Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: [email protected]
«Рассмотрено» на заседании методического объединения протокол №________ от________________ | «Согласовано» Зам. директора по УМР _______ Е.Г. Сапожникова от___________________ | «Утверждено» Директор школы _________С.О. Будаев от_________________ |
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС
Предмет: Музыка и пение
Классы: 2 класс
Учебный год: 2021-2022
Учитель: Кваша Татьяна Петровна
Квалификационная категория: высшая
с.Новая Брянь.
класс
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по коррекционному курсу «Музыка» во 2 классе составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2021-2022 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3. Сан Пи Н 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Рабочая программа по музыке и пению в начальных классах разработана на основе программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. М.: Изд.«Просвещение», 2006 г.191с.
Программа по музыке и пению для учащихся 2 класса — одна из главных ступеней в работе с детьми с нарушенными интеллектуальными способностями. Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.
Цель предмета: Установка на всестороннее развитие личности, которая предполагает развитие музыкальных умений и навыков, овладение детьми музыкальной культурой.
Задачи:
Образовательные: формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности; формировать музыкально-эстетический словарь; формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности:
Развивающие: совершенствовать певческие навыки; развивать чувство ритма, речевую активность, музыкальную память, способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки:
Коррекционные: корригировать отклонения в интеллектуальном развитии; корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи; способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения:
Воспитательные: помочь самовыражению учащихся 2 класса через занятия музыкальной деятельностью; содействовать приобретению навыков общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость; способствовать формированию культуры поведения:
Целевая установка достигается путем введения ребенка в многообразный мир музыки, с учётом его психофизических и интеллектуальных возможностей.
Принципы обучения: коррекционная направленность обучения; оптимистическая перспектива образования; индивидуализация и дифференциация процесса обучения:
Программа по музыке и пению состоит из трёх разделов:
Раздел «Пение» включает в себя произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня – основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора. Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1-3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. За учебный год класс разучивает 10-15 песен.
Раздел «Слушания музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1-3 произведений. Исполнение самим педагогом способствует созданию на уроке тёплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия школьников.
«Элементы музыкальной грамоты» Объём материала для этого раздела сводится к минимуму. Это связано ограниченными возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлечённых понятий, таких как изображение музыкального материала на письме и др., опирающихся на абстрактно — логическое мышление.
2.Основные направления коррекционной работы
увеличение объема запоминания музыкальной информации;
развитие музыкально-слуховой памяти;
развитие эмоциональной памяти;
развитие интересов к слушанию, исполнению музыки;
развитие навыков общения;
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения.
3. Общая характеристика учебного предмета «Музыка»
Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.
Курс музыки в коррекционной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования. Постижение музыкального искусства на данном этапе 2 класса приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Изучение предмета музыки во 2 классе направлено на достижение следующих целей:
формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира.
развитие общей музыкальности и эмоциональности, общих музыкальных способностей;
освоение музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно коммуникационных технологий).
4. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Музыка и пение» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Предмет «Музыка и пение» входит в образовательную область «Музыка» учебного плана государственного общеобразовательного бюджетного учреждения республики Бурятия «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат».
В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская С(К)ОШИ» рабочая программа по музыке во 2 классе – 34 часа (два часа в неделю)
5.Личностные, предметные планируемые результаты в усвоении учебного предмета «Музыка»
Предметные результаты включают освоения обучающимися с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знания и умения для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся не являются основным критерием при принятии решения о переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью
Уровни усвоения результатов по предмету «Музыка» во 2 классе
Минимальный уровень
Определение содержания знакомых музыкальных произведений; представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании; пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; различение песни, танца, марша; передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом); определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);
Достаточный уровень:
Самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и без него представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах и их звучании;
сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учетом средств музыкальной выразительности; ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др. владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического изображения музыки.
6. Содержание
Пение – 16ч
Пение - коллективный вид исполнительства. Занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственность. На первых уроках учитель прослушивает детей, диагностирует в игровой форме уровень развития их музыкального слуха и фиксирует показатели – диапазон голоса и качество интонирования. При исполнении песен в классе и индивидуально необходимо уделять большое внимание певческой установке, технике правильного дыхания, звукообразованию и дикции. Работа над дикцией является основной формой работы. Особенностью развития детей с нарушением интеллекта является наличие дефектов произношения, небольшой словарный запас, что мешает им понять и усвоить текст песни.
