СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке и пению 4 класс СКОШИ

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке и пению 4 класс СКОШИ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке и пению 4 класс СКОШИ»


Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: [email protected]


«Рассмотрено»


на заседании методического объединения

протокол №________

от________________


«Согласовано»


Зам. директора по УМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от___________________

«Утверждено»


Директор школы

_________С.О. Будаев

от_________________



АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

(интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС




Предмет: Музыка и пение

Классы: 4 класс

Учебный год: 2021-2022

Учитель: Кваша Татьяна Петровна

Квалификационная категория: высшая










с.Новая Брянь.









    1. Пояснительная записка

Адаптированная образовательная рабочая программа по коррекционному курсу «Музыка» в 4 классе составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2021-2022 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

3. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Настоящая программа по музыке и пению 4 класса составлена на 34 часа и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения, является программой базового уровня обучения. Программа по музыке и пению составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с умственной отсталостью и направлена на разностороннее развитие личности. Музыкальный материал программы способствует достижению обучающимися уровня знаний, необходимого для их социальной адаптации. Программа предполагает реализацию дифференцированного и деятельностного подхода к обучению и воспитанию ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер му­зыки и адекватно реагировать на музыкальные пережива­ния, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамиче­ские оттенки, ладогармонические особенности, исполни­тельские навыки.

Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки:


  1. Задачи образовательные:

- формировать знания о музыке с помощью изучения про­изведений различных жанров, а также в процессе собствен­ной музыкально-исполнительской деятельности;

- формировать музыкально-эстетический слова формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;

- совершенствовать певческие навыки;

- развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагиро­вать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.

  1. Задачи воспитывающие:

- помочь самовыражению умственно отсталых школьни­ков через занятия музыкальной деятельностью;

- способствовать преодолению неадекватных форм пове­дения, снятию эмоционального напряжения;

- содействовать приобретению навыков искреннего, глу­бокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

- активизировать творческие способности.

  1. Задачи коррекционно-развивающие:

- корригировать отклонения в интеллектуальном раз­витии;

- корригировать нарушения звукопроизносительной сто­роны речи.


Основной формой музыкально-эстетического воспита­ния являются уроки музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творче­стве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.

Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки», «Элементы музы­кальной грамоты». В зависимости от использования различ­ных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинирован­ные, тематические и комплексные типы уроков.

Основной задачей подготовительной части урока явля­ется уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого под­бираются наиболее адекватные виды музыкальной деятель­ности, обладающие либо активизирующим, либо успокаи­вающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцеваль­ного характера, выполнение танцевально-ритмической раз­минки, совместное пение любимой песни, несложная игра ни простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбель­ной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия — убеждение и внушение.

После достижения состояния готовности класса проис­ходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкаль­ного воспитания, каждый из которых многосоставен.

Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослуши­вание и дальнейшее обсуждение 1—3 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные сочинения. Следу­ет обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным приме­ром, стимулирующим самостоятельные занятия воспитан­ников.

Раздел «Пение» включает в себя формирование вокально-хоровых навыков и является ос­новным видом деятельности. Во время одного урока обычно исполняется 1—3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с дру­гим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен.

Раздел «Элементы музыкальной грамоты» включает в себя минимальный объем материала. Это связано с ограниченны­ми возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкаль­ного материала на письме и др., опирающихся на абстракт­но-логическое мышление.

Музыка, рекомендуемая для обучения умственно отста­лых школьников, большей частью создана для детей. Однако диапазон музыкального репертуара, доступного им, гораздо шире. Ознакомление учащихся с музыкой, сочиненной не специально для детского возраста, значительно обогащает их общее развитие, оказывает положительное воздействие познавательные способности, является естественной формой овладения богатством музыкальной культуры.


Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов:

Рассказ; объяснение; упражнение; метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод эмоциональной драматургии; метод художественного контекста; беседа; слушание музыкальных произведений (фрагментов), определение характера музыкального произведения с помощью соответствующего эпитета, объяснение (аргументация) ребёнком своей мысли или ощущения музыки при помощи средств выразительности, использованных композитором; наглядный; метод активизации зрительного и слухового восприятия — сочинение рассказов, несюжетных рисунков по прослушанной музыке; метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений; метод арт — терапии; метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий):

Связь с другими предметами: ритмика, изобразительное искусство, чтение, русский язык, математика, литература, география, история:

Опираясь на принцип тематизма, урок музыки имеет следующие типы:


Введение в тему

1 урок четверти является уроком введения в тему. Здесь учитель должен следовать принципу от общего к частному, то есть тема даётся в начале в обобщённом варианте, а затем на других уроках она детально рассматривается. Например, на 1 уроке 1 четверти в 1 классе учитель в общем знакомит учеников с 3 китами в музыке, а затем на 2 и 3 уроках рассматривает подробно марш, на 4 и 5 - танец, на 6 и 7 - песню.


