СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по МХК

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по МХК разработана для учащихся 10 классов по УМК Л. А. Рапацкой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по МХК»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса разработана на основе:


  1. Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273;

  2. Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004 года №1089, (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 23.06.2015г. №609);

  3. Постановления Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»;

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего общего образования программа рассчитана на преподавание курса мировой художественной культуры в 10 классе в объеме 1 часа в неделю.

Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Общая характеристика учебного предмета

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

В курс Х класса включены следующие темы: «Художественная культура Древнего и средневекового Востока»», «Художественная культура Европы: становление христианской традиции», «Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X-XVIII вв.)».

Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка.


Основное содержание обучения


РАЗДЕЛ I. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА

Тема 1. Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность. Египетское изобразительное искусство и музыка

Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии. Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо – модель вселенной Древней Индии. Музыкальное искусство

Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений. Изобразительное искусство и музыкальный театр Китая

Тема 4. Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой

Японская поэзия и нетрадиционные виды искусства. Мифология в садовом искусстве Японии

Тема 5. Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты. Иранская классическая поэзия и книжная миниатюра

РАЗДЕЛ II. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

Тема 6. Античность: колыбель европейской художественной культуры. Римская художественная культура. Афинский Акрополь. Символы римского величия: Римский Форум, Колизей, Пантеон.

Тема 7. От мудрости Востока к европейской художественной культуре: Библия.

Тема 8. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности. София Константинопольская – воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве.«Пламенеющая готика» европейских соборов. Монодический склад Средневековой музыкальной культуры.

Тема 9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти. Венецианская школа живописи: Паоло Веронезе, Тициан Вечеллио

Тема 10. Северное Возрождение: в поисках правды о человеке. Гентский Алтарь Яна ван Эйка, гравюры А. Дюрера. Художественная культура Франции. Школа Фонтенбло

Тема 11. Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей. «Переходная эпоха» в художественной культу­ре европейской традиции. Стиль барокко. Расцвет светского музыкального искусства. Классицизм как общеевропейский стиль. Франция — родина классицизма. Расцвет комедийного жанра. Изобразительное искусство и выдающиеся мастера.

Тема 12. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума.Гуманистические идеалы просветителей. Наследие энциклопедистов. Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Изобразительное искусство и архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера. Расцвет литературы. Венский музыкальный классицизм. Симфонизм, его философско-эстетический смысл.

РАЗДЕЛ III. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.

Тема13. Художественная Культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства. Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Обрядовый фольклор, народные песни, героический эпос и былины. Дохристианские нравственные установки и эстетические представления. Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к христианской картине мироздания. Православный храм и синтез храмовых искусств. «Мистический реализм». Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Памятники киевской литературы. Летописание. Памятники архитектуры. Знаменное пение.

Тема14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты. Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Народное музыкальное творчество и храмовое пение. Искусство колокольного звона. Творчество Феофана Грека.

Тема15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля. Возрождение Москвы. Древнерусская литература. Творчество Андрея Рублева и Дионисия. Музыка 15-16века. Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.: Художественная культура Владимиро-Суздальского княже­ства. Хра­мы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова

Тема16. Художественная Культура XVII в.: смена духовных ориентиров. Диалог «старины и новизны» в русской художественной культуре «переходной эпохи». Социальные катаклизмы «бунташного века». Противоречивость художественно-образного мышления мастеров XVII в. Обмирщение литературы. Повести XVII в. барочная поэзия С. Полоцкого. Новые направ­ления иконописи. Творчество Симона Ушакова. Икона и парсуна: сходство и различие. Храмы «московского барокко». Хоровая храмовая музыка.

Тема17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов. Начало развития «русской европейскости»; петровские преобразования и их значение для художественной культуры. Европейские традиции как эталон новой культуры. Обмирщение в литературе. Становление европейских градостроительных принципов. Портретная живопись. Храмовое пения и новое светское музицирование. Рождение русской комедии и оперы. Первые сборники русских народных песен. Петербургское барокко и московское зодчество. Шедевры храмовой музыки.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

.








Распределение учебных часов по разделам курса

«Мировая художественная культура» (10 класс)


Наименование раздела

Всего часов

Контрольные работы, тесты

Художественная культура Древнего и средневекового Востока

11

1

Художественная культура Европы: становление христианской традиции

14

1

Духовно – нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (XXVIII ВВ.)

