблица | |
3. | Сравнение чисел | 1 | Счет десятками , сотнями | Уметь сравнивать и делать выводы | Сам. работа | |
4. | Разрядные слагаемые | 1 | Разложение чисел на разрядные слагаемые | Развитие мышления | | |
5. | Простые и составные числа | 1 | Какие числа простые и какие составные | Развитие речи | | |
РазделII: Арифметические действия с целыми числами-11 часов | |
1. | Действия с целыми числами | 1 | | Развитие логического мышления | Карточки | |
2. | Нахождение суммы нескольких слагаемых | 1 | Названия чисел при сложении. Решение примеров | Развитие сообраз-ти и быстрой реакции | Карточки |
3. | Вычитание чисел вида 804-467 | 1 | Вычитание чисел с переходом | Развивать прав. распределение внимания | Проверка по образцу |
4. | Умножение 3-х чисел на однозначное число | 1 | Решение примеров в столбик | Развитие памяти | |
5. | Умножение на 0 и 1 | 1 | Правила при умножении на 0 и 1. | Развивать наблюдательность | Проверочная работа |
6. | Письмен. деление на однозначное число | 1 | Решение примеров в столбик | Коррекция памяти, развитие внимание | Карточки |
7. | Решение уравнений | 1 | Нахождение неизвестных | Уметь анализировать и делать выводы | |
8. | Решение задач | 1 | Разбор задачи. Краткая запись и решение | Формирование поисковых подходов к решению задач | Проверка по краткой записи |
9. | Преобразование чисел, полученных при измерении | 1 | Меры длины, веса, стоимости | Развивать правильность распределения внимания | Перфо-карты |
10 | + и- чисел, полученных при измерении | 1 | Действия над числами, полученными от измерения величин | Развивать самостоятельность и самоконтроль | | |
11. | Контрольная работа | 1 | | | |
РазделIII: Нумерация многозначных чисел (1 миллион)-10 ч. | | |
1. | Чтение и запись многозначных чисел | 1 | Отрабатывать запись и счет | Развитие речи | карточки | |
2. | Классы и разряды многозначных чисел | 2 | Запись в таблице классов и разрядов | Выработка логич. мышления | Тесты | |
3 | Многозначные числа | 2 | Закрепление нумерации чисел. Счет сотнями, тысячами. | Развивать гибкость мыслит. процесса | Образец | |
4. | Сравнение многозначных чисел | 1 | Упражнения на сравнение чисел. | Уметь сравн-ть и делать выводы | | |
5. | Разрядные слагаемые | 1 | Различение кол-ва разрядных единиц | Развитие логич. мышления | Таблица | |
6. | Округление чисел | 1 | Округлять числа до десятков, сотен, тысяч | Развитие памяти | Тест | |
7. | Римская нумерация | 1 | Цифры арабской и римской нумерации | Расшир-е мат. кругозор | Плакат | |
8. | Контрольная работа | 1 | | | | |
| |
1. | Сложение чисел в пределах 10000 | 2 | Сложение чисел в столбик | Развивать правил-е распределение внимания | Перфо-карты | |
2. | Вычитание чисел в пределах 10000 | 2 | Вычитание с переходом через разряд | Уметь анализировать и делать выводы | Разд. материал | |
3. | Решение задач | 2 | Решение задач по краткой записи | Учить детей анализировать | Карточки | |
4. | Проверка сложения | 2 | Проверка сложения обратным действием | Развивать логич. мышления | Образец примеров | |
5. | Проверка вычитания сложением | 2 | | Развивать самост-ть и самоконтроль | | |
6. | Контрольная работа | 1 | | | | |
| |
1. | Сложение чисел, полученных при измерении длины | 2 | Повторить меры длины | Учить в послед. анализе, обобщен. | | |
2. | Сложение чисел, получ. при измерении массы | 2 | Запись примеров в столбик | Уметь анализировать и делать выводы | | |
3. | Вычит. чис. получ. при измер. длины и массы | 2 | Решение примеров с переходом через разряд | Развивать логическое мышление | | |
