Пояснительная записка
Рабочая программа 11 класса составлена на основе:
Федерального государственного стандарта среднего общего образования
Основной образовательной программы среднего общего образования БОУ «Литковская СОШ»
Авторской программы И.Л.Бим. Немецкий язык. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия учебников И.Л.Бим. 2 - 11 классы: учебное пособие для образовательных организаций / [И.Л. Бим и др.]. - М.: «Просвещение», 2019
Уровень обучения – базовый.
Согласно учебному плану БОУ «Литковской СОШ» на изучение иностранного (немецкого) языка в 11 классе отводится 3 часа в неделю (распределены в течение учебного года). Промежуточная аттестация предусматривает итоговую контрольную работу.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы среднего общего образования
Личностные результаты выпускников старшей школы, достигаемые при изучении иностранного языка на базовом уровне:
• стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык», развитие собственной речевой культуры в целом, лучшее осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка, в том числе в будущей профессиональной деятельности;
• развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность, а также умений принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;
• развитие умения ориентироваться в современном поликультурном, многоязычном мире; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; освоение ценностей культуры страны/стран изучаемого иностранного языка; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
• формирование активной жизненной позиции, готовности отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою позицию гражданина и патриота своей страны.
Метапредметные результаты изучения иностранного языка на базовом уровне в старшей школе проявляются в:
• развитии умения планировать своё речевое и неречевое поведение; умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
• умении осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу, в том числе с выходом в социум;
• совершенствовании умений работы с информацией: поиски выделение нужной информации, с использованием разных источников информации, в том числе Интернета; обобщение информации;
• умении определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
• умении использовать справочный материал (грамматический и лингвострановедческий справочники, двуязычный и толковый словари, мультимедийные средства);
• умении рационально планировать свой учебный труд;
• развитии умений самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты состоят в достижении коммуникативной компетенции в иностранном языке на пороговом уровне, позволяющем общаться как с носителями иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения.
Коммуникативная компетенция предполагает сформированность таких её составляющих как:
говорение
диалогическая речь:
• вести все виды диалога, включая комбинированный, в стандартных ситуациях общения в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости уточняя, переспрашивая собеседника;
монологическая речь:
• рассказывать/сообщать о себе, своём окружении, своей стране/странах изучаемого языка, событиях/явлениях;
• передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение, оценку;
• рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы;
• кратко излагать результаты проектно-исследовательской деятельности;
аудирование:
• воспринимать на слух и понимать основное содержание аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью/беседу);
• воспринимать на слух и понимать краткие, аутентичные прагматические аудио- и видеотексты (объявления, рекламу и т. д.), сообщения, рассказы, беседы на бытовые темы, выделяя нужную/запрашиваемую информацию;
чтение:
• читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания;
• читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/запрашиваемой информации;
• читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей (преимущественно научно-популярные) с полным пониманием содержания и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (ключевые слова, выборочный перевод).
письменная речь:
• заполнять анкеты и формуляры, составлять CV/резюме;
• писать личное письмо заданного объёма в ответ на письмо-стимул в соответствии с нормами, принятыми в странах изучаемого языка;
• составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
• адекватно произноcить и различать на слух все звуки иностранного языка; соблюдать правильное ударение в словах и фразах;
• соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов (повествовательное, вопросительное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
• распознавать и употреблять в речи основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
• знать и применять основные способы словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
• понимать явления многозначности слов иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
• распознавать и употреблять в речи основные морфологические формы и синтаксические конструкции иностранного языка: видовременные формы глаголов, глаголы в страдательном залоге и сослагательном наклонении в наиболее употребительных формах, модальные глаголы и их эквиваленты, артикли, существительные, прилагательные и наречия (в том числе их степени сравнения), местоимения, числительные, предлоги, союзы;
• распознавать и употреблять сложносочинённые и сложноподчинённые предложения с разными типами придаточных предложений (цели, условия и др.);
• использовать прямую и косвенную речь, соблюдать правила согласования времён;
• систематизировать знания о грамматическом строе изучаемого иностранного языка, знать основные различия систем иностранного и русского/родного языков.
Социокультурная компетенция:
• знать национально-культурные особенности речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применять эти знания в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
• распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные средства речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространённую оценочную лексику), принятые в странах изучаемого языка;
• знать реалии страны/стран изучаемого языка;
• ознакомиться с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы на изучаемом иностранном языке;
• иметь представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
• иметь представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
• понимать важность владения иностранными языками в современном мире.
