СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по метрологии стандартизации и подтверждению качества.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины. по специальности: "Механизация сельского хозяйства"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по метрологии стандартизации и подтверждению качества.»

























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.09. Метрология, стандартизация и подтверждение качества




по специальности 35.02.07: Механизация сельского хозяйства
















Бохан

2018 г.

Рассмотрена и одобрена на

заседании методической комиссии

«___» __________ 2018 г.

Протокол № ____

Руководитель МК______________




Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.07 Механизация сельского хозяйства (базовая подготовка).



Разработчик:


Комаров Алексей Юрьевич , преподаватель спец. дисциплин


Рецензент:

Администрация начальник отдела

МО «Боханский район» сельского хозяйства А.Г. Александров






СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



стр. 4

6

11


12

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.09. Метрология, стандартизация и подтверждение качества


    1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.07 Механизация сельского хозяйства (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы 35.00.00 Сельское и рыбное хозяйство, по направлению подготовки 35.02.07 механизация сельского хозяйства


Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) специалистов в области механизации сельского хозяйства.


    1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образо-вательной программы: учебная дисциплина входит профессиональный цикл.

    2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

      • применять требования нормативных документов к основным видам

продукции (услуг) и процессов;

оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

      • использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;

      • приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

      • основные понятияметрологии;

      • задачи стандартизации, ее экономическуюэффективность;

      • формы подтверждениякачества;

      • основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;

      • терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ.

    1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося -102 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 68 часов; самостоятельной работы обучающегося - 34 часа.



    1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:


лекции

40

лабораторные работы,

практические занятия

28

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

34

в том числе:


подготовка конспекта подготовка сообщения

выполнение эскизов, чертежей и деталировки выполнение расчетных заданий


Итоговая аттестация в форме: диф. зачет

Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.09. «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»

Наименование

разделов и тем

Номер урока

Содержание учебного материала, лабораторные и

практические работы, самостоятельная работа

обучающихся

Объем часов

Тип и форма урока

Вид контроля

Уровень

освоения

1


2

3



4

Раздел 1. Метрология

40




Тема 1.1 Основные положения в области метрологии


Содержание учебного материала

5



1

1. Введение: краткий исторический обзор развития метрологии, стандартизации и сертификации, правовые основы, цели, задачи и объекты.

1

Усвоение новых знаний

Устный опрос

1

2-3

2.Метрология: основные понятия и определения, задачи метрологии, нормативно – правовая основа метрологического обеспечения точности.

2

Комбинированный видеоурок


Усвоение

новых знаний

Устный опрос



Фронталь

ный опрос

1

4-5

Международная система единиц, единство измерений, метрологическая служба, основные термины и определения

2


Самостоятельная работа обучающихся:

1. Составление опорных конспектов (по вопросам к параграфам, главам учебных посо-бий составленных преподавателем).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

- Подготовка сообщения по теме «Международные организации по метрологии».

(1)




Тема 1.2 Концевые меры длины, гладкие калибры и щупы


Содержание учебного материала

2



6-7

1.Плоскопараллельные концевые меры длины (ПКМД): понятие, назначение, классификация гладких калибров и их назначение, щупы и их назначение.

2

Усвоение новых знаний

Устный опрос

1


Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Составление конспекта по теме «Правила составления блока мер требуемого размера».

(1)




Тема 1.3 Универсальные и специальные средства измерения


Содержание учебного материала

4



8

1.Простейшие средства измерения: штангенинструменты (штангенциркуль, штангенглубиномер, штангенрейсмус), нониусы, их назначение и устройство.












1

Усвоение новых знаний

Устный опрос

2

9

2.Микрометрические инструменты: микрометр, микрометрический глубиномер, микрометрический нутромер, точность, пределы измерения, проверка настройки микрометрического инструмента, чтение показаний, правила измерений.