4. | Контрольная работа | 1 | | | | |
5. | Итоговый урок | 1 | 1 | | | |
| |
2 четверть- 35 ч. | |
Раздел 1. Обыкновенные дроби-9ч. | |
№ | Наименование тем и разделов | Кол.час. | Содержание программы | Форма контроля | Прим. | |
1. | Дроби | 1 | Образование дробей | | | |
2. | Правильные и неправильн. дроби | 1 | Преобразование дробей | карточки | | |
3. | Образование смешанного числа | 1 | Правильные , неправильные дроби. | Индивидуальные задания | | |
4. | Сравнение смешанного числа | 1 | Выражение неправ. дроби целым и смешанным числом | | | |
5. | Основное свойство дроби | 1 | Дробь не изменится, если числ. и знам. разд. на одно и тоже число | | | |
6. | Преобразование обыкн. дробей | 1 | Сокращение дробей,приведение дробей к общ. знам. | Самост. работа | | |
7. | Нахождение части от числа | 1 | Решение примеров | | | |
8. | Нахожд. неск-х частей от числа | 1 | Решение примеров | Индивид. задания | | |
9. | Контр. Работа | | |
| |
1. | Сложение дробей с одинак. знамен- ми | 1 | Дроби. Приведение дробей к одному знам. | Раздаточный материал | | |
2. | Вычитание дробей | 2 | Правило вычитания дробей | | | |
3. | Вычитание дроби из единицы | 2 | Преобразование уменьшаемого | карточки | | |
4. | Вычитание дроби вида: 3-1/5 | 2 | Запись единицы в виде неправ. дроби | | | |
5. | Решение задач | 1 | Задачи с жизненно- практич. заданиями | | | |
6. | Контр. работа | 1 | | | | |
| |
1. | Сложение смешанных чис. | 2 | Правило сложения смешанных чисел | Индивидуальные задания | | |
2. | Вычитание смешанных чис. | 2 | Алгоритм вычитания смешанных чисел | | | |
3. | + и – смеш-х чис типа 11/4+2 | 1 | Отработка умения +и- смешанные числа | карточки | | |
4. | + и- чисел типа 4-1/4, 10-6/7 | 1 | Знакомство с приемом + и- смешанных чисел | | | |
5. | Решение задач | 1 | Решать задачи на нахождение части по числу | | | |
6. | Контр. работа | 1 | | |
1. | Нахождение расстояния | 1 | Решать задачи на движение .Находить расстояние по формуле | формулы | | |
2. | Нахождение скорости | 1 | Знакомство с понятиями «скорость сближения» | | | |
3. | Нахождение времени | 1 | Зависимость м\у расстоянием ,скоростью, временем | | | |
4. | Движ. навстречу друг другу | 1 | Читать и строить модели встречного движения | Раздаточный материал | | |
5. | Контр. работа | 1 | | | | |
| |
1. | Взаимное полож прямых на плоск | 1 | Практическая работа | Работа по чертежам | | |
2. | Высота треуг-ка | 1 | Виды треугольн. По углам и сторонам | Работа с треугольниками | | |
3. | Параллельные прямые | 1 | Построение !! прямых | | | |
4. | Контр. работа | 1 | | | | |
№ | Наименование разделов и тем | Кол. Час. | Содержание программы | Коррекционная работа | Форма контроля |
III четверть – 50 часов |
Раздел I: Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки- 20 ч |
1 | Умнож. 3хзнач. чисел на однозначное число | 2 | Умножение в столбик | Развитие памяти | Самостоятельная работа |
2 | Умножение 4хзнач. чисел на однозн. число | 3 | Умножение чисел на однозначное число | Развивать гибкость мыслит. процессов | Карточки |
3 | Решение задач | 1 | Решение задач по краткой записи | Развивать мышление | |
4 | Умножение 3хзнач. и 4хзнач. чисел | | Решение примеров в несколько действий | Активизировать и развивать мыслит. деятельность | Индивид. карточки |
5 | Увеличение чисел в несколько раз | 2 | Решение примеров | Развитие памяти | Таблица умножения |
6 | Решение задач по кратной записи | 2 | Умение находить главное в задаче | Формир-е поисковых подходов к решению задач | Индивид. задания |
