Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Города Серпухов Московской области
Рабочая программа по музыке
для изучения предмета
на базовом уровне
Класс 8 класс
Общее количество часов _35_
Составитель :Сиднина Олеся Петровна
на 2018-2019 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по «Музыке» предназначена для реализации с 2018-2019 год. Ориентирована на учащихся 8 класса. Программа по музыке для 8 класса составлена на основе:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897 с изменениями и дополнениями.
-Сборник рабочих программ «Музыка» 5-8 классы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева. Москва «Просвещение» - 2017. - учебного плана на 2018-2019 учебный год.
В 8 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод перспективы и ретроспективы;
метод проектов.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Музыка» базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
Программа учебного предмета «Музыка» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и с учетом требований основной образовательной программы начального общего образования.
В основу данной программы положен системно-деятельностный подход к образованию, направленный на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения современного российского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава. Важными аспектами системно-деятельностного подхода являются ориентация на результаты образования и гарантированность их достижения; признание решающей роли содержания образования; разнообразие способов и форм организации образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, развитие его творческого потенциала, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Цель программы – формирование музыкальной культуры школьника как части его общей духовной культуры
Задачи программы:
-развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
-овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушания музыки пении, инструментальном музыцировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением ИКТ);
-развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения;
-освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Содержание учебного предмета совпадает с содержанием в авторской программе.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения;
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод перспективы и ретроспективы;
-метод игры.
а также следующие педагогические технологии:
* технология развития процессов восприятия музыки школьниками;
* технология детского музыцирования;
* технология формирования певческой культуры учащихся;
* технология становления ассоциативно-образного мышления учащихся;
* технология проектно-исследовательской деятельности;
* технология использования учебно-методических комплектов в процессе обучения музыке;
* здоровье-сберегающие технологии;
* игровые технологии;
* арт-терапевтические технологии;
* информационные технологии;
* технологии диагностики развития музыкальной культуры школьников.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II – выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности), III – пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие), IV - музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, творческой тетради, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 8 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музыцирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.
Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.
Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Базисным учебным планом в 8 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов в год/ 1 час в неделю + 1 час вне сетки учебных часов, рассчитанный на проектно-исследовательскую деятельность или концертное мастерство.
4.Планируемые результаты изучения учебного предмета
По окончании 8 класса обучающиеся научатся:
-исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
-творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально ритмического движения, импровизации
- ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
- выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства
- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музыцирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
-эмоционально - образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора
-совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель)
-проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.)
-совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Предметными результатами занятий по программе «Музыка» являются:
устойчивый интерес к музыке, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкальнотворческой деятельности; понимание значения музыки в жизни человека, представление о музыкальной картине мира;
освоение/присвоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;
знание основных закономерностей музыкального искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Учащиеся научатся:
- понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
- иметь представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
- знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
- уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю (музыка классическая, народная, религиозная, современная;
- владеть исполнительскими навыками в песне ( народного, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
- развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
-применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Обучающиеся научатся:
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
- понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
- различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
- иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
- знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их
произведений;
- уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
- владеть навыками музыцирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
- развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
- совершенствовать умения и навыки самообразования
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать:
• специфику музыки как вида искусства;
• значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
• основные жанры народной и профессиональной музыки;
• основные формы музыки;
• характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
• виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
• имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
• эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
• выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
• выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
• распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
• различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• певческого и инструментального музыцирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
• размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
• музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Обще-учебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся обще-учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта, выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Содержание программы предмета «Музыка» 8 класс
тема I полугодия:
«КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ» 16 часов
1 Классика в нашей жизни. Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика- это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни. Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» (эпохи, национальный, индивидуальный).
2 В музыкальном театре. Опера Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.
3. Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» Музыка пробуждает национальное самосознание Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.
4 В музыкальном театре. Балет. Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль. Может ли быть современной классическая музыка. Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни.
