Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 1 класса разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебным предметам, курсам, модулям в соответствии с ФГОС НОО Сосновского филиала МБОУ Селецкая СОШ и на основании Основной образовательной программы начального общего образования Сосновского филиала МБОУ Селецкая СОШ.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Математика»:
Личностными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:
а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...»;
в) задачи на разностное сравнение;
– распознавать геометрические фигуры: точку, прямую, луч, кривую незамкнутую, кривую замкнутую, круг, овал, отрезок, ломаную, угол, многоугольник, прямоугольник, квадрат.
2–й уровень (программный)
Учащиеся должны уметь:
в процессе вычислений осознанно следовать алгоритму сложения и вычитания в пределах 20;
использовать в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, использовать знание зависимости между ними в процессе поиска решения и при оценке результатов действий;
использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения;
использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины, объёма и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм);
выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое отличие);
производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
использовать при вычислениях алгоритм нахождения значения выражений без скобок, содержащих два действия (сложение и/или вычитание);
сравнивать, складывать и вычитать именованные числа;
решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b;
решать задачи в два действия на сложение и вычитание;
узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты, из множества углов – прямой угол;
определять длину данного отрезка;
читать информацию, записанную в таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.
Для достижения планируемых результатов освоения учебного курса «Математика 2 класс» используется УМК «Школа России»:
1. Моро М. И. Математика. 1 класс. Учебник: В 2 ч. М.: Просвещение.
2. Моро М. И. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. М.: Просвещение,
3. Ситникова Т. Н. Поурочные разработки по математике. 1 класс. К УМК М. И. Моро. М.:ВАКО, 2012.
Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию примерной программы учебного предмета, рекомендованной Минобрнауки России и авторской программы М. И. Моро.
На изучение предмета отводится 4 ч в неделю (132 часа в год)
Содержание учебного курса
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8ч)
Признаки предметов.
Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.
Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами.
Отношения.
Сравнение групп предметов. Равно, не равно, столько же. Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 10. Нумерация (28ч)
Числа от 1 до 9. Натуральное число как результат счёта и мера величины. Состав чисел от 2 до 9. Сравнение чисел, запись отношений между числами. Числовые равенства, неравенства. Последовательность чисел. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте.
Ноль. Число 10. Состав числа 10.
Сложение и вычитание. (56ч)
Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс),- (минус), = (равно).
Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Компоненты сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.
Переместительное свойство сложения. Приёмы сложения и вычитания.
Табличные случаи сложения однозначных чисел. Соответствующие случаи вычитания.
Понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...», «больше на ...», «меньше на ...».
Числа от 1 до 20. Нумерация (12ч)
Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Десяток. Образование и название чисел от 1 до 20. Модели чисел.
Чтение и запись чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел. Сравнение чисел, их последовательность. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 (22ч)
Алгоритмы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд. Табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20. (Состав чисел от 11 до 19.)
Величины и их измерение.
Величины: длина, масса, объём и их измерение. Общие свойства величин. Единицы измерения величин: сантиметр, килограмм, литр.
Текстовые задачи.
Задача, её структура. Простые и составные текстовые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...»;
Элементы геометрии.
Точка. Линии: прямая, кривая. Отрезок. Ломаная. Многоугольники как замкнутые ломаные: треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Круг, овал.
Вычисление длины ломаной как суммы длин её звеньев.
Вычисление суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без использования термина «периметр».
Элементы алгебры.
Равенства, неравенства, знаки «=», «»; «
Занимательные и нестандартные задачи.