7 | Умножение чисел, круглых десятков и сотен на одн. число | 3 | Знать круглые десятки и сотни | Развитие логического мышления | Сам. раб. |
8 | Решение примеров на порядок действий | 3 | Знать порядок действий | Развивать правильность распределения внимания | Образцы примеров |
9 | Умножение чисел на круглые десятки | 3 | Умножать числа на круглые десятки | Уметь рассуждать, логически мыслить | Тест |
10 | Контрольная работа | 1 | | | |
Раздел II: Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки- 25 |
1 | Деление 3хзнач. чисел на одначное число | 1 | Уметь по логоритму решать примеры | Развитие памяти, внимания | Индивидуальные задания |
2 | Деление 4хзнач. ч, на одноз. число, когда в частном 4 знака | 2 | Нахождение частного в примере по образцу | Коррекция мышления | Образцы примеров |
3 | Дел. 4хзнач. ч. на одн. число, когда в частном 3 знака | 2 | Нахождение знаков в частном | Активизировать и развивать мыслит. деят-ть | карточки |
4 | Решение задач | 1 | Уметь находить главное в задаче | Воспитать наблюдательность | |
5 | Решение примеров с проверкой | 2 | Решение примеров | Развитие речи учащегося | Индивид. задания |
6 | Решение примеров в несколько действий | 2 | Знать порядок действий в примере | Развивать самостоятельность, самоконтроль | Самостоятельная работа |
7 | Уменьшение чисел в несколько раз | 2 | Уменьшение чисел в несколько раз | Выработка логического мышления и сообразит. | |
8 | Деление чисел, когда в частном нули | 2 | Решение примеров по образцу | Развитие памяти | Плакаты |
9 | Решение примеров на порядок действий | 2 | Нахождение порядка действий | Развитие речи и памяти | Образцы |
10 | Решение задач | 1 | Уметь делать разбор задачи | Формирование поисковых подходов к реш. задач. | Индивид. задания |
11 | Деление круглых десятков и сотен на однозначное число | 2 | Круглые десятки и сотни | Развитие памяти через решение примеров | Карточки |
12 | Нахождение дроби от числа | 1 | Обыкновенные дроби | Уметь анализировать и делать выводы | |
13 | Решение примеров на порядок действий | 2 | Знать правила | Коррекция эмоциональной сферы | Самост. раб. |
| Деление на круглые десятки | 1 | Решение примеров | Активизировать и развивать мысл. деят-ть | Индивид. задания |
| Деление с остатком | 1 | Решение примеров на деление с остатком | Выработка лог. мышления и сообразительности | |
| Контрольная работа | 1 | | | |
Раздел III: Геом. мат. – 5ч. |
1 | Взаимное расположение прямых на плоскости | 1 | Прямая. Плоскость. | Уметь анализировать и делать выводы | Практическая работа |
2 | Уровень и отвес | 1 | Знать уровень и отвес | Развитие речи | Индив. задания |
3 | Куб. Брус. Шар | 1 | Геометрические тела | Знать свойства предметов и фигур | Разд. мат. |
4 | Масштаб | 1 | Нахождение масштаба | Развитие пространств. ориентирования | Практическая раб. |
5 | Контрольная работа | 1 | | | |
IV четверть- 40 ч. |
I раздел: Таблица классов и разрядов- 4 ч. |
1 | Табл. классов и разрядов | 1 | Классы. Разряды. | Развитие лог. мышление | Таблицы разрядов |
2 | Разложение чисел на разрядные слагаемые | 1 | Разложение чисел | Развитие речи | Индив. задания |
3 | Сравнение чисел | 1 | Уметь сравнивать числа | Уметь сравнивать и делать выводы | Тест |
4 | Выражение чисел в более мелких и крупных мерах | 1 | Меры длины, массы, времени. | Развитие памяти, внимания | Перфокарты |
| | | | | |
Раздел II: Сложение и вычитание чисел- 10 ч. |
1 | Сложение чисел | 2 | Решение примеров и задач на сложение | Развитие самостоятельности самоконтроля | Индивид. задания |
