МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РУСАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО Руководитель ШМО: ______/Бабанян Т.А../ Протокол № 1 от 30.08.2020 г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР ____/Жданкина И.Е./ | «ПРИНЯТО» Педагогческим советом школы Протокол № 1 от 31.08.2020 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы __________ /Новокрещенов М.И./ Приказ № от 31.08.2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2020 – 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Предмет математика
Учитель___Бабанян Таисия Александровна
Класс___3____________________________________________________
Количество часов в неделю___4_________________________________
Учебник(название)___Математика_______________________________
Автор учебника__Моро М.И. Бантова М.А. Бельтюкова Г.В.__________
Издательство__Просвещение_2013____________________________________
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по_математике__________, на основе авторской программы по математике__ под руководством Моро М.И. Бантова М.А. Бельтюкова Г.В.
село Русаново – 2020 год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
Познавательные универсальные учебные действия
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Учащийся получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
В результате изучения курса математики обучающиеся на уровне начального общего образования:
научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
получат представление о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;
познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;
приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
Учащиеся должны знать:
– читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
– устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
– группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
– классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
– читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Учащиеся должны уметь:
– выполнять действия с величинами;
– использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
– проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).
– решать задачи в 3—4 действия;
– находить разные способы решения задачи.
распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
№ п/п | Название раздела (блока) | Кол-во часов на изучение раздела (блока) | Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль |
лабор. раб. | практ. раб. | сочинен. | контр. раб. |
1. | Сложение и вычитание (повторение). | 8 | | | | 1 |
2. | Табличное умножение и деление. | 28 | | | | 2 |
| Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление | 28 | | | | 2 |
3 | Внетабличное умножение и деление. | 27 | | | | 2 |
4 | Числа от 1 до 1000. Нумерация. | 13 | | | | 1 |
5 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. | 10 | | | | 1 |
6 | Числа от 1 до 1000. Умножение и деление | 16 | | | | 1 |
8 | Итоговое повторение | 6 | | | | 1 |
| итого | 136 | | | | 11 |
Выделяют три формы организации учебной деятельности:
1) индивидуальная работа;
2) фронтальная работа;
3) групповая форма работы.
Виды деятельности учащихся на уроках математики
1. По форме организации: участвуют во фронтальной работе, работают в группах, в парах, работают индивидуально.
2. По форме выполнения задания: слушают, пишут, решают устно и письменно, читают, объясняют, наблюдают, строят модель (рисунки, схемы, чертеж, выкладку, математические записи), отвечают, считают, проверяют, комментируют, проговаривают вслух («про себя»), оценивают, дополняют.
3. По характеру познавательной деятельности (активности): действуют по образцу; планируют деятельность; переносят знания, умения в новую ситуацию; ищут другие способы решения; исследуют; моделируют; самостоятельно составляют; решают проблему.
4. По видам мыслительной деятельности: сравнивают, устанавливая различное или общее; анализируют, синтезируют, абстрагируют, конкретизируют, обобщают, доказывают, устанавливают закономерность, рассуждают, делают индуктивный вывод, делают дедуктивный вывод, проводят аналогию, высказывают догадку (допущение, гипотезу), выявляют способ решения (приемы работы), находят причинно-следственные зависимости, классифицируют, систематизируют, структурируют, выявляют существенное; выделяют главное в учебной информации, самостоятельно формулируют правило, закон.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
План | Факт |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (8 часов) |
1 | Сложение и вычитание. | 02.09 | | |
2 | Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. | 03.09 | | |
3 | Выражение с переменной. Решение уравнений с неизвестным слагаемым. | 06.09 | | |
4 | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым. | 07.09 | | |
5 | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым. | 10.09 | | |
