СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке и пению 3 класс СКОШИ

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке и пению 3 класс СКОШИ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке и пению 3 класс СКОШИ»


Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: [email protected]


«Рассмотрено»


на заседании методического объединения

протокол №________

от________________


«Согласовано»


Зам. директора по УМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от___________________

«Утверждено»


Директор школы

_________С.О. Будаев

от_________________



АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС




Предмет: Музыка и пение

Классы: 3 класс

Учебный год: 2021-2022

Учитель: Кваша Татьяна Петровна

Квалификационная категория: высшая




с.Новая Брянь.

















  1. Пояснительная записка

Адаптированная образовательная рабочая программа по коррекционному курсу «Музыка» в 3 классе составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2021-2022 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

3. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Настоящая программа по музыке и пению 3 класса составлена на 34 часа и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения, является программой базового уровня обучения. Программа по музыке и пению составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с умственной отсталостью и направлена на разностороннее развитие личности. Музыкальный материал программы способствует достижению обучающимися уровня знаний, необходимого для их социальной адаптации. Программа предполагает реализацию дифференцированного и деятельностного подхода к обучению и воспитанию ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные про­изведения, которые могли бы, воздействуя на аффек­тивную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, моти­вация.

Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер му­зыки и адекватно реагировать на музыкальные пережива­ния, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамиче­ские оттенки, ладогармонические особенности, исполни­тельские навыки.

Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки:

  1. Задачи образовательные:

- формировать знания о музыке с помощью изучения про­изведений различных жанров, а также в процессе собствен­ной музыкально-исполнительской деятельности;

- формировать музыкально-эстетический слова формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;

- совершенствовать певческие навыки;

- развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагиро­вать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.

  1. Задачи воспитывающие:

- помочь самовыражению умственно отсталых школьни­ков через занятия музыкальной деятельностью;

- способствовать преодолению неадекватных форм пове­дения, снятию эмоционального напряжения;

- содействовать приобретению навыков искреннего, глу­бокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

- активизировать творческие способности.

  1. Задачи коррекционно-развивающие:

- корригировать отклонения в интеллектуальном раз­витии;

- корригировать нарушения звукопроизносительной сто­роны речи.


Программа по пению и музыке состоит из трех разделов: «Пение», «Слушание музыки», «Элементы музы­кальной грамоты». В зависимости от использования различ­ных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинирован­ные, тематические и комплексные типы уроков.

Основной задачей подготовительной части урока явля­ется уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого под­бираются наиболее адекватные виды музыкальной деятель­ности, обладающие либо активизирующим, либо успокаи­вающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцеваль­ного характера, выполнение танцевально-ритмической раз­минки, совместное пение любимой песни, несложная игра ни простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбель­ной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия — убеждение и внушение.

После достижения состояния готовности класса проис­ходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкаль­ного воспитания, каждый из которых многосоставен.

Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослуши­вание и дальнейшее обсуждение 1—2 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные сочинения. Следу­ет обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным приме­ром, стимулирующим самостоятельные занятия воспитан­ников.

Раздел «Пение» включает в себя формирование вокально-хоровых навыков и является ос­новным видом деятельности. Во время одного урока обычно исполняется 1—4 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с дру­гим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен.

Раздел «Элементы музыкальной грамоты» включает в себя минимальный объем материала. Это связано с ограниченны­ми возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкаль­ного материала на письме и др., опирающихся на абстракт­но-логическое мышление.

Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов:

1. метод слухового восприятия музыки;

2. метод наглядно-слуховой;

3. метод наглядно-двигательный;

4. метод игры.

Используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; систематизации и обобщению изученного материала), доминантные, комбинированные, тематические и комплексные. Формы работы на уроке: фронтальная работа с использованием индивидуального и дифференцированного подходов.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные.


Опираясь на принцип тематизма, урок музыки имеет следующие типы:


Введение в тему

Как правило, 1 урок четверти является уроком введения в тему. Здесь учитель должен следовать принципу от общего к частному, то есть тема даётся в начале в обобщённом варианте, а затем на других уроках она детально рассматривается. Например, на 1 уроке 1 четверти в 1 классе учитель в общем знакомит учеников с 3 китами в музыке, а затем на 2 и 3 уроках рассматривает подробно марш, на 4 и 5 - танец, на 6 и 7 - песню.


Уроки углубления темы. Это остальные уроки. Чаще всего они строятся по следующей формуле: накопление жизненного и слухового опыта и опора на него; непосредственное углубление темы; закрепление темы на новом музыкальном материале через различные виды деятельности.


