Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Губаревская средняя общеобразовательная школа
Семилукского муниципального района Воронежской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол №_____ от « » августа 2019 г. | Принято педагогическим советом Протокол №1 от « » августа 2019 г. | «Утверждаю» Директор школы _________ Ю.А. Бирюков Приказ №_____ от « » августа 2019г. |
Рабочая программа
по математике для 3А, 3Б классов
на 2019-2020 учебный год
Программа ориентирована на использование учебника М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой ,учебник входит
в линию УМК «Школа России»,
Составитель: учитель начальных классов
Рощупкина Анна Алексеевна
Голобородько Ольга Вячеславовна
с. Губарево - 2019 г.
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семенным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлять, анализировать и интерпретировать данные. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К концу обучения в третьем классе ученики научится называть:
- последовательность чисел до 1000;
- число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
- единицы длины, площади, массы;
- названия компонентов и результатов умножения и деления;
- виды треугольников;
- правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них);
- таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
- понятие «доля»;
- определения понятий «окружность», «центр окружности», «радиус окружности», «диаметр окружности»;
- чётные и нечётные числа;
- определение квадратного дециметра;
- определение квадратного метра;
- правило умножения числа на 1;
- правило умножения числа на 0;
- правило деления нуля на число; сравнивать:
- числа в пределах 1000;
- числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
- длины отрезков;
- площади фигур; различать:
- отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
- компоненты арифметических действий;
- числовое выражение и его значение;
- читать:
- числа в пределах 1000, записанные цифрами; воспроизводить:
- результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
- соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;
- соотношения между единицами массы: 1 кг = 1000 г;
- соотношения между единицами времени: 1 год = 12 месяцев; 1 сутки = 24 часа;
- приводить примеры:
- двузначных, трёхзначных чисел;
- числовых выражений;
- моделировать:
- десятичный состав трёхзначного числа;
- алгоритмы сложения и вычитания, умножения и деления трёхзначных чисел;
- ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка; упорядочивать:
- числа в пределах 1000 в порядке увеличения или уменьшения; анализировать:
текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
- готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
классифицировать:
- треугольники (разносторонний, равнобедренный, равносторонний); числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трёхзначные);
- конструировать:
тексты несложных арифметических задач;
- алгоритм решения составной арифметической задачи; контролировать:
свою деятельность (находить и исправлять ошибки); оценивать:
готовое решение учебной задачи (верно, неверно); решать учебные и практические задачи:
- записывать цифрами трёхзначные числа;
- решать составные арифметические задачи в два-три действия в различных комбинациях;
- вычислять сумму и разность, произведение и частное чисел в пределах 1000. используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
- вычислять значения простых и составных числовых выражений;
- вычислять периметр, площадь прямоугольника (квадрата);
- выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
- заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
К концу обучения в третьем классе ученик получит возможность научиться:
- выполнять проверку вычислений;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
- решать задачи в 1-3 действия;
- находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата); читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно четыре
арифметических действия в пределах 100;
- выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел е пределах 1000;
- классифицировать треугольники;
- умножать и делить разными способами;
- выполнять письменное умножение и деление с трехзначными числами;
- сравнивать выражения;
- решать уравнения;
- строить геометрические фигуры;
- выполнять внетабличное деление с остатком;
- использовать алгоритм деления с остатком;
- выполнять проверку деления с остатком;
- находить значения выражений с переменной;
- писать римские цифры, сравнивать их;
- записывать трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать числа;
- сравнивать доли;
- строить окружности.
- составлять равенства и неравенства.
Содержание учебного предмета.
Количество часов для изучения предмета
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
3 | 4 | 136 |
Учебно-тематический план
№ п/п | Класс | Наименование раздела | Количество часов | Контрольные, практические работы и др. | Экскурсии,проекты, творческие задания |
1 | 3 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. | 9 | 1 | |
2 | 3 | Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление. | 55 | 3 | 1 |
3 | 3 | Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и. деление. | 29 | 2 | 1 |
4 | 3 | Числа от 1 до 1 000. Нумерация. | 14 | 1 | |
5 | 3 | От 1 до 1 000. Сложение и вычитание. | 11 | 1 | |
6 | 3 | Числа от 1 до 1 000. Умножение и деление. | 5 | | |
7 | 3 | Приемы письменных вычислений | 13 | 2 | |
Итого | 136 | 10 | 2 |
Содержание тем учебного предмета
3 класс
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. (8 часов)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании. Обозначение геометрических фигур буквами.
Табличное умножение и деление. (55 часов)
Связь умножения и деления, таблицы умножения и деления с числами 2 и 3, четные и нечетные числа, зависимости между величинами: цена, количество, стоимость, порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.
Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Таблицы умножения и деления с числами 4,5,6,7, 8,9.
Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: см2, дм2, м2. Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0. Деление вида а : а, 0 : а при а ≠ 0. Текстовые задачи в 3 действия. Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов решения задач. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружностей с использованием циркуля. Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки.
