МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«ГИМНАЗИЯ № 3 В АКАДЕМГОРОДКЕ»
Рабочая программа по математике для
групп адаптации подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе
(с 5-ти лет)
Составитель: Матюх Наталья Дмитриевна
учитель начальных классов МБОУ гимназия №3
в Академгородке
2014 - 2015 уч. г.
Пояснительная записка
Гимназия – это инновационное образовательное учреждение гуманитарной направленности.
МБОУ гимназия № 3 расположена в центре Академгородка г. Новосибирска. Среди родителей учащихся подавляющее большинство имеют высшее образование, из них больше половины – это ученые, научные сотрудники, инженеры НИИ, преподаватели. Таким образом, особенности географического положения гимназии и ее социальной среды влияют на формирование социального заказа: ученики нацелены на получение качественного образования, дающего возможность продолжить обучение в Университете и других ВУЗах города, региона, России.
Поэтому МБОУ гимназия № 3 – образовательное учреждение, ориентированное на качественное современное многокультурное образование на уровне международных стандартов.
Миссия гимназии № 3 - создание условий для развития личности гимназиста, его социальной успешности в быстро меняющихся социокультурных условиях поликультурной среды, требующих способностей к саморазвитию и творчеству.
Рабочая программа по математике для пятилетних детей составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Гимназия № 3 в Академгородке»
Учебный план платных дополнительных образовательных услуг «Группы адаптации подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе» МБОУ гимназии № 3 в Академгородке
Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасоваа «Игралочка» методические рекомендации, практический курс математики для дошкольников. М.: Баласс, 2004-2011
Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасоваа «Игралочка» математика для детей 4-5 лет
Т.А.Фалькович «Формирование математических представлений»
З. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольника», М., Просвещение, 1987
Индивидуальный рабочий лист с заданиями
Программа рассчитана на 28 (октябрь – май) занятий в год (1 занятие в неделю).
Цель программы: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, адаптация ребенка к школьной жизни, с ее особым укладом и четкими правилами.
Задачи:
Сравнение предметов и совокупностей:
Формирование представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер и др.
Выделение признаков сходства и различия.
Объединение предметов в совокупность по общему признаку. Выделение части совокупности, нахождение «лишних» элементов.
Сравнение совокупностей по количеству предметов путём составления пар.
Поиск и составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Формирование представлений о числе и количестве:
Закрепление понятий «один» и «много».
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
Познакомить с цифрами от 0 до 9.
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
Величины:
Формирование представлений о величинах: длина предмета, объём (вместимость) жидких и сыпучих веществ.
Непосредственное сравнение по длине, ширине, высоте, объёму (вместимости).
Практическое измерение величин с помощью мерок. Наблюдение зависимости результата измерения от величины мерки.
Формирование представлений о возрастающем и убывающем порядке измерения величин.
Пространственно-временные представления:
Формирование пространственных представлений: на – над – под, слева – справа, вверху – внизу, снаружи – внутри, за – перед и др. Ориентировка в пространстве.
Знакомство с временными отношениями: раньше – позже, вчера – сегодня – завтра. Установление последовательности событий.
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб.
К концу обучения основным результатом должно стать формирование у детей интереса к познанию, развитие у них внимания, памяти, речи, мыслительных операций. При этом у них должны быть сформированы следующие основные знания, умения и навыки:
Умение в простейших случаях выделять и объяснять признаки сходства и различия двух предметов (по цвету, форме, размеру).
Умение продолжить ряд, составленный из предметов или фигур с одним с одним изменяющимся признаком. Умение самостоятельно составлять подобные ряды.
Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, вместимости.
Умение в простейших случаях находить общий признак совокупности предметов, состоящей из 4 – 5 элементов, находить в совокупности «лишний» элемент.
Знать количественный и порядковый счёт в пределах десяти.
Умение соотносить запись чисел 1 – 10 с количеством и порядком элементов.
Умение сравнивать совокупность предметов путём составления пар и на основе этого сравнивать числа в пределах 10.
Умение правильно устанавливать пространственно-временные отношения, находить последовательность событий и нарушение последовательности.
Умение распознавать простейшие геометрические фигуры, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
Занятия готовят ребенка к общению со сверстниками и учителями, помогают укрепить характер, быть усердными, внимательными. Занимаясь в группе, дети познают, что такое дисциплина и труд, постепенно привыкая к авторитету учителя. Занятия проходят в комфортной атмосфере. Педагог находит индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Материально – техническое обеспечение
Учебно – методическая литература:
Для педагогов:
Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина «Игралочка» методические рекомендации, практический курс математики для дошкольников. М.: Баласс, 2004-2011
Т.А.Фалькович «Формирование математических представлений» М.: ВАКО 2009
З. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольника», М., Просвещение, 1987
Для учеников:
Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова «Игралочка» учебная тетрадь. М.: Баласс, 2011
Рабочие листы с заданиями.
