СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Рабочая программа по музыке для 5-7 классов ФГОС ОО"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса выстроена на основе Примерной программы по музыке, которая  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего среднего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы основного общего образования по музыке (Авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская), которая служит ориентиром при тематическом планировании курса в 5-7 классах, рекомендует последовательность изучения тем материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей и полностью совпадает с примерной программой по музыке основного общего образования в 5-7 классах.

Просмотр содержимого документа
«"Рабочая программа по музыке для 5-7 классов ФГОС ОО"»

Рабочая программа основного общего образования

по учебному предмету «Музыка. 5-7 классы»

1. Пояснительная записка

Рабочая программа основного общего образования по музыке для 5-7 классов составлена на основе следующих инструктивно-методических нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 6 февраля 2015 г. Регистрационный № 35915 (с 21.02.2015 года);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов МОиН России от 08.06.2015г. № 576, от 28.12.2015г. № 1529, от 26.01.2016г. № 38);

  • Приказ Минтруда России от 8.10.2013г. № 544н (с изм. От 25.12.2014г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (пед. деятельность в сфере ДО, НОО,ООО, СО образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12. 2013г. № 30550);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993);

  • Указ Президента РФ от 24.12.2014г. № 808 «Об утверждении основ государственной культурной политики»;

  • Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543;

  • Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области»;

  • Примерная программа основного общего образования по учебному предмету «Музыка»;

  • Авторская программа основного общего образования: Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова].- М.: Просвещение, 2019.

  • Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 17.06.2016 № 03-02/5361 «О преподавании учебного предмета «Музыка» в 2020-2021 учебном году»;

  • Положение МАОУ СОШ № … г. Челябинска «О порядке разработки рабочей программы учебных курсов, предметов, реализующих Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования»;

  • Устав МАОУ "СОШ №… г.Челябинска";

  • Программа развития МАОУ "СОШ №… г.Челябинска;

  • Учебный план организационного раздела ООП НОО МАОУ СОШ № на 2020 – 2021 учебный год;

  • Иные локальные акты.


Рабочая программа курса выстроена на основе Примерной программы по музыке, которая составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего среднего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы основного общего образования по музыке (Авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская), которая служит ориентиром при тематическом планировании курса в 5-7 классах, рекомендует последовательность изучения тем материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей и полностью совпадает с примерной программой по музыке основного общего образования в 5-7 классах.

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской, зарубежной музыкальной культуры и родного края.

Цель общего музыкального образования и воспитания – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры – наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

В большей степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

УМК Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской рекомендован МОиН Челябинской области, учебный материал соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, дидактическое обеспечение полностью имеется в наличии в ОУ. Данная предметная линия является завершённой, с целью сохранения преемственности, т.к. по программе этих же авторов осуществляется преподавание музыки в начальной школе. Кроме того, учебно–методический комплекс Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской соответствует образовательным потребностям обучающихся и их родителей.

Тем самым программа основного общего образования по музыке в 5-7 классах содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса, в том числе с учётом особенностей региона (НРЭО).


Общая характеристика учебного предмета «Музыка»


«Музыка» является одним из главных предметов в образовательной области «Искусство», который систематизирует знания о музыке, полученные в образовательном учреждении, реализующее программы начального и основного образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирует целостное представление о музыке как искусстве, логике ее развития в исторической перспективе, о ее месте и роли в жизни общества и каждого человека. Изучение музыки направлено не только на усвоение определенной системы знаний искусствоведческого характера, но и на формирование умений выбора путей своего культурного развития; организацию личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; на развитие самостоятельного художественного творчества.

Особенности содержания предмета «Музыка» в основной школе обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания и многолетними традициями отечественной педагогики. Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта. Содержание изучения музыки представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования. В основной школе происходит становление и развитие динамической системы ценностных ориентаций и мотиваций. При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия современного общества.

Изучение предмета строится по принципу концентрических возвращений к основам музыкального искусства, изученным в начальной школе, их углублению и развитию. В процессе восприятия музыки происходит формирование перехода от освоения мира через личный опыт к восприятию чужого опыта, осознания богатства мировой музыкальной культуры, становление собственных творческих инициатив в мире музыки.

Изучение музыки в основной школе направлено на достижение целей:
• формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
• развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие

музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
• развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности

(слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое

движение, импровизация и др.).

В качестве приоритетных, выдвигаются следующие задачи и направления:

  • приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа, в том числе народов Урала и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

  • развитие общей музыкальности и эмоциональности, восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей.

