СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике для 6 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами и с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования по математике для 6 классов. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике для 6 класса»
























































СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 5

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ .7


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Ошибка! Закладка не определена.2


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ

И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ 18

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ 20

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 21





























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерные программы составлены в соответствии с Государственными образовательными стандартами и с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования по математике для 6 классов.

Сознательное овладение обучающихся системой арифметических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Практическая значимость школьного курса математики 6 классов обусловлена тем, что объектом изучения служат количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

Арифметика является одним из опорных предметов основного общего образования: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественнонаучного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления обучающихся в 6 классах способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки арифметического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

Развитие у школьников правильных представлений о сущности и происхождении арифметических абстракций, о соотношении реального и идеального, о характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, о месте арифметики в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию их научного мировоззрения и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

Требуя от обучающихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности воображения, арифметика развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения. Активное использование и решение текстовых задач на всех этапах учебного процесса развивают творческие способности школьников.

Изучение математики в 6 классах позволяет формировать умения и навыки умственного труда − планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.

Важнейшей задачей школьного курса арифметики является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в арифметике правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Показывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, арифметика вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССЕ

В курсе математики 6 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика, элементы алгебры, вероятность и статистика, геометрический материал. Содержание каждой из этих тем разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения обучающимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.

Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.

Содержание линии «Геометрический материал» способствует формированию у обучающихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.

Линия «Вероятность и статистика» − обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности обучающихся − умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.

При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, и закладываются основы вероятностного мышления.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии примерного учебного плана основного общего образования на изучение математики в 6 классе предусмотрено 5 часов в неделю.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Примерная программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

  1. ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  2. формирования коммуникативной компетентности в образовании и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  3. умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр примеры;

  4. первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  5. критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  6. креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;

  7. умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  8. формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

  1. способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  2. умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

  3. способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

  4. умения устанавливать причинно-следственную связь; строить логические рассуждения, умозаключения и выводы;

  5. умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  6. развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определить цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  7. формирование учебной и общепользовательской компетентности в области использовании информационно-коммуникационных технологий;

  8. первоначального представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники;

  9. развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  10. умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятийной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  11. умения понимать и использовать математические наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  12. умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;

  13. понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  14. умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  15. способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

  1. умения работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики, развития способности обосновать суждения, проводить классификацию;

  2. владения базовым понятийным аппаратом: иметь представления о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах, формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;

  3. умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

  4. умения пользоваться изученными математическими формулами;

  5. знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;

  6. умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

АРИФМЕТИКА

Натуральные числа. Ряд натуральных чисел. Десятичная система записи натуральных чисел. Сравнение натуральных чисел. Сложение. Законы сложения. Вычитание. Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания. Умножение. Законы умножения. Распределительный закон. Сложение и вычитание чисел столбиком. Умножение чисел столбиком. Степень с натуральным показателем. Деление нацело. Решение текстовых задач с помощью умножения и деления. Задачи на «части». Деление с остатком. Числовые выражения. Свойства делимости. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Делители натурального числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное.

Дроби. Понятие дроби. Равенство дробей. Задачи на дроби. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей. Сложение дробей. Законы сложения. Вычитание дробей. Умножение дробей. Законы умножения. Распределительный закон. Деление дробей. Нахождение части целого и целого по его части. Задачи на совместную работу. Понятие смешанной дроби. Сложение смешанных дробей. Вычитание смешанных дробей. Умножение и деление смешанных дробей. Представление дробей на координатном луче. Понятие положительной десятичной дроби. Сравнение положительных десятичных дробей. Сложение и вычитание положительных десятичных дробей. Перенос запятой в положительной десятичной дроби. Умножение положительных десятичных дробей. Деление положительных десятичных дробей. Десятичные дроби и проценты. Десятичные дроби произвольного знака. Приближение десятичных дробей. Приближение суммы, разности, произведения и частного двух чисел. Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь. Бесконечные периодические десятичные дроби. Периодичность десятичного разложения обыкновенной дроби. Непериодические бесконечные дроби. Отношения чисел и величин. Деления числа в данном отношении. Пропорции. Прямая и обратная пропорциональность. Понятие о проценте. Задачи на проценты.

