СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике для групп адаптации подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе (с 5-ти лет)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, адаптация ребенка к школьной жизни, с ее особым укладом и четкими правилами.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике для групп адаптации подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе (с 5-ти лет)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«ГИМНАЗИЯ № 3 В АКАДЕМГОРОДКЕ»





Рабочая программа по математике для

групп адаптации подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе

(с 5-ти лет)













Составитель: Матюх Наталья Дмитриевна

учитель начальных классов МБОУ гимназия №3

в Академгородке









2014 - 2015 уч. г.

Пояснительная записка


Гимназия – это инновационное образовательное учреждение гуманитарной направленности.

МБОУ гимназия № 3 расположена в центре Академгородка г. Новосибирска. Среди родителей учащихся подавляющее большинство имеют высшее образование, из них больше половины – это ученые, научные сотрудники, инженеры НИИ, преподаватели. Таким образом, особенности географического положения гимназии и ее социальной среды влияют на формирование социального заказа: ученики нацелены на получение качественного образования, дающего возможность продолжить обучение в Университете и других ВУЗах города, региона, России.

Поэтому МБОУ гимназия № 3 – образовательное учреждение, ориентированное на качественное современное многокультурное образование на уровне международных стандартов.

Миссия гимназии № 3 - создание условий для развития личности гимназиста, его социальной успешности в быстро меняющихся социокультурных условиях поликультурной среды, требующих способностей к саморазвитию и творчеству.

Рабочая программа по математике для пятилетних детей составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

  • Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Гимназия № 3 в Академгородке»

  • Учебный план платных дополнительных образовательных услуг «Группы адаптации подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе» МБОУ гимназии № 3 в Академгородке

Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  • Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасоваа «Игралочка» методические рекомендации, практический курс математики для дошкольников. М.: Баласс, 2004-2011

  • Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасоваа «Игралочка» математика для детей 4-5 лет

  • Т.А.Фалькович «Формирование математических представлений»

  • З. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольника», М., Просвещение, 1987

  • Индивидуальный рабочий лист с заданиями

Программа рассчитана на 28 (октябрь – май) занятий в год (1 занятие в неделю).

Цель программы: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, адаптация ребенка к школьной жизни, с ее особым укладом и четкими правилами.

Задачи:

Сравнение предметов и совокупностей:

  • Формирование представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер и др.

  • Выделение признаков сходства и различия.

  • Объединение предметов в совокупность по общему признаку. Выделение части совокупности, нахождение «лишних» элементов.

  • Сравнение совокупностей по количеству предметов путём составления пар.

  • Поиск и составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.

Формирование представлений о числе и количестве:

  • Закрепление понятий «один» и «много».

  • Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

  • Познакомить с цифрами от 0 до 9.

  • Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.

  • Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.

Величины:

  • Формирование представлений о величинах: длина предмета, объём (вместимость) жидких и сыпучих веществ.

  • Непосредственное сравнение по длине, ширине, высоте, объёму (вместимости).

  • Практическое измерение величин с помощью мерок. Наблюдение зависимости результата измерения от величины мерки.

  • Формирование представлений о возрастающем и убывающем порядке измерения величин.


Пространственно-временные представления:

  • Формирование пространственных представлений: на – над – под, слева – справа, вверху – внизу, снаружи – внутри, за – перед и др. Ориентировка в пространстве.

  • Знакомство с временными отношениями: раньше – позже, вчера – сегодня – завтра. Установление последовательности событий.


Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб.


К концу обучения основным результатом должно стать формирование у детей интереса к познанию, развитие у них внимания, памяти, речи, мыслительных операций. При этом у них должны быть сформированы следующие основные знания, умения и навыки:

  • Умение в простейших случаях выделять и объяснять признаки сходства и различия двух предметов (по цвету, форме, размеру).

  • Умение продолжить ряд, составленный из предметов или фигур с одним с одним изменяющимся признаком. Умение самостоятельно составлять подобные ряды.

  • Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, вместимости.

  • Умение в простейших случаях находить общий признак совокупности предметов, состоящей из 4 – 5 элементов, находить в совокупности «лишний» элемент.

  • Знать количественный и порядковый счёт в пределах десяти.

  • Умение соотносить запись чисел 1 – 10 с количеством и порядком элементов.

  • Умение сравнивать совокупность предметов путём составления пар и на основе этого сравнивать числа в пределах 10.

  • Умение правильно устанавливать пространственно-временные отношения, находить последовательность событий и нарушение последовательности.

  • Умение распознавать простейшие геометрические фигуры, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.



Занятия готовят ребенка к общению со сверстниками и учителями,  помогают укрепить характер, быть усердными, внимательными.  Занимаясь в группе, дети познают, что такое дисциплина и труд, постепенно привыкая к авторитету учителя. Занятия проходят в комфортной атмосфере.  Педагог находит индивидуальный подход к каждому ребёнку.












