I. Нормативная правовая база реализации рабочей программы
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016). Редакция от 19.02.2018 (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2018);
Федеральный закон от 01.12.2007 №309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. №1807-1 «О языках народов Российской федерации» (в редакции Федерального закона №185-ФЗ);
Федеральный закон от 03.08.2018 №317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» ( в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ред. от 29.06.2017. от 11.12.2020 г. № 712);
Приказ Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидимеологические требования к условиям и организации и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее- СП 2.4.3648-20);
Постановление главного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее-СанПиН 1.2.3685-21);
Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации - имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями, приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766);
Устав МБОУ СОШ № 2 новая редакция), утвержден Управлением образования Администрации города Новочеркасска от 10.09.2015 г.;
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (АООП НОО);
Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся МБОУСОШ № 2»;
Положение о рабочих программах по предметам и рабочих программ по внеурочной деятельности обучающихся МБОУ СОШ № 2.
II. Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету « Мир природы и человека»
( вариант 1, вариант 8.3)образовательной области «Окружающий мир» составлена на основе «Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с нарушением интеллекта»
Цель программы: формирование природоведческих знаний, соответствующих современному уровню представлений о природе. Основными задачами данного учебного предмета являются: учить воспринимать законы окружающего мира природы и способах их правильного применения, переноса этих знаний в практическую повседневную деятельность; формировать правильное и гуманное мировоззрение; формировать представлений о взаимосвязи живой и неживой природы; формировать представлений у обучающихся о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. При отборе материалов для рабочей программы «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
С одной стороны, содержание примерной рабочей программы курса «Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы. С другой стороны, курс «Мир природы и человека» должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Природоведение», «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области «Естествознание» и служит пропедевтической основой для изучения предметов естествоведческого характера «Природоведение», «Биология», «География».
На изучение курса «Мир природы и человека» отводится от 168 до 234 часов за весь период обучения, на его изучение отводится 1-2 часа в неделю. Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена из расчета 2 часа в неделю во 2-ом классе.
Место учебного предмета в учебном плане
Класс | 2 |
Количество часов в неделю | 2 |
Итого | 65 |
| |
Результаты освоения учебного предмета « Мир природы и человека»
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП в предметной области «Мир природы» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты:
положительное отношение к школе, к уроку мир природы;
доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников;
слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
ориентироваться в учебнике (на форзацах, на страницах учебной книги, в условных обозначениях);
с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в учебнике, учебных пособиях, учебных материалах;
под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной форме ;
принимать участие в диалоге;
принимать участие в работе парами и группами;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты:
иметь практические умения работать с учебником, схемой, картинками;
преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя;
классифицировать и объединять заданные предметы по значению;
ориентироваться в пространстве;
делать обобщения, выводы;
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
рассказывать по данному рисунку, схеме, картинке;
понимать и различать предметы живой и неживой природы;
устанавливать местоположение предмета;
определять количество предметов;
составлять описательные рассказы;
III. Содержание программы учебного предмета «Мир природы и человека» 2 класс с указанием форм организации учебного процесса.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Содержание программы одного периода обучения от другого отличается увеличением объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью видов работ по той или иной теме.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).
Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа».
I . Сезонные изменения в природе
1. Сезонные изменения в неживой природе.
Формирование представлений о смене времён года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.
Названия времён года, знакомство с названиями месяцев.
Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток (утро, день, вечер, ночь).
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лёд, замерзание водоёмов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), тёплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их описание в речи.
2. Растения и животные в разные времена года.
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разные времена года. Тополь, дуб, сирень, калина, шиповник.
Увядание и появление трав, цветов. Одуванчик, ландыш.
Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока.
Появление весной грачей, скворцов.
Животные в разные времена года: лиса, белка, ёж.
Рыбы зимой.
3. Труд человека в разное время года.
Работа в саду, огороде.
Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.
Детские игры в природе. Предупреждение травм, несчастных случаев.
II. Неживая природа
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре; термометре, как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.
Значение воды для жизни растений, животных, человека.
Вода в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото.
III. Живая природа
1.Растения.
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок.
Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла.
Растения влаголюбивые, засухоустойчивые (традесканция и кактус).
Светолюбивые и тенелюбивые растения (фиалка и традесканция).
Уход за комнатными растениями.
Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека.
Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.
Растения садов и огородов своей местности.
Уход за растениями сада и огорода.
2. Животные.
Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Кошка - рысь. Собака - волк. Внешний вид, питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища.
Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.
Отношение человека к животным.
Рыбы (2-3 названия рыб, распространенных в данной местности).
Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.
Польза от рыболовства и охрана рыбных угодий.
3. Человек. Безопасное поведение.
Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).
Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.
Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.
Формы организации учебного процесса: индивидуальная, дистанционная.
