Математика
3 класс
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
положительное отношение к урокам математики, к учёбе, к школе;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание учительских оценок успешности учебной деятельности;
умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
правила общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
уважение и принятие семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
начальных представлений об универсальности математических способов познания окружающего мира;
понимания важности математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
навыков проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
интереса к изучению учебного предмета «Математика»: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
понимать базовые межпредметные понятия (число, величина, геометрическая фигура);
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
полнее использовать свои творческие возможности;
смысловому чтению текстов математического содержания (общие умения) в соответствии с поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для её представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, чётко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Обучающийся получит возможность научиться:
• использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон.
Предметные результаты
Числа и величины
Обучающийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1000;
сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых, заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр) и соотношения между ними: 1дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Обучающийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Обучающийся научится:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида a : a, 0 : a;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2—3 действия (со скобками и без скобок).
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами
Обучающийся научится:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2—3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
преобразовывать задачу в новую, изменяя её условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по её решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Обучающийся получит возможность научиться:
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчёты.
Пространственные отношения.
Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
Геометрические величины
Обучающийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.
Обучающийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
Работа с информацией
Обучающийся научится:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки (... и ...; если..., то...; каждый; все и др.), определять, верно или неверно приведённое высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
Содержание учебного предмета
Данная рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе авторской программы М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика. 1-4 классы» (Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2014).
Содержание программы (136 ч)
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание – 9 часов.
Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Уравнение. Решение уравнения Обозначение геометрических фигур буквами.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление – 56 часов.
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0. Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.). Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х ׃ 4 = 9, 27 ׃ х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата).
Доли. Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними. Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление – 27 часов.
Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приёмы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком. Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком. Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а ∙ b, c ׃ d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв. Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000. Нумерация – 13 часов.
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счёте. Запись и чтение трёхзначных чисел. Представление трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание – 11 часов.
Устные приёмы сложения и вычитания, сводимые к действиям в пределах 100. Письменные приёмы сложения и вычитания. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление – 20 часов.
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года.
Тематическое планирование
1. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание – 9 часов.
2. Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление – 56 часов.
3. Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление – 27 часов.
4. Числа от 1 до 1000. Нумерация – 13 часов.
5. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание – 11 часов.
6. Числа от 1 до 1000. Умножение и деление – 20 часов.
Всего – 136 ч.
Календарно-тематическое планирование по математике
3 класс
Дата | Дата корр. | № урока | Тема урока |
| | 1 | Вводный инструктаж по т/б. Устные и письменные приёмы вычислений. |
| | 2 | Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. |
| | 3 | Выражение с переменной. |
| | 4 | Решение уравнений с неизвестным слагаемым. |
| | 5 | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым. |
| | 6 | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым. |
| | 7 | Обозначение геометрических фигур буквами. Проверочная работа №1 «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание». |
| | 8 | Работа над ошибками. «Странички для любознательных». «Что узнали. Чему научились». |
| | 9 | Входная контрольная работа. |
| | 10 | Анализ контрольной работы. Умножение. Связь между компонентами и результатом умножения. |
| | 11 | Чётные и нечётные числа. Таблица умножения и деления на 2. |
| | 12 | Таблица умножения и деления на 3. |
| | 13 | Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость. |
| | 14 | Решение задач с понятиями «масса» и «количество». |
| | 15 | Порядок выполнения действий. |
| | 16 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. |
| | 17 | Связь между величинами: расход ткани на одну вещь, количество вещей, расход ткани на все вещи. |
| | 18 | «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа №2 по теме «Табличное умножение и деление». |
| | 19 | Работа над ошибками. Таблица умножения и деления на 4. |
| | 20 | Таблица Пифагора. |
| | 21 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. |
| | 22 | Решение задач на увеличение числа в несколько раз. |
