СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по немецкому языку / 9 класс, УМК под ред. Радченко О.А.

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по немецкому языку / 9 класс, УМК под ред. Радченко О.А.»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мирнинская средняя общеобразовательная школа



СОГЛАСОВАНА

с заместителем директора по УВР


Протокол МС №1 от 18.08.2021


УТВЕРЖДЕНА

директором МБОУ Мирнинская СОШ


Приказ № 50 от 19.08.2021






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


ВОРОЧАЙ ВАЛЕНТИНЫ ПЕТРОВНЫ

(высшая квалификационная категория)


по немецкому языку (второй иностранный язык) (9 класс)


Программа разработана на основе

-авторской программы курса немецкого языка «Немецкий язык». Предметная линия учебников О.А.Радченко. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. «Просвещение», 2012

-примерной рабочей программы основного общего образования «Немецкий язык (второй иностранный язык)» для 5-9 классов общеобразовательных организаций.


Используемый УМК: «Alles klar» для 5 класса (авторы О.А.Радченко, Г.Хебелер, Н.П.Стёпкин ), «Дрофа», 2019


2022 - 2023 учебный год





Рабочая программа по немецкому языку ( второй иностранный язык) для 9 класса разработана на основе следующих нормативных актов и учебно-методических документов:


- Федеральный Закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


- Федеральный государственный стандарт основного общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 17.12. 2010г. № 1897)

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Минпросвещения России №287 от 31 мая 2021 года

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации№ 2885 от 27.12.2011 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»


-Примерная программа по иностранному языку для основной школы. – М: «Просвещение», 2010


- Примерная рабочая программа основного общего образования «Немецкий язык (второй иностранный язык)» для 5-9 классов общеобразовательных организаций, 2012


-Авторская программа курса немецкого языка «Немецкий язык». Предметная линия учебников О.А.Радченко. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. «Просвещение», 2012


- УМК «Alles klar» для 5 класса (авторы О.А.Радченко, Г.Хебелер, Н.П.Стёпкин ), «Дрофа», 2019


- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 года №40936)



Рабочая программа полностью соответствует требованиям федерального компонента нового государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностранному языку (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Немецкий язык. Содержание образования. – М.: Вентана – Граф, 2008 г.).

В соответствии с учебным планом МБОУ Мирнинская СОШ на учебный год данная программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю)




1 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У выпускника основной школы будут достигнуты определенные личностные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык»:

  • формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;

  • осознание возможностей самореализации средствами ИЯ;

  • стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

  • формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации.


Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  • любовь к своей малой родине (своему родному дому, школе, селу, городу), народу, России;

  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;

  • знание правил поведения в классе, школе, дома;

  • стремление активно участвовать в жизни класса, города, страны;

  • уважительное отношение к родному языку;

  • уважительное отношение к своей стране, гордость за её достижения и успехи;

  • уважение традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • осознание родной культуры через контекст культуры англоязычных стран;

  • чувство патриотизма через знакомство с ценностями родной культуры;

  • стремление достойно представлять родную культуру;

  • правовое сознание, уважение к правам и свободам личности;

2) воспитание нравственных чувств и этического сознания;

  • представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; убежденность в приоритете общечеловеческих ценностей;

  • знание правил вежливого поведения, культуры речи;

  • стремление к адекватным способам выражения эмоций и чувств;

  • умение анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к младшим;

  • уважительное отношение к людям с ограниченными физическими возможностями;

  • гуманистическое мировоззрение; этические чувства: доброжелательность,

эмоционально-нравственная отзывчивость (готовность помочь), понимание и сопереживание чувствам других людей;

  • представление о дружбе и друзьях, внимательное отношение к их интересам и увлечениям;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • стремление иметь собственное мнение; принимать собственные решения;

  • потребность в поиске истины;

  • умение признавать свои ошибки;

  • чувство собственного достоинства и уважение к достоинству других людей;

  • уверенность в себе и своих силах;

3) воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • ценностное отношение к труду и к достижениям людей;

  • уважительное отношение к людям разных профессий;

  • навыки коллективной учебной деятельности (умение сотрудничать: планировать и реализовывать совместную деятельность, как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника;

  • умение работать в паре/группе; взаимопомощь;

  • ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

  • потребность и способность выражать себя в доступных видах творчества (проекты);

  • ответственное отношение к образованию и самообразованию, понимание их важности в условиях современного информационного общества;

