Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов:
1. Федерального государственного стандарта начального общего образования.
2. Примерной программы по учебным предметам. Математика. 1-4 классы. Москва. «Просвещение» 2018.
3. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1 – 4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций (М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др.).– М.: Просвещение, 2018.
4. Положения о рабочей программе.
1. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова Математика: рабочие программы. 1-4 классы. -М.: Просвещение, 2018
2. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова Математика. Учебник в 2 частях для 4 класса начальной школы М.: Просвещение, 2018
3. Математика. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 4 класс. М. С-п: Просвещение.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс на изучение математики в 4 классе отводится 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 136 ч.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
№ п/п | № по раз-делу | Дата | Тема урока | Основные виды деятельности учащихся |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание Повторение (12 часов) |
1 | 1 | | Нумерация. Счёт предметов. Разряды | Образовывать числа натурального ряда от 100 до 1000. Совершенствовать вычислительные навыки, решать задачу разными способами; составлять задачи, обратные данной Называть последовательность чисел в пределах 1000; объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица. Называть разряды и классы. |
2 | 2 | | Числовые выражения. Порядок выполнения действий | Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия. Понимать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях |
3 | 3 | | Нахождение суммы нескольких слагаемых | Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. Находить значения числовых выражений со скобками и без них Вычислять сумму трёх слагаемых. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия |
4 | 4 | | Вычитание трёхзначных чисел | Выполнять письменное вычитание трёхзначных чисел. Находить значения числовых выражений со скобками и без них Использовать алгоритм письменного вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000 |
5 | 5 | | Приёмы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные | Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Выполнять письменное умножение в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. |
6 | 6 | | Письменное умножение однозначных чисел на многозначные | Использовать переместительное свойство умножения. Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначное число на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Выполнять письменное умножение в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на одноз начное |
7 | 7 | | Приёмы письменного деления трехзначных чисел на однозначные | Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Выполнять письменное деление в пределах 1000 Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму |
8 | 8 | | Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль | Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное с объяснением, когда в записи частного есть нуль. |
9 | 9 | | Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
10 | 10 | | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | Использовать диаграммы для сбора и представления данных Читать и строить столбчатые диаграммы |
11 | 11 | | Знакомство со столбчатыми диаграммами. | Выполнять задания творческого и поискового характера: сбор, систематизация и представление информации в табличной форме; определение закономерности, по которой составлены числовые ряды и ряды геометрических фигур. Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы. Понимать закономерность, по которой составлены числовые ряды и ряды геометрических фигур. |
12 | 12 | | Четыре арифметических действия | Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения Пользоваться вычислительными навыками, решать составные задачи |
Числа, которые больше 1000. Нумерация (10ч) |
13 | 1 | | Нумерация. Класс единиц и класс тысяч | Считать предметы десятками, сотнями, тысячами. Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать буквенные выражения. Анализировать свои действия и управлять ими Называть новую счётную единицу – тысячу. Называть разряды, которые составляют первый класс, второй класс |
14 | 2 | | Чтение многозначных чисел | Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки. Анализировать свои действия и управлять ими Читать числа в пределах миллиона |
15 | 3 | | Запись многозначных чисел | Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки Записывать числа в пределах миллиона |
16 | 4 | | Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых | Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе Представлять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни |
17 | 5 | | Сравнение многозначных чисел | Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней элементы. Группировать числа. Сравнивать числа по классам и разрядам. Оценивать правильность составления числовой последовательности |
18 | 6 | | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | Проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять увеличение и уменьшение числа в 10 100,1000 раз Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1000 раз |
19 | 7 | | Класс миллионов и класс миллиардов | Называть классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов. Читать числа в пределах 1 000 000 000 Называть класс миллионов, класс миллиардов. Читать числа в пределах миллиона Пользоваться вычислительными навыками, решать составные задачи |
20 | 8 | | Проект «Математика вокруг нас». Создание математического проекта «Наше село» | Собирать информацию о своём городе и на этой основе создавать математический справочник «Наш город в числах». Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Составлять план работы. Анализировать и оценивать результаты работы Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять задачи |
