Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малинская средняя общеобразовательная школа
имени П. М. Овсянкина»
городского округа Ступино
Московской области
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО естественно-математического цикла _________Е.А.Голунга Протокол №________ от «____»_______2021г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР _____Е.В. Калугина «____»_________2021г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Малинская СОШ» ____________С.В.Ильина Приказ №_____________ от «____»_________2021г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
обще интеллектуального направления
«Занимательная математика»
5 «в» класс
Составитель: Макарова Наталья Сергеевна
учитель математики
первой категории
2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
общеобразовательной средней школы разработана на основе следующих нормативно-
правовых документов:
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 5 классов МБОУ «Малинская СОШ им. П.М. Овсянкина» относится к обще -интеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Она составлена на основе
Федерального закона №273 – ФЗ 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации».
«Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», приказ МОиН РФ № 1897 от 17.12.2010 г.
Приказ МОиН РФ №1008 от 29.08.2013г «Порядок организации осуществления образовательной деятельности дополнительным общеобразовательным программам».
Программы «Математика. Занятия школьного курса. 5-6 классы». Авторы О.С.Шейнина, Г.М.Соловьева – М.:Издательство НЦ ЭНАС, 2007.
Учебного плана МБОУ «Малинская СОШ им. П.М. Овсянкина» на 2020-2021 учебный год.
Задачи на смекалку 5-6 классы: И. Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/- М.: Просвещение, 2013.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с Образовательной программой школы на изучение курса «Занимательная математика» в 5 классе основной школы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами реализации программы станет формирование
представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости
математики в развитии цивилизации и современного общества, а так же формирование и
развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять, высказывать,
исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила
поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Метапредметными результатами реализации программы станет формирование
общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и
являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер
человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.
Ученик научится:
Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять
информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Ученик получит возможность научиться:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения той или иной задачи.
Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
явления; определять причины явлений, событий.
знаний.
Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для
математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для
математической деятельности.
Ученик научится:
познакомиться со способами решения нестандартных задач по математике;
познакомиться с нестандартными методами решения различных математических
задач;
освоить логические приемы, применяемые при решении задач;
рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и
Интуицию
Ученик получит возможность научиться:
познакомиться с историей развития математической науки, биографией известных
ученых-математиков.
расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными
дисциплинами и областями жизни;
познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми
правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях;
познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его для
решения задач математики и других областей деятельности;
приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач;
приобрести опыт презентации собственного продукта.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов |
По плану | По факту |
1 | Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. | 5 | |
2 | Мир занимательных задач | 17 | |
3 | Блистательные умы | 5 | |
4 | Математика вокруг нас | 7 | |
| Итого | 34 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | дата |
По плану | По факту |
| Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. | | |
1 | Как возникло слово «математика». Счёт у первобытных людей. | | |
2 | Древнегреческая, древнеримская и другие нумерации. | | |
3 | Другие системы счисления. Славянские цифры. | | |
4 | Числа великаны | | |
5 | В мире чисел | | |
| Мир занимательных задач | | |
6 | Головоломки и числовые ребусы | | |
7 | Обратный ход | | |
8 | Логические задачи | | |
9 | Игра «Математический футбол» | | |
10 | Принцип Дирихле | | |
11 | Комбинаторные задачи | | |
12 | Круги Эйлера | | |
13 | Графы | | |
14 | Графы | | |
15 | Соревнование. Математическая регата | | |
16 | Задачи на взвешивание | | |
17 | Задачи на переливание | | |
18 | Задачи на разрезание | | |
19 | Задачи со спичками | | |
20 | «Много» или «мало» | | |
21 | Путь и движение | | |
22 | Соревнование «Кто больше» | | |
| Блистательные умы | | |
23 | К. Гаусс – король математиков | | |
24 | Леонард Эйлер – идеальный математик | | |
25 | Л.Магницкий и его «Арифметика» | | |
26 | С. Ковалевская – первая женщина математик | | |
27 | Великие математики | | |
| Математика вокруг нас | | |
28 | Фольклорная математика | | |
29 | Покорение космоса и математика | | |
30 | Математика и наш город | | |
31 | Математика и наш край | | |
32 | Математика и здоровье человека | | |
33 | Математика и здоровье человека | | |
34 | Соревнование. Математическая карусель | | |
| Всего | 34 | |