| | 23 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. |
| | 24 | Решение задач на уменьшение числа в несколько раз. |
| | 25 | Таблица умножения и деления на 5. |
| | 26 | Задачи на кратное сравнение. |
| | 27 | Решение задач на кратное сравнение. |
| | 28 | Задачи на кратное и разностное сравнение чисел. Проверочная работа № 3 по теме «Решение задач». |
| | 29 | Таблица умножения и деления на 6. |
| | 30 | Закрепление по теме «Умножение и деление». |
| | 31 | Контрольная работа № 2 за 1 четверть. |
| | 32 | Анализ контрольной работы. Задачи на нахождение четвёртого пропорционального. |
| | 33 | Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального. |
| | 34 | Таблица умножения и деления на 7. |
| | 35 | «Странички для любознательных». Знакомство с проектом «Математические сказки». |
| | 36 | «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа № 4 по теме «Умножение и деление. Решение задач». |
| | 37 | Площадь. Способы сравнения фигур по площади. |
| | 38 | Единицы площади – квадратный сантиметр. |
| | 39 | Площадь прямоугольника. |
| | 40 | Таблица умножения и деления на 8. |
| | 41 | Закрепление по теме «Таблица умножения и деления». |
| | 42 | Решение задач изученных видов. |
| | 43 | Таблица умножения и деления на 9. |
| | 44 | Единицы площади – квадратный дециметр. |
| | 45 | Сводная таблица умножения. |
| | 46 | Решение задач изученных видов. |
| | 47 | Единицы площади – квадратный метр. |
| | 48 | Решение задач изученных видов. |
| | 49 | «Странички для любознательных». Задачи-расчёты. |
| | 50 | Закрепление по теме «Таблица умножения». |
| | 51 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Тест «Проверим себя и оценим свои достижения». |
| | 52 | Работа над ошибками. Умножение на 1. |
| | 53 | Умножение на 0. |
| | 54 | Случаи деления вида: а : а; а : 1 при а ≠ 0. |
| | 55 | Деление нуля на число. |
| | 56 | Текстовые задачи в три действия. |
| | 57 | «Странички для любознательных». Решение задач логического характера. |
| | 58 | Контрольная работа № 3 за 1 полугодие. |
| | 59 | Анализ контрольной работы. Доли. Образование и сравнение долей. |
| | 60 | Окружность. Круг. |
| | 61 | Диаметр окружности (круга). |
| | 62 | Инструктаж по т/б. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. |
| | 63 | Единицы времени. |
| | 64 | Единицы времени. Сутки. |
| | 65 | «Странички для любознательных». Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
| | 66 | Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 · 3, 3 · 20, 60 : 3. |
| | 67 | Случаи деления вида 80 : 20. |
| | 68 | Умножение суммы на число. |
| | 69 | Решение задач несколькими способами. |
| | 70 | Приёмы умножения для случаев вида 23 · 4, 4 · 23. |
| | 71 | Умножение двузначного числа на однозначное. |
| | 72 | Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального. |
| | 73 | Выражения с двумя переменными. «Странички для любознательных». |
| | 74 | Деление суммы на число. |
| | 75 | Деление суммы на число. Закрепление. |
| | 76 | Приёмы деления вида 69 : 3, 78 : 2. |
| | 77 | Связь между числами при делении. |
| | 78 | Проверка деления. |
| | 79 | Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. |
| | 80 | Проверка умножения делением. |
| | 81 | Решение уравнений. |
| | 82 | Закрепление пройденного. Проверочная работа № 5 по теме «Внетабличное умножение и деление». |
| | 83 | Работа над ошибками. «Странички для любознательных». «Что узнали. Чему научились». |
| | 84 | Деление с остатком. |
| | 85 | Деление с остатком. Закрепление. |
| | 86 | Деление с остатком методом подбора. |
| | 87 | Приёмы нахождения частного и остатка. |
| | 88 | Задачи на деление с остатком. |
| | 89 | Деление меньшего числа на большее. Проверочная работа № 6 по теме «Деление с остатком». |
| | 90 | Работа над ошибками. Проверка деления с остатком. |
| | 91 | «Странички для любознательных». «Что узнали. Чему научились». |
| | 92 | Проект «Задачи-расчёты». Тест «Проверим себя и оценим свои достижения». |
| | 93 | Работа над ошибками. Устная нумерация чисел в пределах 1 000. |
| | 94 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000. |
| | 95 | Разряды счётных единиц. |
| | 96 | Натуральная последовательность трёхзначных чисел. |
| | 97 | Контрольная работа № 4 за 3 четверть. |
| | 98 | Анализ контрольной работы. Увеличение, уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз. |
| | 99 | Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых. |
| | 100 | Сложение (вычитание) на основе десятичного состава трёхзначных чисел. |
| | 101 | Сравнение трёхзначных чисел. |
| | 102 | Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе. |
| | 103 | Единицы массы: килограмм, грамм. |
| | 104 | «Странички для любознательных». «Что узнали. Чему научились». |
| | 105 | Закрепление изученного. Проверочная работа № 7 по теме «Нумерация чисел в пределах 1000». |
| | 106 | Приёмы устных вычислений. |
| | 107 | Приёмы устных вычислений вида: 450 + 30, 380 + 20, 620 – 200. |
| | 108 | Приёмы устных вычислений вида: 470 + 80, 560 – 90. |
| | 109 | Приёмы устных вычислений вида: 260 + 310, 670 – 140. |
| | 110 | Приёмы письменных вычислений. |
| | 111 | Алгоритм письменного сложения трёхзначных чисел. |
| | 112 | Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел. |
| | 113 | Виды треугольников (по соотношению сторон). |
| | 114 | Диагностическая работа. |
| | 115 | Анализ диагностической работы. «Странички для любознательных». |
| | 116 | «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа № 8 по теме «Сложение и вычитание». |
| | 117 | Приёмы устных вычислений. |
| | 118 | Приёмы устного умножения и деления. |
| | 119 | Приёмы устных вычислений вида: 100 : 50, 800 : 400. |
| | 120 | Виды треугольников по видам углов. |
| | 121 | Закрепление изученного. «Странички для любознательных». |
| | 122 | Приём письменного умножения на однозначное число. |
| | 123 | Алгоритм письменного умножения на однозначное число. |
| | 124 | Письменное умножение на однозначное число. |
| | 125 | Закрепление изученных приёмов умножения. Проверочная работа № 9 по теме «Умножение многозначного числа на однозначное». |
| | 126 | Приём письменного деления на однозначное число. |
| | 127 | Алгоритм письменного деления на однозначное число. |
| | 128 | Итоговая контрольная работа за год. |
| | 129 | Анализ контрольной работы. Проверка деления умножением. |
| | 130 | Знакомство с калькулятором. |
| | 131 | «Что узнали. Чему научились». |
| | 132 | Закрепление изученного. Решение задач. |
| | 133 | Закрепление изученного. Решение задач. |
| | 135 | Закрепление изученного. Решение задач. |
| | 136 | Закрепление изученного. Решение задач. |