Компенсаторная компетенция: уметь выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен и т. д.
Содержание учебного предмета
Основной содержательной линией программы является школьная тема, которая и объединяет следующие параграфы:
Тема «Beginnen wir mit den Ferienerinnerungen. Oder?» «Повторение. Начнём с летних воспоминаний. Или?» |
Основное содержание | 1. Вспомнить лексический материал по теме «Летние каникулы» и использовать его в небольших высказываниях и в диалоге-расспросе. 2. Страноведческий материал по теме «Германия» |
Языковой и лексический материал, подлежащий усвоению для использования в речи. | Лексический материал die Hitze, So ein Pech! Komischerweise, die Klimaanlage, einen Streich spielen, die Umkleidekabine Грамматический материал 1. Образование и употребление косвенных и прямых вопросов. (Direkte Fragen) |
Тема 1. “Das Alltagsleben der Jugendlichen in Deutschland und in Russland. Was gibt es da alles? «Повседневная жизнь молодёжи в Германии» |
Основное содержание | Из чего состоит повседневная жизнь? Это - школа, обязанности по дому, покупки в магазине, забота о братьях и сестрах, родителях, а также твое свободное время. Важное место занимают также друзья и одноклассники. |
Языковой и лексический материал, подлежащий усвоению для использования в речи. | Лексический материал der Grundkurs (-e), der Leistungskurs (-e), die Bewertung (-en), die Klausur (-en), die Zulassung, das Wahlfach (-er), bewerten (-ete, -et), im Durchschnitt/durchschnittlich, das Einkommen, der Lohn, das Gehalt, die Anschaffung (-en), die Aufladekarte fürs Handy Грамматический материал 1. Употребление союзов „als/wenn“, „was/dass“, „damit“. 2. Повторение инфинитивного оборота „um zu + Infinitiv“ |
Тема 2. «Theater- und Filmkunst. Wie bereichern sie unser Leben?» «Театр и фильмы. Как они обогащают нашу жизнь?» |
Основное содержание | 1. Из истории театра. Театры древней Греции, Рима, средневековый театр Германии. Театр Б. Брехта. 2. История кино. Знаменитые актеры мирового кино. Развитие киноискусства в Германии после Второй мировой войны. Знаменитые актеры и режиссеры разных эпох Основные практические задачи 1. Расширить словарный запас учащихся. 2. Учить отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения по теме, аргументируя ее. 3. Учить читать тексты с полным пониманием содержания и вести беседу на их основе. |
Языковой и лексический материал, подлежащий усвоению для использования в речи. | Лексический материал die Aufführung (-en), die Veranstaltung (-en), die Vorstellung (-en), die Bühne (-n), uraufführen, die Inszenierung (-en), der Spielplan (-e), im Spielplan stehen, die Verfilmung (-en), das Theaterstück (-e), der Anhänger (-)‚ unter der Leitung, das Repertoire, der Preis (-e), das Filmfestspiel (-e), der Zuschauerraum (-e), der Vorhang (-e), die Leinwand (-e), das Parkett, der Rang, der Gang (-e), die Premiere (-n), sich verabreden mit j-m, etwas bevorzugen, etwas besorgen, Wie wäre es mit ...? Грамматический материал 1. Satzreihe (сложносочинённые предложения) |
Тема 3. Der wissenschaftlich-technische Fortschritt. Was hat er uns gebracht? Sind Naturkatastrophen seine Folgen? «Научно-технический прогресс. Что он нам принёс? Природные катастрофы его последствия?» |
Основное содержание | История науки и техники богата событиями и именами. Многое из истории науки и техники, а также о выдающихся ученых можно узнать из краткого алфавитного списка ученых,,Internationales Wissenschaftler -Abc”. Что дал нам научно-технический прогресс? Молодые люди из Германии высказывают об этом свое мнение Открытия ХХI века. Какие они? Но научно-технический прогресс имеет и свои негативные стороны, прежде всего проблемы окружающей среды. Это глобальное потепление, природные катаклизмы, загрязнение воды и воздуха и т. д. Поэтому многие международные организации выступают за чистоту и сохранность окружающей среды. |
