СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мирнинская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНА с заместителем директора по УВР
Протокол МС №1 от 18.08.2021 | УТВЕРЖДЕНА директором МБОУ Мирнинская СОШ Приказ № 50 от 19.08.2021
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
ВОРОЧАЙ ВАЛЕНТИНЫ ПЕТРОВНЫ
(высшая квалификационная категория)
по немецкому языку (второй иностранный язык) (9 класс)
Программа разработана на основе
-авторской программы курса немецкого языка «Немецкий язык». Предметная линия учебников О.А.Радченко. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. «Просвещение», 2012
-примерной рабочей программы основного общего образования «Немецкий язык (второй иностранный язык)» для 5-9 классов общеобразовательных организаций.
Используемый УМК: «Alles klar» для 5 класса (авторы О.А.Радченко, Г.Хебелер, Н.П.Стёпкин ), «Дрофа», 2019
2022 - 2023 учебный год
Рабочая программа по немецкому языку ( второй иностранный язык) для 9 класса разработана на основе следующих нормативных актов и учебно-методических документов:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 17.12. 2010г. № 1897)
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Минпросвещения России №287 от 31 мая 2021 года
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации№ 2885 от 27.12.2011 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»
-Примерная программа по иностранному языку для основной школы. – М: «Просвещение», 2010
- Примерная рабочая программа основного общего образования «Немецкий язык (второй иностранный язык)» для 5-9 классов общеобразовательных организаций, 2012
-Авторская программа курса немецкого языка «Немецкий язык». Предметная линия учебников О.А.Радченко. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. «Просвещение», 2012
- УМК «Alles klar» для 5 класса (авторы О.А.Радченко, Г.Хебелер, Н.П.Стёпкин ), «Дрофа», 2019
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 года №40936)
Рабочая программа полностью соответствует требованиям федерального компонента нового государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностранному языку (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Немецкий язык. Содержание образования. – М.: Вентана – Граф, 2008 г.).
В соответствии с учебным планом МБОУ Мирнинская СОШ на учебный год данная программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю)
1 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У выпускника основной школы будут достигнуты определенные личностные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык»:
формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
осознание возможностей самореализации средствами ИЯ;
стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
любовь к своей малой родине (своему родному дому, школе, селу, городу), народу, России;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
знание правил поведения в классе, школе, дома;
стремление активно участвовать в жизни класса, города, страны;
уважительное отношение к родному языку;
уважительное отношение к своей стране, гордость за её достижения и успехи;
уважение традиционных ценностей многонационального российского общества;
осознание родной культуры через контекст культуры англоязычных стран;
чувство патриотизма через знакомство с ценностями родной культуры;
стремление достойно представлять родную культуру;
правовое сознание, уважение к правам и свободам личности;
2) воспитание нравственных чувств и этического сознания;
представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; убежденность в приоритете общечеловеческих ценностей;
знание правил вежливого поведения, культуры речи;
стремление к адекватным способам выражения эмоций и чувств;
умение анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к младшим;
уважительное отношение к людям с ограниченными физическими возможностями;
гуманистическое мировоззрение; этические чувства: доброжелательность,
эмоционально-нравственная отзывчивость (готовность помочь), понимание и сопереживание чувствам других людей;
представление о дружбе и друзьях, внимательное отношение к их интересам и увлечениям;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
стремление иметь собственное мнение; принимать собственные решения;
потребность в поиске истины;
умение признавать свои ошибки;
чувство собственного достоинства и уважение к достоинству других людей;
уверенность в себе и своих силах;
3) воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
ценностное отношение к труду и к достижениям людей;
уважительное отношение к людям разных профессий;
навыки коллективной учебной деятельности (умение сотрудничать: планировать и реализовывать совместную деятельность, как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника;
умение работать в паре/группе; взаимопомощь;
ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
потребность и способность выражать себя в доступных видах творчества (проекты);
ответственное отношение к образованию и самообразованию, понимание их важности в условиях современного информационного общества;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность, целеустремленность и самостоятельность в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
умение вести обсуждение, давать оценки;