8


Итоговое повторение

2

1

Итого

35

3


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

- основные виды и жанры искусства;

- изученные направления и стили мировой художественной культуры;

- шедевры мировой художественной культуры;

- особенности языка различных видов искусства;

уметь:

- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выбора путей своего культурного развития;

- организации личного и коллективного досуга;

- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

- самостоятельного художественного творчества;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

Календарно- тематическое планирование

п/п

Дата

Тема

Примечание

План

факт

РАЗДЕЛ I. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА

1

04.09


Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности


2

11.09


Египетское изобразительное искусство и музыка


3

18.09


Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции


4

25.09


Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо – модель вселенной Древней Индии. Музыкальное искусство


5

02.10


Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений


6

09.10


Изобразительное искусство и музыкальный театр Китая


7

16.10


Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой


8

23.10


Японская поэзия и нетрадиционные виды искусства. Мифология в садовом искусстве Японии


9

06.11


Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты


10

13.11


Иранская классическая поэзия и книжная миниатюра


11

20.11


Тестовая работа по разделу «Художественная культура Древнего и средневекового Востока»


РАЗДЕЛ II. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

12

27.11


Анализ тестовой работы. Античность: колыбель европейской художественной культуры. Афинский Акрополь


13

04.12


Римская художественная культура. Символы римского величия: Римский Форум, Колизей, Пантеон


14

11.12


От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия


15

18.12


Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности. София Константинопольская – воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве


16

25.12


«Пламенеющая готика» европейских соборов. Монодический склад Средневековой музыкальной культуры


17

15.01


Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти


18

22.01


Венецианская школа живописи: Паоло Веронезе, Тициан Вичеллио


19

29.01


Северное Возрождение: в поисках правды о человеке. Гентский Алтарь Яна ван Эйка, гравюры А. Дюрера


20

05.02


Художественная культура Франции. Школа Фонтенбло


21

12.02


Художественная культура XVII в.: многоголосие школ и стилей


22

19.02


Художественная культура Италии и Франции XVII в.


23

26.02


Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума


24

05.03


«Венская классическая школа»


25

12.03


Контрольная работа по разделу «Художественная культура Европы: становление христианской традиции»


РАЗДЕЛ III. ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: У ИСТОКОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ (XXVIII ВВ.)

26

19.03


Анализ контрольной работы. Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства


27

02.04


Музыкальное искусство и литература Киевской Руси


28

09.04


Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты


29

16.04


Новгородская живопись и музыкальное искусство


30

23.04


От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля


31

30.04


Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.


32

07.05


Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров. Музыка и изобразительное искусство XVII в.


33

14.05


Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов


ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

34

21.05


Итоговая контрольная работа


35

28.05


Анализ контрольной работы. Итоговый урок






























Контрольно-измерительные материалы


Тестовая работа по разделу «Художественная культура Древнего и средневекового Востока»

I вариант

1. Сколько периодов включает в себя история художественной культуры Древнего Египта?

А) 4

Б) 5

В) 6

2. Столица Древнеегипетского государства –

А) Эдфу

Б) Мемфис

В) Карнак

3. Сколько тысячелетий просуществовала Древнеегипетская культура?

А) 3

Б) 2

В) 4

4. В каком году Александр Македонский совершил свой поход на Египет и присоединил его к территории Римской империи?

А) 432 год до н.э.

Б) 332 год до н.э.

В) 632 год до н.э.

5. На вершине общественной пирамиды в египетском государстве были

А) верховный жрец

Б) фараон

В) военачальники

6. В основе религии Древнего Египта лежала идея

А) о вечной жизни человека

Б) о кратковременности человеческой жизни

В) о возмездии за земные дела человека

7. После смерти египтянин представал перед судом бога

А) Осириса

Б) Анубиса

В) Сета

8. «Я не совершал несправедливости против людей. Я не притеснял ближних. /…/ Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я не сделал никому зла». Эти страстные покаянные слова являются фрагментом из древнеегипетского свитка

А) «Книга мертвых»

Б) «Исповедь страдания»

В) «Тексты пирамид» («Тексты саркофагов»)

9. Назовите имя древнеегипетского фараона-«еретика», который первым восстал против многобожия и утвердил культ единого бога Солнца – Атона

А) Аменхотеп IV

Б) Джосер

В) Хуфу

10. Духовная основа всей художественной культуры Древнего Египта – это культ

А) мертвых

Б) красоты

В) знаний и мастерства

11. В пирамиде скульптурную копию умершего хранили в специальном месте –

А) в саркофаге

Б) в сердабе

В) в сосуде в виде кувшина

12. При каком царе индийской официальной религией стал буддизм?

А) при царе Ашоке

Б) при правителе Шах-Джехане
В) при радже Сидфартха

13. Первыми культовыми памятниками буддизма стали ступы – это

А) культовые ворота при входе в пещерные храмы;

Б) мемориальные сооружения, где хранились останки Будды;
В) настенные росписи в храмах.

