Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ляжмаринская основная общеобразовательная школа»
Параньгинского района Республики Марий Эл
Принята Утверждаю
на педагогическом совете Директор школы
протокол № 1 от «29» августа 2019 года __________ /Садыкова Л.Г./
Приказ №______от «___»_________2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
(учебный предмет, курс)
Уровень образования
(класс) 4 _
(основное общее образование с указанием класса)
Количество часов: 132 часа в год, 4 часа в неделю _
(общее количество за год)
Учитель Воронцова Алевтина Николаевна _
(Ф.И.О.)
Программа разработана на основе авторской программы М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова. УМК «Школа России». Москва «Просвещение» 2014 г.
Пояснительная записка
I. Рабочая программа по математике для 4 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с
- Законом Российской Федерации «Об образовании»,
- Федеральным государственным стандартом второго поколения начального общего образования 2010 года,
- примерной основной образовательной программой начального общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС – 2010 года издания,
- авторской программой по математике для 1- 4 классов М.И. Моро,
Данная программа рассчитана на работу по учебнику «Математика» авторов М.И. Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой - М.: Просвещение, 2012.
II. Рабочая программа соответствует следующим нормативным документам:
- Закону об образовании РФ «Федеральный закон об образовании в РФ»,
- Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования,
- Примерной основной образовательной программе начального общего образования и основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8.04.2015 г. №1/15),
- учебному плану МБОУ «Ляжмаринская ООШ», приказ №14-О от 29.08.2019 г.
- Положению о рабочей программе, разработанной в ОУ (Приказ №12-О от 29.08.2013 г.)
- Основной образовательной программе НОО МБОУ «Ляжмаринская ООШ», приказ №от 14-О от 29.08.2019 г.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
-
Математическое развитие младших школьников.
-
Формирование системы начальных математических знаний.
-
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания - представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник. Они овладеют навыками работы с измерительным и чертёжным инструментам - линейка. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Базисным учебным планом в 4 классе на учебный предмет «Математика» отводится 136 часов из расчета 4 часа в неделю, при 34 рабочих неделях.
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование глав | Кол-во часов | № уроков |
1 | Числа от 1 до 100. Повторение | 13 | 1-13 |
2 | Числа, которые больше 1000. Нумерация | 11 | 14-24 |
3 | Числа, которые больше 1000. Величины | 18 | 25-42 |
4 | Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание | 11 | 43-53 |
5 | Числа, которые больше 1000. Умножение и деление | 71 | 53-124 |
6 | Числа, которые больше 1000. Итоговое повторение | 12 | 125-136 |
| Итого | 136 часов | |
Содержание курса
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойств! Умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражен in Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения арифметических действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначные числа. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений и калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами
Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметом (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. За дачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого но его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. Д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление плошади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Требования к знаниям, умениям и навыкам
Обучающиеся должны знать:
названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду)
как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.
названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
связь между компонентами и результатом каждого действия;
основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.
единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.
виды углов: прямой, острый, тупой;
виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний;
определение прямоугольника (квадрата);
свойство противоположных сторон прямоугольника.
Обучающиеся должны уметь:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки (больше),
представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);
находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, 8-г, b:2, a + b, c-d, k:n при заданных числовых значениях входящих в них букв;
выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
решать уравнения вида х±60 = 320, 125+х = 750, 2000-х= 1450, х-12 = 2400, х:5 = 420, 600:х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
решать задачи в 1-3 действия;
находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том
числе прямоугольника (квадрата);
находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
узнавать время по часам;
выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на одно
значное число);
применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.
строить заданный отрезок;
строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон
Материально - техническое обеспечение
1.Классная доска.
2.Персональный компьютер с принтером
3. М. И. Моро и др. Математика. 4 класс. Электронные пособия.
Печатные пособия:
1.Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по математике
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 4 класс
Планирование составлено на основе Программы «Школа России»: начальные классы (1-4). – М. : Просвещение, 2011г. В соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2009 года. По программе 136 часов. По учебному плану 136 часов.