умение различать полезное и бесполезное времяпрепровождение и стремление полезно и рационально использовать время;
умение нести индивидуальную ответственность за выполнение задания; за совместную работу;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
4) формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
потребность в здоровом образе жизни;
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека; положительное отношение к спорту;
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
стремление не совершать поступки, угрожающие собственному здоровью и безопасности;
стремление к активному образу жизни: интерес к подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
5) воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
интерес к природе и природным явлениям;
бережное, уважительное отношение к природе и всем формам жизни;
понимание активной роли человека в природе;
способность осознавать экологические проблемы;
готовность к личному участию в экологических проектах;
6) воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
умение видеть красоту в окружающем мире; в труде, творчестве, поведении и поступках людей;
мотивация к самореализации в творчестве; стремление выражать себя в различных видах творческой деятельности;
уважительное отношение к мировым историческим ценностям в области литературы, искусства и науки;
положительное отношение к выдающимся личностям и их достижениям;
7) воспитание уважения к культуре других народов;
интерес и уважительное отношение к языку и культуре других народов;
представления о художественных и эстетических ценностях чужой культуры;
адекватное восприятие и отношение к системе ценностей и норм поведения людей другой культуры;
стремление к освобождению от предубеждений и стереотипов;
уважительное отношение к особенностям образа жизни людей другой культуры;
умение вести диалогическое общение с зарубежными сверстниками;
потребность и способность представлять на английском языке родную культуру;
стремление участвовать в межкультурной коммуникации: принимать решения, давать оценки, уважительно относиться к собеседнику, его мнению;
стремление к мирному сосуществованию между людьми и нациями.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) положительное отношение к предмету и мотивация к дальнейшему овладению ИЯ:
представление об ИЯ как средстве познания мира и других культур;
осознание роли ИЯ в жизни современного общества и личности;
осознание личностного смысла в изучении ИЯ, понимание роли и значимости ИЯ для будущей профессии;
обогащение опыта межкультурного общения;
2) языковые способности: к слуховой и зрительной дифференциации, к имитации, к догадке, смысловой антиципации, к выявлению языковых закономерностей, к выявлению главного и к логическому изложению;
3) универсальные учебные действия:
регулятивные:
самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные:
использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач;
пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
работать с прослушанным/прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью компьютерных средств;
выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;
осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
решать проблемы творческого и поискового характера;
самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома;
контролировать и оценивать результаты своей деятельности;
коммуникативные:
готовность и способность осуществлять межкультурное общение на ИЯ:
- выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами ИЯ;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
- спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
- уметь обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой) позиции;
- уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;
- уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
- уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;
- уметь адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
специальные учебные умения:
читать на ИЯ с целью поиска конкретной информации;
читать на ИЯ с целью детального понимания содержания;
читать на ИЯ с целью понимания основного содержания;
понимать английскую речь на слух с целью полного понимания содержания;
понимать общее содержание воспринимаемой на слух информации на ИЯ;
понимать английскую речь на слух с целью извлечения конкретной информации;
работать с лексическими таблицами;
понимать отношения между словами и предложениями внутри текста;
работать с функциональными опорами при овладении диалогической речью;
кратко излагать содержание прочитанного или услышанного текста;
догадываться о значении новых слов по словообразовательным элементам, контексту;
иллюстрировать речь примерами, сопоставлять и противопоставлять факты;
использовать речевые средства для объяснения причины, результата действия;
использовать речевые средства для аргументации своей точки зрения;
организовывать работу по выполнению и защите творческого проекта;
работать с англо-русским словарем: находить значение многозначных слов, фразовых глаголов;
пользоваться лингвострановедческим справочником;
переводить с русского языка на английский;
использовать различные способы запоминания слов на ИЯ;
выполнять тесты в различных форматах