14. Наиболее древней и самой знаменитой скульптурой Индии является:

А) капитель от каменной колонны, поставленной по велению царя Ашоки в г. Сарнатхе;

Б) статуя Будды в Гандхаре;
В) статуя трехликого Шивы на острове Элефант.

15. Соотнесите понятия:

А) чайтья А) монастырь

Б) вихара Б) мемориальное сооружение
В) ступа В) храм

16. Круглое пятно на лбу Будды – урна – олицетворяет

А) глаз мудрости;

Б) космическую энергию;
В) высший разум.

17. «Золотой век» в развитии художественной культуры Древней Индии приходится

А) на государство Кушан;

Б) на государство Магаджи;
В) на период правления династии Гуптов.

18. Индуизм – религия, объединившая старинные мифологические верования с представлениями о законе воздаяния (карма) и перевоплощения душ (Сансара). Он возник

А) в V веке

Б) в VI веке
В) в VII веке

19. Сколько этапов можно выделить в историческом развитии средневековой художественной культуры Индии?

А) 2

Б) 3
В) 4

20. Понятие «сангит» («музыка») означает:

А) пение

Б) танец
В) единство пения, инструментального сопровождения и танца

21. Назовите храм, высеченный из целого монолита, символизирующий вершину горы, на которой, по легенде, жил бог Шива.

А) храм Кайласанатха в Элуре;

Б) храм Кандарья в Махадева;
В) храм Махабалипурам

22. Легендарный мавзолей Тадж-Махал создан

А) в честь Будды;

Б) в память о любимой жене правителя Шах-Джехана;
В) в честь богов Шивы и Вишну.

23. Джатаки – это

А) песни, восхваляющие деяния правителей;

Б) рассказы о прежних рождениях Будды;
В) молитвы, обращенные к богам.

24. В каком веке север Индии был порабощен мусульманами, и на ее территории образовалось исламское государство Делийский султанат?

А) в X веке

Б) в XI веке
В) в XIII веке

25. Назовите имя нашего знаменитого соотечественника, который в XV веке побывал в Индии и описал ее архитектуру.

А) Афанасий Никитин

Б) Н.К. Рерих
В) А.Н. Скрябин

26. Что такое санскрит?

А) язык Древней Индии

Б) пещера отшельника
В) этические правила с заповедями Будды


Закончите предложенные высказывания одним словом, фразой или датой:


1. Мусульманский Восток – огромный регион, объединивший разные народы на основе самой молодой из мировых религий - …………..

2. Слово «ислам» означает на арабском языке …………

3. Последователей ислама называют …………., т.е. «покорными Богу»

4. Название «мусульмане» означает …………

5. Основателем ислама стал пророк …………, который жил приблизительно в …… - .…. годах

6. Свои первые проповеди пророк – основатель ислама произнес в ……….

7. Что такое «хиджра»?

8. Первое мусульманское государство датируется ..... - ….. гг.

























Тестовая работа по разделу «Художественная культура Древнего и средневекового Востока»

IIвариант

1. Уникальный архитектурный облик Древнего Египта представлен

А) пирамидами

Б) дворцами

В) скульптурами

2. Назовите имя великого жреца и знаменитого врача, который стал первым архитектором пирамид, нашел им уникальную и логичную форму. Позднее греки стали почитать его под именем Асклепия – это

А) Имхотеп

Б) Менкаура

В) Хафра

3. «Золотым веком» художественной культуры Древнего Египта принято считать эпоху

А) Древнего царства

Б) Среднего царства

В) Позднего царства

4. Кому обращена надпись, найденная на гробнице Эхнатона:

Я люблю сладкое дыхание твоего рта,

Я каждый день восторгаюсь твоей красотой.

Мое желание – слышать твой прекрасный голос,

Звучащий словно шелест северного ветра.

Молодость возвращается ко мне от любви к тебе,

Дай мне твои руки, что держат твой дух,

Чтобы я мог принять его и жить им.

А) царице Хатшепсут

Б) царице Нефертити

В) богине Хатор

5. Какой памятник древнеегипетского искусства арабы назвали «отцом ужаса»?

А) Статую бога Хора

Б) Большой сфинкс

В) статуи триады богов: Амона-Ра, Хармакиса и Птаха

6. В каком храме происходит «солнечное чудо»: два раза в год, 21 марта и 21 сентября в 5 часов 58 минут по местному времени, луч солнца падает на левое плечо бога Амона-Ра и фараона Рамсеса II, затем перемещается на Хармакиса и исчезает, не коснувшись Птаха – бога Тьмы?

А) в Абу-Симбеле

Б) в Луксорском храме (Ипет-Ресе)

В) в храме в Карнаке (Ипет-Суте)

7. Какой древнеегипетский храм впоследствии превратился в христианскую обитель под названием «Северный монастырь» (Дейр-эль-Бахри)?