Языковой и лексический материал, подлежащий усвоению для использования в речи. | Лексический материал die Gesetzmäßigkeit, erforschen, entdecken, erfinden, erarbeiten, begründen, negative Folgen haben, die Verhaltensnormen, die Menschenrechte, das Netz, der Rohstoff, wirken, die Errungenschaft, verursachen, das Erdbeben, die Überschwemmung, der Ausbruch des Vulkans, der Absturz von Lawinen, der Einschlag des Meteoriten, die Wüstenbildung, das Ozonloch, der Hurrikan, der Taifun, der Tsunami, die Dürre, der Regenmangel, der Waldbrand, bedrohen, die Küste, heimsuchen, die Naturerscheinung Грамматический материал 1. Употребление придаточных следствия (Konsekutivsätze) 2. Употребление придаточных уступительных(Konzessivsätze) |
Теме 4. “Die Welt von morgen. Welche Anforderungen stellt sie an uns? Sind wir darauf vorbereitet?” «Мир будущего. Какие требования предъявляет он нам? Готовы ли мы?» |
Основное содержание | Мир будущего. Какие требования он предъявляет нам? Готовы ли мы ответить на эти требования? Какие качества нам для этого нужны? Научно-технический прогресс. Какие проблемы он ставит перед человечеством? Как можно решить эти проблемы? Мнения немецкой молодежи и экспертов. Как лучше выбрать профессию? У кого какие планы на будущее? Новые профессии. Как подготовить необходимые документы для поступления в профессиональную школу и вуз? Условия выживания человечества - важные проблемы сегодняшней цивилизации. |
Языковой и лексический материал, подлежащий усвоению для использования в речи. | Лексический материал die Anforderung (-en), das Paradies, der Wasserstoff, die Kräfte einsetzen, fliehen (o, o), die Versorgung, das Nahrungsmittel (-), die medizinische Betreuung, zu etw. anregen (-te, -t). Грамматический материал 1. Придаточные предложения с союзом ,,indem”. 2. Сравнительные придаточные с союзами ,,w iе”, ,,а1s”. З. Сравнительные придаточные с ,,jе ... desto”, jе ..umso”. |
Тематическое планирование
№ урока | № в теме | Тема урока | Дата проведения |
«Повторение. Начнём с летних воспоминаний. Или?» (4 часа) |
1 | 1 | Летние впечатления | |
2 | 2 | Мы рассказываем о лете | |
3 | 3 | Газетные объявления о летних турах | |
4 | 4 | Германия – страна изучаемого языка | |
I «Повседневная жизнь молодёжи в Германии» (20 часов) |
5 | 1 | Из чего состоит повседневная жизнь? Новая лексика по теме «Повседневная жизнь молодёжи Германии и России» | |
6 | 2 | Старшая ступень обучения в школах Германии: какие существуют отличия? | |
7 | 3 | Помощь родителям по хозяйству | |
8 | 4 | Мы дискутируем: мои обязанности по дому. | |
9 | 5 | Проблема карманных денег | |
10 | 6 | Семейный бюджет | |
11 | 7 | Будни немецкой молодежи | |
12 | 8 | Виды придаточных предложений | |
13 | 9 | Придаточные предложения цели с союзом damit | |
14 | 10 | Домашнее чтение | |
15 | 11 | Аудирование: Хобби в жизни человека | |
16 | 12 | Как проводит свободное время молодежь | |
17 | 13 | В магазине | |
18 | 14 | Свободное время в России | |
19 | 15 | Стресс в нашей жизни: советы и предостережения | |
20 | 16 | Карманные деньги: за и против | |
21 | 17 | С кем ты проводишь выходные | |
22 | 18 | Повторение лексическо-грамматического материала | |
23 | 19 | Контрольная работа по теме «Повседневная жизнь молодежи» | |
24 | 20 | Анализ контрольной работы. Страноведение | |
II «Театр и фильмы. Как они обогащают нашу жизнь?» (26 часов) |
25 | 1 | Новая лексика по теме «Театр и фильмы. Как они обогащают нашу жизнь?» | |
26 | 2 | Жанры театрального искусства | |
27 | 3 | История развития театра | |
28 | 4 | Известные сценаристы Германии | |
29 | 5 | Сцена Большого театра | |
