Оглавление
СТР.
1.Пояснительная записка_______________________________________________________________ 3 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)_______ 4 3. Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)__________________________ 6
4. Тематическое планирование _______________________________________ 8 - 11
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для учащихся с задержкой психического развития ( Вариант 7.2) Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Архангельская средняя школа имени А. А. Кудрявцева», на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития ( Вариант 7.2) по музыке и авторской программой «Музыка»1-4 классов, авт. Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г.
Рабочая программа ориентирована на учебники:
1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. М., Просвещение. 1 класс.
2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. М., Просвещение. 2 класс.
3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. М., Просвещение. 3 класс.
4. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. М., Просвещение. 4 класс.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Музыка» изучается в I–IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в 1 дополнительном классе, 1 классе, по 34 часа – во II–IV классах).
Срок реализации рабочей программы – 5 лет
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Музыка
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты, оцениваемые после освоения всей АООП НОО, которые могут быть сформированы при изучении учебного предмета «Музыка» отражают:
-осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
-формирование уважительного отношения к культуре других народов;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-формирование установки на бережное отношение к духовным ценностям;
-способность к осмыслению и дифференциации музыкальной картины мира, ее временной организации.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
-осуществлять разносторонний анализ (звучащей музыки);
-сравнивать музыкальные произведения;
-обобщать-классифицировать музыкальные произведения.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
-понимать смысл предъявляемых учебных задач (прослушать, определить, придумать и т.п.);
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, высказывание по результату прослушивания, двигательное изображение по заданию и т.п.);
-осуществлять контроль результатов (выучена запевка, стихотворение, куплет и пр.) под руководством учителя и самостоятельно.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
-адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности;
-использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.
Учебный предмет «Музыка» имеет значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже перечисленным направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:
– обозначить понимание и впечатление от воспринимаемого (понимаю – не понимаю);
– оценка своих возможностей в выполнении музыкальных заданий, сопоставление успешности их выполнения (развитие возможностей самооценки).
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:
– в умении слушать внимательно, не мешать другим, адекватно реагировать на творческие попытки одноклассников;
– в умении выполнять задания учителя, преодолевать стеснительность, адекватно реагировать на одобрение и порицание, возможную критику со стороны одноклассников.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется в понимании роли музыки и культуры в трансляции культурного наследия.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляются в стремлении научиться слушать и понимать музыку, выполнять музыкальные задания.
Кроме того изучение учебного предмета «Музыка» непосредственно связано с реализацией программы духовно-нравственного развития, воспитания.
Решаются следующие важнейшие задачи воспитания, обозначенные в ПрАООП:
– формирование основ российской гражданской идентичности – осознание себя как гражданина России;
– пробуждение чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
– осознание своей этнической и национальной принадлежности, воспитание положительного отношения к своей национальной культуре;
– формирование патриотизма и чувства причастности к коллективным делам (в ходе организации праздников);
– воспитание эмоционально-положительного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как:
формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
формирование элементов музыкальной культуры, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, формирование элементарных эстетических суждений;
развитие эмоционального осознанного восприятия музыки, как в процессе активной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений;
формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров;
использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
С учетом особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР в 1 классе предметные результаты конкретизируются следующим образом:
-адекватно ведет себя на уроках;
-проявляется позитивное отношение к прослушиванию музыкальных произведений, танцу, пению;
-появляется возможность чувствовать настроение, выражаемое музыкальным произведением (по словесному отчету);
-различает песню, танец, марш;
-знает названия некоторых музыкальных инструментов;
-различает некоторые звучания (голоса, музыкальные инструменты и пр.).
Содержание курса.
Музыка
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщённое представление об основных образноэмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт.
Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игрыдраматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационнообразная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественнообразного содержания произведений.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио‑ и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкальнопоэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Тематическое планирование по музыке во 2»б» классе (ЗПР).