А) храм царицы Хатшепсут

Б) храм в Карнаке в честь бога Ра

В) Луксорский храм, посвященный богу Амону

8. Назовите храм, к которому вела аллея сфинксов с львиными туловищами. Впоследствии эти изваяния были вывезены в Россию и поставлены на Университетской набережной Санкт-Петербурга.

А) Луксорский храм, посвященный богу Амону

Б) храм в Карнаке в честь бога Ра

В) храм бога Хора (Гора)

9. В сохранившихся изваяниях царицы Хатшепсут привлекают внимание высокий лоб, широко расставленный огромные глаза и …накладная борода. Почему?

А) это было символом безграничной власти

Б) управлять страной считалось по традиции уделом мужчины

В) это олицетворение мудрости царицы

10.К храму в Карнаке вела аллея

А) сфинксов с львиными туловищами

Б) бараноголовых сфинксов

В) сфинксов с головами богов и фараонов

11. Какому археологу-египтологу посчастливилось открыть нетронутую усыпальницу фараона Тутанхамона?

А) английскому археологу Картеру

Б) Генри Филдингу

В) Андре Ленотр

12. В каком тысячелетии до н.э. в Индии сложилось мощное государство Магадхи?

А) в I тысячелетии до н.э

Б) во II тысячелетии до н.э

В) в III тысячелетии до н.э

13. Как назывался правитель государства в Индии?

А) бодхисаттв

Б) махараджа

В) гуру

14. Какой из перечисленных городов был столицей государства Магадхи?

А) Паталипутра

Б) Аджанта

В) Элтур

15. Что означало название города Паталипутра?

А) «сверкающий, прекрасный»

Б) «сын бога»

В) «сын цветка»

16. Брахматизм – ступень на пути духовного познания мира. Что лежит в основе этого вероучения?

А) сумма совершенных при жизни поступков, обеспечивающих перевоплощение души человека;

Б) понятие о дремлющей космической энергии разрушения, созидания и покоя;

В) религиозная концепция мироздания.

17. В каком произведении древнеиндийской культуры наиболее подробно изложено вероучение брахматизма?

А) в текстах Упанишад (сокровенное знание)

Б) в поэме «Махабхарата»

В) в поэме «Рамаяна»

18. Кто такие гуру?

А) служители культа

Б) учителя и наставники
В) отшельники

19. Брахма – это

А) бог животворящего света, универсальный идеал красоты;

Б) верховный правитель;
В) высший служитель культа

20. Тримурти – это

А) триединство богов Брахмы, Вишны и Шивы;

Б) олицетворение повелителя небесных музыкантов Дхритараштра;
В) воплощение прекрасных и юных дарителей милосердия – бодхисаттв.

21. Соотнесите имена богов с их изображением и сущностью:

А) Брахма А) хранитель мира от злых сил, держатель космического порядка; воплощали в виде прекрасного юноши, утонченного и доброго.

Б) Вишну Б) царь разрушительной и одновременно созидательной энергии – предстает танцующим, при этом его руки (от 2 до 10) извиваются в ритме

космического круговорота жизни;

В) Шива В) бог животворящего света; изображали с 4 головами, обращенными к

4 сторонам света, и 4 руками.

22. В каком тысячелетии до н.э. были созданы две великие поэмы индийского эпоса «Махабхарата» и «Рамаяна»?

А) в I тысячелетии до н.э.

Б) во II тысячелетии до н.э.
В) в III тысячелетии до н.э.

23. Из скольких стихов состоит поэма «Махабхарата» (или Великая война потомков Брахмы)?

А) из 1000 стихов

Б) из 10 000 стихов
В) из 100 000 стихов

24. Какая тема является центральной для древнеиндийской эпической поэмы «Рамаяна» («Колесница Рамы»)?

А) борьба добра со злом;

Б) насильственная разлука любящих;
В) борьба чести и бесчестия.

25. Буддизм – это

А) мировая религия

Б) образ жизни праведника
В) уход от жизни отшельника

26. Что означает слово «Будда»?

А) Мудрейший

Б) Совершенный
В) Просветленный

Закончите предложенные высказывания одним словом, фразой или датой:

1. Священная книга мусульман называется ………, что буквально означает ……….

2. Ислам запрещает изображение ……………..

3. Главным украшением священных текстов была знаменитая арабская …………..

4. Искусство мусульманского Востока было основано на канонических установках, сочетавших ……………..