6 | Обозначение геометрических фигур буквами. Проверочная работа по теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание». | 11.09 | | |
7 | Работа над ошибками. «Странички для любознательных». | 13.09 | | |
8 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Вводная контрольная работа работа. | 14.09 | | |
Табличное умножение и деление (28 часов) |
9 | Работа над ошибками. Умножение. Связь между компонентами и результатом умножения. | 17.09 | | |
10 | Чётные и нечётные числа. Таблица умножения и деления на 3. | 18.09 | | |
11 | Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость. | 20.09 | | |
12 | Решение задач с величинами: масса одного предмета, количество предметов, общая масса. | 21.09 | | |
13 | Порядок выполнения действий. | 24.09 | | |
14 | Порядок выполнения действий. Тест «Проверим себя и оценим свои достижения». | 25.09 | | |
15 | Закрепление. Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость. | 27.09 | | |
16 | «Странички для любознательных». Проверочная работа по теме «Табличное умножение и деление». | 28.09 | | |
17 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | 01.10 | | |
18 | Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление». | 02.10 | | |
19 | Работа над ошибками. Умножение четырёх, на 4 и соответствующие случаи деления. | 04.10 | | |
20 | Закрепление пройденного. Таблица умножения. | 05.10 | | |
21 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 08.10 | | |
22 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 09.10 | | |
23 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | 11.10 | | |
24 | Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления. | 12.10 | | |
25 | Задачи на кратное сравнение. | 15.10 | | |
26 | Решение задач на кратное сравнение. | 16.10 | | |
27 | Решение задач на кратное сравнение. Проверочная работа по теме «Решение задач». | 18.10 | | |
28 | Работа над ошибками. Умножение шести, на 6 и соответствующие случаи деления. | 19.10 | | |
29 | Решение задач на кратное сравнение. | 22.10 | | |
30 | Задачи на нахождение четвёртого пропорционального. | 23.10 | | |
31 | Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального. | 25.10 | | |
32 | Умножение семи, на 7 и соответствующие случаи деления. Проверочная работа по теме «Умножение и деление. Решение задач». | 26.10 | | |
33 | Работа над ошибками. «Странички для любознательных». | 29.10 | | |
34 | Контрольная работа за 1 четверть. | 30.10 | | |
35 | Работа над ошибками. Проект «Математическая сказка». | 01.11 | | |
36 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 02.11 | | |
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (28 часов) |
37 | Площадь. Единицы площади. | 12.11 | | |
38 | Квадратный сантиметр. | .13.11 | | |
39 | Площадь прямоугольника. | 15.11 | | |
40 | Умножение восьми, на 8 и соответствующие случаи деления. | 16.11 | | |
41 | Решение задач изученных видов. | 19.11 | | |
42 | Решение задач изученных видов. | 20.11 | | |
43 | Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления. | 22.11 | | |
44 | Квадратный дециметр. | 23.11 | | |
45 | Таблица умножения. | 26.11 | | |
46 | Решение задач изученных видов. | 27.11 | | |
47 | Квадратный метр. | 29.11 | | |
48 | Решение задач изученных видов. | 30.11 | | |
49 | «Странички для любознательных». Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 03.12 | | |
50 | Промежуточная диагностика. Тест «Проверим себя и оценим свои достижения». | 04.12 | | |
51 | Работа над ошибками. Умножение на 1. | 06.12 | | |
52 | Умножение на 0. | 07.12 | | |
53 | Случаи деления вида: а : а; а : 1 при а ≠ 0. | 10.12 | | |
54 | Деление нуля на число. | 11.12 | | |
55 | Решение задач логического характера. «Странички для любознательных». | 13.12 | | |
56 | Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление». | 14.12 | | |
57 | Работа над ошибками. Доли. | 17.12 | | |
58 | Окружность. Круг. | 18.12 | | |
59 | Диаметр окружности (круга). | 20.12 | | |
60 | Решение задач на доли. Проверочная работа по темам «Таблица умножения и деления. Решение задач». | 21.12 | | |
61 | Работа над ошибками. Единицы времени. | 24.12 | | |
62 | Контрольная работа за 2 четверть. | 25.12 | | |
63 | Работа над ошибками. Единицы времени. | 27.12 | | |
64 | «Странички для любознательных».Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 28.12 | | |
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (27 часов) |
65 | Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 · 3, 3 · 20, 60 : 3. | 14.01 | | |
66 | Случаи деления вида 80 : 20. | 15--01 | | |
67 | Умножение суммы на число. | 17-01 | | |
68 | Умножение суммы на число. | 18-01 | | |
69 | Умножение двузначного числа на однозначное. | 21-01 | | |
70 | Умножение двузначного числа на однозначное. | 22-01 | | |
71 | Решение задач изученных видов. | 24-01 | | |
72 | Выражения с двумя переменными. «Странички для любознательных». | 25-01 | | |
