Приказ № 209 от 20.08.2020 г.
Программа разработана на основе авторской программы Е.Д. Критской.
• Формирование музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов информации (книг, видеофильмов, музыкальных музеев, Интернета и т. д.);
• формирование культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально - слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в восприятии музыки, развитие интереса к слушанию народной музыки и шедевров музыкальной классики, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно-образного содержания, выразительных средств;
• формирование и развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей учащихся, потребности в различных видах музыкально-исполнительской деятельности, элементарных певческих умений и навыков, навыков элементарного музицирования и импровизации на детских и простейших народных музыкальных инструментах;
• формирование музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми элементарных приемов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально-терапевтических упражнений (развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием возможностей музыкальной терапии).
Работа по учебно-методическому комплексу примерной программы основного общего образования по музыке Е.Д. Критской. Москва. «Просвещение», 2015 год.
С учетом требований федерального компонента государственного стандарта ООО призвана обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных и коммуникативных результатов.
Ожидается, что учащиеся по завершению обучения смогут демонстрировать следующие результаты в освоении музыки:
№ п/п | Разделы учебного курса | Компетенции | Научится | Получит возможность научиться |
1 | Музыка в жизни человека | Личностные | Широкой мотивационной основой учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы; ориентацией на понимание причин успеха в учебной деятельности; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы эмоционально- ценностному отношения к искусству; реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования; позитивной оценке своих музыкально- творческих способностей. | Выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения; устойчивого учебно – познавательного интереса к новым общим способам решения задач; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающих в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
Предметные | Познакомится с истоками возникновения музыки; рождением музыки как естественному проявлению человеческих чувств. Слышать звучание окружающей жизни, природы, настроений, увств и характера человека. Представлению об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Пе- сенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественным народным музыкальным традициям. Народному творчеству России. Музыкальному и поэтическому фольклору: есни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. | Историческому прошлому в музыкальных образах. Народной и профессиональной музыке. Сочинению отечественных композиторов о Родине. Духовной музыке в творчестве композиторов. |
Метапредметные | Умению строить речевые высказывания о музыке ( музыкальном произведении) в устной форме ( в соответствии с требованиями учебника для 1 класса); осуществление элементов синтеза как составление целого из частей; умению формулировать собственное мнение и позицию; умению проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям; умению устанавливать простые аналогии ( образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства; осуществлению поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника. | Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. |
Коммуникативные | Стремления находить продуктивное сотрудничество ( общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально- творческих задач; участие в музыкальной жизни класса (школы, города); допускать возможность существования у людей различных точек зрения, чв том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Слушать собеседника; определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников. |
2 | Основные закономерности музыкального искусства | Личностные | Чувству гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей. | Умению наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка; умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; уважительное отношение к культуре других народов; сформированности эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
Предметные | Интонационно-образной природе музыкального искусства. Выразительности и изобразительности в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальной речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенностям музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотной запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. | Сопоставлению и столкновению чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основным приёмам музыкального развития (повтор и контраст). Формам построения музыки как обобщенное выражение художественно- образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др. |
Метапредметные | Овладению способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; освоению способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; формированию умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определению наиболее эффективных способов достижения результата в исполнительской и творческой деятельности. | Продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; освоению начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей. |
Коммуникативные | Учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог. |
3 | Музыкальная картина мира | Личностные | Развитию мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др. | Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. |
Предметные | Интонационному богатству музыкального мира. Общим представлениям о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различным виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. | Народному и профессиональному музыкальному творчеству разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональным музыкально-поэтическим традициям: содержание, образная сфера и музыкальный язык. |
Метапредметные | Овладению навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; приобретению умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; формированию умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме. | Овладению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно- образного и жанрового, стилевого анализа музы8кальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности; умению осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.). |
Коммуникативные | Слушанию и анализу музыкальных произведений с последующим обсуждением, умение выразить и обосновать свою точку зрения, умение уважать мнение других; участие в коллективном обсуждении, умение задать вопросы. Так как специфика предмета такова, что, слушая какое-либо произведение искусства каждый человек трактует его по-своему, очень важно, чтобы учащиеся могли уметь выразить и грамотно обосновать свою точку зрения, при этом уважительно относится к мнению друг друга, даже если она противоположная. | Участию в совместной деятельности на основе сотрудничества поиска компромиссов, распределения функций и ролей. Умению воспринимать окружающий мир во всем его социальном культурном, природном и художественном разнообразии. |
Рабочая программа расчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю). Итого за год 34 часа.