Учебник: Математика, 4 класс; М. И. Моро. М.: Просвещение 2011 г.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Дата | Домашнее задание | ИКТ |
Предметные | Метапредметные | Личностные | по плану | по факту |
Числа от 1 до 100. Повторение (13 ч) |
1. | Повторение. Нумерация. | 1 | Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Целостное восприятие окружающего мира. Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий | | | c.5, №7,8 | |
2. | Числовые выражения. Порядок выполнения действий. | 1 | | | c.7, № 20, 21 | |
3. | Нахождение суммы нескольких слагаемых. | 1 | | | c.8, № 27 | |
4. | Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел. | 1 | | | c.9, № 35, ребусы | |
5. | Приемы письменного умножения трехзначного числа на однозначное. | 1 | | | с. 10, № 42, 43 | |
6. | Приемы письменного умножения однозначных чисел на трехзначное. | 1 | | | с. 11, № 52, 53 | |
7. | Приемы письменного деления на однозначное число. | 1 | | | с. 12, № 58, 59 | |
8. | Письменное деление трехзначных чисел на однозначные. | 1 | | | с. 13, № 66, ребус | |
9. | Письменное деление на однозначное число. | 1 | | | с. 14, № 72,73, ребус | |
10. | Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль. | 1 | | | с. 15, № 78,79, | |
11. | Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм. | 1 | | | | |
12. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | | с. 19, №12,14 | |
13. | Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 1000. | 1 | | | | |
Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч) |
14. | Анализ контрольной работы. Нумерация. Класс единиц и класс тысяч. | 1 | Называть новую счётную единицу – тысячу. Читать, записывать числа в пределах миллиона. Сравнивать числа по классам и разрядам. Оценивать правильность составления числовой последовательности. Выделять в числе общее количество единиц любого разряда. Называть класс миллионов, класс миллиардов. | Регулятивные УУД: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России | | | с. 23, №91, 92 | |
15. | Чтение многозначных чисел. | 1 | | | с. 24, №98, 99 | |
16. | Запись многозначных чисел. | 1 | | | с. 25, №105 | |
17. | Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | 1 | | | с. 26, №115 | |
18. | Сравнение многозначных чисел. | 1 | | | с. 27, №123 | |
19. | Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. | 1 | | | с. 28, №130, 131 | |
20. | Нахождение общего количества единиц определенного разряда в данном числе. | 1 | | | с. 29, №141, 142 | |
21. | Класс миллионов и класс миллиардов. | 1 | | | с. 30, №147 | |
22. | Страницы для любознательных. Наши проекты «Наше село» | 1 | | | проект | |
23. | Закрепление по теме «Нумерация многозначных чисел» | 1 | | | с. 35, №16,17 | |
24. | Контрольная работа по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация» | 1 | | | | |
Числа, которые больше 1000. Величины (18 ч) |
25. | Анализ контрольной работы. Единицы длины. Километр | 1 | Называть единицы длины, площади. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах. Называть единицы времени: минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Определять соотношения между ними. Определять время по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям. Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Регулятивные УУД: Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую составлять простой план учебно-научного текста. Коммуникативные УУД: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Целостное восприятие окружающего мира. | | | с. 37, №54, 55 | |
26. | Таблица единиц длины | 1 | | | с. 38, №163 | |
27. | Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр | 1 | | | с. 40, №174, 175 | |
28. | Таблица единиц площади | 1 | | | с. 42, №188 | |
29. | Измерение площади с помощью палетки | 1 | | | с. 44, №198 | |
30. | Единицы массы. Тонна, центнер. Таблица единиц массы | 1 | | | с. 46, №213, 214 | |
31. | Контрольная работа за 1 четверть | | | | | |
32. | Анализ контрольной работы. Единицы времени. | 1 | | | с. 46, №221, 222 | |
33. | Единицы времени. 24 часовое исчисление суток | 1 | | | с. 48, №230 | |
34. | Задачи на нахождение начала, продолжительности и конца событий | 1 | | | с. 49, №238 | |
35. | Единицы времени. Секунда. | 1 | | | с. 50, №245 | |
36. | Единицы времени. Век. | 1 | | | с. 51, №253 | |
37. | Таблица единиц времени. | 1 | | | с. 52, №258 | |
38. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | | с. 53, №9, 10 | |
39. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | | с. 54, №20 | |
40. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | | с. 55, №27, 28 | |
41. | Контрольная работа по теме «Величины» | 1 | | | | |
42. | Анализ контрольной работы. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | | | |
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (11 ч) |