Уроки углубления темы

Это остальные уроки. Чаще всего они строятся по следующей формуле: накопление жизненного и слухового опыта и опора на него; непосредственное углубление темы; закрепление темы на новом музыкальном материале через различные виды деятельности. Например, при изучении темы "Марш” учитель спрашивает: когда в жизни мы сталкиваемся с маршем? Затем знакомит с различными видами марша (футбольный, деревянных солдатиков и др.), а на следующем уроке закрепляется этот материал при прослушивании разных вариантов маршей, которые написаны для одного инструмента, но звучат по-разному (автор - Д. Б. Кабалевский).


Обобщающий урок

Это последний урок каждой четверти. Задача в том, чтобы понять насколько прочно ребята усвоили тему четверти, поэтому наряду с пройденным материалом в течение четверти в урок включается одно - два новых произведения (по слушанию) для того чтобы на новом музыкальном материале проверить насколько глубоко ребята ориентируются в рамках четверти. Подбор материала осуществляется совместно учителем и учениками на протяжении четверти. Как правило, обобщающие уроки проходят в увлекательной форме. Например, "Путешествие в музыкальную страну”, "Музыкальная викторина” и т. д. Урок соответствующим образом оформляется (атрибуты участникам; если принимают участие команды, то команда-победительница как-то поощряется и др.) Однако, Д. Б. Кабалевский говорил о том, что обобщающие уроки ни в коем случае не должны быть только развлечением. Они должны нести в себе воспитывающие, образовывающие, развивающие функции.


Урок - концерт

Проводится в конце каждого учебного года. Он может проходить как в отдельно взятом классе, так и по параллелям. На этот урок непременно приглашаются гости: учителя, родители учащихся, учащиеся старших классов. Цель урока: посмотреть, насколько прочно ребята освоили темы пошедшего года. Именно поэтому в урок включаются наряду с пройденными произведениями за весь год одно - два новых (по слушанию). Обязательно включение в урок - концерт такой песни, в исполнении которой могли бы участвовать все присутствующие, кроме того, можно раздать им карточки с терминами, которые присутствующие поднимут в нужный момент, а может быть будут использованы детские музыкальные инструменты. Необходимо тщательно продумать оформление помещения, где будет проходить данный урок, чтобы царила атмосфера праздника. "Этот урок должен воедино соединить в себе элементы концерта и обычного урока”, - писал Д. Б. Кабалевский. В конце урока даётся задание: летом обязательно общаться с музыкой, вести "Дневник музыкальных впечатлений”. "Пусть все присутствующие уйдут с этого урока как с праздника музыки”, - Д. Б. Кабалевский.


Важнейшей особенностью программы является ее тематической построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь, и расширяясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четвертями и между всеми годами также осуществляется внутренняя преемственность. Тематическое построение программы создает условия для достижения цельности урока, единства всех его элементов, а также дает возможность достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами.

Освоение музыкального языка детей происходит в игровой форме. Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в альбомах.

В качестве форм промежуточного контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение жанров песни, танца и марша; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания; итоговый контроль выполняется в виде тестирования.


2.Основные направления коррекционной работы



  • увеличение объема запоминания музыкальной информации;

  • развитие музыкально-слуховой памяти;

  • развитие эмоциональной памяти;

  • развитие интересов к слушанию, исполнению музыки;

  • развитие навыков общения;

  • способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения.



3. Общая характеристика учебного предмета «Музыка»

Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.

Курс музыки в коррекционной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования. Постижение музыкального искусства на данном этапе 2 класса приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

Изучение предмета музыки во 2 классе направлено на достижение следующих целей:

 формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

 воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира.

 развитие общей музыкальности и эмоциональности, общих музыкальных способностей;

 освоение музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

 овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно коммуникационных технологий).


4. Описание места учебного предмета в учебном плане


Предмет «Музыка и пение» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

Предмет «Музыка и пение» входит в образовательную область «Музыка» учебного плана государственного общеобразовательного бюджетного учреждения республики Бурятия «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат».