Под хоровой дикцией подразумевается чёткое и ясное произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а также чистое звучание слов и фраз в целом. Дикция зависит от высоты звуков, от возраста и певческого стажа участника хора. Дети учатся верно, чуть округлённо произносить гласные и кратко, чётко – согласные, т.е. учатся правильно произносить слова. На качество дикции влияет способ звукообразования, степень развития певческого дыхания, артикуляционного аппарата.
Главная задача педагога – научить детей правильно артикулировать звуки, сливать их в слоги, слова, практически применять правила культуры речи (верное ударение в слове), правила логики речи (выделение основного, ударного слова, помогающего понять смысл фразы). Программой предусмотрена систематическая работа над чётким и ясным произношением текста. Рекомендуется ряд попевок, состоящих из 3-5 звуков, в диапазоне от примы до терции на слоги: лю, ди, лё, ми, ма, мэ, ми, ма, мэ, ди, да, дэ.
Особое внимание при работе с обучающимися уделяется выработке техники правильного дыхания, развитие которой зависит от подбора репертуара и материала для вокальных упражнений. Требования к развитию певческого дыхания: вдох спокойный без поднятия плеч, бесшумный. При выборе репертуара необходимо исходить из целей, задач обучения, из художественной ценности музыки и текста. Определяющими моментами являются индивидуальные возможности, уровень интеллектуального развития и интересы детей с умственной отсталостью. В работе с детьми следует подбирать мелодии, простые по форме, короткие по содержанию, с понятным текстом. Певческий диапазон детей с нарушением интеллекта ограничен, и поэтому необходимо подбирать песни с небольшим диапазоном в удобной для детей тональности. В репертуар необходимо включать песни для исполнения на школьных праздниках и концертах.
В наши дни фольклор получил всеобщее признание как действенное средство эстетического воспитания. Фольклор – национальное богатство, сокровищница культуры человечества-помогает пониманию культуры своего и других народов. В репертуаре используются песни различных жанров.
Игровые песни: «Дрёма» - р. н. п.; «Где был Иванушка?» -р. н. п.; «Ах вы, сени» - р. н. п.; «В хороводе» - р. н. п.; «Взял волынку наш сосед» - эстонская песня.
Песни – прибаутки: «Котик» - р. н. п.; «Андрей – воробей» - р. н. п.; «Гуси» - р. н. п.
Трудовые песни: «В тёмном лесе» - р. н. п.; «Я на камешке сижу» - р. н. п.; «Во поле берёза стояла».
Колыбельные песни: «Не летай, соловей» - р. н. п. Колыбельные песни исполняются негромко и очень ласково. Дети могут держать в руках игрушки или, взявшись за руки, изображать покачивание колыбели. Пение без сопровождения прививает навык слушать не только себя, но и своих сверстников.
Музыкальный материал для пения.
1 четверть:
«Родина» — муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина.
«Что у осени в корзине?» — муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой.
«Песенка-небылица» — муз. П. Чисталёва, сл. О. Высотской.
«Уж как шла лиса по тропке» — р. н. п.
«Козлик» — р. н. п., обр. Д. Кабалевского.
«Кто на чём играет?» — муз. Л. Абелян, сл. В. Семернина.
2 четверть:
«Зима» — муз. М. Красева, сл. М. Клоковой.
«Новогодняя» — муз. А. Филиппенко, сл. Г. Бойко.
«К нам приходит Новый год» — муз. В. Герчик, сл. 3. Петровой.
«Матрёшки» — песня-игра, муз. 3. Левиной, сл. 3. Петровой.
«Весёлая девочка Лена» — муз. и сл. А. Филиппенко.
«Весёлые путешественники» муз. М. Старокадомского, сл. М. Михалёва.
3 четверть:
«Савка и Гришка» — белорусская н. п.
«Сегодня мамин праздник» — муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
«Мишка с куклой» — муз. и сл. М. Качурбиной.