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата | Предметные компетенции | Вид учебной деятельности | Контроль |
| Россия – Родина моя | | | | | |
1 | Мелодия – душа музыки. | 1 | 04.09 | Личностные: Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкального произведения. Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради. Коммуникативные: умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий). Регулятивные: выполнять творческие задания из рабочей тетради; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. | Выявить настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.). | Текущий |
2 | Природа и музыка. | 1 | 11.09 | Л: представлять образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие России. П: наблюдение за явлениями жизни и искусства в учебной деятельности; овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов, выбор способов решения проблем поискового характера К: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Р: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности. | Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.). Петь мелодии с ориентацией на нотную запись. | Текущий |
3 | Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава. | 1 | 18.09 | Л: воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, российский народ и историческое прошлое России; осознание своей этнической и национальной принадлежности. П: овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов, выбор способов решения проблем поискового характера; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства. К: ставить вопросы, предлагать помощь, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Р: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений. | Петь мелодии с ориентацией на нотную запись. Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной т поэтической речи. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | Текущий |
4 | Кантата «Александр Невский». | 1 | 25.09 | Л: проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания. П: готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства; участие в совместной деятельности на основе сотрудничества. К: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. Р: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности. | Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной т поэтической речи. Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках. | Текущий |
5 | Опера «Иван Сусанин». Родина моя. Русская земля... Да будет во веки веков сильна. | 1 | 02.10 | Л: принимать позицию слушателя (исполнителя) музыкальных произведений, владеть навыками оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности. П: участие в совместной деятельности на основе сотрудничества; контроль, планирование и оценка собственных учебных действий. К: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций; владение умениями совместной деятельности. Р: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей. | Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | Текущий |
| День, полный событий | | | | | |
6 | Утро. Мини – проект «Мое любимое время суток». | 1 | 09.10 | Л: воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, российский народ и историческое прошлое России; осознание своей этнической и национальной принадлежности. П: овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов, выбор способов решения проблем поискового характера; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства. К: ставить вопросы, предлагать помощь, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Р: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений. | Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. | Текущий |
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | 1 | 16.10 | Л: проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания. П: готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства; участие в совместной деятельности на основе сотрудничества. К: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. Р: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности. | Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении. Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии. | Текущий |
8 | В детской. Игры в игрушки. На прогулке. | 1 | 23.10 | Л: принимать позицию слушателя (исполнителя) музыкальных произведений, владеть навыками оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности. П: участие в совместной деятельности на основе сотрудничества; контроль, планирование и оценка собственных учебных действий. К: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций; владение умениями совместной деятельности. Р: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей. | Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера, разыгрывать их и исполнять во время досуга. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре. | Текущий |
9 | Вечер. Обобщающий урок. | 1 | 06.11 | Л: воспитание этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; осмысление интонационной выразительности музыки. П: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности. К: : аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций. Р: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности. | Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и жив описных произведений. Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | Текущий |
| О России петь – что стремиться в храм… | | | | | |
10 | Радуйся Мария! Богородица Дево, радуйся! | 1 | 13.11 | Л: выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкального произведения. П: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради. К: умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий). Р: выполнять творческие задания из рабочей тетради; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. | Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись). Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций». | Текущий |
11 | Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, мама! | 1 | 20.11 | Л: представлять образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие России. П: наблюдение за явлениями жизни и искусства в учебной деятельности; овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов, выбор способов решения проблем поискового характера К: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Р: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности. | Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций». Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. | Текущий |
12 | Вербное воскресенье. Вербочки. | 1 | 27.11 | Л: воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, российский народ и историческое прошлое России; осознание своей этнической и национальной принадлежности. П: овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов, выбор способов решения проблем поискового характера; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства. К: ставить вопросы, предлагать помощь, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Р: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений. | Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения. | Текущий |
13 | Святые земли Русской. | 1 | 04.12 | Л: проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания. П: готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства; участие в совместной деятельности на основе сотрудничества. К: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. Р: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности. | Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | Текущий |
| Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | | | | | |
14 | Настрою гусли на старинный лад. | 1 | 11.12 | Л: проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания. П: готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства; участие в совместной деятельности на основе сотрудничества. К: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. Р: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности. | Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. | Текущий |
15 | Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе. Лель, мой Лель. | 1 | 18.12 | Л: принимать позицию слушателя (исполнителя) музыкальных произведений, владеть навыками оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности. П: участие в совместной деятельности на основе сотрудничества; контроль, планирование и оценка собственных учебных действий. К: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций; владение умениями совместной деятельности. Р: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей. | Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях. | Текущий |
16 | Звучащие картины. Прощание с Масленицей. | 1 | 25.12 | Л: воспитание этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; осмысление интонационной выразительности музыки. П: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности. К: : аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций. Р: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности. | Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Принимать участие в традиционных праздниках народов России. | Текущий |
17 | Обобщающий урок. Мини – проект «Мой любимый народный праздник» | 1 | | Л: выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкального произведения. П: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради. К: умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий). Р: выполнять творческие задания из рабочей тетради; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. | Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительно, интонационно - осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | Итоговый |
| В музыкальном театре | | | | | |