Например, при изучении темы "Марш” учитель спрашивает: когда в жизни мы сталкиваемся с маршем? Затем знакомит с различными видами марша (футбольный, деревянных солдатиков и др.), а на следующем уроке закрепляется этот материал при прослушивании разных вариантов маршей, которые написаны для одного инструмента, но звучат по-разному (автор - Д. Б. Кабалевский).


Обобщающий урок

Это последний урок каждой четверти. Задача в том, чтобы понять насколько прочно ребята усвоили тему четверти, поэтому наряду с пройденным материалом в течение четверти в урок включается одно - два новых произведения (по слушанию) для того чтобы на новом музыкальном материале проверить насколько глубоко ребята ориентируются в рамках четверти. Подбор материала осуществляется совместно учителем и учениками на протяжении четверти. Как правило, обобщающие уроки проходят в увлекательной форме. Например, "Путешествие в музыкальную страну”, "Музыкальная викторина” и т. д. Урок соответствующим образом оформляется (атрибуты участникам; если принимают участие команды, то команда-победительница как-то поощряется и др.) Однако, Д. Б. Кабалевский говорил о том, что обобщающие уроки ни в коем случае не должны быть только развлечением. Они должны нести в себе воспитывающие, образовывающие, развивающие функции.


Урок - концерт

Проводится в конце каждого учебного года. Он может проходить как в отдельно взятом классе, так и по параллелям. На этот урок непременно приглашаются гости: учителя, родители учащихся, учащиеся старших классов. Цель урока: посмотреть, насколько прочно ребята освоили темы пошедшего года. Именно поэтому в урок включаются наряду с пройденными произведениями за весь год одно - два новых (по слушанию). Обязательно включение в урок - концерт такой песни, в исполнении которой могли бы участвовать все присутствующие, кроме того, можно раздать им карточки с терминами, которые присутствующие поднимут в нужный момент, а может быть будут использованы детские музыкальные инструменты. Необходимо тщательно продумать оформление помещения, где будет проходить данный урок, чтобы царила атмосфера праздника. "Этот урок должен воедино соединить в себе элементы концерта и обычного урока”, - писал Д. Б. Кабалевский. В конце урока даётся задание: летом обязательно общаться с музыкой, вести "Дневник музыкальных впечатлений”. "Пусть все присутствующие уйдут с этого урока как с праздника музыки”, - Д. Б. Кабалевский.


Важнейшей особенностью программы является ее тематической построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь, и расширяясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четвертями и между всеми годами также осуществляется внутренняя преемственность. Тематическое построение программы создает условия для достижения цельности урока, единства всех его элементов, а также дает возможность достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами.

Освоение музыкального языка детей происходит в игровой форме. Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в альбомах.

В качестве форм промежуточного контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение жанров песни, танца и марша; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания; итоговый контроль выполняется в виде тестирования.



2. Основные направления коррекционной работы



  • обучение классифицированию музыкальных произведений;

  • увеличение объема запоминания музыкальной информации;

  • развитие музыкально-слуховой памяти;

  • развитие эмоциональной памяти;

  • развитие интересов к слушанию, исполнению музыки;

  • развитие навыков общения;

  • способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения.



3. Общая характеристика учебного предмета «Музыка»

Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.

Курс музыки в коррекционной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования. Постижение музыкального искусства на данном этапе 1-4 классы приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

Изучение предмета музыки направлено на достижение следующих целей:

 формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

 воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира.

 развитие общей музыкальности и эмоциональности, общих музыкальных способностей;

 освоение музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

 овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно коммуникационных технологий).


4. Описание места учебного предмета в учебном плане


Предмет «Музыка и пение» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

Предмет «Музыка и пение» входит в образовательную область «Музыка» учебного плана государственного общеобразовательного бюджетного учреждения республики Бурятия «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат».

В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская С(К)ОШИ» рабочая программа по музыке в 3 классе - 34 часа (один час в неделю)

5. Личностные, предметные планируемые результаты в усвоении учебного предмета «Музыка»


Предметные результаты АООП по курсу «Музыка и пение» в 3 классе включают освоения обучающимися с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знания и умения для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся не являются основным критерием при принятии решения о переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный


Минимальный уровень

Овладение элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; эмоциональное осознанное восприятие музыки;

Способность к эмоциональному отклику во время слушания музыкальных произведений и на музыку разных жанров; владение элементарными певческими умениями и навыками (выработка унисона, кантилены, спокойного певческого дыхания); умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования;

Умение определять некоторые виды музыки, некоторых музыкальных инструментов;

Овладение навыками элементарного музицирования на простейших инструментах (ударно-шумовых).



