СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предмета «Музыка» обязательной предметной области «Искусство» для начального общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке в начальной школе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 151»







ПРИНЯТО

решением педагогического совета

протокол №1 от 28 августа 2020 г.







УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора МОУ СОШ № 151

_________М.А. Селянина

31 августа 2020 года







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Музыка»

для обучающихся начального общего образования (1-4 классы)











Составил: Ошитко Елена Александровна,

учитель начальной школы

высшей категории









.Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Музыка» обязательной предметной области «Искусство» для начальногообщего образования составлена на основе следующих документов и материалов:

Рабочая программа составлена с учетом примерной рабочей программы: «Музыка. 1 - 4 классы». Авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. «Просвещение». Москва. 2011 г., использован УМК «Музыкальное искусство», автор Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева.

Цель музыкального образования и воспитания -формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников - наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

  • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всѐм многообразии его форм и жанров;

  • воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

  • развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

  • накопление тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

2.Место учебного предмета в учебном плане

Программа составлена в соответствии с количеством часов, указанным в базисном учебном плане школы. Предмет «Музыка» изучается в I – IV классах в объѐме 135 часов. Программа рассчитана на 1 час в неделю при 33 учебных неделях в 1-ом классе и 34 учебных неделях во 2-ом, 3-ем, 4-ом классах.


Года обучения

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Всего часов за учебный год

1 класс

1 ч

33

33

2 класс

1 ч

34

34

3 класс

1 ч

34

34

4 класс

1 ч

34

34



Итого:

135



3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Результаты изучения учебного предмета «Музыка»

Метапредметные результаты

Личностные результаты


укреплять культурную, этническую и гражданскую индентичность в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

эмоционально относится к искусству, эстетически смотреть на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

формировать личностный смысл постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

приобретать начальные навыки соцкультурной адаптации в современном мире и позитивно самооценивать свои музыкально-творческие возможности;

развивать мотивы музыкально-учебной деятельности и реализовывать творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

развивать духовно-нравственные и этнические чувства, эмоциональную отзывчивость, понимать и сопереживать, уважительно относиться к историко-культурным традиции других народов;

эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки, выявлять различные по смыслу музыкальные интонации;

понимать роль музыки в собственной жизни, реализовывать творческий потенциал;

формировать уважительное отношение к истории и культуре;

передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах.


Регулятивные УУД


реализовывать собственные творческие замыслы через понимание целей;

выбирать способы решения проблем поискового характера;

планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия, понимать их успешность или причины неуспешности, умение контролировать свои действия;

уметь воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном и художественном разнообразии;

выполнять учебные действия в качестве слушателя; подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений;

узнавать изученные музыкальные произведения, находить в них сходства, выполнять задания в творческой тетради;

выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;

устанавливать связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально – ритмические движения);

рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу музыкального произведения, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность.


Познавательные УУД


наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие;

риентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

уметь логически действовать: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

использовать общие приемы решения исполнительской задачи;

самостоятельно сопоставлять народные и профессиональные инструменты;

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях;

определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной, сольной, хоровой, оркестровой);

определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;

узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии;

передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен;

осуществлять собственные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

наблюдать за использованием музыки в жизни человека.


Коммуникативные УУД

участвовать в жизни микро- и имакросоциума (группы, класса, школы);


участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;

аргументировать свою позицию после прослушивания произведения;

формулировать собственное мнение и позицию;

слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;

участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках.

Предметные результаты в 1 классе:


сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;


сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;


умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;


использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.


выявлять жанровое начало музыки (песня, танец, марш);


ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);


узнавать особенности звучания знакомых музыкальных инструментов,


оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;


участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах),


проявлять готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.


Ученик научится:


воспринимать музыку различных жанров, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;


воплощать художественно-образное содержание (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).


наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов


общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);


Ученик получит возможность научиться


реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);


владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.)


Основные виды учебной деятельности школьников.


Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об инновационной природе музыке во всем многообразии ее видов, жанров и форм.


Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.


Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).


Музыкально-пластические движения. Общее представление о практических средствах выразительности. Индивидуально-личностное


выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально -пластических композиции. Танцевальные импровизации.


Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.


Предметные результаты во 2 классе:

Учащиеся научатся понимать:

- жанры музыки (песня, танец, марш);

- ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);

- особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.


