Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №7 им. О. Казанского
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ЕСОШ №7
им. О.Казанского ___________/О.В. Авилова/
приказ от «____» ________ 2017 г. № ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
Уровень общего образования (класс): начальное общее образование, 3 «Г» класс
Количество часов: 34 часа
Учитель: Павлюк Ирина Геннадьевна
Год составления: август 2017г.
ст. Егорлыкская
Ростовская область
Пояснительная записка.
Рабочая программа по музыке разработана на основе закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 год) с изменениями и дополнениями, письма департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010 г. № 03-48, Учебного плана МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского на 2017-2018 учебный год, Устава МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского с учётом Примерной программы начального общего образования по музыке и программы «К вершинам музыкального искусства» для начальной школы общеобразовательного учреждения, авторы: М. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.Н. Нехаева. Москва 2013г., УМК «Гармония»
Рабочая программа ориентирована на учебник «Музыка» 3 класс М. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.Н. Нехаева Москва: «Яхонт». Смоленск. Ассоциация ХХI век, 2013г
Согласно учебному плану на изучение музыки отводится в 3 классе 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты
Ученик научится:
-развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
-формировать представление о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
Ученик получит возможность:
-формировать эстетические потребности, ценности и чувство на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
-развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
-формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
-формировать мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Регулятивные УУД
Ученик научится:
-принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
-прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
-мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Ученик получит возможность:
-ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
-действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Познавательные УУД
Ученик научится:
-логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
-применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
-обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
-осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
-использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
-пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Ученик получит возможность:
-научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
-удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
-понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
-слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
-понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
-использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
-приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Ученик получит возможность:
-совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
-создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные УУД
Ученик научится:
-активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
-слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
-ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
-наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
-моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
-использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
-воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
-планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Ученик получит возможность:
-ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
-творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
-организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
-оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Содержание учебного предмета.
Соотношение контрастных музыкальных тем. 9 ч.
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки. Сходство и различие. Многообразие музыкальных жанров и стилей. Песня, танец и марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, танцы, действа, обряды, игры-драматизации и др. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Что мы знаем о крупных музыкальных жанрах? 7ч.
Интонация как озвученное состояние, выражение чувств и мыслей человека. Интонации в разговорной и музыкальной речи. Выразительность и изобразительность в музыке. Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад, и др.).
Интонация и развитие – основа музыки. Принципы развития музыки: повтор и контраст. Этапы развертывания музыкальной мысли: вступление, изложение, развитие, заключение. Музыкальная речь как способ общения между людьми. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Графическая запись музыки. Элементы нотной грамоты.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальное произведение. Единство содержания и формы в музыке. Формы простые, сложные, циклические. Бытование музыкальных произведений.
Взаимодействие контрастных музыкальных тем 10ч.
Интонационно-образное богатство музыкального мира. Общее представление о музыкальной жизни страны. Детские хоровые, инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Родство контрастных образов в фортепианной и симфонической музыке 8 ч.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
4. Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов |
1 | Соотношение контрастных музыкальных тем. | 9 |
