СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке для 1 класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторской программы «Музыкальное искусство - концепция «Начальная школа 21 века», под редакцией Н.Ф. Виноградовой (авторы Усачёва В.О. , Школяр Л.В., Школяр В.А.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для 1 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ужурская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза А. К. Харченко»

«Рассмотрено» на «Согласовано» «Утверждаю»

ШМО учителей начальных классов Заместитель директора по УВР Директор школы

МБОУ «Ужурская СОШ №1

им А. К. Харченко» _____________/ Л.В. Головач ___________ /Т.Г. Агеева

Протокол № _____

от «____» ___________ 2021г. «____» ___________ 2021 г. «____» _________2021 г.

_____________________







Рабочая программа

по

музыке

(учебный предмет)



для 1 класса А



Минабутдинова И.В.

Ф.И.О. и должность педагога, разработавшего рабочую программу









2021 - 2022 учебный год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по музыке разработана на основе:

Авторской программы «Музыкальное искусство - концепция «Начальная школа 21 века», под редакцией Н.Ф. Виноградовой (авторы Усачёва В.О. , Школяр Л.В., Школяр В.А. –М.: Вентана-Граф, 2013. – 192с.)

Примерной программы по учебным предметам. (Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. — 5"е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011. — 400 с. — (Стандарты второгопоколения). — ISBN 978"5"09"025230"0.)

Положения о рабочей программе от 01.09.2016г. приказ № 01-04-171

Данная программа соответствует образовательным станадартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России. Направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.


Общая характеристика учебного предмета

Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребёнку познавать мир и самого себя в этом мире.

Содержание музыкального образования в начальной школе – это запечатлённый в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на Земле с эстетических и нравственных позиций.

Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Основные задачи уроков музыки:

• Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека-творца.

• Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.

• Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта-человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.

• Развитие музыкального восприятия как творческого процесса – основы приобщения к искусству.

• Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

• Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.

• Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.

• Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Достижение целей общего музыкального образования происходит через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформированы в учебном процессе.

Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре, осуществить выход в проблемное поле музыки.


Основу программы составляет русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка.

При отборе музыкального материала учитывается принцип «незаменимости» той или иной музыки для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период, - та музыка, которая может вызвать ответное чувство в душе ребёнка именно в возрасте 6-10 лет.

В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыка» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребёнка, природе искусства и природе художественного творчества.

С учётом этого программа опирается на следующие принципы:

• преподавание музыки в школе как живого образного искусства;

• возвышение ребёнка до философко-эстетической сущности искусства (проблематизация содержания музыкального образования);

• деятельностное освоение искусства;

• проникновение в природу искусства и его закономерностей;

• моделирование художественно-творческого процесса.

В данной программе вокально-хоровое исполнительство детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки рассматриваются не как виды музыкальной деятельности, а в качестве форм приобщения к музыке, являющихся лишь частным случаем по отношению к исполнительству как категории более общего порядка. В качестве же музыкальной деятельности в неразрывном единстве представлена деятельность композитора, исполнителя, слушателя.

Детское творчество в программе - это не отдельный вид деятельности учащихся, связанный прежде всего с «досочинением» детьми элементарных ритмических и мелодических формул, интонационных смех, в результате чего музыкальное развитие ребёнка сводится к поиску «мелодических штампов». Под детским творчеством понимается прежде всего готовность к творчеству, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнивать, соотносить, выбирать и находить то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом. Именно эта внутренняя работа ученика, процесс мысленного и реального экспериментирования с выразительными средствами, становится важнее законченного результата, особенно на начальных этапах вхождения в музыку.

Одной из задач учителя является создание школьной музыкальной среды, когда музыка не на словах, а на деле пронизывает всю жизнь ребёнка, становясь необходимым и естественным условием его существования, ведущим фактором духовного становления личности.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Российская музыкальная культура одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет духовно-нравственного развития учащихся, является эффективным путем воспитания национального и гражданского самосознания гордости за непреходящие художественные ценности России, признанные во всем мире.

Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:

1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.

3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.

6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.

7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.


Место курса музыки в учебном плане

В соответствии с учебным планом предмет «Музыка» изучается в 1 классе по одному часу в неделю (33 учебные недели). Общий объём учебного времени составляет 33 часа. В 2-4 классах классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа в каждом классе.

