СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 3 класс для учащихся с ЗПР

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предмета «Музыка» для 3 класса составлена на основе АООП НОО для обучающихся с ЗПР МБОУ СОШ № 2 города Кузнецка, в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования. Приказ №115-О от 01.09.22г.

На изучение предмета отводится 34 часов.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 3 класс для учащихся с ЗПР»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 города Кузнецка



Принято

Протокол педагогического совета №1 от 29.08.22г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР_________

Ю.Е.Илюшкина


Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 2 города Кузнецка

________М.В.Калмыкова

Приказ №115-О от01.09.22г.










Адаптированная рабочая программа

по музыке для детей с ЗПР в 3 классе









Составитель:

учитель музыки

первой квалификационной

категории

Ярославцева М.В.













Кузнецк, 2022

Рабочая программа предмета «Музыка» для 3 класса составлена на основе АООП НОО для обучающихся с ЗПР МБОУ СОШ № 2 города Кузнецка, в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования. Приказ №115-О от 01.09.22г.

На изучение предмета отводится 34 часов.


1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»


Личностные результаты.


Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей, учащихся с интеллектуальной недостаточностью, направленная на коррекцию познавательной деятельности. При отборе материала учитывались разные возможности и способности обучающегося по усвоению музыкальных представлений, знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Поэтому программа предусматривает дифференцированный подход к учащимся в обучении.


- развитие музыкального слуха, вокально-хоровые навыки;

- исправление недостатков познавательной деятельности, наблюдательности, воображения;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- развитие любознательности и формирование интереса к изучению предмета «Музыка»;

- коррекция недостатков умственного и физического развития обучающихся;

- развитие эстетических представлений, слухового внимания, чувства ритма, понимания содержания песен на основе характера мелодии, эмоциональное исполнение песен и восприятие музыкальных произведений;

- усвоение минимальных знаний по теории музыки.

Метапредметные результаты.


- в результате выполнения под руководством учителя практических видов деятельности (интонирование мелодии, пение, слушание, игра на музыкальных инструментах) закладываются основы таких социально ценных к личностным и нравственным качествам, как уважение к культурному наследию, любознательность, чувство товарищества, ответственности, эстетическое восприятие действительности, любовь к прекрасному;

- получение опыта хорового пения, разностороннее культурно-эстетическое развитие, адаптация в обществе.


Регулятивные УУД:

Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма.

Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи) совместно с учителем.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему с помощью учителя.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.


Познавательные УУД:

Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).

Выполнять универсальные логические действия:

- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),


Коммуникативные УУД:

Способность излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Договариваться с людьми, согласую с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.


Предметные результаты.

понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров.

иметь представление о приемах взаимодействия и разви­тия образов музыкальных сочинений;

знать имена выдающихся русских и зарубежных компози­торов, приводить примеры их произведений;

уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, рели­гиозная, современная;

совершенствовать умения и навыки самообразования.

Учащийся 3 класса научится:

раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;


Учащийся получит возможность научиться:

заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;

воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности.

В основу разработки и реализации программы, обучающихся с ОВЗ заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты адаптированной программы обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к:

• структуре программы;

• условиям реализации программы;

• результатам освоения программы.

Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:

-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

-прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу формирования адаптированной программы обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:

• принципы государственной политики РФ в области образования1 (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

• онтогенетический принцип;

• принцип преемственности, предполагающий при проектировании адаптированной программы начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития

• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

• принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

• принцип сотрудничества с семьей.



2. Содержание предмета.

3 класс

Тема 1. Музыкальный проект «Сочиняем сказку». (7ч.)

Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческо-исполнительской деятельности. Создание творческого проекта силами обучающихся, педагогов, родителей. Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения. Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом.

Тема 2. Широка страна моя родная (4ч.)

Творчество народов России. Формирование знаний о музыкальном и поэтическом фольклоре, национальных инструментах, национальной одежде. Развитие навыков ансамблевого, хорового пения. Элементы двухголосия.

Тема 3. Хоровая планета (4ч.)

Хоровая музыка, хоровые коллективы и их виды (смешанные, женские, мужские, детские). Накопление хорового репертуара, совершенствование музыкально-исполнительской культуры.

Тема 4. Мир оркестра (5ч.)

Симфонический оркестр. Формирование знаний об основных группах симфонического оркестра: виды инструментов, тембры. Жанр концерта: концерты для солирующего инструмента (скрипки, фортепиано, гитары и др.) и оркестра.

Тема 5. Музыкальная грамота (3ч.)

Основы музыкальной грамоты. Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия.