В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская С(К)ОШИ» рабочая программа по музыке в 4 классе – 34 часа (один час в неделю)



5.Личностные, предметные планируемые результаты в усвоении учебного предмета «Музыка»

Предметные результаты включают освоения обучающимися с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знания и умения для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся не являются основным критерием при принятии решения о переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью

Уровни усвоения результатов по предмету «Музыка и пение» в 4 классе


Минимальный уровень:

Умение выполнять подготовительные дыхательные упражнения, иметь правильную постановку для пения (ноги крепко стоят на полу спина ровная);

умение брать дыхание перед началом музыкальной фразы, удерживать дыхание на более длинную фразу; умение отчетливо произносить текст песни и понимать ее содержание; исполнение специальных ритмических упражнений самостоятельно и придумывание новых заданий;

Умение выдерживать ритмический рисунок произведения в сопровождении инструмента вместе с педагогом; умение слышать вступление, начинать и заканчивать пение вместе в группе; умение петь индивидуально в сопровождении инструмента с помощью педагога; умение получать радость от совместного и индивидуального музицирования на музыкальных инструментах;

Умение передавать словами внутреннее содержание различных музыкальных жанров; умение петь мягко, напевно.


Достаточный уровень: 

Умение выполнять подготовительные дыхательные упражнения,иметь правильную постановку для пения (ноги крепко стоят на полу спина ровная), уметь провести разминочную часть вместо учителя; умение брать дыхание перед началом музыкальной фразы, удерживать дыхание на более длительных фразах, распределять равномерно; умение отчетливо произносить текст песни и понимать ее содержание; исполнение специальных ритмических упражнений самостоятельно, придумывание новых заданий; умение петь в диапазоне до1- до 2; умение выдерживать ритмический рисунок произведения в сопровождении инструмента без помощи педагога; умение слышать вступление, начинать и заканчивать пение вместе в группе без помощи педагога; умение петь

Индивидуально в сопровождении инструмента без помощи педагога; умение чисто интонировать мотив выученных песен в составе группы и индивидуально; умение играть в ансамбле на ударно-шумовых инструментах (и других); исполнение гаммы до мажор на пианино с пропеванием нот и без пропевания;

Импровизация на пианино на заданную учителем тему, на собственную тему; развитие умения выразительно исполнять песни;  освоение элементарной нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, графическое изображение нот); умение самостоятельно выбрать понравившуюся песню, разучить и исполнить в сопровождении пианино или без сопровождения; стремление выступить на концерте.  

Уметь спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; умение прочувствовать и понять и передать словами внутреннее содержание музыкального произведения; способность сочинить небольшую мелодию, выразить свое  настроение в музыке; умение выбрать из предложенного музыкального материала то, что больше нравиться, знакомство с детской тематикой русских композиторов (П.И. Чайковский, В. Шаинский и др.).


6. Содержание


Содержание предмета «Музыка и пение» в 4 классе включает следующие разделы: «Пение», «Слушание музыки», «Музыкальная грамота».

Закрепление певческих навыков и умений.  Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни. Работа над кантиленой.  Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восходящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте.  Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или с низу вверх).  Развитие умения определять сильную долю на слух.  Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведения. Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков.


Пение – 20 ч


Первая четверть. 

«Без труда не проживешь». Музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондрашенко.

«Золотистая пшеница». Музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой.

«Настоящий друг». Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.  

«Чему учат в школе». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.  

«Наш край». Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.


Вторая четверть.

«Колыбельная Медведицы». Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.

«Снежный человек». Музыка Ю. Моисеева, слова В. Степанова.  

«Будьте добры». Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина. 

«Розовый слон». Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского. 

«Волшебный цветок». Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.


Третья четверть.

«Маленький барабанщик». Немецкая народная песня. Обработка А. Давиденко. Русский текст М. Светлова.  

«Не плачь, девчонка»! Музыка В. Шаинского, слова Б. Харитонова.  

«Пусть всегда будет солнце»! Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.

«Солнечная капель». Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой.


Четвёртая четверть.

«Ах вы, сени мои, сени». Русская народная песня.

«Маленький ковбой». Музыка и слова В. Малого.  

«Песня о волшебниках». Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового.  

«Во кузнице». Русская народная песня.  

«Мир похож на цветной луг». Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.



Слушание музыки – 7ч. Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью которых создаются образы.  Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный), танцы (вальс, полька, полонез, танго, хоровод). Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха, релаксации). Формирование представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и др.


Музыкальный материал для слушания

Ж. Оффенбах. «Канкан». Из оперетты «Парижские радости».  

Монте. «Чардаш».

В. Моцарт. «Турецкое рондо». Из сонаты для фортепиано ля минор, к. 331.

