Пояснительная записка к рабочей программе
«Математика: алгебра и начала анализа, геометрия» для 10 Б класса
Обучение математике на профильном уровне в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития:
формирование представлений об алгебре и геометрии как части математики, части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезы от факта;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
В метапредметном направлении:
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые корректоры; умение устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формирование и развитие учебной и обще пользовательской компетентности в области использования ИКТ.
В предметном направлении:
овладение алгебраическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в ВУЗах или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; представление об основных изучаемых геометрических телах как важных математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; умение использовать язык математики для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений; усвоение систематических знаний о пространственных телах и их свойствах; умение использовать формулы для нахождения площади поверхности и объема тела; создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Рабочая программа профильного курса по математике для 10 класса составлена в соответствии:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
примерной основной образовательной программой среднего общего образования , одобренной Федеральным учебно- методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы. / сост. Т. А. Бурмистрова, М.: Просвещение, 2010.
программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11 классы. / сост. Т. А. Бурмистрова, М.: Просвещение, 2010.
авторской программы С. М. Никольского и др. «Алгебра и начала анализа, 10 класс»/ М.: Просвещение, 2014
Описание места учебного предмета «Математика: алгебра и начала анализа, геометрия» в учебном плане
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курсов «Алгебра и начала анализа», «Геометрия»
На изучение углубленно учебного предмета «Математика: алгебра и начала анализа, геометрия» в 10 классе отводится 6 часов в неделю, всего –204 часа в течение года.
Контрольные работы- 10 ч, итоговая контрольная работа- 1ч.
Промежуточная и итоговая аттестация проводится в форме контрольных работ, самостоятельных работ и тестов.
Рабочая программа составлена с учетом того, что обучающиеся класса имеют в большинстве средний или средне высокий уровень обучения, поэтому в основном самостоятельные работы носят контролирующий и обучающий характер с последующей самопроверкой и взаимо-проверкой, что способствует развитию коммуникативных навыков учащихся. Обучающие работы помогают учащимся при поиске ошибок в своем или чужом решении еще раз проанализировать решение задачи, что позволяет лучше усваивать материал. В качестве контроля предлагается также много тестовых заданий, что, с одной стороны, позволяет экономить время на оформление работы, с другой, готовит учеников к тестированию, как методу проведения экзаменов при дальнейшем обучении.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
• готовность и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и педагоами, в образо-вательной, общественно полезной, проектно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
• осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
метапредметные:
• умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение осуществлять контроль по результату и по способу действия и вносить необходимые коррективы;
• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
• умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
• умение создавать и применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
предметные:
• планирование и осуществление алгоритмической деятельности, выполнение заданных и конструирование новых алгоритмов;
• умение работать с математическим текстом (извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, используя различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
• выполнение практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
• описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов;
• решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа;
• построения и исследования простейших математических моделей;
• умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
• овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира; распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Общая характеристика учебного предмета
Сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования в ВУЗах.
Математика является одним из опорных предметов основной и средней школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно - научного цикла, в частности к физике, химии. Развитие логического мышления учащихся при обучении математики способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического и геометрического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, математика развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Изучение математики позволяет формировать умения и навыки умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе изучения математики школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Информационно-методическое обеспечение
Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Математика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября», http://mat.lseptember.ru.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих интернет-ресурсов:
Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/
Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: http://www. informika.ru
Электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции www.school-collection.edu.ru
http ://www.openclass.ru/node/226794
Программа курса «Алгебра и начала анализа» осуществляется при использовании учебно-методического комплекта для изучения курса алгебры и начал анализа в 10-11 классах общеобразовательной школы:
1. С. М. Никольский, М.К. Потапов и др. Алгебра и начала математического анализа: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений.М.: Просвещение, 2014-18
2. М. К. Потапов, А.В. Шевкин. Алгебра и начала математического анализа 10 класс. Книга для учителя. М: Просвещение, 2009
3. М. К. Потапов, А.В. Шевкин. Алгебра и начала математического анализа 10 класс. Дидактические материалы. М: Просвещение, 2014-2016
4. М. К. Потапов, А.В. Шевкин. Алгебра и начала математического анализа 10 класс. Тематические зачеты. М: Просвещение, 2009
Программа курса «Геометрия» осуществляется при использовании:
1. Геометрия: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений Л.С. Атанасян и др. М.: Просвещение, 2014-18.
2. Изучение геометрии в 10-11 классах: Метод. Рекомендации к учеб.: Кн. для учителя/ С.М. Саакян, В.Ф.Бутузов.- М.: Просвещение, 2010.
3. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса / Б.Г.Зив.-М.: Просвещение, 2014-2018.
В качестве дополнительной литературы для учащихся используется:
1. Единый государственный экзамен. Математика. Учебно-тренировочные тесты. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. Ростов-на-Дону; изд-во «Легион»; 2017-19.
2. ЕГЭ- 2018-19. Математика. Типовые экзаменационные варианты. / Под ред. А. Л. Семенова, И. В. Ященко. М.: Издательство «Экзамен», 2019
3. Сборник задач по математике для поступающих во втузы. Под ред. М.И. Сканави. М.: Высш. шк. 2000.
4. Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский А.Г. Задачи по геометрии для 7-11 классов.- М.: Просвещение, 2006.
5. Ященко И. В. ЕГЭ: 4000 задач по математике. Все задания. Базовый и профильный уровень.- М.: Издательство «Экзамен», 2015.
6. Садовничий Ю. В. ЕГЭ. Профильный уровень. Задания с развернутым ответом.- М.: Издательство «Экзамен», 2019