Организация учебных занятий в соответствии с учебным планом предусматривает использование разнообразных форм: экскурсии, круглые столы, интеллектуальные игры, соревнования, смотр знаний и другое.

В авторскую программу изменения не внесены.




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы обучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.

В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание своей этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека. В процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающиеся научатся понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации.

Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.

У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.


Личностные результаты:

- Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

- Формирование основ национальных ценностей российского общества.

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

- Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.

- Развитие мотивов учебной деятельности формирование личностного смысла учения.

- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.

- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

- Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



Метапредметные результаты:

-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средстве осуществления.

-Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения.

-Формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.

-Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

-Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

-Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

-Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка».

-Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

-Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.

-Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свой мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

-Определение общей цели и путей её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества.

-Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием предмета «Музыка».

-Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

-Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования.


Предметные результаты по видам деятельности обучающихся

В результате освоения программы обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника, включающее формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации. Освоение программы позволит обучающимся принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона.


Слушание музыки

Обучающийся:

1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.

2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.

3. Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа.

4. Имеет представление об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов. Знает особенности звучания оркестров и отдельных инструментов.

5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного, академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара.

6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.

7. Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм: типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы, вариаций, рондо.

8. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.

9. Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики.

10. Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.


Хоровое пение

Обучающийся:

1. Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации.

2. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.

3. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.

4. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание.

5. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не форсированным звуком.

6. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.

7. Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия.


Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)

Обучающийся:

1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.

2. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.


Основы музыкальной грамоты

Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:

1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость.

2. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен.

3. Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4; 4/4. Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух- и трехдольность – восприятие и передача в движении.

4. Лад: мажор, минор; тональность, тоника.

5. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий.

6. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное. Интервалы и трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах, произведениях для слушания музыки.

7. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл.

8. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма, вариации, рондо.


В результате изучения музыки на уровне начального общего образования обучающийся получит возможность научиться:

- реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

-организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;

-использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

-владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;

-адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

-оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий.



Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка

– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;

– уважительное отношение к культуре других народов;

–овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

–определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

–позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации.


К концу обучения в 1 классе учащиеся могут:

•проявлять готовность увлечённо и живо «впитывать» музыкальные впечатления;

•воспринимать музыкальные произведения;

•проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;

•знать о способности и способах (голосом, игрой на музыкальных инструментах, движением) воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека;

решать учебные и практические задачи:

•выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека природы, живого и неживого в окружающем мире;

•ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и пр.);

•различать характер музыки, её динамическое, регистровое, тембровые, метроритмические, интонационные особенности;

•применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении)


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 класс (33 часа)

Истоки возникновения музыки (9 ч)

Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самого себя. Жанры музыки, как исторически сложившиеся обобщения типически музыкально – языковых и образно – эмоциональных сфер: «маршевой порядок», «человек танцующий», «песенка дыхание».

Экспериментируя со «звучащей материей», в собственной музыкально – художественной деятельности ищем общечеловеческие истоки музыкального искусства. Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально – художественных образах жизненных явлений.

Содержание и формы бытования музыки (18 ч.)

Неоднозначность, диалектическая противоречивость жизненных явлений – добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, день и ночь, осень и весна – в музыке отражён весь мир.

Многообразие и многообразность отражения мира в конкретных жанрах и формах; общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм; песня, опера, танец, балет, марш, симфония, концерт и т. д.

Язык музыки (6 ч)

Музыкально – выразительные средства: мелодические, метроритмические и фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей, лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий. Введение в язык музыки как знаковой системы (где звук – нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой).




ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Часы

Характеристика деятельности обучающихся

Музыка в жизни человека.

1кл: Истоки возникновения музыки. Содержание и формы бытования музыки.

Общее представление о музыке и её роли в окружающей жизни и в жизни человека. Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самих себя. Жанры музыки. «Маршевый порядок», «Человек танцующий», «Песенное дыхание».

Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений. Композитор, исполнитель, слушатель.

Раскрытие содержания музыкального искусства как процесса воспроизведения (передачи) запечатлённого в нём ценностного опыта человечества. Представление о «вечных» проблемах существования человека на земле, смысла жизни с нравственно-эстетических позиций. Прикосновение к диалектике жизни через противостояния: добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное.