Достаточный уровень



Понимание роли музыки в жизни человека; овладение элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; эмоциональное осознанное восприятие музыки, как в процессе активной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений; способность к эмоциональному отклику на музыку разных жанров; умение воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;

Эмоциональный словарь - пластика, жест, мимика;

Владение навыками выражения своего отношения к музыке в слове владение певческими умениями и навыками (выработка унисона, кантилены, спокойного певческого дыхания), выразительное исполнение песен; умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера; умение определять виды музыки, звучание различных музыкальных инструментов (баян, гитара, балалайка, труба, скрипка); наличие навыков музицирования на некоторых инструментах (ударно-шумовых);


6. Содержание

Содержание предмета «Музыка» включает следующие разделы: «Пение», «Слушание музыки»,

Пение – 12ч.

Для оценивания качества выполнения обучающимися певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса. Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая обучающемуся исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.  Развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами.  Развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении звучания). Развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог.  Развитие умения контролировать слухом качество пения. 

Развитие музыкального ритма, умения воспроизводить фразу или куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.  Использование разнообразных музыкальных средств (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен. Работа над чистотой интонирования и устойчивостью унисона. Пение выученных песен ритмично и выразительно с сохранением строя и ансамбля.


Первая четверть. Веселые путешественники. Из одноименного кинофильма. Музыка М. Старокадомского, слова С. Михалкова.

Песенка Крокодила Гены. Из мультфильма «Чебурашка». Музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского. 

Первоклашка. Из кинофильма «Утро без отметок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.  

Дружба школьных лет. Музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского.


Вторая четверть. Снежная песенка. Музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова.  

Почему медведь зимой спит? Музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова.  

Новогодний хоровод. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко.


Третья четверть. «Стой, кто идет?». Музыка В. Соловьева-Седого, слова С. Погорельского.

«Праздничный вальс». Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

«Песня Чебурашки». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.  

«Бескозырка белая». Музыка В. Шаинского, слова З. Александровой.


Четвёртая четверть. «Пойте вместе с нами». Музыка и слова А. Пряжникова.

«Белые кораблики». Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина.

«Чунга-Чанга». Из мультфильма «Катерок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.

«Голубой вагон». Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского. 

«Кашалотик». Музыка Р. Паулса, слова И. Резника.


Слушание –10ч.

Ф. Шуберт. «Аве Мария».  

Дж. Бизе. «Ария Тореадора». Из оперы «Кармен».

Дж. Верди. «Триумфальный марш». Из оперы «Аида».

В. Моцарт. «Аллегро». Из «Маленькой ночной серенады»

М. Теодоракис. «Сиртаки».  

П. Чайковский. «Вальс цветов». Из балета «Щелкунчик».  

Е. Крылатов. «Крылатые качели». Из телефильма «Приключения Электроника».

Ф. Шуберт. «Музыкальный момент». Соч. 94, № 3.

«Чему учат в школе». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.  

«Наш край». Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.  

«Мир похож на цветной луг». Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

«Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.

«Бу-ра-ти-но». Из телефильма «Приключения Буратино». Музыка А. Рыбникова, слова Ю. Энтина.

«Облака». Музыка В. Шаинского, слова С. Козлова.

«Кабы не было зимы». Из мультфильма «Зима в Простоквашино». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.



Элементы музыкальной грамоты – 5ч


Повторение понятий о высоте звука, силе звучания (форте, пиано) и длительности звучания (долгие и короткие звуки), сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счёт линеек. Музыкальная грамота должна стать средством познания музыки. Все теоретические знания необходимо давать на практическом материале (пение попевок, отрывков из разучиваемых произведений).

Обучающимся 3 класса необходима двигательная разрядка, поэтому на уроке вводятся движения под музыку, которые помогают лучше понять, почувствовать характер музыки и её ритмические особенности: ходьба на месте, несложные движения кистями рук, повторение несложного ритмического рисунка ладонями, деревянными ложками, игре на металлофоне.


Слушание музыки – 7ч


«Кавалерийская» — муз. Д. Кабалевского.

«Мотылек» — муз. С. Майкопара.