№ урока | Раздел (количество часов), тема | Количество часов, отводимых на изучение темы |
| Россия — Родина моя (3ч) | |
1 | Мелодия. Здравствуй. Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский. | 1 |
2 | Родина моя! Моя Россия. Патриотическая песня. М. Глинка, слова Д. Машистова; Здравствуй, Родина моя! Ю. Чичков, слова К. Ибряева; Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой. Сочинения отечественных композиторов о Родине. | 1 |
3 | Гимн России. Гимн России А. Александров, слова С. Михалкова. Сочинения отечественных композиторов о Родине. | 1 |
| День, полный событий (6ч) |
| |
4 | Музыкальные инструменты. Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский. Композитор — исполнитель — слушатель.
| 1 |
5 | Природа и музыка. Прогулка. Пьесы. С. Прокофьев; Прогулка. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
| 1 |
6 | Танцы, танцы, танцы... Начинаем перепляс. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова П. Синявского. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. | 1 |
7 | Звучащие картины. Детская музыка. Музыка для детей: радио‑ и телепередачи. | 1 |
8 | Эти разные марши. С. Прокофьев «Марш деревянных солдатиков». Марш. Из оперы «Любовь к трём апельсинам». С. Прокофьев; Марш из балета «Щелкунчик». Песня, танец, марш и их разновидности | 1 |
9 | Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Сонная песенка. Р. Паулс, слова И. Ласманиса; Спят усталые игрушки. А. Островский, слова 3. Петровой; Ай -я, жу-жу, латышская народная песня; Колыбельная Медведицы из мультфильма «Умка». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. | 1 |
| «О России петь — что стремиться в храм» (7ч) |
| |
10 | Великий колокольный звон. Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. | 1 |
11 | Звучащие картины. Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. | 1 |
12 | Святые земли Русской. М. Мусоргский.Песня об Александре Невском; Вставайте, люди русские из кантаты «Александр Невский». Историческое прошлое в музыкальных образах. | 1 |
13 | Святые земли Русской. Александр Невский. М. Мусоргский.Песня об Александре Невском; Вставайте, люди русские из кантаты «Александр Невский». Историческое прошлое в музыкальных образах. | 1 |
14 | Святые земли Русской. Сергий Радонежский. Вечерняя песня. А. Тома, слова К. Ушинского. Добрый тебе вечер. Историческое прошлое в музыкальных образах | 1 |
15 | Молитва. Утренняя молитва; В церкви. П. Чайковский. Духовная музыка в творчестве композиторов. | 1 |
16 | С Рождеством Христовым! Рождество Христово. Рождественское чудо, народные славянские песнопения. Рождественская песенка Слова и музыка П. Синявского. Духовная музыка в творчестве композиторов. | 1 |
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5ч) |
| |
17 | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Светит месяц: Камаринская, плясовые наигрыши А. Шнитке. Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игрыдраматизации
| 1 |
18 | Разыграй песню. Светит месяц: Камаринская, плясовые наигрыши А. Шнитке. Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игрыдраматизации
| 1 |
19 | Выходили красны Девицы. Бояре, а мы к вам пришли. Русские народные песни. Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игрыдраматизации | 1 |
20 | Музыка о народном стиле. Ходит месяц над лугами. С. Прокофьев. Камаринская. М. Чайковский. Прибаутки. Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игрыдраматизации | 1 |
21 | Сочини песенку. Проводы зимы. Встреча весны. В. Комраков. слова народные; Реченька. Масленичные песенки; Песенки-заклички, игры, хороводы. Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игрыдраматизации | 1 |
| В музыкальном театре (4ч) |
| |
22 | Сказка будет впереди. Волк и семеро козлят. Опера-сказка (фрагменты). М. Коваль; Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев. ». | 1 |
23 | Детский музыкальный театр. Из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового. | 1 |
24 | Театр оперы и балета. Опера (фрагменты). М. Глинка. Песня-спор. Опера, балет, симфония, концерт. | 1 |