IV. Содержание учебного курса
№ п/п | Название темы | Кол- во часов по данной теме |
1 | Долгота дня | 9 ч |
2 | Времена года | 21ч |
3 | Неживая природа | 5ч |
4 | Живая природа. Растения. | 14ч |
5 | Животные | 9 ч |
6 | Человек | 7 ч |
| | 65ч |
V. Календарно- тематическое планирование по предмету «Мир природы и человека»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения урока | Формы и виды контроля |
план | факт |
1 | 1 четверть. Долгота дня. Введение. Влияние солнца на смену времен года. | 2ч | 1.09(С.р.) 3.09 | | Текущий контроль |
2 | Влияние солнца на смену времен года | 1ч. | 8.09(С.р.) | | Текущий контроль |
3 | Сутки. Солнце и жизнь растений | 1ч. | 10.09 | | Текущий контроль |
4 | Утро, день, вечер ночь | 1ч | 15.09(С.р.) | | Текущий контроль |
5 | Долгота дня летом | 1ч | 17.09 | | Тест |
6 | Занятие людей в течение суток летом | 1ч | 22.09(С.р.) | | Текущий контроль |
7 | Долгота дня зимой | 1ч | 24.09 | | Проверочная работа |
8 | Занятие людей в течение суток зимой | 1ч | 29.09(С.р.) | | Текущий контроль |
9 | Времена года Осень | 1ч | 1.10 | | Текущий контроль |
10 | Растения осенью | 1ч | 6.10(С.р.) | | Текущий контроль |
11 | Животные осенью | 2ч | 8.10 13.10(С.р.) | | Проверочный тест |
12 | Занятия людей и одежда осенью | 2ч | 15.10 20.10(С.р.) | | Текущий контроль |
13 | Погода. Календарь природы | 1ч | 22.10 | | Контрольная работа |
14 | Зима. Признаки зимы | 1ч | 27.10(С.р.) | | Текущий контроль |
15 | 2четверть Растения зимой | 1ч | 29.10 | | Текущий контроль |
16 | Животные зимой | 1ч | 10.11(С.р.) | | Текущий контроль |
17 | Занятия и одежда зимой | 1ч | 12.11 | | тест |
18 | Погода. Календарь природы. | 1ч | 17.11(С.р.) | | Текущий контроль |
19 | Весна | 1ч | 19.11 | | Текущий контроль |
20 | Растения весной. Признаки весны | 1ч | 24.11(С.р.) | | Текущий контроль |
21 | Растения весной | 1ч | 26.11 | | Текущий контроль |
22 | Животные весной. | 1ч | 1.12(С.р.) | | Текущий контроль |
23 | Занятия и одежда весной | 1ч | 3.12 | | Проверочная работа |
24 | Погода. Календарь природы | 1ч | 8.12(С.р.) | | Текущий контроль |
25 | Лето. Признаки лета. | 1ч | 10.12 | | Текущий контроль |
26 | Растения летом | 1ч | 15.12(С.р.) | | Текущий контроль |
27 | Животные летом | 1ч | 17.12 | | Текущий контроль |
28 | Занятия и одежда летом | 2ч | 22.12(С.р.) 24.12 | | Текущий контроль Контрольная работа |
29 | Неживая природа. 3четверть. Вода | 1ч | 12.01(С.р.) | | Текущий контроль |
30 | Вода горячая и холодная. | 1ч | 14.01 | | Текущий контроль |
31 | Температура воды. | 1ч | 19.01(С.р.) | | Текущий контроль |
32 | Вода в природе | 1ч | 21.01 | | Тест |
33 | Значение воды | 1ч | 26.01(С.р.) | | Текущий контроль |
34 | Живая природа Растения | 2ч | 28.01 | | Текущий контроль |
35 | Жизнь растений | 1ч | 2.02(С.р.) | | Текущий контроль |
36 | Растения влаголюбивые и засухоустойчивые | 1ч | 4.02 | | Текущий контроль |
37 | Растения светолюбивые и тенелюбивые. | 1ч | 9.02(С.р.) | | Текущий контроль |
38 | Комнатные растения. | 1ч | 11.02 | | Проверочная работа |
39 | Уход за комнатными растениями. | 1ч | 16.02(С.р.) | | Текущий контроль |
40 | Овощи. | 1ч | 18.02 | | Текущий контроль |
41 | Огород. | 2ч | 25.02 2.03(С.р.) | | Текущий контроль |
42 | Овощи и питание человека | 1ч | 4.03 | | Тест |
43 | Сад. | 1ч | 9.03(С.р.) | | Текущий контроль |
44 | Фрукты | 1ч | 11.03 | | Контрольная работа |
45 | Фрукты в питании человека | 1ч | 16.03(С.р.) | | Текущий контроль |
46 | Уход за растениями сада и огорода. | 1ч | 18.03 | | Текущий контроль |
47 | Животные 4четверть. Животные | 1ч | 30.03(С.р.) | | Текущий контроль |
48 | Кошка и рысь. | 2ч | 1.04 6.04(С.р.) | | Текущий контроль |
49 | Породы кошек | 1ч | 8.04 | | Тест |
50 | Собака и волк. | 2ч | 13.04(С.р.) 15.04 | | Текущий контроль Текущий контроль |
51 | Породы собак. | 1ч | 20.04(С.р.) | | Текущий контроль |
52 | Рыбы | 2ч | 22.04 27.04(С.р.) | | Тест Текущий контроль |
53 | Человек. Гигиена человека | 1ч | 29.04 | | Текущий контроль |
54 | Органы пищеварения | 1ч | 4.05(С.р.) | | Текущий контроль |
55 | Органы пищеварения | 1ч | 6.05 | | Текущий контроль |
56 | Питание человека. | 1ч | 11.05(С.р.) | | Текущий контроль |
57 | Питание человека. | 1ч | 13.05 | | Контрольная работа |
58 | Правила питания. | 1ч | 18.05(С.р.) | | Текущий контроль |
59 | Профилактика отравлений. | 1ч | 20.05 | | Текущий контроль |