1раздел. Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке 5 класса разработана на основе нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образовании»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 N МД-1552/03 "Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием
Государственная программа Российской федерации «Российское образования» на 2013-2020 годы
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
Федеральная программа развития образования на 2016-2020 годы
Примерные программы по учебным предметам. 5 – 7 классы. Музыка. 5 – 7 классы. Искусство. 8 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2011 .
Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. Музыка. 5—8 классы. Искусство. 8—9 классы. — 5-е изд., дораб. — М. :Просвещение, 2017.
Образовательная программа основного общего образования ГБОУ СОШ№514 г. Санкт-Петербурга
Соответствие рабочей программы примерной, авторской программам.
Рабочая программа составлена на основе примерной и авторской программы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Музыка.5-7 классы. Примерные программы по учебным предметам. Музыка. 5 – 7 классы. М.: Просвещение, 2011 (электронная версия). А также учебного Сборника рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. Музыка. 5—8 классы. Искусство. 8—9 классы. — 5-е изд., дораб. — М. :Просвещение, 2017.(электронная версия)
Выбранная программа полностью соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047) и является завершенной предметной линией. Учебники имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ» и включены в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год. Программа предусматривает изучение предмета на основной общей ступени образования в объеме 0,5 ч в неделю, 15 часов в год (7 ч в перовом полугодии и 8 часов во втором) По согласованию с родителями обучающегося занятия проводятся 1 час в неделю (четверг) на 1 и 3 неделе месяца, начало занятий - с 16.09.2018г
. 2 раздел. Общая характеристика учебного предмета
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса,
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся
Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать культуру мышления и речи.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
-метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
-метод эмоциональной драматургии;
-метод интонационно-стилевого постижения музыки;
-метод художественного контекста;
-метод создания «композиций»;
-метод междисциплинарных взаимодействий;
-метод проблемного обучения;
-метод сравнения (впервые).
Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;
- выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах;
- хоровое и сольное пение.
Основное содержание образования в программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». В них включаются разделы: «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.
3 раздел. Описание места учебного предмета «музыка» в учебном плане
Широкое культурологическое пространство программы позволяет осуществлять выходы за пределы музыкального искусства, включать в контекст уроков музыки сведения из истории, произведения литературы, изобразительного искусства, которые способствуют общему и музыкальному развитию учащихся, формированию их ассоциативно-образного мышления, познавательных интересов, становлению творческих способностей развивающейся личности.
4 раздел . Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка» в 5 классе
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны обрести в процессе освоения учебного курса «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности;
наличие эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности.
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
знания о музыкальных и культурных традициях своего народа и народов других стран;
общие представление о интонационно-образной основе музыки, выразительности музыкального языка, о единстве содержания и формы;
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
5раздел . Содержание учебного предмета
Музыка как вид искусства.
Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства. Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др. Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы. Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона. Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк- рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке. Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.
Тематическое планирование 5 класс (15 часов)
№ | Содержание | Кол. час. | Характеристика деятельности |
| Музыка и литература | 3 | Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимать особенности воплощения стихотворных текстов. Воплощать образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, театрализации. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, средствах и формах ее воплощения. Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранном литературным образом. Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы Определять специфику деятельности композитора, поэта, писателя. Определять характерные признаки музыки и литературы. Понимать особенности воплощения стихотворного текста. Самостоятельно подбирать или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке. Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов. Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх. Исполнять отдельные образцы народного музыкально творчества своего края. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности. Передавать свои впечатления в устной и письменной форме. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях со сверстниками и родителями. Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы. Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведеня |
1 | Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой, песни о родном крае. Во поле береза стояла; Я на камушке сижу, русские народные песни. . Вокальная музыка. Рос¬сия, Россия, нет слова красивей... Песня русская в березах, песня русская в хлебах... Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно... | 1 |
2 | Вокализ. С. Рахманинов;Романс Г. Свиридов; Баркарола. П. Чайковский. Мелодией одной звучат печаль и радость... Песнь моя летит с мольбою.. | 1 |
3 | Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака. Вальс; Прелюдии; Полонез. Ф. Шопен.Слово о мастере. Гармонии задумчивый поэт | 1 |
| Раскрываются следующие содержательные линии: Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художествен-ной выразительности каждого из искусств. Средства музыкальной выразительности. Хор. Симфонический оркестр. Певческие голоса. Струнные инструменты; челеста, флейта. Колокольность. Жанры фортепианной музыки. Приемы развития в музыке. Контраст интонаций | |
| Музыка и литература | 4 |
4 | Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка. . Опера. Оперная мозаика. | 1 |