«В зоопарке» — муз. А. Островского, сл. 3. Петровой.

«Почему медведь зимой спит» - муз. Л. Книппер.

«Музыкальная табакерка» — муз. А. Лядова.

«Колыбельная» — муз. В. Моцарта, обр. А. Флисе.

«Марш» — муз. Л. Бетховена.

«Детский альбом» - муз. П. Чайковского, пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Камаринская».

Дополнительный материал:

«Пусть всегда будет солнце» - сл. Л. Ошанина, муз. А. Островского.

«Приключения Буратино»: «Вступление», «Мальвина», «Буратино», «Пьеро».



  1. Система оценки достижений по предмету «Музыка»

В 3 классе вводятся (традиционная 5-ти бальная система). Оценочная деятельность педагога направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся.



Использую листы индивидуальных достижений

Фамилия и имя ребенка____________________________________________

Возраст___________________________________________________________

Дата: констатирующего этапа (1)_____________________________________

промежуточного этапа (2)______________________________________

контрольного этапа (3) ________________________________________

уровень развития

Параметры музыкальных способностей

метро-темпо-ритм, чувство ритма, чувство звуковысотности, гармоническое чувство, динамическое чувство, эмоциональ

ная отзывчивость высокий, средний, низкий.



Промежуточная и итоговая аттестация

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по учебному предмету «Музыка» В 3 классе проводится на основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения АООП.

Описание процедуры промежуточной и итоговой аттестации

Процедура промежуточной и итоговой аттестации обучающихся проводится учителем класса в режиме текущего урока. В групповом виде работы – учитель контролирует самостоятельность обучающихся при выполнении каждого задания, при необходимости оказывает помощь, показывая образец действия, или совместными действиями.

В индивидуальном виде работы – учитель при необходимости помогает выполнять предметно-практическое действие.


Промежуточная аттестация:

Задание 1. «Музыкально-ритмическая проба»

Цель: Выявить возможности выполнять определенные танцевально-ритмические движения под соответствующую музыку, ориентация в пространстве.

Оборудование: музыкальный проигрыватель, знакомые мелодии.

Инструкция: учитель предлагает обучающимся выполнить знакомые определенные действия под знакомую музыку: похлопать в ладоши; потопать ногами; собраться у обруча; побегать по залу «в рассыпную».

Критерии: 1 балл – не выполнил, 2 балла – выполнил с помощью взрослого, 3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи , 4 балла – выполнил самостоятельно

Результаты 1 задания баллы



Задание 2. «Узнай музыкальный инструмент»

Цель: выявить умения слушать звучание различных музыкальных инструментов, различать их по звучанию.

Оборудование: музыкальный проигрыватель: знакомые мелодии (3), исполняемые на фортепиано, синтезаторе, металлофоне; карточки с изображением музыкальных инструментов (фортепиано, аккордеон, металлофон, деревянные ложки).

Инструкция: учитель предлагает обучающимся внимательно слушать звучание знакомых мелодий и по окончанию ее поднять карточку с изображением того инструмента, на котором сейчас исполнялась эта музыка.

Критерии: 1 балл – не выполнил, 2 балла – выполнил с помощью взрослого, 3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи , 4 балла – выполнил самостоятельно


Результаты 2 задания баллы

Протокол оценки по 2 заданиям:



Наименование

Оценка

1

Задание 1 «Музыкально-ритмическая проба».


2

Задание 2 «Узнай музыкальный инструмент».



Итого за 2 задания

Сумма баллов


Оценка промежуточных достижений, обучающихся: 2 балла – программный материал не усвоен. 3-5 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне. 6-8 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне.


Итоговая аттестация:

Задание 1. «Слушаем-узнаем»

Цель: выявить умения слушать, различать и определять различные музыкальные жанры.

Оборудование: музыкальный проигрыватель, знакомые мелодии 3 жанров (марш, колыбельная, танец); карточки с схематическим изображением 3 жанров (марш, колыбельная, танец).

Инструкция: учитель предлагает обучающимся внимательно прослушать мелодию и по ее окончанию назвать жанр или поднять карточку с изображением того жанра, к которому относится исполняемая мелодия.

Критерии: 1 балл – не выполнил,2 балла – выполнил с помощью взрослого, 3балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи, 4 балла – выполнил самостоятельно

Результаты 1 задания баллы


Задание 2. «Вместе, хором мы поем»

Цель: выявить умения петь в хоре.