2 | Вычитание чисел | 2 | Решение примеров | Уметь анализировать и делать выводы | Карточки |
3 | Решение задач | 1 | Нахождение главного в задаче | Коррекция мышления на основе решения задач | |
4 | Увел. на несколько чисел | 1 | Правила увеличения на несколько чисел | Развивать мат. речь | Мат. диктант |
5 | Умен. на несколько чисел | 1 | | Развитие памяти | Тест |
6 | Решение уравнений | 1 | Нахождение неизвестного | Уметь анализир. и делать выводы | Плакат |
7 | Решение примеров на порядок действий | 1 | Порядок действий | Развитие вычислит. навыков | Индив. зад. |
9 | Контрольная работа | 1 | | | |
Раздел II: Умножение и деление чисел на однозначное число- 10 ч. |
1 | Умножение чисел на однозначное ч. | 1 | Знание таблицы умножения | Развитие памяти | Индив. зад. |
2 | Деление чисел на однозначное число | 1 | Решение примеров | Развитие логического мышления | |
3 | Умножение и дел. чисел на круглые десятки | 1 | Круглые десятки | Развитие самостоят-ти и самоконтроля | Сам. раб. |
4 | Умножение и деление чисел на 10,100,1000 | 1 | Правила умножения и деления на круглые десятки и сотни | Формирование разл. стор. мыслит. деятельности | Тест |
5 | Увеличение и уменьшение в неск. раз | 1 | Решение примеров | Развивать гибкость мысл-х процессов | Ариф. диктант |
6 | Решение задач | 1 | Уметь находить главное в задаче | Способствовать развитию мышления | Индив. зад. |
7 | Решение примеров в несколько действий | 2 | Порядок действий | Развитие памяти | Карточки |
8 | Решение уравнений | 1 | Нахождение неизвестного | Уметь сравнивать и делать выводы | Плакаты с уравнениями |
9 | Контрольная работа | 1 | | | |
Раздел IV: Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении- 5 ч. |
1 | Выражение чисел в более мелких мерах | 1 | Меры длины и веса | Развитие сообразительности и прав. распределения внимания | Перфокарты |
2 | Выражение чисел в более крупных мерах | 1 | Уметь выражать числа | Развивать наблюдательность | Табл. мер |
3 | Сложение чисел, полученных при измерении | 1 | Решение примеров | Коррекция мышления | Инд. задания |
4 | Вычитание чисел, полученных при измер. | 2 | Знать правила вычитания | Уметь анализировать и делать выводы | Индив. зад. |
Раздел V: Решение примеров на порядок действий- 6ч. |
1 | Решение уравнений | 1 | Нахождение неизвестного | Активиз-ть и развивать мыслительную деят-ть | |
2 | Решение примеров | 1 | Порядок действий | Развивать прав. распред-е внимания | Карточки |
3 | Решение задач | 1 | Решать по краткой записи | Развитие мышления | |
5 | Сложение и вычитание дробей с один. знамен. | 1 | Обыкновенные дроби | Формировать различ. стороны мыслит. деят-ти | Инд. зад. |
6 | Решение примеров на порядок действий | 1 | Знать правила порядка действий | Развивать гибкость мысл-х процессов | Карточки |
7 | Контрольная работа | 1 | | | |
Геометрический материал- 5 ч. |
1 | Луч. Отрезок. Прямая | 1 | Геометрические фигуры | Коррекция моторики через практическую деят-ть | Плакаты |
2 | Замкнутая и незамкнутая линия | 1 | Отрезок. Прямая. | |
3 | Периметр | 1 | Нахождение периметра | Выработка мышления и сообразительности | Сам. раб. |
4 | Геом. фигуры | 1 | Чертить геометрические фигуры | | Раздаточный материал |
5 | Геом. тела | 1 | Знать геометрические тела | Уметь анализировать предложенный объект | Раздат. материал |
Контрольно- измерительные материалы
Контрольная работа №1
Тема: «Нумерация чисел в пределах 1000000. Сравнение чисел. Округление чисел»
Цель: закрепить знание позиционных значений цифр о числе, приемы сравнений и округление чисел в пределах 1000000.