5 Балет Тищенко «Ярославна» Музыкальные образы героев балета.
Значение синтеза различных искусств в балете. Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».
6 В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
7 Рок-опера «Преступление и наказание». Выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка.
8 Мюзикл «Ромео и Джульетта» от ненависти до любви. Современные жанры музыки. Традиции и новаторство. Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки.
9 Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» -зарисовки для симфонического оркестра. Драматургия музыкального спектакля - конфликтное противостояние. Драматический спектакль – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
10. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э.Грига, к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».
11. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка А. Шнитке, к спектаклю «Ревизская сказка». Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика. Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
12. Музыка в кино. Музыка немого кино. Экскурс в современный музыкальный кинематограф.
13. Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».
14.В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфоническая музыка Ф.Шуберта, П.Чайковского, С.Прокофьева.
15. Симфония №8 «Неоконченная симфония» Ф. Шуберта .
16. Симфония №5 П. И. Чайковского. Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева.
«ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В МУЗЫКЕ» 19 часов.
17. Музыка- это огромный мир окружающий человека.
18. Музыканты - извечные маги . Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.
19-20. И снова в музыкальном театре… «Мой народ – американцы…» Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс». Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
21. Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
22. Портреты великих исполнителей. Елена Образцова.
23. Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Современное прочтение музыки. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров музыки.
24. Современный музыкальный театр.
Взаимодействие искусств. Синтез архитектуры и музыки.
25. Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось»
Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Кошки».
Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы».
26. Классика в современной обработке. Новаторство – новый виток в музыкальном творчестве.
27. В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича.
28. Литературные страницы. В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича. ПРОЕКТ.
29. Музыка в храмовом синтезе искусств. Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни и Утрени». Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова). Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.
30 -31. Литературные страницы. Галерея религиозных образов
32. Неизвестный Г. Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм».
33. Цикл «Песнопения и молитвы». Музыкальные завещания потомкам.
34. Свет фресок Дионисия –миру.
35. Музыкальные завещания потомкам. Исследовательский проект. Обобщающий урок.
Учебно-тематический план предмета «Музыка»
№ п/п | № | Тема урока | Кол-во часов |
тема I полугодия: «КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ» | 16 |
| 1. | Классика в нашей жизни. | 1 |
| 2. | В музыкальном театре. Опера. Музыкальная драматургия оперы. | 1 |
| 3. | Опера А.П.Бородина «Князь Игорь». Русская эпическая опера. | 1 |
| 4. | В музыкальном театре. Балет. | 1 |
| 5. | Балет Тищенко «Ярославна» | 1 |
| 6. | В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. | 1 |
| 7. | Рок-опера «Преступление и наказание». | 1 |
| 8. | Мюзикл «Ромео и Джульетта». | 1 |
| 9. | Музыка к драматическому спектаклю. | 1 |
| 10. | Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Э.Григ. | 1 |
| 11. | Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. А. Шнитке. | 1 |
| 12. | Музыка в кино. | 1 |
| 13. | Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец». | 1 |
| 14. | В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. | 1 |
| 15. | Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта | 1 |
| 16 | Симфония №5 П. Чайковского. Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьев. | 1 |
тема II полугодия: «ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В МУЗЫКЕ» | 19 |
| 1. | «Музыка- это огромный мир, окружающий человека…». | 1 |
| 2. | «Музыканты – извечные маги». | 1 |
| 3. | И снова в музыкальном театре… «Мой народ- это американцы…» | 1 |
| 4. | Опера «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. | 1 |
| 5. | Опера «Кармен». Самая популярная опера. | 1 |
| 6. | Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. | 1 |
| 7. | Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. | 1 |
| 8. | Современный музыкальный театр. | 1 |
| 9. | Великие мюзиклы мира. «Юнона и Авось», «Кошки», «Призрак оперы». | 1 |
| 10. | Классика в современной обработке. | 1 |
| 11. | В Концертном зале Симфония №7 (Ленинградская) Д. Шостаковича. | 1 |
| 12. | Литературные страницы. | 1 |
| 13. | Музыка в храмовой синтезе искусства. | 1 |
| 14. | Литературные страницы. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича. | 1 |
| 15. | Галерея религиозных образов. | 1 |
| 16. | Неизвестный Г. Свиридов. «О России петь-что стремиться в храм. | 1 |
| 17. | Цикл «Песнопения и молитвы». | 1 |
| 18 | Музыкальное завещание потомкам. Свет фресок Дионисия-миру. | 1 |
| 19 | Музыкальное завещание потомкам. Исследовательский проект. Обобщающий урок. | 1 |
Структура каждого типа урока по ФГОС ООО
Структура урока освоения новых знаний
1. Организационный этап.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Актуализация знаний.