Оборудование: музыкальный проигрыватель, фонограмма знакомой песни;

Инструкция: учитель предлагает обучающимся прослушать песню 1 раз. Затем назвать или показать ее название. По дирижерскому жесту «начало» начать исполнение песни в хоре. Закончить по дирижерскому жесту «конец». Для безречевых детей допускается звукоподражание повторяющихся слов в припеве, или «пропевание» песни с помощью движений, иллюстрирующих содержание.

Критерии: 1 балл – не выполнил,2 балла – выполнил с помощью взрослого,3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи , 4 балла – выполнил самостоятельно

Результаты 2 задания баллы


Задание 3. «Играем-танцуем»

Цель: выявить умения передавать характер персонажа или музыки через движение.

Оборудование: музыкальный проигрыватель, фонограмма 2 контрастных по характеру мелодий (веселый заяц/грустный медведь; ласковый котенок/ злой пес);

Инструкция: учитель сообщает обучающимся какие персонажи будут с ними танцевать. Затем предлагает внимательно прослушать мелодию и начать двигаться в соответствии с характером музыки.

Критерии: 1 балл – не выполнил, 2 балла – выполнил с помощью взрослого, 3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи, 4 балла – выполнил самостоятельно

Результаты 3 задания баллы

Протокол оценки по 3 заданиям:



Наименование

оценка

1

Задание 1 «Слушаем-узнаем».


2

Задание 2 «Вместе, хором мы поем».


3.

Задание 3 «Играем-танцуем»



Итого за 3 задания

СУММА БАЛЛОВ



Оценка промежуточных достижений, обучающихся: 4-6 баллов – программный материал не усвоен. 7-9 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне. 10-12 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне.



  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса



1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

2. Печатные пособия: песенники

3. Технические средства обучения

4. Экранно-звуковые пособия

5. Оборудование класса: фортепиано, синтезатор, детские шумовые инструменты, ложки, трещотки, маракасы



  1. Контрольно-измерительные материалы


Контрольно – измерительные материалы по музыке составлены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Составлены на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 0 -4 классы под редакцией И. М. Бгажноковой «Музыка».

Целью данных контрольно – измерительных материалов является определение уровня усвоения изученного материала и сформированности универсальных учебных действий.

Функцией контроля и оценки достижения планируемых результатов является уровневый подход, необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный (базовый) уровень образовательных достижений.

Данные контрольно-измерительные материалы для 1 – 4 классов по музыке включают:

  • тесты; ответы; анализ. контроль и оценивание строятся на критериальной основе;

К главным критериям самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие:

  • усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;

  • сформированность универсальных учебных действий младшего школьника (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связанно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);

  • сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания.




10. Тематическое планирование по предмету «Музыка и пение» в 3 классе

Тема четверти

Разделы

Кол-во часов по четвертям

Игра на детск. Муз инструментах

Слушание

Пение

Элементы музыкальной грамоты

1 четверть «Музыка в жизни человека»

2

2

4

1

9

2 четверть «Музыка моего народа»

1

1

4

1

7

3 четверть «Элементы музыкальной речи»

3

4

2

1

10

4 четверть «Музыкальные коллективы»

2

2

2

2

8

Количество часов по разделам.

8

9

12

5

Итого: 34 часа


I четверть«Музыка в жизни человека» – 9 часов


Раздел

Слушание 2ч

Пение 3ч

Игра на дми 2ч

Элем. муз. грамоты 1 час

Тема

Коррекционная направленность

Ожидаемые результаты (основные требования к умениям учащихся)

Достаточный уровень


Минимальный уровень


Музыкальный материал используемый на уроке

1

Пение

«Осень» муз. Чайковского Вводный урок. Повторение песен за 1- 2 класс.

Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале;

Поют на гласные звуки, запоминают мелодию

Слушают, повторяют движения

Эмоционально реагирует на знакомые музыкальные фразы.

2

Пение

«Осень» муз. Чайковского

Повторение раздела «Музыкальная грамота» за 1-2 класс.

Повторение понятий о высоте звука, силе звучания (форте, пиано) и длительности звучания (долгие и короткие звуки

Поют на гласные звуки, запоминают мелодию

Слушают, повторяют движения

Эмоционально реагирует на знакомые музыкальные фразы.

3

Пение

«Все на футбол» - разучивание

Связь музыки с жизнью людей.


Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах

Эмоционально реагируют на музыку. Понимание роли музыки в жизни человека. Эмоционально реагируют на музыку. Понимание роли музыки в жизни человека.

