Директор _________Н.В. Карасева
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа
Содержание программы «Этика» раскрывают правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей). Развития нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике. В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирование нравственного сознания младшего школьника.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа (1 часа в неделю).В соответствии с годовым календарным графиком ГКОУ РО «Центр образования детей с ограниченными возможностями здоровья», производственным календарем РФ на 2018-2019г, количество часов для обучающихся 1 класса, отведенных на изучение предмета «Этика-азбука добра» составляет 34 часа. Информация о практическом наполнении программы представлена в разделе «Календарно – тематическое планирование».
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочётов.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, термины и понятия, практические занятия, самостоятельная работа, экскурсии, проекты | Объем часов | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Дорожный и школьный этикет (понятия об основных правилах поведения на дороге и в школе) | Правила поведения на дороге, в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены, как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом. Безопасное поведение на дорогах, в школе, коридорах, на лестнице. | 9 часов | |
2 | Правила общения (взаимоотношение с другими людьми) | Правила вежливости с водителями автотранспортных средств, с одноклассниками и взрослыми, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации) . Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации. | 4 часа | |
3 | О трудолюбии | Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труда. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). | 9часов | |
4 | Культура внешнего вида | Культура внешнего вида как чистота , опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважение окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствии ситуации. | 4 часа | |
5 | Внешкольный этикет | Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причиненные неудобства, неприятности надо извиниться. Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т.д. Правила поведения в общественных местах ( в магазине, в библиотеке и т.д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; четко и громко высказывать обращение, просьбу. | 8 часов | |
| | | Итого: 34 часа | |
№ урока | Тема урока (тип) | Кален-дарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся | ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) | О (оборудование) / Р (расходные материалы) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Дорожный и школьный этикет (8 часов) |
1 | Город, поселок, где мы живем. Мы пришли на урок. | 04.09. | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. | Презентация «Азбука безопасности» | Предметные картинки |
2 | Город, поселок, где мы живем. Опасные места в школе, в поселке | 11.09. | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. | | Предметные картинки |
3 | Безопасность во всем. Дорога в школу. Игры на переменах | 18.09. | Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | | Предметные картинки |
-
| Мы пешеходы. Законопослушный пешеход. | 25.09. | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. | Презентация «Азбука безопасности» | Предметные картинки |
-
| Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром | 02.10. | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. | | Предметные картинки |
-
| Правила дорожного движения. Внимательный и вежливый. | 09.10. | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. | Презентация «Азбука безопасности» | Предметные картинки |
-
| Правила дорожного движения. Пешеходный переход. | 16.10. | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. | | Предметные картинки |
-
| Правила дорожного движения. Дорожная разметка. | 23.10. | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. | | Предметные картинки |
-
| Этикет на дороге. | 06.11. | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. | | Предметные картинки |
Правила общения( 4 часа) |
4 | Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? | 13.11. | Использовать в речи слова вежливости. | | Предметные картинки |
5 | Мои товарищи: вежливое отношение к сверстникам | 20.11. | Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). | | Предметные картинки |
-
| Мой учитель | 27.11. | Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). | | Предметные картинки |
-
| Моя семья | 04.12. | Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. | | Предметные картинки |
О трудолюбии (9 часов) |
7 | Что помогает учиться лучше? (старательность) | 11.12. | Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. | | Предметные картинки |
-
| Как мы трудимся в школе. и дома | 18.12. | Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств. | | Предметные картинки |
-
| Бережливость: каждой вещи свое место | 25.12. | Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. | Презентация «Азбука безопасности» | Предметные картинки |
-
| Бережливость: каждой вещи свое место | 15.01. | Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств. | | Предметные картинки |
-
| Береги свои школьные вещи | 22.01. | Умение проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей. | | Предметные картинки |
-
| Порядок в портфеле | 29.01. | Умение проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей. | | Предметные картинки |
-
| Учусь все делать сам | 05.02. | Умение проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей. | | Предметные картинки |
-
| Сопереживание, помощь друзьям. | 12.02. | Умение проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей. | | Предметные картинки |
-
| Дал слово — держи его. | 26.02. | Умение проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей. | | Предметные картинки |
Культура внешнего вида (4 часа) |
9 | Основные правила Мойдодыра | 05.03. | Умение проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей. | Презентация «Азбука безопасности» | Предметные картинки |
-
| Правила личной гигиены. | 12.03. | Умение проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей. | | Предметные картинки |
10 | Каждой вещи свое место | 19.03. | Умение проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей. | | Предметные картинки |
11 | Бережное отношение к своей одежде. | 02.04. | Умение проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей. | | Предметные картинки |
Внешкольный этикет(8 часов) |
14 | Правила поведения на улице. | 09.04. | Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | Презентация «Азбука безопасности» | Предметные картинки |
-
| Правила поведения в общественных местах. | 16.04. | Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | | Предметные картинки |
-
| Правила поведения в транспорте | 23.04. | Использовать доброжелательный тон в общении. | Презентация «Азбука безопасности» | |
-
| «Спасибо» и «Пожалуйста» | 30.04. | Использовать доброжелательный тон в общении. | | Предметные картинки |
-
| Бережное отношение к природе. | 07.05. | Использовать доброжелательный тон в общении. | Презентация «Азбука безопасности» | Предметные картинки |
-
| Бережное отношение к животным. | 14.05. | Использовать доброжелательный тон в общении. | | Предметные картинки |
-
| Мы дети твои, дорогая Земля | 21.05. | Использовать доброжелательный тон в общении. | | Предметные картинки |
-
| Здравствуй, лето! | 28.05. | Использовать доброжелательный тон в общении. | | Предметные картинки |