МБОУ Павловская СШ
Согласовано: Утверждаю:
Решение педсовета Директор школы________
№ 1 от 30 .08.2017г. Емельянцева Л.И.
Приказ № 57 от
31.09.2017г.
Рабочая программа
по музыке
На 2017-2018уч. год
2 класс
Составил учитель Рубцова
Валентина Михайловна
Настоящая рабочая программа составлена для учащихся 2 класса общеобразовательного учреждения по музыке, на основе авторской программы Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка», утвержденной МО РФ в соответствии ФГОС НОО.
Место предмета в базисном учебном плане
На изучение предмета «Искусство» (музыка) во 2 классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.
Учебно – методический комплекс
1. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. – Музыка. Рабочие программы 1-4 класс. – М.: Просвещение.
2. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. Музыка 2 класс. Учебник. – М.: Просвещение.- 2011
3. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. Музыка 2 класс. Рабочая тетрадь для учащихся.– М.: Просвещение.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.
Формирование уважительного отношения к культуре других народов.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.
Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты
Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
Знать/понимать:
Жанры музыки (песня, танец, марш);
Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);
Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.
Уметь:
Выявлять жанровое начало музыки;
Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Содержание программы
Россия — Родина моя (3ч)
Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.
Музыкальный материал: «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский; «Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова; «Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева; «Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
День, полный событий (6ч)
Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный инструмент — фортепиано.
Музыкальный материал: пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский; Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев; «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; «Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского; «Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса; «Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой; «Ай-я, жу-жу», латышская народная песня; «Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.
«О России петь — что стремиться в храм» (7ч)
Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.
Музыкальный материал: «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский; Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев; Народные песнопения о Сергии Радонежском; «Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский; «Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского; Народные славянские песнопения; «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо»; «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5ч)
Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.
Музыкальный материал: плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская», «Наигрыш». А. Шнитке; Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли»; «Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев; «Камаринская». П. Чайковский; Прибаутки. В. Комраков, слова народные; Масленичные песенки; Песенки-заклички, игры, хороводы.
В музыкальном театре (4ч)
Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
Музыкальный материал: «Волк и семеро козлят» (фрагменты из детской оперы-сказки). М. Коваль; «Золушка» (фрагменты из балета); «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев; «Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский; «Руслан и Людмила» (фрагменты из оперы). М. Глинка; «Песня-спор» из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового.
В концертном зале (3ч)
Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
Музыкальный материал: симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев; «Картинки с выставки», пьесы из Фортепианной сюиты. М. Мусоргский; Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В. А. Моцарт; Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В. А. Моцарт; Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка; «Песня о картинах». Гр. Гладков, слова Ю. Энтина.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (6ч)
Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.
Музыкальный материал: «Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; «Менуэт» из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа, хорал, ария из Сюиты № 3. И. С. Бах; «Весенняя». В. А. Моцарт, слова Овербек, перевод Т. Сикорской; «Колыбельная». Б. Флис — В. А. Моцарт, русский текст С. Свириденко; «Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника; «Песня жаворонка». П. Чайковский; Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (фрагменты 1-й части). П. Чайковский; «Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский; «Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова; «Пусть всегда будет солнце!». А. Островский, слова Л. Ошанина; «Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата (план) | Дата (факт) | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания |
Россия — Родина моя (3ч) |
1 | | | Мелодия Здравствуй, Родина моя! | 1 | М. П. Мусоргский, опера «Хованщина». Композиторская и народная музыка Ю. Чичков «Здравствуй, Родина моя!». Г. Струве «Моя Россия» |
2 | | | Моя Россия. Музыкальные образцы родного края | 1 | Россия - Родина моя. Музыка о родном крае. Композиторская и народная музыка |
3 | | | Гимн России. Входной тест. | | Гимн России - главная песня нашей Родины. Символ России. Столица |
День, полный событий (6ч) |
4 | | | Музыкальный инструмент - фортепиано | 1 | Музыкальный инструмент – фортепиано, его история и устройство. Картины природы - звуками фортепиано |
5 | | | Природа и музыка. Прогулка | 1 | Песенность, танцевальность и маршевость в музыке русских композиторов. Мелодия. Регистр. Изобразительность в музыке |
6 | | | Танцы, танцы, танцы... | 1 | Танцевальные ритмы. Пластика движений. Разнообразие танцевальной музыки |
7 | | | Эти разные марши | | Интонация шага. Ритмы маршей. Разнообразие маршевой музыки |
8 | | | «Расскажи сказку» .Колыбельные | 1 | Сказочные образы в музыке С. С. Прокофьева и П. И.Чайковского. Колыбельные – самые древние песни. Интонация колыбельной; темп, динамика, выразительность исполнения |
9 | | | Великий колокольный звон | 1 | Разнообразие колокольных звонов, голоса - тембры колоколов. Композиторы, включавшие звоны колоколов в свои произведения |
«О России петь — что стремиться в храм» (7ч) |
10-11 | | | Святые земли Русской | 2 | Святые земли Русской - Александр Невский и Сергий Радонежский. Национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Музыка в их честь |
12-13 | | | Молитва | 2 | Страницы «Детского альбома» П. И. Чайковского - день, прожитый ребенком, начинающийся и заканчивающийся молитвой |
14-16 | | | Рождество Христово | 3 | Праздники православной церкви. Евангелие. Сочельник. Колядки. Песнопения |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5ч) |
17 | | | Русские народные инструменты | 1 | Оркестр русских народных инструментов. Плясовые наигрыши. Вариации. Инструментальные импровизации учащихся |
18 | | | Плясовые наигрыши. Разыграй песню | 1 | Фольклор - народная мудрость. Русские народные песни. Хоровод. Разыгрывание песен |
19 | | | Музыка в народном стиле. Сочини песенку | 1 | Авторская музыка в народном стиле. Инструментальная импровизация учащихся.Мелодическая импровизация на тексты народных песенок |
20 | | | Обряды и праздники русского народа | 1 | Проводы зимы: Масленица. Встреча весны |
21 | | | Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр | 1 | Удивительный мир театра. Детский музыкальный театр. Опера М. Коваля «Волк и семеро козлят» |
В музыкальном театре (4ч) |
22 | | | Опера. Балет. Театр оперы и балета | 1 | Опера. Примадонна. Дуэт. Трио. Хор Балет. Балерина. Танцор. Кордебалет. Драматургия развития балетных сцен в балете С. С. Прокофьева «Золушка». Театры оперы и балета мира. |
23 | | | Волшебная палочка | | Дирижер - руководитель оркестра. Дирижерские жесты. Ролевая игра «Играем в дирижера» |
24-25 | | | Опера М. И.Глинки «Руслан и Людмила» | 2 | Поэма А. С. Пушкина и опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Сравнительный анализ |
В концертном зале (3ч) |
26 | | | Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк» | 1 | Концертный зал. Большой зал Московской консерватории. Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк». Знакомство с инструментами симфонического оркестра |
27 | 4ч 06.04. | | Сюита М. П. Мусоргского «Картинки с выставки». Музыкальные впечатления | 1 | Музыкальные портреты и образы в сюите М. П. Мусорского «Картинки с выставки» |
28 | 13.04 | | Звучит нестареющий Моцарт! Увертюра к Симфонии №40 | 1 | Жизнь и творчество В.-А. Моцарта. Сравнительный анализ музыки М. И. Глинки и В.-А. Моцарта. |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (6ч) |
29 | 20.04 | | «И всё это - И.-С.Бах!» (Орган) | 1 | Музыкальная речь – интонация. Музыкальный язык. Музыка И.-С. Баха. Музыкальный инструмент - орган |
30 | 27.04 | | Всё в движении | 1 | Выразительность и изобразительность музыки. Контраст. Сравнительный анализ произведений Г. В. Свиридова, М. И. Глинки |
31 | 04.05 | | Музыка учит людей понимать друг друга | 1 | Песня. Танец. Марш. Композитор - исполнитель - слушатель. Творчество Д. Б. Кабалевского |
32 | 11.05 | | Мир композитора. П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев | 1 | Конкурс исполнителей им. П. И. Чайковского. Инструментальный концерт. Музыкальная речь и музыкальный язык. П. И. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром |
33 | 18.05 | | Итоговый тест. | 1 | |
34 | 25.05 | | Анализ работы. Работа над ошибками. | 1 | |