  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность, целеустремленность и самостоятельность в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • умение вести обсуждение, давать оценки;

  • умение различать полезное и бесполезное времяпрепровождение и стремление полезно и рационально использовать время;

  • умение нести индивидуальную ответственность за выполнение задания; за совместную работу;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

4) формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

  • потребность в здоровом образе жизни;

  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека; положительное отношение к спорту;

  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

  • стремление не совершать поступки, угрожающие собственному здоровью и безопасности;

  • стремление к активному образу жизни: интерес к подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

5) воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

  • интерес к природе и природным явлениям;

  • бережное, уважительное отношение к природе и всем формам жизни;

  • понимание активной роли человека в природе;

  • способность осознавать экологические проблемы;

  • готовность к личному участию в экологических проектах;

6) воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);

  • умение видеть красоту в окружающем мире; в труде, творчестве, поведении и поступках людей;

  • мотивация к самореализации в творчестве; стремление выражать себя в различных видах творческой деятельности;

  • уважительное отношение к мировым историческим ценностям в области литературы, искусства и науки;

  • положительное отношение к выдающимся личностям и их достижениям;

7) воспитание уважения к культуре других народов;

  • интерес и уважительное отношение к языку и культуре других народов;

  • представления о художественных и эстетических ценностях чужой культуры;

  • адекватное восприятие и отношение к системе ценностей и норм поведения людей другой культуры;

  • стремление к освобождению от предубеждений и стереотипов;

  • уважительное отношение к особенностям образа жизни людей другой культуры;

  • умение вести диалогическое общение с зарубежными сверстниками;

  • потребность и способность представлять на английском языке родную культуру;

  • стремление участвовать в межкультурной коммуникации: принимать решения, давать оценки, уважительно относиться к собеседнику, его мнению;

  • стремление к мирному сосуществованию между людьми и нациями.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) положительное отношение к предмету и мотивация к дальнейшему овладению ИЯ:

  • представление об ИЯ как средстве познания мира и других культур;

  • осознание роли ИЯ в жизни современного общества и личности;

  • осознание личностного смысла в изучении ИЯ, понимание роли и значимости ИЯ для будущей профессии;

  • обогащение опыта межкультурного общения;

2) языковые способности: к слуховой и зрительной дифференциации, к имитации, к догадке, смысловой антиципации, к выявлению языковых закономерностей, к выявлению главного и к логическому изложению;

3) универсальные учебные действия:

регулятивные:

  • самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

познавательные:

  • использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач;

  • пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,

  • строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • работать с прослушанным/прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

  • осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью компьютерных средств;

  • выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;

  • осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;

  • решать проблемы творческого и поискового характера;

  • самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома;

  • контролировать и оценивать результаты своей деятельности;

коммуникативные:

  • готовность и способность осуществлять межкультурное общение на ИЯ:

  • - выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации;

  • - вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами ИЯ;

  • - адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

  • - спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;

  • - уметь обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой) позиции;

  • - уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;

  • - уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);

  • - уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

  • - проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;

  • - уметь адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

  1. специальные учебные умения:

  • читать на ИЯ с целью поиска конкретной информации;

  • читать на ИЯ с целью детального понимания содержания;

  • читать на ИЯ с целью понимания основного содержания;

  • понимать английскую речь на слух с целью полного понимания содержания;

  • понимать общее содержание воспринимаемой на слух информации на ИЯ;

  • понимать английскую речь на слух с целью извлечения конкретной информации;

  • работать с лексическими таблицами;

  • понимать отношения между словами и предложениями внутри текста;

  • работать с функциональными опорами при овладении диалогической речью;

  • кратко излагать содержание прочитанного или услышанного текста;

  • догадываться о значении новых слов по словообразовательным элементам, контексту;

  • иллюстрировать речь примерами, сопоставлять и противопоставлять факты;

  • использовать речевые средства для объяснения причины, результата действия;

  • использовать речевые средства для аргументации своей точки зрения;

  • организовывать работу по выполнению и защите творческого проекта;

  • работать с англо-русским словарем: находить значение многозначных слов, фразовых глаголов;

  • пользоваться лингвострановедческим справочником;

  • переводить с русского языка на английский;

  • использовать различные способы запоминания слов на ИЯ;

  • выполнять тесты в различных форматах


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Коммуникативные умения. Говорение

-вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог побуждения к действию, диалог-расспрос) в рамках тематического содержания речи2 для 5 класса в стандартных ситуациях неофициального общения, с вербальными и/или зрительными опорами, с соблюдением норм речевого этикета, принятого в стране/странах изучаемого языка (до пяти реплик со стороны каждого собеседника);

-создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика; повествование/сообщение) с вербальными и/или зрительными опорами в рамках тематического содержания речи для 5 класса (объём монологического высказывания — 5–6 фраз);

-излагать основное содержание прочитанного текста с вербальными и /или зрительными опорами (объём — 5–6 фраз); кратко излагать результаты выполненной проектной работы (объём — до 6 фраз);


Аудирование

-воспринимать на слух и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, со зрительными опорами или без опоры с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста/текстов для аудирования — до 1 минуты);


Смысловое чтение

читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (объём текста/текстов для чтения — 180–200 слов); читать про себя несплошные тексты (таблицы) и понимать представленную в них информацию;


Письменная речь

писать короткие поздравления с праздниками; заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка; писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в стране/странах изучаемого языка (объём сообщения — до 60 слов)


Языковые знания и умения Фонетическая сторона речи

различать на слух и адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правила отсутствия фразового ударения на служебных словах; выразительно читать вслух небольшие адаптированные аутентичные тексты объёмом до 90 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией; читать новые слова согласно основным правилам чтения;



Графика, орфография и пунктуация

правильно писать изученные слова; использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении; пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера;


Лексическая сторона речи

распознавать в звучащем и письменном тексте 675 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 625 лексических единиц (включая 500 лексических единиц, освоенных в начальной школе), обслуживающих ситуации общения в рамках отобранного тематического содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости; распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные слова, образованные с использованием аффиксации: имена существи- тельные с суффиксами -er, -ler, -in, -chen; имена прилагательные с суффиксами -ig, -lich; числительные образованные при помощи суффиксов -zehn, -zig, -te, -ste; имена существительные, образованные путём соединения основ существительных (das Klassenzimmer), распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные синонимы и интернациональные слова


Грамматическая сторона речи

-знать и понимать особенности структуры простых и сложных предложений немецкого языка; различных коммуникативных типов предложений немецкого языка;

-распознавать в письменном и звучащем тексте и употреблять в устной и письменной речи:

-нераспространённые и распространённые простые предложения (с простым и составным глагольным сказуемым, с со- ставным именным сказуемым), в том числе с дополнениями в дательном и винительном падежах;

-побудительные предложения (в том числе в отрицательной форме);

-глаголы в видовременных формах действительного залога в изъявительном наклонении в Futur I;

-модальный глагол dürfen (в Präsens);

-наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях сравнения, образованные по правилу и исключения;

- указательное местоимение jener;

-вопросительные местоимения (wer, was, wohin, wo, warum);

-количественные и порядковые числительные (до 100)

Социокультурные знания и умения

-использовать отдельные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в стране/странах изучаемого языка в рамках тематического содержания;

-знать/понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную лексику, обозначающую фоновую лексику и реалии страны/стран изучаемого языка в рам- ках тематического содержания речи;

-правильно оформлять адрес, писать фамилии и имена (свои, родственников и друзей) на немецком языке (в анкете, формуляре);

-обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете родной страны и страны/стран изучаемого языка;

-кратко представлять Россию и страны/страну изучаемого языка



Компенсаторные умения

Использовать при чтении и аудировании языковую догадку, в том числе контекстуальную; игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного/прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.

Владеть начальными умениями классифицировать лексические единицы по темам в рамках тематического содержания речи.

Участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на немецком языке с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.

Использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме.

Сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.

2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


Содержание тематических блоков

1. Социально-бытовая сфера общения.

Я и мои друзья. Домашние животные в нашей жизни. Семья. Покупки (канцтоваров, сувениров).

Квартира. Дом. Помощь по дому. Семейные традиции. Празднование дня рождения.

2. Учебно-трудовая сфера общения.
Что мы учимся делать в школе и дома. Что мы делаем охотно (неохотно), чем увлекаемся.
Мы изготовляем поделки и комментируем свои действия.
3. Социально-культурная сфера общения.
Старый типичный немецкий город. Что в нем? Жители города, их занятия. Мой город (мое село). Что можно показать немецким гостям? Некоторые экологические проблемы города (села).
Природа (зимой, весной). Праздники (Рождество, Новый год). Самые начальные сведения о Германии: название столицы государства и столиц федеральных земель, некоторые общие сведения о каком-либо конкретном немецком городе (ориентировка в городе по фрагменту плана города).