4

Пение

«Все на футбол» - продолжение разучивания

Роль музыки в трудовой жизни людей.

Соблюдение при пении правильной певческой установки.


Различают темп, характер. Поют под фонограмму


Принимают

участие в исполнении музыкальных произведений.


5

Слушание

Песни-караоке частушки

Ф. Шуберт. «Аве Мария».  

в Простоквашино». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.


Роль музыки на отдыхе

Соблюдение при пении правильной певческой установки.

Поют под фонограмму


Поют под фонограмму


6

Слушание

«Осень» муз. Чичкова

Дж. Верди. «Триумфальный марш». Из оперы «Аида».

 


Вокально-хоровая работа


Умение слушать музыкальные сказки, чувствовать характер музыки, умение различать ритм, темп, динамику. Распределение дыхания на небольшие фразы.

Владение навыками слушания музыки, выработка своего отношения к музыке в слове.

Владение навыками слушания музыки, выработка своего отношения к музыке в слове.

7

Игра на дми

«Дождь идет по крыше разучивание Музыкальная сказка «Петя и волк»

Применять ударно – шумовые инструменты: бубен, треугольник, деревянные ложки, барабан, маракас, металлофон.

Выразительное исполнение песен, под аккомпанемент дми.

Умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования.

8

Игра на дми

Муз.Г.Струве,сл.Н.Соловьевой «Осень к нам пришла»

Музыкальная сказка «Петя и волк»

В ходе урока дети знакомятся с музыкальными произведениями и одновременно участвуют в коллективном музицировани.

Выразительное исполнение песен, под аккомпанемент дми..

Умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования.

9

Элем. Муз. грамоты

Повторительно - обобщающий урок по теме: по теме: «Музыка в жизни человека»

Обобщающий урок по теме. «Музыка в жизни человека»

Устные ответы на вопросы.1ч

Отвечают на устные вопросы.

Отвечают на устные вопросы.

II четверть «Музыка моего народа» – 7ч.

Раздел

Слушание1 ч

Пение4 ч

Игра на дми

Элем. Муз. грамоты

Тема



Коррекционная направленность

Ожидаемые результаты (основные требования к умениям учащихся)

Достаточный уровень


Минимальный уровень


Музыкальный материал используемый на уроке

1

Пение

Муз.Г. Струве, сл.Н. Соловьевой» «Пестрый колпачок»

«Снежная песенка». Музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова.  


Интонационное своеобразие народной музыки — распевность на нескольких звуках одного слога.

Исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль

Овладевают элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к музыкальному искусству и вокально хоровой работе (пение всем классом).

Овладевают элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к музыкальному искусству и вокально хоровой работе (пение всем классом).

2

Пение

Муз. А. Стоянова «Снежинки»

«Веселые путешественники». Из одноименного кинофильма. Музыка М. Старокадомского, слова С. Михалкова.

«Новогодний хоровод». Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко.


Русские народные инструменты (ложки, балалайка и др.)

Умение правильно распределять дыхание при исполнении напевных песен.


Овладевают элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к музыкальному искусству и вокально хоровой работе (пение по одному - соло).

Овладевают элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к музыкальному искусству и вокально хоровой работе (пение всем классом).

3

Пение

«Песенка Крокодила Гены». Из мультфильма «Чебурашка». Музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского. 


Главные признаки русской музыки.


Пение с использованием нюансов: форте и пиано.

Развитие диапазона до1–до2.

Овладевают элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к музыкальному искусству и вокально хоровой работе (пение парами - дуэтом).

Овладевают элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к музыкальному искусству и вокально хоровой работе (пение всем классом).

4

Пение

«Новогодний хоровод» муз. Т.Попатенко, сл. Н.Найденовой.

«Почему медведь зимой спит»? Музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова.  



Части песни (запев, припев, вступление, заключение).

Формирование свойств певческого голоса играя на дми, определять сильную долю в музыке.

Поют на гласные звуки, запоминают мелодию.

Эмоционально воспринимают музыку. Частично принимают участие в исполнении.

5

Слушание

Муз.А.Журбина,сл.П.Синявского «Горячая пора»

В. Моцарт. «Аллегро». Из «Маленькой ночной серенады»

 М. Теодоракис. «Сиртаки».  


Части песни (запев, припев, вступление, заключение).

Умение правильно распределять дыхание при исполнении напевных песен.


Слушают, повторяют ритмический рисунок самостоятельно.


