Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы М.И. Моро, С. И. Волковой, С.В. Степановой «Математика» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
М.И.Моро. Математика: учебник для 2 класса: в 2 частях, Просвещение
М.И Моро. Тетрадь по математике для 2 класса: в 2 частях, Просвещение
С.И. Волкова. Математика Проверочные работы: 2 класс, Просвещение
Математика Электронное приложение к учебнику М.И. Моро «Математика» (CD)
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
-математическое развитие младших школьников.
-формирование системы начальных математических знаний.
-воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);
элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;
элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира;
первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний;
потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.
Учащийся получит возможность научиться:
принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
*контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.
Познавательные
Учащийся научится:
строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах;
описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи;
понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
применять полученные знания в изменённых условиях;
осваивать способы решения задач творческого и поискового характера;
выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках (книги, аудио- и видеоносители, а также Интернет с помощью взрослых);
представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме (пересказ, текст, таблицы).
Учащийся получит возможность научиться:
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать её для решения задач, математических сообщений, изготовления объектов с использованием свойств геометрических фигур;
анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме (пересказ, текст, таблицы).
Коммуникативные
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать;
*контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.
Предметные результаты
Числа и величины
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;
сравнивать числа и записывать результат сравнения;
упорядочивать заданные числа;
заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;
выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35–5, 35–30;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см;
читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы измерения этой величины (час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин; определять по часам время с точностью до минуты;
записывать и использовать соотношение между рублём и копейкой: 1 р. = 100 к.
Учащийся получит возможность научиться:
группировать объекты по разным признакам;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Учащийся научится:
воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать её при выполнении действий сложения и вычитания;
выполнять сложение и вычитание в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком);
выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;
называть и обозначать действия умножения и деления;
использовать термины: уравнение, буквенное выражение;
заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых;
умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10;
читать и записывать числовые выражения в 2 действия;
находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без скобок);
применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.
Учащийся получит возможность научиться:
вычислять значение буквенного выражения, содержащего одну букву при заданном её значении;
решать простые уравнения подбором неизвестного числа;
моделировать действия «умножение» и «деление» с использованием предметов, схематических рисунков и схематических чертежей;
раскрывать конкретный смысл действий «умножение» и «деление»;
применять переместительное свойство умножения при вычислениях;
называть компоненты и результаты действий умножения и деления;
устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом умножения;
выполнять умножение и деление с числами 2 и 3.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
решать задачи в 1–2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление;
выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;
составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Учащийся научится:
распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой;
распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и др., выделять среди четырёхугольников прямоугольник (квадрат);
выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки;
соотносить реальные объекты с моделями и чертежами треугольника, прямоугольника (квадрата).
Учащийся получит возможность научиться:
изображать прямоугольник (квадрат) на нелинованной бумаге с использованием линейки и угольника.
Геометрические величины
Учащийся научится:
читать и записывать значение величины длина, используя изученные единицы длины и соотношения между ними (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр);
вычислять длину ломаной, состоящей из 3–4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника, пятиугольника).
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы длины в конкретной ситуации;
вычислять периметр прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Учащийся научится:
читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;
заполнять свободные клетки в несложных таблицах, определяя правило составления таблиц;
проводить логические рассуждения и делать выводы;
понимать простейшие высказывания с логическими связками: если…, то…; все; каждый и др., выделяя верные и неверные высказывания.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно оформлять в виде таблицы зависимости между величинами: цена, количество, стоимость;
общих представлений о построении последовательности логических рассуждений.
Содержание учебного предмета
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100. Нумерация (16ч)
Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сложение и вычитание чисел.(70ч)
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания
Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел.(39ч)
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.
Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.
Величины и их измерение.
Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.
Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.
Цена, количество и стоимость товара.
Время. Единица времени – час.
Текстовые задачи.
Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
в) разностное сравнение;
Элементы геометрии.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
Элементы алгебры.
Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а ± 5; 4 – а; при заданных числовых значениях переменной.
Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b;
Занимательные и нестандартные задачи.
Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.
Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение.(11ч)
Проекты: «Математика вокруг нас. Орнаменты и узоры на посуде», «Оригами»
Учебно-тематический план:
№ | Тема | Всего часов |
1 | Числа от 1 до 100. Нумерация | 16 |
2 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | 20 |
3 | Числа от 1 до 100. Устные приемы вычислений | 28 |
4 | Числа от 1 до 100. Письменные приемы вычислений | 22 |
5 | Умножение и деление чисел от 1 до 100 | 18 |
6 | Табличное умножение и деление | 22 |
7 | Итоговое повторение и проверка знаний | 10 |
| ИТОГО | 136 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата |
по плану | фактически |
1 четверть |
1 | Числа от 1 до 20 | 04.09 | |
2 | Числа от 1до 20 | 05.09 | |
3 | Счет десятками. Образование и запись чисел от 1 до 100 | 06.09 | |
4 | Счет десятками. Образование и запись чисел от 1 до 100 | 07.09 | |
5 | Поместное значение цифр | 11.09 | |
6 | Однозначные и двузначные числа | 12.09 | |
7 | Миллиметр | 13.09 | |
8 | Входная контрольная работа №1 | 14.09 | |
9 | Число 100 | 18.09 | |
10 | Метр. Таблица единиц длины | 19.09 | |
11 | Сложение и вычитание вида 30+5, 35-5, 35-30 | 20.09 | |
12 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых | 21.09 | |
13 | Рубль, копейка | 25.09 | |
14 | Закрепление | 26.09 | |
15 | Проект «Математика вокруг нас. Орнаменты и узоры на посуде» | 27.09 | |
16 | Контрольное тестирование. | 28.09 | |
17 | Задачи, обратные данной | 02.10 | |
18 | Сумма и разность отрезков | 03.10 | |
19 | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого | 04.10 | |
20 | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого | 05.10 | |
21 | Закрепление | 09.10 | |
22 | Час. Минута. Определение времени по часам | 10.10 | |
23 | Длина ломаной | 11.10 | |
24 | Контрольный математический диктант. | 12.10 | |
25 | Порядок действий. Скобки | 16.10 | |
26 | Числовое выражение | 17.10 | |
27 | Сравнение числовых выражений | 18.10 | |
28 | Периметр многоугольника | 19.10 | |
29 | Свойства сложения | 23.10 | |
30 | Контрольная работа №2 | 24.10 | |
31 | Закрепление | 25.10 | |
32 | Закрепление | 26.10 | |
2 четверть |
33 | Решение текстовых задач. | 06.11 | |
34 | Работа над числовыми выражениями. Периметр многоугольника. | 07.11 | |
35 | Повторение. | 08.11 | |
36 | Контрольное тестирование. | 09.11 | |
37 | Подготовка к изучению устных приемов сложения и вычитания | 13.11 | |
38 | Приемы вычислений для случаев вида 36+2, 36+20, 60+18 | 14.11 | |
39 | Приемы вычислений для случаев вида 36-2, 36-20, 36-22 | 15.11 | |
40 | Приемы вычислений для случаев вида 26+4, 30-7 | 16.11 | |
41 | Приемы вычислений для случаев вида 26+4, 30-7 | 20.11 | |
42 | Приемы вычислений для случаев вида 60-24 | 21.11 | |
43 | Решение задач | 22.11 | |
44 | Закрепление. Решение задач | 23.11 | |
45 | Закрепление. Решение задач | 27.11 | |
46 | Приемы вычислений для случаев вида 26+7 | 28.11 | |
47 | Приемы вычислений для случаев вида 35-7 | 29.11 | |
48 | Закрепление. Контрольный математический диктант. | 30.11 | |
49 | Закрепление | 04.12 | |
50 | Закрепление | 05.12 | |
51 | Контрольная работа №3 | 06.12 | |
52 | Буквенные выражения | 07.12 | |
53 | Закрепление | 11.12 | |
54 | Закрепление | 12.12 | |
55 | Уравнение. Решение уравнений подбором неизвестного числа | 13.12 | |
56 | Закрепление | 14.12 | |
57 | Закрепление | 18.12 | |
58 | Проверка сложения и вычитания | 19.12 | |