Многообразие и многообразность отражения окружающего мира и человека в нём в конкретных жанрах и формах музыки.

Общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, балет, марш, симфония, концерт.

Всеобщие эмоционально-образные сферы музыки — песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства.

Взаимодействие явлений жизни и музыки — попытка проникновения в процесс превращения обыденного в художественное.

Выразительные и изобразительные возможности музыки в раскрытии внутреннего мира человека.

Отношение профессиональной (композиторской) музыки и народного фольклора. Фольклорная экспедиция: собирание и сохранение народного музыкального творчества, древнейших музыкальных инструментов.

Мировая слава русской классической музыки. Интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты).

Понятия «русская» и «российская» музыка — различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера; особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее — интонационные корни.

Обобщение проблематики воспитания музыкальной культуры учащихся в начальной школе — от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии. Восприятие произведений крупной формы и его содержательный анализ — этап развития музыкальной культуры человека как части всей его духовной культуры.

24

Воспринимать окружающий мир, выделяя в его звучании отдельные музыкальные звуки, мелодии, фразы; и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.; и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.

Размышлять о роли музыки в окружающей жизни и в собственной жизни детей (класса, школы, республики, страны); о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.

Различать характерные признаки основных жанров музыки, на слух малые и развитые музыкальные формы, в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека.

Приводить примеры песен, танцев, маршей из собственного жизненного опыта.

Переносить признаки музыкальных жанров на явления, события, факты окружающей жизни.

Характеризовать деятельность композитора, исполнителя, слушателя.

Слушать и исполнять музыкальные произведения разных жанров, разыгрывать народные песни, пословицы, поговорки, загадки.

Экспериментировать со звучащими предметами, простейшими музыкальными инструментами, подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым детским песням.

Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека.

Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовёт, призывает и т.п.

Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, игре на детских музыкальных инструментах, художественном движении, рисунках, графических партитурах.

Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки — возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве?

Использовать графическую запись при импровизации голосом, игре на детских музыкальных инструментах.

Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент.

Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества.

Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов.

Подготовить реферат о творчестве любимого композитора.

Участвовать в музыкальной жизни класса, школы в форме проведения классных концертов для малышей и родителей

Основные закономерности музыкального искусства

1кл: Язык музыки

Значение музыкального языка в сфере человеческого общения.

Музыкальные средства: мелодические, метроритмические, фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей.

Лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий — их роль в создании неповторимости художественного образа музыкального сочинения.

Исследование выразительности жеста, звучания слова, движения, позы на материале фрагментов опер, балетов, театральных постановок, поэтического народного фольклора.

Введение в язык музыки знаковой системы, где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой.

Интонация как феномен человеческой речи и музыки.

Интонационное многообразие музыки: различение и классификация интонаций как по жанровым истокам, так и по эмоционально-образному содержанию.

Интонация как особый тон произнесения музыки: особенность художественного высказывания — возвышенность, благородство интонирования. Интонация как интерпретация музыки: исполнительское прочтение авторского «интонационного замысла».

Интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы, единство выразительного и изобразительного.

«Тема» — одно из основных понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного воплощения.

«Развитие» как отражение сложности жизни, внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств; как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия.

Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания.

Исторически сложившиеся музыкальные формы — двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации.

Многообразная интонационная сфера городского музицирования.

От крестьянской песни к городскому салонному романсу.

Жанры бытового музицирования: старинный (композиторский) романс, любовный, жестокий, цыганский романс, разбойничья песня и пр.

Хоровая музыка на религиозные тексты (Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков, А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) — значимый пласт русской музыкальной культуры. Особенности интонирования русского церковного пения.

Два пути в профессиональной аранжировке классиками народной музыки — точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Особенности индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном композиторском творчестве (обработки народных песен).

Общее и различное в выражении героического начала в народной и профессиональной музыке. Величие России в музыке русских классиков.

Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики. Музыкальное «путешествие» русских композиторов в Италию и Испанию, Японию

и Украину. Русское как характерное — через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического.

6

Анализировать выразительные средства музыкальных произведений, определять их роль в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства.

Сравнивать мелодические, метроритмические, тембровые и прочие особенности музыки, выявлять их значение в создании конкретного художественного образа.