25 | Волшебная палочка. Опера «Руслан и Людмила» П. Чайковский. Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал. | 1 |
|
| |
26 | Петя и волк. Симфоническая сказка. С. Прокофьев
| 1 |
27 | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский. Увертюра. К опере «Руслан и Людмила». М. Глинка. Песня о картинах. Ген. Гладков, слова А. Кушнера | 1 |
28 | Звучит нестареющий Моцарт! В.А. Моцарт; Увертюра К опере «Свадьба Фигаро». Симфония № 40. Экспозиция 1-й части. В. А. Моцарт | 1 |
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (6ч) |
| |
29 | Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты. Менуэт. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах | 1 |
30 | Музыкальные инструменты. И всё это — Бах! Всё в движении. Хорал; Ария. Из Сюиты № 2. И.-С. Бах. В | 1 |
31 | Тройка. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. Тройка; весна; Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». | 1 |
32 | Природа и музыка. Весна. Осень. Печаль моя светла. Из вокального цикла «Пять песен для детей". С.Соснин, слова П. Синявского; Старый добрый клавесин. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского: Большой хоровод. Б. 1Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта. | 1 |
33 | Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии? Пусть всегда будет солнце. А. Островский, слова Л. Ошанина. Пони. С. Никитина, слова Ю. Мориц; До чего же грустно. Из вокального цикла «Пять песен для детей".
| 1 |
34 | Обобщающий урок IV четверти — заключительный урок-концерт . | 1 |
| | |
| ИТОГО | 34 |
| | |
Тематическое планирование
№ урока | Раздел (количество часов). Тема урока | Количество часов, отводимых на изучение темы |
|
|
|
1. | «И Муза вечная со мной!» Хоровод муз. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. П.И.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» Д.Кабалевский «Песня о школе». | 1 |
2 | Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Ролевая игра «Играем в композитора», Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок. П.Чайковский: «Сладкая греза», «Вальс», «Марш деревянных солдатиков». | 1 |
3 | Музыка осени. Обобщённое представление об основных образно эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей Г.Свиридов «Осень».В.Павленко «Капельки».Т.Потапенко «Скворушка прощается» | 1 |
4 | Сочини мелодию. Песня, танец, марш и их разновидности. Ролевая игра «Играем в композитора». | 1 |
5 | «Азбука, азбука каждому нужна…». Музыкальная азбука. Обобщающий урок. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Д.Кабалевский «Песня о школе».А. Островский «Азбука».В. Дроцевич «Семь подружек».«Нотный хоровод» | 1 |
6 | Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. «Полянка» (свирель),«Во кузнице» (рожок),«Как под яблонькой» (гусли). «Пастушья песенка» (французская народная песня), И.С.Бах «Шутка» | 1 |
7 | «Садко». Из русского былинного сказа. Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Д.Локшин «Былинные наигрыши» - (гусли) Н.А.Римский-Корсаков «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» | 1 |
8 | Звучащие картины. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. К.Кикта «Фрески Софии Киевской».Л.Дакен «Кукушка» | 1 |
9 | Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игрыдраматизации. Л.Книппера «Почему медведь зимой спит». | 1 |
10 | Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. «Тихая ночь» - международный рождественский гимн, «Щедрик»- украинская народная колядка «Все идут, спешат на праздник» - колядка С.Крылов - «Зимняя сказка» | 1 |
11 | Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти. Д Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Духовная музыка в творчестве композиторов. П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик»: «Марш» «Вальс снежных хлопьев» «Па- де-де» «Зимняя песенка» А.Бердыщев | 1 |
| Музыка и ты (17ч) |
|
12 | Край, в котором ты живешь. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр и др.).
В.Степанова «Добрый день» А.Шнитке - «Пастораль» Г.Свиридов – «Пастораль» В.Алексеев «Рощица» | 1 |
13 | Художник, поэт, композитор. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация — источник музыкальной речи. И. Кадомцев « Песенка о солнышке, радуге и радости» И.Никитин «Вот и солнце встает» | 1 |
14 | Музыка утра. Музыка вечера. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Э.Григ «Утро» В.Симонов «Утро в лесу» В. Гаврилин «Вечерняя музыка» В.Салманов « Вечер» | 1 |
15 | Музыкальные портреты. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. В.Моцарт « Менуэт» С.Прокофьев «Болтунья» | 1 |
|
16 | Разыграй сказку. Музыкальный и поэтический фольклор: , игрыдраматизации. П.Чайковский «Баба Яга» « Баба – Яга» - детская песенка | 1 |
17 | Музы не молчали. Историческое прошлое в музыкальных образах. А.Бородин «Богатырская симфония» «Солдатушки, бравы ребятушки» (русская народная песня) «Учил Суворов» | 1 |
18 | Мамин праздник. Обобщающий урок. Певческие голоса: детские. В.Моцарт «Колыбельная» И.Дунаевский «Колыбельная» М.Славкин « Праздник бабушек и мам» И.Арсеев «Спасибо» | 1 |
19 | Музыкальные инструменты.. Народная и профессиональная музыка. «У каждого свой музыкальный инструмент»- эстонская народная песня. П.Чайковский « Сладкая греза» «Тонкая рябина» - гитара Ж.Рамо - «Тамбурин»- клавесин И.Конради – «Менуэт» - лютня | 1 |
20 | «Чудесная лютня» (по алжирской сказке).. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. | 1 |
21 | Музыка в цирке. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. А.Журбин « Добрые слоны» И.Дунаевский « Выходной марш» Д.Кабалевский «Клоуны» О.Юдахина « Слон и скрипочка» | 1 |
22 | Дом, который звучит. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Духовная музыка в творчестве композиторов. Н.Римский-Корсаков опера «Садко» ( фрагменты) Р.Щедрин балет «Конек-Горбунок» ( «Золотые рыбки») | 1 |
23 | Опера-сказка.. Музыка для детей: радио‑ и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). М.Коваль «Волк и семеро козлят» М.Красев «Муха – цокотуха» | 1 |
24 | «Ничего на свете лучше нету».. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Г.Гладков «Бременские музыканты» | 1 |
| Итого: 24 ч |
Тематическое планирование.
№ урока | Раздел (количество часов) Тема урока | Содержание урока | Количество часов, отводимых на изучение темы |
| Россия - Родина моя. | | 3 |
1 | Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира. Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира. | Песня о России. В. Локтев, слова О. Высотской. Солдатушки, бравы ребятушки; А мы просо сеяли, русские народные песни, обраб. М. Балакирева, Н. Римского Корсакова. | 1 |
2 | Александр Невский. Кантата (фрагменты). Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка | . | 1 |
3 | Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен. Исполнение простых ансамблевых дуэтов, трио; соревнование малых исполнительных групп. | Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ),патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера) | 1 |
| О России петь - что стремиться в храм. | | 4 |
4 | Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности (до двух знаков). Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. | Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителей Рябининых; Симфония №2 ( «Богатырская»), 1-я часть (фрагмент) | 1 |
5 | Средства музыкальной выразительности. Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев; Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски | | 1 |
6 | Чтение нот хоровых и оркестровых партий по нотам с тактированием, с применением ручных знаков. Исполнение простейших мелодичных канонов по нотам. | Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого | 1 |
7 | Слушание произведений для симфонического, камерного, духового оркестров. Разучивание песен к праздникам (праздникам церковного календаря). | Тропарь праздника Пасхи; Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков. Богородице Дево, радуйся (№6). Из «Всенощной». С. Рахманинов. | 1 |
| День, полный событий | | 6 |
8 | Просмотр фрагментов детских кинофильмов и мультфильмов. Фильм - сказка «Морозко». Режиссёр А. Роу, композитор Н. Будашкина. Анализ функций и эмоционально – образного содержания музыкального сопровождения. | | 1 |