5 | Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский. Балет. Балетная мозаика. Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский. Балет-сказка «Щелкунчик | 1 |
6 | Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер. Музыка в театре, кино, на телевидении. Мюзикл. | 1 |
7 | Обобщение по теме: «Музыка и литература». Диагностическая работа. | 1 |
Раскрываются следующие содержательные линии: Опера. Либретто. Увертюра. Ария, речитатив, хор, ансамбль. Инструментальные темы. Музыкальный и литературный портреты. Выдающиеся исполнители. Балет. Либретто. Образ танца. Симфоническое развитие. Музыкальный фильм. Литературный сценарий. Мюзикл. Музыкальные и литературные жанры. |
№ | Содержание | Кол. час | Характеристика деятельности |
| Музыка и изобразительное искусство | 4 | Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров. Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимать особенности воплощения стихотворных текстов. Воплощать образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, театрализации. Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, средствах и формах ее воплощения. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. Самостоятельно подбирать сходные и или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке. Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.) Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов. Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Воплощать художествнно-образное содержание музыки и изобразительного искусства в драматизации, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать в пении, игре, пластике. Формировать личную фонотеку, библитеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства. Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами. Оценивать собственную музыкально-творческую Защищать творческие исследовательские проекты вне ветки часов. |
8 | Богородице Дево, радуйся. С. Рахманинов; Аве, Мария. Дж. Каччини; Аве, Мария. Ф. Шуберт; Аве, Мария. И.-С. Бах — Ш. Гуно.Три вечные струны: молитва, песнь, любовь... Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье... В минуты музыки печальной... Есть сила благодатная в созвучье слов живых... | 1 |
9 | Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли)Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева. Ты раскрой мне, природа, объятья... Мои помыслы — краски, мои краски — напевы..И это все — весенних дней приметы! | 1 |
10 | Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.Фрески Софии Киевской (фрагменты). В. Кикта. Весть святого торжества. Древний храм златой вершиной блещет ярко... | 1 |
11 | Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен. О, душа моя, ныне — Бетховен с тобой! Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет... | 1 |
| Раскрываются следующие содержательные линии: Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Песенность. Знаменный распев. Пение a capella. Орган. Исторические события, картины природы, характеры, портреты людей. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств.Сюита. Фреска. Тембры инструментов, оркестр. Дирижер. Группы инструментов симфонического оркестра. Симфония. Главные темы. Финал. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка. | |
| Музыка и изобразительное искусство | 4 |
12 | Органная фуга И.–С. Бах Застывшая музыка, в музыке Баха слышится музыка космоса… | 1 |
13 | Фуга М.Чюрленис. Композитор-художник. Я полечу в далекие миры, край вечный красоты... Звучащие картины. Вселенная представляется мне большой симфонией... | 1 |
14 | Прелюдии. К Дебюсси. Кукольный кэк-уок. К. Дебюсси. Импрессионизм в музыке и живописи. Музыка ближе всего к природе... Звуки и запахи реют в вечернем воздухе | 1 |
15 | Обобщение по теме: «Музыка и изобразительное искусство». Контр. работа. | 1 |
Раскрываются следующие содержательные линии: Органная музыка. Католический собор. Православный храм. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга. Форма. Музыкальная живопись. Живописная музыка. Цветовая гамма. Звуковая палитра. Соната. Импрессионизм. Интерпретация. Джазовые ритмы. Язык искусства. Жанры музыкального и изобразительного искусства |
6 раздел. Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ | Тема/ раздел | дата | часов | Тип урока | Развитие УУД | Виды деятельности | Использование учебного и компьютерного оборудования |
Познавательные | Коммуникативные | Личностные | Регулятивные |
Музыка и литература | | 7 | | | | |
1 | Что роднит музыку с литературой | | 1 | вводный | Выявление многосторонних связей музыки и литературы. | Работа с разными источниками информации. | Передать в исполнении особенности музыкального прочтения стихотворений композиторами. | Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. | Выявление музыкальной характеристики каждого героя через интонационно-образный анализ тем. Выявление особенностей воплощения литературного текста в музыке. | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения |
2 | Жанры инструментальной и вокальной музыки. | | 1 | комбинирован. | Воспитание любви и уважения к родному краю. | Умение осушествлять познавательную деятельность с использованием различных средств информации. | Чувство гордости за Россию и российский народ. | Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. | Понимание учащимися красоты русской народной песни. | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения |
3 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. | | 1 | комбинирован. | Познакомить учащихся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников. | Понимать истоки музыки и её взаимосвязь с жизнью. | Общение со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе и музыкальных. | проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями | Понимание значения термина«программное произведение», тесной связи музыки с литературными произведениями. | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения |
4 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.. | | 1 | вводный | ознакомить обучающихся с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а так же с исполнителями (певцы, дирижеры и др.) | Выделять отдельные признаки предмета и объединить по общему признаку. | Передавать музыкальные впечатления на основе приобретённых знаний. | принимать и сохранять учебные цели и задачи | История развития оперного искусства; понятия: опера, либретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы.Сюжет (либретто) оперы«Садко» .Привести примеры к понятиям; анализировать составляющие средств музыкальной выразительности | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения |
5 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. | | 1 | комбинирован. | Более подробно ознакомить обучающихся с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; познакомить с именами лучших отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Е. Максимова, В. Васильев) | Выделять отдельные признаки и объединять по общим признакам. | Развивать музыкально-эстетические чувства , проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству. | предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов | Дать знания о жанре балета, его тесной связи с литературными произведениями | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения |
6 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | | 1 | комбинирован. | Познакомить обучающихся с жанром мюзикла, разучить отдельные номера мюзикла «Кошки» Э.Уэббера, | Выявлять характерные особенности мюзикла | Структуировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников. | корректировать результаты своей исполнительской деятельности. | Дать знания о жанре мюзикла.. | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения |
7 | Обобщение по теме: «Музыка и литература». | | 1 | диагностич. работа | Обобщить полученные на уроках сведения о направлениях музыкального искусства, связих искусства и способах их воплощения | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через знакомство различными видами искусства | Наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой. | оценивать музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней. | Определить значение литературы и музыки в синтетических видах искусства | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения |
2 полугодие (8 часов)
| Музыка и изобразительное искусство | |
8 | Небесное и земное в звуках и красках. | | 1 | комбинирован | Выявить всевозможные связи музыки и изобразительного искусства. | Выделять отдельные признаки и объединять по общим признакам. | Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. | проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. | Рассмотреть произведения изобразительного искусства, подумать, можно ли услышать живопись, а вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку. | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения |
9 | Музыкальная живопись и живописная музыка. | | 1 | комбинирован | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале | Формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам | проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями | Найдите в Интернете пословицы и поговорки о защитниках Отечества. | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения |
10 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. | | 1 | комбинирован | работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | формировать уважение к природе. | проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями | Выполните в творческой тетради задания на разворотах «Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова», «И несётся над землёю колокольный звон…». | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения |
11 | Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. | | 1 | комбинирован | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. | Предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов | Послушайте по телевизору выступление симфонического оркестра. Во время концерта понаблюдай за жестами дирижёра. Как они меняются с развитием музыки? | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения |
12 | Полифония в музыке и в живописи. | | 1 | вводный | объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. | Формирование и уважение к различным видам искусства. | Предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов | Послушайте органную музыку И. –С. Баха. Какие чувства она вызывает? | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения |
13 | Музыка на мольберте. | | 1 | комбинирован | формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. | Формировать уважение к личности композитора. | Прогнозировать содержание песни по её названию и жанру | Всмотритесь в картины М. Чюрлёниса. Что новое, необычное увидел ты в них? | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения |
14 | Импрессионизм в музыке и в живописи. | | 1 | комбинирован | самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. | Формирование и уважение к различным видам искусства, композитору-художнику. | Прогнозировать содержание песни по её названию и жанру | Выполни задания в творческой тетради на разворотах «Есть в красках отзвуки и звуки…» и «Художественное творчество. Рисуем музыку». | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения |
15 | Обобщение по теме: «Музыка и изобразительное искусство». | | 1 | контрольная работа | Обобщить представления обучающихся о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. | осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно. | Формирование и уважение к личности композиторов. | Раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития | Приведите собственные примеры соотнесения различных витдов искусства , выявите их сходство и различие, учитывая технический прогресс в мире. | Звуковые, экранно-звуковые, учебно-предметные средства обучения |
Темы, прорабатываемые в классах, находящихся на очно-заочном, дистанционном обучении, в спортивных классах в виде самостоятельных письменных работ:
1 полугодие – «Русские народные песни» ; «Балет» , «Опера»
2 полугодие – «Дирижеры советского периода», «Биографии выдающихся исполнителей романтизма», «Реквием» Д.Кабалевского
Нормы оценивания знаний по музыке
Отметка «5» : учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на умеет пользоваться ключевыми и частными знаниями;проявляет интерес к занятиям и стремится развивать музыкальные способности;
Отметка "4": учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
умеет пользоваться ключевыми и частными знаниями;проявляет интерес к занятиям и стремится развивать музыкальные способности;
Отметка "3"учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;допускает неточность в изложении изученного материала.нет стремления проявить музыкальные способности
Отметка «2»нет интереса, эмоционального отклика;неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;нет стремления проявить музыкальные способности;
Критерии оценки устных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Планируемые результаты.
понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
8 раздел. . Учебно-методическое обеспечение 5 класс.
УМК по музыке авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской:
Музыка. 5—8 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 5-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2017. (электронная версия)
Сергеева Г. П. Уроки музыки. Поурочные разработки. 5—6 классы / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. — 2-е изд. — М. Просвещение, 2013. (и электронная версия – 2017г)
Учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2014 г;
Фонохрестоматия музыкального материала «Музыка. 5 класс», М., Просвещение (2 CD MP3)+электронная версия;
Технические средства обучения
Компьютер.
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей, из балетных спектаклей, с записью известных оркестровых коллективов.
Нотный и поэтический текст песен.
Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры