СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке для 5 класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литература помогает познать мир, музыка тоже  учит жизни. Псатель создает произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свои видение жизни, став перед собой задачу повлиять на чувсто читателя. Такова и основная цель композитора П.И. Чайковский писал. "Я желал бы всеми силами своей души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличилось число людей любящих ее, находящих  в ней  утешение и подпору".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для 5 класса»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по искусству ( музыке.) 5 класс.

Кузьминой Екатерины Михайловны,















Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «25» августа 2018 г.











2018 год







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа по искусству (музыке) для 5 класса составлена на основании:

- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МО и Н от 5.03.2004 г.№1089);

- примерной программы Министерства образования и науки РФ основного общего образования по искусству.

- авторской программы «Музыка. 5 класс». Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2014;

- учебного плана МБОУ «Благодатновская средняя общеобразовательная школа.». на 2018-2019 учебный год.

- положения о рабочей программе педагога в соответствии с ФК ГОС


Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение предмет «Музыка» в 5 классе проводятся по 1 часу в неделю. 35 часов


Цели изучения учебного предмета


1. Планируемые результаты.

Личностны, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  1. формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;

  2. развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;

  3. совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

  4. овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

  5. наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

  6. приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;

  7. сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  1. анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

  2. проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

  3. оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней; размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

  4. использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

  5. определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;

  6. применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

  7. наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками

в совместной творческой деятельности.


Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

- Выявление многосторонних связей музыки и литературы.

- Воспитание любви и уважения к родному краю..

-Познакомить обучающихся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников.

- Углубить представления обучающихся о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); продолжить знакомство с вокальной баркаролой


- Познакомить учащихся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников.

-Углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки.

- Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака.

- Осознание обучающимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф. Шопена, В. Моцарта., особенностями оперного жанра, на основе литературного произведения как источника либретто оперы, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а так же с исполнителями (певцы, дирижеры и др.) с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; познакомить с именами лучших отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Е. Максимова, В. Васильев)

- значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.

Личностные

ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

– целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

– осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

– норма, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

– компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

– коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

– ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

– основы экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

– значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

– эстетическое сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные :

Регулятиные УУД:

- в развитии художественно- образного, эстетического типа мышления, формирование целостного восприятия мира;

- в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;

- в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.

Познавателные УУД:

познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль искусства в жизни человека и общества;

- приобретать практические навыки и умения в ой деятельности;

- различать изученные виды пластических искусств;

- воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;

- описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий

-Эмоционально и осознанно воспринимать музыку различных жанров (в т.ч. фрагменты крупных музыкально - сценических жанров).

Коммуникативные:

- ориентироваться в социально- эстетических и информационных коммуникациях;

- организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

Предметные:

- знать имена великих русских и зарубежных композиторов, художников, поэтов,

писателей и наиболее известные их произведения (3-4 из освоенных на уроках и во внеклассной деятельности), выразительные средства различных видов искусства;

- роль и значение литературы и изобразительного искусства в создании

музыкальных произведений;

- различать основные жанры в музыке, использующие выразительные возможности

других видов искусства;

- узнавать изученные произведения, называть имена их создателей, пропевать

основные интонации и темы;

- уметь сравнивать различные произведения искусства, находить в них общее и

специфическое.

- уметь передавать атмосферу исторических событий,

эмоции и чувства людей и тем самым преобразовывать жизнь и духовный мир целых

поколений;

- знать наиболее яркие классические произведения отечественных и зарубежных

Композиторов, важные вехи жизненного и творческого пути выдающихся композиторов,

музыкантов-исполнителей;

- уметь определять специфические черты русской народной музыки, основные её

жанры, звучание народных инструментов, ансамбля, оркестра, пропевать (петь) главные темы

произведений, по характерным признакам определять их авторов и названия, приводить примеры воздействия музыки на окружающую действительность, исследовать содержание музыкальных произведений, выявлять взаимосвязи

музыкальных образов, контрасты и противоречия в их развитии;

- знать и понимать соотношение содержания и формы в становлении и развитии музыки

как вида искусства;

- понимать значение музыкального образа и музыкальной драматургии для развития

художественного замысла изучаемого произведения;

- знать выразительные возможности музыкального языка в воплощении художественной

идеи сочинений разных стилей, жанров и форм;

понимать специфику оперной драматургии как синтетического театрально-музыкального

действия, золотой фонд музыкального искусства, преодолевшие временные границы;

- различать особенности музыкальной драматургии музыкальных произведений разных

эпох и индивидуальных композиторских стилей;


2. Содержание учебного предмета, курса Изобразительного искусства (ИЗО)

Тема 1 полугодия: “Музыка и литература”

(16 часов) Основные задачи: Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды., старинная и современная). Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

Урок 1. Многообразие связей музыки с литературой .

Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходство выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно-образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке. Стр.6-9.