Личностное, коммуникативное, социальное развитие учащихся определяется стратегией организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности. Изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (историей и обществознанием, русским языком и литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой). Возникает также возможность выстраивания системы интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства.

Основными методическими принципами программы являются:

- принцип увлечённости;

- принцип триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя;

- принцип «тождества и контраста», сходства и различия;

- принцип интонационности;

- принцип диалога культур.

В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.

Основными видами учебной деятельности школьников являются: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений. Музыкальный материал, заложенный авторами по программе, используется в полном объёме, некоторые музыкальные произведения – фрагментами. В рабочей программе основного общего образования по музыке 5-7 классов выделены обобщающие уроки по темам, что способствует систематизации знаний и умений учащихся 5-7 классов.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

Описание места учебного предмета «Музыка» в учебном плане

Программа основного общего образования по музыке 5-7 классов составлена в соответствии с объёмом учебного времени, отведённым на изучение данного предмета в основной образовательной программе основного общего образования и рассчитана на 105 часов (5,6,7 классы – по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю), что соответствует требованиям ОБУП и учебному плану ОУ.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»


Личностные результаты

5 класс

«У обучающегося будут сформированы»:

  • формирование эмоциональной отзывчи­вости, личностное отношение к музы­кальным произведениям при их воспри­ятии и исполнении;

  • формирование эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни;

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности через знания культуры своего народа, родного края (НРЭО), основ культурного наследия народов России и человечества;

  • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

  • историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

  • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

  • осознание своей национальной принадлежности через знания культуры своего народа, края,

  • уважение к истории, культурным и историческим памятникам Южного Урала; (НРЭО)

  • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

  • готовность и способность к участию в школьных и внешкольных мероприятиях в пределах возрастных компетенций;

  • формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач.

«Обучающийся получит возможность для формирования»:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

  • готовности к самообразованию и самовоспитанию.


6 класс

«У обучающегося будут сформированы»:

  • формирование моральных норм и ценностей, представленных в музыкальных произведениях композиторов Южного Урала; (НРЭО)

  • формирование художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы;

  • формирование способности высказывать мнение о достоинствах музыкальных произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности;

  • образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

  • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

  • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

  • осознание своей национальной принадлежности через знания культуры своего народа, родного края; (НРЭО)

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • умение познавать мир через музыкальные формы и образы.

«Обучающийся получит возможность для формирования»:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;

  • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;


7 класс

«У обучающегося будут сформированы»:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности через знания культуры своего народа, родного края, основ культурного наследия народов России и человечества; (НРЭО)

  • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;

  • формирование уважительного отношения к культуре другого народа;

  • проявление устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой музыкальной культуры, расширять свой эстетический кругозор;

  • освоение музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • освоение духовно- нравственного потенциала, накопленного в музыкальных произведениях уральских композиторов; (НРЭО)

  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении;

  • готовность и способность к участию в школьном школьных и внешкольных мероприятиях в пределах возрастных компетенций; (НРЭО)

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

  • формирование готовности к осознанному выбору дальнейшей образовательной

траектории.

«Обучающийся получит возможность для формирования»:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;

  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.


Метапредметные результаты


а) Регулятивные универсальные учебные действия


5 класс

«Обучающийся научится»:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать,

контролировать и оценивать собственные учебные действия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и

поведение окружающих;

  • прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать

композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и

взаимодействию в музыкальном произведении;

  • воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литератур­ных произведений в драматизации, ин­сценировке, пластическом движении, свободном дирижировании;

«Обучающийся получит возможность научиться»:

  • ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи;



6 класс

«Обучающийся научится»:

  • осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма;

  • определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи) совместно с учителем;

  • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя;

  • осуществить действия по реализации плана;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

  • работая по плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ);

  • соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;

  • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

  • в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

  • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

  • прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать

композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и

взаимодействию в музыкальном произведении;

  • мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного

публичного выступления и при подготовке к нему.

«Обучающийся получит возможность научиться»:

  • ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи;

  • осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в

процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах.


7 класс

«Выпускник научится»:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать,

контролировать и оценивать собственные учебные действия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и

поведение окружающих;

  • выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также

пользоваться на практике этими критериями;

  • прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать

композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и

взаимодействию в музыкальном произведении;

  • мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного

публичного выступления и при подготовке к нему;

  • работая по плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).

«Выпускник получит возможность научиться»:

  • ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи;

  • осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в

процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

  • действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения

осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом

имеющихся условий.