1

Комбинирован

ный

видеоурок



устный опрос




2

10

3.Выбор средств измерения: средств измерения линейных величин, гарантированный допуск и его связь с погрешностью инструмента, допустимая погрешность измерений, выбор средств измерения по погрешности.

1

Комбинирован

ный

видеоурок



устный опрос




2

11

4.Специальные средства измерения: измерительные головки приборов для относительных измерений (индикаторы, микрокаторы, миниметры, оптиметры), угломеры.

1

Комбинирован

ный

видеоурок



устный опрос




2



Лабораторные работы:

12





12-13

Измерение параметров деталей машин с помощью штангенциркуля, штангенглубиномера, штангенрейсмуса.

2

Урок закрепления и совершенств. знаний

устный.

опрос.

2




14-15

Измерение параметров деталей машин с помощью нониусов.


2

Урок закрепления и совершенств. знаний

письменный опрос

2


16-17

Измерение параметров деталей машин с помощью микрометра, микрометрического глубиномера, микрометрического нутромера.

2

Урок закрепления и совершенств. знаний

письменный опрос

2


18-19

Выбор средств измерения по погрешности.


2

Урок закрепления и совершенств. знаний

устный.

опрос.

2


20-21

Измерение параметров деталей машин с помощью индикаторов, микрокаторов,

миниметров, оптиметров.

2

Урок закрепления и совершенств. знаний

устный.

опрос. отч

2


22-23

Измерение параметров деталей машин с помощью угломеров.


2

Урок закрепления и совершенств. знаний

устный.

опрос.

2



Самостоятельная работа обучающихся:

1.Составление конспекта по теме «Современные измерительные инструменты, применяемые в машиностроении».

2. Оформление лабораторных работ.

(8)










Раздел 2. Стандартизация






Тема 2.1 Основные понятия в области стандартизации


Содержание учебного материала


2





24-25

  1. Стандартизация и стандарт: стандартизация и ее разновидности, цели и задачи стандартизации, комплексная и опережающая стандартизация, международная организации по стандартизации (ИСО), внедрение международных стандартов в отечественную нормативную документацию, принципы стандартизации, основные методы стандартизации.

2

Усвоение новых знаний

Устный опрос

1



Самостоятельная работа:

1. Подготовка сообщения о порядке утверждения и внедрения стандартов.

(1)



1

Тема 2.2. Организация работ по стандартизации


Содержание учебного материала

2

Усвоение новых знаний

Устный опрос

1


26-27

1.Органы и службы стандартизации в Российской Федерации: их функции, осуществление государственного контроля и надзора, информационное обеспечение

в области, цели, принципы создания, структура стандартов.

2

1Усвоение новых знаний

Устный опрос



Самостоятельная работа обучающихся:

1. Составление конспекта по теме «Понятие об экономической эффективности стандартизации».

(1)




Тема 2.3. Общие принципы взаимозаменяемости


Содержание учебного материала

2




28-29

Принципы взаимозаменяемости: точность в технике, термины (точность, погрешность), причины появления погрешностей геометрических параметров элементов деталей; взаимозаменяемость, виды взаимозаменяемости (полная и неполная, геометрическая и функциональная, внешняя и внутренняя), основные принципы взаимозаменяемости и ее связь с эксплуатационными требованиями, технологией производства.

2

Усвоение новых знаний

Устный опрос

1



Самостоятельная работа обучающихся:

1. Подготовить сообщение по теме «Роль взаимозаменяемости в рациональном производстве и ее эффективность».

(1)




Тема 2.4. Основные понятия и определения по допускам и посадкам


Содержание учебного материала

4




30-31

Понятия и определения по допускам и посадкам: классификация соединений по форме сопрягаемых поверхностей, по характеру контакта, по степени подвиж-ности, основные определения (номинальный, действительный и предельный раз- меры); отклонения размера (действительное, предельное верхнее или нижнее, среднее), допуск размера;

2

Усвоение новых знаний

Устный опрос



32-33

определение посадки, понятие о зазоре и натяге, пре- дельные зазоры и натяги, допуск посадки(зазора и натяга);связь предельных зазоров и натягов с допусками на обработку, графическое изображение полей до- пусков; расстановка размеров с отклонениями на чертежах.