5. Высоким сакральным смыслом наполнен для мусульман образ здания для молитвы - ………

6. В ансамбль исламской религиозной архитектуры входили башни, с которых муэдзин призывал верующих к молитве. Такая башня называется………

7. Важнейшая область художественного творчества арабского мира - декоративно-прикладное искусство, расцвела техника ……………

8. Сложное сплетение линий и красок, которое художник воссоздавал на плоскости, называется…………








Ответы

1. В

2. Б

3. А

4. Б

5. Б

6. А

7. А

8. Б

9. А

10. А

11. Б

12. А

13. Б

14. А

15. А – В

Б - А

В - Б

16. А

17. В

18. Б

19. А

20. В

21. А

22. Б

23. Б

24. В

25. А

26. А

Закончите предложенные высказывания одним словом, фразой или датой:

1. ислам

2. «покорность», «преданность»

3. муслимами

4. предавшие себя Аллаху

5. Мухаммед, 570-632гг.

6. в Мекке

7. переселение

8. 630-631 гг.


II вариант


  1. А

  2. А

  3. А

  4. Б

  5. Б

  6. А

  7. А

  8. А

  9. Б

  10. Б

  11. А

  12. А

  13. Б

  14. А

  15. В

  16. А

  17. А

  18. Б

  19. А

  20. А

  21. А – В

Б - А

В - Б

  1. А

  2. В

  3. Б

  4. А

  5. В

Закончите предложенные высказывания одним словом, фразой или датой:

1. Коран, чтение

2. видимого мира и живых существ

3. каллиграфия

4. декоративность и ритм

5. мечети

6. минарет

7. орнамента

8. арабеской



























Контрольная работа по разделу «Художественная культура Европы: становление христианской традиции»

I вариант

Закончите предложенные высказывания одним словом, фразой или датой:

1. Путь рождения христианства запечатлела священная книга и одновременно великий памятник культуры, созданный в XII – II вв. до н.э.. - ………….

2. Как называются основные части Библии?

3. «Шестоднев», которым открывается книга Бытия, повествует о ………..

4. Библейский сюжет об Адаме и Еве, вкусивших запретный плод с древа познания, выражает ….

5. Библейский сюжет, в котором человек восстает не только против Бога, но и против человека – это повествование об ………

6. Катастрофа, которую Господь допустил за человеческие преступления, когда растление человеческого рода достигло предела, - это …….

7. Последнее богоборческое деяние человечества – это ……..

8. Кого выделил Господь среди людей, сказав ему: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое…»?

9. Кому впервые явилась Святая Троица под видом трех путников-ангелов?

10. Иаков возглавлял союз родов (колен), которые именовали себя Бене-Исраэль, что означало ….

11. Кто вывел народ Израиля из египетского рабства, довел его до Синайских гор, где люди заключили новый союз с Творцов и получили 10 заповедей?

12. Каменные плиты, на которых были записаны 10 заповедей, переданные Богом людям – это ......

13. Что такое Псалтырь? Сколько псалмов включено в эту книгу?

14. Термин Возрождение, которым принято называть эпоху великого расцвета европейского искусства, ввел для обозначения искусства позднего Средневековья ………… в …..году.

15. Рождение Возрождения связано с новыми представлениями о мире и человеке, с изменениями в духовной жизни людей, основанными на идеалах ………, что означает ……….

16. В итальянском Ренессансе принято выделять четыре периода. Назовите их.

17. Рассказывает о путешествии по трем царствам загробного мира – аду, чистилищу и раю – в поэме ……. поэт …….

18. Автопортреты каких художников представлены ниже:

А. Б В


19. Музыкальные произведения XIV века, воспевающие простые радости жизни и любовные переживания, называют ………..

20. Назовите произведение, каждая новелла которого утверждает: человек имеет право на сильные земные чувства и страсти. Кто его автор?

21. Музыкальный жанр, воспроизводящий сцену охоты, называется ………

22. Прекрасной Лауре посвящал свои сонеты поэт эпохи Предвозрождения ………….

23. Популярный музыкальный жанр, имевший по-светски легкое содержание и танцевальный характер, называется ………



















































Контрольная работа по разделу «Художественная культура Европы: становление христианской традиции»

II вариант


  1. Кого Библия называет автором Псалтыря?

  2. Сын царя Давида Соломон построил в Иерусалиме храм на горе Мориа, рядом с Синайской горой, который был освещен в 950 г. до н.э. – это ………

  3. Что означает слово «Евангелие»?

  4. Из каких книг состоит Новый Завет Библии?

  5. О событиях, предшествующих Рождеству Спасителя, когда ангел явился Деве Марии с вестью об ее непорочном зачатии, рассказывает Евангелие от Луки в сюжете, получившем название ……

  6. Какое удивительное знамение возвестило о рождении Спасителя?

  7. Чем отличаются ветхозаветные заповеди от новозаветных?

