Программа по предмету «Музыка» для I – IV классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы «Музыка» 1-4 классы Е. Д. Критской, Г.П. Сергеевой и Т. С. Шмагиной.
Рабочая программа по музыке для 1 класса рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
формирование общего представления о музыкальной картине мира;
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
В результате изучения музыки к концу 1 класса обучающиеся должны уметь:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание курса представлено разделами:«Музыка вокруг нас» -16 часов, «Музыка и ты»- 18часов.иследующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
МУЗЫКА ВОКРУГ НАС-16ч
Музыка в жизни человека.
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение ху-дожественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.
МУЗЫКА И ТЫ-18ч
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (СО, ОУО).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел /Тема | К-во часов | Дата проведения | Примечание |
план. | фактич. |
1 | МУЗЫКА ВОКРУГ НАС « И Муза вечная со мной!» | 16 1 | | | |
2 | Хоровод муз | 1 | | | |
3 | «Повсюду музыка слышна…» | 1 | | | |
4 | Душа музыки- мелодия (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | | | |
5 | Музыка осени (Интегрированный) | 1 | | | |
6 | Сочини мелодию ( Закрепление знаний, выработка умений и навыков) | 1 | | | |
7 | «Азбука, азбука каждому нужна!..» . (Расширение и углубление знаний) | 1 | | | |
8 | Музыкальная азбука (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | | | |
9 | Музыка вокруг нас (Повторение и обоще-ние полученных знаний) | 1 | | | |
10 | Музыкальные инструменты. (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | | | |
11 | Музыкальные инструменты (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | | | |
12 | Звучащие картины (Повторение и обоще-ние полученных знаний) | 1 | | | |
13 | Разыграй песню (Расширение и углубление знаний) | 1 | | | |
14 | «Пришло Рождество, начинается торжество» (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | | | |
15 | Родной обычай старины. (Расширение и углубление знаний | 1 | | | |
16 | Добрый праздник среди зимы (Закрепление знаний, выработка умений и навыков) | 1 | | | |
17 | МУЗЫКА И ТЫ Край, в котором ты живешь (Сообщение и усвоение новых знаний) | 18 1 | | | |
18 | Художник, поэт, композитор (Интегрированный) | 1 | | | |
19 | Музыка утра (Расширение и углубление знаний) | 1 | | | |
20 | Музыка вечера (Расширение и углубление знаний) | 1 | | | |
21 | Музыкальные портреты (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | | | |
22 | «Музы не молчали…» (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | | | |
23 | Музыкальные инструменты (Расширение и углубление знаний) | 1 | | | |
24 | Мамин праздник (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | | | |
25 | Музыкальные инструменты (Расширение и углубление знаний) | 1 | | | |
26 | Музыка в цирке (Сообщение и усвоение новыхзнани) | 1 | | | |
27 | Дом, который звучит (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | | | |
28 | Опера-сказка (Закрепление знаний, выработка умений и навыков) | 1 | | | |
29 | «Ничего на свете лучше нету…» (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | | | |
30- 31 | Афиша. Программа (Повторение и обобще-ние знаний) | 1 | | | |
32 | Музыка вокруг нас. | 1 | | | |
33 | Музыка и ты ( Урок-концерт) | 1 | | | |
34 | Обобщение и повторение | 1 | | | |
15