Технические средства обучения:
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
- Персональный компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Ксерокс, принтер.
- Интерактивная доска.
Дидактический материал:
1. Набор демонстрационных картинок.
2. Рабочие листы с заданиями.
3. Экранно-звуковые пособия.
4. Мультимедийные презентации по темам курса.
5. Игровые атрибуты.
6. Стихи, загадки.
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по формированию элементарных математических представлений, а именно:
на развитие восприятия цвета;
на восприятие формы;
на восприятие параметров величины;
на количество предметов;
на ориентировку в пространстве;
на развитие логического мышления.
Календарно-тематическое планирование
Дата (месяц) | № п/п | Тема занятия Форма проведения | Опорные слова, выражения. | Содержание | Средства обучения |
октябрь |
30.09 | 1 | Выявление уровня сформированности математических представлений детей | Цвет. Размер. | Уточнить представление детей о свойствах предметов (цвет, размер, материал, назначение и т. д.) | Рабочий лист. |
07.10 | 2 | Один – много. Столько же, больше, меньше. | Один – много. Большой, маленький. Столько же, больше, меньше. | Понятия один – много; учимся сравнивать предметы. Понятия большой, маленький; учимся составлять тематические группы предметов. Понятия больше, меньше; учимся сравнивать предметы путём установления пар. Проводить классификацию предметов по размеру. | Часть 2 стр.3 – 4. Рабочий лист. |
14.10 | 3 | Счёт до двух. Цифры 1 и 2. Круг. Шар. | Круг. Шар. | Учимся считать до двух, находить предметы, которых два. Познакомить с цифрами 1 и 2, с их печатным образцом. Понятие круг, учимся находить круги среди предметов. Понятие шар, учимся находить шары среди предметов, раскрашиваем бусы. | Рабочий лист. |
21.10 | 4 | Счёт до трёх. Число 3. Цифра 3. Треугольник. | Треугольник. Число. Цифра. | Познакомить с числом и цифрой 3, учимся писать цифру 3, учимся искать лишние предметы, раскрашиваем бусы. Расширять представления о геометрических фигурах. Понятие треугольник, учимся находить треугольники среди предметов. | Часть 2 стр.3 – 4. Рабочий лист. |
28.10 | 5 | На, над, под. Выше, ниже. Слева, справа, посередине. | На, над, под, выше, ниже, слева, справа, посередине. | Знакомимся с пространственными представлениями: на, над, под, выше, ниже, слева, справа, посередине; учимся сравнивать предметы, учимся искать лишние предметы; повторяем изученный материал. | Рабочий лист. |
ноябрь |
11.11 | 6 | Образование числа 4. Цифра 4. Счёт до четырёх. Квадрат. | Число. Цифра. Квадрат | Познакомить с числом и цифрой 4, учимся писать цифру 4 Учить устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой. Познакомить с геометрической фигурой: квадратом; учимся искать лишние предметы; повторяем изученный материал, развиваем логику. | Часть 2 стр.5 – 6. Рабочий лист. |
18.11 | 7 | Куб. | Куб. | Познакомить с геометрической фигурой: кубом; учимся искать лишние предметы; повторяем изученный материал, развиваем логику. | Часть 2 стр.9 – 10. Рабочий лист. |
25.11 | 8 | Шире, уже. | Вверху, внизу, шире, уже. | Знакомимся с пространственными представлениями вверху, внизу, шире, уже; учимся искать лишние предметы, повторяем изученное. | Часть 2 стр.11 – 12. Рабочий лист. |
декабрь |
02.12 | 9 | Образование числа 5. Цифра 5. Счёт до пяти. Овал. | Овал. Число. Цифра. | Познакомить с числом и цифрой 5, учимся писать цифру 5. Учимся устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой. Познакомить с геометрической фигурой овалом; учимся искать лишние предметы; повторяем изученный материал, развиваем логику. Уточнить представления о формах геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник). | Часть 2 стр.15 – 16. Рабочий лист. |
09.12 | 10 | Внутри, снаружи, впереди, сзади. | Внутри, снаружи, впереди, сзади. | Закрепить навыки счета предметов до 5. Знакомимся с пространственными представлениями: внутри, снаружи, впереди, сзади; учимся искать лишние предметы; повторяем изученный материал, развиваем логику. | Часть 2 стр.19 – 22. Рабочий лист. |
16.12 | 11 | Пара. Прямоугольник. | Пара. Прямоугольник. | Познакомить с понятием пара. Познакомить с геометрической фигурой прямоугольником; учимся искать лишние предметы; повторяем изученный материал, развиваем логику. | Часть 2 стр.23 – 24. Рабочий лист. |
январь |