4.Первичное усвоение новых знаний.
5. Первичная проверка понимания.
6.Первичное закрепление.
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8.Рефлексия (подведение итогов занятия).
Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
1. Организационный этап.
2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные).
5.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
7.Рефлексия (подведение итогов занятия).
Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1. Организационный этап.
2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4. Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку и подготовки к изучению новой темы.
5.Применение знаний и умений в новой ситуации
6. Обобщение и систематизация знаний.
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9. Рефлексия (подведение итогов занятия).
Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
Организационный этап.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Актуализация знаний.
4.Обобщение и систематизация знаний:
- подготовка учащихся к обобщенной деятельности;
- воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5.Применение знаний и умений в новой ситуации.
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7.Рефлексия (подведение итогов занятия).
Анализ и содержание итогов работы.
Формирование выводов по изученному материалу
Структура урока контроля знаний и умений
1.Организационный этап.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся обще-учебных умений. (Задания по объёму или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.
4.Рефлексия (подведение итогов занятия)
Структура урока коррекции знаний, умений и навыков
1 Организационный этап.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3.Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
5.Рефлексия (подведение итогов занятия).
Структура комбинированного урока
1. Организационный этап.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Актуализация знаний.
4.Первичное усвоение новых знаний.
5. Первичная проверка понимания.
6. Первичное закрепление.
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9.Рефлексия (подведение итогов занятия).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Исследовательские проекты.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не только на обобщение фактических знаний учащихся, но и на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Активное включение школьников в создание тех или иных проектов дает им возможность осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде.
Основные критерии оценки ученического проекта:
• актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность и значимость работы;
• полнота и логичность раскрытия темы, ее законченность;
• умение делать выводы и обобщения;
• самостоятельность суждений, уровень творчества участников проекта, оригинальностью раскрытия темы, решений;
•умение аргументировать собственную точку зрения;
• художественное оформление проекта (подбор музыкальных произведений, слайдов, рисунков; изготовление альбомов, стендов, газет, фотографий, видеороликов; литературное и сценическое сопровождение защиты проекта).
Нормы оценивания знаний по музыке.
Функция оценки - учет знаний.
Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).
Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка `5` ставится:
если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка 4 ставится:
если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);
проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;
умение пользоваться ключевыми и частными знаниями
Отметка 3 ставится:
проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);
или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;
или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка 2 ставится:
нет интереса, эмоционального отклика;
неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
нет проявления музыкальных способностей и нет стремления.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Учебник для учащихся 8-9 класса общеобразовательных учреждений « Искусство» Москва «Просвещение,2014
Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Пособие для учителя «Искусство» 8-9 класс Москва «Просвещение 2011
Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Хрестоматия музыкального материала «Искусство» 8-9 класс Москва «Просвещение2011
Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2008г.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Литература
Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. - М., 1986.
Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М., 2005.
Кашекова И. Э. от античности до модерна / И. Э. Кашекова. — М., 2000.
Киященко Н. И. Эстетика — философская наука / Н. И. Киященко. — М., СПб.; Киев, 2005.
Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. — СПб., 1998.
Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. — М., 1997.
Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. — М., 2003.
Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству/ П. А. Флоренский. — М., 1996.
Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. - М., 2002