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Коммуникативные умения. Говорение-вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог побуждения к действию, диалог-расспрос) в рамках тематического содержания речи2 для 5 класса в стандартных ситуациях неофициального общения, с вербальными и/или зрительными опорами, с соблюдением норм речевого этикета, принятого в стране/странах изучаемого языка (до пяти реплик со стороны каждого собеседника);
-создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика; повествование/сообщение) с вербальными и/или зрительными опорами в рамках тематического содержания речи для 5 класса (объём монологического высказывания — 5–6 фраз);
-излагать основное содержание прочитанного текста с вербальными и /или зрительными опорами (объём — 5–6 фраз); кратко излагать результаты выполненной проектной работы (объём — до 6 фраз);
-воспринимать на слух и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, со зрительными опорами или без опоры с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста/текстов для аудирования — до 1 минуты);
читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (объём текста/текстов для чтения — 180–200 слов); читать про себя несплошные тексты (таблицы) и понимать представленную в них информацию;
писать короткие поздравления с праздниками; заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка; писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в стране/странах изучаемого языка (объём сообщения — до 60 слов)
различать на слух и адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правила отсутствия фразового ударения на служебных словах; выразительно читать вслух небольшие адаптированные аутентичные тексты объёмом до 90 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией; читать новые слова согласно основным правилам чтения;
правильно писать изученные слова; использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении; пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера;
распознавать в звучащем и письменном тексте 675 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 625 лексических единиц (включая 500 лексических единиц, освоенных в начальной школе), обслуживающих ситуации общения в рамках отобранного тематического содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости; распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные слова, образованные с использованием аффиксации: имена существи- тельные с суффиксами -er, -ler, -in, -chen; имена прилагательные с суффиксами -ig, -lich; числительные образованные при помощи суффиксов -zehn, -zig, -te, -ste; имена существительные, образованные путём соединения основ существительных (das Klassenzimmer), распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные синонимы и интернациональные слова
-знать и понимать особенности структуры простых и сложных предложений немецкого языка; различных коммуникативных типов предложений немецкого языка;
-распознавать в письменном и звучащем тексте и употреблять в устной и письменной речи:
-нераспространённые и распространённые простые предложения (с простым и составным глагольным сказуемым, с со- ставным именным сказуемым), в том числе с дополнениями в дательном и винительном падежах;
-побудительные предложения (в том числе в отрицательной форме);
-глаголы в видовременных формах действительного залога в изъявительном наклонении в Futur I;
-модальный глагол dürfen (в Präsens);
-наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях сравнения, образованные по правилу и исключения;
- указательное местоимение jener;
-вопросительные местоимения (wer, was, wohin, wo, warum);
-количественные и порядковые числительные (до 100)
Социокультурные знания и умения-использовать отдельные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в стране/странах изучаемого языка в рамках тематического содержания;
-знать/понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную лексику, обозначающую фоновую лексику и реалии страны/стран изучаемого языка в рам- ках тематического содержания речи;
-правильно оформлять адрес, писать фамилии и имена (свои, родственников и друзей) на немецком языке (в анкете, формуляре);
-обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете родной страны и страны/стран изучаемого языка;
-кратко представлять Россию и страны/страну изучаемого языка
Использовать при чтении и аудировании языковую догадку, в том числе контекстуальную; игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного/прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.
Владеть начальными умениями классифицировать лексические единицы по темам в рамках тематического содержания речи.
Участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на немецком языке с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
Использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме.
Сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.
2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Содержание тематических блоков
1. Социально-бытовая сфера общения.
Я и мои друзья. Домашние животные в нашей жизни. Семья. Покупки (канцтоваров, сувениров).
Квартира. Дом. Помощь по дому. Семейные традиции. Празднование дня рождения.
2. Учебно-трудовая сфера общения.
Что мы учимся делать в школе и дома. Что мы делаем охотно (неохотно), чем увлекаемся.
Мы изготовляем поделки и комментируем свои действия.
3. Социально-культурная сфера общения.