б) Познавательные универсальные учебные действия

5 класс

«Обучающийся научится»:

  • выявлять общность жизненных исто­ков и взаимосвязь музыки и литературы;

  • выявлять ассоциативные связи меж­ду художественными образами музыки и других видов искусства;

  • выявлять жанровые параллели меж­ду музыкой и другими видами искус­ства;

  • умению творчески интерпретировать содер­жание музыкального произведения в пе­нии, музыкально-ритмическом движе­нии, поэтическом слове, изобразитель­ной деятельности;

  • выявлять общность и различие выразительных средств музыки и литера­туры;

  • определять специфику деятельности композитора, писателя, художника;

  • определять характерные признаки музыки и литературы;

  • определять особенности музыкально­го воплощения стихотворных текстов;

  • соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения;

  • наблюдать за процессом и результа­том музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, об­разов в произведениях разных форм и жанров;

  • распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

  • самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные произ­ведения к изучаемой музыке;

  • самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музы­кальных инструментов;

  • определять характерные черты му­зыкального творчества народов России, родного края и других стран при участии в народных иг­рах и обрядах, действах и т.п.; (НРЭО)

  • различать отдельные образцы на­родного музыкального творчества своей республики, края, региона и т.п.; (НРЭО)

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.

«Обучающийся получит возможность научиться»:

  • удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно-

обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области;

  • представлять роль музыкального искусства в жизни человека и общества;

  • наблюдать (воспринимать) объекты и явления культуры;

  • различать основные жанры народной и профессиональной музыки.


6 класс

«Обучающийся научится»:

  • способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция);

  • выполнять универсальные логические действия:

- выполнять анализ (выделение признаков),

- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным

достраиванием),

- выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

- выстраивать логическую цепь рассуждений,

- относить объекты к известным понятиям.

  • создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта;

  • составлять простой и сложный план текста;

  • уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;

  • использовать разные типы моделей при изучении художественного явления

(графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая);

  • пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом

учебном информационном пространстве сети Интернет).

«Обучающийся получит возможность научиться»:

  • удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно-

обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области;

  • представлять роль музыкального искусства в жизни человека и общества;

  • наблюдать (воспринимать) объекты и явления культуры;

  • различать основные жанры народной и профессиональной музыки.

  • представлять роль музыкального искусства в жизни человека и общества в г.Челябинске; (НРЭО)

  • описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную

терминологию;


7 класс

«Выпускник научится»:

  • логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по

родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,

построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений

и подтверждающих их доказательств;

  • применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования;

  • систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

  • обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества,

  • сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах;

  • адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность

содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;

  • выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

  • осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального

произведения), синтеза как составления целого из частей;

  • использовать разные типы моделей при изучении художественного явления

(графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая),

  • моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в

соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

  • пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом

учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,

организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с

коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

«Выпускник получит возможность научиться»:

  • научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое

выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

  • удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно-

обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной

области.

  • представлять роль музыкального искусства в жизни человека и общества;

  • наблюдать (воспринимать) объекты и явления культуры, в том числе и на Южном Урале; (НРЭО)

  • воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа,

музыкального произведения;

  • различать особенности музыкального языка, художественных средств

выразительности, специфики музыкального образа;

  • различать основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную

терминологию;

  • классифицировать изученные объекты и явления музыкальной культуры;

  • структурировать и систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников на основе эстетического восприятия музыки.


в) Коммуникативные универсальные учебные действия

5 класс

«Обучающийся научится»:

  • применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования,

  • делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями;

  • участвовать в совместной деятель­ности при воплощении различных музы­кальных образов;

  • участвовать в коллективной испол­нительской деятельности (пении, плас­тическом интонировании, импровиза­ции, игре на инструментах — элементар­ных и электронных);

  • понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

  • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении,

принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и

аргументировать свою точку зрения;

  • приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления

результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

«Обучающийся получит возможность научиться»:

  • совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание

композиционных функций музыкальной речи.


6 класс

«Обучающийся научится»:

  • свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение);

  • критично относиться к собственному мнению;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

– вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту

и искать ответы; проверять себя);

– вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую,

концептуальную).

  • договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

  • участвовать в коллективных играх- драматизациях, проектах;

  • участвовать в разработке и воплощении сценариев народных праздников, игр, обрядов;

  • сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, теат­ральных и т. п.);

  • участвовать в коллективной дея­тельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.

«Обучающийся получит возможность научиться»:

  • совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание

композиционных функций музыкальной речи;

  • использовать методы социально-эстетической коммуникации, осваивать диалоговые

формы общения с произведениями музыкального искусства.