13.01 | 12 | Ритм. Числовой ряд. | Ритм. Ритмический рисунок. Числовой ряд. | Учимся искать лишние предметы; повторяем изученный материал, развиваем логику, раскрашиваем бусы, сохраняя ритм. Учимся устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой. Закрепление представлений о числовом ряде, предыдущем и последующем числе | Часть 2 стр.27 – 30. Рабочий лист. |
20.01 | 13 | Образование числа 6. Цифра 6. | Число. Цифра. | Познакомить с числом и цифрой 6, учимся писать цифру 6, учимся искать лишние предметы, развиваем логику. Учимся устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой. | Часть 2 стр.31 – 32. Рабочий лист. |
27.01 | 14 | Сравнение по длине, ширине и толщине. | Длиннее, короче. Мерка. | Учимся сравнивать предметы по длине, ширине и толщине; раскрашиваем бусы, сохраняя ритм. Учимся измерять длину с помощью мерок, повторяем изученный материал. | Часть 2 стр.35 – 42. |
февраль |
03.02 | 15 | Порядковый счёт. | Прямой счёт. Обратный счёт. | Познакомить с порядковым счётом; учимся искать лишние предметы; повторяем изученный материал, развиваем логику. | Часть 2 стр.33 – 34. Рабочий лист. |
10.02 | 16 | Образование числа 7. Цифра 7. Раньше, позже. | Число. Цифра. Раньше, позже. | Познакомить с числом и цифрой 7, учимся писать цифру 7, учимся искать лишние предметы, развиваем логику. Учимся устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой. Знакомимся с пространственными представлениями: раньше, позже; | Часть 2 стр.37 – 38. стр.39 – 40. |
17.02 | 17 | Счёт от 1 до 7. План. | План. | Познакомить с понятием план; Учимся искать лишние предметы; повторяем изученный материал, развиваем логику, раскрашиваем бусы, сохраняя ритм. Закрепить навыки счета предметов до 7. | Часть 2 стр.45 – 46. Рабочий лист. |
24.02 | 18 | Образование числа 8. Цифра 8. Сравнение по высоте. | Выше. Ниже. Мерка. | Познакомить с числом и цифрой 8, учимся писать цифру 8, учимся искать лишние предметы, развиваем логику. Учимся устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой. Учимся сравнивать предметы по высоте; учимся искать лишние предметы, развиваем логику. | Часть 2 47 – 48, стр.63 – 64. |
март |
03.03 | 19 | Цилиндр. | Цилиндр. | Познакомить с геометрической фигурой цилиндром, учимся искать лишние предметы; повторяем изученный материал, развиваем логику. | Часть 2 стр.51 – 52. Рабочий лист. |
10.03 | 20 | Конус. | Конус. | Познакомить с геометрической фигурой конусом, учимся искать лишние предметы; повторяем изученный материал, развиваем логику. | Часть 2 стр.53 – 54. Рабочий лист. |
17.03 | 21 | Призма. Пирамида. | Призма. Пирамида. | Познакомить с геометрическими фигурами призмой и пирамидой, учимся искать лишние предметы; повторяем изученный материал, развиваем логику. | Часть 2 стр.55 – 56. Рабочий лист. |
24.03 | 22 | Геометрические тела. | Геометрическое тело. | Продолжать закреплять навыки счета предметов Закреплять умение устанавливать отношения между предметами по высоте, в порядке убывания и возрастания предметов. Упражнять в различении геометрических фигур. | Часть 2 стр.57 – 58. Рабочий лист. |
31.03 | 23 | Образование числа 9. Цифра 9. Счёт до девяти. | Число. Цифра. | Познакомить с числом и цифрой 9, учимся писать цифру 9, учимся искать лишние предметы, развиваем логику. Учимся устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой. | Рабочий лист. |
апрель |
07.04 | 24 | Сравнение по объёму. Измерение объёма. | Объём. Мерка. | Учим сравнивать предметы по объёму; искать лишние предметы, развиваем логику. Учимся измерять объём разными мерками, искать лишние предметы, развиваем логику. | Рабочий лист. |
14.04 | 25 | Таблицы. | Таблица. | Учимся работать с таблицами; повторяем изученный материал. | Рабочий лист. |
21.04 | 26 | Число 0. Цифра 0. | Число. Цифра. | Познакомить с числом и цифрой 0, учимся писать цифру 0, учимся искать лишние предметы, развиваем логику. | Рабочий лист. |
28.04 | 27 | Символы. | Символ. | Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов, повторяем изученный материал. | Рабочий лист. |
02.05 | 28 | Образование числа 10. Запись числа 10. | Число. Цифра. | Познакомить с числом и цифрой 10, учимся писать цифру 10, учимся искать лишние предметы, развиваем логику. Повторение изученного. | Рабочий лист. |
| | | | | |
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов программы
Мониторинг детского развития и образовательного процесса проводится два раза в год: октябрь - май.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка и формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ).