1 вариант (высокий уровень)
Верно ли использованы знаки сравнения? Если нет, то исправьте запись.
а) 60099 600000; в) 7878 8787;
б) 88888
Сравните числа и запишите результат сравнения с помощью знака , или
а) 1905 и 1095; в) 123000 и 12300;
б) 2202 и 2220; г) 19999 и 19999.
Запишите числа в порядке возрастания:
а) 735, 691, 53846,б 10198;
б) все двузначные числа больше 85.
Округлите до сотен: 538, 763, 2882, 3129, 1880.
2 вариант (средний уровень)
Верно ли использованы знаки сравнения?
а) 658 685 ; в) 35000 3500;
б) 1536
Сравните числа:
а) 50088 и 50009; в) 5858 и 5885;
б) 6789 и 12333; г) 6342 и 6442.
Запишите числа в порядке убывания:
а) 48, 354, 19, 1009, 845;
б) все круглые десятки больше 85.
Округлите до десятков: 58, 93, 216, 381, 725.
3 вариант (низкий уровень)
Верно ли поставлены знаки?
а) 435 453 ; в) 45000 4490;
б) 8001
Сравните числа:
а) 347 и 347; б) 8300 и 8500; в) 9647 и 9764.
Запишите числа в порядке возрастания: 1000, 245, 634, 98, 16.
Округлите до десятков: 44, 56, 92, 78.
Контрольная работа №2
Тема: «Сложение и вычитание целых чисел в пределах 10000»
Цель: закрепить вычислительные навыки, умение решать уравнения.
1 вариант (высокий уровень)
Вычислите: а) 470 + 5688; б) 80644 - 736.
Найдите неизвестное: а) х + 25 = 309; б) 475 – х = 189.
Для последовательности чисел 4, 11, 18, 25, … запишите пять последующих ее членов.
2 вариант (средний уровень)
Вычислите: а) 786 + 434; б) 8471 - 1452.
Найдите неизвестное: а) х + 48 = 194; б) х – 175 = 236.
Запишите последовательность 10 чисел, чтобы каждое следующее число было на 4 единицы больше предыдущего: 12, 16, …
3 вариант (низкий уровень)
Вычислите: а) 543 + 129; б) 9142 - 629.
Найдите неизвестное: а) х + 46 = 198; б) х – 52 = 629.
а) увеличить 3125 на 316; б) уменьшить 6298 на 156.
Контрольная работа №3
Тема: «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении»
Цель: закрепить навыки сложения и вычитания чисел, полученных при измерении величин.
1 вариант (высокий уровень)
Решите задачу.
На приготовление задания по математике девочка потратила 35 минут, на
приготовление задания по русскому языку – на 10 минут больше.
Сколько всего времени потратила ученица на приготовление домашних заданий?
Выполните действие:
а) 6м 25см + 13м 84см; б) 42т 17кг + 189т 256кг; в) 3ч 45мин + 8ч 19мин.
2 вариант (средний уровень)
Решите задачу.
Для изготовления детали необходимо отрезать полоски железа длиной 65см 4мм и
25см 7мм. Какова общая длина двух полосок железа?