  8. Свою власть над жизнью и смертью показал Иисус, когда воскресил Лазаря. В каком из произведений русской классики упоминается это библейское сказание?

  9. Высший орган иудейского духовенства называется ………..

  10. Объявил Иисуса лжемессией и приговорил к смерти на кресте первосвященник иудейский ……, а утвердил приговор римский прокуратор Иудеи ………..

  11. Какие тексты включает в себя Библия, кроме Нового Завета?

  12. Завершает Новый Завет …………

  13. Как переводится греческое слово «Апокалипсис»?

  14. О чем пророчествует Апокалипсис?

  15. Родоначальником и провозвестником живописи Возрождения, создавшим знаменитую фреску «Поцелуй Иуды», стал …….

  16. Лирическая песня, созданная на основе высокой поэзии изысканного стиля, называется ……….

  17. Узнайте шедевры гениев Ренессанса (автор и название работы):

А.Б.В.Г

ДЕЖ





18. Плеяду гениев, творивших в эпоху Высокого Ренессанса, называют ……….. Назовите трех из них.

19. В картинах какого художника рождались фантастические, полные гротеска образы, внешне не совпадающие с реальностью?

20. Кто является основоположником Северного Ренессанса?

21. Кто является автором произведения «Похвала глупости», в котором обличается современное общество и в котором человеческие пороки представлены в шутовском облачении?

22. Какую книгу Франсуа Рабле считают энциклопедией французского Возрождения?

23. В XX веке знаменитый русский бард Б.Ш. Окуджава написал стихотворение-песню, в которой проникновенно обобщил духовные искания этого поэта французского Ренессанса. Назовите его имя.























Ответы

  1. Библия

  2. «Ветхий Завет» и «Новый Завет», Евангелие

  3. о сотворении мира

  4. мятеж человека против Творца, ослушание, грехопадение без раскаяния

  5. о Каине и Авеле

  6. Всемирный потоп

  7. сооружение Вавилонской башни

  8. Авраама

  9. Аврааму

  10. сыны Израиля

  11. Моисей

  12. Скрижали

  13. религиозная молитвенная лирика; 150 псалмов

  14. Джорджо Вазари в 1550 году

  15. гуманизма (человеческий)

  16. - Проторенессанс (12-13 вв.);

  17. - Раннее Возрождение (15 в.);

- Высокое Возрождение (конец 15 – 16 вв.);

- Позднее Возрождение (вторая половина 16 в.)

  1. А – Тициан

Б – Леонардо да Винчи

В – Альбрехт Дюре

  1. музыкой Треченто

  2. Джованни Боккаччо «Декамерон»

  3. качча (букв. охота, погоня)

  4. Франческо Петрарка

  5. баллата (танец)

II вариант

  1. царя Давида

  2. храм Ягве

  3. радостная весть

  4. из четырех канонических текстов – Евангелий от Матфея, Иоанна, Луки и Марка

  5. «Благовещение»

  6. на небосклоне засияла яркая Вифлеемская звезда

  7. проповедью любви к ближнему, смирения

  8. в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского

  9. Синедрион

  10. первосвященник Иосиф Каиафа; прокуратор Понтий Пилат

  11. Деяния святых апостолов, Соборные послания, Послания апостола Павла

  12. Откровение Иоанна Богослова

  13. Откровение

  14. пророчествует о конце света, рассказывает о борьбе Христа с антихристом, Страшном суде и наступлении царства Божия

  15. Джотто ди Бондоне

  16. Мадригал

  17. А – «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли

Б – «Мона Лиза» («Джоконда») Леонардо да Винчи

В – Мекеланджело «Пьета»

Г – «Сикстинская мадонна» Рафаэль Санти

Д – «Юдифь» Джорджоне

Е – «Весна» Боттичелли Сандро

Ж – «Мадонна Лита» Леонардо да Винчи

  1. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Мекеланджело Буонарроти

  2. Иероним Босх

  3. Ян Ван Эйк

  4. Эразм Роттердамский

  5. «Гаргантюа и Пантагрюэль»

  6. Франсуа Вийон













































Итоговая контрольная работа

1. В средние века центр образования и культуры :

а) церковь;

б) школа;

в) государство.

2. О каком архитектурном стиле идет речь: “главная роль отводилась суровой, крепостного характера архитектуре...”

а) готический;

б) романский;

в) барокко.

 3. Идеал эпохи Средневековья в:

а) телесной красоте;

б) телесной и духовной красоте;

в) духовной красоте.

4. “Ведущим архитектурным стилем стал городской собор со стельчатыми сводами, устремленными ввысь... с многоцветными витражами”. О каком архитектурном стиле идет речь?

а) романском;

б) барокко;

в) готическом.

