Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новоярковская средняя общеобразовательная школа»
Каменского района Алтайского края
«Согласовано» Руководитель ШМО учителей русского языка и литературы ________/_____________/ ФИО Протокол № ____ от «____»________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ «Новоярковская СОШ» ______/______________/ ФИО «____»____________20___г. | «Согласовано» Директор МКОУ «Новоярковская СОШ» ___________/______________/ ФИО Приказ № ____ от«____»_____________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
Суриковой Оксаны Николаевны
1 класс
(УМК «Школа России»)
2017 - 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и программы
«Математика» автора М.И. Моро, С.И. Волковой (М.:Просвещение, 2016г.) УМК «Школа России».
Учебно-методический комплект
М.И. Моро, С.И. Волкова. Математика. Учебник для общеобразовательных
учреждений в 2-х частях. М.: Просвещение, 2011
М.И. Моро, С.И Волкова. Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 частях, М.:
Просвещение, 2011
С.И. Волкова. Математика. Проверочные работы. 1 класс, М.: Просвещение, 2011
С.И. Волкова. Математика. Устные упражнения. 1 класс, М.: Просвещение, 2011
М.И. Моро, С.И. Волкова. Рабочие программы «Математика» 1-4классы. М.:
Просвещение, 2016
Основными целями начального обучения математике являются:
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Общая характеристика курса
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умений устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой- содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле,
арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение, деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как
результат счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами. Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время), их измерением, с единицами однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математике позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для воспитания функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Решение текстовых задач связано с формированием целого рядя умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что не известно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию, видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (на первых порах –по действиям, а в дальнейшем- составляя выражение);производить необходимы вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает
учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное , как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности, способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям;, развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий; осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности – на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания; создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгебраического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т.д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами; формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьника, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий ,обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоенные алгоритмы выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основной для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предложения. Освоение математического содержания создает условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы представляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных участников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и входе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитее творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма, навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Место курса «Математика» в учебном плане
На изучение математики в первом классе отводится 132 часа.
Планируемые результаты
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
Учащийся получит возможность для формирования:
основ внутренней позиции ученика с положительным отношением к школе, к учебной деятельности, а именно: проявления положительного отношения к учебному предмету «Математика», умения отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности; осознания сути новой социальной роли ученика, принятия норм и правил школьной жизни, ответственного отношения к урокам (ежедневно быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке(с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.);
Учащийся получит возможность научиться:
математической речи (точность и краткость), и на построенных моделях;
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащийся научится:
воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
уважительно вести диалог с товарищами;
принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
Учащийся получит возможность научиться:
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть»,«Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Предметные результаты
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
считать различные объекты (предметы, группы предметов,звуки, движения, слоги, слова и т. п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счёта;
объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц и что обо-значает каждая цифра в их записи;
выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1, 18 − 1, 10 + 6, 12 − 10,
14 −4;
распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу, устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20),и продолжать её;
Учащийся получит возможность научиться:
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать её на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;
Учащийся получит возможность научиться:
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.),описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;
описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа, левее, правее; вверху, внизу, выше, ниже; перед, за, между и др.;
находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырёхугольника и т. д.), круга;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры(точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);
Учащийся получит возможность научиться:
выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпа-дающие с его
концами).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.
Учащийся получит возможность научиться:
соотносить и сравнивать величины (например, располагать в порядке убывания (возрастания) длины: 1 дм, 8 см,13 см).
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
Содержание рабочей программы
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, названия и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов
результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Вычисление значения числового
выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначные, двузначные и трёхзначные числа. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида а+28, а-28, 8*в, с:2; с двумя переменными вида а + b, a – b, a * b, c : d ? вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, рассмотрении умножения 1 и 0 (1*a = a, 0 * с=0 и др.) Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношения между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами.
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Планирование хода решения задачи.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на... », «больше (меньше) в...». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения.
Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева -справа, за – перед, сверху – снизу, ближе— дальше, между и пр.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т.д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, шар, пирамида.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный
километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин, анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, (плана) поиска информации.
Построение простейших логических выражений с помощью логических связок и слов («… и/или …», «если …, то …», «верно/неверно, что …», «все», «каждый» и др.).
