Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 151»
ПРИНЯТО решением педагогического совета протокол №1 от 28 августа 2020 г. | | УТВЕРЖДАЮ И.о. директора МОУ СОШ № 151 _________М.А. Селянина 31 августа 2020 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Музыка»
для обучающихся начального общего образования (1-4 классы)
Составил: Ошитко Елена Александровна,
учитель начальной школы
высшей категории
.Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Музыка» обязательной предметной области «Искусство» для начальногообщего образования составлена на основе следующих документов и материалов:
Рабочая программа составлена с учетом примерной рабочей программы: «Музыка. 1 - 4 классы». Авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. «Просвещение». Москва. 2011 г., использован УМК «Музыкальное искусство», автор Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева.
Цель музыкального образования и воспитания -формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников - наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всѐм многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
2.Место учебного предмета в учебном плане
Программа составлена в соответствии с количеством часов, указанным в базисном учебном плане школы. Предмет «Музыка» изучается в I – IV классах в объѐме 135 часов. Программа рассчитана на 1 час в неделю при 33 учебных неделях в 1-ом классе и 34 учебных неделях во 2-ом, 3-ем, 4-ом классах.
Года обучения | Кол-во часов в неделю | Кол-во учебных недель | Всего часов за учебный год |
1 класс | 1 ч | 33 | 33 |
2 класс | 1 ч | 34 | 34 |
3 класс | 1 ч | 34 | 34 |
4 класс | 1 ч | 34 | 34 |
| | Итого: | 135 |
3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Результаты изучения учебного предмета «Музыка»
Метапредметные результаты
Личностные результаты
укреплять культурную, этническую и гражданскую индентичность в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
эмоционально относится к искусству, эстетически смотреть на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
формировать личностный смысл постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
приобретать начальные навыки соцкультурной адаптации в современном мире и позитивно самооценивать свои музыкально-творческие возможности;
развивать мотивы музыкально-учебной деятельности и реализовывать творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
развивать духовно-нравственные и этнические чувства, эмоциональную отзывчивость, понимать и сопереживать, уважительно относиться к историко-культурным традиции других народов;
эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки, выявлять различные по смыслу музыкальные интонации;
понимать роль музыки в собственной жизни, реализовывать творческий потенциал;
формировать уважительное отношение к истории и культуре;
передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах.
Регулятивные УУД
реализовывать собственные творческие замыслы через понимание целей;
выбирать способы решения проблем поискового характера;
планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия, понимать их успешность или причины неуспешности, умение контролировать свои действия;
уметь воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном и художественном разнообразии;
выполнять учебные действия в качестве слушателя; подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений;
узнавать изученные музыкальные произведения, находить в них сходства, выполнять задания в творческой тетради;
выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;
устанавливать связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально – ритмические движения);
рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу музыкального произведения, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность.
Познавательные УУД
наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие;
риентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
уметь логически действовать: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
использовать общие приемы решения исполнительской задачи;
самостоятельно сопоставлять народные и профессиональные инструменты;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях;
определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной, сольной, хоровой, оркестровой);
определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;
узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии;
передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен;
осуществлять собственные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
наблюдать за использованием музыки в жизни человека.
Коммуникативные УУД
участвовать в жизни микро- и имакросоциума (группы, класса, школы);
участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
аргументировать свою позицию после прослушивания произведения;
формулировать собственное мнение и позицию;
слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках.
Предметные результаты в 1 классе:
сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
выявлять жанровое начало музыки (песня, танец, марш);
ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);
узнавать особенности звучания знакомых музыкальных инструментов,
оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах),
проявлять готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.
Ученик научится:
воспринимать музыку различных жанров, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
воплощать художественно-образное содержание (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
Ученик получит возможность научиться
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.)
Основные виды учебной деятельности школьников.
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об инновационной природе музыке во всем многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластические движения. Общее представление о практических средствах выразительности. Индивидуально-личностное
выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально -пластических композиции. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
Предметные результаты во 2 классе:
Учащиеся научатся понимать:
- жанры музыки (песня, танец, марш);
- ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);
- особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.
Учащиеся получат возможность научиться
- выявлять жанровое начало музыки;
- оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
-понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.
-реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
-организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;
-использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в -коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
-адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
Предметные результаты в 3 классе:
Ученик научится
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
- воплощать художественно-образное содержание (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Ученик получит возможность научиться
-реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
-организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
- реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Предметные результаты в 4 классе:
Учащиеся научатся:
- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Учащиеся получат возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности.