Различать в процессе знакомства с нотными прописями знаковые системы, выделяя нотную запись;

на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров, на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия; интонационную сферу городского салонного романса и классического (А. Гурилёв, А. Алябьев, А. Варламов); интонационно-мелодические особенности духовной музыки.

Определять на слух звучание отдельных музыкальных инструментов симфонического и народного оркестров.

Участвовать в народных праздниках, обрядах (хороводы, заклички, народные игры)

Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи; о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течет, всё изменяется»;

над зависимостью формы от содержания в каждом конкретном произведении; о роли музыки в церкви.

Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение.

Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию; истоки обращения русских композиторов к музыке Востока.

Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов.

Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки.

Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.

Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.

Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни.

Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании.

Выявлять роль формы для восприятия логического развития музыкальной мысли.

Определять на слух простые формы звучащей музыки — двухчастные, трёхчастные, рондо, вариации.

Воплощать собственный художественный замысел в той или иной форме с позиций композитора, исполнителя, слушателя.

Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности.

Сравнивать народные песни и примеры композиторской интерпретации вокального народного творчества.

Напевать мелодии старинных романсов, выражая интонацией психологическую

насыщенность содержания.

Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов Азии.

Осознать взаимодействие с различными музыкальными культурами, как действенный способ развития отечественной музыкальной культуры.

Исполнять музыку других народов, передавая её интонационные и стилистические особенности.

Всего


33


Календарно-тематический план по музыке 1 класс

Тема урока

Дата

Элементы содержания урока

Планируемые результаты обучения (УУД)

11

Введение в проблему рождения музыки. Концерт для голоса с оркестром» Р. М. Глиэра (1-я часть).

01.09

Применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности; определять на слух основные жанры музыки; выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы; определять на слух основные жанры музыки; выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы; знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель».

Личностные: повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развитие чувства прекрасного и эстетического.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Коммуникативные: выражать своё отношение к музыкальному произведению.

22

Проблема рождения музыки. Образ музыканта. Б. Окуджава «Музыкант», романс Ф. Шуберта «К музыке». В. Алексеев «Марш первоклассников». Урок-путешествие

08.09

33

Образ музыканта в рамках проблемы рождения музыки. Г. А. Струве «Музыка». В. Алексеев «Марш первоклассников».

15.09

44

Где взять песню и танец? Колыбельная «Баю-бай» (музыка В. О. Усачевой, слова народные)

22.09

55

Где взять песню и танец? П. И. Чайковский «Мелодия», «Камаринская».

29.09

66

Родина музыки. Маршевый порядок. С. В. Рахманинов «Прелюдия соль минор». П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков». Мультимедиа урок

06.10

Применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности; определять на слух основные жанры музыки; выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы; определять на слух основные жанры музыки; выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы; знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель».

Личностные: повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развитие чувства прекрасного и эстетического.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Коммуникативные: выражать своё отношение к музыкальному произведению.

77

Обобщение проблематики четверти. С. С. Прокофьев «Ромео и Джульетта» - «Танец рыцарей», «Джульетта – девочка», финал 2-го действия.

13.10

88

Закрепление материала по разделу: «Жанры музыки». П. И. Чайковский «Пиковая дама». М. П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов». Урок-путешествие

20.10

99

Начинаем разговор о содержании музыки. П. И. Чайковский «Охота», «У камелька» из «Времен года».

27.10

Определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях (темп, ритм).

Узнавать изученные музыкальные произведения. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена из авторов.

Применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности.

Знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель».

Личностные: эмпатия, как понимание чувств и сопереживание. Воспитывать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Коммуникативные: выражать своё отношение к музыкальному произведению

110

Проблема: можно ли, слушая музыку, «видеть» ее? М.П. Мусоргский «Баба Яга» (фрагмент из фортепианной пьесы музыкального альбома «картинки с выставки»).

10.11

111

Исследование проблемы «как увидеть музыку». З.Левина «Длинные ноги у дождя».

17.11

112

Исследование проблемы «как увидеть музыку». З.Левина «Веселая песенка».

24.11

113

Исследование проблемы «как увидеть музыку». З.Левина «Веселая песенка». Фрагменты из балета С. С. Прокофьева «Золушка» («Вальс» и «Полночь»).