2

Комбинирован

ный

видеоурок



устный опрос







Практическое занятие:

4





34

Решение примеров и задач на определение предельных размеров, отклонений, зазоров и натягов.

1

Закрепление и совершенст. знаний

Письмен

ный опрос

1


35

Решение примеров и задач на определение предельных размеров, отклонений, зазоров и натягов.

1

Закрепление и совершенст. знаний

Письмен

ный опрос

1


36

Определение допуска размера и посадки. Графическое изображение полей допусков деталей соединения.

1

Закрепление и совершенст. знаний

письмен

ный опрос

1


37

Определение допуска размера и посадки. Графическое изображение полей допусков деталей соединения.

1

Закрепление и совершенст. знаний

письмен

ный опрос

1



Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Составление опорных конспектов (по вопросам к параграфам, главам учебныхпособий составленных преподавателем).

  2. Оформление практических работ.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

- Выполнение эскиза полей допуска деталей соединения.

(3)




Тема 2.5. Точность формы деталей и шероховатость по-верхностей


Содержание учебного материала

4




38-39

Точность формы деталей: поверхности (профили) прилегающие и реальные, отклонения и допуски формы и расположения поверхностей, терминология, виды,

условные детали.

2

Усвоение новых знаний

Устный опрос

1

40-41

Шероховатость поверхностей: параметры шероховатости, условные обозначения шероховатости и простановка их на чертежах, понятие о волнистости поверхностей, точность обработки, основные причины возникновение погрешностей,

влияние геометрических параметров на эксплуатационные показатели машин.

2

Усвоение новых знаний

Устный опрос

1



Самостоятельная работа обучающихся:

1. Составление опорных конспектов (по вопросам к параграфам, главам учебных по-собий составленных преподавателем).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  • Выполнение эскиза сборочного узла, в котором были бы резьбовые, шпоночные, шлицевые соединения, подшипниковыесоединения.

  • Выполнение деталировки узла и назначение способ обработки, обозначение на поверхностях деталей шероховатости, отклонения и допусков расположения поверхностей.

(1)




Тема 2.6. Система допусков и посадок для гладких цилиндрических соединений


Содержание учебного материала

1




42

Гладкие цилиндрические соединения: общие сведения о системе допусков и

посадок гладких цилиндрических соединений, посадки в системе вала, графическое изображение.

1

Усвоение новых знаний

Устный опрос

1


Самостоятельная работа обучающихся:

1. Составление опорных конспектов (по вопросам к параграфам, главам учебных по-собий составленных преподавателем).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

- Уточнение расчетных предельных зазоров при выборе посадки для соединений, под-вергающихся стендовой обкатке.

(1)




Тема 2.7. Выбор посадок и назначение допусков глад- ких цилиндрических соединений


Содержание учебного материала

3




43-44

1.Выбор посадок: расчетные предельные зазоры (натяги), выбор посадок соединений с зазором по расчетным зазорам с использованием таблиц допусков и основных отклонений, обоснование выбора системы отверстия или системы вала, пре- имущества и недостатки системы отверстия, применение посадок с зазором, изменение зазора в соединениях в процессе их эксплуатации, расчет и выбор посадок с гарантированным натягом.

2

Усвоение новых знаний

Устный опрос

1

45

2.Выбор и назначение переходных посадок: выбор и назначение посадок по аналогии, область применения посадок в сельскохозяйственном машиностроении и

автомобилестроение.

1

Комбинирован

ный

урок



устный опрос




2



Практическое занятие:

10





46-47

1.Определение предельных отклонений и выбор посадок по предельным зазорам

или натягам.

2

Закрепление и совершенст. знаний

Письменный опрос

2


48-51

2.Решение задач по выбору посадок расчетным путем.