Старый типичный немецкий город. Что в нем? Жители города, их занятия. Мой город (мое село). Что можно показать немецким гостям? Некоторые экологические проблемы города (села).
Природа (зимой, весной). Праздники (Рождество, Новый год). Самые начальные сведения о Германии: название столицы государства и столиц федеральных земель, некоторые общие сведения о каком-либо конкретном немецком городе (ориентировка в городе по фрагменту плана города).
ЦИКЛ II. Зима! Рождество! Каникулы!
Тема 12. Рождественские каникулы.
Страна изучаемого языка и родная страна. Культурные особенности. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности. Каникулы в различное время года. Введение лексики – аудирование, повторение, чтение, перевод. Спряжение модальных глаголов mögen, können и müssen. Образование слов с уменьшительным суффиксом –chen. Образование множественного числа существительных женского и среднего рода. Выполнение упражнений. Рассказ о погоде и природе зимой в Германии и в вашей местности. Творческое письмо.
Тема 13. Помощь по дому.
Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Решение конфликтных ситуаций.
Страна изучаемого языка и родная страна. Культурные особенности. Введение лексики – аудирование, повторение, чтение, перевод. Склонение личных местоимений. Спряжение модального глагол sollen в настоящем времени. Написать небольшого сочинения на тему «Моя помощь по дому». Аудиотекст с детальным пониманием содержания. Монологическое высказывание «Моя помощь по дому».
Тема 14. Сувениры! Сувениры!
Страна изучаемого языка и родная страна. Культурные особенности. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Решение конфликтных ситуаций. Введение лексики – аудирование, повторение, чтение, перевод. Названия сувениров. Составление диалогов в ситуации покупки. Составлять список необходимых письменных принадлежностей и использовать для этого числительные, названия цветов, немецкие междометия. Спряжение модального глагола wollen в настоящем времени. Аудиотекст на тему урока с выборочным пониманием содержания. Монологическое высказывание «Сувениры».
Тема 15. Рождество.
Страна изучаемого языка и родная страна. Культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи). Введение лексики – аудирование, повторение, чтение, перевод. Тематическая лексика, связанной с празднованием Рождества и Нового года в России и Германии, рождественские песни. Ударение в сложных словах. Спряжение модальных глаголов в настоящем времени. Склонение притяжательных местоимений. Пересказ монологического текста на тему урока по опорам. Написание рождественской открытки по образцу.
ЦИКЛ III. Весна в Германии.
Тема 16. Природа весной.
Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности. Введение лексики – аудирование, повторение, чтение, перевод. Тематическая лексика, связанная с природой и погодой весной в России и Германии. Немецкие первоапрельские шутки. Ударение в сложных словах. Аудиотекст на тему урока с распознаванием знакомых слов в потоке речи. Образование повелительного наклонения глаголов. Пересказ монологического текста на тему урока по опорам.
Тема 17. Карнавал.
Страна изучаемого языка и родная страна. Культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи). Введение лексики – аудирование, повторение, чтение, перевод. Тематическая лексика, связанная с празднованием карнавала в России и Германии. Ударение в сложных словах. Аудиотекст на тему урока с распознаванием знакомых слов в потоке речи. Спряжение модального глагол dürfen. Знакомство с неопределенно-личным местоимением man. Письмо (8-10 предложений) о том, как школьники учатся. Пересказ монологического текста на тему урока по опорам.
Тема 18. Первые сведения о Германии.
Немецкоязычные страны и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности. Введение лексики – аудирование, повторение, чтение, перевод. Названия немецких земель, городов, достопримечательности. Тематическая лексика (достопримечательности городов Германии, особенно Берлина). Конструкция с предлогом mit для описания передвижения на транспорте. Ударение в сложных словах. Спряжение сильных глаголов в настоящем времени. Называть числительные: сотни, тысячи, миллионы. Составлять маршрут прогулки по Берлину. Пересказ монологического текста на тему урока по опорам.
Тема 19. Мой город/моя деревня.
Страна изучаемого языка и родная страна. Культурные особенности. Условия проживания в городской/сельской местности. Введение лексики – аудирование, повторение, чтение, перевод.