ЦИКЛ II. Зима! Рождество! Каникулы!

Тема 12. Рождественские каникулы.

Страна изучаемого языка и родная страна. Культурные особенности. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности. Каникулы в различное время года. Введение лексики – аудирование, повторение, чтение, перевод. Спряжение модальных глаголов mögen, können и müssen. Образование слов с уменьшительным суффиксом –chen. Образование множественного числа существительных женского и среднего рода. Выполнение упражнений. Рассказ о погоде и природе зимой в Германии и в вашей местности. Творческое письмо.

Тема 13. Помощь по дому.

Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Решение конфликтных ситуаций.

Страна изучаемого языка и родная страна. Культурные особенности. Введение лексики – аудирование, повторение, чтение, перевод. Склонение личных местоимений. Спряжение модального глагол sollen в настоящем времени. Написать небольшого сочинения на тему «Моя помощь по дому». Аудиотекст с детальным пониманием содержания. Монологическое высказывание «Моя помощь по дому».

Тема 14. Сувениры! Сувениры!

Страна изучаемого языка и родная страна. Культурные особенности. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Решение конфликтных ситуаций. Введение лексики – аудирование, повторение, чтение, перевод. Названия сувениров. Составление диалогов в ситуации покупки. Составлять список необходимых письменных принадлежностей и использовать для этого числительные, названия цветов, немецкие междометия. Спряжение модального глагола wollen в настоящем времени. Аудиотекст на тему урока с выборочным пониманием содержания. Монологическое высказывание «Сувениры».

Тема 15. Рождество.

Страна изучаемого языка и родная страна. Культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи). Введение лексики – аудирование, повторение, чтение, перевод. Тематическая лексика, связанной с празднованием Рождества и Нового года в России и Германии, рождественские песни. Ударение в сложных словах. Спряжение модальных глаголов в настоящем времени. Склонение притяжательных местоимений. Пересказ монологического текста на тему урока по опорам. Написание рождественской открытки по образцу.


ЦИКЛ III. Весна в Германии.

Тема 16. Природа весной.

Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности. Введение лексики – аудирование, повторение, чтение, перевод. Тематическая лексика, связанная с природой и погодой весной в России и Германии. Немецкие первоапрельские шутки. Ударение в сложных словах. Аудиотекст на тему урока с распознаванием знакомых слов в потоке речи. Образование повелительного наклонения глаголов. Пересказ монологического текста на тему урока по опорам.

Тема 17. Карнавал.

Страна изучаемого языка и родная страна. Культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи). Введение лексики – аудирование, повторение, чтение, перевод. Тематическая лексика, связанная с празднованием карнавала в России и Германии. Ударение в сложных словах. Аудиотекст на тему урока с распознаванием знакомых слов в потоке речи. Спряжение модального глагол dürfen. Знакомство с неопределенно-личным местоимением man. Письмо (8-10 предложений) о том, как школьники учатся. Пересказ монологического текста на тему урока по опорам.

Тема 18. Первые сведения о Германии.

Немецкоязычные страны и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности. Введение лексики – аудирование, повторение, чтение, перевод. Названия немецких земель, городов, достопримечательности. Тематическая лексика (достопримечательности городов Германии, особенно Берлина). Конструкция с предлогом mit для описания передвижения на транспорте. Ударение в сложных словах. Спряжение сильных глаголов в настоящем времени. Называть числительные: сотни, тысячи, миллионы. Составлять маршрут прогулки по Берлину. Пересказ монологического текста на тему урока по опорам.

Тема 19. Мой город/моя деревня.

Страна изучаемого языка и родная страна. Культурные особенности. Условия проживания в городской/сельской местности. Введение лексики – аудирование, повторение, чтение, перевод.

Тематическая лексика, связанная с жизнью в городе или деревне в России и Германии. Бонн и Кёльн, их достопримечательности. Ударение в сложных словах. Образование существительных от прилагательных klar, klug, trocken, wahr, weich, используя суффиксы –keit и –heit. Составлять словосочетания, используя новые предлоги. Образование повелительного наклонения при обращении с просьбой к одному или нескольким старшим или незнакомым людям. Рассказ о своём городе/своей деревне с опорой на образцы.