Э. Григ. «В пещере горного короля». «Шествие гномов». Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

 П. Чайковский. «Баба-Яга». Из «Детского альбома»,

М. Глинка. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила». 

Н. Римский-Корсаков. «Три чуда». Из оперы «Сказка о царе Салтане». 

«Осень». Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

Элементы музыкальной грамоты – 7ч

Развитие умений определять сильную долю на слух. Развитие умения отчетливого воспроизведения текста в быстром темпе исполняемого произведения.


  1. Система оценки достижений по предмету «Музыка»


  • Отметка «пять» ставится за: знание мелодической линии и текста песни; чистое интонирование и ритмически точное исполнение; выразительное исполнение.

  • Отметка «четыре» ставится за: знание мелодической линии и текста песни; в основном чистое интонирование, ритмически правильное; пение недостаточно выразительное.

  • Отметка «три» ставится, если: допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности; пение невыразительное.

  • Выставление отметки «2» противоречит эстетическим задачам предмета «Музыка», направленным на формирование положительного отношения к искусству, поэтому оценка на уроке не всегда отождествляется с количественной формой выражения. За способности и за поведение оценка на уроке не выставляется.

Оценка по предмету должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития обучающегося, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий обучающегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.

Используемые формы оценивания результатов обучения: 1. беседа, 2. тестирование, 3. наблюдение, 4. опрос.



  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Адаптированная рабочая программа по музыке для детей с ОВЗ 1-5 классы, книги о музыке и музыкантах, научно - популярная литература, рабочие тетради (дневники музыкальных наблюдений), портреты композиторов, учебно-практические пособия: фортепиано, колонки, микрофоны, адаптированный музыкальный набор для детей по нацпроекту, в который входит:

  1. Музыкальный тамбурин

  2. Барабан

  3. Музыкальная карусель из колокольчиков

  4. Музыкальная машина с инструментами

  5. Барабанная установка

  6. Музыкальная улитка

Адаптированный музыкальный набор для детей развивает следующие навыки:

  • Изучение причинно-следственных связей

  • Развитие зрительного внимания

  • Направленность действий

  • Развитие хватательных рефлексов

  • Укрепление мышц пальцев рук

  • развитие сенсорного восприятия (чувствительности)

  • Развитие слухового восприятия

  • Развитие языковых навыков (фонетики)



  1. Контрольно-измерительные материалы

Контрольно – измерительные материалы по музыке составлены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Составлены на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 0 -4 классы под редакцией И. М. Бгажноковой «Музыка».

Целью данных контрольно – измерительных материалов является определение уровня усвоения изученного материала и сформированности универсальных учебных действий.

Функцией контроля и оценки достижения планируемых результатов является уровневый подход, необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный (базовый) уровень образовательных достижений.

Данные контрольно-измерительные материалы для 1 – 4 классов по музыке включают: тесты; ответы; анализ, контроль и оценивание строятся на критериальной основе; самоконтроль и самооценка учащегося предшествуют контролю и оценке сверстников и учителя.


Использую листы индивидуальных достижений

  • Фамилия и имя ребенка____________________________________________

  • Возраст___________________________________________________________

  • Дата: констатирующего этапа (1)_____________________________________

  • промежуточного этапа (2)______________________________________

  • контрольного этапа (3) ________________________________________

  • уровень развития

  • Параметры музыкальных способностей

  • метро-темпо-ритм, чувство ритма, чувство звуковысотности, гармоническое чувство, динамическое чувство, эмоциональ

  • ная отзывчивость высокий, средний, низкий.



  • Промежуточная и итоговая аттестация

  • Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по учебному предмету «Музыка» В 3 классе проводится на основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения АООП.

  • Описание процедуры промежуточной и итоговой аттестации

  • Процедура промежуточной и итоговой аттестации обучающихся проводится учителем класса в режиме текущего урока. В групповом виде работы – учитель контролирует самостоятельность обучающихся при выполнении каждого задания, при необходимости оказывает помощь, показывая образец действия, или совместными действиями.

  • В индивидуальном виде работы – учитель при необходимости помогает выполнять предметно-практическое действие.


  • Промежуточная аттестация:

  • Задание 1. «Музыкально-ритмическая проба»

  • Цель: Выявить возможности выполнять определенные танцевально-ритмические движения под соответствующую музыку, ориентация в пространстве.

  • Оборудование: музыкальный проигрыватель, знакомые мелодии.

  • Инструкция: учитель предлагает обучающимся выполнить знакомые определенные действия под знакомую музыку: похлопать в ладоши; потопать ногами; собраться у обруча; побегать по залу «в рассыпную».