43. | Устные и письменные приёмы вычислений. | 1 | Использовать приёмы сложения и вычитания многозначных чисел. Решать задачи арифметическим способом. Выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное. | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. | | | с. 60, №265 | |
44. | Письменные приемы вычислений | 1 | | | с. 61, №274 | |
45. | Нахождение неизвестного слагаемого | 1 | | | с. 62, №281, 282 | |
46. | Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого. | 1 | | | с. 63, №290 | |
47. | Нахождение нескольких долей целого. | 1 | | | с. 64, №295, ребус | |
48. | Решение задач на нахождение нескольких долей целого и целого по его доле | 1 | | | с. 66, №311, 312 | |
49. | Сложение и вычитание величин | 1 | | | с. 67, №317 | |
50. | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме | 1 | | | с. 68, №324 | |
51. | Странички для любознательных. | 1 | | | с. 69, №11, 12 | |
52. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | | с. 73, №25 | |
53. | Контрольная работа за I полугодие по теме «Сложение и вычитание» | 1 | | | | |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (71 ч) |
54. | Анализ контрольной работы. Умножение на однозначное число | 1 | Использовать свойства умножения при выполнении вычислений. Объяснять приёмы умножения на однозначное число многозначных чисел, оканчивающихся нулями. Выполнять деление многозначного числа на однозначное с объяснением. Применять полученные знания для решения задач. Определять, сколько цифр будет в частном, выполнять деление. Решение текстовых задач арифметическим способом. Делить многозначное число на однозначное. Проверять правильность выполненных вычислений. Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Называть единицы скорости. Понимать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. Использовать алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. Составлять план действий и определять наиболее эффективные способы решения задачи Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. Решать задачи, развивать навык устного и письменного счёта; развивать внимание, творческое мышление. | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | | | с. 76, №331 | |
55. | Письменные приёмы умножения | 1 | | | с. 77, №337 | |
56. | Умножение на 0 и 1. Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | 1 | | | с. 78, №348; с. 79, №353 | |
57. | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. | 1 | | | с. 80, №361 | |
58. | Деление на однозначное число. Деление с числами 0 и 1 | 1 | | | с. 81, №370 | |
59. | Письменные приемы деления. | 1 | | | с. 83, №379 | |
60. | Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме | 1 | | | с. 84, №385, 386 | |
61. | Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть 0. | 1 | | | с. 85, №393, 394 | |
62 | Задачи на пропорциональное деление. | 1 | | | с.86, №402 | |
63. | Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть 0. | 1 | | | с. 87, №408, 409 | |
64. | Решение задач на пропорциональное деление. | 1 | | | с.88, №416 | |
65. | Деление многозначных чисел на однозначные. | 1 | | | с. 90, №434, 435 | |
66. | Закрепление и систематизация знаний по теме «Умножение и деление на однозначное число» | 1 | | | c. 4, №5,6 | |
67. | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число» | 1 | | | | |
68. | Анализ контрольной работы. Скорость. Единицы скорости. | 1 | | | с.5, №12, 13 | |
69. | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | 1 | | | с. 6, №19, 20 | |
70. | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | 1 | | | с. 8, №33, 34 | |
71. | Умножение числа на произведение. | 1 | | | с.12, №39 | |
72. | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | | | с. 13, №45, 46 | |
73. | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | | | с. 14, №50 | |
74. | Письменное умножение двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями. | 1 | | | с. 15, №60 | |
75. | Решение задач на встречное движение. | 1 | | | с. 16, №64, примеры | |
76. | Перестановка и группировка множителей. | 1 | | | с. 17, №71, 72 | |
77. | Странички для любознательных. | 1 | | | с. 20, №8, 9 | |
78. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Взаимная проверка знаний «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». | 1 | | | с. 22, №28, 29 | |
79. | Деление числа на произведение | 1 | | | с. 25, №7 | |
80. | Деление числа на произведение | 1 | | | с. 26, №85, 86 | |
81. | Деление с остатком на 10, 100, 1000. | 1 | | | с. 27, №93, 94 | |
82. | Решение задач на пропорциональное деление. | 1 | | | с. 28, №100 | |
83. | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | | | с. 29, №108 | |
84. | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | | | с. 30, №110,111 | |
85. | Приёмы письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | | | с. 31, №118 | |