2 | Что мы знаем о крупных музыкальных жанрах? | 7 |
3 | Взаимодействие контрастных музыкальных тем | 10 |
4 | Родство контрастных образов в фортепианной и симфонической музыке | 8 |
Итого: | 34 |
5. Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Дата | Дидактическое обеспечение (оборудование) |
план | факт |
Соотношение контрастных музыкальных тем. 9 ч. |
1 | Как соотносятся контрастные музыкальные, темы в опере «Иван Сусанин» М. И. Глинки? | 1ч. | 1.09 | | Опера Глинки «Иван Сусанин» (фрагменты) Компьютер, учебник, |
2-3 | Как соотносятся контрастные музыкальные темы в симфонической сюите. Грига «Пер Гюнт»? | 2ч. | 8.09 15.09 | | Э. Григ. Симфоническая сюита «Пер Гюнт»: «Утро», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг», «Танец Анитры». |
4 | Часть 1 С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Русь под игом монгольским составляем композицию кантаты | 1ч. | 22.09 | | С. С. Прокофьев Кантата «Александр Невский»: «Русь под игом монгольским». Песня об Александре Невском». |
5 | Часть 2. Учимся моделировать темы кантаты. Песня об Александре Невском | 1ч. | 29.09 | | «Крестоносцы во Пскове». Вставайте, люди русские!» компьютер |
6 | Часть 3. Крестоносцы во Пскове Часть 4. Вставайте, люди русские | 1ч. | 6.10 | | Э. Григ. Симфоническая сюита «Пер Гюнт» (фрагменты). С. С. Прокофьев Кантата «Александр Невский» (фрагменты), компьютер, произведения |
7 | Часть 5. Ледовое побоище | 1ч | 13.10 | | Ледовое побоище. |
8 | Часть 6. Мёртвое поле. Часть 7. Въезд Александра во Псков | 1ч. | 20.10 | | Мёртвое поле. Въезд Александра во Псков» |
9 | С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Обобщение | 1ч. | 27.10 | | Компьютер, презентация |
Что мы знаем о крупных музыкальных жанрах? 7ч. |
10 | Что я знаю о симфонии? В. А. Моцарт. Симфония № 40. Моделируем темы первой части | 1ч. | 10.11 | | В.-А. Моцарт. Симфония №40: Первая часть: |
11 | Первая часть. Экспозиция. Первая часть. Разработка | 1ч. | 17.11 | | разработка, реприза, кода. |
12 | Первая часть. Реприза и кода Первая часть Симфонии № 40 В. А. Моцарта (графический конспект) | 1ч. | 24.11 | | Четвёртая часть (финал), компьютер, |
13 | Моделируем композицию Симфонии № 40 В. А. Моцарта (два разворота) | 1ч. | 1.12 | | учебник, произведения. |
14 | Вторая часть. Анданте | 1ч. | 8.12 | | Вторая часть (анданте). |
15 | Третья часть. Менуэт. Четвёртая часть. Финал | 1ч. | 15.12 | | Третья часть (менуэт). |
16 | В. А. Моцарт. Симфония № 40. Обобщение | 1ч. | 22.12 | | Презентация |
Взаимодействие контрастных музыкальных тем 10ч. |
17-18 | А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь» Интродукция. Площадь в Путивле (три разворота) | 2ч. | 29.12 12.01 | | Бородин. Опера «Князь Игорь». Интродукция. Площадь в Путивле. |
19 | Действие 1. Картина 1.В тереме князя Владимира Галицкого (два разворота) | 1ч. | 19.01 | | А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь». Первое действие, картина первая. В тереме князя Галицкого. |
20-21 | Действие 1. Картина 2.В тереме Ярославны (четыре разворота) | 2ч. | 26.01 2.02 | | А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь». Первое действие, картина вторая. В тереме княгини Ярославны. Компьютер, |
22-23 | Действие 2.В половецком стане (четыре разворота) | 2ч. | 9.02 16.02 | | А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь». Второе действие. В половецком стане. |
24 | Действие 3.Окраина половецкого стана (два разворота) | 1ч. | 2.03 | | А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь». Третье действие. Окраина половецкого стана. Произведения, |
25 | Действие 4. В Путивле (два разворота) | 1ч. | 16.03 | | А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь». Четвёртое действие. В Путивле компьютер, |
26 | А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь». Обобщение (три разворота) | 1ч. | 23.03 | | П. Бородин. Опера «Князь Игорь» (фрагменты). |
Родство контрастных образов в фортепианной и симфонической музыке 8 ч. |
27 | М. П. Мусоргский. Фортепианный цикл «Картинки с выставки». Прогулка | 1ч. | 6.04 | | М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки»: «Прогулка», «Гном», |
28 | Гном. Старый замок. Тюильрийский сад. | 1ч. | 13.04 | | «Старый замок», «Тюильрийский сад», |
29 | Балет невылупившихся птенцов. Два еврея, богатый и бедный. | 1ч. | 20.04 | | «Быдло», «Балет невылупившихся птенцов», «Лимож. |
30 | Лимож. Рынок. Избушка на курьих ножках (Баба-яга) | 1ч. | 27.04 | | Рынок», «Избушка на курьих ножках», |
31 | Катакомбы. С мёртвыми на мёртвом языке | 1ч. | 4.05 | | «Богатырские ворота». |
32 | Богатырские ворота М. П. Мусоргский. Фортепианный цикл «Картинки с выставки». | 1ч. | 11.05 | | Компьютер, учебник |
33 | М. И. Глинка. «Камаринская». Фантазия для симфонического оркестра | 1ч. | 18.05 | | М. И. Глинка. Симфоническая фантазия «Камаринская» |
34 | Итоговый урок - концерт | 1ч. | 25.05 | | Презентация |
Итого: | 34 ч. | | | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского от «____» ___________ 2017г. № ________ Председатель МС ___________________/С.В. Скурихина/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/Н.В.Воронченко/ «____» ___________ 2017г. |
6. Лист корректировки рабочей программы
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки |
Тема урока | Количество часов | Дата | | Тема урока | Количество часов | Дата |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
| | | | | | | |
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки |
Тема урока | Количество часов | Дата | | Тема урока | Количество часов | Дата |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
| | | | | | | |