Рациональные числа. Отрицательные целые числа. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение целых чисел. Сложение целых чисел. Законы сложения целых чисел. Разность целых чисел. Произведение целых чисел. Частное целых чисел. Распределительный закон. Раскрытие скобок и заключение в скобки. Действия с суммами нескольких слагаемых. Представление целых чисел на координатной оси. Отрицательные дроби. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Сложение и вычитание рациональных чисел. Умножение и деление рациональных чисел. Смешанные дроби произвольного знака. Изображение рациональных чисел на координатной оси. Свойства арифметических действий.

Измерения, приближения, оценка. Зависимости между величинами. Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Примеры зависимостей между величинами скорость, время, расстояние; производительность, время, работа; цена, количество, стоимость и др. Представление зависимости в виде формул. Вычисления по формулам. Решение текстовых задач арифметическими способами.


ЭЛЕМЕНТЫ АЛГЕБРЫ

Использование букв для обозначения чисел; для записи свойств арифметических действий. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Уравнение, корень уравнения. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий. Декартовы координаты на плоскости. Построение точки по ее координатам, определение координат точки на плоскости.

ОПИСАТЕЛЬНЫЯ СТАТИСТИКА. ВЕРОЯТНОСТЬ

Представление данных в виде таблиц, диаграмм. Понятие о случайном опыте и событии. Достоверное и невозможное событие.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Прямая. Луч. Отрезок. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Метрические единицы длины. Окружность и круг. Сфера и шар. Углы. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Треугольники. Четырехугольники. Площадь прямоугольника. Единицы площади. Прямоугольный параллелепипед. Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема. Единицы массы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
КУРСА МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССе

Рациональные числа

По завершении изучения курса математики 6 класса учащийся:

научится:

  • понимать особенности десятичной системы счисления;

  • оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;

  • выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;

  • сравнивать и упорядочивать рациональные числа;

  • выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;

  • использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.

получит возможность:

  • познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;

  • углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;

  • научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Действительные числа

научится:

  • использовать начальные представления о множестве действительных чисел.

получит возможность:

  • развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;

  • развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел.

Измерения, приближения, оценки

научится:

  • использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.

получит возможность:

  • понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближённым, что по записи приближенных значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;

  • понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.

Геометрический материал

научится:

  • распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

  • распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

  • находить значения длин линейных элементов фигур, градусную меру углов от 0° до 180°;

  • распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;

  • строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;

  • определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

  • вычислять площадь прямоугольника, круга, прямоугольного треугольника и площади фигур, составленных из них, объём прямоугольного параллелепипеда.

получит возможность:

  • вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

  • углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

  • применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Данная программа реализуется по учебникам Математика 6 класс; авторы: С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. − М.: Просвещение, 2016.

Примерный тематический план изучения математики в 5-6 классах

Класс

Название темы

Кол-во часов на изучение темы

6

Обобщение и систематизация программного материала 5 класса

8

Отношения, пропорции, проценты

32

Целые числа

29

Обобщение и систематизация программного материала за I полугодие

11

Рациональные числа

35

Десятичные дроби

28

Обыкновенные и десятичные дроби

13

Обобщение и систематизация программного материала 5 – 6 классов

9

Всего

165

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

6 класс

1. Отношения, пропорции, проценты (32 часов).

Отношения, масштаб, пропорции, проценты. Круговые диаграммы. Решение текстовых задач арифметическими методами.

Основная цель – сформировать у учащихся понятия процента, научить их решать задачи на деление числа в данном отношении, на прямую и обратную пропорциональность, на проценты.