Тематическая лексика, связанная с жизнью в городе или деревне в России и Германии. Бонн и Кёльн, их достопримечательности. Ударение в сложных словах. Образование существительных от прилагательных klar, klug, trocken, wahr, weich, используя суффиксы –keit и –heit. Составлять словосочетания, используя новые предлоги. Образование повелительного наклонения при обращении с просьбой к одному или нескольким старшим или незнакомым людям. Рассказ о своём городе/своей деревне с опорой на образцы.
Грамматический материал
Морфология
Основные случаи употребления существительных с определённым, неопределённым и нулевым артиклем.
Спряжение слабых глаголов в настоящем времени.
Спряжение сильных глаголов в настоящем времени.
Личные местоимения. Склонение личных местоимений.
Притяжательные местоимения mein, dein.
Указательное местоимение dieser.
Количественные числительные от 1 до 20.
Отрицание nicht, kein.
Модальный глагол mögen.
Основные типы образования множественного числа существительных.
Множественное число заимствованных слов.
Предлоги: имеющие двойное управление (с Dativ и Akkusativ); управляющие Dativ; управляющие Akkusativ.
Синтаксис
Основные типы немецкого простого предложения, отражающие структурный минимум (так называемые речевые образцы), а именно:
предложения с именным сказуемым типа: Das ist Ute/ ein Junge. Er ist klein.
предложения с простым глагольным сказуемым: Er malt.
предложения с обстоятельством места, отвечающие на вопрос “Wo?”;
предложения с дополнением в Dativ;
предложения обстоятельства места, отвечающие на вопрос “Wohin?”;
предложения с дополнением в Akkusativ;
безличные предложения;
2. Коммуникативные типы предложения: утвердительные, вопросительные (с
вопросительным словом и без него), отрицательные, побудительные.
3. Прямой и обратный порядок слов.
4. Конструкция es gibt.
Словообразование
Аффиксация:
суффиксы прилагательных (-ig, -lich);
Словосложение:
существительное + существительное (der Marktplatz, die Strassenbahn);
глагол + существительное (das Wohnhaus, das Kaufhaus).
Интернационализмы.
Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи:
Моя семья. Мои друзья. Семейные праздники: Новый год. Внешность и характер человека/литературного персонажа.
Досуг и увлечения/хобби современного подростка (чтение, кино, спорт).
Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, здоровое питание.
Покупки: продукты питания.
Школа, школьная жизнь, школьная форма, изучаемые предметы, школьные принадлежности. Переписка с зарубежными сверстниками.
Каникулы в различное время года. Виды отдыха. Природа: дикие и домашние животные.
Родной город/село. Транспорт.
Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Их географическое положение, столицы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, традиции, обычаи).
Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка.
Развитие коммуникативных умений диалогической речи на базе умений, сформированных в начальной школе:
диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор (в том числе разговор по телефону); поздравлять с праздником и вежливо реагировать на поздравление; выражать благодарность; вежливо соглашаться на предложение/отказываться от предложения собеседника;
диалог — побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться/не соглашаться выполнить просьбу; приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться/не соглашаться на предложение собеседника;
диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов; запрашивать интересующую информацию.
Вышеперечисленные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи, с опорой на речевые ситуации, ключевые слова и/или иллюстрации, фотографии с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка.
Объём диалога — до четырех реплик со стороны каждого собеседника.
Развитие коммуникативных умений монологической речи, на базе умений, сформированных в начальной школе:
-создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи:
-описание (предмета, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа);
-повествование/сообщение;
-изложение (пересказ) основного содержания прочитанного текста;
-краткое изложение результатов выполненной проектной работы.
Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с опорой на ключевые слова, вопросы, план и/или иллюстрации, фотографии.
Объём монологического высказывания — 4 фразы.
Развитие коммуникативных умений аудирования на базе умений, сформированных в начальной школе:
при непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная/невербальная реакция на услышанное;
при опосредованном общении: дальнейшее развитие умений восприятия и понимания на слух несложных адаптированных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пони- манием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации с опорой и без опоры на иллюстрации
Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте; игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.