«Частушки» — муз. Т. Попатенко, сл. М. Кравчука.
«Кошечка» — муз. В. Витлина, сл. Н. Найдёновой.
4 четверть:
«Песенка о весне» — муз. Г. Фрида, сл. Н. Френкель.
«Солнышко» — русская народная песня.
«Птичка над моим окошком» — украинская народная песня.
«Весёлая дудочка» - муз. М. Красева, сл. Н. Френкель.
«Поезд» — муз. и сл. Н. Метлова.
«Котя-котенька-коток» — русская народная песня, обр. Т. Попатенко.
Дополнительный материал:
«Скок-скок» — русская народная песня.
«Петушок» - русская народная песня, обр. Д. Кабалевского.
«Родина моя» - сл. Ю. Энтина, муз. Ю. Чичкова.
«Песенка простая» - сл. Л. Некрасовой, муз. Старокадомского.
Слушание музыки -5ч.
Чтобы воспитать любовь к музыке, надо научить детей слушать, и обязательно в качественном исполнении. Здесь на помощь приходят на помощь учителю приходят на помощь технические средства воспроизведения звука. Сказочность, мир игрушек и животных – вот что привлекает обучающихся 2 класса при прослушивании музыки.
Песня, танец, марш – основные жанры, составляющие содержание изучаемого предмета. В программе марши представлены произведениями:
«Марш деревянных солдатиков» - муз. П. Чайковского.
«Марш» - муз. С. Прокофьева.
«Марш» - муз. Д. Шостаковича.
«Рондо – марш» - муз. Д. Кабалевского.
«Марш» - муз. Л. Бетховена.
Жанр песни представлен теми песнями, которые дети слушают в исполнении педагога и будут петь сами, а также вокальными произведениями, которые дети только слушают.
Жанр танца представлен произведениями «Камаринская» - р. н. пляска (П. Чайковский), «Гопак» - украинский народный танец, «Полька» - муз. М. Глинки, «Бульба» - белорусский народный танец.
Важным средством музыкальной выразительности является тембр. Фортепиано – это первый инструмент, с которым знакомятся дети. Обучающиеся 2 класса различают звучание инструментов: балалайки, скрипки, баяна, фортепиано. Тембровое разнообразие способствует преодолению слуховой пассивности.
Музыкальные произведения для слушания
«Кавалерийская» — муз. Д. Кабалевского.
«Мотылек» — муз. С. Майкопара.
«В зоопарке» — муз. А. Островского, сл. 3. Петровой.
«Почему медведь зимой спит» - муз. Л. Книппер.
«Музыкальная табакерка» — муз. А. Лядова.
«Колыбельная» — муз. В. Моцарта, обр. А. Флисе.
«Марш» — муз. Л. Бетховена.
«Детский альбом» - муз. П. Чайковского, пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Камаринская».
Дополнительный материал:
«Пусть всегда будет солнце» - сл. Л. Ошанина, муз. А. Островского.
«Приключения Буратино»: «Вступление», «Мальвина», «Буратино», «Пьеро».
Элементы музыкальной грамоты – 7ч.
Повторение понятий о высоте звука, силе звучания (форте, пиано) и длительности звучания (долгие и короткие звуки), сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счёт линеек. Музыкальная грамота должна стать средством познания музыки. Все теоретические знания необходимо давать на практическом материале (пение попевок, отрывков из разучиваемых произведений). Обучающимся 2 класса необходима двигательная разрядка, поэтому на уроке вводятся движения под музыку, которые помогают лучше понять, почувствовать характер музыки и её ритмические особенности: ходьба на месте, несложные движения кистями рук, повторение несложного ритмического рисунка ладонями, деревянными ложками, игре на металлофоне.
Игра на музыкальных инструментах.
Игра на детских музыкальных инструментах – 6ч.
Звучание детских голосов может сопровождаться игрой на инструментах: деревянных ложках, бубнах, металлофонах и пр. На уроках музыки целесообразно применять ударно – шумовые инструменты: бубен, треугольник, ложки, барабан, металлофон. Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, снятию психоэмоционального напряжения.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Именно поэтому в программе уделяется особое внимание этому разделу.