59 | Проверка сложения и вычитания | 20.12 | |
60 | Закрепление | 21.12 | |
61 | Контрольная работа №4 | 25.12 | |
62 | Закрепление | 26.12 | |
63 | Контрольный устный счет. | 27.12 | |
64 | Защита проекта «Математика вокруг нас. Орнаменты и узоры на посуде» | 28.12 | |
3 четверть |
65 | Сложение вида 45+23 | 15.01 | |
66 | Вычитание вида 57-26 | 16.01 | |
67 | Проверка сложения и вычитания | 17.01 | |
68 | Закрепление | 18.01 | |
69 | Прямой угол | 22.01 | |
70 | Закрепление. Решение задач | 23.01 | |
71 | Сложение вида 37+48 | 24.01 | |
72 | Сложение вида 37+53 | 25.01 | |
73 | Прямоугольник | 29.01 | |
74 | Закрепление. Контрольный математический диктант. | 30.01 | |
75 | Сложение вида 87+13 | 31.01 | |
76 | Закрепление. Решение задач | 01.02 | |
77 | Вычитание вида 32-8, 40-8 | 05.02 | |
78 | Вычитание вида 50-24 | 06.02 | |
79 | Вычитание вида 50-24 | 07.02 | |
80 | Закрепление. Решение задач | 08.02 | |
81 | Подготовка к умножению | 12.02 | |
82 | Свойство противоположных сторон прямоугольника | 13.02 | |
83 | Закрепление. Подготовка к умножению | 14.02 | |
84 | Квадрат. Закрепление | 15.02 | |
85 | Контрольная работа №5 | 19.02 | |
86 | Закрепление | 20.02 | |
Умножение и деление чисел от 1 до 100 |
87 | Конкретный смысл умножения | 21.02 | |
88 | Закрепление | 22.02 | |
89 | Прием умножения с помощью сложения | 26.02 | |
90 | Задачи на нахождение произведения | 27.02 | |
91 | Периметр многоугольника | 28.02 | |
92 | Прием умножения 1 и 0 | 01.03 | |
93 | Название компонентов и результатов умножения | 05.03 | |
94 | Закрепление. Решение задач | 06.03 | |
95 | Переместительное свойство умножения | 07.03 | |
96 | Закрепление. Решение задач | 12.03 | |
97 | Конкретный смысл деления (по содержанию) | 13.03 | |
98 | Закрепление | 14.03 | |
99 | Конкретный смысл деления (на равные части) | 15.03 | |
100 | Контрольная работа №6 | 19.03 | |
101 | Название компонентов и результата деления | 20.03 | |
102 | Закрепление | 21.03 | |
103 | Контрольный устный счет. | 22.03 | |
4 четверть |
104 | Урок-соревнование | 04.04 | |
105 | Связь между компонентами и результатом умножения | 05.04 | |
106 | Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения | 09.04 | |
107 | Прием умножения и деления на 10 | 10.04 | |
108 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость | 11.04 | |
109 | Задачи на нахождение неизвестного 3-го слагаемого | 12.04 | |
110 | Закрепление | 16.04 | |
111 | Контрольное тестирование. | 17.04 | |
112 | Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 на 2 | 18.04 | |
113 | Умножение числа 2 и на 2 | 19.04 | |
114 | Приемы умножения числа 2 | 23.04 | |
115 | Деление на 2 | 24.04 | |
116 | Закрепление | 25.04 | |
117 | Закрепление | 26.04 | |
118 | Контрольная работа №7 | 30.04 | |
119 | Закрепление | 02.05 | |
120 | Умножение числа 3 и на 3 | 03.05 | |
121 | Умножение числа 3 и на 3 | 07.05 | |
122 | Деление на 3 | 08.05 | |
123 | Деление на 3 | 10.05 | |
124 | Закрепление | 14.05 | |
125 | Контроль знаний | 15.05 | |
126 | Защита проекта «Оригами» | 16.05 | |
127 | Повторение | 17.05 | |
128 | Контрольное тестирование. |
129 | Повторение | 21.05 | |
130 | Повторение |
131 | Контрольная работа №8 | 22.05 | |
132 | Повторение |
133 | Контрольный математический диктант. | 23.05 | |
134 | Повторение |
135 | Контрольный устный счет. | 24.05 | |
136 | Урок-соревнование |
18