  • Критерии: 1 балл – не выполнил, 2 балла – выполнил с помощью взрослого, 3 балла –

выполнил самостоятельно после оказания помощи , 4 балла – выполнил самостоятельно

  • Результаты 1 задания баллы



  • Задание 2. «Узнай музыкальный инструмент»

  • Цель: выявить умения слушать звучание различных музыкальных инструментов, различать их по звучанию.

  • Оборудование: музыкальный проигрыватель: знакомые мелодии (3), исполняемые на фортепиано, синтезаторе, металлофоне; карточки с изображением музыкальных инструментов (фортепиано, аккордеон, металлофон, деревянные ложки).

  • Инструкция: учитель предлагает обучающимся внимательно слушать звучание знакомых мелодий и по окончанию ее поднять карточку с изображением того инструмента, на котором сейчас исполнялась эта музыка.

  • Критерии: 1 балл – не выполнил, 2 балла – выполнил с помощью взрослого, 3 балла –

выполнил самостоятельно после оказания помощи , 4 балла – выполнил самостоятельно

  • Результаты 2 задания баллы

  • Протокол оценки по 2 заданиям:



Наименование

Оценка

1

Задание 1 «Музыкально-ритмическая проба».


2

Задание 2 «Узнай музыкальный инструмент».



Итого за 2 задания

Сумма баллов


Оценка промежуточных достижений, обучающихся: 2 балла – программный материал не усвоен. 3-5 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне. 6-8 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне.


Итоговая аттестация:

Задание 1. «Слушаем-узнаем»

Цель: выявить умения слушать, различать и определять различные музыкальные жанры.

Оборудование: музыкальный проигрыватель, знакомые мелодии 3 жанров (марш, колыбельная, танец); карточки с схематическим изображением 3 жанров (марш, колыбельная, танец).

Инструкция: учитель предлагает обучающимся внимательно прослушать мелодию и по ее окончанию назвать жанр или поднять карточку с изображением того жанра, к которому относится исполняемая мелодия.

Критерии: 1 балл – не выполнил,2 балла – выполнил с помощью взрослого, 3балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи, 4 балла – выполнил самостоятельно

Результаты 1 задания баллы


Задание 2. «Вместе, хором мы поем»

Цель: выявить умения петь в хоре.

Оборудование: музыкальный проигрыватель, фонограмма знакомой песни;

Инструкция: учитель предлагает обучающимся прослушать песню 1 раз. Затем назвать или показать ее название. По дирижерскому жесту «начало» начать исполнение песни в хоре. Закончить по дирижерскому жесту «конец». Для безречевых детей допускается звукоподражание повторяющихся слов в припеве, или «пропевание» песни с помощью движений, иллюстрирующих содержание.

Критерии: 1 балл – не выполнил,2 балла – выполнил с помощью взрослого,3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи , 4 балла – выполнил самостоятельно

Результаты 2 задания баллы


Задание 3. «Играем-танцуем»

Цель: выявить умения передавать характер персонажа или музыки через движение.

Оборудование: музыкальный проигрыватель, фонограмма 2 контрастных по характеру мелодий (веселый заяц/грустный медведь; ласковый котенок/ злой пес);

Инструкция: учитель сообщает обучающимся какие персонажи будут с ними танцевать. Затем предлагает внимательно прослушать мелодию и начать двигаться в соответствии с характером музыки.

Критерии: 1 балл – не выполнил, 2 балла – выполнил с помощью взрослого, 3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи, 4 балла – выполнил самостоятельно

Результаты 3 задания баллы

Протокол оценки по 3 заданиям:



Наименование

оценка

1

Задание 1 «Слушаем-узнаем».


2

Задание 2 «Вместе, хором мы поем».


3.

Задание 3 «Играем-танцуем»



Итого за 3 задания

СУММА БАЛЛОВ



Оценка промежуточных достижений, обучающихся: 4-6 баллов – программный материал не усвоен. 7-9 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне. 10-12 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне.



Тематическое планирование


Тема четверти

Кол-во часов по четвертям


Слушание

Пение

Элементы муз. грамоты

Количество часов

1 четверть «Музыка и мы»


1

6

2

9

2 четверть «Песня – душа человека»

2

4

1

7

3 четверть «Марш, танец и песня – основа всей музыки»

2

4

4

10

4 четверть «Многофункциональность музыки»

3

4

1

8

Количество часов по разделам

8

19

7

Итого: 34 часов



1 четверть: «Музыка и мы»–9 ч.