Аудирование с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение выделять запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте
Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера
Время звучания текста/текстов для аудирования — до 1 минуты.
Развитие сформированного в начальной школе умения читать про себя и понимать учебные и несложные адаптированные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации.
Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты/события в прочитанном тексте, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.
Чтение с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме.
Чтение несплошных текстов (таблиц) и понимание представленной в них информации
Тексты для чтения: беседа/диалог, рассказ, сказка, сообщение личного характера, сообщение информационного характера, стихотворение, несплошной текст (таблица).
Объём текста/текстов для чтения — 150 слов.
Развитие умений письменной речи на базе умений, сформированных в начальной школе:
-списывание текста и выписывание из него слов, словосочетаний, предложений в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
-написание коротких поздравлений с праздниками (с Новым годом, Рождеством, днём рождения);
-заполнение анкет и формуляров, сообщение о себе основных сведений (имя, фамилия, пол, возраст, адрес) в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка;
-написание электронного сообщения личного характера: сообщение кратких сведений о себе; оформление обращения, завершающей фразы и подписи в соответствии с нормами неофициального общения, принятыми в стране/странах изучаемого языка. Объём сообщения — до 30 слов.
Различение на слух и адекватное, без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе отсутствия фразового ударения на служебных словах; чтение новых слов согласно основным правилам чтения.
Чтение вслух небольших адаптированных аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста.
Тексты для чтения вслух: беседа/диалог, рассказ, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера.
Объём текста для чтения вслух — до 80 слов.
Орфография и пунктуация
Правильное написание изученных слов.
Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения; запятой при перечислении.
Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в стране/странах изучаемого языка, оформление электронного сообщения личного характера.
Лексическая сторона речи
Распознавание в письменном и звучащем тексте и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в немецком языке нормы лексической сочетаемости
Объём изучаемой лексики: 300 лексических единиц для продуктивного использования и 400 лексических единиц для
рецептивного усвоения (включая 300 лексических единиц продуктивного минимума).
Основные способы словообразования:
а) аффиксация:
образование имён существительных при помощи суффиксов
-er (der Lehrer), -in (die Lehrerin);
образование имен прилагательных при помощи суффиксов
-ig (sonnig), -lich (freundlich);
образование числительных при помощи суффиксов -zehn,
-zig (fünfzehn, fünfzig);
б) словосложение: образование сложных существительных путём соединения основ существительных (das Klassenposter)
Синонимы Интернациональные слова
Распознавание в письменном и звучащем тексте и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций немецкого языка. Различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (утвердительные), вопросительные (общий и специальный вопросы).
Нераспространённые и распространённые простые предложения: с простым (Ich komme. Du kommst. Sie kommen.) и составным глагольным сказуемым (Er kann kochen.), с составным именным сказуемым (Der Tisch ist blau.), в том числе с дополнением в винительном падеже (Er liest ein Buch.).
Определённый и неопределённый артикли (der / ein Bleistift). Глаголы с изменением корневой гласной (fahren, lesen, sehen,
sprechen, essen, treffen).
Конструкция предложения с gern (Wir spielen gern). Глаголы с отделяемыми приставками (fernsehen, mitkommen,
abholen, anfangen).
Единственное и множественное число существительных в именительном и винительном падежах.
Глагол haben + Akkusativ (в Präsens).
Модальные глаголы mögen, können (в Präsens) и форма гла- гола möchte .
Наречия, отвечающие на вопрос «Где?» (links, rechts, in der Mitte, hinten, hinten rechts, vorne, vorne rechts).
Личные местоимения (ich, du, er, sie, es, wir, ihr, Sie/sie) Притяжательные местоимения (mein, dein, sein, ihr, unser) в именительном падеже в единственном и множественном числе и конструкция Mamas Rucksack.