Учащиеся получат возможность научиться

- выявлять жанровое начало музыки;

- оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

-понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.

-реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

-организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;

-использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в -коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;

-адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;


Предметные результаты в 3 классе:

Ученик научится


- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

- воплощать художественно-образное содержание (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.


Ученик получит возможность научиться

-реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

-организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.


- реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).



Предметные результаты в 4 классе:


Учащиеся научатся:

- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;


- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;


- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.


Учащиеся получат возможность научиться:


- реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности.

- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально творческую деятельность, музицировать.

- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий.

- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности

- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира

- оказывать помощь в организации и проведении школьных мероприятий, собирать музыкальные коллекции.




4.Содержание учебного предмета, курса

1 класс

Тема раздела: «Музыка вокруг нас»(16ч.)


Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет. Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Хоровод, хор.


Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песни, танцы и марши — основа многообразных жиз­ненно-музыкальных впечатлений детей. Мелодия – главная мысль любого музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского.


Народные музыкальные традиции Отечества. Региональные музыкальные традиции. Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр».Наблюдение народного творчества. Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского -Корсакова дать понятия «композиторская музыка».


Развитие музыки в исполнении. Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки.


Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа. и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.


Тема раздела: «Музыка и ты»(17 ч.)


Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.


Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Россия- Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.


Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружаю­щего его мира. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке и помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.


Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные страны, как опера и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка.


Музыка для детей: мультфильмы. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами-песенниками, создающими музыкальные образы.



Содержание учебного предмета, курса

2 класс

Россия – Родина моя(3ч)


Интонационно-образная природа музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности (мелодия). Различные виды музыки – инструментальная. Песенность. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Элементы нотной грамоты. Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Региональные музыкально-поэтические традиции.


День, полный событий(6ч)

Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты (фортепиано). Элементы нотной грамоты. Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие.


О России петь – что стремиться в храм(7ч)


Композитор как создатель музыки. Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыка религиозной традиции. Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов. Оркестр народных инструментов. Региональные музыкально-поэтические традиции. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Духовная музыка в творчестве композиторов Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Народные музыкальные традиции Отечества.


Гори, гори ясно, чтобы не погасло!(4)


Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.


В музыкальном театре(5ч)


Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Интонации музыкальные и речевые. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональ-ных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,хоровая, оркестровая. Формы построения музыки.


В концертном зале(3ч)


Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки.


Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье(6ч)


Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. . Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов.



Содержание учебного предмета

3 класс


Раздел 1. «Россия — Родина моя» ( 5 часов)


Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских ком­позиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Оте­чества в различных жанрах музыки.


Раздел 2. «День, полный событий» ( 3 часа)


Выразительность и изобразительность в музыке разных жан­ров и стилей. Портрет в музыке.


Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» ( 4 час)


Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, по­эзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.


Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» ( 4 часа)


Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказите­лей, народные традиции и обряды в музыке русских композито­ров.


Раздел 5. «В музыкальном театре» ( 6 час)


Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интона­ционно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкально­го языка, исполнения.


Раздел 6. «В концертном зале» ( 6 час)


Жанр инструментального концерта. Мастерство композито­ров и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрип­ки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контраст­ные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.


Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» ( 6 час)


Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музы­кальной речи разных композиторов.



Содержание учебного курса

4 класс


1.Россия-Родина моя (3ч).


Познакомить детей с интонацией народной музыки и музыки русских композиторов, с жанрами народных песен, с православными праздниками, с мифами, легендами преданиями о музыке и музыкантах, с различными жанрами вокальной фортепианной и симфонической музыки


2. День, полный событий (5ч).


«В краю великих вдохновений…» Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.


3. О России петь, что стремиться в храм (4ч).


Святые земли русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения.


4.Гори, гори ясно, чтобы не погасло(3ч).


Народная песня-летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Мифы, легенды, предания. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Праздники русского народа. Троицын день.


5.В музыкальном театре (6ч).


Линии драматургического развития в опере. Основные темы: музыкальная характеристика действующих лиц. Восточные мотивы в творчестве композиторов. Оперетта. Мюзикл.


6.В концертном зале (6ч).


Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных песен. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.


7.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (7ч).


Произведения композиторов-классиков и мастерство исполнителей. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки. Авторская песня.