4

Закрепление и совершенст. знаний

Письменный опрос

2


52-55

2.Решение задач по выбору посадок расчетным путем.

4

Закрепление и совершенст. знаний

Письменный опрос

2



Самостоятельная работа обучающихся: 4

1. Составление конспектов по темам: «Анализ зависимости срока службы соединения от начального зазора», «Приработка (стендовая обкатка) как способ увеличения зазора сопряжений».

2. Оформление практических работ.

4.




Тема 2.8. Система допусков и посадок подшипников качения











Содержание учебного материала

1




56

Допуски и посадки подшипников качения:

классы точностиподшипников, зазоры в подшипниках (начальные, монтажные, рабочие), виды нагружения колец (циркуляционное, местное и колебательное), степень подвижности колец подшип-ников в зависимости от характера их нагружения, особенности системы допусков и посадок для подшипников; выбор и назначение посадок для циркуляционного и местнонагруженного колец подшипников, требования к точности формы шерохо- ватости поверхностей деталей, сопрягаемых с подшипниками качения.

1

Усвоение новых знаний

Устный опрос

2














Самостоятельная работа обучающихся: Составление опорных конспектов по вопросам к параграфам, главам учебных пособий составленных преподавателем).

(1)






Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Расчет интенсивности нагрузки на посадочные поверхности, выбрать поля допусков для посадочных поверхностей и обозначить их на сборочном чертеже.





Тема 2.9. Допуски и посадки угловых размеров



Содержание учебного материала

1




57

Допуски и посадки угловых размеров: зависимые и независимые углы, степени точности угловых размеров, допуски угловых размеров, способы выражения иобозначения допусков углов.

1

Усвоение новых знаний

Устный опрос

1


Самостоятельная работаобучающихся:Составление опорных конспектов (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий составленных преподавателем).

(2)






Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

- Выполнение эскиза с обозначением углов допуска.

2




Тема 2.10. Допуски и посадки резьбовых, шпоночных и шлицевых соединений


Содержаниеучебногоматериала

4




58-59

Резьбовые, шпоночные и шлицевые соединения: квалификация резьбы и её применение, крепежные резьбы и их основные параметры, допуски,

2

Усвоение новых знаний

Устный опрос

1

60

основные отклонения, степени точности, классы точности, обозначение требований к точности резьбы на рабочих и сборочных чертежах;

1

Комбинирован

ный

урок



устный опрос




1

61

применение шлицевых соединений, понятие о центрировании, допуски и посадки, обозначение посадок шлицевых соединений на чертеже; применение шпоночных соединений, основные параметры призматических и сегментных шпонок, допуски шпоночных соединений и ихобозначение.на чертежах.

1

Комбинирован

ный

урок



устный опрос




1



Практическое занятие:

4





62-65

Обозначение посадки резьбовых соединений, гладкого цилиндрического, шпоночного, шлицевого соединения, подшипниковых узлов.

4

Закрепление и совершенст. знаний

письмен

ный опрос

2



Самостоятельная работа обучающихся:

1. Составление опорных конспектов (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий составленных преподавателем).

2. Оформление практических работ.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

- Обозначение шероховатостей, допусков и отклонений расположения поверхностей, размеров с полями допусков посадочных поверхностей.

(5)




Раздел 3.Подтверждение качества







Тема 3.1. Сертификация продукции, услуг и систем-ное управление качеством


Содержание учебного материала

3




66

Сертификация продукции и услуг: система показателей качества продукции, оценка и методы оценки качества продукции, контроль и методы контроля качества, цели и обязательная сертификация, продукция (услуги), подлежащая (подлежащие) обязательной сертификации,



1

Усвоение новых знаний

Устный опрос

1


67

нормативные документы по сертификации, система сертификации, добровольная сертификация;


1

Комбинирован

ный

видеоурок



устный опрос




1


68

единая система государственного управления качества продукции, основные понятия и определения в области качества продукции, классификация и номенклатура показателей качества.