Учащиеся должны:

знать 

определение отношения, пропорции, процента.

уметь 

определять правильно составлено отношение или пропорция;

определять тип пропорциональности (прямая, обратная или никакая);

решать задачи с помощью составления пропорции;

переводить проценты в дробь и дробь в проценты; решать задачи на нахождение процентов от числа и числа по заданным процентам.

Задачи на проценты рассматриваются и решаются как задачи на дроби, показывается их решение с помощью пропорций. После изучения десятичных дробей появиться еще один способ решения задач на проценты, связанный с умножением и делением на десятичную дробь.

2. Целые числа (29 часов).

Отрицательные целые числа. Сравнение целых чисел. Арифметические действия с целыми числами. Законы сложения и умножения. Раскрытие скобок, заключение в скобки и действия с суммами нескольких слагаемых. Представление целых чисел на координатной оси.

Основная цель – сформировать у учащихся представление об отрицательных числах, навыки арифметических действий с целыми числами.

Учащиеся должны:

знать 

определение отрицательного, противоположного числа, модуля числа, законы арифметических действий.

уметь 

выполнять действия с целыми числами;

раскрывать скобки и заключать в скобки;

представлять целые числа на координатной оси.

иметь 

представление о фигурах на плоскости, симметричных относительно точки.

Введение отрицательных чисел и правил действий с ними первоначально происходит на множестве целых чисел. Это позволяет сконцентрировать внимание учащихся на определении знака результата и выборе действия с модулями, а сами вычисления с модулями целых чисел – натуральными числами – к этому времени уже хорошо усвоены.

Доказательство законов сложения и умножения для целых чисел проводится на характерных числовых примерах с опорой на соответствующие законы для натуральных чисел. Заключительный этап изучения темы – изображение целых чисел точками на координатной прямой.

3. Рациональные числа (35 часов).

Отрицательные дроби. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с дробями произвольного знака. Законы сложения и умножения. Смешанные дроби произвольного знака. Изображение рациональных чисел на координатной оси. Уравнения и решение задач с помощью уравнений.

Основная цель – добиться осознанного владения арифметическими действиями с рациональными числами.

Учащиеся должны:

знать 

определение рационального числа;

законы сложения и вычитания.

уметь 

выполнять действия с дробями произвольного знака;

изображать рациональные числа на координатной оси;

преобразовывать простейшие буквенные выражения; решать уравнения и задачи с помощью составления уравнений.

иметь 

представление о фигурах на плоскости, симметричных относительно прямой.

На втором этапе изучения отрицательных чисел соединяются сформированные ранее умения: определять знак результата и действовать с дробями. В то же время учащиеся должны понимать, что любое действие с рациональными числами можно свести к нескольким действиям с целыми числами. Доказательство законов сложения и умножения для рациональных чисел проводится на характерных числовых примерах с опорой на соответствующие законы для целых чисел.

Существенную роль в этой теме играет изображение рациональных чисел на координатной прямой.

Учащиеся осваивают новый прием решения задач – с помощью уравнений.

4. Десятичные дроби (28 часов)

Положительные десятичные дроби. Сравнение и арифметические действия с положительными десятичными дробями. Десятичные дроби и проценты. Десятичные дроби любого знака. Приближение десятичных дробей, суммы, разности, произведения и частного двух чисел.

Основная цель – вести понятие десятичной дроби, выработать прочные навыки выполнения арифметических действий с десятичными дробями, сформировать навыки приближенных вычислений.

Учащиеся должны:

знать 

определение десятичной дроби.

уметь 

выполнять действия с десятичными дробями;

выполнять приближенные вычисления;

решать сложные задачи на проценты.

Материал, связанный с десятичными дробями, излагается с опорой на уже известные теоретические сведения – сначала для положительных, потом для десятичных дробей любого знака. Десятичные дроби рассматриваются как новая форма записи уже изученных рациональных чисел. Важно обратить внимание учащихся на схожесть правил действий над десятичными дробями и над натуральными числами.

