Рабочая программа для 3 класса предусматривает обучение математике в объеме 4 ч в неделю, рассчитана на 136 ч в год.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ.
Содержание материала, усвоение которого проверяется и оценивается, определяется программой по математике для 3-го класса. С помощью итоговых контрольных работ за год проверяется усвоение основных наиболее существенных вопросов программного материала каждого года обучения. При проверке выявляются не только осознанность знаний и сформированность навыков, но и умения применять их к решению учебных и практических задач.
Письменная работа по математике может состоять только из примеров, только из задач, быть комбинированной или представлять собой математический диктант, когда учащиеся записывают только ответы.
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.)
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.
При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
названия и последовательность чисел в пределах 1000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
как образуется каждая следующая единица счета;
единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объем (литр, см, дм, м), массы (кг, центнер), площади (см, дм, м), времени ( секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);
пользоваться изученной математической терминологией;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100(в том числе и деление с остатком);
выполнять умножение и деление с 0, 1, 10, 100;
выполнять устное сложение, вычитание, умножение и деление трехзначных чисел, сводимые к вычислениям в пределах 100, и письменное сложение, вычитание, умножение и деление в остальных случаях;
выполнять проверку вычислений;
использовать распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;
читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;
решать задачи на 1-2 все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
находить значения выражений в 2-4 действиях;
решать уравнения на основе зависимости между компонентами и результатом действий;
строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;
сравнивать величины по их числовым значениям, выражать другие величины в изученных единицах измерения;
определять время по часам с точностью до минуты;
сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объему;
устанавливать зависимость между величинами, характеризующие процессы: движения( пройденный путь, время, скорость), купли-продажи (количество товара, его цена и стоимость).
Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причину затруднения;
Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижений результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.
Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Приобретение опыта использования методов решения проблем творческого и поискового характера
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Способность к использованию знаково-символических средств математического языка с средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (для представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности
Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных Интернет-ресурсах), сбора, обработки анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, подготовки своего выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.
Овладение навыками смыслового чтения текстов
Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь свое мнение, способность аргументировать свою точку зрения.
Умение работать в парах и группах, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении готовность конструктивно их разрешать.
Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщенного характера и роли в системе знаний.
Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «математика»
№ урока | Дата проведения урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 четверть (36 часов) |
1 | | Тема: «Множество» (19 часов) Множество и его элементы. | 1 |
2 | | Способы задания множества. | 1 |
3 | | Равные множества. Число элементов множества. Пустое множество. | 1 |
4 | | Диаграмма Эйлера-Венна. Информатика. Длина цепочки. | 1 |
5 | | Решение задач, вычислительных примеров, уравнений на повторение пройденного во 2 классе | 1 |
6 | | Подмножество. | 1 |
7 | | Решение задач. | 1 |
8 | | Разбиение множеств на части. Классификация. Информатика. Цепочка цепочек. | 1 |
9 | | Подмножество. Классификация. Задачи на приведение к 1. | 1 |