Игра на детских музыкальных инструментах может быть, как самостоятельным разделом, так и может быть включена в раздел «пение», когда исполнение сопровождается игрой на музыкальных инструментах. Предложенные ниже произведения содержат разную степень трудности – от простейшего, предназначенного только для учебных целей, до более сложного, предназначенного для выступления на школьных концертах, где особенно эффектны произведения с ритмическим аккомпанементом: «Рондо – марш» - муз. Д. Кабалевского, «Марш» - муз. Д. Шостаковича, «Полька» - муз. М. Глинки, «Хор мальчиков» из оперы «Кармен» Ж. Бизе, «Марш» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского, «Вальс – шутка» - муз. Д. Шостаковича, «Вальс» из балета «Спящая красавица» П. Чайковского. Используются и другие произведения в жанре песни, танца, марша. Обучающиеся 1 класса знакомятся с музыкальными произведениями и одновременно участвуют в коллективном музицировании.
Музыкально-ритмические движения. Учить двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки (марш-пляска); реагировать сменой движений на двучастную форму пьесы, на изменение силы звучания (громко-тихо), на его начало и окончание. В плясках и играх ходить и бегать под музыку, двигаться по кругу, взявшись за руки, выполнять простейшие танцевальные движении: хлопать в ладоши, выполнять полуприседания, использовать отдельные элементы движений для инсценировки песен.
Музыкальный материал (MP3 и видеоклипы):
«Заинька в лес пошел»
«Во салу ли, в огороде» (рус. нар. песня)
«Солнышко родное» (ансамбль «Ладушки»)
«Антошка»
«Песенки для детей № 1» (музыкальный альбом)
«Песенки из мультфильмов» (видеоклипы, сборник)
«Воробьи и автомобили» (музыкальная игра)
«Хлопай» (песенка - игра)
Новогодние песни
«Полька, хоровод, вальс, ча-ча-ча» (инструментальная музыка)
«Бравые солдаты»
«Ах, какая мама» (песни о маме, альбом)
«Корабль игрушек» (музыкальный альбом)
«Колыбельная» (ВИА «Верасы»)
«Веселый хоровод»
«Чудо - чудеса» (фортепиано)
«А у меня, а у тебя» (песенка- игра)
«У оленя дом большой» (песенка- игра)
«Зайка серенький сидит» (песенка- игра)
«Мишка косолапый» (песенка- игра)
Система оценки достижений по предмету «Музыка»
Во 2 классе вводятся (традиционная 5-ти бальная система). Оценочная деятельность педагога направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся, фронтальный опрос; беглый текущий опрос; самостоятельная работа на закрепление музыкального материала по индивидуальным карточкам; музыкальные тесты, викторины; контрольные уроки:
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Адаптированная рабочая программа по музыке для детей с ОВЗ 1-5 классы, книги о музыке и музыкантах, научно - популярная литература, рабочие тетради (дневники музыкальных наблюдений), портреты композиторов, учебно-практические пособия: фортепиано, колонки, микрофоны, адаптированный музыкальный набор для детей по нацпроекту, в который входит:
Музыкальный тамбурин
Барабан
Музыкальная карусель из колокольчиков
Музыкальная машина с инструментами
Барабанная установка
Музыкальная улитка
Адаптированный музыкальный набор для детей развивает следующие навыки:
Изучение причинно-следственных связей
Развитие зрительного внимания
Направленность действий
Развитие хватательных рефлексов
Укрепление мышц пальцев рук
развитие сенсорного восприятия (чувствительности)
Развитие слухового восприятия
Развитие языковых навыков (фонетики)
Контрольно-измерительные материалы
Контрольно – измерительные материалы по музыке составлены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Составлены на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 0 -4 классы под редакцией И. М. Бгажноковой «Музыка».
Целью данных контрольно – измерительных материалов является определение уровня усвоения изученного материала и сформированности универсальных учебных действий.
Функцией контроля и оценки достижения планируемых результатов является уровневый подход, необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный (базовый) уровень образовательных достижений.
Данные контрольно-измерительные материалы для 1 – 4 классов по музыке включают:
контроль и оценивание строятся на критериальной основе;
самоконтроль и самооценка учащегося предшествуют контролю и оценке сверстников и учителя.