86. | Приёмы письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | | | с. 32, №124 | |
87. | Решение задач на движение в противоположных направлениях. | 1 | | | с.33, №128, примеры | |
88. | Решение задач на движение в противоположных направлениях. | 1 | | | с. 34, №137,138 | |
89. | Закрепление и систематизация знаний по теме «Деление и умножение на числа, оканчивающиеся нулями». | 1 | | | с. 35, №9, 10 | |
90. | Контрольная работа за III четверть по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями». | 1 | | | | |
91. | Анализ контрольной работы. Наши проекты «Математика вокруг нас» | 1 | | | с. 40-41, план | |
92. | Умножение числа на сумму | 1 | | | с. 42, №145 | |
93. | Умножение числа на сумму | 1 | | | с. 43, №153 | |
94. | Письменное умножение на двузначное число | 1 | | | с. 44, №159, примеры | |
95. | Письменное умножение на двузначное число | 1 | | | с. 45, №167,168 | |
96. | Задачи на нахождение неизвестных по двум разностям | 1 | | | с. 46, №173 | |
97. | Задачи на нахождение неизвестных по двум разностям | 1 | | | с. 47, №180,181 | |
98. | Письменное умножение на трехзначное число | 1 | | | с. 48, №184, примеры | |
99. | Письменное умножение на трехзначное число | 1 | | | с. 49, №190 | |
100. | Закрепление приемов умножения на трехзначное число | 1 | | | с. 50, №196 | |
101 | Закрепление приемов умножения на трехзначное число | 1 | | | с. 51, №204 | |
102 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | | с. 54, №9,10 | |
103 | Контрольная работа по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число» | 1 | | | | |
104 | Анализ контрольной работы. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | | с. 56, №24,25 | |
105 | Письменное деление на двузначное число | 1 | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное. Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Регулятивные УУД: В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. | | | с. 57, №109,210 | |
106 | Письменное деление с остатком на двузначное число | 1 | | | с. 58, №216.217 | |
107 | Алгоритм письменного деления на двузначное число | 1 | | | с. 59, №224,225 | |
108 | Письменное деление на двузначное число | 1 | | | с. 60, №229,230 | |
109 | Письменное деление на двузначное число | 1 | | | с. 61, №236,237 | |
110 | Письменное деление на двузначное число | 1 | | | с. 62, №245,246 | |
111 | Письменное деление на двузначное число | 1 | | | с.63, №254,255 | |
112 | Письменное деление на двузначное число | 1 | | | с. 64, №263 | |
113 | Письменное деление на двузначное число, когда в записи частного есть нули | 1 | | | с.65, №267,268 | |
114 | Письменное деление на двузначное число | 1 | | | с. 66, №275,276 | |
115 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | | с. 67, №9,10 | |
116 | Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число» | 1 | | | | |
117 | Анализ контрольной работы. Письменное деление на трехзначное число | 1 | | | с. 72, №283 | |
118 | Письменное деление на трехзначное число. | 1 | | | с. 73, №289 | |
119 | Письменное деление на трехзначное число. | 1 | | | с. 74, №297,298 | |
120 | Проверка умножения делением | 1 | | | с. 75, №305,307 | |
121 | Деление с остатком | 1 | | | с. 76, №313,314 | |
122 | Деление на трехзначное число закрепление | 1 | | | с.77, №321 | |
123 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Странички для любознательных. | 1 | | | с. 82, №6,8 | |
124 | Контрольная работа по теме «Деление на трехзначное число» | 1 | | | | |
Числа, которые больше 1000. Итоговое повторение (12 ч) |
125 | Нумерация | 1 | Называть числа натурального ряда, которые больше 1 000. Читать и записывать числа, которые больше 1 000, используя правило, по которому составлена числовая последовательность. Решать числовые выражения и уравнения. | Регулятивные УУД: В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Целостное восприятие окружающего мира. Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | | | с.88,№23 | |
126 | Выражения и уравнения | 1 | | | с. 89, №7,8 | |
127 | Арифметические действия: сложение и вычитание | 1 | | | с. 91, №10,12 | |
128 | Арифметические действия: умножение и деление | 1 | | | с. 93, №17,18 | |
129 | Правила о порядке выполнения действий | 1 | | | с. 94, №7 | |
130 | Величины | 1 | | | с. 95, №6 | |
131 | Геометрические фигуры | 1 | | | с. 96, №8,9 | |
132 | Задачи | 1 | | | с. 97, №12 | |
133 | Итоговая контрольная работа за 4 класс | 1 | | | | |
134 | Анализ контрольной работы. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | | с. 98, №8 | |
135 | Распознавание и названия геометрических тел: куб, пирамида, шар. Изготовление моделей куба, пирамиды. | 1 | | | с.99, №15,16 | |
136 | Обобщающий урок - игра «В поисках клада» | 1 | | | | |
Итого - 136 часов |