73 | Деление суммы на число. | 28-01 | | |
74 | Контрольная работапо теме «Внетабличное умножение и деление» | 29-01 | | |
75 | Приёмы деления вида 69 : 3, 78 : 2. | 31-01 | | |
76 | Связь между числами при делении. | 01-02 | | |
77 | Проверка деления. | 04-02 | | |
78 | Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. | 05-02 | | |
79 | Проверка умножения делением. | 07-02 | | |
80 | Решение уравнений. | 08-02 | | |
81 | Закрепление пройденного. Проверочная работа по теме «Внетабличное умножение и деление». | 11-02 | | |
82 | «Странички для любознательных». Что узнали. Чему научились. | 12-02 | | |
83 | Контрольная работа по теме «Внетабличное умножение и деление». | 14-02 | | |
84 | Работа над ошибками. Деление с остатком. | 15-02 | | |
85 | Деление с остатком. | 18-02 | | |
86 | Деление с остатком. Деление с остатком методом подбора. | 19-02 | | |
87 | Задачи на деление с остатком. | 21-02 | | |
88 | Случаи деления, когда делитель больше остатка. Проверочная работа по теме «Деление с остатком». | 22-02 | | |
89 | Работа над ошибками. Проверка деления с остатком. | 25-02 | | |
90 | Наш проект «Задачи-расчёты». | 26-02 | | |
91 | «Странички для любознательных». Что узнали. Чему научились. | 28-02 | | |
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 часов) |
92 | Работа над ошибками. Устная нумерация чисел в пределах 1000. | 01-03 | | |
93 | Устная нумерация чисел в пределах 1000. | 04-03 | | |
94 | Контрольная работа по темам «Решение задач и уравнений. Деление с остатком». | 05-03 | | |
95 | Разряды счётных единиц. | 07-03 | | |
96 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000. | 11-03 | | |
97 | Увеличение, уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз. | 12-03 | | |
98 | Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых. | 14-03 | | |
99 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000. Приёмы устных вычислений. | 15-03 | | |
100 | Работа над ошибками. Сравнение трёхзначных чисел. | 18-03 | | |
101 | Контрольная работа за 3 четверть. | 19-03 | | |
102 | Устная и письменная нумерация чисел в пределах 1000. Проверочная работа по теме «Нумерация чисел в пределах 1000». | 21-03 | | |
103 | Работа над ошибками. Единицы массы. | 22-03 | | |
104 | Работа над ошибками. «Странички для любознательных». Что узнали. Чему научились. | 01-04 | | |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 часов) |
105 | Приёмы устных вычислений. | 02-04 | | |
106 | Приёмы устных вычислений вида: 450 + 30, 620–200. | 04-04 | | |
107 | Приёмы устных вычислений вида: 470 + 80, 560–90. | 05-04 | | |
108 | Приёмы устных вычислений вида: 260 + 310, 670–140. | 08-04 | | |
109 | Приёмы письменных вычислений. | 09-04 | | |
110 | Письменное сложение трёхзначных чисел. | 11-04 | | |
111 | Приёмы письменного вычитания в пределах 1000. «Что узнали. Чему научились». | 12-04 | | |
112 | Виды треугольников. Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание». | 15-04 | | |
113 | Работа над ошибками. Закрепление. Решение задач. «Странички для любознательных». | 16-04 | | |
114 | Контрольная работа по теме «Приемы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел». | 18-04 | | |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (16 часов) |
115 | Работа над ошибками. Приёмы устных вычислений вида: 180 · 4, 900 : 3. | 19-04 | | |
116 | Приёмы устных вычислений вида: 240 · 4, 203 · 4, 960 : 3. | 22-04 | | |
117 | Приёмы устных вычислений вида: 100 : 50, 800 : 400. | 23-04 | | |
118 | Виды треугольников. «Странички для любознательных». | 25-04 | | |
119 | Приёмы устных вычислений в пределах 1000. Закрепление. | 26-04 | | |
120 | Приёмы письменного умножения в пределах 1000. | 29-04 | | |
121 | Приёмы письменного умножения в пределах 1000. | 30-04 | | |
122 | Приёмы письменного умножения в пределах 1000. Закрепление. | 06-05 | | |
123 | Приём письменного деления на однозначное число. | 07-05 | | |
124 | Приём письменного деления на однозначное число. | 13-05 | | |
125 | Контрольная работа по теме «Приёмы письменного умножения и деления в пределах 1000». | 14-05 | | |
126 | Проверка деления. | 16-05 | | |
127 | Приём письменного деления на однозначное число. | 17-05 | | |
128 | Работа над ошибками. Знакомство с калькулятором. | 20-05 | | |
129 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 21-05 | | |
130 | Нумерация. Сложение и вычитание. Геометрические фигуры и величины. | 23-05 | | |
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе» (6 часов) |
131 | Умножение и деление. Задачи изученных видов. | | | |
132 | Нумерация. Сложение и вычитание. Геометрические фигуры и величины. | | | |
133 | Умножение и деление. Задачи изученных видов. | | | |
134 | Геометрические фигуры и величины. | | | |
135 | Правила о порядке выполнения действий. Задачи изученных видов. | | | |
136 | Правила о порядке выполнения действий. Задачи изученных видов. | | | |