Материально – техническое обеспечение


Учебно – методическая литература:

Для педагогов:

  • Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина «Игралочка» методические рекомендации, практический курс математики для дошкольников. М.: Баласс, 2004-2011

  • Т.А.Фалькович «Формирование математических представлений» М.: ВАКО 2009

  • З. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольника», М., Просвещение, 1987

Для учеников:

  • Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова «Игралочка» учебная тетрадь. М.: Баласс, 2011

  • Рабочие листы с заданиями.


Технические средства обучения:

- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

- Персональный компьютер.

- Мультимедийный проектор.

- Ксерокс, принтер.

- Интерактивная доска.


Дидактический материал:

1. Набор демонстрационных картинок.

2. Рабочие листы с заданиями.

3. Экранно-звуковые пособия.

4. Мультимедийные презентации по темам курса.

5. Игровые атрибуты.

6. Стихи, загадки.



В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по формированию элементарных математических представлений, а именно:

  • на развитие восприятия цвета;

  • на восприятие формы;

  • на восприятие параметров величины;

  • на количество предметов;

  • на ориентировку в пространстве;

  • на развитие логического мышления.


Календарно-тематическое планирование



Дата

(месяц)


п/п

Тема занятия

Форма проведения


Опорные слова, выражения.


Содержание


Средства обучения

октябрь

30.09

1

Выявление уровня сформированности математических представлений детей

Цвет.

Размер.


Уточнить представление детей о свойствах предметов (цвет, размер, материал, назначение и т. д.)


Рабочий лист.

07.10

2

Один – много.

Столько же, больше, меньше.

Один – много.

Большой, маленький.

Столько же, больше, меньше.

Понятия один – много; учимся сравнивать предметы.

Понятия большой, маленький; учимся составлять тематические группы предметов.

Понятия больше, меньшеучимся сравнивать предметы путём установления пар.

Проводить классификацию предметов по размеру.

Часть 2 стр.3 – 4.

Рабочий лист.

14.10


3

Счёт до двух.

Цифры 1 и 2.

Круг. Шар.

Круг.

Шар.

Учимся считать до двух, находить предметы, которых два.

Познакомить с цифрами 1 и 2, с их печатным образцом.

Понятие круг, учимся находить круги среди предметов.

Понятие шар, учимся находить шары среди предметов, раскрашиваем бусы.

Рабочий лист.

21.10


4

Счёт до трёх.

Число 3.

Цифра 3.

Треугольник.

Треугольник.

Число.

Цифра.

Познакомить с числом и цифрой 3, учимся писать цифру 3, учимся искать лишние предметы, раскрашиваем бусы.

Расширять представления о геометрических фигурах. Понятие треугольник, учимся находить треугольники среди предметов.

Часть 2 стр.3 – 4.

Рабочий лист.

28.10

5

На, над, под.

Выше, ниже.

Слева, справа, посередине.

На, над, под, выше, ниже, слева, справа, посередине.

Знакомимся с пространственными представлениями: на, над, под, выше, ниже, слева, справа, посередине; учимся сравнивать предметы, учимся искать лишние предметы; повторяем изученный материал.


Рабочий лист.

ноябрь

11.11

6

Образование числа 4. Цифра 4.

Счёт до четырёх.

Квадрат.

Число.

Цифра.

Квадрат

Познакомить с числом и цифрой 4, учимся писать цифру 4 Учить устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой.

Познакомить с геометрической фигурой: квадратом; учимся искать лишние предметы; повторяем изученный материал, развиваем логику.

Часть 2 стр.5 – 6.

Рабочий лист.

18.11

7

Куб.

Куб.

Познакомить с геометрической фигурой: кубом; учимся искать лишние предметы; повторяем изученный материал, развиваем логику.

Часть 2 стр.9 – 10.

Рабочий лист.

25.11

8

Шире, уже.

Вверху, внизу, шире, уже.

Знакомимся с пространственными представлениями вверху, внизу, шире, уже; учимся искать лишние предметы, повторяем изученное.

Часть 2 стр.11 – 12.

Рабочий лист.

декабрь

02.12

9

Образование числа 5. Цифра 5. Счёт до пяти. Овал.

Овал.

Число.

Цифра.

Познакомить с числом и цифрой 5, учимся писать цифру 5. Учимся устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой.

Познакомить с геометрической фигурой овалом; учимся искать лишние предметы; повторяем изученный материал, развиваем логику. Уточнить представления о формах геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник).

Часть 2 стр.15 – 16.

Рабочий лист.

09.12

10

Внутри, снаружи, впереди, сзади.