Раздел


Слушание 1 ч

Пение 6 ч

Элементы муз. грамоты 2ч

Тема


Деятельность учащихся

Ожидаемые результаты (основные требования к умениям учащихся)

Музыкальный материал используемый на уроке

Достаточный уровень

Минимальный уровень

1

Слушание

«Осень» муз. Чайковского

Ж. Оффенбах. «Канкан. Из оперетты «Парижские радости».  




Вводный урок. Повторение песенного материала за 3 класс.

Формирование элементарных представлений о четком исполнении ритмического рисунка.

Слушают музыкальное произведение до конца, узнают знакомые песни.


Умеют различать разные по характеру части музыкального произведения.

2

Пение

Русская народная песня «Во поле березонька стояла»

Повторение нотной грамоты за 3 класс.


Формирование элементарных представлений о четком исполнении ритмического рисунка.

Умеют различать мелодию и аккомпанемент

Слушают, повторяют движения, играют в шумовом оркестре

Слушают внимательно показ педагогом ритмического рисунка и играют в оркестре.


3

Пение

Песни караоке муз. В. Шаинского,

«Без труда не проживешь». Музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондрашенко.


Одиночные музыкальные инструменты.Арфа, орган, фортепиано.

Расширение кругозора учащихся

Поют знакомую мелодию и правильно исполняют ритмический рисунок

Поют на гласные звуки, запоминают мелодию, знают нюансы: громко, тихо.

Выразительное исполнение песен; умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, различают темп, характер.

4

Пение

«Ах, какая осень» - разучивание песни

«Золотистая пшеница». Музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой.


Одиночные музыкальные инструменты.

Арфа, орган, фортепиано.

Умение сохранять напевность при пении и чётко выполнять несложный пунктирный ритм. Умение слушать музыку, чувствовать характер музыки, умение различать ритм, темп, динамику

Поют знакомую мелодию и правильно исполняют ритмический рисунок


Поют, не отставая и не опережая друг друга.

Частично принимает участие в пластическом интонировании.

5

Пение

«Ах, какая осень» - разучивание песни «Золотистая пшеница». Музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой.

Инструментальный ансамбль.


Поют знакомую мелодию и правильно исполняют ритмический рисунок


Поют, не отставая и не опережая друг друга.

Частично принимает участие в пластическом интонировании.

6

Пение

«Дождь идет по крыше» - разучивание

 «Настоящий друг». Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.  


Вокальный ансамбль.


Поют знакомую мелодию и правильно исполняют ритмический рисунок.

Поют, не отставая и не опережая друг друга.

Частично принимает участие.

7

Пение

«Осень, милая шурши» -разучивание

«Чему учат в школе». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.  

«Наш край». Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.


Хореографический ансамбль.


Поют знакомую мелодию и правильно исполняют ритмический рисунок

Выразительное исполнение песен.

Выразительное исполнение песен; умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, различают темп, характер.

8

Элем. муз грамоты

«Нам ветер шепчет песенку, и мы ее поем» -разучивание

Вокально-инструментальный ансамбль


Овладение детьми музыкальной культурой, уметь следить за движением дирижёра.

Эмоционально реагирует на знакомые музыкальные фразы.

Чувствуют вступление.

с первыми звуками музыки настраиваются на совместное исполнение.

9

Элем. Муз. грамоты

Повторительно - обобщающий урок по теме: «Музыка и мы»

Обобщение темы «Музыка и мы»


Ответы на устные вопросы

Отвечают на вопросы


Отвечают на вопросы

II четверть «Песня – душа человека»– 7 ч.

Раздел в


Слушание 2 ч

Пение 4 ч

Элементы музыкальной грамоты 1 ч

Тема

Коррекционная направленность

Ожидаемые результаты (основные требования к умениям учащихся)

Достаточный уровень

Минимальный уровень

Музыкальный материал используемый на уроке

1

Слушание

Муз. И. Стравинского «Русская»

«Розовый слон». Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского. 

«Волшебный цветок». Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.


Песня–душа человека.Мелодия


Правильно передавать мелодию в диапазоне от ре до си, различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание

Эмоционально реагирует на знакомые музыкальные фразы.

Чувствуют вступление.

с первыми звуками музыки настраиваются на совместное исполнение.

Эмоционально реагирует на знакомые музыкальные фразы.

Частично принимает участие


2

Пение

«Как на тоненький ледок» русская народная песня.


Кто сочиняет музыку? Композиторы детям.


Выразительное исполнение динамических оттенков (форте – громко, пиано - тихо).

