"Средняя общеобразовательная школа № 1" п. Пуровск Пуровского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Рассмотрено | Согласовано | Утверждаю |
на заседании МО учителей начальных классов | Заместитель директора по УВР | Директор МБОУ «СОШ №1» п. Пуровск |
Протокол № 1 от «30» августа 2018 г. | ______________ О.А. Сорокина | _______________Е.В. Фесенко |
Руководитель МО: | | Приказ № 386 от «31» августа 2018 г. |
______________ Л.М. Могильчак | | |
Рабочая программа
по математике и конструированию
для 3 - А класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
Учитель:
Любовь Михайловна Могильчак
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика и конструирование» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №1» п. Пуровск (2015 г.).
Реализация учебной программы обеспечивается:
Учебник-тетрадь «Математика и конструирование» С.И. Волкова, О.Л. Пчелкина 3класс. - М.: Просвещение, 2019 г.
Авторская программа «Математика и конструирование» С. И. Волковой, О. Л. Пчёлкиной, М: Просвещение, 2014 г.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Третьеклассники научатся понимать:
термины: прямая линия, кривая линия, параллельные прямые, перпендикулярные прямые, отрезок, луч, угол, ломаная, замкнутые и незамкнутые линии, правильный и неправильный многоугольник;
элементы угла, ломаной, многоугольника, виды углов;
названия простейших многоугольников;
названия четырёхугольников по особенностям их сторон или по типу углов: прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб, параллелограмм, неправильный многоугольник;
свойства прямоугольника и квадрата, свойства их диагоналей;
виды треугольников;
термины: круг, окружность, радиус, диаметр;
единицы длины и соотношения между изученными единицами длины;
термины периметр, площадь, центральная и осевая симметрия;
способы контроля точности построения деталей (с помощью шаблона, угольника, линейки, циркуля);
единицы измерения площади;
Третьеклассники получат возможность научиться:
изготавливать и чертить модели изученных геометрических фигур;
использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий;
находить периметр и площадь прямоугольника, квадрата, треугольника;
находить неизвестную сторону прямоугольника по его периметру и известной стороне, по площади и известной стороне;
рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки;
выполнять технический рисунок несложного изделия по его образцу;
прочитать технический рисунок и изготовить по нему изделие;
внести в изделие изменения по заданным условиям и отразить их в техническом рисунке.
Критерии оценивания
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию геометрии как учебной дисциплины;
- правильно выполнил чертежи, рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, чертежах, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
При выполнении письменной контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала).
Содержание учебного курса
Геометрическая составляющая.
Угол. Построение прямого угла на нелинованной бумаге с помощью чертежного треугольника. Отрезок. Середина отрезка. Деление отрезка пополам.
Прямоугольник (квадрат). Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.
Треугольник. Соотношение сторон треугольника.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Построение прямоугольника, вписанного в окружность, окружности, описанной около прямоугольника (квадрата).
Деление фигур на части и составление фигур из частей. Преобразование фигур по заданным условиям.
Конструирование.
Изготовление моделей прямоугольного треугольника, прямоугольника (квадрата) путем сгибания бумаги.
Практическая работа по выявлению равенства противоположных сторон прямоугольника; построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием равенства его противоположных сторон с помощью чертежного треугольника и линейки.
Линии разных типов: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба).
Технологическая карта. Изготовление по технологической карте изделий (пакет для мелких предметов).
Технологический рисунок. Изготовление изделий по технологическому рисунку (подставка для кисточки).
Изготовление модели круга. Кольцо, составление технологической карты для его изготовления.
Изготовление изделий на базе кругов (цветок).
Изготовление по чертежу изделий и аппликаций.
Оригами. Изготовление способом оригами изделий («Лебедь»),
Изготовление по чертежу аппликаций технических машин.
Работа с набором «Конструктор». Ознакомление с видами деталей: их названием, назначением, способами сборки, способами крепления и рабочими инструментами.
Организация рабочего места и правила безопасной работы при работе с набором «Конструктор».
Виды соединений: простое, жесткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное.
Сборка из деталей набора «Конструктор» различных изделий. Разборка изготовленных изделий.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Количество часов | Наименование тем |
план | факт |
|
1. | 01.09 | | 1 | Повторение пройденного. |
2. | 08.09 | | 1 | Построение отрезка, равного заданному, с использованием циркуля. Многоугольники. |
3. | 15.09 | | 1 | Треугольник. Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. |
4. | 22.09 | | 1 | Построение треугольника по трем сторонам. |
5. | 29.09 | | 1 | Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный. |
6. | 06.10 | | 1 | Конструирование различных треугольников. |
7. | 13.10 | | 1 | Знакомство с правильной треугольной пирамидой. Изготовление модели пирамиды. |
8. | 20.10 | | 1 | Вершины, грани и рёбра пирамиды. Изготовление каркасной модели правильной треугольной пирамиды. |
9. | 27.10 | | 1 | Обобщение по теме «Виды треугольников. Правильная треугольная пирамида». |
10. | 10.11. | | 1 | Периметр многоугольника. |
11. | 17.11 | | 1 | Свойства диагоналей прямоугольника. |
12. | 24.11 | | 1 | Свойства диагоналей прямоугольника. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей. |
13. | 01.12 | | 1 | Чертёж. Изготовление по чертежам аппликации «Домик». |
14. | 08.12 | | 1 | Свойства диагоналей квадрата. |
15. | 15.12 | | 1 | Свойства диагоналей квадрата. Построение квадрата на нелинованной бумаге по заданным его диагоналям. |
16. | 22.12 | | 1 | Решение задач на нахождение периметра прямоугольника и квадрата. |
17. | 12.01.19 | | 1 | Чертёж. Изготовление по чертежам аппликации «Бульдозер». |
18. | 19.01.19 | | 1 | Закрепление по теме «Периметр многоугольника». |
19. | 26.01.19 | | 1 | Технологический рисунок. Изготовление по технологическому рисунку композиции «Яхты в море». |
20. | 02.02.19 | | 1 | Площадь. Единицы площади. Сравнение площадей. |
21. | 09.02.19 | | 1 | Площадь прямоугольника (квадрата). |
22. | 16.02.19 | | 1 | Площадь прямоугольного треугольника. |
23. | 23.02.19 | | 1 | Разметка окружности. |
24. | 02.03.19 | | 1 | Деление окружности (круга) на 2,4,8 равных частей. |
25. | 09.03.19 | | 1 | Деление окружности (круга) на равные части. Изготовление модели цветка с использованием деления круга на 8 равных частей». |
26. | 16.03.19 | | 1 | Деление окружности (круга) на 3,6,12 равных частей. |
27. | 23.03.19 | | 1 | Деление окружности (круга) на равные части. Изготовление модели часов. |
28. | 06.04.19 | | 1 | Взаимное расположение окружностей на плоскости. |
29. | 13.04.19 | | 1 | Деление отрезка пополам без определения его длины (с использованием циркуля и линейки без делений). |
30. | 20.04.19 | | 1 | Вписанный в окружность треугольник. |
31. | 27.04.19 | | 1 | Обобщение по теме «Окружности». Изготовление аппликации «Паровоз». |
32. | 04.05.19 | | 1 | Оригами. Изготовление изделия «Лебедь». |
33. | 11.05.19 | | 1 | Итоговый тест. Изготовление и использование геометрической игры «Танграм». |
34. | 18.05.19 | | 1 | Техническое конструирование. Изготовление модели подъёмного крана и транспортёра. |
7