Муниципальное Общеобразовательное Бюджетное Учреждение
Тыгдинская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Т.А. Бояринцева
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ______Вамбольд Л.В. Протокол № ___ от «__»_________2020 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР_______ Ильницкая Т.В. «__»___________2020 г. | «Утверждено» Директор ОУ _____________Басня И.А. Приказ №___от «___»___________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога
Вамбольд Ларисы Владимировны
I квалификационная категория
по учебному курсу «Математика», 6 класс
Основное общее образование
Базовый уровень
2020 - 2021 учебный год
с. Тыгда, 2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по Математике 6 класс составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования школы, требований к результатам образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников предметной линии в соответствии с примерной программой для общеобразовательных школ по математике 5- 6 классы (Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5 – 6 классы: Е.А. Бунимович, М.: Просвещение, 2014г) к учебнику Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др.Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс: учебник; М: «Просвещение», 2014г.
Планируемые результаты обучения курса Математики 6 класса.
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
У учащихся могут быть сформированы:
первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
Учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
Предметные:
Учащиеся научатся:
работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность);
выполнять арифметические преобразования, применять их для решения учебных математических задач;
пользоваться изученными математическими формулами;
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
Учащиеся получат возможность научиться:
выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Арифметика
Ученик научится:
понимать особенности десятичной системы счисления;
понимать и использовать термины и символы, связанные с понятием степени числа; вычислять значения выражений, содержащих степень с натуральным показателем;
применять понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
оперировать понятием десятичной дроби, выполнять вычисления с десятичными дробями;
понимать и использовать различные способы представления дробных чисел; переходить от одной формы записи чисел к другой, выбирая подходящую для конкретного случая форму;
оперировать понятиями отношения и процента;
решать текстовые задачи арифметическим способом;
применять вычислительные умения в практических ситуациях, в том числе требующих выбора нужных данных или поиска недостающих;
распознавать различные виды чисел: натуральное, положительное, отрицательное, дробное, целое, рациональное; правильно употреблять и использовать термины и символы, связанные с рациональными числами;
отмечать на координатной прямой точки, соответствующие заданным числам; определять координату отмеченной точки;
сравнивать рациональные числа;
выполнять вычисления с положительными и отрицательными числами;
округлять десятичные дроби;
работать с единицами измерения величин;
интерпретировать ответ задачи в соответствии с поставленным вопросом.
Ученик получит возможность научиться:
проводить несложные доказательные рассуждения;
исследовать числовые закономерности и устанавливать свойства чисел на основе наблюдения, проведения числового эксперимента;
применять разнообразные приемы рационализации вычислений;
выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применяя при необходимости калькулятор;
контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;
использовать в ходе решения задач представления, связанные с приближенными значениями величин.
Алгебра
Ученик научится:
использовать буквы для записи общих утверждений, правил, формул;
оперировать понятием «буквенное выражение»;
осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;
выполнять стандартные процедуры на координатной плоскости: строить точки по заданным координатам, находить координаты отмеченных точек
Ученик получит возможность:
приобрести начальный опыт работы с формулами: вычислять по формулам, в том числе используемым в реальной практике; составлять формулы по условиям, заданным задачей или чертежом;
переводить условия текстовых задач на алгебраический язык, составлять уравнение, буквенное выражение по условию задачи;
познакомиться с идеей координат, с примерами использования координат в реальной жизни.
Геометрия
Наглядная геометрия.
Ученик научится:
распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире плоские геометрические фигуры, конфигурации фигур, описывать их, используя геометрическую терминологию и символику, описывать свойства фигур;
распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире пространственные геометрические фигуры, конфигурации фигур, описывать их, используя геометрическую терминологию и символику, описывать их свойства;
изображать геометрические фигуры и конфигурации с по мощью чертежных инструментов и от руки на нелинованной бумаге;
делать простейшие умозаключения, опираясь на знание свойств геометрических фигур, на основе классификаций углов, треугольников, четырехугольников;
вычислять периметры, площади многоугольников, объемы пространственных геометрических фигур;
распознавать на чертежах, рисунках, находить в окружающем мире и изображать симметричные фигуры.
Ученик получит возможность научиться:
исследовать и описывать свойства геометрических фигур, используя наблюдения, измерения, эксперимент, моделирование, в том числе компьютерное моделирование и эксперимент;
конструировать геометрические объекты, используя различные материалы;
определять вид простейших сечений пространственных фигур, получаемых путем предметного или компьютерного моделирования.
Содержание образования
Арифметика
Натуральные числа
Числовые выражения, значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях, использование скобок. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Делители и кратные. Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком.