Урок 2. Разнообразие вокальной музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный спутник человека.стр.10-11.

Урок 3. НРК: Музыкальный фольклор народов России.

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).

Разнохарактерные песенные Жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные, шуточные, сатирические, игровые, хороводные, лирические песни. Песни - заклички. Взаимосвязь музыкальных, литературных и художественных образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др. Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту, изготовляя предметы народного промысла или качая колыбель, лесные ненцы сопровождают свои дела поэтическим языком души, размышляя о счастье, о дружбе, о жизни, выражая пожелания, чтобы сбылись мечты и надежды. Песни в исполнении лесных ненцев - это мотивированная, монологическая внутренняя речь. Впервые услышав эту песню-речь, трудно назвать ее песней. Песней становится только лучший вариант, полюбившийся народу и исполняемый для всех. Выполняя множество трудовых операций, автор песни старается рассказать о том, как это было ему трудно и тяжело, как приходилось побеждать себя, бороться, чтобы  содержать свою семью, воспитать детей. В песнях лесных ненцев условно можно выделить следующие  тематические виды: личные, лирические, песни о женщине, колыбельные песни, песни колорита печального, песни о животных, песни-думы, увеселительные или «застольные» («хмельные») песни, эпические песни, песни об огне, песни об олене, песни-кивы, «богатырские» песни и др. стр. 12-15.

Урок 4.Интонация как носитель образного смысла.

Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.

Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романсе.А.Рубинштейн «Горные вершины». Стр.16-17

Урок 5. Устное народное творчество в развитии общей культуры народа.

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественнаясамоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.


Знакомство с различными жанрами народной песни: формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров. Календарные песни.

Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. А.К.Лядов

« Кикимора» Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественнаясамоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.стр.18-19.

Урок 6. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.

Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность.

Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной музыки .Н.Римский-Корсаков «Шехеразада».стр.20-21.

Урок 7. Разнообразие вокально - инструментальной музыки .

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.

Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии.стр.22-27.

Урок 8. Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки.

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование. Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация,обработка, трактовка. П.Чайковский ( на выбор)Римский-Корсаков «Снегурочка», С.Рахманинов сюита «Светлый праздник», Э. Григ норвежские танцы, Бетховен «Шотландская песня».стр.28-29


Урок 9. НРК: Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона

Народные истоки татарской, чувашской, удмуртской и др. профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле.

Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.

Урок 10. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество. Г. Свиридов кантата « Снег идёт». Стр.30-39.

Урок 11. Основные жанры светской музыки 19 века (камерно-инструментальная и вокальная музыка) .

А) Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд.

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западно - европейских композиторов – Ф.Шопен. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф. Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.


Как различная музыка влияет на здоровье человека. «Эффект музыки Моцарта» . Влияние тембров музыкальных инструментов на человеческие органы. Нравственное и духовное развитие человека средствами классической музыки .Урок- обобщение , слушание понравившейся музыки. Современные обработки классической музыки.

Тема 2 полугодия: “Музыка и изобразительное искусство”

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями

Б) Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен.Реквием. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события. Произведения В.Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.стр.40-47.

Урок 12. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре.

Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.

Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы - (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр). Опера « Садко».стр.48-57.

Урок 13. Основные жанры светской музыки 19 века( балет).

Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.

На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов.

Урок 14. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники 20 столетия .

Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка – одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам.стр.64-67.

Урок 15. Мюзикл.

.Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.

Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом “Кошки” Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении.стр.68-71

Урок 16. Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе.


Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).

Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи. Стр.76-79.

Балет Урок 17. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством.-искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет- массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации). Балет «Щелкунчик», Балет Яруллина « Шурале».стр.58-63.Урок 18. Символика скульптуры , архитектуры, музыки.

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства.. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.стр.80-85.

Урок 19. Многообразие интонационно-образных построений.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве стр.86-89.Урок-обощение.

Урок 20. Круг музыкальных образов ( эпических), их взаимосвязь и развитие.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико - эпические) и особенности их драматургического развития.

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве в кантате С. Прокофьева « Александр Невский».стр.90-97.

Урок 21. Романтизм в русской музыке.

Особенности стиля в творчестве выдающегося композитора С. Рахманинова.

Образы природы в творчестве композитора. «Музыкальные краски» в произведениях композитора- романтика. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность. Стр.98-103.

Урок 22. Разнообразие камерной музыки.

Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет. Стр.104-107.

Урок 23. Древнерусская духовная музыка.

Народные истоки русской профессиональной музыки.Колокольность.

Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей. Сюита С. Рахманинова « Светлый праздник» , знаменный распев, колокольные звоны стр.108-109.

Урок 24 Духовная музыка русских композиторов.

Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры. « Фрески Софии Киевской», Чесноков, Свешников.стр.110-111.