К главным критериям самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие:
усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;
сформированность универсальных учебных действий младшего школьника (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связанно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);
сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания.
Тематическое планирование по предмету «Музыка» во 2 классе
Тема четверти | Разделы | Кол-во часов |
Игра на детск. Муз. инстр. | Слушание Муз. ритм. движения | Пение | Элементы муз. грамоты |
1четверть. «Музыкальные жанры» | 2 | 0 | 4 | 3 | 9 |
2 четверть. «О чём говорит музыка»? | 2 | 0 | 4 | 1 | 7 |
3 четверть. «Я и музыка» | 1 | 3 | 5 | 1 | 10 |
4 четверть. «Истории в музыке» | 1 | 2 | 3 | 2 | 8 |
Количество часов по разделам | 6 | 5 | 16 | 7 | Итого: 34 часов |
I четверть: «Музыкальные жанры» – 9 ч
Раздел | Слушание 0ч Игра на дми 2ч Пение 4ч Элем. Муз. грам 2ч | Тема | Коррекционная направленность | Ожидаемые результаты (основные требования к умениям учащихся) |
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
Музыкальный материал используемый на уроке |
1 | Игра на д.м.и | «Что у осени в корзине» муз. Тиличеевой «Заинька в лес пошел» «Во салу ли, в огороде» (рус. «Мишка косолапый» (песенка- игра) | Вводный урок. Повторение песен за 1 класс. | Знакомятся с музыкальными произведениями и одновременно участвуют в коллективном музицировании, определяя сильную долю в музыке. | Эмоционально осознанно воспринимают музыку, как в процессе активной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений. | Рисуют музыкальные инструменты под музыку |
2 | Элем. Муз. грамоты | «Кто на чём играет» муз. Абелян нар. песня) «Солнышко родное» (ансамбль «Ладушки») | Повторение раздела «Музыкальная грамота» за 1 класс. | Элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан. | Эмоционально осознают, воспринимают музыку. Элементы музыкальной грамоты. (нотный стан, нота, пауза). | Эмоционально осознают, воспринимают музыку. Элементы музыкальной грамоты. (нотный стан, нота, пауза). |
3 | Элем. Муз. грамоты | «Кто на чём играет» муз. Абелян нар. песня) «Солнышко родное» (ансамбль «Ладушки») | Музыкальный жанр — «марш». | Элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан. | Эмоционально осознают, воспринимают музыку. Элементы музыкальной грамоты. (нотный стан, нота, пауза). | Эмоционально осознают, воспринимают музыку. Элементы музыкальной грамоты. (нотный стан, нота, пауза). |
4 | Пение | «Скворушка» муз. Красева «Родина» — муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина. «Матрёшки» — песня-игра, муз. 3. Левиной, сл. 3. Петровой. | Музыкальный жанр — «марш». «Марш деревянных солдатиков" П. И.Чайковский. | Развитие умения брать дыхание перед началом пения музыкальной фразы. | Представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно) | Представления об особенностях мелодического голосоведения |
5 | Пение | «Козлик» муз. Кабалевского «Зима» — муз. М. Красева, сл. М. Клоковой. «Весёлая девочка Лена» — муз. и сл. А. Филиппенко. | Музыкальный жанр – Танец. Хоровод. | Развитие умения брать дыхание перед началом пения музыкальной фразы. | Пение хором с выполнением требований художественного исполнения | Различают темп, характер. Реагируют на изменение темпа. |
6 | Пение | «Три пингвина» - разучивание «Новогодняя» — муз. А. Филиппенко, сл. Г. Бойко. «Весёлые путешественники» муз. М. Старокадомского, сл. М. Михалёва. | Музыкальны й жанр – Танец. Гопак. | Развитие умения брать дыхание перед началом пения музыкальной фразы. | Проявляют способность к эмоциональному отклику на музыку разных жанров | Эмоционально откликаются во время слушания музыкальных произведений. |
7 | Пение | «Антошка» муз. Шаинского «К нам приходит Новый год» — муз. В. Герчик, сл. 3. Петровой. | Музыкальный жанр — «песня» — народная, композиторская, колыбельная. | Умение петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы. | Поют на гласные звуки, запоминают мелодию Слушают, повторяют движения. | Эмоционально реагируют на изменение темпа |
8 | Игра на д.м.и | «Калинка малинка» - в исп. Оркестра русских народных инстрментов. | Развитие умения определять различные по характеру музыкальные произведения | Участвуют в коллективном музицировании, определяя сильную долю в музыке. | Эмоционально осознают, воспринимают музыку. Элементы музыкальной грамоты. (нотный стан, нота, пауза). | Эмоционально осознают, воспринимают музыку. Элементы музыкальной грамоты. (нотный стан, нота, пауза). |
9 | Элем. Муз. грамоты | Повторительно - обобщающий урок по теме: «Музыкальные жанры» | Повторение и обобщение темы «Музыкальные жанры» | Устные ответы на вопросы. | Легко запоминают эмоциональный словарь - пластика, жест, мимика. Устные ответы на вопросы | Устные ответы на вопросы |
II четверть «О чём говорит музыка»?– 7ч.