10 | | Пересечение множеств. Свойства операции пересечения множеств. | 1 |
11 | | Пересечение множеств и свойства пересечения множеств. Решение задач. | 1 |
12 | | Объединение множеств. Сложение и вычитание множеств. Информатика. Таблица для мешка ( по двум признакам). | 1 |
13 | | Запись внетабличного умножения в столбик. | 1 |
14 | | Свойства операции объединения множеств. Запись внетабличного умножения в столбик. | 1 |
15 | | Разбиение множеств на части по свойствам. | 1 |
16 | | Сложение и вычитание множеств. Информатика. Словарный порядок. Дефис и апостроф. | 1 |
17 | | Пересечение и объединение множеств. Задачи на приведение к 1. | 1 |
18 | | Контрольная работа № 1. | 1 |
19 | | Работа над ошибками. | 1 |
20 | | Тема: «Операции над числами» (25 часов) Выполнение проектных работ по теме: «Как люди научились считать». Информатика. Дерево | 1 |
21 | | Выполнение проектных работ по теме: «Как люди научились считать». | 1 |
22 | | Выполнение проектных работ по теме: «Как люди научились считать». | 1 |
23 | | Множество натуральных чисел. Многозначные числа. | 1 |
24 | | Разряды и классы. Нумерация натуральных чисел в пределах триллиона. Информатика. Дерево. Следующие вершины, листья. | 1 |
25 | | Разряды и классы. Нумерация натуральных чисел в пределах триллиона. | 1 |
26 | | Сложение и вычитание многозначных чисел. | 1 |
27 | | Сложение и вычитание многозначных чисел. | 1 |
28 | | Решение примеров, уравнений и задач на изученные способы действий с числами. Информатика. Дерево. Предыдущие вершины. | 1 |
29 | | Решение примеров, уравнений и задач на изученные способы действий с числами. | 1 |
30 | | Решение примеров, уравнений и задач на изученные способы действий с числами. | 1 |
31 | | Решение примеров, уравнений и задач на изученные способы действий с числами. Информатика. Уровень вершины дерева. | 1 |
32 | | Контрольная работа № 2. | 1 |
33 | | Работа над ошибками. Умножение на 10, 100, 1000... | 1 |
34 | | Умножение круглых чисел | 1 |
35 | | Деление на 10, 100, 1000… | 1 |
36 | | Деление круглых чисел. Информатика. Проект «Одинаковые мешки». | 1 |
2 четверть (28 часов) |
37 | | Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), соотношения между ними. | 1 |
38 | | Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), соотношения между ними. | 1 |
39 | | Единицы массы (грамм, килограмм), соотношения между ними. | 1 |
40 | | Единицы массы (центнер, тонна), соотношения между ними. Информатика. Робик. Команды для Робика. | 1 |
41 | | Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных величин. | 1 |
42 | | Решение задач на сложение и вычитание однородных величин. | 1 |
43 | | Контрольная работа №3. | 1 |
44 | | Работа над ошибками. Умножение и деление многозначного числа на однозначное. Информатика. Программа для Робика. | 1 |
45 | | Тема: «Умножение и деление многозначных чисел» (18 часов) Умножение и деление многозначного числа на однозначное. | 1 |
46 | | Умножение и деление многозначного числа на однозначное. | 1 |
47 | | Решение задач по сумме и разности. | 1 |
48 | | Деление на однозначное число. Информатика. Перед каждой бусиной. После каждой бусины. | 1 |
49 | | Деление на однозначное число. | 1 |
50 | | Деление на однозначное число. | 1 |
51 | | Деление на однозначное число. | 1 |
52 | | Деление на однозначное число. Информатика. Перед каждой бусиной. После каждой бусины. | 1 |
53 | | Деление на однозначное число. | 1 |
54 | | Решение задач по сумме и разности. Анализ и интерпретация данных таблицы. | 1 |
55 | | Деление углом многозначных чисел на однозначное с остатком. | 1 |
56 | | Деление углом многозначных чисел на однозначное с остатком. Информатика. Проект «Словарный порядок». | 1 |
57 | | Деление углом многозначных чисел на однозначное с остатком. | 1 |
58 | | Контрольная работа №4. | 1 |
59 | | Работа над ошибками. Преобразование фигур. | 1 |
60 | | Симметрия относительно прямой. Информатика. Склеивание цепочек. | 1 |
61 | | Симметричные фигуры. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге. | 1 |
62 | | Симметричные фигуры. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге. Палиндром | 1 |
63 | | Тема: «Меры времени. Выражение с переменной. Уравнения» (18 часов) Меры времени. Календарь. Часы. Определение времени по часам. | 1 |
64 | | Измерение времени. Информатика. Решение задач. | 1 |
3 четверть (44 часа) |
65 | | Единицы измерения времени: год, месяц, сутки, час, минута, секунда. | 1 |
66 | | Названия месяцев и дней недели. Календарь. | 1 |