Грамматический материал

Морфология

  1. Основные случаи употребления существительных с определённым, неопределённым и нулевым артиклем.

  2. Спряжение слабых глаголов в настоящем времени.

  3. Спряжение сильных глаголов в настоящем времени.

  4. Личные местоимения. Склонение личных местоимений.

  5. Притяжательные местоимения mein, dein.

  6. Указательное местоимение dieser.

  7. Количественные числительные от 1 до 20.

  8. Отрицание nicht, kein.

  9. Модальный глагол mögen.

  10. Основные типы образования множественного числа существительных.

  11. Множественное число заимствованных слов.

  12. Предлоги: имеющие двойное управление (с Dativ и Akkusativ); управляющие Dativ; управляющие Akkusativ.

Синтаксис

  1. Основные типы немецкого простого предложения, отражающие структурный минимум (так называемые речевые образцы), а именно:

  • предложения с именным сказуемым типа: Das ist Ute/ ein Junge. Er ist klein.

  • предложения с простым глагольным сказуемым: Er malt.

  • предложения с обстоятельством места, отвечающие на вопрос “Wo?”;

  • предложения с дополнением в Dativ;

  • предложения обстоятельства места, отвечающие на вопрос “Wohin?”;

  • предложения с дополнением в Akkusativ;

  • безличные предложения;

2. Коммуникативные типы предложения: утвердительные, вопросительные (с

вопросительным словом и без него), отрицательные, побудительные.

3. Прямой и обратный порядок слов.

4. Конструкция es gibt.

Словообразование

  1. Аффиксация:

  • суффиксы прилагательных (-ig, -lich);

  1. Словосложение:

  • существительное + существительное (der Marktplatz, die Strassenbahn);

  • глагол + существительное (das Wohnhaus, das Kaufhaus).

  1. Интернационализмы.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК. ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» Коммуникативные умения

Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи:

Моя семья. Мои друзья. Семейные праздники: Новый год. Внешность и характер человека/литературного персонажа.

Досуг и увлечения/хобби современного подростка (чтение, кино, спорт).

Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, здоровое питание.

Покупки: продукты питания.

Школа, школьная жизнь, школьная форма, изучаемые предметы, школьные принадлежности. Переписка с зарубежными сверстниками.

Каникулы в различное время года. Виды отдыха. Природа: дикие и домашние животные.

Родной город/село. Транспорт.

Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Их географическое положение, столицы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, традиции, обычаи).

Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка.


Говорение

Развитие коммуникативных умений диалогической речи на базе умений, сформированных в начальной школе:

диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор (в том числе разговор по телефону); поздравлять с праздником и вежливо реагировать на поздравление; выражать благодарность; вежливо соглашаться на предложение/отказываться от предложения собеседника;

диалог — побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться/не соглашаться выполнить просьбу; приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться/не соглашаться на предложение собеседника;

диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов; запрашивать интересующую информацию.

Вышеперечисленные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи, с опорой на речевые ситуации, ключевые слова и/или иллюстрации, фотографии с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка.

Объём диалога — до четырех реплик со стороны каждого собеседника.

Развитие коммуникативных умений монологической речи, на базе умений, сформированных в начальной школе:

-создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи:

-описание (предмета, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа);

-повествование/сообщение;

-изложение (пересказ) основного содержания прочитанного текста;

-краткое изложение результатов выполненной проектной работы.

Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с опорой на ключевые слова, вопросы, план и/или иллюстрации, фотографии.

Объём монологического высказывания — 4 фразы.


Аудирование

Развитие коммуникативных умений аудирования на базе умений, сформированных в начальной школе:

при непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная/невербальная реакция на услышанное;

при опосредованном общении: дальнейшее развитие умений восприятия и понимания на слух несложных адаптированных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пони- манием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации с опорой и без опоры на иллюстрации

Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте; игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.

Аудирование с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение выделять запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте

Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера

Время звучания текста/текстов для аудирования — до 1 минуты.


Смысловое чтение

Развитие сформированного в начальной школе умения читать про себя и понимать учебные и несложные адаптированные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации.

Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты/события в прочитанном тексте, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.

Чтение с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме.

Чтение несплошных текстов (таблиц) и понимание представленной в них информации

Тексты для чтения: беседа/диалог, рассказ, сказка, сообщение личного характера, сообщение информационного характера, стихотворение, несплошной текст (таблица).

Объём текста/текстов для чтения — 150 слов.