Раздел | Слушание 0 ч. | Пение 4 ч. | Игра на дми 2ч. | Эл. Муз. грамоты 1 ч. Муз. ритм движения | Тема | Коррекционная направленность | Ожидаемые результаты (основные требования к умениям учащихся) |
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
Музыкальный материал используемый на уроке |
1 | Пение | Муз.М.Старокадомского сл. Л.Некрасовой «Что за дерево такое?» «Антошка» «Песенки для детей № 1» (музыкальный альбом) | Развитие умения дифференцировать звуки по высоте (высокие, низкие). | Развитие умения определять разные по характеру произведения: весело-грустно, громко-тихо, удерживание дыхания на более длинных фразах. | Знают значение слов: грустно, весело, петь соло, петь хором. Эмоционально вовлекается в совместную деятельность. | Определяют некоторые виды музыки (песня, танец), некоторые музыкальные инструменты; |
2 | Пение | Муз.М.Старокадомского сл. Л.Некрасовой «Что за дерево такое?» | «Звуки высокие и низкие» И. С. Бах «Шутка» «Прелюдия до мажор». | Умение петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы. | Реагируют на весёлую и грустную музыку. | Реагируют на весёлую и грустную музыку |
3 | Игра на д.м.и | «Почему медведь зимою спит» муз. Л. Книппера, сл.А. Коваленкова «Заинька в лес пошел» «Во салу ли, в огороде» (рус. нар. песня) | «Звуки высокие и низкие» М.Старокадомский «Что за дерево такое?» | Воспроизведение по подражанию взрослому ритмических рисунков песенок и попевок. | Эмоционально реагирует на знакомые музыкальные фразы Принимают участие в беседе о музыке. Игра на дми. | Эмоционально реагирует на знакомые музыкальные фразы Принимают участие в беседе о музыке с помощью педагога. |
4 | Игра на д.м.и | «Почему медведь зимою спит» муз. Л. Книппера, сл.А. Коваленкова «Солнышко родное» (ансамбль «Ладушки») «Антошка» | Музыка и движение. Д. Кабалевский «Клоуны» | Коллективное музицирование | Знают значение слов: грустно, весело, петь соло, петь хором. Эмоционально вовлекается в совместную деятельность. Охотно поддерживают беседу о характере музыки. | Знают значение слов: грустно, весело, петь соло, петь хором. Эмоционально вовлекается в совместную деятельность. Рисуют. |
5 | Пение | «Новогодний хоровод» муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой «Песенки для детей № 1» (музыкальный альбом) | Музыка и движение. «Сурок» Л. Бетховен. | Выразительное, осмысленное пение соло фразы из простой выученной песенки. | Принимают участие в беседе о характере музыкальных произведений. Исполнение песенного репертуара. | Принимают участие в беседе о характере музыкальных произведений. Исполнение песенного репертуара. |
6 | Пение | «Новогодний хоровод» муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой «Песенки из мультфильмов» (видеоклипы, сборник) | «Музыка и движение» (Понятия быстро и медленно). | Выразительное, осмысленное пение соло фразы из простой выученной песенки. | Принимают участие в беседе о характере музыкальных произведений. Исполнение песенного репертуара. | Принимают участие в беседе о характере музыкальных произведений. Исполнение песенного репертуара. |
7 | Эл. Муз. грамоты | Повторительно - обобщающий урок по теме: по теме «О чём говорит музыка?»» | Обобщение темы: «О чём говорит музыка?» | Устные ответы на вопросы. | Устные ответы на вопросы. | Устные ответы на вопросы. |
III четверть «Я и музыка» – 10 ч.