Внетабличное умножение и деление. (29 часов)
Умножение суммы на число. Приемы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 4 ∙ 23. Приемы умножения и деления для случаев вида 20 ∙ 3, 3 ∙ 20, 60 : 3, 80 : 20. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления. Приемы деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида а + в, а – в, а ∙ в, с : d ( d≠0), вычисление их значений при заданных значениях букв. Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления. Деление с остатком: приемы нахождения частного и остатка, проверка деления с остатком, решение задач на нахождение четвертого пропорционального.
Числа от 1 до 1 000. Нумерация.(14 часов)
Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе.
Единицы массы: килограмм, грамм.
Числа от 1 до 1 000. Сложение и вычитание. (11 часов)
Приемы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (900 + 20, 500 – 80, 120 ∙ 7, 300 : 6 и др.). Приемы письменных вычислений: алгоритм письменного сложения, вычитания. Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный, разносторонний.
Числа от 1 до 1 000. Умножение и деление. (5 часов)
Приемы устного умножения и деления. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Прием письменного умножения на однозначное число, прием письменного деления на однозначное число.
Итоговое повторение. (13часов)
Календарно-тематическое планирование для 3 класса
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов, отводимых на усвоение каждой темы | План | Факт |
| Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. (9 ч) | | | |
1 | Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания | 1 | | |
2 | Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания | 1 | | |
3 | Выражения с переменной | 1 | | |
4 | Решение уравнений. | 1 | | |
5 | Решение уравнений. | 1 | | |
6 | Решение уравнений. | 1 | | |
7 | Обозначение геометрических фигур буквами Странички для любознательных | 1 | | |
8 | Контрольная работа по теме «Повторение: сложение и вычитание». | 1 | | |
| Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление. (55 ч) | | | |
9 | Анализ контрольной работы. | 1 | | |
10 | Связь умножения и сложения. Математический диктант №1. | 1 | | |
11 | Работа над ошибками. Связь между компонентами и результатом умножения. Чётные и нечётные числа. | 1 | | |
12 | Таблица умножения и деления с числом 3 | 1 | | |
13 | Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость». | 1 | | |
14 | Решение задач с понятиями «масса» и «количество». | 1 | | |
15 | Порядок выполнения действий. | 1 | | |
16 | Порядок выполнения действий. | 1 | | |
17 | Порядок выполнения действий. | 1 | | |
18 | Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
19 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3». | 1 | | |
20 | Анализ контрольной работы. Таблица умножения и деления с числом 4. | 1 | | |
21 | Закрепление изученного. Математический диктант №2. | 1 | | |
22 | Работа над ошибками. Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 1 | | |
23 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 1 | | |
24 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | 1 | | |
25 | Решение задач. | 1 | | |
26 | Таблица умножения и деления с числом 5. | 1 | | |
27 | Задачи на кратное сравнение. | 1 | | |
28 | Задачи на кратное сравнение. | 1 | | |
29 | Решение задач | 1 | | |
30 | Таблица умножения и деления с числом 6. Математический диктант №3. | 1 | | |
31 | Работа над ошибками. Решение задач. | 1 | | |
32 | Контрольная работа за I четверть по теме «Табличное умножение и деление». | 1 | | |
33 | Анализ контрольной работы. | 1 | | |
34 | Решение задач. | 1 | | |
35 | Решение задач. | 1 | | |
36 | Таблица умножения и деления с числом 7. | 1 | | |
37 | Странички для любознательных. Наши проекты. | 1 | | |
38 | Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
39 | Площадь. Сравнение площадей фигур. | 1 | | |
40 | Площадь. Сравнение площадей фигур. | 1 | | |
41 | Квадратный сантиметр. Математический диктант №4. | 1 | | |
42 | Работа над ошибками. Площадь прямоугольника. | 1 | | |
43 | Таблица умножения и деления с числом 8. | 1 | | |
44 | Закрепление изученного. | 1 | | |
45 | Решение задач. | 1 | | |
46 | Таблица умножения и деления с числом 9. | 1 | | |
47 | Квадратный дециметр. | 1 | | |
48 | Таблица умножения. Закрепление. | 1 | | |
49 | Закрепление изученного. | 1 | | |
50 | Квадратный метр. | 1 | | |
51 | Закрепление изученного. Математический диктант №5. | 1 | | |
52 | Работа над ошибками. Странички для любознательных. | 1 | | |
53 | Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
54 | Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
55 | Контрольная работа (за 1 полугодие). | 1 | | |