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в группах психолого-педагогической адаптации к школе, анализ продуктов детской деятельности.
Промежуточные результаты освоения программы для детей 5-ти лет групп психолого-педагогической адаптации к школе
Группа: --------------------------------------- Учитель:-------------------------- Дата проведения:------------------------
| ФИО | Любознательный, активный | Эмоционально отзывчивый | Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения | Способный решать интеллектуальные задачи (проблемы), адекватные возрасту мира природы поведения. | Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности | Овладевший необходимыми умениями и навыками | Вывод |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
Протоколы промежуточного освоения программы для детей 5-ти лет групп психолого-педагогической адаптации к школе
Любознательный, активный:
В процессе совместной исследовательской деятельности активно познаёт и называет свойства и качества предметов (цвет, размер, форма, фактура, способы его использования и т. д.). Стремится самостоятельно объединять предметы в видовые категории с указанием характерных признаков, а также к объединению предметов в родовые категории (одежда, мебель, посуда). Проявляет интерес к отгадыванию загадок.
Эмоционально отзывчивый:
Испытывает чувство удовлетворения от выполненной познавательной задачи, удовольствие от познания нового. Процесс и результаты познавательной деятельности вызывают различные эмоциональные переживания (положительные и отрицательные).
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками:
Получает удовлетворение от совместной познавательной деятельности с детьми и взрослыми, при наблюдениях, обсуждении увиденного и пр.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения:
Регулирует свою познавательную деятельность. Считается с желаниями другого. Проявляет интерес к результатам познавательной деятельности сверстника и его высказываниям.
Способный решать интеллектуальные задачи (проблемы), адекватные возрасту:
Исследует объекты с использованием простейших поисковых действий, использует разные способы для их решения. Умеет связывать действие и результат. Стремится оценить полученный результат, при затруднениях обращается за помощью.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:
Использует рекомендованные взрослым способы в разных видах деятельности для овладения новым познавательным содержанием. Пытается самостоятельно применять пошаговую инструкцию, устанавливать последовательность действий, преодолевать затруднения, добиваться задуманного результата.
Овладевший необходимыми умениями и навыками:
Сенсорная культура:
— выполнять элементарные перцептивные (обследовательские) действия;
— различать и находить сходство признаков предметов;
— узнавать предметы по сочетанию свойств;
— обобщать предметы по одному или нескольким признакам.
Познавательно-исследовательская деятельность:
— участвовать в совместной познавательно-исследовательской деятельности;
— выполнять поисковые действия, экспериментировать и видеть результат;
Формирование элементарных математических представлений:
— выделять параметры величины протяжённых предметов;
— использовать способы сравнения объектов по величине в практической деятельности с наглядным материалом;
— оперировать числами и цифрами в пределах 10;
— использовать счётные навыки;
— устанавливать количественные отношения в пределах известных чисел;
— различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) и их свойства (углы, стороны);
— различать геометрические тела (цилиндр, пирамида, призма, конус, куб, шар);
— классифицировать предметы по заданному признаку;
— определять расположение предметов относительно друг друга и направления движения от себя или из заданной точки;
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора:
— использовать в различных видах деятельности представления о предметах ближайшего окружения и о предметах и явлениях, выходящих за пределы непосредственного восприятия;
— устанавливать элементарные связи и зависимости с опорой на представления о ближайшем окружении;
— высказываться об индивидуальных познавательных предпочтениях.
Оценка уровня развития:
0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер (низкий уровень);
1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д. (средний уровень);
2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий).
Результаты мониторинга образовательного процесса заносятся в общую таблицу, где указываются все результаты уровня овладения необходимыми навыками и умениями.