Раздел | Слушание 3ч. | Пение 5ч | Игра на дми 1ч Муз. ритм. движения | Элементы муз. грамоты 1 ч | Тема | Коррекционная направленность | Ожидаемые результаты (основные требования к умениям учащихся) |
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
Музыкальный материал используемый на уроке | | | | |
1 | Пение | Муз .Р. Шумана «Зима», два варианта исполнения. «Савка и Гришка» — белорусская нар. песня «А у меня, а у тебя» (песенка- игра) «У оленя дом большой» (песенка- игра) «Зайка серенький сидит» (песенка- игра) «Мишка косолапый» (песенка- игра) | Повторение темы «О чём говорит музыка?». | Развитие артикуляции: правильное формирование гласных и четкое, ясное произношение согласных звуков. | Активно работают во всех видах музыкальной деятельности. Слушают, повторяют движения. | Смотрят и слушают, подыгрывают на ДМИ. |
2 | Пение | Муз. В. Витлина, сл. П. Когановой «Зимняя песенка» «Сегодня мамин праздник» — муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной. «Веселый хоровод» «Чудо - чудеса» (фортепиано) | Развитие умения дифференцировать звуки. | Развитие артикуляции: правильное формирование гласных и четкое, ясное произношение согласных звуков. | Овладевают навыками выражения своего отношения к музыке. | Овладевают навыками выражения своего отношения к музыке. |
3 | Слушание | П. Чайковский «На тройке». «Кавалерийская» — муз. Д. Кабалевского. «Воробьи и автомобили» (музыкальная игра) | Понятия соло и хор. | Умение определять разные по характеру музыкальные произведения: грустные, веселые, спокойные, напевные. | Слушают, подыгрывают на ДМИ. Различают музыкальные средства выразительности. Отвечают на вопросы | Слушают, подыгрывают на ДМИ. Различают музыкальные средства выразительности. |
4 | Пение | Муз. Д.Львова- Компанейца, сл.С.Богомазова «Снежная песенка» «Мишка с куклой» — муз. и сл. М. Качурбиной. | В стране мультипультия. Квартет» Просмотр и обсуждение мультфильма | Элементарные знания: громко, тихо. | Овладевают навыками совместного пения (парами, в ансамбле). | Овладевают навыками совместного пения (парами). |
5 | Пение | Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной «Наша Родина сильна» «Частушки» — муз. Т. Попатенко, сл. М. Кравчука. | Мелодия. Развитие слухового внимания и чувства ритма. | Развитие артикуляции: правильное формирование гласных и четкое, ясное произношение согласных звуков. | Владеют певческими умениями и навыками (выработка унисона, кантилены, спокойного певческого дыхания) | |
6 | Пение | Муз. Ю. Гурьева, сл. С. Виноградова «Мамин праздник» «Кошечка» — муз. В. Витлина, сл. Н. Найдёновой. | Мелодия. Развитие слухового внимания и чувства ритма. | Понимание и выполнение элементарных дирижерских жестов. | Овладевают навыками совместного пения (парами, в ансамбле). | Овладевают навыками совместного пения (парами). |
7 | Слушание | Муз. А. Вивальди «Весна» концерт для скрипки с оркестром. «Мотылек» — муз. С. Майкопара. «В зоопарке» — муз. А. Островского, сл. 3. Петровой. | Ударно-шумовые музыкальные инструменты (баян, барабан, маракасы). | Формирование знаний о музыке с помощью изучения произведения А.Вивальди «Времена года» | Умеют откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования | Умеют откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования |
8 | Слушание | Муз. А. Вивальди «Весна» концерт для скрипки с оркестром. «Почему медведь зимой спит» - муз. Л. Книппер. | Ударно-шумовые музыкальные инструменты (треугольник, кастаньеты). | Знакомство с музыкальными инструментами и из звучанием: флейта, арфа | Умеют откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования | Умеют откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования |
9 | Игра на д.м.и | Муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсена «К нам гости пришли» «Хлопай» (песенка - игра) «Колыбельная» (ВИА «Верасы») | Ударно-шумовые музыкальные инструменты (музыкально-адаптивные инструменты). | Коллективное музицирование | Принимают участие в исполнении песни. Слушают, подыгрывают на ДМИ. Предлагают свой ритмический рисунок. | Частично принимают участие в исполнении песни. Слушают, подыгрывают на ДМИ. |
10 | Элем. Муз. грам | Повторительно - обобщающий урок по теме: по теме: «Я и музыка» | Обобщение темы «Я и музыка» | Устные ответы на вопросы. | Отвечают на устные вопросы. | Отвечают на устные вопросы. |
IV четверть «
Истории в музыке» – 8 ч.