Числовые головоломки, арифметические ребусы. Арифметические лабиринты, математические фокусы. Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение (6ч)
Тематическое планирование
№ ур. | Названия тем, разделов | Кол-во час | Дата | Примеч. |
план | факт |
1 | Подготовка к изучению чисел. ространственные и временные отношения (8 ч) Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. | 1 | | | |
| | | | | |
2 | Счёт предметов. | 1 | | | |
3 | Вверху. Внизу. Слева. Справа. | 1 | | | |
4 | Раньше. Позже. Сначала. Потом. | 1 | | | |
5 | Столько же. Больше. Меньше. | 1 | | | |
6 | На сколько больше? На сколько меньше? | 1 | | | |
7 | На сколько больше? На сколько меньше? | 1 | | | |
8 | Повторение и обобщение изученного по теме «Подготовка к изучению чисел». | 1 | | | |
9 | Числа от 1 до 10. Число 0 Нумерация (28 ч). | | | | |
Много. Один. | 1 | | | | |
10 | Число и цифра 2. | 1 | | | | |
11 | Число и цифра 3. | 1 | | | |
12 | Знаки +, -, =. | 1 | | | |
13 | Число и цифра 4. | 1 | | | |
14 | Длиннее. Короче. | 1 | | | |
15 | Число и цифра 5. | 1 | | | |
16 | Числа от 1 до 5. Состав числа 5. | 1 | | | |
17 | Закрепление. Числа от 1 до 5. | 1 | | | |
18 | Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. | 1 | | | |
19 | Ломаная линия. | 1 | | | |
20 | Закрепление. Числа от 1 до 5. | 1 | | | |
21 | Знаки , | 1 | | | |
22 | Равенство. Неравенство. | 1 | | | |
23 | Многоугольник. | 1 | | | |
24 | Числа 6 и 7. Письмо цифры 6. | 1 | | | |
25 | Числа 6 и 7. Письмо цифры 7 | 1 | | | |
26 | Числа 8 и 9. Письмо цифры 8. | 1 | | | |
27 | Числа 8 и 9. Письмо цифры 9. | 1 | | | |
28 | Число 10. | 1 | | | |
29 | Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от1 до 10». | 1 | | | тест |
30 | Проект «Математика вокруг нас» | 1 | | | |
31 | Сантиметр. | 1 | | | |
32 | Увеличить на… Уменьшить на… | 1 | | | |
33 | Число 0. | 1 | | | |
34 | Сложение и вычитание с числом 0. | 1 | | | |
35 | Закрепление темы «Числа от 1 до 10. Нумерация» | 1 | | | |
36 | Закрепление темы «Числа от 1 до 10. Нумерация» | 1 | | | к\р |
37 | Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (56ч) | 1 | | | |
Сложение и вычитание вида +1, -1. | | | | |
38 | Сложение и вычитание вида +1+1, -1-1. | 1 | | | |
39 | Сложение и вычитание вида +2, -2. | 1 | | | |
40 | Слагаемые. Сумма. | 1 | | | |
41 | Задача. | 1 | | | |
42 | Составление задач по рисунку. | 1 | | | |
43 | Таблицы сложения и вычитания с числом 2. | 1 | | | |
44 | Присчитывание и отсчитывание по 2. | 1 | | | |
45 | Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц. | 1 | | | |
46 | Закрепление темы «Сложение и вычитание вида +1, -1, +2, -2» | 1 | | | |
47 | Закрепление темы «Сложение и вычитание вида +1, -1, +2, -2» | 1 | | | |
48 | Сложение и вычитание вида +3, -3. | 1 | | | |
49 | Прибавление и вычитание числа 3. | 1 | | | |
50 | Закрепление изученного. Сравнение длин отрезков. | 1 | | | |
51 | Таблицы сложения и вычитания с числом 3. | 1 | | | |
52 | Присчитывание и отсчитывание по 3. | 1 | | | |
53 | Решение простых задач. | 1 | | | |
54 | Решение простых задач. | 1 | | | |
55 | Закрепление. Таблицы сложения и вычитания с числами 2, 3. | 1 | | | |
56 | Закрепление. Таблицы сложения и вычитания с числами 2, 3. | 1 | | | |
57 | Закрепление. Таблицы сложения и вычитания с числом 3. | 1 | | | |
58 | Закрепление. Решение простых задач. | 1 | | | |
59 | Проверочная работа по теме «Прибавление и вычитание числа 3» | 1 | | | с\р |
60 | Закрепление. Решение простых задач | 1 | | | |
61 | Закрепление. Решение простых задач | 1 | | | |
62 | Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7, 8, 9. | 1 | | | |
63 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | 1 | | | |
64 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц( с двумя множествами предметов). | 1 | | | |
65 | Сложение и вычитание вида +4, -4. | 1 | | | |
66 | Закрепление. Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц | 1 | | | тест |
67 | На сколько больше? На сколько меньше? | 1 | | | |
68 | Решение задач на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц. | 1 | | | |