Узнают знакомые мелодии и различают высоту звуков (высокий-низкий).

Начинают игру на дми.

Узнают знакомые мелодии и различают высоту звуков (высокий-низкий).

3

Пение

«Во саду ли в огороде» русская народная песня обр. А. Агафонникова

Можем ли мы понять музыку без слов? 

Формирование положительного отношения к русской народной музыке.

Реагируют на музыку различного характера, знают высокие, низкие, долгие, короткие звуки.

Частично принимаю участие в оркестре.

Эмоционально вовлекается в совместную деятельность

4

Пение

«Тень-тень» русская песня-игра обр. В. Каллиникова

 «Колыбельная Медведицы». Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.


Детские композиторы

Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни.

Поют на гласные звуки, запоминают мелодию, знают нюансы: громко, тихо.


Вместе со взрослым подпевают в песне музыкальные фразы, отдельные слова, несложные попевки.

5

Пение

«Ах ты зимушка зима» муз. А. Александрова


В музыкальном театре. Мастерство исполнителя.

Формирование свойств певческого голоса, совместное согласованное пение: пение на гласные звуки исполнение ритмического рисунка.

Эмоционально вовлекается в совместную вокальную деятельность

ки.

Поют на гласные звуки, запоминают мелодию


6

Слушание

Знакомство с оркестром русских народных инструментов

М. Глинка. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила». 

Н. Римский-Корсаков. «Три чуда». Из оперы «Сказка о царе Салтане». 

«Осень». Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева.


Развитие умения исполнять песни под фонограмму.


Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, гусли, свирель, трещотка. Закрепление игры на музыкальных инструментах.

Эмоционально реагируют на музыку различного характера.


Эмоционально реагируют на музыку различного характера.


7

Элем. Муз. грамот

Повторительно - обобщающий по теме «Песня-душа человека»


Обобщение темы «Песня – душа человека»


Исполнение понравившихся песен

Различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;

Умение определять разные, но характеру музыкальные произведения: грустные, весёлые, маршевые, спокойные, напевные.

III четверть «Марш, танец и песня – основа всей музыки»– 10ч.


Раздел

Слушание 2 ч

Пение 4 часа

Элементы муз. грамоты 4 ч

Тема

Коррекционная направленность

Ожидаемые результаты (основные требования к умениям учащихся)

Достаточный уровень

Минимальный уровень

Музыкальный материал используемый на уроке

1

Элем муз. грам

Хороводные русские народные песни.

Марши разных характеров(военный, спортивный).

Развитие умений определять сильную долю на слух.

Элементы музыкального интонирования; Знакомство с нотной грамотой. Элементы музыкального интонирования; Знакомство с нотной грамотой.

2

Пение

Русская народная песня «Калинка малинка»

Марши разных характеров(праздничный, шуточный).

Выразительное исполнение динамических оттенков (форте – громко, пиано - тихо).

Слушают музыку и играют в оркестре на дми самостоятельно.


Слушают музыку и играют в оркестре на дми с помощью педагога.

3

Элем. Муз. грам

Трудовые русские народные песни

Марши разных характеров


Развитие умения отчетливого воспроизведения текста исполняемого произведения координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного певческого дыхания. координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного певческого дыхания.

4

Пение

Сл. Пряхиной «Русь весенняя»

«Маленький барабанщик». Немецкая народная песня. Обработка А. Давиденко. Русский текст М. Светлова.  


Танцы разных характеров

(полька, полонез).

Пение с движением, распределение Поют знакомую мелодию и правильно исполняют, и изображают графически ритмический рисунок. Поют знакомую мелодию и правильно исполняют, и изображают графически ритмический рисунок

5

Слушание

Русская народная мелодия «Гори ясно». Обр. Бодренкова

Танцы разных характеров

(полька, полонез, вальс).
Умение слушать музыкальное произведение, выделять главную тему, узнавать знакомые мелодии. Различают на слух песню, танец, марш Различают на слух песню, танец, марш с помощью педагога

6

Элем. Муз. грам

Шуточные русские народные песни.

Танцы разных характеров

(танго, хоровод).

Продолжение знакомства с музыкальным языком: легато, стаккато (плавно, отрывисто) Драматизации пьес программного характера. Драматизации пьес программного характера.

7

Пение

Русская нар песня «Где ты был, Иванушка?» Инструменты народного оркестра
Продолжение знакомства с инструментами оркестра. Игра на дми.