Письменная речь

Развитие умений письменной речи на базе умений, сформированных в начальной школе:

-списывание текста и выписывание из него слов, словосочетаний, предложений в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;

-написание коротких поздравлений с праздниками (с Новым годом, Рождеством, днём рождения);

-заполнение анкет и формуляров, сообщение о себе основных сведений (имя, фамилия, пол, возраст, адрес) в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка;

-написание электронного сообщения личного характера: сообщение кратких сведений о себе; оформление обращения, завершающей фразы и подписи в соответствии с нормами неофициального общения, принятыми в стране/странах изучаемого языка. Объём сообщения — до 30 слов.


Фонетическая сторона речи

Различение на слух и адекватное, без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе отсутствия фразового ударения на служебных словах; чтение новых слов согласно основным правилам чтения.

Чтение вслух небольших адаптированных аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста.

Тексты для чтения вслух: беседа/диалог, рассказ, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера.

Объём текста для чтения вслух — до 80 слов.

Орфография и пунктуация

Правильное написание изученных слов.

Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения; запятой при перечислении.

Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в стране/странах изучаемого языка, оформление электронного сообщения личного характера.

Лексическая сторона речи

Распознавание в письменном и звучащем тексте и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в немецком языке нормы лексической сочетаемости

Объём изучаемой лексики: 300 лексических единиц для продуктивного использования и 400 лексических единиц для

рецептивного усвоения (включая 300 лексических единиц продуктивного минимума).

Основные способы словообразования:

а) аффиксация:

образование имён существительных при помощи суффиксов

-er (der Lehrer), -in (die Lehrerin);

образование имен прилагательных при помощи суффиксов

-ig (sonnig), -lich (freundlich);

образование числительных при помощи суффиксов -zehn,

-zig (fünfzehn, fünfzig);

б) словосложение: образование сложных существительных путём соединения основ существительных (das Klassenposter)

Синонимы Интернациональные слова


Грамматическая сторона речи

Распознавание в письменном и звучащем тексте и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций немецкого языка. Различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (утвердительные), вопросительные (общий и специальный вопросы).

Нераспространённые и распространённые простые предложения: с простым (Ich komme. Du kommst. Sie kommen.) и составным глагольным сказуемым (Er kann kochen.), с составным именным сказуемым (Der Tisch ist blau.), в том числе с дополнением в винительном падеже (Er liest ein Buch.).

Определённый и неопределённый артикли (der / ein Bleistift). Глаголы с изменением корневой гласной (fahren, lesen, sehen,

sprechen, essen, treffen).

Конструкция предложения с gern (Wir spielen gern). Глаголы с отделяемыми приставками (fernsehen, mitkommen,

abholen, anfangen).

Единственное и множественное число существительных в именительном и винительном падежах.

Глагол haben + Akkusativ Präsens).

Модальные глаголы mögen, können Präsens) и форма гла- гола möchte .

Наречия, отвечающие на вопрос «Где?» (links, rechts, in der Mitte, hinten, hinten rechts, vorne, vorne rechts).

Личные местоимения (ich, du, er, sie, es, wir, ihr, Sie/sie) Притяжательные местоимения (mein, dein, sein, ihr, unser) в именительном падеже в единственном и множественном числе и конструкция Mamas Rucksack.

Вопросительные местоимения (wie, wo, woher) Вопросы с указанием времени (Um wieviel Uhr beginnt der Unterricht?).

Количественные (до 100).

Предлоги (in, aus – Ich wohne in Deutschland. Ich komme aus Österreich.), предлоги для обозначения времени (um, von bis, am).

Социокультурные знания и умения

-Знание и использование социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в стране/странах изучаемого языка в рамках тематического содержания (в ситуациях общения, в том числе «В семье», «В школе».

-Знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики и реалий в рамках отобранного тематического содержания (некоторые национальные праздники, традиции в проведении досуга и питании).

-Знание социокультурного портрета родной страны и страны/ стран изучаемого языка: с особенностями образа жизни и культуры страны/стран изучаемого языка (известных достопримечательностях, выдающихся людях); с доступными в языковом отношении образцами детской поэзии и прозы на немецком языке.

Формирование умений:

-писать своё имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на немецком языке;

-правильно оформлять свой адрес на немецком языке (в анкете, формуляре);

-кратко представлять Россию и страну/страны изучаемого языка;

-кратко представлять некоторые культурные явления родной страны и страны/стран изучаемого языка (основные национальные праздники, традиции в проведении досуга и питании).

Компенсаторные умения

-Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки.

-Использование в качестве опоры при составлении собственных высказываний ключевых слов, плана.

-Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания прочитанного/ прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.

Сравнение (в том числе установление основания для сравнения) объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций в рамках изученной тематики.










3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 часа)






п/п

Программная тема

(Тематическое содержание речи)


Языковой (лексико-грамматический) материал


Характеристика деятельности (учебной, познавательной, речевой)

Курсивом выделены универсальные учебные действия

1

Моя семья Мои друзья

Семейные празд- ники


Изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики- клише)

Образование имён существительных при помощи:

Диалогическая речь

Начинать, поддерживать и заканчивать разговор, в том числе по телефону; поздравлять с праздником и вежливо реагировать на поздравление; выражать благодарность

Обращаться с просьбой, вежливо соглашаться/не соглашаться выполнить просьбу; приглашать



2

Внешность и характер человека/ литературного персонажа


а) аффиксации: образование имён существительных при помощи суффиксов

-er (der Lehrer), -ler (der Sportler), -in (die Lehrerin), -chen (das Tischchen); образование имен прилагательных при помощи суффиксов

-ig (sonnig), -lich (freundlich); образование числительных при помощи суффиксов

-zehn, -zig, -te, -ste (funfzehn, funfzig, funfte, funfzigste);

б) словосложения: образование сложных существительных

собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться/не соглашаться на предложение собеседника

Сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов; запрашивать интересующую информацию

Составлять диалог в соответствии с поставленной коммуникативной задачей с опорой на образец; на ключевые слова, речевые ситуации и/ или иллюстрации, фотографии.


Монологическая речь

Высказываться о фактах, событиях, используя основные типы речи (описание/характеристика, повествование) с опорой на ключевые слова, план, вопросы и/или иллюстрации, фотографии. Описывать объект, человека/литературного персонажа по определённой схеме.

Передавать содержание прочитанного текста с опорой на вопросы, план, ключевые слова и/или иллюстрации, фотографии

3

Досуг и увлечения/ хобби современного подростка (чтение, кино, спорт)


4

Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха Здоровое питание



5

Покупки: продукты питания


путём соединения основ существительных (das Klassenzimmer)

Синонимы Интернациональные слова

Изученные морфологические формы и синтаксические конструкции немецкого языка

Различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (утвердительные, отрицательные),

вопросительные (общий, специальный вопросы), побудительные

Кратко излагать результаты выполненной проектной работы

Работать индивидуально и в группе при выполнении проектной работы.

Аудирование

Понимать речь учителя по ведению урока. Распознавать на слух и понимать связное высказывание учителя, одноклассника, построенное на знакомом языковом материале

Вербально/невербально реагировать на услышанное. Воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие отдельные незнакомые слова

Определять тему прослушанного текста.

Воспринимать на слух и понимать запрашиваемую информацию, представленную в явном виде, в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные незнакомые слова

Использовать языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова

6

Школа, школьная жизнь, учебные предметы, школьная форма Переписка с зарубежными сверстниками



7

Каникулы в различное время года

Виды отдыха

(в утвердительной и отрицательной форме)

Нераспространённые и распространённые

простые предложения:

с простым (Er liest ) и составным глагольным сказуемым (Er kann lesen ), с составным

именным сказуемым (Der Tisch ist blau ),

Игнорировать незнакомые слова, не мешающие понимать содержание текста

Смысловое чтение

Читать про себя и понимать основное содержание несложных адаптированных аутентичных

8

Природа: дикие и домашние

животные


9

Родной город/село Транспорт




10

Родная страна и страна/страны изучаемого языка Их географическое положение, столицы

Культурные особенности (национальные праздники, традиции)


в том числе с дополнениями в дательном и винительном падежах (Er liest ein Buch. Sie hilft der

Mutter )

Побудительные предложения, в том числе в отрицательной форме (Schreib den Satz! Öffne die Tür nicht!)

Глаголы в видо- временных формах действительного залога в изъявительном наклонении в Futur I

Модальный глагол dürfen

(в Präsens)

текстов, содержащие отдельные незнакомые слова

Определять тему прочитанного текста. Устанавливать логическую последовательность основных фактов.

Соотносить текст/части текста с иллюстрациями.