5. "Немецкие рыцарские средневековые поэты-певцы, воспевавшие любовь к даме, служение богу и сюзерену, рыцарские подвиги и крестовые походы":

а) менестрели;

б) миннезингеры;

в) трубадуры.

6. Этот памятник архитектуры - синтез художественного опыта античноcти и воззрений христианства: "Он велик по размерам: диаметр купола около 32 метров, а его кольцо-основание поднято на высоту 14-этажного дома (более 40 метров)".

а) Софийский собор в Полоцке;

б) храм Василия Блаженного;

в) Софийский собор в Константинополе.

7. Искусство средневековья проникнуто духом:

а) символики;

б) науки;

в) мифологии. 

8. Культурное течение Возрождение противопоставило церковной идеологии культ Человека, отсюда название:

а) реформация;

б) гуманизм;

в) интуитивизм.

9. Отличительные черты Возрождения:

а) связь культуры и религии, подчинение человека церкви;

б) подражание античности, лишение человека права на развитие своих способностей;

в) светский характер культуры, гуманизм, обращение к античности.

10. Из всех искусств Возрождение особенно возвысило:

а) изобразительное;

б) "искусство слова";

в) музыкальное.

11. Любимый сюжет живописи Ренессанса:

а) исторические события Италии 14-16 вв.;

б) Mадонна с младенцем;

в) изображение природы Италии.

12. Среди работ этого художника - "Поцелуй Иуды", "Оплакивание Христа" и другие:

а) Брунеллески;

б) Джотто;

в) Боттичелли.

13. Соотнеси название работы и автора:

1) "Джоконда";                                      а) Микеланджело;

2) "Рождение Венеры";                        б) Боттичелли;

3) "Давид",                                            в) Леонардо да Винчи.

14. Временные рамки эпохи Возрождения:

а) 12-15 века;

б) 12-14 века;

в) 13-16 века.

15. В чем отличие мастеров эпохи Возрождения от средневековья:

а) они хотели остаться безызвестными;

б) они придавали оригинальность произведениям и подчеркивали свое авторство;

в) они копировали старых мастеров.

16. Одной из живописных последних работ Микеланджело была выполненная в 1514 г. огромная фреска Сикстинской капеллы. Какой библейский сюжет был изображен?

а) "Сотворение мира";

б) "Потоп";

в) 'Тайная вечеря"

17. Временные рамки Северного Возрождения:

а) 14-16 века;

б) 12-16 века;

в) 15-16 века.

18. Соотнеси автора и название:

а) "Воз сена";                                     1) Альбрехт Дюрер;

б) "Битва Карнавала и Поста";        2) Иероним Босх;

в) "Всадник, смерть и дьявол";        3) Питер Брейгель.

19. В творчестве Дюрера ренессансная ясность представлений

сочетается:

а) с научностью;

б) со средневековой фантастикой и суеверием;

в) с оптимизмом.

20. Главные персонажи в картинах Питера Брейгеля:

а) люди и природа;

б) библейские пророки;

в) богатые горожане.

21. Гуманизм эпохи Возрождения подготовил:

а) крестьянские войны;

б) религиозные споры;

в) формирование национальных культур.

22. Гравюра - это:

а) вид изобразительного искусства, в основе которого лежит

использование линии и рисунка;

б) вид графики, вырезанный на гладкой поверхности рисунок и

его отпечаток;

в) стенная роспись по свежей штукатурке.

23. Альбрехт Дюрер выполнил 15 гравюр на тему Апокалипсиса. Известен лист " Всадник, смерть и дьявол ", символизирующий 3 разрушительные силы. Назовите, какую разрушительную силу символизировал каждый из всадников.

1- ;              

2- ;           

3- .          


24.Установите соотношение эпох, стилей и художественных методов предложенным определениям, составив пары из цифр и букв:



1.В основе мировоззрения – представление о существовании двух миров (дуализм). Взаимопроникновение земного и потустороннего. В архитектуре – 2 ведущих стиля – романский и готический. Появление светской литературы, поэзии трубадуров, труверов, миннезингеров и вагантов; появление литургической драмы. Тело человека считалось вместилищем греха и порока. Искусство подчинялось церкви. Ведущий вид искусства – архитектура. Храм – «библия в камне».