21 | 9 | | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
22 | 10 | | Контрольная работа по теме «Нумерация чисел больше 1000» «Что узнали. Чему научились». | Выполнять действия, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
Величины (14 часов) |
23 | 1 | | Единица длины- километр | Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними Называть единицы длины. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах |
24 | 2 | | Таблица единиц длины | Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Измерять и сравнивать длины; упорядочивать их значения. Называть единицы длины. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах |
25 | 3 | | Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр | Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними Называть единицы площади. Использовать приобретенные знания для сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади |
26 | 4 | | Таблица единиц площади | Сравнивать значения площадей равных фигур. Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношения между ними Называть результат при переводе одних единиц массы в другие:; используя соотношения между ними |
27 | 5 | | Определение площади с помощью палетки | Определять площади фигур, используя палетку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. Использовать приём измерения площади фигуры с помощью палетки. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, решать текстовые задачи. |
28 | 6 | | Масса. Единицы массы: центнер, тонна | Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними .Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим Понимать понятие «масса», называть единицы массы. Сравнивать величины по их числовым значениям |
29 | 7 | | Таблица единиц массы | Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними .Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их Использовать таблицу единиц массы .Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах. |
30 | 8 | | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
31 | 9 | | Контрольная работа за 1 четверть. | Проверять усвоение изучаемой темы. Переводить одни единицы длины, площади, массы в другие, используя соотношения между ними Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
32 | 10 | | Время. Единицы времени: год, месяц, неделя | Переводить одни единицы времени в другие. Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их Называть единицы времени: год, месяц, неделя |
33 | 11 | | Единица времени – сутки | Рассматривать единицу времени: сутки, закреплять представления о временной последовательности событий. Использовать приобретенные знания для определения времени по часам , сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах Называть единицы времени: минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Определять соотношения между ними. Определять время по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям |
34 | 12 | | Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события | Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события |
35 | 13 | | Единица времени – секунда | Рассматривать единицу времени – секунду. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах Называть новую единицу измерения времени - секунду |
36 | 14 | | Единица времени – век. Таблица единиц времени. | Рассматривать единицу времени – век. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личную заинтересованность в расширении знаний и способов Называть новую единицу измерения времени – век Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (11 часов) |
37 | 1 | | Алгоритмы устного и письменного сложения многозначных чисел | Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание) Объяснять приёмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000 000 |
38 | 2 | | Алгоритмы устного и письменного вычитания многозначных чисел | Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения действий Использовать приёмы сложения и вычитания чисел, запись которых оканчивается нулями |
39 | 3 | | Решение уравнений | Определять, как связаны между собой числа при сложении. Находить неизвестное слагаемое Объяснять решение уравнений Использовать правило нахождения неизвестного слагаемого Пользоваться математической терминологией. |
40 | 4 | | Решение уравнений | Определять, как связаны между собой числа при вычитании. Находить неизвестное уменьшаемое, неизвестное вычитаемое. Объяснять решение уравнений и их проверку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Использовать правило нахождения неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них) |
41 | 5 | | Нахождение нескольких долей целого | Находить, одну долю от целого числа, находить несколько долей от целого числа. Решать уравнения и сравнивать их решения. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Находить несколько долей целого. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них) |
42 | 6 | | Нахождение нескольких долей целого | Решать задачи на нахождение нескольких долей целого. Проверять, правильно выполнено деление с остатком. Сравнивать значения величин Находить несколько долей целого. |
43 | 7 | | Решение задач на увеличение числа на несколько единиц в косвенной форме | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Решать задачи, составив уравнения. Ставить скобки в числовом выражении для приведения к верному решению Решать задачи арифметическим способом. Сравнивать площади фигур |
44 | 8 | | Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц в косвенной форме | Выполнять действия с величинами, значения которых выражены в разных единицах измерения. Записывать вычисления в строчку и столбиком Выполнять сложение и вычитание величин |
45 | 9 | | Сложение и вычитание значений величин | Выполнять действия с величинами, значения которых выражены в разных единицах измерения. Записывать вычисления в строчку и столбиком Выполнять сложение и вычитание величин |
46 | 10 | | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Странички для любознательных. | Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их. Выполнять сложение и вычитание величин Решать текстовые задачи арифметическим способом, пользоваться изученной математической терминологией |