01.12

114

Проблема: «Существует ли в музыке чистая изобретательность?» Пролог и вальс «Спящая красавица» П. И. Чайковский. Мультимедиа урок

08.12

Определять на слух основные жанры музыки: настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.

Выявлять жанровое начало; знать смысл понятия «музыкальный театр».

Ориентироваться в многообразии музыкальных жанров. Иметь представление об истоках происхождения музыки; различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение.

Знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края. Ориентироваться в многообразии музыкальных жанров. Применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности.

Личностные: Ценить отечественные, народные музыкальные традиции.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.

Коммуникативные: выражать своё отношение к музыкальному произведению

115

Конкретизация проблемы: «существует ли в музыке чистая изобразительность?» «Карнавал животных» к. Сен-Санса. Хор из оперы Моцарта «Волшебная флейта».

15.12

116

Закрепление материала по разделу: «Содержание музыки»

22.12

117

Введение в проблему «формы бытования музыки». «Кукушка» А. Аренского.

29.12

118

Исследование проблемы «формы бытования музыки». Концерт Э. Грига. «Casta diva» из оперы Беллини «Норма».

12.01

119

Исследование проблемы «формы бытования музыки». «Ария царицы ночи» из оперы Моцарта «Волшебная флейта». Вальс из балета С. С. Прокофьева «Золушка».

19.01

220

Погружение в проблематику музыкального театра. Русская народная песня «Во поле береза стояла». Фрагмент из 4-й симфонии П. И. Чайковского. Урок-практикум

26.01

221

Музыкальный театр. Фрагменты из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

02.02

222

Музыкальный театр. Экспозиция 1 ч. 7-й симфонии С. С. Прокофьева. Весенние заклички «Жаворонки».

09.02

Выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы. Применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности. Знать названия жанров и форм музыки; автора, название, текст изученного произведения. Знать о способности и способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека.

Личностные: Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Воспитывать чувства прекрасного и эстетического.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека; над образами музыкального произведения; эстетически откликаться на музыкальное искусство.

Коммуникативные: выражать своё отношение к музыкальному произведению

223

Идем в театр. Опера Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка». Вступление к прологу «Снегурочки».

02.03

224

Идем в театр. Опера Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка». Вступление к прологу «Снегурочки». Обряд Масленицы. Масленичные песни.

09.03

225

Идем в театр. Опера Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка».

16.03

226

Рассуждаем о «чудесах» в музыке и в жизни. Пьеса «Весной» Э. Грига. «Подснежник» Д. Б. Кабалевского. «Полет шмеля» Н. А. Римского-Корсакова. Проблемный урок

30.03

227


06.04

«Чудеса» в музыкальном театре. «Подснежник» П. И. Чайковского. Игровая песня «Вейся, капустка».


228

Введение в проблематику становления языка музыки. «Баба Яга» и «Два еврея М. П. Мусоргского. Лирические произведения Глэра, Чайковского.

13.04

Определять на слух основные жанры музыки: настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.

Выявлять жанровое начало; знать смысл понятия «музыкальный театр».

Ориентироваться в многообразии музыкальных жанров. Иметь представление об истоках происхождения музыки; различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение.

Знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края. Ориентироваться в многообразии музыкальных жанров. Применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности.

Личностные: Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Воспитывать чувства прекрасного и эстетического.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека; над образами музыкального произведения; эстетически откликаться на музыкальное искусство.

Коммуникативные: выражать своё отношение к музыкальному произведению

229

Проблема «Язык музыки». С. С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк». Опера «Великан».

20.04

330

Продолжаем слушать сказку С. С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк». Фрагмент из кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева. 4-я симфония П. И. Чайковского, фортепианный концерт Э. Грига.

27.04

331

Проблема «Язык музыки». Пьеса «Балет невылупившихся птенцов» М. П. Мусоргского.

04.05

332

Проблема «Язык музыки». С. Рахманинов «Итальянская полька».

11.05

333

Кульминация проблемы «Язык музыки». Потешка «На зеленом лугу». Игровая песня «Заплетися, плетень, заплетися». Фрагмент из кантаты С. С. Прокофьева «Александр Невский» (начало «Ледового побоища»). Мелодия Ш. Гуно «Ave Maria». Музыка Ф. Шуберта и Г. Струве.

18.05



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!