Содержание учебного предмета
№ | | | Раздел | Кол-во |
| | | | часов |
1 | Подготовка к изучению чисел. Пространственные и | 8 ч |
| временные представления | |
2 | Числа от 1 | до 10. | Число 0. Нумерация | 28 ч |
3 | Числа от 1 | до 10. | Сложение и вычитание | 56 ч |
4 | Числа от 1 | до 20. | Нумерация | 12 ч |
5 | Числа от 1 | до 20. | Сложение и вычитание | 21 ч |
6 | Итоговое повторение. Что узнали, чему научились в 1 классе | 6 ч |
7 | Проверка знаний | | 1 ч |
Фонд оценочных средств
№ | Вид контроля | Формы | Источник КИМов | Дата |
п/п | | контроля | | проведения |
1 | Текущий | Проверочная | С.И. Волкова. Математика. | |
| | работа | Проверочные работы. 1 класс, | |
| | | М.: Просвещение, 2014, с. 4-5 | |
2 | Текущий | Проверочная | С.И. Волкова. Математика. | |
| | работа | Проверочные работы. 1 класс, | |
| | | М.: Просвещение, 2014, с. 26-27 | |
3 | Текущий | Проверочная | С.И. Волкова. Математика. | |
| | работа | Проверочные работы. 1 класс, | |
| | | М.: Просвещение, 2014, с. 34-35 | |
4 | Текущий | Проверочная | С.И. Волкова. Математика. | |
| | работа | Проверочные работы. 1 класс, | |
| | | М.: Просвещение, 2014, с. 52-53 | |
5 | Промежуточный | Проверочная | С.И. Волкова. Математика. | |
| | работа | Проверочные работы. 1 класс, | |
| | | М.: Просвещение, 2014, с. 54-59 | |




Методы, формы и технологии работы с обучающимися,
испытывающими трудности в обучении
Для усиления эффективности работы с обучающимися, испытывающими трудности в обучении, используются новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строится с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневая дифференциация на всех этапах урока.
Организуется индивидуально-групповая работа, применяются дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
Для учащихся, испытывающих трудности в освоении материала на уроках применяются «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире используются игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания, создаются
специальные ситуации успеха.
При опросе таким учащимся дается примерный план ответа, разрешается
пользоваться планом, составленным дома, предоставляется больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности
классе обучаются учащиеся по программе адаптированного обучения, имеющие ослабленное состояние нервной системы, влекущие за собой быструю утомляемость, низкую работоспособность, повышенную отвлекаемость, а что в свою очередь, ведёт к нарушению внимания, восприятия, абстрактного мышления. У таких детей отмечаются периодические колебания внимания, недостаточная концентрация на объекте, малый объём памяти. Поэтому отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе посильных учащимся упражнений, выделение в каждой теме главного и дифференциации материала. Задания должны быть разнообразными по форме и содержанию, включать в себя игровые моменты. Похвала и поощрение – это тоже большая движущая сила в обучении детей данной категории.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, тема урока | Кол-во часов | Из них: к/р, п/р, л/р, соч., излож., тесты, проекты и др | Дата проведения |
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 часов) |
1 | Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). | 1 | | |
2 | Пространственные представления (вверху, внизу, слева, справа). | 1 | | |
3 | Временные представления (раньше, позже, сначала, потом). | 1 | | |
4 | Столько же. Больше. Меньше. | 1 | | |
5 – 6 | На сколько больше? На сколько меньше? | 2 | | |
7 | «Страничка для любознательных». Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
8 | Проверочная работа | 1 | Проверочная работа | |
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (28 часов) |
9 | Много. Один. Число и цифра 1. | 1 | | |
10 | Число и цифра 2. Как получить число 2. | 1 | | |
11 | Число и цифра 3. Как получить число 3. | 1 | | |
12 | Знаки + (прибавить), - (вычесть) , = (получится). | 1 | | |
13 | Число и цифра 4. | 1 | | |
14 | Длиннее, короче. Одинаковые по длине. | 1 | | |
15 | Число и цифра 5. | 1 | | |
16 | Числа от 1 до 5: получение, запись, сравнение, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых. | 1 | | |
17 | Точка. Линии: кривая, прямая. Отрезок. Луч. «Страничка для любознательных». | 1 | | |
18 | Ломаная линия. Звено, вершина ломаной. | 1 | | |
19 | Соотнесение рисунка и числового равенства. Состав чисел от 2 до 5. | 1 | | |
20 | Знаки сравнения (больше), | 1 | | |
21 | Равенство. Неравенство. | 1 | | |
22 | Многоугольник. | 1 | | |
23 - 24 | Числа и цифры 6, 7. | 2 | | |
25 - 26 | Числа и цифры 8, 9. | 2 | | |
27 | Число 10. Запись числа 10. | 1 | | |
28 | Числа от 1 до 10. Повторение и обобщение. Знакомство с проектом «Числа в загадках, пословицах, поговорках», с источниками информации. | 1 | | |
