СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по миру природы и человека для 2 класса для детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по миру природы и человека для 2 класса для детей с ОВЗ»

I. Нормативная правовая база реализации рабочей программы


  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016). Редакция от 19.02.2018 (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2018);

  2. Федеральный закон от 01.12.2007 №309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

  3. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. №1807-1 «О языках народов Российской федерации» (в редакции Федерального закона №185-ФЗ);

  4. Федеральный закон от 03.08.2018 №317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»;

  5. Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» ( в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);

  6. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  7. Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ред. от 29.06.2017. от 11.12.2020 г. № 712);

  8. Приказ Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидимеологические требования к условиям и организации и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее- СП 2.4.3648-20);

  11. Постановление главного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее-СанПиН 1.2.3685-21);

  12. Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации - имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями, приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766);

  13. Устав МБОУ СОШ № 2 новая редакция), утвержден Управлением образования Администрации города Новочеркасска от 10.09.2015 г.;

  14. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (АООП НОО);

  15. Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся МБОУСОШ № 2»;

  16. Положение о рабочих программах по предметам и рабочих программ по внеурочной деятельности обучающихся МБОУ СОШ № 2.



II. Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету « Мир природы и человека»

( вариант 1, вариант 8.3)образовательной области «Окружающий мир» составлена на основе «Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с нарушением интеллекта»

Цель программы: формирование природоведческих знаний, соответствующих современному уровню представлений о природе. Основными задачами данного учебного предмета являются: учить воспринимать законы окружающего мира природы и способах их правильного применения, переноса этих знаний в практическую повседневную деятельность; формировать правильное и гуманное мировоззрение; формировать представлений о взаимосвязи живой и неживой природы; формировать представлений у обучающихся о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. При отборе материалов для рабочей программы «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

С одной стороны, содержание примерной рабочей программы курса «Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы. С другой стороны, курс «Мир природы и человека» должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Природоведение», «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области «Естествознание» и служит пропедевтической основой для изучения предметов естествоведческого характера «Природоведение», «Биология», «География».

На изучение курса «Мир природы и человека» отводится от 168 до 234 часов за весь период обучения, на его изучение отводится 1-2 часа в неделю. Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена из расчета 2 часа в неделю во 2-ом классе.

Место учебного предмета в учебном плане


Класс

2

Количество часов в неделю

2

Итого

65



Результаты освоения учебного предмета « Мир природы и человека»

Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП в предметной области «Мир природы» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты:

  • положительное отношение к школе, к уроку мир природы;

  • доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;

  • первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;

  • совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников;

  • слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;

  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, на страницах учебной книги, в условных обозначениях);

  • с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в учебнике, учебных пособиях, учебных материалах;

  • под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);

  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

  • слушать собеседника и понимать речь других;

  • оформлять свои мысли в устной форме ;

  • принимать участие в диалоге;

  • принимать участие в работе парами и группами;

  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты:

  • иметь практические умения работать с учебником, схемой, картинками;

  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя;

  • классифицировать и объединять заданные предметы по значению;

  • ориентироваться в пространстве;

  • делать обобщения, выводы;

  • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

  • рассказывать по данному рисунку, схеме, картинке;

  • понимать и различать предметы живой и неживой природы;

  • устанавливать местоположение предмета;

  • определять количество предметов;

  • составлять описательные рассказы;




III. Содержание программы учебного предмета «Мир природы и человека» 2 класс с указанием форм организации учебного процесса.


Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Содержание программы одного периода обучения от другого отличается увеличением объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью видов работ по той или иной теме.

Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).

Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа».


I . Сезонные изменения в природе


1. Сезонные изменения в неживой природе.

Формирование представлений о смене времён года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.

Названия времён года, знакомство с названиями месяцев.

Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток (утро, день, вечер, ночь).

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лёд, замерзание водоёмов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), тёплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их описание в речи.


2. Растения и животные в разные времена года.

Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разные времена года. Тополь, дуб, сирень, калина, шиповник.

Увядание и появление трав, цветов. Одуванчик, ландыш.

Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока.

Появление весной грачей, скворцов.

Животные в разные времена года: лиса, белка, ёж.

Рыбы зимой.

3. Труд человека в разное время года.

Работа в саду, огороде.

Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.

Детские игры в природе. Предупреждение травм, несчастных случаев.


II. Неживая природа

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре; термометре, как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.

Значение воды для жизни растений, животных, человека.

Вода в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото.


III. Живая природа


1.Растения.

Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения).

Части растений: корень, стебель, лист, цветок.

Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла.

Растения влаголюбивые, засухоустойчивые (традесканция и кактус).

Светолюбивые и тенелюбивые растения (фиалка и традесканция).

Уход за комнатными растениями.

Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека.

Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.

Растения садов и огородов своей местности.

Уход за растениями сада и огорода.


2. Животные.

Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Кошка - рысь. Собака - волк. Внешний вид, питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища.

Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.

Отношение человека к животным.