56 | Анализ контрольной работы. | 1 | | |
57 | Умножение на 1. | 1 | | |
58 | Умножение на 0. | 1 | | |
59 | Умножение и деление с числами 1,0. Деление нуля на число. | 1 | | |
60 | Закрепление изученного. Математический диктант №6. | 1 | | |
61 | Работа над ошибками. Доли. | 1 | | |
62 | Окружность. Круг. | 1 | | |
63 | Диаметр круга. Решение задач. | 1 | | |
64 | Единицы времени. | 1 | | |
| Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление. (29 ч) | | | |
65 | Умножение и деление круглых чисел. | 1 | | |
66 | Деление вида 80:20. | 1 | | |
67 | Умножение суммы на число. | 1 | | |
68 | Умножение суммы на число. | 1 | | |
69 | Умножение двузначного числа на однозначное. | 1 | | |
70 | Умножение двузначного числа на однозначное. | 1 | | |
71 | Закрепление изученного. Математический диктант №7. | 1 | | |
72 | Работа над ошибками. Деление суммы на число. | 1 | | |
73 | Деление суммы на число. | 1 | | |
74 | Деление двузначного числа на однозначное. | 1 | | |
75 | Делимое. Делитель. | 1 | | |
76 | Проверка деления. | 1 | | |
77 | Случаи деления вида 87:29. | 1 | | |
78 | Проверка умножения. | 1 | | |
79 | Решение уравнений. | 1 | | |
80 | Решение уравнений. | 1 | | |
81 | Закрепление изученного. Математический диктант №8. | 1 | | |
82 | Работа над ошибками. Закрепление изученного. | 1 | | |
83 | Контрольная работа по теме «Решение уравнений». | 1 | | |
84 | Анализ контрольной работы. Деление с остатком. | 1 | | |
85 | Деление с остатком. | 1 | | |
86 | Деление с остатком. | 1 | | |
87 | Деление с остатком. | 1 | | |
88 | Решение задач на деление с остатком. | 1 | | |
89 | Случаи деления, когда делитель больше делимого. | 1 | | |
90 | Проверка деления с остатком. | 1 | | |
91 | Что узнали. Чему научились. Математический диктант №9. | 1 | | |
92 | Работа над ошибками. Наши проекты. | 1 | | |
93 | Контрольная работа по теме «Деление с остатком». | 1 | | |
| Числа от 1 до 1000. Нумерация (14 ч) | | | |
94 | Анализ контрольной работы. Тысяча. | 1 | | |
95 | Образование и названия трёхзначных чисел. | 1 | | |
96 | Запись трёхзначных чисел. | 1 | | |
97 | Письменная нумерация в пределах 1000. | 1 | | |
98 | Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз. | 1 | | |
99 | Представление трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | 1 | | |
100 | Письменная нумерация в пределах 1000. Приёмы устных вычислений. | 1 | | |
101 | Сравнение трёхзначных чисел. Математический диктант №10. | 1 | | |
102 | Работа над ошибками. Письменная нумерация в пределах 1000. | 1 | | |
103 | Контрольная работа за III четверть по теме «Нумерация в пределах 1000». | 1 | | |
104 | Анализ контрольной работы. | 1 | | |
105 | Единицы массы. Грамм. | 1 | | |
106 | Закрепление изученного. | 1 | | |
107 | Закрепление изученного. | 1 | | |
| Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (11 ч) | | | |
108 | Приемы устных вычислений. | 1 | | |
109 | Приёмы устных вычислений вида 450+30, 620-200. | 1 | | |
110 | Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140. | 1 | | |
111 | Приёмы устных вычислений. Математический диктант №11. | 1 | | |
112 | Работа над ошибками. Алгоритм сложения трёхзначных чисел. | 1 | | |
113 | Алгоритм сложения трёхзначных чисел. | 1 | | |
114 | Виды треугольников. | 1 | | |
115 | Закрепление изученного. | 1 | | |
116 | Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
117 | Что узнали. Чему научились | 1 | | |
118 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание». | 1 | | |
| Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (5 ч) | | | |
119 | Анализ контрольной работы. Приёмы устных вычислений. | 1 | | |
120 | Приёмы устных вычислений. Математический диктант №12. | 1 | | |
121 | Работа над ошибками. Приёмы устных вычислений. | 1 | | |
122 | Виды треугольников. | 1 | | |
123 | Закрепление изученного. | 1 | | |
| Приёмы письменных вычислений (13 ч) | | | |
124 | Приёмы письменного умножения в пределах 1000. | 1 | | |
125 | Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное. | 1 | | |
126 | Закрепление изученного. | 1 | | |
127 | Закрепление изученного. | 1 | | |
128 | Приёмы письменного деления в пределах 1000. | 1 | | |
129 | Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное. | 1 | | |
130 | Проверка деления. | 1 | | |
131 | Закрепление изученного. Математический диктант №13. | 1 | | |
132 | Работа над ошибками. Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором. | 1 | | |
133 | Итоговая контрольная работа. | 1 | | |
134 | Комплексная итоговая работа. | 1 | | |
135 | Анализ контрольной и комплексной работы. Закрепление изученного. | 1 | | |
136 | Обобщающий урок. Игра «По океану математики» | 1 | | |