9 | Фильм – сказка «После дождичка в четверг». Режиссёр Л. Нечаев, композитор А. Рыбников. Характеристика действующих лиц (леймотивы), времени и среды действия. | | 1 |
10 | Фильм – сказка. «Приключения Буратино». Режиссёр Л. Нечаев, композитор А. Рыбников). Создание эмоционального фона; выражение общего смыслового контекста фильма | | 1 |
11 | Исполнение песен из кинофильмов и мультфильмов. Музыка к мультфильму «Винни Пух»( М. Вайнберг). «Ну, погоди» (А. Державин, А. Зацепин). | | 1 |
12 | Музыка к мультфильму «Крокодил Гена и Чебурашка» (В. Шаинский). Создание музыкальных композиций на основе сюжетов различных кинофильмов и мультфильмов. | | 1 |
13 | Исполнение песен из кинофильмов и мультфильмов. Работа над выразительным исполнением вокальных произведений. | Разучивание песен к празднику «Новый Год!» | 1 |
| Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | | 3 |
14 | Слушание песен народов мира с элементами анализа жанрового разнообразия, ритмических особенностей песен разных регионов, приёмов развития (повтор, вариантность, контраст). | Бульба, белорусская народная песня; Светлячок, Сулико, грузинские народные песни, Аисты, узбекская народная песня. | 1 |
15 | Исполнение песен народов мира с более сложными ритмическими рисунками (синкопа, пунктирный ритм) и различными типами движения (поступенное, по звукам аккорда, скачками | Колыбельная, английская народная песня; Колыбельная, неаполитанская народная песня | 1 |
16 | Санта Лючия, итальянская народная песня; Вишня, японская народная песня (Слушание произведений для народного оркестра. | | 1 |
| В концертном зале | | 5 |
17 | Оркестровая музыка. Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный, джазовый, эстрадный. Оркестровые произведения А. Вивальди. | Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. | 1 |
18 | Формирование знаний об основных группах, особенностях устройства и тембров инструментов. Оркестровая партитура. Оркестровые произведения В. Агапкина. | Полонез ля мажор; Вальс си минор Разучивание песен ко Дню Защитника Отечеста. | 1 |
19 | Электромузыкальные инструменты. Синтезатор как инструмент – оркестр. Соната №8 («Патетическая») (фрагменты) Л. Бетховен | | 1 |
20 | Оркестровые ансамбли. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова произведения В. Андреева. | | 1 |
21 | Арагонская хота. М. Глинка. Баркарола (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский. | | 1 |
| В музыкальном театре | | 6 |
22 | Балет, опера, мюзикл. Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально – театральных произведений. П. И. Чайковский «Щелкунчик» | | 1 |
23 | Сравнение особенностей жанра и структуры музыкально – сценических произведений, функций балета и хора в опере. К. Хачатурян «Чипполино». | | 1 |
24 | Синтез искусств в музыкально – сценических жанрах: роль декораций в музыкальном спектакле; мастерство художника – декоратора. Н. А. Римский – Корсаков «Снегурочка» | | |
25 | Разучивание песен к праздникам. Подготовка концертных программ. | Разучивание песен о маме. | |
26 | Разучивание простых ансамблевых дуэтов, трио, соревнование малых исполнительских групп. | | |
27 | Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам. Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам. | | |
| Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… | | 7 |
28 | Песни военных лет в исполнении духовых оркестров. Лирические песни в исполнении народных оркестров; произведения баяна, домры, балалайки – соло, народных инструментов региона. | | |
29 | Мастерство известных исполнителей (С.Рихтер, С. Лемешев) Произведения композиторов – классиков (С. Рахманинов, Н. Римский – Корсаков, Ф. Шопен) | | |
30 | Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового, сольного пения и отражающих полноту тематики освоенного учебного материала. | Мастерство известных исполнителей ( И. Козловский, М. Ростропович и др.) | |
31 | Викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты. Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д. | | |
32 | Лучшее исполнение произведений хорового, сольного пения, пройденных за весь период обучения. | | |
33 | Музыкально – театрализованное представление как итоговый результат освоения программы. | | |
34 | Урок - концерт. | | |
| | | |
| Итого | | 34 |
| | | |
33