1

Комбинирован

ный

видеоурок



устный опрос




1



Самостоятельная работа обучающихся:

1. Составление конспектов по темам: «Международное сотрудничество в области стандартизации, метрологии и

качества продукции», «Стандарты СТИСО».

(4)







68




Планирование учебного времени по учебной

дисциплине : «Метрологии, стандартизации и подтверждения качества».



п/п

Профессия

Курс


Полугодие

Итого

1

2

Год

1

механизация сельского хозяйства

1

-

-

-

2

механизация сельского хозяйства

2

68

-

68

3

механизация сельского хозяйства

3

-

-

-

4

механизация сельского хозяйства

4

-

-

-


ВСЕГО:


68

-

68













  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫДИСЦИПЛИНЫ
    1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия лаборатории «Метрологии, стандартизации и подтверждения качества».


Оборудование лаборатории «Метрологии, стандартизации и подтверждения качества» и рабочих мест лаборатории: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно- наглядных пособий; измерительный инструмент; изношенные детали ДВС; учебно-методические материалы: инструкционные карты, комплекты контрольных вопросов, заданий.


Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.


Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:
  1. Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте: Лабораторно-практические работы, Маргвелашвили Л.В. 2018

  2. Антонюк Е.М., Антонюк П.Е., Бишард Е.Г. и др. Сборник задач по метрологии и измерительной технике. Учебное пособие – СПб,2015.

  3. Дубовой Н. Д., Портнов Е. М. Основы метрологии, стандартизации и сертификации. – М.: Инфра-М,2014.


Дополнительные источники:
  1. Иванов И.А., Урушев С.В. Основы метрологии, стандартизации, взаимозаменяемости и сертификации. Учебное пособие. – М.: ГОУ УМЦ ЖДТ,2007.

  2. Кузнецов В.А., Ялунина Г.В. Метрология, стандартизация и сертификация. – М.: Инфра-М, 2009.

  3. Кошевая И.П, Канке А.А..Метрология, стандартизация и сертификация.– М.: Инфра-М,2009.

  4. РадченкоЛ.А.Основыметрологии,стандартизацииисертификациивоб-щественном питании. – М.: «Феникс», 2009.

Интернет-ресурсы:

Портал Лисбусек Техническиенауки Н.В.Демидова В.А.Бисерова А. С. Якорева Метрология, стандартизация и сертификация. Форма доступа http://lib.rus.ec/b/165774

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИ- ПЛИНЫ


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:


- применять требования нормативных доку- ментов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

  • наблюдение за деятельностью обучаю-щихся во время выполнения практиче- ских работ;

  • оценка результатов выполнения прак-тических работ;

- оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой

  • наблюдение за деятельностью обучаю-щихся во время выполнения практиче- ских работ;

  • оценка результатов выполнения прак-тических работ;

- использовать в профессиональной деятельно-сти документацию систем качества;

  • наблюдение за деятельностью обучаю-щихся во время выполнения практиче- ских работ;

  • оценка результатов выполнения прак-тических работ;

- приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

- наблюдение и оценка выполнения лабо-раторных работ

Знать:


- основные понятия метрологии;

  • оценка результатов текстового контро- ля и устного опроса обучающихся;

  • оценка выполнения заданий для само-стоятельной работы;

- задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;

оценка решения задач,

  • оценка результатов текстового контро- ля и устного опроса обучающихся;

  • оценка выполнения заданий для само-стоятельной работы;

- формы подтверждения качества;

  • оценка результатов текстового контро- ля и устного опроса обучающихся;

  • оценка выполнения заданий для само-стоятельной работы;

- основные положения Государственной систе- мы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и орга- низационно-методических стандартов;

  • оценка результатов текстового контро- ля и устного опроса обучающихся;

  • оценка выполнения заданий для само-стоятельной работы;

- терминологии и единиц измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ.

  • оценка результатов текстового контро- ля и устного опроса обучающихся;

  • оценка выполнения заданий для само-стоятельной работы.