В этой теме показываются новые приемы решения основных задач на проценты, сводящихся к умножению и делению на десятичную дробь, а также способы решения сложных задач на проценты.

При изучении данной темы вводится понятие приближения десятичной дроби, разъясняются правила приближенных вычислений при сложении и вычитании, при умножении и делении. Появление приближенных вычислений в этом месте связано с тем, что при делении десятичных дробей не всегда получается конечная десятичная дробь, а также с тем, что на практике часто требуется меньше десятичных знаков, чем получается а результате вычислений. Учащиеся должны научиться в случае необходимости правильно округлять сами числа и результаты вычислений.


5. Обыкновенные и десятичные дроби (13 часов).

Периодические и непериодические десятичные дроби (действительные числа). Длина отрезка. Длина окружности. Площадь круга. Координатная ось. Декартова система координат на плоскости. Столбчатые диаграммы и графики.

Основная цель – познакомить учащихся с периодическими и непериодическими десятичными дробями (действительными числами), научить их приближенным вычислениям с ними.

Учащиеся должны:

знать 

определение действительного числа;

формулы вычисления длины окружности и площади круга;

Декартова система координат на плоскости.

уметь 

раскладывать положительные обыкновенные дроби в конечные и бесконечные периодические десятичные дроби;

выполнять приближенные вычисления с действительными числами;

вычислять длину окружности и площадь круга;

строить точки на координатной плоскости; строить столбчатые диаграммы и графики.

При изучении заключительной темы курса арифметики 5 – 6 классов устанавливается связь между обыкновенными и десятичными дробями. Показывается, что несократимые дроби, знаменатель которых не содержит простых делителей, кроме 2 и 5, и только они записываются в виде бесконечных периодических десятичных дробей. Делается вывод, что любое рациональное число можно записать в виде периодической десятичной дроби. Затем приводятся примеры бесконечных непериодических десятичных дробей, которые и называют иррациональные числа – это действительные числа.

Введение бесконечных десятичных дробей (необязательно периодических) позволяет ввести понятие длины произвольного отрезка. Здесь показывается, что длина отрезка как раз и есть бесконечная десятичная дробь, что каждой точке координатной оси соответствует действительное число.

В качестве примера иррационального числа рассмотрено число  и показано, как с его помощью вычисляют длину окружности и площадь круга. Вводятся декартова система координат на плоскости, столбчатые диаграммы и графики.

Обобщение и систематизация учебного материала в течении учебного года (28 часов)



Распределение учебного материала по темам,
с учетом разбиения их на логически завершенные блоки знаний (подтемы).
Количество контрольных работ

п/п

Изучаемый материал

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

6 класс

165

13

1

Обобщение и систематизация программного материала 5 класса

8

1 (ДКР)

2

Отношения, пропорции, проценты

32

2


- Отношения и пропорции

16

1


- Проценты

16

1

3

Целые числа

29

2


- Сложение и вычитание целых чисел

15

1


- Умножение и деление целых чисел

14

1

4

Обобщение и систематизация программного материала за I полугодие

11

1

5

Рациональные числа

35

3


- Сложение и вычитание рациональных чисел

11

1


- Умножение и деление дробей

13

1


- Уравнения

11

1

6

Десятичные дроби

28

2


- Сложение и вычитание десятичных дробей

13

1


- Умножение и деление десятичных дробей. Проценты

15

1

7

Обыкновенные и десятичные дроби

13

1

8

Обобщение и систематизация программного материала 5 – 6 классов

9

1 (ИКР)

ДКР – диагностическая контрольная работа; ИКР – итоговая контрольная работа, ГКР – годовая контрольная работа.

Календарно-тематическое планирование

Математика: 6 класс – 4 часа в неделю

Всего – 165 часов

I четверть – 40 ч II четверть – 40 ч III четверть – 48 ч IV четверть – 37 ч

Учебник: Математика. 5 класс: учебник для общеобразоват. организаций / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. − М.: Просвещение, 2016.