Дроби
Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
Проценты; нахождение процента от величины и величины по ее проценту. Отношение; выражение отношения в процентах.
Решение текстовых задач арифметическим способом.
Рациональные числа
Положительные и отрицательные числа, модуль числа. Множество целых чисел. Множество m рациональных чисел; рациональное число как отношение n к m ,где m — целое число, n — натуральное. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства арифметических действий.
Координатная прямая; изображение чисел точками координатной прямой.
Измерения, приближения, оценки
Единицы измерения длины, площади, объёма, массы, времени, скорости. Приближённое значение величины. Округление натуральных чисел и десятичных дробей. Прикидка и оценка результатов вычислений.
Элементы алгебры
Использование букв для обозначения чисел, для записи свойств арифметических действий. Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения букв в выражении.
Уравнение; корень уравнения. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий. Примеры решения текстовых задач с помощью уравнений.
Декартовы координаты на плоскости. Построение точки по ее координатам, определение координат точки на плоскости.
Наглядная геометрия
Правильные многоугольники. Изображение геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности.
Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближённое измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры.
Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса.
Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.
Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур.
Логика и множества
Множество, элемент множества. Задание множества перечислением элементов, характеристическим свойством. Стандартные обозначения числовых множеств. Пустое множество и его обозначение. Подмножество. Объединение и пересечение множеств.
Иллюстрация отношений между множествами с помощью диаграмм Эйлера-Венна.
Пример и контрпример.
Календарно – тематическое планирование, Математика 6 класс
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата |
План | Факт |
| Повторение курса математики 5 класса 5 часов. | | | |
1-4 | Повторение курса математики 5 класса. | 4 | 01.09-04.09 | |
5 | Входная контрольная работа за курс математики 5 класса. | 1 | 07.09 | |
| Дроби и проценты 15 ч. | | | |
6 | Что мы знаем о дробях | 1 | 08.09 | |
7-8 | Вычисления с дробями. | 2 | 09.09,10.09 | |
9-11 | Основные задачи на дроби. | 3 | 11.09,14.09,15.09 | |
12-16 | Что такое процент. | 5 | 16.09-18.09, 21.09,22.09 | |
17-18 | Столбчатые и круговые диаграммы. | 2 | 23.09, 24.09 | |
19 | Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | 25.09 | |
20 | Контрольная работа № 1 «Дроби и проценты». | 1 | 28.09 | |
| Прямые на плоскости и в пространстве 7 ч. | | | |
21-22 | Пересекающиеся прямые. | 2 | 29.09, 30.09 | |
23-24 | Параллельные прямые. | 2 | 01.10, 02.09 | |
25 | Расстояние. | 1 | 05.10 | |
26 | Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | 06.10 | |
27 | Контрольная работа №2 «Прямые на плоскости и в пространстве». | 1 | 07.10 | |
| Десятичные дроби 9 ч. | | | |
28-30 | Какие дроби называют десятичными. | 3 | 08.10, 09.10, 12.10 | |
31-32 | Перевод обыкновенной дроби в десятичную | 2 | 13.10, 14.10 | |
33-34 | Сравнение десятичных дробей. | 2 | 15.10, 16.10 | |
35 | Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | 19.10 | |
36 | Контрольная работа № 3 «Десятичные дроби». | 1 | 20.10 | |
| Действия с десятичными дробями 27 ч. | | | |
37-41 | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 5 | 21.10-23.10, 26.10, 27.10 | |
42-44 | Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. | 3 | 28.10, 29.10, 30.10 | |
45-50 | Умножение десятичных дробей. | 6 | 09.11-13.11, 16.11 | |
51-58 | Деление десятичных дробей. | 8 | 17.11-20.11, 23.11-26.11 | |
59-60 | Округление десятичных дробей. | 2 | 27.11, 30.11 | |
61-62 | Урок обобщения и систематизации знаний. | 2 | 01.12, 02.12 | |
63 | Контрольная работа № 4 «Действия с десятичными дробями». | 1 | 03.12 | |
| Окружность 9 ч. + 1 ч. | | | |