69 | Таблицы сложения и вычитания с числом 4. | 1 | | | |
70 | Решение задач на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц. | 1 | | | |
71 | Перестановка слагаемых. | 1 | | | |
72 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида +5,6,7,8,9. | 1 | | | |
73 | Таблицы для случаев вида +5,6,7,8,9. | 1 | | | |
74 | Состав чисел в пределах 10. Закрепление. | 1 | | | |
75 | Состав чисел в пределах 10. Закрепление. | 1 | | | |
76 | Закрепление изученного. Решение простых задач. | 1 | | | |
77 | Закрепление. Таблицы для случаев вида +5,6,7,8,9. | 1 | | | |
78 | Закрепление изученного. Проверка знаний. | 1 | | | к\р |
79 | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | | | |
80 | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | | | |
81 | Решение задач изученных видов. | 1 | | | |
82 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. | 1 | | | |
83 | Вычитание вида 6-, 7-. | 1 | | | |
84 | Закрепление приёма вычислений вида 6-,7-. . | 1 | | | |
85 | Вычитание вида 8-, 9-. | 1 | | | |
86 | Закрепление приёма вычислений вида 8-, 9-. Решение задач. | 1 | | | |
87 | Вычитание вида 10-. | 1 | | | |
88 | Закрепление изученного. Работа с таблицами. | 1 | | | |
89 | Килограмм. | 1 | | | |
90 | Литр. | 1 | | | |
91 | Закрепление темы «Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 10» | 1 | | | |
92 | Проверочная работа по теме «Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 10» | 1 | | | к\р |
93 | Числа от 1 до 20. Нумерация (12ч) | | | | |
Название и последовательность чисел от 11 до 20. | 1 | | | |
94 | Образование чисел второго десятка и их сравнение. | 1 | | | |
95 | Запись и чтение чисел второго десятка. | 1 | | | |
96 | Дециметр. | 1 | | | |
97 | Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10. | 1 | | | |
98 | Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10. | 1 | | | |
99 | Закрепление темы «Числа от 1 до 20.Нумерация» | 1 | | | |
100 | Проверочная работа по теме «Числа от 1 до 20. Нумерация» | 1 | | | к\р |
101 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | | | |
102 | Повторение. Подготовка к решению задач в два действия. | 1 | | | |
103 | Составная задача. | 1 | | | |
104 | Составная задача. | 1 | | | |
| Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (22ч) | | | | |
105 | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | 1 | | |
106 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +2, +3. | 1 | | | |
107 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +4. | 1 | | | |
108 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +5 | 1 | | | |
109 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +6 | 1 | | | |
110 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +7. | 1 | | | |
111 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +8, +9. | 1 | | | |
112 | Таблица сложения. | 1 | | | |
113 | Таблица сложения. | 1 | | | |
114 | Закрепление темы «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток» | 1 | | | |
115 | Закрепление темы «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток» | 1 | | | |
116 | Общие приёмы табличного вычитания с переходом через десяток. | 1 | | | |
117 | Вычитание вида 11- | 1 | | | |
118 | Вычитание вида 12- | 1 | | | |
119 | Вычитание вида 13- | 1 | | | |
120 | Вычитание вида 14- | 1 | | | |
121 | Вычитание вида 15- | 1 | | | |
122 | Вычитание вида 16- | 1 | | | |
123 | Вычитание вида 17-, 18- | 1 | | | |
124. | Закрепление темы «Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток» | 1 | | | |
125 | Закрепление темы «Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток» | 1 | | | |
126 | Закрепление темы «Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток» | 1 | | | |
127 | Итоговое повторение (6 ч). | | | | |
Итоговая контрольная работа. | 1 | | | |
128 | Повторение изученного в 1 классе. | 1 | | | |
129 | Повторение изученного в 1 классе | 1 | | | |
130 | Повторение изученного в 1 классе | 1 | | | |
131 | Повторение изученного в 1 классе | 1 | | | |
132 | КВН «Юные математики» | 1 | | | |