Урок 25.Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Ис­торические события, картины природы, разнообразные харак­теры, портреты людей в различных видах искусства. Образ му­зыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках.




Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства. Закрепление полученных знаний.


Учебно -тематический план


к

Название темы

Кол-во

часов

В том числе

кр


Основные виды учебной деятельности обучающихся или основные формы внеурочной деятельности обучающихся

тема I полугодия: “Музыка и литература”

16


1 четверть

1.

Многообразие связей музыки с литературой.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


1


Знать и понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них.

Уметь размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее.

Узнавать на слух изученные произведения.

Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения

2.

Разнообразие вокальной музыки.

Комбинированный урок

1


Знать и понимать оснотпвные жанры вокальной народной и профессиональной музыки.

Уметь: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.


3.

НРК: Музыкальный фольклор народов России.

Комбинированный урок

1


Знать и понимать основные жанры народных песен, ее особенности.

Уметь: разучивать и исполнять образцы

музыкально_- поэтического творчества.

Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений. Рассуждать о многообразии музыкального фольклора России. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении.

Обнаруживать, выявлять общность

истоков народной и профессиональной музыки.

4.

Интонация, как носитель образного смысла.

Комбинированный урок

1




Знать и понимать: основные жанры вокальной профессиональной музыки – романс, определение: камерная музыка.

Уметь: проявлять личностное отношение при восприятия музыкальных стилей.

5.

Устное народное творчество в развитии общей культуры народа.

Комбинированный урок

1


Знать и понимать: особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Уметь:сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская.


6.


Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.

1


Знать и понимать: интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки.

Уметь: по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов

7.

Разнообразие вокально- инструментальной музыки..

1


Знать и понимать: жанры светской вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада.

Уметь: выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах.

Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение.

8.

Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1


Знать и понимать: особенности русской народной музыкальной культуры.

Уметь: исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства.

Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.


9.

НРК: Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона.

1

1

Знать и понимать: особенности русской , татарской, чувашской народной музыкальной культуры.

Уметь наблюдать за развитием музыки.

Выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.

2 четверть


10.

Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


1


Знать и понимать: стилевое многообразие музыки 20 столетия, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Уметь: сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения.

Определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения;

Участвовать в коллективной исполнительскойдеятельности

11.

Основные жанры светской музыки 19 века (камерно-инструментальная и вокальная музыка) .


Комбинированный урок






1




Знать и понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия.

Уметь:размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью.

Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики

12

Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


1


Знать и понимать: особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы;

Узнавать разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д.

Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке,участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

13

Основные жанры светской музыки 19 века( балет).

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


1


Знать и понимать: имена лучших отечественных хореографов, танцоров, особенности балетного жанра, его специфику.

Уметь:участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки.

Выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа

14

Отечественные и зарубежные композиторы-песенники 20 века.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


1


Знать и понимать: роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении.

Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти (вокализации основных тем, пластическом интонировании);

Участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти

15

Мюзикл.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


1


Знать и понимать: особенности жанра – мюзикл.Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.

Уметь:творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом дви­жении, поэтическом слове, изобразительной деятельно­сти.


16

Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе.

1

1

Знать и понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них.

Уметь:размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью.

Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики

Тема II полугодия: “Музыка и изобразительное искусство”

19




3 четверть


17.

Многообразие связей музыки с изобразительным искусством.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


1


Знать и понимать: возможные связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки.

Уметь: вслушиваться в музыку,мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительного искусства.

Слышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры


18.

Символика скульптуры , архитектуры, музыки.

Комбинированный урок

1


Знать и понимать:интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие.

Уметь: эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет- тембр, колорит – лад, ритм музыки – ритм изображения, форма – композиция.


19.

Многообразие интонационно-образных построений.

1


Знать и понимать: богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата.

Уметь: сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

Пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу.


20.

Круг музыкальных образов (эпических), их взаимосвязь и развитие.

1


Знать и понимать: богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата.

Уметь: сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

Пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу.


21.

Романтизм в русской музыке.

1


Знать и понимать: выразительные возможности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно – европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество.

Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.

Пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание.Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики.


22.

Разнообразие камерной музыки.

Комбинированный урок

1


Знать и понимать: выразительные возможности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно – европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов.

Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.

Пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание.Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики


23

Древнерусская духовная музыка.

Комбинированный урок

1


Знать и понимать:Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессиональной музыки. Характерные черты творчества С.Рахманинова. Композиторы отражают в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям.

Уметь:находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

Размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения


24

Духовная музыка русских композиторов.

Урок обобщения и систематизации знаний.


1


Знать и понимать: Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель

Уметь: сопоставлять произведение через сравнение различных интерпретациймузыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Размышлять о музыке, анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки


25

Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки.