64-65 | Прямая и окружность. | 2 | 04.12, 07.12 | |
66-67 | Две окружности на плоскости. | 2 | 08.12, 09.12 | |
68-69 | Построение треугольника. | 2 | 10.12, 11.12 | |
70 | Круглые тела. | 1 | 14.12 | |
71 | Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | 15.12 | |
72 | Контрольная работа № 5 «Окружность». | 1 | 16.12 | |
73 | Промежуточная текущая аттестация по математике 6 класса за I полугодие. | 1 | 17.12 | |
| Отношения и проценты 17 ч. | | | |
74-75 | Что такое отношение. | 2 | 18.12, 21.12 | |
76-77 | Отношение величин. Масштаб. | 2 | 22.12, 23.12 | |
78-80 | Проценты и десятичные дроби. | 3 | 24.12, 25.12, 28.12 | |
81-84 | «Главная» задача на проценты. | 4 | 29.12, 11.01, 12.01, 13.01 | |
85-88 | Выражение отношения в процентах. | 4 | 14.01, 15.01, 18.01, 19.01 | |
89 | Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | 20.01 | |
90 | Контрольная работа № 6 «Отношения и проценты» | 1 | 21.01 | |
| Выражения. Формулы. Уравнения 14 ч. | | | |
91-92 | О математическом языке. | 2 | 22.01, 25.01 | |
93-94 | Буквенные выражения и числовые подстановки. | 2 | 26.01, 27.01 | |
95-97 | Составление формул и вычисление по формулам. | 3 | 28.01, 29.01, 01.02 | |
98-99 | Формула длины окружности, площади круга и объема шара. | 2 | 02.02, 03.02 | |
100-102 | Что такое уравнение. | 3 | 04.02, 05.02, 08.02 | |
103 | Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | 09.02 | |
104 | Контрольная работа № 7 «Выражения, формулы, уравнения». | 1 | 10.02 | |
| Симметрия 8 ч. | | | |
105-106 | Осевая симметрия. | 2 | 11.02, 12.02 | |
107-108 | Ось симметрии фигуры. | 2 | 15.02, 16.02 | |
109-110 | Центральная симметрия. | 2 | 17.02, 18.02 | |
111 | Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | 19.02 | |
112 | Контрольная работа № 8 «Симметрия». | 1 | 22.02 | |
| Целые числа 13 ч. | | | |
113 | Какие числа называют целыми. | 1 | 24.02 | |
114-115 | Сравнение целых чисел. | 2 | 25.02, 26.02 | |
116-117 | Сложение целых чисел. | 2 | 01.03, 02.03 | |
118-120 | Вычитание целых чисел. | 3 | 03.03, 04.03, 05.02 | |
121-123 | Умножение и деление целых чисел. | 3 | 09.03, 10.03, 11.03 | |
124 | Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | 12.03 | |
125 | Контрольная работа № 9 «Целые числа». | 1 | 15.03 | |
| Рациональные числа 17 ч. | | | |
126-128 | Какие числа называют рациональными. | 3 | 16.03, 17.03, 18.03 | |
129-130 | Сравнение рациональных чисел. Модуль числа. | 2 | 19.03, 29.03 | |
131-133 | Сложение и вычитание рациональных чисел. | 3 | 30.03, 31.03, 01.04 | |
134-136 | Умножение и деление рациональных чисел. | 3 | 02.04, 05.04, 06.04 | |
137-140 | Координаты. | 4 | 07.04, 08.04, 09.04, 12.04 | |
141 | Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | 13.04 | |
142 | Контрольная работа № 10 «Рациональные числа». | 1 | 14.04 | |
| Многоугольники и многогранники 9 ч. | | | |
143-144 | Параллелограмм. | 2 | 15.04, 16.04 | |
145-146 | Правильные многоугольники. | 2 | 19.04, 20.04 | |
147-148 | Площади. | 2 | 21.04, 22.04 | |
149 | Призма. | 1 | 23.04 | |
150 | Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | 26.04 | |
151 | Контрольная работа № 11 «Многоугольники и многогранники». | 1 | 27.04 | |
| Множества. Комбинаторика 5 ч. | | | |
152 | Понятие множества. | 1 | 28.04 | |
153 | Операции над множествами. | 1 | 29.04 | |
154-155 | Решение комбинаторных задач. | 2 | 30.04, 04.05 | |
156 | Обзорный урок по теме «Множества. Комбинаторика». | 1 | 05.05 | |
| Повторение 14 ч. | | | |
157-158 | Повторение. Действия с десятичными дробями. | 2 | 06.05, 07.05 | |
159-160 | Повторение. Решение задач на движение. | 2 | 11.05, 12.05 | |
161-162 | Повторение. Решение задач на отношение. | 2 | 13.05, 14.05 | |
163-164 | Повторение. Формулы для вычисления площади и периметра фигуры | 2 | 17.05, 18.05 | |
165-166 | Повторение. Числовые и буквенные выражения. | 2 | 19.05, 20.05 | |
167 | Повторение. Действия с рациональными числами. | 1 | 21.05 | |
168 | Итоговая контрольная работа за курс математики 6 класса. | 1 | 24.05 | |
169 | Промежуточная аттестация за курс математики 6 класса. | 1 | 25.05 | |
170 | Итоговый урок. | 1 | 26.05 | |