Тема 6. Формы и жанры в музыке (3ч.)

Простые двухчастная и трехчастная формы, вариации на новом музыкальном материале. Форма рондо.

Тема 7. Я – артист (4ч.)

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.

Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных программ.

Тема 8.Музыкально-театрализованное представление (4ч.)

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы в третьем классе.

Тематическое планирование.


п/п

Раздел


3класс.


Количество часов

1

Музыкальный проект «Сочиняем сказку».

2.

Широка страна моя родная

4ч.

3.

Хоровая планета

4ч.

4.

Мир оркестра

5ч.

5.

Музыкальная грамота

3ч.

6.

Формы и жанры в музыке

3ч.

7.

Я – артист

4ч.

8.

Музыкально-театрализованное представление

4ч.































Тематическое планирование по музыке 3 класс (34часа)



содержание

Кол-во часов

1

Формы и жанры музыки.

2

Двухчастная и трехчастная форма музыки.

3

Вариации и рондо.

4

Мир оркестра.

5

Группы симфонического оркестра.

6

Инструменты симфонического оркестра.

7

Симфоническая сказка «Петя и Волк»

8

Жанр концерт.

9

Я –артист. Разучивание песни.

10

Музыкальный проект «Сочиняем сказку.»

11

Музыкальный проект «Сочиняем сказку.»

12

Творчество народов России.

13

Музыкальный и поэтический фольклор России.

14

Национальные инструменты народов России.

15

Народные песни России.

16

Музыкальный проект «Сочиняем сказку.»

17

Музыкальный проект «Сочиняем сказку.»

18

Я-артист. Творческое соревнование.

19

Хоровая музыка.

20

Хоровой коллектив и их виды. (смеш, женский, мужской, детс.)

21

Хоровой коллектив и их виды. (академический, народный)

22

Хоровой коллектив в церкви.

23

Я- артист. Разучивание песни.

24

Основы музыкальной грамоты.

25

Интервалы и трезвучия.

26

Каноны.

27

Музыкальный проект «Сочиняем сказку.»

28

Музыкальный проект «Сочиняем сказку.»

29

Я –артист. Разучивание песни.

30

Музыкальная викторина.

31-32

Музыкально театрализованное представление.



33-34


Музыкально театрализованное представление.




34ч.


Перечень музыкальных произведений для использования в обеспечении образовательных результатов, по выбору образовательной организации для использования в обеспечении образовательных результатов.

  1. Бетховен Л. «Ярость по поводу потерянного гроша»

  2. Бриттен Б. «Путеводитель по оркестру для молодежи»

  3. Глинка М. «Арагонская хота»

  4. Кабалевский Д. «Рондо-марш», «Рондо-танец», «Рондо-песня»

  5. Инструментальная музыка народов России (народные и национальные инструменты): гармонь, балалайка, домра, гусли, рожок, свирель, окарина, жалейка, кугиклы, хомус, хомыс, курай, лимба, хур, чатхан и другие.

  6. Концертная музыка: концерты солирующих инструментов с оркестром (Л.Бетховена, В.Моцарта, Ф.Мендельсона, П.Чайковского, Х.Родриго, Э.Грига и других)

  7. Мусоргский М. «Картинки с выставки» в оркестровке М.Равеля

  8. Песни народов, проживающих в национальных республиках России (на выбор)

  9. Хоровые произведения в исполнении Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.Александрова (песни о Великой Отечественной войне), Государственного академического русского народного хора), Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения и других. Русские народные песни: «Заплетися, плетень», «Ах, ты зимушка, зима», «Блоха» («Ой, как во зеленом во бору, да»), «Как под горкой», «Как у наших у ворот», «Во поле береза стояла», «Со вьюном я хожу», «Сею-вею снежок» и другие.


























Приложение.


Психолого-педагогическая характеристика для учащихся с ЗПР.


Коррекционно – развивающего обучения детей с задержкой психического развития (VII). Обучающиеся с таким развитием имеют небольшие отклонения в умственном (интеллектуальном развитии) и эмоционально – личностном развитии, у кого-то из детей бывает смешанная несформированность данных функций, поэтому к детям нужен особый интеллектуальный подход в обучении.

В основном, у всех детей удовлетворительная успеваемость.