30 | 6 | Театральные пьесы и сюжеты | |
31 | 7 | Знаменитые актёры мирового кино | |
32 | 8 | Киноискусство | |
33 | 9 | Приглашение в кино или в театр | |
34 | 10 | ССП и СПП в немецком языке | |
35 | 11 | ССП и СПП в немецком языке | |
36 | 12 | Парные союзы | |
37 | 13 | Мы собираемся в театр | |
38 | 14 | Аудирование: Посещение театра | |
39 | 15 | Искусство – одна из форм познания мира | |
40 | 16 | Искусство в жизни человека | |
41 | 17 | Известные роли в кино | |
42 | 18 | Киноартисты в Германии и России | |
43 | 19 | Посещение театра | |
44 | 20 | Реклама большого кино | |
45 | 21 | Из немецкой истории | |
46 | 22 | Повторение лексико-грамматического материала | |
47 | 23 | Повторение лексико-грамматического материала | |
48 | 24 | Контрольная работа по теме «Театр и фильмы. Как они обогащают нашу жизнь?» | |
49 | 25 | Анализ контрольной работы. Домашнее чтение | |
50 | 26 | Страноведение: молодежные театральные группы | |
III «Научно-технический прогресс. Что он нам принёс? Природные катастрофы его последствия?» (26 часов) |
51 | 1 | История науки и техники | |
52 | 2 | Научно-технический прогресс, что он нам дал | |
53 | 3 | Международные ученые | |
54 | 4 | Открытия XXI века | |
55 | 5 | Проблемы окружающей среды | |
56 | 6 | Проблемы окружающей среды | |
57 | 7 | Мировые проблемы загрязнения окружающей среды | |
58 | 8 | Придаточные следствия, придаточные уступительные | |
59 | 9 | Придаточные следствия, придаточные уступительные | |
60 | 10 | Аудирование по теме «Научно-технический прогресс» | |
61 | 11 | Репортажи о природных явлениях | |
62 | 12 | Землетрясение, наводнение | |
63 | 13 | Научно-технический прогресс | |
64 | 14 | Положительные и отрицательные стороны научно-технического прогресса | |
65 | 15 | Землетрясение, наводнение | |
66 | 16 | Цунами | |
67 | 17 | Виды придаточных предложения | |
68 | 18 | Величайшее открытие XXI века | |
69 | 19 | Неопознанные летающие явления | |
70 | 20 | Самые значимые изобретения XXI века | |
71 | 21 | НЛО. Что это? | |
72 | 22 | Повторение лексико-грамматического материала | |
73 | 23 | Повторение лексико-грамматического материала | |
74 | 24 | Контрольная работа по теме «Научно-технический прогресс» | |
75 | 25 | Анализ контрольной работы. Домашнее чтение | |
76 | 26 | Страноведение: картины будущего. | |
IV «Мир будущего. Какие требования предъявляет он нам? Готовы ли мы?» (26 часов) |
77 | 1 | Мир завтра. Каким он будет? | |
78 | 2 | Проблемы будущего | |
79 | 3 | Каким вы представляете себе мир? | |
80 | 4 | Человечество будущего | |
81 | 5 | Проблемы нашей цивилизации и пути их решения | |
82 | 6 | Планы на будущее после окончания школы | |
83 | 7 | Моё будущее: какие цели я ставлю перед собой? | |
84 | 8 | Какие качества важны для выбранной профессии | |
85 | 9 | Аудирование «Генные технологии» | |
86 | 10 | Грамматика. Степени сравнения прилагательных. Виды придаточных | |
87 | 11 | Грамматика. Степени сравнения прилагательных. Виды придаточных | |
88 | 12 | Самостоятельная работа по грамматике | |
89 | 13 | Профессия будущего | |
90 | 14 | Выбор будущей профессии | |
91 | 15 | Новые учебные места дают шанс в будущее | |
92 | 16 | Страноведение: профессии и учебные места | |
93 | 17 | Рынок труда в России и Германии | |
94 | 18 | Страноведение: профессии и учебные места | |
95 | 19 | Контроль знания лексики и грамматики по теме «Мир будущего» | |
96 | 20 | Из истории немецкого языка. Слово в немецком языке | |
97 | 21 | Фразеологизмы в немецком языке | |
98 | 22 | Предложение и текст в немецком языке | |
99 | 23 | Годы становления Германии | |
100 | 24 | Обобщение и систематизация лексико-грамматического материала | |
101 | 25 | Итоговая контрольная работа | |
102 | 26 | Анализ итоговой контрольной работы. Домашнее чтение | |