7 класс

«Выпускник научится»:

  • понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

  • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении,

принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и

аргументировать свою точку зрения;

  • понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и

учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных

  • технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения

  • посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

  • приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления

результата творческой музыкально-исполнительской деятельности;

  • использовать методы социально-эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями музыкального искусства;

  • взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, развивать коммуникативные умения.

«Выпускник получит возможность научиться»:

  • совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание

композиционных функций музыкальной речи;

  • создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять

их сольно или при поддержке одноклассников;

  • использовать методы социально-эстетической коммуникации, осваивать диалоговые

формы общения с произведениями музыкального искусства.


Предметные результаты


5 класс

«Обучающийся научится»:

  • самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изоб­разительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке;

  • основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному

искусству и музыкальной деятельности;

  • активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

  • слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в

ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты

музыкальной речи разных композиторов, в том числе уральских композиторов; (НРЭО)

  • определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразитель­ного искусства, театра, кино и др.);

  • исполнять песни и темы инструмен­тальных произведений отечественных и зарубежных композиторов;

  • различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов;

  • оценивать собственную музыкально- творческую деятельность и деятельность своих сверстников;

  • защищать творческие исследова­тельские проекты (вне сетки часов);

«Обучающийся получит возможность научиться»:

  • использовать различные формы му­зицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных про­изведений;

  • осуществлять поиск музыкально- образовательной информации в сети Ин­тернет;

  • анализировать и обобщать много­образие связей музыки, литературы и изобразительного искусства;

  • воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматиза­ции, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании;

  • импровизировать в пении, игре, пластике;

  • формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию про­изведений изобразительного искусства.


6 класс

«Обучающийся научится»:

  • первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-

нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

  • ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов

России (в том числе родного края); (НРЭО)

  • наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия

интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития

музыкальных образов и их взаимодействия;

  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

  • иметь представление о приемах взаимодействия и разви­тия образов музыкальных сочинений;

  • знать имена выдающихся русских и зарубежных компози­торов, приводить примеры их произведений;

  • уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, рели­гиозная, современная;

  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (на­родных, классического репертуара, современных авто­ров), напевание запомнившихся мелодий знакомых му­зыкальных сочинений;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпре­тацию замысла композитора;

  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

  • развивать навыки исследовательской художественно-эсте­тической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

  • совершенствовать умения и навыки самообразования;

  • исполнять отдельные образцы на­родного музыкального творчества своей республики, края, региона;

  • ориентироваться в джазовой музы­ке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов;

  • передавать в собственном исполне­нии (пении, игре на инструментах, му­зыкально-пластическом движении) раз­личные музыкальные образы;

  • воспринимать и определять разно­видности хоровых коллективов по мане­ре исполнения;

  • использовать различные формы му­зицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных об­разов;

  • определять по характерным призна­кам принадлежность музыкальных про­изведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народ­ная, религиозная, современная;

«Обучающийся получит возможность научиться»:

  • понимать условность языка музыкального искусства;

  • называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы, и др.

  • защищать творческие исследова­тельские проекты (вне сетки часов);

  • называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений, а так же родного края; (НРЭО)

  • использовать различные формы му­зицирования и творческих заданий в ос­воении содержания музыкальных произ­ведений;

  • заниматься самообразованием (со­вершенствовать умения и навыки само­образования);

  • составлять отзывы о посещении концертов, музыкально-театральных спектаклей и др.;

  • анализировать приемы взаимодей­ствия и развития образов музыкальных сочинений;

  • осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятель­ность.


7 класс

«Выпускник научится»:

  • раскрывать образный строй музы­кальных произведений на основе взаи­модействия различных видов искусства;

  • исполнять музыку, передавая ее ху­дожественный смысл;

  • различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов;

  • оценивать собственную музыкально- творческую деятельность;

  • представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве

народного и профессионального музыкального творчества.

  • моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития

событий «музыкальной истории»;

  • использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в

разных видах музыкальной деятельности;

  • воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические

особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на

простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в

различных видах музыкально-творческой деятельности;

  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искус­ства, выражать свое отношение к искусству;

  • понимать специфику музыки и выявлять родство художе­ственных образов разных искусств, различать их особенности;

  • выражать эмоциональное содержание музыкальных про­изведений в исполнении;

  • участвовать в различных формах му­зицирования;

  • раскрывать образное содержание музыкальных произве­дений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке композиторов Урала; (НРЭО)

  • понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произ­ведения в разных видах музыкальной деятельности;

  • определять стилевое своеобразие классической, народ­ной, религиозной, современной музыки, разных эпох, родного края; (НРЭО)

  • применять информационно-коммуникативные техноло­гии для расширения опыта творческой деятельности в процес­се поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

«Выпускник получит возможность научиться»:

  • применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности

на музыкальном материале;

  • понимать условность языка музыкального искусства;

  • осуществлять исследовательскую деятельность художест­венно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театраль­ных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и д.р в родном городе.; (НРЭО)

  • разбираться в событиях художественной жизни отечест­венной и зарубежной культуры;

  • владеть специальной термино­логией, называть имена выдающихся отечественных и зару­бежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи).

Предметные результаты освоения учебного курса, отражающие НРЭО:

– осознавать ценность музыкальной культуры разных народов мира и место в ней отечественного музыкального искусства и музыкального искусства Южного Урала;

– уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в музыкальных произведениях; проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни; ориентировать в системе моральных норм и ценностей, представленных в музыкальных произведениях мира, России и Южного Урала;

– проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа (Южного Урала) и достижениям мировой культуры, формировать эстетический кругозор.

- НРЭО содержания учебного курса «Музыка» отражаются в темах: «Музыкальный фольклор народов Урала», «Уральские композиторы – детям», «Музыкальная жизнь родного города».

разделам (темам, модулям).

3. Содержание учебного предмета «Музыка»


Основными содержательными линиями при изучении курса «Музыка» являются: Музыка как вид искусства. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыка в современном мире: традиции и инновации. Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе: средства музыкальной выразительности, и народное музыкальное творчество. Особенности музыки различных эпох и отечественной музыкальной культуры XIX в. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия и взаимосвязь классической и современной музыки с другими искусствами, как различными способами художественного познания мира.

Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Русская и зарубежная музыка от эпохи средневековья до наших дней. Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, творчестве выдающихся композиторов прошлого и современности.

При изучении русской и западноевропейской музыки обогащение опыта музыкально-творческой деятельности учащихся осуществляется на основе понимания сущности музыкального исполнительства как искусства интерпретации. Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей и с музыкальной жизнью России и других стран. Культурные традиции родного края.

Музыка как вид искусства. Рассматриваются основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы.

Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).

Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона (НРЭО).

Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.

Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.

На уроках искусства используются совре­менные педагогические технологии: уровневую дифферен­циацию, коллективные способы обучения, театральную дея­тельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: творческих, ролевых, а также информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы. Культурные традиции родного края. (НРЭО)

  1. Тематическое планирование

Содержание учебного предмета

Тема раздела

Количество часов по авторской программе

Количество часов в рабочей программе

«Музыка как вид искусства»

«Музыкальный образ и музыкальная драматургия»

«Музыка в современном мире»

1. «Музыка и литература»

17

17

2. «Музыка и изобразительное искусство»

18

18

Итого:

35

35

Распределение учебного материала по темам курса 5 класса Распределение учебного материала по темам курса 6 класса

Содержание учебного предмета

Тема раздела

Количество часов по авторской программе

Количество часов в рабочей программе

«Музыка как вид искусства»

«Музыкальный образ и музыкальная драматургия»

«Музыка в современном мире»

1.«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

17

17

2. «Мир образов камерной и симфонической музыки»

18

18

Итого:

35

35

Распределение учебного материала по темам курса 7 класса


Содержание учебного предмета

Тема раздела

Количество часов по авторской программе

Количество часов в рабочей программе

«Музыка как вид искусства»

«Музыкальный образ и музыкальная драматургия»

«Музыка в современном мире»

1.«Особенности драматургии сценической музыки»

17

17

2.«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

18

18

Итого:

35

35

Музыкальный материал, заложенный авторами по программе, используется в полном объёме, некоторые музыкальные произведения – фрагментами.

В рабочей программе основного общего образования по музыке 5-7 классов выделены обобщающие уроки по темам, что способствует систематизации знаний и умений учащихся 5-7 классов.


Реализация НРЭО в программе по музыке

Федеральный закон «Об образовании в РФ» формулирует в качестве принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства (ст. 3).

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования основываются на принципах преемственности и определяют содержание деятельности с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей региона. ФГОС общего образования предусматривают разработку образовательной программы соответствующего уровня образования, формируемой участниками образовательного процесса программы начального общего образования. Содержательное наполнение отражает образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе по изучению национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона. Количественных характеристик к реализации НРЭО в требованиях ФГОС общего образования нет.