67 | | Часы. | 1 |
68 | | Сравнение, сложение и вычитание единиц времени. Информатика. Путь дерева. | 1 |
69 | | Сравнение, сложение и вычитание единиц времени. | 1 |
70 | | Переменная. | 1 |
71 | | Выражение с переменной. | 1 |
72 | | Переменная. Высказывание. Информатика. Проект «Определение дерева по веточкам». | 1 |
73 | | Равенство и неравенство. | 1 |
74 | | Уравнения. | 1 |
75 | | Равенство и неравенство. Уравнения. | 1 |
76 | | Упрощение уравнений. Информатика. Все пути дерева. | 1 |
77 | | Составные уравнения. | 1 |
78 | | Составные уравнения. | 1 |
79 | | Контрольная работа № 5. | 1 |
80 | | Работа над ошибками. Информатика. Деревья потомков. | 1 |
81 | | Тема: «Формулы» (49 часов) Формула. Формулы площади и периметра прямоугольника. S = a · b, P = ( a+b) · 2 | 1 |
82 | | Формула объёма прямоугольного параллелепипеда V=a· b· c. | 1 |
83 | | Формула. Формулы площади и периметра прямоугольника, формула объёма прямоугольного параллелепипеда. | 1 |
84 | | Формула деления с остатком: a= b · c+ r, r Информатика. Робик. Конструкция повторения. | 1 |
85 | | Решение задач по формуле. | 1 |
86 | | Формулы. | 1 |
87 | | Скорость, время, расстояние. | 1 |
88 | | Изображение движения объекта на числовом луче. Формула пути. S = v · t. Информатика. Проект «Сортировка слиянием». | 1 |
89 | | Решение задач по формуле пути. | 1 |
90 | | Построение формул зависимости между величинами, описывающими движение, с использованием таблиц и числового луча. | 1 |
91 | | Построение формул зависимости между величинами, описывающими движение, с использованием таблиц и числового луча. | 1 |
92 | | Решение задач на движение с использованием схем. Информатика. Проект «Сортировка слиянием». | 1 |
93 | | Решение задач на движение с использованием таблиц. | 1 |
94 | | Решение задач на движение с использованием схем и таблиц. | 1 |
95 | | Решение задач на движение. | 1 |
96 | | Решение задач на движение. Информатика. Решение задач. | 1 |
97 | | Решение задач на движение. | 1 |
98 | | Контрольная работа № 6. | 1 |
99 | | Работа над ошибками. | 1 |
100 | | Умножение на двузначное число. Информатика. Путь дерева. | 1 |
101 | | Стоимость, цена, количество товара. Формула стоимости C = a · n. | 1 |
102 | | Умножение на двузначное число. Формула стоимости. | 1 |
103 | | Умножение круглых чисел, сводящееся к умножению на двузначное число. | 1 |
104 | | Решение задач на формулу стоимости. Информатика. Склеивание мешков цепочек. | 1 |
105 | | Умножение круглых чисел, сводящееся к умножению на двузначное число. Решение задач на формулу стоимости. | 1 |
106 | | Умножение на трёхзначное число. | 1 |
107 | | Умножение на трёхзначное число. | 1 |
108 | | Умножение на трёхзначное число. Информатика. Склеивание мешков цепочек. | 1 |
4 четверть (28 часов) |
109 | | Умножение на трёхзначное число. | 1 |
110 | | Работа, производительность, время работы. Формула работы.A = w · t | 1 |
111 | | Решение задач на формулу работы. | 1 |
112 | | Решение задач на формулу работы. Информатика. Проект «Турниры и соревнования». | 1 |
113 | | Умножение на двузначное и трёхзначное число. Решение задач на формулу пути, стоимости, работы. | 1 |
114 | | Умножение на двузначное и трёхзначное число. Решение задач на формулу пути, стоимости, работы. | 1 |
115 | | Умножение на двузначное и трёхзначное число. Решение задач на формулу пути, стоимости, работы. | 1 |
116 | | Контрольная работа № 7. | 1 |
117 | | Работа над ошибками. Информатика. Таблица для склеивания мешков. | 1 |
118 | | Решение задач на формулу пути, стоимости, работы. | 1 |
119 | | Формула произведения a = b · c | 1 |
120 | | Решение задач на формулу произведения. | 1 |
121 | | Классификация задач. Информатика. Таблица для склеивания мешков. | 1 |
122 | | Решение задач разных типов. | 1 |
123 | | Решение задач разных типов. | 1 |
124 | | Умножение круглых чисел, сводящееся к умножению на трёхзначное число. | 1 |
125 | | Умножение многозначных чисел. Информатика. Решение задач. | 1 |
126 | | Умножение многозначных чисел. | 1 |
127 | | Умножение многозначных чисел. | 1 |
128 | | Контрольная работа № 8. | 1 |
129 | | Работа над ошибками. Информатика. Решение задач. | 1 |
130 | | Тема: «Повторение» (7 часов) Повторение. | 1 |
131 | | Повторение. | 1 |
132 | | Переводная и итоговая контрольные работы. | 1 |
133 | | Повторение. Информатика. Проект «Живая картинка». | 1 |
134 | | Повторение. | 1 |
135 | | Повторение. | 1 |
136 | | Повторение. | 1 |