Внутри, снаружи, впереди, сзади.

Закрепить навыки счета предметов до 5.

Знакомимся с пространственными представлениями: внутри, снаружи, впереди, сзади; учимся искать лишние предметы; повторяем изученный материал, развиваем логику.

Часть 2 стр.19 – 22.

Рабочий лист.

16.12

11

Пара. Прямоугольник.

Пара. Прямоугольник.

Познакомить с понятием пара. Познакомить с геометрической фигурой прямоугольником; учимся искать лишние предметы; повторяем изученный материал, развиваем логику.

Часть 2 стр.23 – 24.

Рабочий лист.

январь

13.01

12

Ритм.

Числовой ряд.

Ритм. Ритмический рисунок.

Числовой ряд.

Учимся искать лишние предметы; повторяем изученный материал, развиваем логику, раскрашиваем бусы, сохраняя ритм. Учимся устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой.

Закрепление представлений о числовом ряде, предыдущем и последующем числе

Часть 2 стр.27 – 30.

Рабочий лист.

20.01

13

Образование числа 6. Цифра 6.

Число.

Цифра.

Познакомить с числом и цифрой 6, учимся писать цифру 6, учимся искать лишние предметы, развиваем логику. Учимся устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой.

Часть 2 стр.31 – 32.

Рабочий лист.

27.01

14

Сравнение по длине, ширине и толщине.

Длиннее, короче. Мерка.

Учимся сравнивать предметы по длине, ширине и толщине; раскрашиваем бусы, сохраняя ритм. Учимся измерять длину с помощью мерок, повторяем изученный материал.

Часть 2 стр.35 – 42.


февраль

03.02

15

Порядковый счёт.

Прямой счёт.

Обратный счёт.

Познакомить с порядковым счётом; учимся искать лишние предметы; повторяем изученный материал, развиваем логику.

Часть 2 стр.33 – 34.

Рабочий лист.

10.02

16

Образование числа 7. Цифра 7.

Раньше, позже.

Число.

Цифра.

Раньше, позже.

Познакомить с числом и цифрой 7, учимся писать цифру 7, учимся искать лишние предметы, развиваем логику. Учимся устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой. Знакомимся с пространственными представлениями: раньше, позже;

Часть 2 стр.37 – 38.

стр.39 – 40.


17.02

17

Счёт от 1 до 7. План.

План.

Познакомить с понятием план; Учимся искать лишние предметы; повторяем изученный материал, развиваем логику, раскрашиваем бусы, сохраняя ритм.

Закрепить навыки счета предметов до 7.

Часть 2 стр.45 – 46.

Рабочий лист.

24.02

18

Образование числа 8. Цифра 8. Сравнение по высоте.

Выше.

Ниже.

Мерка.

Познакомить с числом и цифрой 8, учимся писать цифру 8, учимся искать лишние предметы, развиваем логику. Учимся устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой.

Учимся сравнивать предметы по высоте; учимся искать лишние предметы, развиваем логику.

Часть 2 47 – 48, стр.63 – 64.



март

03.03

19

Цилиндр.

Цилиндр.

Познакомить с геометрической фигурой цилиндром, учимся искать лишние предметы; повторяем изученный материал, развиваем логику.

Часть 2 стр.51 – 52.

Рабочий лист.

10.03

20

Конус.

Конус.

Познакомить с геометрической фигурой конусом, учимся искать лишние предметы; повторяем изученный материал, развиваем логику.

Часть 2 стр.53 – 54.

Рабочий лист.

17.03

21

Призма.

Пирамида.

Призма.

Пирамида.

Познакомить с геометрическими фигурами призмой и пирамидой, учимся искать лишние предметы; повторяем изученный материал, развиваем логику.

Часть 2 стр.55 – 56.

Рабочий лист.

24.03

22

Геометрические тела.

Геометрическое тело.

Продолжать закреплять навыки счета предметов

Закреплять умение устанавливать отношения между предметами по высоте, в порядке убывания и возрастания предметов.

Упражнять в различении геометрических фигур.


Часть 2 стр.57 – 58.

Рабочий лист.

31.03

23

Образование числа 9. Цифра 9. Счёт до девяти.


Число.

Цифра.

Познакомить с числом и цифрой 9, учимся писать цифру 9, учимся искать лишние предметы, развиваем логику. Учимся устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой.

Рабочий лист.

апрель

07.04

24

Сравнение по объёму.

Измерение объёма.

Объём.

Мерка.

Учим сравнивать предметы по объёму; искать лишние предметы, развиваем логику.

Учимся измерять объём разными мерками, искать лишние предметы, развиваем логику.

Рабочий лист.

14.04

25

Таблицы.

Таблица.

Учимся работать с таблицами; повторяем изученный материал.

