СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по направлению внеурочной деятельности "Этика- азбука добра"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по направлению внеурочной деятельности "Этика-азбука добра"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по направлению внеурочной деятельности "Этика- азбука добра"»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Центр образования детей с ограниченными возможностями здоровья»


«Утверждаю»

Директор _________Н.В. Карасева


Приказ от ___________№________










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по направлению внеурочной деятельности «Этика- азбука добра»

класс 1

2018 / 2019 учебный год

Учитель: Самарова Инна Николаевна

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 .

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598).

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599)

  4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Протокол от 22.12.2015г. № 4/15, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию.

  5. Положение о рабочей программе ГКОУ РО «Центр образования детей с ограниченными возможностями здоровья».

  6. Учебный план ГКОУ РО «Центр образования детей с ограниченными возможностями здоровья» на 2018-2019учебный год.

  7. Годовой календарный учебный график ГКОУ РО «Центр образования детей с ограниченными возможностями здоровья» на 2018-2019 учебный год.

  8. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся ГКОУ РО «Центр образования детей с ограниченными возможностями здоровья».

  9. Положение о системе оценивания заданий и достижений обучающихся ГКОУ РО «Центр образования детей с ограниченными возможностями здоровья».

  10. Источник. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (под редакцией В.В. Воронковой).

Цель:. практическое освоение социальных ритуалов и форм продуктивного социального взаимодействия, в том числе трудового. Обогащение практики понимания другого человека (мыслей, чувств, намерений другого), эмоционального сопереживания, морального выбора в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

  • развитие личности, обладающей качествами воспитанного человека– добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;

  • расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;

  • воспитание уважения к людям, традициям;

  • усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.

Содержание программы «Этика» раскрывают правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей). Развития нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике. В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирование нравственного сознания младшего школьника.

Рабочая программа рассчитана на 33 часа (1 часа в неделю).В соответствии с годовым календарным графиком ГКОУ РО «Центр образования детей с ограниченными возможностями здоровья», производственным календарем РФ на 2018-2019г, количество часов для обучающихся 1 класса, отведенных на изучение предмета «Этика-азбука добра» составляет 34 часа. Информация о практическом наполнении программы представлена в разделе «Календарно – тематическое планирование».

Планируемые личностные результаты:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувств гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамичном изменяющемся и развивающемся мире;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Базовые учебные действия

  1. Личностные учебные действия:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

  • готовность к безопасному и бережному поведению в обществе.

  1. Коммуникативные учебные действия

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.;

  • обращаться за помощью и принимать;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

  1. Регулятивные учебные действия

  • пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты ;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

  • работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место.

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочётов.

  1. Познавательные учебные действия

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • читать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленную на бумажных и электронных и других носителях).

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета:

  • практическое освоение социальных ритуалов и форм продуктивного социального взаимодействия, в том числе трудового.

  • обогащение практики понимания другого человека (мыслей, чувств, намерений другого), эмоционального сопереживания, морального выбора в различных жизненных ситуациях.

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Учебно-методическое обеспечение

  1. Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников   (1 - 4 классы).

  2. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе.- Ярославль , Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.

  3. Классные часы: 1 класс. /Авт. - сост.Т.Н.Максимова. – М.:ВАКО, 2008.

  4. Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе.- М.: Новая школа, 1994.

Цифровые ресурсы.:

  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа:http:|//schoolcollection.edu.ru

  • КМ-Школа(образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http://WWW.km-scool.ru

  • Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа:http:|//nachalka/about/193

  • Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http:|//nsc.1september.ru/urok

  • http://zdorovayashkola.ru/library/

  • http://www.videouroki.net/

  • Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/subcat_28.html

  • Материально-техническое обеспечение

  • интерактивный комплекс:

  • проектор «BENQ»;

  • интерактивная доска;

  • системный блок.


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


п/п

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, термины и понятия, практические занятия, самостоятельная работа, экскурсии, проекты

Объем часов

Примечания

1

2

3

4

5

1

Дорожный и школьный этикет (понятия об основных правилах поведения на дороге и в школе)


Правила поведения на дороге, в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены, как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом. Безопасное поведение на дорогах, в школе, коридорах, на лестнице.

9 часов


2

Правила общения (взаимоотношение с другими людьми)


Правила вежливости с водителями автотранспортных средств, с одноклассниками и взрослыми, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации) . Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.

4 часа


3

О трудолюбии


Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.

Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труда. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

9часов


4

Культура внешнего вида


Культура внешнего вида как чистота , опрятность, аккуратность в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважение окружающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствии ситуации.