Читать про себя и находить в несложных адаптированных аутентичных текстах, содержащих отдельные незнакомые слова запрашиваемую информацию, представленную в явном виде

Использование внешних формальных элементов текста (подзаголовки, иллюстрации, сноски) для понимания основного содержания прочитанного текста.

Догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским языком, по словообразовательным элементам, по контексту



Наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях

Понимать интернациональные слова в контексте



11

Выдающиеся люди родной страны

и страны/ стран изучаемого языка: писатели, поэты



Писать поздравлений с праздниками (с Новым годом, Рождеством, днём рождения) с выражением пожеланий;

Заполнять анкеты и формуляры: сообщать о себе основные сведения (имя, фамилия,

возраст, страна проживания, любимое занятия и т д )

Писать электронное сообщение личного характера: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность

Фиксировать нужную информацию


Фонетическая сторона речи

Различать на слух и адекватно произносить все звуки немецкого языка, соблюдая нормы произнесения звуков Соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе





Писать поздравлений с праздниками (с Новым годом, Рождеством, днём рождения) с выражением пожеланий;

Заполнять анкеты и формуляры: сообщать о себе основные сведения (имя, фамилия,

возраст, страна проживания, любимое занятия и т д )

Писать электронное сообщение личного характера: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность

Фиксировать нужную информацию


Фонетическая сторона речи

Различать на слух и адекватно произносить все звуки немецкого языка, соблюдая нормы произнесения звуков. Соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе






Соблюдать правило отсутствия ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах)

Различать коммуникативный тип предложения по его интонации

Членить предложение на смысловые группы

Орфография и пунктуация

Правильно писать изученные слова. Вставлять пропущенные буквы в слове

Правильно расставлять знаки препинания: запятую при перечислении и обращении

Правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательно- го предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения

Расставлять в электронном сообщении личного характера знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка





Лексическая сторона речи

Узнавать в устном и письменном тексте и употреблять в речи изученные лексические единицы (слова, словосочетания, речевые клише); интернациональные слова, синонимы

Узнавать простые словообразовательные элементы (суффиксы, префиксы)

Группировать слова по их тематической принадлежности

Опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (интернациональные слова, слова, образованные путем аффиксации)


Грамматическая сторона речи

Воспроизводить основные коммуникативные типы предложений Соблюдать порядок слов в предложении





Использовать в речи предложения с простым глагольным, составным именным и составным глагольным сказуемыми

Распознавать и употреблять в устной и письме ной речи изученные морфологические формы и синтаксические конструкции немецкого языка в рамках тематического содержания речи в соотве ствии с решаемой коммуникативной задачей (см левую колонку таблицы)

Распознавать в письменном тексте и дифференцировать слова по определённым признакам (существительные, прилагательные, смысловые глаголы).


Социокультурные знания и умения

Использовать отдельные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в стране/странах изучаемого языка в отобранных ситуациях общения («В семье», «В школе», «На улице»)






Понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику и реалии в рамках отобранного тематического содержания

Владеть базовыми знаниями о социокультурном портрете родной страны и страны/стран изучаемого языка

Правильно оформлять свой адрес на немецком языке (в анкете, в формуляре)

Кратко представлять Россию; некоторые культурные явления родной страны и страны/стран изучаемого языка

Находить сходство и различие в традициях родной страны и страны/стран изучаемого языка.

Систематизировать и анализировать полученную информацию.























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОГО ЦИКЛА)


Четверти

Циклы

Количество часов по теме

Проекты

Контрольные уроки

Всего часов




ЦИКЛ 2. Зима! Рождество! Каникулы!





1

1-2 четверти

12.Рождественские каникулы.

3 часа

1 час


4 часа

2


13.Помощь по дому.

4 часа


4 часа

3


14.Сувениры, сувениры!

4 часа

+


4 часа

4


15.Рождество.

4 часа



4 часа

5


Тест за 1 полугодие.



1 час

1 час



ЦИКЛ 3. Зима в Германии.





6

3-4 четверти

16.Природа весной.

3 часа

1 час


4 часа

7


17.Карнавал.

3 часа

+


3 часа

8


18.Первые сведения о Германии.

4 часа

+


4 часа

9


19.Мой город/моя деревня.

4 часа

+


4 часа

9


Тест за 2 полугодие.



1 час

1 час

10


Итоговый тест за год.



1 час

1 час


За год


29 часов

2 часа

3 часа

34 часа