Рабочий лист.

21.04

26

Число 0. Цифра 0.

Число.

Цифра.

Познакомить с числом и цифрой 0, учимся писать цифру 0, учимся искать лишние предметы, развиваем логику.

Рабочий лист.

28.04

27

Символы.

Символ.

Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов, повторяем изученный материал.

Рабочий лист.

02.05

28

Образование числа 10. Запись числа 10.

Число.

Цифра.

Познакомить с числом и цифрой 10, учимся писать цифру 10, учимся искать лишние предметы, развиваем логику.

Повторение изученного.

Рабочий лист.









Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов программы


Мониторинг детского развития и образовательного процесса проводится два раза в год: октябрь - май.

Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка и формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ).

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в группах психолого-педагогической адаптации к школе, анализ продуктов детской деятельности.





Промежуточные результаты освоения программы для детей 5-ти лет групп психолого-педагогической адаптации к школе


Группа: --------------------------------------- Учитель:-------------------------- Дата проведения:------------------------



ФИО

Любознательный,

активный

Эмоционально

отзывчивый

Овладевший

средствами общения

и способами

взаимодействия со

взрослыми и

сверстниками

Способный

управлять своим

поведением и

планировать свои

действия на основе

первичных

ценностных

представлений,

соблюдающий

элементарные

общепринятые

нормы и правила

поведения


Способный

решать

интеллектуальные задачи

(проблемы),

адекватные

возрасту

мира природы поведения.


Овладевший

универсальными

предпосылками

учебной деятельности


Овладевший

необходимыми

умениями и

навыками

Вывод

















































































































































































































































































































































































































































Протоколы промежуточного освоения программы для детей 5-ти лет групп психолого-педагогической адаптации к школе


Любознательный, активный:

В процессе совместной исследовательской деятельности активно познаёт и называет свойства и качества предметов (цвет, размер, форма, фактура, способы его использования и т. д.). Стремится самостоятельно объединять предметы в видовые категории с указанием характерных признаков, а также к объединению предметов в родовые категории (одежда, мебель, посуда). Проявляет интерес к отгадыванию загадок.

Эмоционально отзывчивый:

Испытывает чувство удовлетворения от выполненной познавательной задачи, удовольствие от познания нового. Процесс и результаты познавательной деятельности вызывают различные эмоциональные переживания (положительные и отрицательные).

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками:

Получает удовлетворение от совместной познавательной деятельности с детьми и взрослыми, при наблюдениях, обсуждении увиденного и пр.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения:

Регулирует свою познавательную деятельность. Считается с желаниями другого. Проявляет интерес к результатам познавательной деятельности сверстника и его высказываниям.

Способный решать интеллектуальные задачи (проблемы), адекватные возрасту:

Исследует объекты с использованием простейших поисковых действий, использует разные способы для их решения. Умеет связывать действие и результат. Стремится оценить полученный результат, при затруднениях обращается за помощью.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:

Использует рекомендованные взрослым способы в разных видах деятельности для овладения новым познавательным содержанием. Пытается самостоятельно применять пошаговую инструкцию, устанавливать последовательность действий, преодолевать затруднения, добиваться задуманного результата.

Овладевший необходимыми умениями и навыками:

Сенсорная культура:

— выполнять элементарные перцептивные (обследовательские) действия;

— различать и находить сходство признаков предметов;

— узнавать предметы по сочетанию свойств;

— обобщать предметы по одному или нескольким признакам.

Познавательно-исследовательская деятельность:

— участвовать в совместной познавательно-исследовательской деятельности;

— выполнять поисковые действия, экспериментировать и видеть результат;

Формирование элементарных математических представлений:

— выделять параметры величины протяжённых предметов;

— использовать способы сравнения объектов по величине в практической деятельности с наглядным материалом;

— оперировать числами и цифрами в пределах 10;

— использовать счётные навыки;

— устанавливать количественные отношения в пределах известных чисел;

— различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) и их свойства (углы, стороны);

— различать геометрические тела (цилиндр, пирамида, призма, конус, куб, шар);

— классифицировать предметы по заданному признаку;

— определять расположение предметов относительно друг друга и направления движения от себя или из заданной точки;

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора:

— использовать в различных видах деятельности представления о предметах ближайшего окружения и о предметах и явлениях, выходящих за пределы непосредственного восприятия;

— устанавливать элементарные связи и зависимости с опорой на представления о ближайшем окружении;

— высказываться об индивидуальных познавательных предпочтениях.



Оценка уровня развития:

0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер (низкий уровень);

1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д. (средний уровень);

2 балла проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий).

Результаты мониторинга образовательного процесса заносятся в общую таблицу, где указываются все результаты уровня овладения необходимыми навыками и умениями.