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально творческую деятельность, музицировать.
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий.
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира
- оказывать помощь в организации и проведении школьных мероприятий, собирать музыкальные коллекции.
4.Содержание учебного предмета, курса
1 класс
Тема раздела: «Музыка вокруг нас»(16ч.)
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет. Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Хоровод, хор.
Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Мелодия – главная мысль любого музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
Народные музыкальные традиции Отечества. Региональные музыкальные традиции. Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр».Наблюдение народного творчества. Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского -Корсакова дать понятия «композиторская музыка».
Развитие музыки в исполнении. Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки.
Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа. и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.
Тема раздела: «Музыка и ты»(17 ч.)
Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Россия- Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке и помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.
Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные страны, как опера и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка.
Музыка для детей: мультфильмы. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами-песенниками, создающими музыкальные образы.
Содержание учебного предмета, курса
2 класс
Россия – Родина моя(3ч)
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности (мелодия). Различные виды музыки – инструментальная. Песенность. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Элементы нотной грамоты. Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Региональные музыкально-поэтические традиции.
День, полный событий(6ч)
Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты (фортепиано). Элементы нотной грамоты. Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие.
О России петь – что стремиться в храм(7ч)
Композитор как создатель музыки. Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыка религиозной традиции. Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов. Оркестр народных инструментов. Региональные музыкально-поэтические традиции. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Духовная музыка в творчестве композиторов Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Народные музыкальные традиции Отечества.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!(4)
Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
В музыкальном театре(5ч)
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Интонации музыкальные и речевые. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональ-ных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,хоровая, оркестровая. Формы построения музыки.
В концертном зале(3ч)
Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье(6ч)
Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. . Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов.
Содержание учебного предмета
3 класс
Раздел 1. «Россия — Родина моя» ( 5 часов)
Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Раздел 2. «День, полный событий» ( 3 часа)
Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» ( 4 час)
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» ( 4 часа)
Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
Раздел 5. «В музыкальном театре» ( 6 час)
Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
Раздел 6. «В концертном зале» ( 6 час)
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» ( 6 час)
Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
Содержание учебного курса
4 класс
1.Россия-Родина моя (3ч).
Познакомить детей с интонацией народной музыки и музыки русских композиторов, с жанрами народных песен, с православными праздниками, с мифами, легендами преданиями о музыке и музыкантах, с различными жанрами вокальной фортепианной и симфонической музыки
2. День, полный событий (5ч).
«В краю великих вдохновений…» Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.
3. О России петь, что стремиться в храм (4ч).
Святые земли русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения.
4.Гори, гори ясно, чтобы не погасло(3ч).
Народная песня-летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Мифы, легенды, предания. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Праздники русского народа. Троицын день.