Слушают, повторяют ритмический рисунок

6

Игра

Муз. Д.Львова-Компанейца, сл.С.Богомазова «Снежная песенка»

Закрепление интереса к музыке различного характера, умение высказываться о ней.

Пение с использованием нюансов: форте и пиано.

Развитие диапазона до1–до2.

Исполнение песен под собственный аккомпанемент. (металлофон)

Исполнение песен под собственный аккомпанемент.

7

Элем. Муз. грам.

Повторительно - обобщающий урок по теме: по теме «Музыка моего народа»

Повторение темы

«Музыка моего народа».

Умение правильно распределять дыхание при исполнении напевных песен.


Исполнение песен под собственный аккомпанемент (металлофон)

Отвечают на заданные вопросы с помощью учителя



III четверть: «Элементы музыкальной речи» -10 ч.

Раздел


Слушание 2 ч

Пение 4 часа

Игра на дми 3ч

Элем. Муз. грамоты 1 ч

Тема

Коррекционная направленность

Ожидаемые результаты (основные требования к умениям учащихся)

Достаточный уровень

Минимальный уровень

Музыкальный материал используемый на уроке

1

Игра на дми

Муз. С.Прокофьева «Сказочка»










Понятия темп и ритм.

Определять сильную долю в музыке.

Умение при исполнении песен героического характера не форсировать звучание.

ослаблении

звучания).

Слушают, запоминают мелодиюэ

Поют, повторяют движения, играют на ударных инструментах.

Слушают, эмоционально реагирует на знакомые музыкальные произведения. Игра на дми.

2

Игра на дми

Муз. Д.Львова-Компанейца, сл.С.Богомазова «Снежная песенка» Ритмический рисунок
Эмоционально вовлекается в совместную деятельность, играют на дми. Различают жанры музыки.

Эмоционально вовлекается в совместную деятельность, играют на дми.

3

Игра на дми

Муз.Э.Григ «В пещере горного короля»




Встране мультипультия «До, ре, ми». росмотр и обсуждение мультфильма

Продолжение знакомства с инструментами оркестра.

Слушают, запоминают мелодию.

Поют, повторяют движения, играют на ударных инструментах.


Определяют некоторые виды музыки (песня, танец, марш)

4

Пение

«Первоклашка». Из кинофильма «Утро без отметок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.  

«Стой, кто идет?». Музыка В. Соловьева-Седого, слова С. Погорельского.



Знакомство с нотной грамотой.




Умение брать быстрый вдох в отрывистых и подвижных песнях. Пение звукоряда до мажор вверх и вниз.

Поют знакомую мелодию и правильно исполняют ритмический рисунок, дифференцируют звуки по высоте и направлению

Поют знакомую мелодию и правильно исполняют ритмический рисунок

5

Пение

Муз. и сл. Е.Пироговой «Ой, ты зимушка-зима!»

«Праздничный вальс». Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

 

Ноты, стан, скрипичный ключ.

Умение петь спокойно длинные музыкальные фразы.

Поют знакомую мелодию и правильно исполняют ритмический рисунок, дифференцируют звуки по высоте и направлению

Поют знакомую мелодию и правильно исполняют ритмический рисунок

6

Игра на дми


Муз.А Лядова «Кикимора»

Лад. Мажор. Минор.


Продолжение знакомства с инструментами оркестра.

Эмоционально вовлекается в совместную деятельность, играют на дми.

Овладевают навыками элементарного музицирования на простейших инструментах (ударно-шумовых).

7

Пение

Муз. Л. Лядовой, сл. М.Садовского «Все мы моряки»

«Песня Чебурашки». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.  

«Бескозырка белая». Музыка В. Шаинского, слова З. Александровой.


Элементы музыкальной речи. Лад. А.Дворжак «Юмореска».

Умение брать быстрый вдох в отрывистых и подвижных песнях. Пение звукоряда до мажор вверх и вниз.

Вокально-хоровая работа.

Различают на слух песню, танец, марш с помощью наглядности.

8

Слушание

Муз. В.Сорокина «Марш-парад».

П. Чайковский. «Вальс цветов». Из балета «Щелкунчик».  

Е. Крылатов. «Крылатые качели». Из телефильма «Приключения Электроника».

 


Плавное и отрывистое звучание мелодии. (Стокатто, легато)С.Рахманинов «Итальянская полька». Умение слушать музыку, чувствовать характер музыки, умение различать ритм, темп, динамику. Распределение дыхания на небольшие фразы.

Проявляют способность к эмоциональному отклику во время слушания музыкальных произведений и на музыку разных жанров.