Выполните действие:
а) 5дм 8см + 49дм 9см; б) 72т 140кг + 14т 900кг; в) 41р. 74к. + 12р. 38к..
3 вариант (низкий уровень)
Решите задачу.
Начертите один отрезок длиной 5см 5мм, а второй отрезок длиной 8см. Выразите длины
отрезков в мм.?
Вычислите:
а) 5дм 2см + 4дм 5см; б) 3т 2ц + 1т 4ц; в) 4ч 15мин + 2ч 20мин.
Контрольная работа №4.
Тема: «Знакомство с обыкновенными дробями»
Цель: закрепить знания об обыкновенных дробях, основном свойстве дроби.
1 вариант (высокий уровень)
1. Решите задачу. В лесопитомнике выращено 1000 саженцев деревьев. Саженцы сосны составили 3
5 всего количества деревьев, остальные саженцы – ели. Сколько саженцев елей выращено в питомнике?
2. Найдите 2
9 от следующих чисел: 180, 900, 270. 360, 450.
3. Выразите дроби в крупных долях.
3 5 7 8 22 9
9 40 14 10 30 15
2 вариант ( средний уровень)
1. Решите задачу.
В столовую привезли96 кг овощей. Капуста составила 2
3 всех овощей. Сколько капусты привезли в столовую?
2. Найдите 1
4 часть от следующих чисел 80, 120, 360, 484, 840, 400.
3. Выразите дроби в более крупных долях.
2 6 5 12
4 8 15 16
3 вариант (низкий уровень)
1. Найдите 1
2 от следующих чисел : 10, 16, 28, 120, 400, 360.
2. Выразите дроби в более крупных долях.
2 4 3 6 8
4 8 6 12 10
Контрольная работа №5.
Тема: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»
Цель: закрепить навык сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
1 вариант (высокий уровень)
1. Решите задачу.
На хлебозавод привезли муку. 5
13 всей муки составляла пшеничная, ржаной было на 3
13 меньше. Какую часть составила пшеничная и ржаная мука вместе?
2. Решите примеры.
3 + 7 3 + 3 13 - 7
11 11 4 4 20 20
1 - 4 5 + 7 3 - 2
15 12 12 9
3. Найдите 4
5 от следующих чисел: 150, 500, 300, 450.
2 вариант (средний уровень)
1. Решите задачу.
Хозяйка израсходовала 3 2
7 имеющихся у нее денег на покупку одежды и 7 - на продукты. Какую часть денег она израсходовала?
2. Решите примеры.
5 + 1 3 + 3 1 - 2
7 7 5 5 17
9 - 2 7 + 3 3 - 1
11 11 10 10 4 4
3. Найдите 1
3 от следующих чисел: 120, 600, 930, 360.
3 вариант (низкий уровень)
1. Найдите 1
3 от следующих чисел: 300, 600, 900, 630.
2. Решите примеры.
1 + 5 4 + 7 3 + 6
7 7 13 13 23 23
8 - 5 10 - 7 17 - 9
19 19 11 11 22 22
1 + 2 1 – 7
3 3 15
Контрольная работа № 6.
Тема: « Сложение и вычитание смешанных чисел»
Цель: закрепить навык сложения и вычитания смешанных чисел
1 вариант (высокий уровень)
1. Решите задачу.
Масса трех щук составляет 10 кг. Масса первой щуки составляет 2 3
25 кг, а масса второй - на 3 1
25 кг больше первой. Чему равна масса третьей щуки?
2. Сравните смешанные числа.
2 1 ……. 5 1 4 3 ….. 4 3
4 4 8 10
1 4 …..1 3 3 5 …….7 5
5 5 9 9
3. Выполните действия.
5 4 + 3 8 4 5 + 3 4 5 + 3 7
9 9 8 8 9 9
8 – 7 3 9 1 - 6 3 7 5 - 2 9
4 5 5 16 16
2 вариант (средний уровень)
1. Решите задачу.