Слушают, повторяют движения, играют в оркестре


Слушают и играют на ударных инструментах

8

Слушание

«Барыня». Оркестр русских народных инструментов

 П. Чайковский. «Баба-Яга». Из «Детского альбома»,



Народные песни разных характеров


Продолжение знакомства с музыкальным языком: легато, стаккато (плавно, отрывисто) Умение определять виды музыки, звучание различных музыкальных инструментов, Умение определять виды музыки, звучание различных музыкальных инструментов.

9

Пение

«Коробейники» - разучивание

«Не плачь, девчонка»! Музыка В. Шаинского, слова Б. Харитонова.  

«Пусть всегда будет солнце»! Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.

«Солнечная капель». Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой.



Песни разных характеров

Вокально-хоровая работа

Поют на гласные звуки, запоминают мелодию, знают нюансы: громко, тихо.

Поют на гласные звуки, запоминают мелодию, знают нюансы: громко, тихо.

10

Элем. Муз. Грам.

Повторительно - обобщающий по теме «Марш, танец и песня – основа всей музыки»


Обобщающий урок «Марш, танец и песня – основа всей музыки». Ответы на вопросы. различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;

Умение определять разные, но характеру музыкальные произведения: грустные, весёлые, маршевые, спокойные, напевные.

IV четверть «Многофункциональность музыки» – 8 ч.

Раздел


Слушание 3 ч

Пение 4 ч

Элем. Муз. Грамоты 1 ч

Тема

Коррекционная направленность





Достаточный уровень


Минимальный уровень

Музыкальный материал используемый на уроке

Представление о многофункциональности музыки.

Умение сохранять напевность при пении и чётко выполнять несложный пунктирный ритм

Эмоционально вовлекается в совместную деятельность по исполнению песенного материала


Поют, не отставая и не опережая друг друга


1

Пение «Калоши муз». Островского

«Ах вы, сени мои, сени». Русская народная песня.


Представление о многофункциональности музыки.


Умение сохранять напевность при пении и чётко выполнять несложный пунктирный ритм

Эмоционально вовлекается в совместную деятельность по исполнению песенного материала


Поют, не отставая и не опережая друг друга


2

Слушание

Монте. «Чардаш».

В. Моцарт. «Турецкое рондо». Из сонаты для фортепиано ля минор, к. 331.


Музыка для релаксации и отдыха.


Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, гусли, свирель, трещотка. Закрепление игры на музыкальных

Умеют различать разные по характеру части музыкального произведения

Замечают изменения в звучании (тихо-громко, быстро-медленно).

Смотрят и слушают, и хлопают

3

Пение

«Спортивный марш» муз. Александрова

«Маленький ковбой». Музыка и слова В. Малого.  

«Песня о волшебниках». Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового.  


Музыка для релаксации и отдыха.


Выразительное исполнение песен; умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического


Вместе со взрослым подпевают в песне музыкальные фразы, отдельные слова. несложные попевки.


грустные, весёлые, маршевые, спокойные, напевные. Владение элементарными представлениями о нотной грамоте.

4

Пение

«Трус не играет в хоккей». Муз. А. Пахмутовой

«Во кузнице». Русская народная песня.  

«Мир похож на цветной луг». Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

Развлекательная музыка.


Выразительное исполнение песен; умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического

Выразительное исполнение песен; умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического

Умение определять разные, но характеру музыкальные произведения:

5

Слушание

«Военный марш» - слушание музыки

Э. Григ. «В пещере горного короля». «Шествие гномов». Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».


Вокально-хоровая работа.

Внимательно слушают музыку. Подпевают, маршируют. Эмоционально реагирует на знакомые музыкальные фразы.


Внимательно слушают музыку. Эмоционально реагирует на знакомые музыкальные фразы.


отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;

6

Пение

«Прадедушка» - разучивание песни

Вокально-хоровая работа.

Слушают, разучивают слова и мелодию Слушают и исполняют песню

различение песни, танца, марша; передача ритмического рисунка попевок (хлопками, голосом).

7

Элем. Муз грам.

«Прадедушка» - разучивание песни

Урок обобщение

«Вспоминаем знакомые песни».

Эмоционально реагирует на знакомые музыкальные фразы

Слушают и исполняют песню

различение песни, танца, марша; передача ритмического рисунка попевок (хлопками, голосом).

8

Элем. Муз грам.

Повторительно - обобщающий по теме «Многофункциональность в музыке»

Урок-концерт

«До свиданья, начальная школа»


Принимают участие в исполнении песен. Активно принимают участие в уроке-концерте, знают и поют все песни.



Частично принимают участие в уроке-концерте


Отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни


15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!