Слушают, эмоционально реагирует на знакомые музыкальные произведения.

9

Слушание

Муз. Н.А.Римского-Корсакова Сказка о царе Салтане» «Три чуда»

Ф. Шуберт. «Музыкальный момент». Соч. 94, № 3.

 «Чему учат в школе». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.  

«Наш край». Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.  


Плавное и отрывистое звучание мелодии. С.Рахманинов «Итальянская полька».

Расширение кругозора учащихся, формирование их слушательской культуры.

Эмоционально реагирует на знакомые музыкальные произведения.


Слушают, эмоционально реагирует на знакомые музыкальные произведения

10

Элем. Муз. грамоты

Повторительно - обобщающий урок по теме: «Элементы музыкальной речи». Обобщение темы «Элементы музыкальной речи». Умение определять характер и жанр музыкального произведения

Ответы на вопросы

Устные ответы

Устные ответы

IV четверть«Музыкальные коллективы»- 8 ч.

Раздел

Слушание

2 часов

Пение

3 часа

Игра на дми 2ч

Элем. Муз. грамоты

2 часа

Тема

Деятельность учащихся

Ожидаемые результаты (основные требования к умениям учащихся)

Достаточный уровень

Минимальный уровень

Музыкальный материал используемый на уроке

1

Игра на дми

Русская народная музыка «Камаринская» Музыкальные инструменты и их звучание: арфа, орган, флейта. Развитие музыкальных навыков в игре на дми. Владение навыками выражения своего отношения к музыке в слове владение певческими умениями и навыками (выработка унисона, кантилены, спокойного певческого дыхания)

Эмоционально реагируют на изменение темпа, динамики.

2

Слушание

«Веселая дудочка» Красева – разучивание песни

«Пойте вместе с нами». Музыка и слова А. Пряжникова.

 

Музыкальный коллектив – ансамбль. (ДУЭТ), (ТРИО)

Умение различать припев и запев в песне, вступление, проигрыш, окончание.

Выразительное исполнение песен; умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, различают темп, характер. Выразительное исполнение песен; Рисуют свои музыкальные впечатления.

3

Игра на дми

 

«Веселая дудочка» Красева – продолжение разучивания песни

«Пойте вместе с нами». Музыка и слова А. Пряжникова.


Музыкальный коллектив – ансамбль. (КВАРТЕТ)

Развитие музыкальных навыков в игре на дми.

Овладевают навыками элементарного музицирования на простейших инструментах (ударно-шумовых).

Овладевают навыками элементарного музицирования на простейших инструментах (ударно-шумовых).

4

Пение

Русская народная песня «Во кузнице»

«Белые кораблики». Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина.

«Чунга-Чанга». Из мультфильма «Катерок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.

Музыкальный коллектив – ансамбль. (КВИНТЕТ)

Развитие умения правильно распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками

Выразительное исполнение песен; умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, различают темп, характер. Рисуют свои музыкальные впечатления. «Во кузнице»

5

Пение

«Мир похож на цветной луг». Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

 «Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.


Музыкальный коллектив – хор.

Умение брать быстрый вдох в отрывистых и подвижных песнях.

Пение звукоряда ре мажор вверх и вниз.

Выразительное исполнение песен; умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, различают темп, характер.

Рисуют свои музыкальные впечатления. «Песенка о весне», «Голубой вагон»

6

Слушание

«Пусть всегда будет солнце». муз Островского

«Дружба школьных лет». Музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского.

«Кашалотик». Музыка Р. Паулса, слова И. Резника.


Музыкальный коллектив – хор.К.Вебер «Хор охотников» из оперы «Волшебный стрелок».

Умение различать припев и запев в песне, вступление, проигрыш, окончание.

Владение навыками слушания музыки, выработка своего отношения к музыке в слове.

Владение навыками слушания музыки, выработка своего отношения к музыке в слове.

7

Элем. Муз. Грам

Игра «Угадай на чем играю»

Вокально-хоровая работа.

Ознакомление с графической записью мелодии.

Нотная запись: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек.

Различают темп, характер, умеют показывать движение мелодии верх, вниз.


Различают темп, характер, умеют показывать движение мелодии верх, вниз.


8

Элем. Муз. Грам

Повторительно - обобщающий урок по теме: по теме «Музыкальные коллективы»

Обобщающий урок за год по разделу «Музыкальные коллективы»

Ответы на вопросы.

Устные ответы.

Устные ответы.



18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!