2.Пришедшая на смену древним, первобытным цивилизациям «образцовая, классическая» эпоха в скульптуре, архитектуре, литературе, философии, ораторском искусстве. Это колыбель всей европейской цивилизации. Основа художественной культуры в эту эпоху – миф. Идеалом стал образ человека-гражданина, развитого гармонически и духовно. Шедевры этой эпохи много веков вдохновляли поэтов и художников, драматургов и композиторов, рождая представление о мире совершенной красоты и силе человеческого разума


3.«Эпоха, которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»: Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль…Возросший интерес к античной культуре. Искусство воспевает красоту природы, гармонию человеческого тела, поэзию человеческих чувств. Возросшее количество светских мотивов в культуре. В основе культуры в эту эпоху стояли идеи гуманизма. Низвергнут аскетизм (церковное учение о том, что тело человека – вместилище греха, а земная жизнь – смрадная,). Главная тема искусства – Человек, гармонично и всесторонне развитый, его мощь и величие. Человек и его разум возведен на пьедестал.


А) Возрождение

В) Средние века

Д) Античность



25. Составьте пары из 1 и 2 столбиков, сопоставив название страны и понятия (географические единицы, памятники культуры, явления, деятели и пр.) к ней относящиеся:

А) Индия

Б) Китай

В) Япония

Г) Тибет, Хуанхэ, Янцзы, Конфуций…

Д) кимоно, самурай, икэбана, танка и хокку…

Е) Тадж-Махал, Ганг, «Махабхарата», «Рамаяна», аюрведа…

26. В творчестве Рафаэля значительное место занимают картины с изображением Мадонны: "Мадонна Конестабиле", "Мадонна в зелени", "Мадонна со щегленком", "Сикстинская Мадонна" и др. Одно из вышеназванных произведений признано самым глубоким и самым прекрасным воплощением темы материнства в ренессансной живописи. Назовите это произведение.




Ответы

№ вопроса

Ответ

Кол.-во баллов

1

А

1 балл

2

б

1 балл

3

в

1 балл

4

А

1 балл

5

в

1 балл

6

В

1 балл

7

а

1 балл

8

Б

1 балл

9

В

1 балл

10

А

1 балл

11

Б

1 балл

12

Б

1 балл

13

1 - в,2 - б ,3 – а

3 балла

14

В

1 балл

15

Б

1 балл

16

Б

1 балл

17

В

1 балл

18

1-в , 2-а, 3-б;

3 балла

19

А

1 балл

20

А

1 балл

21

В

1 балл

22

Б

1 балл

23

ветер, огонь, вода,

3 балла

24.

1 – в, 2 – д, 3 – а


5 баллов (1 – 2б, 2 – 1б, 3 – 2б)

25.

Ае, бг, вд


3 балла

26.

«Сикстинская Мадонна»

3 балла


Критерии оценки:

Максимальное кол.-во баллов – 40

85 – 100 % - 30 – 40 баллов – оценка «5»

65-84 % - 25 - 29 балла – оценка «4»

50-64 % - 19 - 24 балл – оценка «3»












Критерии и нормы оценивания по мировой художественной культуре

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по мировой художественной культуре. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка контрольных и тестовых работ

При проведении тестовых работ по мировой художественной культуре критерии оценок следующие:

«5» - 90-100%

«4» - 72- 89%

«3» - 38 – 71%

«2» - менее 37 %.

Критерии оценивания презентаций

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе PowerPoint. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.

Критерии оценки

Параметры

Дизайн презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;

- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

- ссылки – все ссылки работают.

Средняя оценка по дизайну

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

- материал изложен в доступной форме;

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

- слайды расположены в логической последовательности;

- заключительный слайд с выводами;

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

Средняя оценка по содержанию

Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;

- ученик владеет материалом своей темы.

Средняя оценка по защите проекта


Итоговая оценка


Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.




























Учебно-методическое обеспечение

  1. Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л. Г. Емохонова. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2014 (электронный вариант)

  2. Мировая художественная культура. Учебник для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений / Л. А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

  3. Мировая художественная культура. От истоков до XII века.10 класс. Базовый уровень:учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010 (электронный вариант).

Интернет-ресурсы

http://www.fondcultura.ru/index.htm –   нормативные документы, программы, тематическое и поурочное планирование, контроль знаний по МХК, галерея, схемы, карты, таблицы 

http://www.artclassic.edu.ru/ – коллекция образовательных ресурсов по МХК (поиск произведений искусства по времени, стране, стилю и др.).

http://www.school.edu.ru/catalog (мировая художественная культура) Энциклопедии и библиотеки

http://ru.wikipedia.org/ - обширная энциклопедия с множеством сведений и изображений на большом количестве языков мира

http://www.artprojekt.ru - энциклопедия искусства – галереи, история искусства, дополнительные темы

http://www.smirnova.net/ - гид по музеям мира и галереям (несколько музеев и их история почти без картинок), материалы по искусству (статьи без изображений), небольшая галерея искусства, новости культуры и искусства

http://mifolog.ru/ - подробная энциклопедия по мифологии с текстами.

http://fashion.artyx.ru/ - «Иллюстрированная энциклопедия моды» (много черно-белых иллюстраций)