29-30 | Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. | 2 | | |
31-32 | Увеличить на… Уменьшить на… | 2 | | |
33 | Что узнали. Чему научились. Страничка для любознательных | 1 | | |
34 - 35 | Что узнали. Чему научились. | 2 | | |
36 | Проверочная работа | 1 | Проверочная работа | |
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (56 часов) |
37 | Сложение и вычитание. Знаки + (плюс), - (минус), = (равно). □ + 1, □ – 1. | 1 | | |
38 | □ + 1 + 1, □ - 1 – 1. | 1 | | |
39 | □ + 2. Приемы вычислений. | 1 | | |
40 | Слагаемые. Сумма. Использование этих терминов при чтении записей. | 1 | | |
41 | Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись рения и ответа задачи. Составление задач на сложение и вычитание по рисунку. | 1 | | |
42 | Составление задач на сложение и вычитание по рисунку, по схематическому рисунку, по записи решения. | 1 | | |
43 | Составление таблицы □ + 2. | 1 | | |
44 | Прибавление и вычитание по 2. | 1 | | |
45 | Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц. «Страничка для любознательных». | 1 | | |
46-47 | Что узнали. Чему научились. «Страничка для любознательных». | 2 | | |
48 - 49 | □ + 3. Приемы вычислений. | 2 | | |
50 | Сравнение длин отрезков. | 1 | | |
51 | Таблицы сложения и вычитания с числом 3. | 1 | | |
52 | Составление таблицы □ + 3. | 1 | | |
53 - 54 | Закрепление. Сложение и соответствующие случаи вычитания. | 2 | | |
55 | Закрепление. Решение задач. | 1 | | |
56 | Решение задач. Дополнение условия задачи числом, постановка вопроса, запись решения задачи в таблице. | 1 | | |
57 - 59 | Что узнали. Чему научились. | 3 | | |
60 | Что узнали. Чему научились. «Страничка для любознательных». | 1 | | |
61 - 62 | Закрепление изученного | 2 | | |
63 | Закрепление изученного. Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | | |
64 | Проверочная работа | 1 | Проверочная работа (тестовая форма) | |
65 | □ + 1, □ + 2, □ + 3. Повторение и обобщение. | 1 | | |
66 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | 1 | | |
67 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) | 1 | | |
68 - 69 | □ + 4, □ - 4. Приемы вычислений. | 2 | | |
70 | Задачи на разностное сравнение чисел. | 1 | | |
71 - 72 | Составление таблицы □ + 4. Решение задач. | 2 | | |
73 - 74 | Перестановка слагаемых и ее применение для случаев вида □+ 5, □+ 6, □+ 7, □+ 8, □+ 9. | 2 | | |
75 - 76 | Составление таблицы □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9. | 2 | | |
77 | Решение задач. Странички для любознательных. | 1 | | |
78 | Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
79 - 81 | Связь между суммой и слагаемыми. Подготовка к решению задач в 2 действия. | 3 | | |
82 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей. | 1 | | |
83 - 84 | Состав чисел 6,7.Вычитание вида 6 - □, 7 -□ | 2 | | |
85 - 86 | Состав чисел 8, 9 . Вычитание вида 8 - □, 9 - □. | 2 | | |
87-88 | 10 - □. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. | 2 | | |
89 | Килограмм. | 1 | | |
90 | Литр. | 1 | | |
91 -92 | Что узнали. Чему научились. Проверочная работа | 2 | Проверочная работа (тестовая форма) | |
Числа от 1 до 20. Нумерация (40 часов) |
93 | Названия и последовательность чисел второго десятка. | 1 | | |
94 | Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. | 1 | | |
95 | Запись и чтение чисел. | 1 | | |
96 | Дециметр. Соотношение дециметра и сантиметра. | 1 | | |
97 | Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации. | 1 | | |
98 | Подготовка к изучению таблицы сложения чисел в пределах 20. | 1 | | |
99 | Странички для любознательных Что узнали. Чему научились . | 1 | | |
100 – 103 | Преобразование условия и вопроса задачи. Решение задач в 2 действия. | 4 | | |
104 | Контроль и учет знаний | 1 | Контрольная работа | |
105 | Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | 1 | | |
106 | □ + 2, □ + 3. | 1 | | |
107 | □ + 4. | 1 | | |
108 | □ + 5 | 1 | | |
109 | □ + 6 | 1 | | |
110 | □ + 7 | 1 | | |
111 | □ + 8, □ + 9. | 1 | | |
112 – 113 | Таблица сложения. | 2 | | |
114 -115 | «Страничка для любознательных». Что узнали. Чему научились. | 2 | | |
116 | Общий прием вычитания с переходом через десяток. | 1 | | |
117 | Вычитание вида 11 - □. | 1 | | |
118 | Вычитание вида 12 - □. | 1 | | |
119 | Вычитание вида 13 - □. | 1 | | |
120 | Вычитание вида 14 - □. | 1 | | |
121 | Вычитание вида 15 - □. | 1 | | |
122 | Вычитание вида 16 - □. | 1 | | |
123 | Вычитание вида 17 - □, 18 - □. | 1 | | |
124 | Странички для любознательных. Закрепление изученного. | 1 | | |
125 | Что узнали. Чему научились. Знакомство с проектом «Математика вокруг нас. Цвет, размер, форма. Узоры и орнаменты» | 1 | | |
126 | Проверочная работа | 1 | Проверочная работа (тестовая форма) | |
127 | Проверка знаний | 1 | Контрольная работа | |
128- 132 | Что узнали. Чему научились | 5 | | |