В овощную палатку привезли1 3
5 ц моркови и 1
5 ц свёклы. К вечеру продали 2
5 ц всех овощей.
Сколько центнеров овощей осталось в палатке?
2. Сравните смешанные числа.
2 1 ……1 1 3. 1……..3 1
4 4 10 6
2 1…….2 3 2 2 ……..3 2
4 4 3 3
3. Выполните действия.
3 5 + 5 5 3 - 2 1 1 1 + 2 7
6 4 4 10 10
8 2 + 2 7 7 - 1 6 - 4 3
9 9 7 5
3 вариант (низкий уровень)
1. Решите задачу.
Собрали 2 3 т яблок и 1 1 т груш. Сколько всего тонн овощей собрали?
5 5
2. Сравните смешанные числа.
3 5 …… 3 6 2 3 …. 2 3
7 7 7 8
2 1 …….. 1 2 4 3 ……. 2 7
3 3 10 10
3. Выполните действия.
2 1 + 3 3 2 – 2 5 4 + 2
3 5 5 7 7
2 + 1 3 3 5 - 2 5 6 7 - 4 5
7 7 11 11 13 13
Контрольная работа № 7.
Тема: Решение текстовых арифметических задач на нахождение одной или нескольких частей(долей) от числа.
Цель: закрепить навык самостоятельного решения текстовых арифметических задач.
1 вариант (высокий уровень)
1 Решите задачу.
Из двух городов в одно и то же время вышли навстречу друг другу два поезда и встретились через 4 часа. Скорость одного из них 60 км в час, скорость другого 68 км в час. Найдите расстояние между городами.
2. Решите примеры.
484: 4 480:5
552: 6 114:3
810: 2 412:4
145х 8 816:4
2 вариант (средний уровень)
1. Решите задачу.
Два лыжника вышли одновременно из двух поселков навстречу друг другу. Один лыжник шёл со скоростью 14 км в час, другой – со скоростью 17 км в час. Они встретились через 3 часа. Какое расстояние прошёл каждый лыжник до встречи?
2. Решите примеры.
352:3 840:2
742:2 760:5
960:4 428:4
125х7 729:3
3 вариант (низкий уровень)
1. Решите задачу. Велосипедист ехал со скоростью 15 км в час. Он был в пути 3 часа. Какое расстояние проехал велосипедист?
2. Решите примеры.
333:3 480:2
488:4 840:4
969:3 550:5
120х3 210х4
Контрольная работа № 8.
Тема: «Умножение многозначных чисел на однозначное число»
Цель: закрепить алгоритм умножения чисел на однозначное число, развивать умение решать уравнения, задачи.
1 вариант (высокий уровень)
Выполните действие: а) 5662 × 9; б) 2800 × 7.
Найдите неизвестное: х : 8 = 310.
Турист прошел 44 км, ему осталось пройти в 2 раза больше. Сколько километров составляет весь путь туриста?
2 вариант (средний уровень)
Выполните действие: а) 1012 × 5; б) 2154 × 4.
Найдите неизвестное: х : 9 = 134.
Катер проходит расстояние между двумя пунктами за 5 часов. Каково это расстояние, если за час катер проходит 72 км?
3 вариант (низкий уровень)
Вычислите: а) 1234 × 2; б) 350 × 3.
Найдите неизвестное: х : 8 = 130.
В первую корзину положили 34 яблока, а во вторую – в 2 раза больше. Сколько яблок во второй корзине?
Контрольная работа № 9
Тема: «Деление многозначных чисел на однозначное число»
Цель: закрепить алгоритм деления чисел на однозначное число, развивать умение решать уравнения, задачи.
1 вариант (высокий уровень)
Решите задачу.
В магазин привезли 236 кг конфет, а пряников – в 4 раза меньше.
На сколько кг больше привезли конфет, чем пряников?
