муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Темясово
муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан
Рассмотрено На заседании ШМО учителей общественно-научных предметов Протокол №____ от____________20____г. Руководитель ШМО ________/_____________/ | Согласовано Заместитель директора по УВР ______/Абдрахманова З.А./ ______________20____года | Утверждаю Директор школы __________/Авальбаев М.Ю./ _______________20____года |
Рабочая программа по мировой художественной культуре
в 11 классе
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы: 2018 – 2019 г. г.
Рабочая программа по МХК составлена на основании программы « Мировая художественная культура». Сборник рабочих программ. 10-11 классы, составитель. Л.А. Рапацкая, 3-е изд. — М. : Дрофа, 2013.
Составитель рабочей программы: Абдуллина Салима Сагитовна
Год составления рабочей программы: 2018 г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, программы курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы / Л.А. Рапацкая. – Москва, «Дрофа», 2013 ». В соответствии с Учебным планом МОБУ СОШ с. Темясово на изучение предмета «МХК» в 11 классе выделено 1 час в неделю, 34 часа в год.
Программа создана с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов. В содержание стандартов нового поколения значительное место отводится воспитанию патриотизма, толерантности, духовности и нравственности будущих выпускников.
Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
В рабочей программе содержание предметных тем соответствует требованиям образовательного стандарта, дано распределение учебных часов по разделам курса и в последовательности изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Основная тема года «Художественные культуры мира XIX-XX веков: взгляд из России» раскрывается в 4 разделах:
Основные течения в европейской художественной культуре XIX - начала XX века.
Художественная культура России XIX - начала XX века.
Европа и Америка: художественная культура XX века.
Русская художественная культура XX века
На уроках происходит осмысление пути развития мировой художественной культуры двух последних веков второго тысячелетия. Обучающиеся рассматривают художественную культуру этого периода с точки зрения русского человека, пытаются понять, что находило отклик в его сердце, что питало творческую мысль русских художников, писателей, музыкантов.
В процессе изучения мировой художественной культуры происходит сопоставление европейской и русской художественной культур. И в то же время произведения русских мастеров представлены в контексте русских национальных духовно-нравственных и эстетических приоритетов в их историческом развитии.
Цели и задачи курса:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре; их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются умения:
самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в различных источниках;
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
владеть основными формами публичных выступлений;
понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
На уроках МХК ученик развивает:
• Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, что формирует ценностно-смысловую компетенцию.
• Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, что формирует общекультурную компетенцию.
• Стремление ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, что формирует учебно-познавательную компетенцию.
• - Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача, что формирует информационную компетенцию.
2.формы и средства контроля
Промежуточная аттестация учащихся осуществляется в форме тестирования, анализа художественных произведений, проверочных и самостоятельных работ, написания сочинения (эссе), участие в конкурсах, выставках, олимпиадах, викторинах и др.; итоговая аттестация - в форме защиты рефератов (проектов), обобщающих уроков, зачётов.
Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, семинары, уроки-путешествия и уроки-экскурсии. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету и является необходимым условием формирования личности обучающегося.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Логика изложения и содержание программы соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.
Количество часов в год – 34. Количество часов в неделю - 1.
3.Учебно-тематический план
№ п\п | Наименование темы | Кол-во часов | В том числе контрольные работы |
1 | Раздел 1. Основные течения в европейской художественной культуре 19 начала 20 века | 10 | 1 |
2 | Раздел 2. Художественная культура России 19-20 века | 11 | 1 |
3 | Раздел 3 Европа и Америка: Художественная культура 20 века | 6 | 1 |
4 | Раздел 4. Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам | 7 | 1 |
Всего: | 34 | 4 |
4.содержание программы учебного предмета
Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие внутреннего мира человека. Романтизм в художественной культуре Франции 19 века. Образный мир испанского художника Ф. Гойи.
Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма. Великие композиторы 19 века восточных земель Европы.