Раздел | Слушание 2ч | Пение 3ч | Игра на д.м.и 1ч | Элементы муз. Грамоты 2ч | Тема | Коррекционная направленность | Ожидаемые результаты (основные требования к умениям учащихся) |
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
Музыкальный материал используемый на уроке |
1 | Слушание | Песня-игра «Догадайся кто поет» Телечеевой. «Музыкальная табакерка» — муз. А. Лядова. «Детский альбом» - муз. П. Чайковского, пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Камаринская». | В стране мультипультия «Волк и 7 козлят» Просмотр и обсуждение мультфильма | Ознакомление и умение различать пение хором и соло. | Умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования. Драматизация пьес программного характера; | Овладевают навыками элементарного музицирования на простейших инструментах (ударно-шумовых). |
2 | Слушание | Песня-игра «Догадайся кто поет» Телечеевой «Колыбельная» — муз. В. Моцарта, обр. А. Флисе. «Марш» — муз. Л. Бетховена. | В музыкальном театре. Балет «Спящая красавица». | Умение различать припев и запев в песне, вступление, проигрыш, окончание. | Проявляют способность к эмоциональному отклику во время слушания музыкальных произведений и на музыку разных жанров | Проявляют способность к эмоциональному отклику во время слушания музыкальных произведений и на музыку разных жанров |
3 | Эл Муз. гр | «Тень-тень». р.н.п Импровизация Новогодние песни «Полька, хоровод, вальс, ча-ча-ча» (инструментальная музыка) | Куда ведёт нас танец? | Коллективное музицирование | Наличие навыков музицирования на некоторых инструментах (ударно-шумовых). | наличие навыков музицирования на некоторых инструментах с помощью педагога. (ударно-шумовых). |
4 | Пение | «Веселые гуси» у.н.п. «Песенка о весне» — муз. Г. Фрида, сл. Н. Френкель. «Бравые солдаты» | Балет «Щелкунчик». | Развитие артикуляции: правильное формирование гласных и четкое, ясное произношение согласных звуков. | Выразительное исполнение песен | Выразительное исполнение песен |
5 | Пение | «Веселые гуси» - продолжение разучивания «Солнышко» — русская народная песня. | Музыка и игра. Хороводные игры с пением. | Элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан. | Выразительное исполнение песен | Выразительное исполнение песен |
6 | Пение | Марш деревянных солдатиков Чайковского «Птичка над моим окошком» — украинская народная песня. | Сказка в музыке. «Муха — цокотуха» «Песенка про кузнечика» | Исполнение музыки в движении в маршевом характере. | Выразительное исполнение песен | Выразительное исполнение песен |
7 | Элем. Муз. | Марш деревянных солдатиков Чайковского – продолжение темы «Ах, какая мама» (песни о маме, альбом) «Корабль игрушек» (музыкальный альбом) | Сказка в музыке. «Волк и семеро козлят» «Мама» | элементарные сведения о нотной записи: ритмический рисунок | Владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи (длительности нот). | Владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи |
8 | Элем. Муз. грам | Повторительно - обобщающий урок по теме: «Истории в музыке» | Обобщающие уроки (темы за год) | Устные ответы на вопросы. | Устные ответы на вопросы | Устные ответы на вопросы |