5.В музыкальном театре (6ч).
Линии драматургического развития в опере. Основные темы: музыкальная характеристика действующих лиц. Восточные мотивы в творчестве композиторов. Оперетта. Мюзикл.
6.В концертном зале (6ч).
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных песен. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
7.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (7ч).
Произведения композиторов-классиков и мастерство исполнителей. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки. Авторская песня.
Тематическое планирование
1класс (33 ч)
№ | | Раздел, тема | Количество часов |
| I | Музыка вокруг нас | 16 |
1 | I.1 | И Муза вечная со мной. | 1 |
2 | I.2 | Хоровод Муз. | 1 |
3 | I.3 | Повсюду музыка слышна | 1 |
4 | I.4 | Душа музыки – мелодия. | 1 |
5 | I.5 | Музыка осени | 1 |
6 | I.6 | Сочини мелодию. | 1 |
7 | I.7 | Азбука, азбукакаждому нужна. | 1 |
8 | I.8 | Музыкальная азбука. | 1 |
9 | I.9 | Музыкальные инструменты. | 1 |
10 | I.10 | Садко» - из русскогобылинного сказа. | 1 |
11 | I.11 | Звучащие картины. | 1 |
12 | I.12 | Разыграйпесню. | 1 |
13 | I.13 | Пришло Рождество -начинается торжество. Родной обычай старины. | 1 |
14 | I.14 | Добрый праздник среди зимы. | 1 |
15 | I.15 | Урок-концерт. | 1 |
16 | I.16 | Край, в котором ты живешь. | 1 |
| II | Музыка и ты | 17 |
17 | II.1 | Поэт.Художник. Композитор. | 1 |
18 | II.2 | Музыка утра | 1 |
19 | II.3 | Музыка и вечера | 1 |
20 | II.4 | Музыкальные портреты. | 1 |
21 | II.5 | Урок-театр. Разыграй сказку. | 1 |
22 | II.6 | Музы не молчали. | 1 |
23 | II.7 | Маминпраздник. | 1 |
24 | II.8 | У каждого свой музыкальный инструмент | 1 |
25 | II.9 | Музыкальные инструменты | 1 |
26 | II.10 | Чудесная лютня (по алжирской сказке) | 1 |
27 | II.11 | Звучащие картины | 1 |
28 | II.12 | Музыка в цирк | 1 |
29 | II.13 | Дом, который звучит | 1 |
30 | II.14 | Опера –сказка | 1 |
31 | II.15 | Ничего на свете лучше нету | 1 |
32 | II.16 | Обобщающий урок | 1 |
33 | II.17 | Заключительныйурок-концерт | 1 |
2 класс (34 ч)
№ | | Раздел, тема | Количество часов |
| I | Россия-Родина моя | 3 |
1 | I.1 | Мелодия. | 1 |
2 | I.2 | Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. | 1 |
3 | I.3 | Гимн России. | 1 |
| II | День, полный событий | 6 |
4 | II.1 | Музыкальные инструменты (фортепиано). | 1 |
5 | II.2 | Природа и музыка. Прогулка. | 1 |
6 | II.3 | Танцы, танцы, танцы… | 1 |
7 | II.4 | Эти разные марши. Звучащие картины. | 1 |
8 | II.5 | Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. | 1 |
9 | II.6 | Обобщающий урок по теме | 1 |
| III | О России петь – что стремиться в храм | 1 |
10 | III.1 | Великий колокольный звон. Звучащие картины. | 1 |
11 | III.2 | Русские народные инструменты. Звучащие картины. | 1 |
12 | III.3 | Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский. | 1 |
13 | III.4 | Молитва. | 1 |
14 | III.5 | С Рождеством Христовым! | 1 |
15 | III.6 | Музыка на Новогоднем празднике. | 1 |
16 | III.7 | Обобщение по теме: О России петь- что стремиться в храм. | 1 |
| IV | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 3 |
17 | IV.1 | Плясовые наигрыши. Разыграй песню. | 1 |
18 | IV.2 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | 1 |
19 | IV.3 | Проводы зимы. Встреча весны…Вороний праздник. | 1 |
| V | В музыкальном театре | 5 |
20 | V.1 | Детский музыкальный театр. Опера. | 1 |
21 | V.2 | Балет. | 1 |
22 | V.3 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. | 1 |
23 | V.4 | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. | 1 |
24 | V.5 | Увертюра. Финал. | 1 |
| VI | В концертном зале | 5 |
25 | VI.1 | Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк». Сюжет, тема, тембр. | 1 |
26 | VI.2 | Инструменты симфонического оркестра. | 1 |
27 | VI.3 | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. | 1 |
28 | VI.4 | «Звучит нестареющий Моцарт». | 1 |
29 | VI.5 | Симфония № 40. Увертюра. | 1 |
| VII | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 5 |
30 | VII.1 | Волшебный цветик-семи-цветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах. | 1 |
31 | VII.2 | Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. | 1 |
32 | VII.3 | Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла. | 1 |
33 | VII.4 | Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев). | 1 |
34 | VII.5 | Итоговый урок«Мелодия - душа музыки». Прослушивание музыкальных произведений. | 1 |
3 класс (34 ч)
№ | | Раздел, тема | Количество часов |
| I | Россия-Родина моя | 5 |