Отставание детей проявляется в целом или локально в отдельных функциях. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, сформированы у них недостаточно. У детей отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния, что приводит к затруднениям усвоения школьных норм и школьной адаптации в целом. Знания непрочны, недолговечны. Чаще запоминают механически, не пытаясь осмыслить. Дети работают по образцу. Им необходимы упражнения с комментированием, частое повторение задания, индивидуальная помощь учителя. Работоспособность низкая. Обучающиеся быстро утомляются, часто отвлекаются. Им необходима смена видов деятельности, минутки релаксации, физ. Паузы, постоянное поддержание интереса, похвала, использование наглядности, игровых форм работы, повышение мотивации. Несколько обучающихся учатся с удовольствием. Научились практически применять полученные учебные навыки и умения, они являются лидерами учебного процесса. Для детей с ЗПР характерна бедность словарного запаса и недостаточный уровень развития устной связной речи. Многие обучающиеся могут не выполнить домашнее задание, поэтому следует задавать его «дозированно», и на изученную тему.


Система оценки достижений.


Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для развития и восстановления эмоционально-личностной сферы обучающихся осуществляется контроль устных и письменных работ по учебным предметам по изменённой шкале оценивания. В вышеуказанных документах рекомендуется не применять при оценивании знаний, обучающихся отметку «2», так как это влияет на мотивацию в изучении данного предмета, а также является преодолением негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, совершенствование учебной деятельности обучающихся с задержкой психического развития, повышением их работоспособности, активизацией познавательной деятельности.

Слушание музыки

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Критерии оценки:

Отметка «5»

Дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный;

Отметка «4»

Ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя;

Отметка «3»

Ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя;


Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Критерии оценки:

Отметка «5»

Знание мелодической линии и текста песни, чистое интонирование и ритмически точное исполнение, выразительное исполнение;

Отметка «4»

Знание мелодической линии и текста песни, в основном чистое интонирование, ритмически правильное, пение недостаточно выразительное;

Отметка «3»

Допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни, неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности, пение невыразительное;


Музыкальная терминология

Критерии оценки:

Отметка «5»

Твердое знание терминов и понятий, умение применять это значение на практике.

Отметка «4»

Неточность в формулировках терминов и понятий, умение частично применять их на практике.

Отметка «3»

Слабое (фрагментарное) знание терминов и понятий, неумение использовать их на практике.


Критерии оценивания устного ответа:

Отметка «5»

Учащиеся правильно излагают изученный материал;

Анализирует произведения музыки, живописи, графики, архитектуры, дизайна, скульптуры;

Выделяет особенности образного языка конструктивных видов искусства, единства функционального художественно-образных начал и их социальную роль;

Знает основные этапы развития и истории музыки, архитектуры, дизайна, живописи и т.д., тенденции современного конструктивного искусства.

Отметка «4»

Учащиеся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера.

Отметка «3»

Учащийся слабо справляется с поставленным вопросом;

Допускает неточности в изложении изученного материала.

Музыкальная викторина

Критерии оценки:

Отметка «5»

Все музыкальные номера отгаданы учащимся верно;

Отметка «4»

Два музыкальных произведения отгаданы не верно;

Отметка «3»

Четыре музыкальных номера не отгаданы;


Оценка тестовой работы.

Отметка «5»

При выполнении 100-90% объёма работы

Отметка «4»

При выполнении 89 - 76% объёма работы

Отметка «3»

При выполнении 75 - 50% объёма работы


Требования к ведению тетради

В тетрадь записываются:

1. Темы уроков.

2. Имена композиторов, даты их жизни, иногда краткая информация об их творчестве и созданных произведениях.

3. Названия звучащих на уроках произведений и краткая информация об их создании.

4. Названия и авторы разучиваемых песен.

5. Сложно запоминающиеся тексты песен.

6. Музыкальные впечатления.

7. Сообщения, выполняемые учащимися по желанию (по темам отдельных уроков.)

8. В конце тетради ведется словарь музыкальных терминов, который пополняется из года в год.

Тетрадь должна вестись аккуратно, может быть оформлена иллюстрациями, рисунками, портретами композиторов (в связи с записываемыми темами).

Тетрадь, таким образом, является рукотворным индивидуальным мини-учебником, куда ученик записывает нужную информацию, которую ему предстоит запомнить.

Тетрадь проверяется учителем один раз в триместр.

Оценка выставляется за:

1. Ведение тетради (эстетическое оформление), наличие всех тем, аккуратность.

2. Ведение словаря

3. Выполненное домашнее задание.

4. Самостоятельную письменную работу по карточкам: блиц-опрос (тесты), игра «Угадай мелодию».

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков

Контроль осуществляется в следующих видах: входной, текущий, итоговый. Форма контроля: устный опрос; самостоятельная работа; викторина; тест.

Виды контроля:

вводный, текущий, итоговый;

-фронтальный, комбинированный, устный.

Формы (приемы) контроля:

-самостоятельная работа, работа по карточке, тест, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.



















1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!