4 часа



5

Внешкольный этикет


Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причиненные неудобства, неприятности надо извиниться.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т.д.

Правила поведения в общественных местах ( в магазине, в библиотеке и т.д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; четко и громко высказывать обращение, просьбу.

8 часов






Итого:

34 часа















3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ урока

Тема урока

(тип)

Кален-дарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

ЦОР

(цифровые образовательные ресурсы)

О (оборудование) /

Р (расходные материалы)

1

2

3

4

5

6

Дорожный и школьный этикет (8 часов)

  1. 1

Город, поселок, где мы живем.

Мы пришли на урок.

04.09.

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

Презентация

«Азбука безопасности»

Предметные картинки

  1. 2

Город, поселок, где мы живем.

Опасные места в школе, в поселке

11.09.

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.


Предметные картинки

  1. 3

Безопасность во всем.

Дорога в школу.

Игры на переменах

18.09.

Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).


Предметные картинки

Мы пешеходы. Законопослушный пешеход.

25.09.

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

Презентация

«Азбука безопасности»

Предметные картинки

Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром

02.10.

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.


Предметные картинки

Правила дорожного движения.

Внимательный и вежливый.

09.10.

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

Презентация

«Азбука безопасности»

Предметные картинки

Правила дорожного движения.

Пешеходный переход.

16.10.

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.


Предметные картинки

Правила дорожного движения.

Дорожная разметка.

23.10.

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.


Предметные картинки

Этикет на дороге.

06.11.

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.


Предметные картинки

Правила общения( 4 часа)

  1. 4

Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?

13.11.

Использовать в речи слова вежливости.


Предметные картинки

  1. 5

Мои товарищи: вежливое отношение к сверстникам

20.11.

Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).


Предметные картинки

Мой учитель

27.11.

Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).


Предметные картинки

Моя семья

04.12.

Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.


Предметные картинки

О трудолюбии (9 часов)

  1. 7

Что помогает учиться лучше? (старательность)

11.12.

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.


Предметные картинки

Как мы трудимся в школе. и дома

18.12.

Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.


Предметные картинки

Бережливость: каждой вещи свое место

25.12.

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.

Презентация

«Азбука безопасности»

Предметные картинки

Бережливость: каждой вещи свое место

15.01.

Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.


Предметные картинки

Береги свои школьные вещи

22.01.

Умение проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей.


Предметные картинки

Порядок в портфеле

29.01.

Умение проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей.


Предметные картинки

Учусь все делать сам

05.02.

Умение проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей.


Предметные картинки

Сопереживание, помощь друзьям.


12.02.

Умение проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей.


Предметные картинки

Дал слово — держи его.


26.02.

Умение проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей.


Предметные картинки

Культура внешнего вида (4 часа)

  1. 9

Основные правила Мойдодыра

05.03.

Умение проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей.

Презентация

«Азбука безопасности»

Предметные картинки

Правила личной гигиены.

12.03.

Умение проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей.


Предметные картинки

  1. 10

Каждой вещи свое место

19.03.

Умение проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей.


Предметные картинки

  1. 11

Бережное отношение к своей одежде.

02.04.

Умение проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей.


Предметные картинки

Внешкольный этикет(8 часов)

  1. 14

Правила поведения на улице.

09.04.

Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Презентация

«Азбука безопасности»

Предметные картинки

Правила поведения в общественных местах.

16.04.

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.


Предметные картинки

Правила поведения в транспорте

23.04.

Использовать доброжелательный тон в общении.

Презентация

«Азбука безопасности»


«Спасибо» и «Пожалуйста»

30.04.

Использовать доброжелательный тон в общении.


Предметные картинки

Бережное отношение к природе.

07.05.

Использовать доброжелательный тон в общении.

Презентация

«Азбука безопасности»

Предметные картинки

Бережное отношение к животным.

14.05.

Использовать доброжелательный тон в общении.


Предметные картинки

Мы дети твои, дорогая Земля

21.05.

Использовать доброжелательный тон в общении.


Предметные картинки

Здравствуй, лето!

28.05.

Использовать доброжелательный тон в общении.


Предметные картинки

«ОДОБРЕНО»

Методическим объединением

начальных классов

Руководитель МО

_________________ / Л.В.Сытник

«СОГЛАСОВАНО»



Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

____________________ / В.В.Комиссарова

Протокол № _______________

от «__» _____________ 2018 г.


«__» _____________ 2018 г.







Составитель (и):


_____________________________________________________________________________

ФИО, должность




Эксперт:



_____________________________________________________________________________

ФИО, должность


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!