47 | 11 | | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях Анализировать результаты выполненной работы, оценивать их и делать выводы |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (17 часов) |
48 | 1 | | Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1 | Выполнять умножение, используя свойства умножения. Применять при вычислениях свойства умножения на 0 и на 1. |
49 | 2 | | Письменное умножение многозначного числа на однозначное | Выполнять умножение любого многозначного числа на однозначное так же, как и умножение трёхзначного числа на однозначное. Умножать именованные числа на однозначные Выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное |
50 | 3 | | Письменное умножение многозначного числа на однозначное | Умножать именованные числа на однозначные Записывать выражения и вычислять их значения. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи Выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное, выполнять умножение именованных чисел |
51 | 4 | | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. | Объяснять, как выполнено умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Находить остаток при выполнении деления на однозначное число и проверять вычисления Объяснять приёмы умножения на однозначное число многозначных чисел, оканчивающихся нулями |
52 | 5 | | Решение уравнений | Определять, как связаны между собой числа при умножении и делении. Находить неизвестный множитель, неизвестное делимое, неизвестный делитель. Объяснять решение уравнений и их проверку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи |
53 | 6 | | Письменное деление многозначного числа на однозначное | Использовать правила деления суммы на число при решении примеров и задач. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими Применять правила деления суммы на число и использовать его при решении примеров и задач. Применять полученные знания для решения задач. Контролировать и оценивать свою работу, |
54 | 7 | | Письменное деление многозначного числа на однозначное | Объяснять, как выполнено деление многозначного числа на однозначное Выполнять деление многозначного числа на однозначное с объяснением |
55 | 8 | | Письменное деление многозначного числа на однозначное | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Применять правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них). Применять полученные знания для решения задач |
56 | 9 | | Контрольная работа. Письменное деление многозначного числа на однозначное | Объяснять, как выполнено деление многозначного числа на однозначное Выполнять деление многозначного числа на однозначное с объяснением |
57 | 10 | | Письменное деление многозначного числа на однозначное | Объяснять, как выполнено деление, пользуясь планом. Выполнять деление с объяснением. Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом Делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений |
58 | 11 | | Решение задач на пропорциональное деление. | Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом Применять полученные знания для решения задач |
59 | 12 | | Решение задач на пропорциональное деление. | Объяснять, как выполнено деление, пользуясь планом. Выполнять деление с объяснением. Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом Делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений |
60 | 13 | | Письменное деление многозначного числа на однозначное | Нахождение неизвестного делимого по результату в частном и остатку. Находить уравнения с одинаковым значением, находить значения уравнений и решать текстовые задачи арифметическим способом Делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений |
61 | 14 | | Контрольная работа | Выполнять деление многозначного числа на однозначное, делать проверку. Составлять уравнения и решать их. Находить значение буквенных выражений, решать текстовые задачи арифметическим способом Делить многозначное число на однозначное, делать проверку |
62 | 15 | | Деление многозначного числа на однозначное. Деление многозначного числа на однозначное. | Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий Использовать приёмы деления многозначного числа на однозначное. Решать задачи арифметическим способом |
63 | 16 | | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. Решать задачи на одновременное встречное движение, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление |
64 | 17 | | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях Анализировать результаты выполненной работы, оценивать их и делать выводы |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) (40 часов) |
65 | 1 | | Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
66 | 2 | | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | Решать задачи арифметическим способом. Находить периметр прямоугольника (квадрата). Решать уравнения. Совершенствовать вычислительные навыки Применять полученные знания для решения задач |
67 | 3 | | Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние | Моделировать взаимосвязи между величинами: скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы скорости в другие. Находить значение буквенных и числовых выражений Составлять план действий и определять наиболее эффективные способы решения задачи |
68 | 4 | | Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние. Странички для любознательных. | Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Составлять по выражению задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Находить значение уравнений и числовых выражений Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Называть единицы скорости. Понимать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием |
69 | 5 | | Умножение числа на произведение | Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Переводить одни единицы длины, массы, времени, площади в другие Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Называть единицы скорости. Понимать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием |
70 | 6 | | Устные приёмы умножения вида 18∙20, 25∙12. | Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Составлять задачу по чертежу на одновременное встречное движение. Находить значение числовых выражений и проверять вычисления на калькуляторе Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Понимать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием |
71 | 7 | | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять умножение числа на произведение разными способами, сравнивать результаты вычислений Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Находить результат при умножении числа на произведение удобным способом |
72 | 8 | | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях, записывать решение столбиком. Решать задачи на одновременное встречное движение Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
73 | 9 | | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях,. Сравнивать именованные числа. Решать задачи на одновременное встречное движение Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
74 | 10 | | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях, записывать решение столбиком. Решать задачи на одновременное встречное движение. Переводить одни единицы площади в другие Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
75 | 11 | | Решение задач на одновременное встречное движение | Решать задачи на одновременное встречное движение: выполнять схематические чертежи, сравнивать задачи и их решения развивать навык устного счёта; развивать внимание. |
76 | 12 | | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | Используя переместительное свойство умножения и свойство группировки множителей, находить значение числового выражения. Решать задачи на одновременное встречное движение Применять свойства умножения при решении числовых выражений |
77 | 13 | | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими Решать задачи на одновременное встречное движение, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление |
78 | 14 | | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проверка знаний. | Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. Решать задачи на одновременное встречное движение, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление |
79 | 15 | | Контроль и учёт знаний. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
80 | 16 | | Деление числа на произведение | Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Решать тестовые задачи арифметическим способом Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Находить результат при делении числа на произведение удобным способом |
81 | 17 | | Деление числа на произведение | Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Находить результат при делении числа на произведение удобным способом |
82 | 18 | | Деление с остатком на 10, 100, 1 000 | Выполнять устно и письменно деление с остатком на 10, 100, 1 000. Решать тестовые задачи арифметическим способом. Находить значение буквенных выражений |
83 | 19 | | Составление и решение задач, обратных данной | Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи. Выполнять деление с остатком и проверять решение |
84 | 20 | | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями. Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями |
85 | 21 | | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи |
86 | 22 | | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки |
87 | 23 | | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное движение в противоположных направлениях и решать задачи. Составлять план решения. Обнаруживать допущенные ошибки |
88 | 24 | | Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях | Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи Находить ошибки в вычислениях и решать правильно. Применять полученные знания для решения задач. Использовать приём деления на числа, оканчивающиеся нулями |
89 | 25 | | Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
90 | 26 | | Решение задач разных видов. | Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи Находить ошибки в вычислениях и решать правильно. Применять полученные знания для решения задач. |
91 | 27 | | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проект: «Математика вокруг нас» | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять связный текст. Анализировать и оценивать результаты работы. |
92 | 28 | | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа. | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять связный текст. Анализировать и оценивать результаты работы. |
93 | 29 | | Умножение числа на сумму | Выполнять вычисления с объяснением. Выполнять действия и сравнивать приёмы вычислений. Находить часть от целого. |
94 | 30 | | Письменное умножение многозначного числа на двузначное | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение |
95 | 31 | | Письменное умножение многозначного числа на двузначное | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение |
96 | 32 | | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям | Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. Анализировать задачи, выполнять прикидку результата, проверять полученный результат. Обнаруживать допущенные ошибки |
97 | 33 | | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное | Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими |
98 | 34 | | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение |
99 | 35 | | Контроль и учёт знаний. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
100 | 36 | | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. Умножение числа на сумму | Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых. Находить значение выражения двумя способами, удобным способом. Решать задачи, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление |
101 | 37 | | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение. Объяснять, как получают каждое неполное произведение при умножении на трёхзначное число |
102 | 38 | | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное. Объяснять, почему при умножении на трёхзначное число, в записи которого есть нуль, записывают только два неполных произведения |