18 | Опера «Руслан и Людмила». Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра. | 1 | | Л: выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкального произведения. П: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради. К: умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий). Р: выполнять творческие задания из рабочей тетради; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. | Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.). | Текущий |
19 | Опера «Орфей и Эвридика» | 1 | | Л: представлять образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие России. П: наблюдение за явлениями жизни и искусства в учебной деятельности; овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов, выбор способов решения проблем поискового характера К: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Р: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности. | Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.). Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. | Текущий |
20 | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа... В заповедном лесу. | 1 | | Л: воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, российский народ и историческое прошлое России; осознание своей этнической и национальной принадлежности. П: овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов, выбор способов решения проблем поискового характера; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства. К: ставить вопросы, предлагать помощь, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Р: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений. | Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. | Текущий |
21 | Океан- море синее. | 1 | | Л: проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания. П: готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства; участие в совместной деятельности на основе сотрудничества. К: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. Р: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности. | Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных праздниках. | Текущий |
22 | Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу. | 1 | | Л: принимать позицию слушателя (исполнителя) музыкальных произведений, владеть навыками оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности. П: участие в совместной деятельности на основе сотрудничества; контроль, планирование и оценка собственных учебных действий. К: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций; владение умениями совместной деятельности. Р: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей. | Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных праздниках. Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов. | Текущий |
23 | В современных ритмах. | 1 | | Л: воспитание этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; осмысление интонационной выразительности музыки. П: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности. К: : аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций. Р: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности. | Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов. Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля. | Текущий |
| В концертном зале | | | | | |
24 | Музыкальное состязание. Мини – проект: коллективный альбом « Классный оркестр». | 1 | | Л: выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкального произведения. П: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради. К: умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий). Р: выполнять творческие задания из рабочей тетради; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. | Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. | Текущий |
25 | Музыкальные инструменты. Звучащие картины. | 1 | | Л: представлять образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие России. П: наблюдение за явлениями жизни и искусства в учебной деятельности; овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов, выбор способов решения проблем поискового характера К: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Р: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности. | Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения. | Текущий |
26 | Музыкальные инструменты. | 1 | | Л: воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, российский народ и историческое прошлое России; осознание своей этнической и национальной принадлежности. П: овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов, выбор способов решения проблем поискового характера; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства. К: ставить вопросы, предлагать помощь, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Р: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений. | Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Различать на слух старинную и современную музыку. | Текущий |
27 | Сюита « Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная. | 1 | | Л: проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания. П: готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства; участие в совместной деятельности на основе сотрудничества. К: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. Р: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности. | Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. | Текущий |
28 | « Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. | 1 | | Л: принимать позицию слушателя (исполнителя) музыкальных произведений, владеть навыками оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности. П: участие в совместной деятельности на основе сотрудничества; контроль, планирование и оценка собственных учебных действий. К: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций; владение умениями совместной деятельности. Р: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей. | Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей. | Текущий |
29 | Мир Бетховена. Обобщающий урок. | 1 | | Л: воспитание этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; осмысление интонационной выразительности музыки. П: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности. К: : аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций. Р: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности. | Узнавать тембры музыкальных инструментов. Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей. | Текущий |
| Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… | | | | | |
30 | Чудо- музыка. | 1 | | Л: выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкального произведения. П: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради. К: умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий). Р: выполнять творческие задания из рабочей тетради; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. | Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами. Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты. Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша. | Текущий |
31 | Острый ритм- джаза звуки. Люблю я грусть твоих просторов. | 1 | | Л: представлять образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие России. П: наблюдение за явлениями жизни и искусства в учебной деятельности; овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов, выбор способов решения проблем поискового характера К: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Р: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности. | Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты. Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша. Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений. | Текущий |
32 | Мир С. Прокофьева. | 1 | | Л: воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, российский народ и историческое прошлое России; осознание своей этнической и национальной принадлежности. П: овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов, выбор способов решения проблем поискового характера; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства. К: ставить вопросы, предлагать помощь, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Р: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений. | Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений. Различать характерные черты языка современной музыки. Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру. | Текущий |
33 | Певцы родной природы. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. | 1 | | Л: проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания. П: готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства; участие в совместной деятельности на основе сотрудничества. К: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. Р: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности. | Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру. Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | Текущий |
34 | Обобщающий урок. | 1 | | Л: принимать позицию слушателя (исполнителя) музыкальных произведений, владеть навыками оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности. П: участие в совместной деятельности на основе сотрудничества; контроль, планирование и оценка собственных учебных действий. К: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций; владение умениями совместной деятельности. Р: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей. | Участвовать в подготовке заключительного урока – концерта. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | Итоговыйий |
А) Н.С. Римский-Корсаков;
Б) М.И. Глинка;
В) П.И. Чайковский;
Г) Действием.
А) А.С. Пушкина;
Б) М.И. Глинки;
В) М.Ю. Лермонтова
Г) балет.
В) Фурий – злых ведьм.
Г) Пасха.
А) С.С. Прокофьев Б) П.И.Чайковский В) М. Глинка
1) Э. Григ А) «С няней»
2) М. Мусоргский Б) Опера «Иван Сусанин»
3) Н. Римский-Корсаков В) Сюита «Пер Гюнт»
4) С. Прокофьев Г) «Снегурочка»
14, 16, 24, 1, 18, 20 (слово).