Комбинированный урок



Знать и понимать взаимодействие использования средств музыкальной выразительности в их стилевом сходстве и различии на примере произведений зарубежных композиторов. Знать имена выдающихся итальянских скрипичных мастеров и Н.Паганини., приводить примеры их произведений.

Уметь: владеть навыками музицирования: исполнение песен (на­родных, классического репертуара, современных авто­ров), напевание запомнившихся мелодий знакомых му­зыкальных сочинений.


26

Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования.

Комбинированный урок

1


Знать и понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра. Италия- центр зарождения музыкальной культуры. Скрипичные мастера и исполнители.

Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной форме,

Размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально – хоровой работы


27

Круг музыкальных образов( драматических), их взаимосвязь и развитие.

Комбинированный урок

1


Знать про творчество Л. Бетховена .

понимать образный строй его симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра. Сущность музыкального исполнительства как искусства интерпретации.

Уметь: личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности.


4 четверть


28

Средневековая духовная музыка: григорианский хорал.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


1


Знать и понимать: принадлежность духовной музыки к стилю западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония.

Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти

29


И.С. Бах - выдающийся музыкант эпохи Барокко.

1


Знать и понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония, фуга. Органная музыка.

Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти

30


Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке 20 века(импрессионизм).

Комбинированный урок

1


Знать и понимать: о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса.

Уметь: сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения, проявлять творческую инициативу

31


Картины природы в музыке и изобразительном искусстве.

1


Знать и понимать взаимодействие изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.знать имена выдающихся русских и зарубежных компози­торов, приводить примеры их произведений.

32


Знакомство с творчеством всемирно известного зарубежного композитора К.Дебюсси.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1


Знать и понимать: особенности импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении.

33

Круг музыкальных образов(трагических) их взаимосвязь и развитие.

Комбинированный урок

1


Знать и понимать: установление взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; продолжать знакомство с жанром реквиема.

Уметь: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства, участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.

34

Круг музыкальных образов( романтических) их взаимосвязь и развитие.

Комбинированный урок

1

1

Знать и понимать: своеобразие музыкальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского.

Уметь: выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

35

Разнообразие симфонической и театральной музыки.

1

1

Знать и понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров.

Итого:


35












Календарно-тематическое планирования













Раздел, темы

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

по фактически


1 полугодие

«Музыка и литература»

16



1

Многообразие связей музыки с литературой.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1



2

Разнообразие вокальной музыки.

Комбинированный урок

1



3

НРК: Музыкальный фольклор народов России.

Комбинированный урок

1



4

Интонация, как носитель образного смысла.

Комбинированный урок

1



5

Устное народное творчество в развитии общей культуры народа.

Комбинированный урок

1



6

НРК: Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.

Урок закрепления нового материала

1



7

Разнообразие вокально-инструментальной музыки.

Урок закрепления нового материала.

1



8

Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1




9

НРК: Знакомство с музыкальной культурой ,народным музыкальным творчеством своего региона.

Урок закрепления нового материала

1



10

Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1




11

Основные жанры светской музыки 19 века (камерно-инструментальная и вокальная музыка) .

Комбинированный урок.

1



12

Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1




13

Основные жанры светской музыки 19 века( балет).

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1




14

Отечественные и зарубежные композиторы-песенники 20 столетия.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1




15

Мюзикл.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1



16

Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе.

Урок закрепления полученных знаний.

1




2 полугодие

«Музыка и изобразительное искусство»

19



17

Многообразие связей музыки с изобразительным искусством.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1



18

Символика скульптуры, архитектуры, музыки.

Комбинированный урок.

1





19

Многообразие интонационно-образных построений.

Урок закрепления нового материала.

1





20

Круг музыкальных образов ( эпических), их взаимосвязь и развитие.

Урок закрепления нового материала

1





21

Романтизм в русской музыке.

Урок обобщения и систематизации знаний.

1



22

Разнообразие камерной музыки.

Комбинированный урок.

1



23

Древнерусская духовная музыка.

Комбинированный урок

1



24

Духовная музыка русских композиторов.

Урок обобщения и систематизации знаний.

1



25

Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки.

1



26

Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования.

Комбинированный урок.

1



27

Круг музыкальных образов (драматических), их взаимосвязь и развитие.

Комбинированный урок.

1



28

Средневековая духовная музыка: григорианский хорал.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1



29

И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко.

Урок обобщения и систематизации знаний.


1



30

Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке 20 века(импрессионизм).

Комбинированный урок

1



31

Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве.

1



32


Знакомство с творчеством всемирно известного зарубежного композитора К.Дебюсси.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1



33

Круг музыкальных образов(трагических) их взаимосвязь и развитие.

Комбинированный урок.

1



34

Круг музыкальных образов( романтических) их взаимосвязь и развитие.

Комбинированный урок.

1



35

Разнообразие симфонической и театральной музыки.

1











Лист изменений в календарно-тематическом планировании


№ записи

Дата

Изменения,

внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!