Тематическое планирование

1класс (33 ч)



Раздел, тема

Количество часов


I

Музыка вокруг нас

16

1

I.1

И Муза вечная со мной.

1

2

I.2

Хоровод Муз.

1

3

I.3

Повсюду музыка слышна

1

4

I.4

Душа музыки – мелодия.

1

5

I.5

Музыка осени

1

6

I.6

Сочини мелодию.

1

7

I.7

Азбука, азбукакаждому нужна.

1

8

I.8

Музыкальная азбука.

1

9

I.9

Музыкальные инструменты.

1

10

I.10

Садко» - из русскогобылинного сказа.

1

11

I.11

Звучащие картины.

1

12

I.12

Разыграйпесню.

1

13

I.13

Пришло Рождество -начинается торжество. Родной

обычай старины.

1

14

I.14

Добрый праздник среди зимы.

1

15

I.15

Урок-концерт.

1

16

I.16

Край, в котором ты живешь.

1


II

Музыка и ты

17

17

II.1

Поэт.Художник. Композитор.

1

18

II.2

Музыка утра

1

19

II.3

Музыка и вечера

1

20

II.4

Музыкальные портреты.

1

21

II.5

Урок-театр. Разыграй сказку.

1

22

II.6

Музы не молчали.

1

23

II.7

Маминпраздник.

1

24

II.8

У каждого свой музыкальный инструмент

1

25

II.9

Музыкальные инструменты

1

26

II.10

Чудесная лютня (по алжирской сказке)

1

27

II.11

Звучащие картины

1

28

II.12

Музыка в цирк

1

29

II.13

Дом, который звучит

1

30

II.14

Опера –сказка

1

31

II.15

Ничего на свете лучше нету

1

32

II.16

Обобщающий урок

1

33

II.17

Заключительныйурок-концерт

1


2 класс (34 ч)



Раздел, тема

Количество часов


I

Россия-Родина моя

3

1

I.1

Мелодия.

1

2

I.2

Здравствуй, Родина моя! Моя Россия.

1

3

I.3

Гимн России.

1


II

День, полный событий

6

4

II.1

Музыкальные инструменты (фортепиано).

1

5

II.2

Природа и музыка. Прогулка.

1

6

II.3

Танцы, танцы, танцы…

1

7

II.4

Эти разные марши. Звучащие картины.

1

8

II.5

Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.

1

9

II.6

Обобщающий урок по теме

1


III

О России петь – что стремиться в храм

1

10

III.1

Великий колокольный звон. Звучащие картины.

1

11

III.2

Русские народные инструменты. Звучащие картины.

1

12

III.3

Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.

1

13

III.4

Молитва.

1

14

III.5

С Рождеством Христовым!

1

15

III.6

Музыка на Новогоднем празднике.

1

16

III.7

Обобщение по теме: О России петь- что стремиться в храм.

1


IV

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

3

17

IV.1

Плясовые наигрыши. Разыграй песню.


1

18

IV.2

Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

1

19

IV.3

Проводы зимы. Встреча весны…Вороний праздник.

1


V

В музыкальном театре

5

20

V.1

Детский музыкальный театр. Опера.

1

21

V.2

Балет.

1

22

V.3

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

1

23

V.4

Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

1

24

V.5

Увертюра. Финал.

1


VI

В концертном зале

5

25

VI.1

Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк». Сюжет, тема, тембр.

1

26

VI.2

Инструменты симфонического оркестра.

1

27

VI.3

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.

1

28

VI.4

«Звучит нестареющий Моцарт».

1

29

VI.5

Симфония № 40. Увертюра.

1


VII

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

5

30

VII.1

Волшебный цветик-семи-цветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах.

1

31

VII.2

Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга.

1

32

VII.3

Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла.

1

33

VII.4

Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев).

1

34

VII.5

Итоговый урок«Мелодия - душа музыки». Прослушивание музыкальных произведений.

1



3 класс (34 ч)



Раздел, тема

Количество часов


I

Россия-Родина моя

5

1

I.1

Мелодия-душа музыки

1

2

I.2

Природа и музыка. Звучащие картины.

1

3

I.3

Виват ,Россия! Наша слав –русская держава.

1

4

I.4

Виват ,Россия! Наша слав –русская держава.