Тема3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. Сообщение о творчестве Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуара.
Тема 4. Экспрессионизм. Действительность сквозь призму страха. Сообщение о творчестве Э. Мунка, Г. Тракля, А. Шенберга. Экспрессионизм в музыкальном искусстве.
Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19 -20 веков. Сообщение о творчестве П. Варлена, С. Малларме. Сообщение о творчестве Э.Золя, Мопассана, Конан-Дойла. Эстетика символизма Эстетика постимпрессионизма. Новые направления в живописи и скульптуре.
Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века. Сообщение о творчестве М. Глинки, А. Иванова, К. Брюллова, А. Воронихина, П. Федотова, Д. Захарова, И. Мартоса, П. Клода. Сообщение о творчестве П. Чайковского, М. Мусорского, Бородина, Н. Римского-Корсакова.
Тема 7. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа. Сообщение о творчестве В. Перова, И. Крамсакого, В. Сурикова, Шишкина, Васнецова
Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «серебрянного века»: открытие символизма. Сообщение о творчестве М. Врубеля, А. Скрябина, В. Брюсова, А. Блока, К. Бальмонта.
Тема 9.Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. «Русский футуризм». Сообщение о творчестве И. Северянина, А. Маяковского, A. Ахматовой
Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. Сообщение о творчестве В. Серова, Ф. Стравинского. Художественное объединение «Мир искусств».
Тема 11. Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла. Творчество Ф. Кафки. Экзистенциализм. Жанр «интеллектуальный роман». Постмодернизм.
Тема12. Музыкальное искусство в нотах и без нот. «Музыкальный авангард» 20 века.
Тема 13. Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость. Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой. Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Рождение национального кинематографа.
Тема14. . Художественная культура Америки: обаяние молодости. Творчество Марка Твена, Т. Драйзера, Д. Стайнбека, Э. Хеменгуэля. Американская музыка.
Искусство Латинской Америки. Творчество Р. Кента и А. Сикейроса.
Тема15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг. Творчество К. С. Петрова-Водкина, А. А. Дейнеки, И. И. Машкова, М. В. Нестерова.
Тема16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века. Творчество А. А.Пластова, П. Д. Корина, И. Грабаря, Н. Крымова.
Тема17.Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели». Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В. Попкова. Д. Жилинского, П. Оссовского.
Тема18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века. Развитие живописи и архитектуры на пороге нового тысячелетия. Музыкальное искусство и театр.
5.Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 11 класса
Обучающиеся должны знать /понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства;
Обучающиеся должны уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения):
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:
для выбора путей своего культурного развития:
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
Результатом преподавания учебного предмета «Мировая художественная культура» должен явиться эстетический рост учеников, постигающих мировую художественную культуру: от восприятия школьниками конкретных художественных произведений через постижение ими целостной художественной картины мира к самостоятельной эстетической деятельности, к собственному творчеству, возвышению духовности на основе мирового, отечественного, регионального культурного наследия.
Оценка устных ответов
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2)степень осознанности, понимания изученного;
3)языковое оформление ответа.
Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
6.Календарно – тематическое планирование уроков
№ п/п | Тема урока | Кол- во ча-сов | Дата |
План. | Факт. |
1 | Романтизм в художественной культуре Европы 19 века | 1 | 02.09 | |
2 | Романтизм в художественной культуре Франции 19 века. | 1 | 09.09 | |
3 | Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма. | 1 | 16.09 | |
4 | Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. | 1 | 23.09 | |
5 | Импрессионизм в музыкальном искусстве. | 1 | 30.09 | |
6 | Экспрессионизм | 1 | 07.10 | |
7 | Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19 -20 веков. | 1 | 14.10 | |
8 | Эстетика постимпрессионизма. | 1 | 21.10 | |
9 | Новые направления в живописи и скульптуре | 1 | 28.10 | |
10 | Повторительно-обобщающий урок «Европейская культура 19-начала 20 вв.» | 1 | 11.11 | |
11 | Шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века. | 1 | 18.11 | |
12 | Изобразительное искусство и архитектура первой половины 19 века. | 1 | 25.11 | |
13 | Русская художественная культура пореформенной эпохи | 1 | 02.12 | |
14 | Развитие отечественной живописи в пореформенный период. | 1 | 09.12 | |
15 | «Могучая кучка» | 1 | 16.12 | |
16 | Переоценка ценностей в художественной культуре «серебрянного века»: открытие символизма. | 1 | 23.12 | |
17 | Символизм в России | 1 | 30.12 | |
18 | Эстетика эксперемента и ранний русский авангард. | 1 | 20.01 | |
19 | «Русский футуризм» | 1 | 27.01 | |
20 | Неоклассицизм и поздний романтизм. | 1 | 03.02 | |
21 | Повторительно-обобщающий урок «Российская культура 19-начала 20 вв.» | 1 | 10.02 | |
22 | Художественная литература 20 века | 1 | 17.02 | |
23 | Музыкальное искусство в нотах и без нот. | 1 | 24.02 | |
24 | Театр и киноискусство 20 века | 1 | 03.03 | |
25 | Художественная культура Америки | 1 | 10.03 | |
26 | Искусство Латинской Америки. | 1 | 17.03 | |
27 | Повторительно-обобщающий урок «Культура Европы и Америки 20 в.» | 1 | 07.04 | |
28 | Социалистический реализм | 1 | 14.04 | |
29 | Искусство военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века. | 1 | 21.04 | |
30 | Искусство военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века. | 1 | 28.04 | |
31 | Советское искусство периода «оттепели». | 1 | 05.05 | |
32 | Развитие живописи и музыки в 60-е годы. | 1 | 12.05 | |
33 | Отечественная культура последних десятилетий 20 века | 1 | 19.05 | |
34 | Повторительно-обобщающий урок «Русская культура 20 века» | 1 | 23.05 | |
7. Средства обучения:
1. Печатные пособия.
Рапацкая. Л. А. Мировая художественная культура. 11 класс: учебник / Л. А. Рапацкая. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
Россия. Иллюстрированная энциклопедия. – М., 2008.
2. Информационно-коммуникационные средства.
1.Уроки отечественной истории до Х1Х века[Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
2. Ресурсы интернета.
3. Технические средства обучения.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный.
Литература:
Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура. Программы курса. 5-9 классы. 10-11 классы/ Л. А. Рапацкая. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010.
Рапацкая. Л. А. Мировая художественная культура. 11 класс: учебник / Л. А. Рапацкая. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
Мировая художественная культура. 5-11 классы: рабочие программы к УМК Л. А. Рапацкой. Базовый и профильный уровни/ авт.-сост. Е. Л. Кудрявых. - Волгоград: Учитель, 2012.
Чернокозова А.И. Мировая художественная культура. – Ростов-на-Дону, 2004.
Россия. Иллюстрированная энциклопедия. – М., 2008.
Мировая художественная культура. 10-11 классы: уроки учительского мастерства/ Н. А. Леухина. - Волгоград: Учитель, 2012.
Мировая художественная культура. 10-11 классы: дополнительные материалы к урокам / авт.-сост. О. Е. Наделяева. - Волгоград: Учитель, 2011.
МХК. 11 класс. Поурочные планы по учебнику Л.А. Рапацкой «Мировая художественная культура. 10-11 класс.»/ Сост. А.В.Хорошенкова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
История искусств (можно найти интересующую книгу по месту или по эпохе). - Режим до- ia: www.artyx.ru
Образовательные ресурсы по МХК, музеям, электронным библиотекам, словарям, энцик- 2диям. - Режим доступа : http://katalog.ru/index.php
Образовательные ресурсы по искусству, культурологии, музыке, литературе и другим об- бразовательным предметам. - Режим доступа : www.allen.ru
8