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Осознание ценности музыкальной культуры разных народов мира и место в ней отечественного музыкального искусства и музыкального искусства Южного Урала должно стать частью формирования общей культуры школьников.

При формировании НРЭО темы взяты из методических писем Министерства образования и науки Челябинской области «Об особенностях преподавания учебного предмета «Музыка».

Темы: «Музыкальный фольклор в творчестве композиторов Урала»,

«Уральские композиторы – детям»,

«Музыкальная жизнь родного города».

При реализации НРЭО использованы материалы из сборников «Русские народные песни» /фольклор Челябинской и Свердловской области/, музыки уральских композиторов. НРЭО реализуется через посещение оперного театра им. Глинки, филармоний, органного зала г.Челябинска, виртуальных экскурсий в различные театры г.Челябинска, экскурсий к памятникам композиторов г. Челябинска.



НРЭО по Музыке_в 5 классе:


n/n

№урока

Тема урока

НРЭО

1

2

Вокальная му­зыка.

Вокальная музыка.

День рождения города Челябинска.

2

4

Романс.

Романсы в исполнении вокалистов

г. Челябинска.

3

6

Фольклор в музыке русских композиторов.

Творчество челябинской поэтессы Аси Горской и челябинского композитора Валерия Ярушина.

4

20

Звать через прошлое к настоящему.

Образ «Орлёнка» в искусстве и в жизни.

5

21

Музыкальная живопись и живописная музыка.

«Голубые зеркала Южного Урала».


6

25

Волшебная палочка дирижёра.

Дирижёры театра оперы и балета г.Челябинска

7

32

О подвигах, о доблести, о славе…

Скульптурные памятники войны в

г. Челябинске

8

34

Мир композитора.

Мир композитора /П.И.Чайковский/



НРЭО по Музыке_в 6 классе:


n/n

№урока

Тема урока

НРЭО

1

2

Образы романсов и песен русских композиторов.

Романсы уральских композиторов.

2

10

Образы русской народной и духовной музыки.

Ансамбль духовной музыки «Октоих» (г.Челябинск).

3

15

Авторская песня: прошлое и настоящее.

Творчество О. Митяева.

4

16

Джаз – искусство XX века.

Джазовая музыка в г. Челябинске.

5

22

«Космический пейзаж»

Путешествие в органный зал г.Челябинска.

6

30

Мир музыкального театра.

Музыкальные образы уральских композиторов.


НРЭО по Музыке_в 7 классе:


n/n

№урока

Тема урока

НРЭО

1

1

Классика и современность.

Песни уральских клмпозиторов. (О.Митяев)

2

2

В музыкальном театре. Опера.


Страницы истории Челябинского театра оперы и балета им. М.Глинки.

3

4

Опера А.П. Бородина «Князь Игорь»

Голоса Челябинской оперы.

4

20

Камерная инструментальная музыка.

Камерный зал органной музыки.

5

28

Симфоническая музыка русских композиторов.

Жанр симфонической музыки в творчестве композиторов Урала.

6

33

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Рок-опера в творчестве ансамбля «Ариэль».

7

34

Обобщение музыкального материала по теме: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».

История создания Челябинского симфонического оркестра.



Предметные результаты освоения учебного курса, отражающие НРЭО:

– осознавать ценность музыкальной культуры разных народов мира и место в ней отечественного музыкального искусства и музыкального искусства Южного Урала;

– уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в музыкальных произведениях; проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни; ориентировать в системе моральных норм и ценностей, представленных в музыкальных произведениях мира, России и Южного Урала;

– проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа (Южного Урала) и достижениям мировой культуры, формировать эстетический кругозор.

- НРЭО содержания учебного курса «Музыка» отражаются в темах: «Музыкальный фольклор народов Урала», «Уральские композиторы – детям», «Музыкальная жизнь родного города».

разделам (темам, модулям).


5. Учебно-методический комплекс.

Дидактическое и методическое обеспечение


5 класс

Программа

Учебник

Учебные пособия для учащихся

Методическое пособие для учителя.

Мониторинговый

инструментарий

Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова].- М.: Просвещение, 2019.

Сергеева Г.П. Музыка: 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. –

М.: Просвещение, 2017.

Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская, Музыка. Творческая тетрадь

5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2019.

1. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/[Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская]. - М.: Просвещение,2011.

2. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия музыкального материала. ОАО «Издательство «Просвещение», 2012 (1CD МР3) www.prosv.ru

3. Сергеева Г.П. Уроки музыки. Поурочные разработки. 5-6 классы / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение,2017.

4. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий

5-7кл.Л.Л. Алексеева, Е.Д.Критская. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2017.

1. Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская, Музыка. Творческая тетрадь

5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2019.

2. МРООП ООО

(к.р.; п.р.р.)

6 класс

Программа

Учебник

Учебные пособия для учащихся

Методическое пособие для учителя.

Мониторинговый

инструментарий

Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова].- М.: Просвещение, 2019.

Сергеева Г.П. Музыка: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. –

М.: Просвещение, 2017.


Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская, Музыка. Творческая тетрадь

6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2019.

1. Музыка: 6 класс: хрестоматия музыкального материала: пособие для учителя./составитель[ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская]. - М.: Просвещение, 2004.

2. Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка. 6 класс. Фонохрестоматия музыкального материала. - М.: Просвещение, 2010. (2CD МР3) www.prosv.ru

3. Сергеева Г.П. Уроки музыки: 5-6 кл.: пособие для учителя/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение,2017.

4. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий

5-7кл.Л.Л. Алексеева, Е.Д.Критская. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2017.

1. Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская, Музыка. Творческая тетрадь

6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2019.

2. МРООП ООО

(к.р.; п.р.р.)

7 класс

Программа

Учебник

Учебные пособия для учащихся

Методическое пособие для учителя.

Мониторинговый

инструментарий

Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка.5-7 классы. Музыка. Программы общеобразовательных учреждений 1-7 классы. - М.: Просвещение, 2019.



Сергеева Г.П. Музыка: 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.:Просвещение,

2017.


Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская, Музыка. Творческая тетрадь

7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: «Просвещение»,

2019.

1. Музыка: 7 класс: хрестоматия музыкального материала: пособие для учителя/[сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская]. - М.: Просвещение, 2007.

2. Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка. 7 класс. Фонохрестоматия музыкального материала. - М.: Просвещение, 2010. (2CD МР3) www.prosv.ru

3. Сергеева Г.П. Уроки музыки. 7-8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2017.

4. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий

5-7кл.Л.Л. Алексеева, Е.Д.Критская. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2017.

1. Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская, Музыка. Творческая тетрадь

7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: «Просвещение», 2019.

2. МРООП ООО

(к.р.; п.р.р.)


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, отражающее НРЭО по предмету «Музыка»:

Дополнительная литература:

1.Челябинская область: энциклопедия / гл. ред. К.Н. Бочкарёв. – Челябинск: Каменный пояс, 2008. Анатолий Сафонов - стр.780.

2. Такая к музыке любовь / Ю.Звоницкая // Вечерний Челябинск. 1995. 16 февраля.

3.Человек-оркестр по имени Анатолий Сафонов / Т.Марьина // Вечерний Челябинск. 2000, 1 февраля.

4.Ася Горская, Анатолий Сафонов «Только в Челябинске…» - Челябинск: Южный Урал. Кн. Изд-во, Юж.Урал. изд-тогр. Дом, 2001

5. Календарь знаменательных дат. Челябинская область. – 2002. – Челябинск, 2002. – С. 122-123.

6. Ратников К. И будет жить мелодия стиха: памяти Аси Горской, К. Ратников//Вечерний Челябинск.-2003.-28 ноября.-С. (Вкл. Пергамент).

7. Радченко Е. Ася./Е. Радченко//Урал.-2007. №3.-с.240-243.

8. Синецкая Т. Каталог произведений композиторов Южного Урала – Челябинск.-1996.

9. Горская А. Б. Аквариум детства: Песни для детей и взрослых: Музык. Альбом/А. Б. Горская, В. И. Ярушин, - Челябинск: Версия, 1997.- 56с.

10. Горская А. Б. Зажжём в честь Пушкина свечу: Стихи, песни, романсы: Лит.-музык. альбом. \ А. Б. Горская, Л. Сотченкова.-Челябинск: ЧГПУ, 1999.-50 с.

11. Горская А. Б. Только в Челябинске: Лит.-музык. альбом./А. Б. Горская, А. Сафонов -Челябинск:Юж.-Урал. Кн. Изд-во, 2001.-с.: ил.

12. Н. Воронов «Скульптор Л. Головницкий», г. Ленинград, изд. Художник РСФСР, 1965.

13. И. Н. Липович «Орлёнок. Скульптор Л. Головницкий», г. Ленинград, изд. Художник РСФСР, 1960 г.

14. К. Мальцев «Танкоград – наша доблесть и честь. Песни Олега Кульдяева», г. Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 2001 г.

15. Озёрный град//Челябинск. Издательство Рифей, 1996 г.