п/п

Дата

Тема урока

Примечание

1

2

3

4

I четверть

Тема1. Обобщение и систематизация программного материала 5 класса. (8 часов)

1.


Делимость натуральных чисел. НОД и НОК.


2.


Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей.


3.


Сложение и вычитание смешанных дробей. Самостоятельная работа.


4.


Умножение и деление дробей и смешанных чисел.


5.


Основные задачи на дроби.


6.


Решение упражнений, уравнений и задач. Самостоятельная работа.


7.


Решение упражнений.


8.


Диагностическая контрольная работа


Отношения, пропорции, проценты (32 часа)

Тема2. Отношения и пропорции (16 часов)

9.


Анализ диагностической КР.

Отношения чисел и величин.


10.


Масштаб.




Решение упражнений.


11.


Деление числа в данном отношении.


12.


Решение упражнений.


13.


Решение задач на деление числа в данном отношении. Самостоятельная работа


14.


Пропорции.


15.


Решение пропорций.


16.


Решение упражнений.


17.


Прямая и обратная пропорциональность


18.


Решение задач на прямую и обратную пропорциональность


19.


Решение упражнений.


20.


Круговые диаграммы.


21.


Решение упражнений.


22.


Решение задач.

Самостоятельная работа.


23.


Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся


24.


Тематическая контрольная работа №1 по теме: «Отношения и пропорции».


Тема3. Проценты (16 часов)

25.


Анализ КР-1.

Понятие о проценте.


26.


Основные задачи на проценты.


27.


Решение задач на проценты.


28.


Решение задач на проценты.


29.


Нахождение процентного отношения.


30.


Решение задач на проценты. Самостоятельная работа.


31.


Задачи на проценты.


32.


Решение задач на проценты.


33.


Решение задач на проценты.


34.


Решение задач на проценты.


35.


Применение процентов в круговых диаграммах.


36.


Применение процентов в круговых диаграммах.


37.


Решение упражнений и задач на проценты. Самостоятельная работа.


38.


Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся


39.


Тематическая контрольная работа №2 по теме: «Проценты»


40.


Анализ КР-2. Итоговое обобщение.


2 четверть

Целые числа (29 часов)

Тема4. Сложение и вычитание целых чисел. (15 часов)

41.


Отрицательные целые числа.


42.


Противоположные числа. Модуль числа.


43.


Сравнение целых чисел


44.


Решение упражнений и задач.

Самостоятельная работа


45.


Сложение целых чисел


46.


Решение упражнений на сложение целых чисел.


47.


Законы сложения целых чисел


48.



Решение упражнений и задач.

Самостоятельная работа


49.


Разность целых чисел


50.


Решение упражнений на разность целых чисел


51.


Решение упражнений на сложение и вычитание целых чисел


52.


Решение упражнений на сложение и вычитание целых чисел


53.


Решение упражнений и задач.

Самостоятельная работа


54.


Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся


55.


Тематическая контрольная работа №3

по теме «Целые числа, их сложение и вычитание»


Тема5. Умножение и деление целых чисел. (14 часов).

56.


Анализ КР-3. Произведение целых чисел


57.


Решение упражнений на умножение целых чисел


58.


Частное целых чисел


59.


Решение упражнений на нахождение частного.


60.


Решение упражнений на деление целых чисел. Самостоятельная работа


61.


Распределительный закон


62.


Решение упражнений


63.


Раскрытие скобок и заключение в скобки


64.


Действия с суммами нескольких слагаемых


65.


Представление целых чисел на координатной оси.


66.


Решение упражнений.


67.


Решение упражнений.

Самостоятельная работа


68.


Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся


69.


Тематическая контрольная работа №4 по теме: «Умножение и деление целых чисел»


Тема6.Обобщение и систематизация программного материала за 1 семестр. (11 часов)

70.


Анализ КР-4.