1 | I.1 | Мелодия-душа музыки | 1 |
2 | I.2 | Природа и музыка. Звучащие картины. | 1 |
3 | I.3 | Виват ,Россия! Наша слав –русская держава. | 1 |
4 | I.4 | Виват ,Россия! Наша слав –русская держава. | 1 |
5 | I.5 | Опера «Иван Сусанин» Родина моя! Русская земля…Да будет во веки веков сильна… | 1 |
| II | День, полный событий | 4 |
6 | II.1 | Утро | 1 |
7 | II.2 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | 1 |
8 | II.3 | В детской. Игры и игрушки. | 1 |
9 | II.4 | На прогулке. Вечер. | 1 |
| III | О России петь - что стремиться в храм» | 4 |
10 | III.1 | Радуйся, Мария! Богородице Лево радуйся! | 1 |
11 | III.2 | Древнейшая песнь материнства.Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама! | 1 |
12 | III.3 | Вербное воскресенье.Вербочки | 1 |
13 | III.4 | Святые земли Русской | 1 |
| IV | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 4 |
14 | IV.1 | Настрою гусли на старинный лад…Певцы русской старины | 1 |
15 | IV.2 | Былина о Садко и Морском царе. | 1 |
16 | IV.3 | Лель, мой Лель! | 1 |
17 | IV.4 | Звучащие картины. Прощание с Масленицей | 1 |
| V | В музыкальном театре | 6 |
18 | V.1 | Опера « Руслан и Людмила» | 1 |
19 | V.2 | Опера «Орфей и Эвридика» | 1 |
20 | V.3 | Опера «Снегурочка», «Океан-море синее» | 1 |
21 | V.4 | «Океан-море синее» | 1 |
22 | V.5 | Балет «Спящая красавица», Две феи. Сцена на балу. | 1 |
23 | V.6 | В современных ритма | 1 |
| VI | В концертном зале | 6 |
24 | VI.1 | Музыкальное состязание | 1 |
25 | VI.2 | Музыкальные инструменты.Звучащие картины. | 1 |
26 | VI.3 | Музыкальные инструменты.Сюита «Пер Гюнт» | 1 |
27 | VI.4 | «Героическая» Призыв к мужеству. | 1 |
28 | VI.5 | Финал симфонии .Мир Бетховена. | 1 |
29 | VI.6 | Обобщающий урок | 1 |
| VII | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 5 |
30 | VII.1 | Чудо-музыка. Острый ритм-джаза звуки. | 1 |
31 | VII.2 | Люблю я грусть твоих просторов. Мир С.Прокофьева | 1 |
32 | VII.3 | Певцы родной природы. | 1 |
33 | VII.4 | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовёт. | 1 |
34 | VII.5 | Обобщающий урок | 1 |
4 класс (34 ч)
№ | | Раздел, тема | Количество часов |
| I | Россия – Родина моя | 4 |
1 | I.1 | Мелодия «Ты запой мне ту песню…» | 1 |
2 | I.2 | Как сложили песню. Звучащие картины. | 1 |
3 | I.3 | Ты откуда русская, зародилась, музыка?. | 1 |
4 | I.4 | Я пойду по полю белому...На великий праздник собралася Русь | 1 |
| II | День, полный событий | 5 |
5 | II.1 | Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… | 1 |
6 | II.2 | Зимнее утро, зимний вечер | 1 |
7 | II.3 | Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. | 1 |
8 | II.4 | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. | 1 |
9 | II.5 | «Приют, сияньем муз одетый…» (Обобщающий урок) | 1 |
| III | В музыкальном театре | 3 |
10 | III.1 | Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» | 1 |
11 | III.2 | Опера М.П. Мусоргского «Хованщина» Исходила младешенька. | 1 |
12 | III.3 | Русский Восток. Восточные мотивы | 1 |
| IV | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 4 |
13 | IV.1 | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России | 1 |
14 | IV.2 | Оркестр русских народных инструментов. | 1 |
15 | IV.3 | «Музыкант-чародей». О музыке и музыкантах | 1 |
16 | IV.4 | «Музыкант-чародей». (Обобщающий урок) | 1 |
| V | В концертном зале | 6 |
17 | V.1 | Музыкальные инструменты Вариации на тему рококо (скрипка, виолончель) | 1 |
18 | V.2 | Старый замок. | 1 |
19 | V.3 | Счастье в сирени живет… | 1 |
20 | V.4 | Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы,танцы… | 1 |
21 | V.5 | Патетическая соната Л. ван Бетховена. Годы странствий. | 1 |
22 | V.6 | Царит гармония оркестра. | 1 |
| VI | В музыкальном театре | 2 |
23 | VI.1 | Балет Стравинского «Петрушка | 1 |
24 | VI.2 | Театр музыкальной комедии. | 1 |
| VII | О России петь – что стремиться в храм | 4 |
25 | VII.1 | Святые земли русской. Илья Муромец. | 1 |
26 | VII.2 | Кирилл и Мефодий. | 1 |
27 | VII.3 | Праздников праздник, торжество из торжеств. | 1 |
28 | VII.4 | Родной обычай старины. Светлый праздник. | 1 |
| VIII | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 1 |
29 | VIII.1 | Народные праздники. «Троица» | 1 |
| IX | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… | 5 |
30 | IX.1 | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. | 1 |
31 | IX.2 | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты | 1 |
32 | IX.3 | В каждой интонации спрятан человек. | 1 |
33 | IX.4 | Музыкальный сказочник | 1 |
34 | IX.5 | Рассвет на Москве-реке. | 1 |