16. Природа Челябинской области//Челябинск. Издательство ЧГПУ, 2000 г.

17. Песни Олега Кульдяева. Люблю тебя уральский край//Челябинск, 2004 г.

18. Тарасов В. Олегу Кульдяеву – 75!//Челябинск за неделю – 2004 г.

19. Фонотов М. Голубые зеркала каменного пояса//Издательство Взгляд – 2004 г.


6. Характеристика контрольно-измерительных материалов.

В соответствии с нормативными требованиями ФГОС ООО, для оценивания уровня подготовки обучающихся 5-7 классов по музыке отслеживаются такие виды деятельности обучающихся на уроке как вокально-хоровые навыки; слушание и анализ музыкального произведения; творческая деятельность.

В рабочей программе основного общего образования по музыке 5-7 классов выделены обобщающие уроки по темам, что способствует систематизации знаний и умений обучающихся 5-7 классов.

Исследовательские проекты в 6 классе по темам: «Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве»; «Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе»; «Музыка в храмовом синтезе искусств»; «Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы»; «Авторская песня: любимые барды»;

в 7 классе по темам: «Что такое современность в музыке?»; «Классика в обработке: поиски и находки» «Классика в обработке: поиски и находки»; «Жизнь даёт для песни образы и звуки…»; «Музыкальная культура родного края»; «Классика на мобильных телефонах»;

«Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Музыка народов мира: красота и гармония» и др.


Критерии оценивания исследовательских проектов обучающихся:

  • Актуальность темы, практическая направленность и значимость работы;

  • Полнота и логичность раскрытия темы, её законченность;

  • Умение делать выводы и обобщения;

  • Самостоятельность суждений, оригинальность раскрытия темы, уровень творчества;

  • Умение аргументировать собственную точку зрения;

  • Художественное оформление проекта.


«5» - 75% - 100% выполнения задания;

«4» - 55% - 74% выполнения задания;

«3» - 50% - 54% выполнения задания;

«2» - менее 50% выполнения задания.


Нормы оценивания знаний и умений по музыке (устных ответов)


  1. Функция оценки - учет знаний.

  2. Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).

  3. Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.

  4. Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.


Отметка "5" ставится:

  • если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);

  • умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;

  • проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

Отметка «4» ставится:

  • если присутствует интерес;

  • проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;

  • умение пользоваться ключевыми или частными знаниями

Отметка «3» ставится:

  • проявление  интереса 

  • или в умении пользоваться ключевыми или частными знаниями;

  • или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

Отметка «2» ставится:

  • нет интереса, эмоционального отклика;

  • неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;

  • нет  проявления  музыкальных  способностей и  нет  стремления  их проявить.


Критерии и нормы оценки предметных результатов обучающихся применительно к

различным формам контроля по музыке


Слушание музыки.


На уроках проверяется и оценивается умение обучающихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Оценка «5» ставится, если:

-дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ

самостоятельный.

Оценка «4» ставится, если:

- ответ правильный, но неполный:

- дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими вопросами учителя.

Оценка «3» ставится, если:

-ответ правильный, но неполный, средства музыкальной

выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «2» ставится, если:

- ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.


Хоровое пение.


Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны, учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику

исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Оценка «5» ставится, если:

-наблюдается знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

Оценка «4» ставится, если:

-наблюдается знание мелодической линии и текста песни;

- в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

- пение недостаточно выразительное.

Оценка «3» ставится, если:

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; -неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть

ритмические неточности;

- пение не выразительное.

Оценка «2» ставится, если:

-исполнение не уверенное, фальшивое.


Выполнение тестовых заданий оценивается следующим образом:

Оценка «5» ставится, если верно выполнено 86-100% заданий;

Оценка «4» ставится, если верно выполнено 71-85 заданий;

Оценка «3» ставится, если верно выполнено 40-70% заданий;

Оценка «2» ставится, если верно выполнено менее 40% заданий


Так же для оценивания уровня подготовки обучающихся 5-7 классов по музыке учитель, при составлении тестовых заданий, использует следующие методические пособия:


Предмет

Класс

КИМ

Музыка

5,6,7

1. Примерная программа ФГОС ООО;

2. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметные линии учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова].- М.: Просвещение, 2019.

3. Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская, Музыка. Творческая тетрадь 5, 6,7 класс. Пособия для обучающихся общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2017/;

4. Л.Смолина Тесты по музыке «В музыкальном королевстве», Челябинск, 2001;
5. Готовые уроки Музыки в школе ФГОС музыки для 1-7 классов по Критской. Конспекты уроков Презентации Песни, Видео, Тесты

24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!