103 | 39 | | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | Закреплять пройденный материал. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Решать задачи, развивать навык устного и письменного счёта; развивать внимание, творческое мышление. |
104 | 40 | | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | Закреплять пройденный материал. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Решать задачи, развивать навык устного и письменного счёта; развивать внимание, творческое мышление. |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) (22 часа) + 1 ч. |
105 | 1 | | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное | Закреплять пройденный материал. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
106 | 2 | | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение |
107 | 3 | | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное | Закреплять пройденный материал. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
108 | 4 | | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы |
109 | 5 | | Письменное деление многозначного числа на двузначное | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. |
110 | 6 | | Письменное деление многозначного числа на двузначное |
111 | 7 | | Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком | Выполнять деление с остатком на двузначное число, при этом рассуждать так же, как и при делении без остатка, проверять решение. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи |
112 | 8 | | Письменное деление многозначного числа на двузначное | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначные, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. |
113 | 9 | | Деление многозначного числа на двузначное по плану | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Объяснять, как выполнено деление по плану. Решать задачи и сравнивать их решения. Проверять, верны ли равенства |
114 | 10 | | Деление на двузначное число. Изменение пробной цифры | Выполнять деление многозначного числа на двузначное методом подбора, изменяя пробную цифру. Решать примеры на деление с объяснением. Находить значение уравнений |
115 | 11 | | Деление многозначного числа на двузначное | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения |
116 | 12 | | Решение задач | Решать задачи арифметическими способами. Выполнять вычитание и сложение именованных величин. Выполнять деление с остатком и делать проверку |
117 | 13 | | Письменное деление на двузначное число (закрепление) | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначноег. Решать задачи арифметическими способами и сравнивать их решения. Умножать на именованные числа, решать уравнения |
118 | 14 | | Деление на двузначное число, когда в частном есть нули | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, когда в частном есть нули, объяснять каждый шаг, сравнивать решения .Рассматривать более короткую запись |
119 | 15 | | Письменное деление на двузначное число | Выполнять вычисления и делать проверку. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи |
120 | 16 | | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Решать задачи арифметическим способом. Выполнять вычитание и сложение именованных величин, решать уравнения |
121 | 17 | | Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число» | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы |
122 | 18 | | Работа над ошибками. Письменное деление многозначного числа на трёхзначное | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное, объяснять каждый шаг. Выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначные, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение |
123 | 19 | | Письменное деление многозначного числа на трёхзначное. | Объяснять, как выполнено деление. Называть в каждом случае неполные делимые и рассказывать, как находили цифры частного. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
124 | 20 | | Деление на трёхзначное число | Выполнять деление с объяснением и проверять вычисления. Делать чертёж к задаче и решать её. Составлять задачу по выражению. Сравнивать выражения |
125 | 21 | | Проверка умножения делением и деления умножением | Выполнять деление с объяснением и проверять вычисления. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи |
126 | 22 | | Проверка деления с остатком | Проверять, правильно ли выполнено деление с остатком. Находить делимое, если известны: делитель, частное и остаток. Проверять, выполнив деление |
127 | 23 | | Проверка деления. Контрольная работа | Находить ошибки и записывать правильное решение. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения |
Итоговое повторение (8 часов) + 1 ч. |
128 | 1 | | Нумерация. Выражения и уравнения | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
129 | 2 | | Арифметические действия | Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи |
130 | 3 | | Арифметические действия | Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи |
131 | 4 | | Контроль и учёт знаний | |
132 | 5 | | Решение задач на движение | Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Переводить одни единицы длины, массы, времени, площади в другие |
133 | 6 | | Порядок выполнения действий. | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
134 | 7 | | Величины. Геометрические фигуры. | Выполнять сложение и вычитание величин, заменяя крупные единицы величин более мелкими. Решать задачи с использованием величин. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации |
135 | 8 | | Решение задач | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
136 | 9 | | Резерв | |
1. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова Математика: рабочие программы. 1-4 классы М.: Просвещение 2018
2. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова Математика. Учебник в 2 частях для 4 класса начальной школы М.: Просвещение 2018
3. М.И. Моро, С.И. Волкова Математика. Проверочные работы для учащихся 4 класса начальной школы общеобразовательных учреждений М.: Просвещение 2021