Рыбы (2-3 названия рыб, распространенных в данной местности).

Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.

Польза от рыболовства и охрана рыбных угодий.


3. Человек. Безопасное поведение.

Гигиена тела человека, закаливание.

Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).

Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.

Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.


Формы организации учебного процесса: индивидуальная, дистанционная.

IV. Содержание учебного курса

п/п

Название темы

Кол- во часов по данной теме

1

Долгота дня

9 ч

2

Времена года

21ч

3

Неживая природа

4

Живая природа. Растения.

14ч

5

Животные

9 ч

6

Человек

7 ч



65ч



V. Календарно- тематическое планирование по предмету «Мир природы и человека»

п/п

Наименование

разделов и тем

Кол-во

часов

Дата проведения урока

Формы и виды контроля

план

факт


1

1 четверть. Долгота дня. Введение. Влияние солнца на смену времен года.

1.09(С.р.)

3.09


Текущий контроль

2


Влияние солнца на смену времен года

1ч.

8.09(С.р.)


Текущий контроль

3

Сутки. Солнце и жизнь растений

1ч.

10.09


Текущий контроль

4


Утро, день, вечер ночь


15.09(С.р.)


Текущий контроль

5

Долгота дня летом

17.09


Тест

6

Занятие людей в течение суток летом

22.09(С.р.)


Текущий контроль

7

Долгота дня зимой


24.09


Проверочная работа

8

Занятие людей в течение суток зимой

29.09(С.р.)


Текущий контроль

9

Времена года Осень

1.10


Текущий контроль

10

Растения осенью

6.10(С.р.)


Текущий контроль

11

Животные осенью

8.10

13.10(С.р.)



Проверочный тест

12


Занятия людей и одежда осенью

15.10

20.10(С.р.)


Текущий контроль

13

Погода. Календарь природы

22.10


Контрольная работа

14

Зима. Признаки зимы

27.10(С.р.)


Текущий контроль

15

2четверть Растения зимой

29.10


Текущий контроль

16

Животные зимой

10.11(С.р.)


Текущий контроль

17

Занятия и одежда зимой

12.11


тест

18

Погода. Календарь природы.

17.11(С.р.)


Текущий контроль

19

Весна

19.11


Текущий контроль

20

Растения весной. Признаки весны

24.11(С.р.)


Текущий контроль

21

Растения весной

26.11


Текущий контроль

22

Животные весной.

1.12(С.р.)


Текущий контроль

23

Занятия и одежда весной

3.12


Проверочная работа

24

Погода. Календарь природы

8.12(С.р.)


Текущий контроль

25

Лето. Признаки лета.

10.12


Текущий контроль

26

Растения летом

15.12(С.р.)


Текущий контроль

27

Животные летом

17.12


Текущий контроль

28

Занятия и

одежда летом

22.12(С.р.)

24.12


Текущий контроль

Контрольная работа

29

Неживая природа. 3четверть. Вода

12.01(С.р.)


Текущий контроль

30

Вода горячая и холодная.

14.01


Текущий контроль

31

Температура воды.

19.01(С.р.)


Текущий контроль

32

Вода в природе


21.01


Тест

33

Значение воды

26.01(С.р.)


Текущий контроль

34

Живая природа

Растения

28.01


Текущий контроль

35

Жизнь растений

2.02(С.р.)


Текущий контроль

36

Растения влаголюбивые и засухоустойчивые

4.02


Текущий контроль

37

Растения светолюбивые и тенелюбивые.

9.02(С.р.)


Текущий контроль

38

Комнатные растения.

11.02


Проверочная работа

39

Уход за комнатными растениями.

16.02(С.р.)


Текущий контроль

40

Овощи.

18.02


Текущий контроль

41

Огород.

25.02

2.03(С.р.)


Текущий контроль

42

Овощи и питание человека

4.03


Тест

43

Сад.

9.03(С.р.)


Текущий контроль

44

Фрукты

11.03


Контрольная работа

45

Фрукты в питании человека

16.03(С.р.)


Текущий контроль

46

Уход за растениями сада и огорода.

18.03


Текущий контроль

47

Животные 4четверть. Животные

30.03(С.р.)


Текущий контроль

48

Кошка и рысь.

1.04

6.04(С.р.)


Текущий контроль

49

Породы кошек

8.04


Тест

50

Собака и волк.

13.04(С.р.)

15.04


Текущий контроль

Текущий контроль

51

Породы собак.


20.04(С.р.)


Текущий контроль

52

Рыбы

22.04

27.04(С.р.)


Тест

Текущий контроль

53

Человек.

Гигиена человека

29.04



Текущий контроль

54

Органы пищеварения

4.05(С.р.)


Текущий контроль

55

Органы пищеварения

6.05


Текущий контроль

56

Питание человека.

11.05(С.р.)



Текущий контроль

57

Питание человека.

13.05



Контрольная работа

58

Правила питания.

18.05(С.р.)


Текущий контроль

59

Профилактика отравлений.

20.05


Текущий контроль