Отношения и пропорции


71.


Решение упражнений.


72.


Решение упражнений.


73.


Проценты


74.


Решение упражнений.


75.


Решение упражнений.


76.


Решение задач на проценты.


77.


Решение упражнений.

Самостоятельная работа


78.


Все действия с целыми числами


79.


Контрольная работа за 1 полугодие


80.


Анализ контрольной работы за 1 полугодие


3 четверть


Рациональные числа. (35 часов)

Тема7. Сложение и вычитание Рациональных чисел. (11 часов)

81.


Отрицательные дроби


82.


Рациональные числа


83.


Сравнение рациональных чисел


84.


Решение упражнений.


85.


Решение упражнений. Самостоятельная работа


86.


Сложение и вычитание рациональных чисел


87.


Решение упражнений на сложение и вычитание рациональных чисел


88.


Решение задач на сложение и вычитание рациональных чисел.


89.


Решение задач на сложение и вычитание рациональных чисел.
Самостоятельная работа


90.


Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся


91.


Тематическая контрольная работа №5 по теме: «Сложение и вычитание рациональных чисел»


Тема8. Умножение и деление рациональных чисел. (13 часов)

92.


Анализ КР-5. Умножение и деление рациональных чисел


93.


Решение упражнений.


94.


Решение упражнений.


95.


Решение упражнений на умножение и деление. Самостоятельная работа


96.


Законы сложения и умножения


97.


Смешанные дроби произвольного знака


98.


Решение упражнений на все действия с рациональными числами.


99.


Решение упражнений.


100.


Изображение рациональных чисел на координатной оси


101.


Решение упражнений.


102.


Решение упражнений.

Самостоятельная работа


103.


Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся


104.


Тематическая контрольная работа №6 по теме: «Умножение и деление рациональных чисел»


Тема9. Уравнения. (11часов)

105.


Анализ КР-6. Уравнения. Корень уравнения.


106.


Решение уравнений.


107.


Решение уравнений.


108.


Решение уравнений.

Самостоятельная работа


109.


Решение задач с помощью уравнений.


110.


Решение задач с помощью уравнений.


111.


Решение уравнений и задач.


112.


Решение уравнений и задач.


113.


Решение уравнений и задач.

Самостоятельная работа


114.


Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся


115.


Тематическая контрольная работа №7 по теме: «Уравнения»


Десятичные дроби (28 часов)

Тема10. Сложение и вычитание десятичных дробей. (13 часов)

116.


Анализ КР-6.

Понятие положительной десятичной дроби


117.


Решение упражнений на чтение и запись десятичных дробей


118.


Сравнение положительных десятичных дробей


119.


Решение упражнений.


120.


Решение упражнений. Самостоятельная работа


121.


Сложение и вычитание положительных десятичных дробей.


122.


Решение упражнений.


123.


Решение упражнений.


124.


Решение упражнений и задач на сложение и вычитание десятичных дробей


125.


Решение упражнений.


126.


Решение упражнений и задач. Самостоятельная работа


127.


Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся


128.


Тематическая контрольная работа №8 по теме: «Десятичные дроби, их сложение и вычитание»


4 четверть

Тема11. Умножение и деление десятичных дробей.

Проценты. (15 часов)

129.


Анализ КР-8. Перенос запятой в положительной десятичной дроби


130.


Умножение положительных десятичных дробей.


131.


Решение упражнений и задач на умножение десятичных дробей. Самостоятельная работа


132.


Деление десятичных дробей.


133.


Решение упражнений и задач на деление десятичных дробей. Самостоятельная работа


134.


Десятичные дроби и проценты


135.


Решение задач на проценты


136.


Решение упражнений.


137.


Сложные задачи на проценты.


138.


Решение более сложных задач на проценты


139.


Десятичные дроби произвольного знака


140.


Приближение десятичных дробей. Приближение суммы, разности, произведения, частного двух чисел


141.


Решение упражнений.

Самостоятельная работа


142.


Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся


143.


Тематическая контрольная работа №9 по теме: «Умножение и деление десятичных дробей. Десятичные дроби и проценты»)


Тема12. Обыкновенные и десятичные дроби. (13 часов)

144.


Анализ КР-9.

Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь.


145.


Бесконечные периодические десятичные дроби. Периодичность разложения обыкновенной дроби.


146


Непериодические бесконечные десятичные дроби. Действительные числа.


147.


Решение упражнений.

Самостоятельная работа


148.


Длина отрезка


149.


Длина окружности. Число П .


150.


Площадь круга.


151.


Решение упражнений и задач. Самостоятельная работа


152.


Координатная ось. Декартова система координат на плоскости.


153.


Столбчатые диаграммы и графики


154.


Решение упражнений. Самостоятельная работа


155.


Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся


156.


Тематическая контрольная работа №10 по теме: «Обыкновенные и десятичные дроби


Тема13. Обобщение и систематизация программного материала за 5-6 классы. (9 часов)

157.


Анализ КР-10.

Рациональные числа и действия над ними


158.


Десятичные дроби и действия над ними


159.


Решение упражнений.


160.


Решение упражнений и задач на все действия с дробями. Самостоятельная работа


161.


Уравнения.


162.


Задачи на составление уравнений.


163.


Решение упражнений.



164.


Итоговая контрольная работа


165.


Анализ итоговой КР



СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПРИМЕРНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ


Недельная нагрузка

Класс

Предмет

Количество часов

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

За год

5 часов

6

математика

40

40

48

37

165



СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПРИМЕРНОГО КОЛИЧЕСТВА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Класс

Предмет

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Итого

6

Математика

3

3

4

3

13





КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ,
УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

Критерии оценивания устных ответов

Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:

1) полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

2) изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

3) правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

4) показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять в новой ситуации при выполнении практического задания;

5) продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

6) отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя.

Возможны 1-2 неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недочетов:

1) в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;

2) допущены 1-2 недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

3) допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «3», если:

1) неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программы;

2) имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

3) ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил обязательное задание.

Ответ оценивается отметкой «2», если:

1) не раскрыто содержание учебного материала;

2) обнаружено незнание или не понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

3) допущены ошибки в определении понятия, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Критерии оценивание письменных работ

Оценка письменных контрольных работ обучающихся.

Отметка «5» ставится, если:

  1. работа выполнена полностью;

  2. в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  3. в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

  1. работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  2. допущена одна - две ошибки или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

допущены более двух ошибок или более трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Общая классификация ошибок

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

  • незнание наименований единиц измерения;

  • неумение выделить в ответе главное;

  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

  • неумение делать выводы и обобщения;

  • неумение читать и строить графики;

  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

  • потеря корня или сохранение постороннего корня;

  • отбрасывание без объяснений одного из них;

  • равнозначные им ошибки;

  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

  • логические ошибки.

К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

  • неточность графика;

  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;

  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

  1. Математика. 6 класс: учебник дляобщеобразоват. организаций / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В.Шевкин. − М.: Просвещение, 2016.

  2. Математика. Рабочая тетрадь. 6 класс / М.К. Потапов, А.В. Шевкин. − М.: Просвещение, 2007–2012.

  3. Математика. Дидактические материалы. 6 класс / М.К. Потапов, А.В. Шевкин. − М.: Просвещение, 2007–2012.

  4. Математика. Тематические тесты. 6 класс / П.В. Чулков, Е.Ф. Шершнев, О.Ф. Зарапина. − М.: Просвещение, 2010–2012.

  5. Задачи на смекалку. 5–6 классы / И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. − М.: Просвещение, 2005-2012.

  6. Математика. Методические рекомендации. 6 класс / М.К. Потапов, А.В. Шевкин. − М.: Просвещение, 2012.

  7. Тематические и итоговые контрольные работы по математике. 6класс/ Л.Я.Федченко. – Д.,2009.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!