Выполните действие:
а) 654 : 6 + 378; б) 798 : 7 - 86; в) 385 : 5 + 621 : 3.
2 вариант (средний уровень)
Решите задачу.
В одном стаде 216 оленей, а в другом – в 3 раза меньше. Сколько оленей во втором ста -
де?
Выполните действие:
а) (249 + 376) : 5; б) 516 : 2 - 107; в) 378 : 3 + 575.
3 вариант (низкий уровень)
Решите задачу.
В вагоне 75 т угля. Разгрузили пятую часть угля. Сколько тонн угля разгрузили?
Вычислите:
а) 630 : 7; б) 540 : 5; в) 424 : 4; г) 804 : 4.
Контрольная работа № 10
Тема: Итоговое повторение.
Цель: Проверить уровень знаний, умений и навыков на основе материала, изученного за курс 6 класса.
1 вариант (высокий уровень)
1. Из двух городов навстречу друг другу одновременно выехали два автомобиля. Один ехал со скоростью 75км\ч, а другой – со скоростью 68км\ч. Найдите расстояние между этими городами, если известно, что автомобили встретились через 6 часов.
2. х – 3759 = 4085
3. Найдите третью часть от 9036.
Найдите пятую часть от 8460.
4. Начертите перпендикулярные прямые.
5. Начертите тупоугольный треугольник.
6. 54029 : 9 + 4996
10000 – 759 х 6
2 вариант (средний уровень)
1. Из двух посёлков навстречу друг другу одновременно вышли два пешехода. Один шёл со скоростью 4км\ч, а другой – со скоростью 3км\ч. Найдите расстояние между этими посёлками, если известно, что встретились эти пешеходы через 3 часа.
2. х + 4507 = 7093
3. Найдите четвёртую часть от 1 км.
4. Начертите параллельные прямые.
5. Начертите квадрат со стороной 5см.
6. 347 х 7 – 2075
8539 : 9 + 4607
3 вариант (низкий уровень)
1. Поезд едет со скоростью 65км\ч. Какое расстояние он пройдёт за 7 часов?
2. х + 451 = 895
3. Начертите отрезок, длина которого 8см.
4. 4783 – 3206
3076 + 6924
5. 854 х 5
4689 : 9
6. 8560 + 567 х 3
Перечень компонентов учебно-методического комплекс
Учебный комплекс
М.Н. Перова «Математика. 6 класс» Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2010г.
М.Н. Перова «Рабочая тетрадь по математике» Учебное пособие для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2010г.
Дидактический комплекс
М.Н. Перова «Методика преподавания математики в коррекционной школе» М.: Владос, 1999г
Ф.Р. Залялетдинова «Нестандартные уроки математики в коррекционной школе» М.: Владос, 2007г
С.Е. Степурина «Математика 5-9 классы. Коррекционно-развивающие задания и упражнения» Из-во «Учитель» 2009г.
С.Е. Степурина «Математика 5-6 классы. Тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия» Волгоград: Учитель 2007г.
Т.Н. Канашевич «Математика» Минск: Современная школа: Кузьма, 2009г.
М.В. Беденко «Сборник текстовых задач по математике» Москва: Вако, 2008г
Т.П. Иванова «Математика. Коррекционно-развивающее обучение: 5-9 классы» Москва: Школьная пресса, 2005 г.
Е.Б. Арутюнян «Математические диктанты для 5-9 классов» Москва: «Просвещение», 1991г.
В.В. Эк «Дидактический материал по математике» Москва 1992г.
О.И. Дмитриева «Поурочное разработки по математике» Москва: Вако 2009г
Я.Ф. Чекмарев «Методика устных вычислений» Москва: «Просвещение» 1970г.
О.А. Бибина «Изучение геометрического материала» Москва: Владос, 2005 г.
М.Н. Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Москва: «Просвещение» 1996г.
Н.И. Зильберберг «Урок математики. Подготовка и проведение» Москва: «Просвещение» 1996г.