1

5

I.5

Опера «Иван Сусанин» Родина моя! Русская земля…Да будет во веки веков сильна…

1


II

День, полный событий

4

6

II.1

Утро

1

7

II.2

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

1

8

II.3

В детской. Игры и игрушки.

1

9

II.4

На прогулке. Вечер.

1


III

О России петь - что стремиться в храм»

4

10

III.1

Радуйся, Мария! Богородице Лево радуйся!

1

11

III.2

Древнейшая песнь материнства.Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!

1

12

III.3

Вербное воскресенье.Вербочки

1

13

III.4

Святые земли Русской

1


IV

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

4

14

IV.1

Настрою гусли на старинный лад…Певцы русской старины

1

15

IV.2

Былина о Садко и Морском царе.

1

16

IV.3

Лель, мой Лель!

1

17

IV.4

Звучащие картины. Прощание с Масленицей

1


V

В музыкальном театре

6

18

V.1

Опера « Руслан и Людмила»

1

19

V.2

Опера «Орфей и Эвридика»

1

20

V.3

Опера «Снегурочка», «Океан-море синее»

1

21

V.4

«Океан-море синее»

1

22

V.5

Балет «Спящая красавица», Две феи. Сцена на балу.

1

23

V.6

В современных ритма

1


VI

В концертном зале

6

24

VI.1

Музыкальное состязание

1

25

VI.2

Музыкальные инструменты.Звучащие картины.

1

26

VI.3

Музыкальные инструменты.Сюита «Пер Гюнт»

1

27

VI.4

«Героическая» Призыв к мужеству.

1

28

VI.5

Финал симфонии .Мир Бетховена.

1

29

VI.6

Обобщающий урок

1


VII

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

5

30

VII.1

Чудо-музыка. Острый ритм-джаза звуки.

1

31

VII.2

Люблю я грусть твоих просторов. Мир С.Прокофьева

1

32

VII.3

Певцы родной природы.

1

33

VII.4

Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовёт.

1

34

VII.5

Обобщающий урок

1



4 класс (34 ч)



Раздел, тема

Количество часов


I

Россия – Родина моя

4

1

I.1

Мелодия «Ты запой мне ту песню…»

1

2

I.2

Как сложили песню. Звучащие картины.

1

3

I.3

Ты откуда русская, зародилась, музыка?.

1

4

I.4

Я пойду по полю белому...На великий праздник собралася Русь

1


II

День, полный событий

5

5

II.1

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

1

6

II.2

Зимнее утро, зимний вечер

1

7

II.3

Что за прелесть эти сказки!». Три чуда.

1

8

II.4

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.

1

9

II.5

«Приют, сияньем муз одетый…» (Обобщающий урок)

1


III

В музыкальном театре

3

10

III.1

Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»

1

11

III.2

Опера М.П. Мусоргского «Хованщина» Исходила младешенька.

1

12

III.3

Русский Восток. Восточные мотивы

1


IV

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

4

13

IV.1

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России

1

14

IV.2

Оркестр русских народных инструментов.

1

15

IV.3

«Музыкант-чародей». О музыке и музыкантах

1

16

IV.4

«Музыкант-чародей». (Обобщающий урок)

1


V

В концертном зале

6

17

V.1

Музыкальные инструменты Вариации на тему рококо

(скрипка, виолончель)

1

18

V.2

Старый замок.

1

19

V.3

Счастье в сирени живет…

1

20

V.4

Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы,танцы…

1

21

V.5

Патетическая соната Л. ван Бетховена. Годы странствий.

1

22

V.6

Царит гармония оркестра.

1


VI

В музыкальном театре

2

23

VI.1

Балет Стравинского «Петрушка

1

24

VI.2

Театр музыкальной комедии.

1


VII

О России петь – что стремиться в храм

4

25

VII.1

Святые земли русской. Илья Муромец.

1

26

VII.2

Кирилл и Мефодий.

1

27

VII.3

Праздников праздник, торжество из торжеств.

1

28

VII.4

Родной обычай старины. Светлый праздник.

1


VIII

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

1

29

VIII.1

Народные праздники. «Троица»

1


IX

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

5

30

IX.1

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

1

31

IX.2

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты

1

32

IX.3

В каждой интонации спрятан человек.

1

33

IX.4

Музыкальный сказочник

1

34

IX.5

Рассвет на Москве-реке.

1










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!