Вопросительные местоимения (wie, wo, woher) Вопросы с указанием времени (Um wieviel Uhr beginnt der Unterricht?).
Количественные (до 100).
Предлоги (in, aus – Ich wohne in Deutschland. Ich komme aus Österreich.), предлоги для обозначения времени (um, von … bis, am).
Социокультурные знания и умения
-Знание и использование социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в стране/странах изучаемого языка в рамках тематического содержания (в ситуациях общения, в том числе «В семье», «В школе».
-Знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики и реалий в рамках отобранного тематического содержания (некоторые национальные праздники, традиции в проведении досуга и питании).
-Знание социокультурного портрета родной страны и страны/ стран изучаемого языка: с особенностями образа жизни и культуры страны/стран изучаемого языка (известных достопримечательностях, выдающихся людях); с доступными в языковом отношении образцами детской поэзии и прозы на немецком языке.
Формирование умений:
-писать своё имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на немецком языке;
-правильно оформлять свой адрес на немецком языке (в анкете, формуляре);
-кратко представлять Россию и страну/страны изучаемого языка;
-кратко представлять некоторые культурные явления родной страны и страны/стран изучаемого языка (основные национальные праздники, традиции в проведении досуга и питании).
Компенсаторные умения-Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки.
-Использование в качестве опоры при составлении собственных высказываний ключевых слов, плана.
-Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания прочитанного/ прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.
Сравнение (в том числе установление основания для сравнения) объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций в рамках изученной тематики.
3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 часа)
№ п/п | Программная тема (Тематическое содержание речи) |
Языковой (лексико-грамматический) материал |
Характеристика деятельности (учебной, познавательной, речевой) Курсивом выделены универсальные учебные действия |
1 | Моя семья Мои друзья Семейные празд- ники | Изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики- клише) Образование имён существительных при помощи: | Диалогическая речь Начинать, поддерживать и заканчивать разговор, в том числе по телефону; поздравлять с праздником и вежливо реагировать на поздравление; выражать благодарность Обращаться с просьбой, вежливо соглашаться/не соглашаться выполнить просьбу; приглашать |
2 | Внешность и характер человека/ литературного персонажа | а) аффиксации: образование имён существительных при помощи суффиксов -er (der Lehrer), -ler (der Sportler), -in (die Lehrerin), -chen (das Tischchen); образование имен прилагательных при помощи суффиксов -ig (sonnig), -lich (freundlich); образование числительных при помощи суффиксов -zehn, -zig, -te, -ste (funfzehn, funfzig, funfte, funfzigste); б) словосложения: образование сложных существительных | собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться/не соглашаться на предложение собеседника Сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов; запрашивать интересующую информацию Составлять диалог в соответствии с поставленной коммуникативной задачей с опорой на образец; на ключевые слова, речевые ситуации и/ или иллюстрации, фотографии.
Монологическая речь Высказываться о фактах, событиях, используя основные типы речи (описание/характеристика, повествование) с опорой на ключевые слова, план, вопросы и/или иллюстрации, фотографии. Описывать объект, человека/литературного персонажа по определённой схеме. Передавать содержание прочитанного текста с опорой на вопросы, план, ключевые слова и/или иллюстрации, фотографии |
3 | Досуг и увлечения/ хобби современного подростка (чтение, кино, спорт) | ||
4 | Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха Здоровое питание |
5 | Покупки: продукты питания | путём соединения основ существительных (das Klassenzimmer) Синонимы Интернациональные слова Изученные морфологические формы и синтаксические конструкции немецкого языка Различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (утвердительные, отрицательные), вопросительные (общий, специальный вопросы), побудительные | Кратко излагать результаты выполненной проектной работы Работать индивидуально и в группе при выполнении проектной работы. Аудирование Понимать речь учителя по ведению урока. Распознавать на слух и понимать связное высказывание учителя, одноклассника, построенное на знакомом языковом материале Вербально/невербально реагировать на услышанное. Воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие отдельные незнакомые слова Определять тему прослушанного текста. Воспринимать на слух и понимать запрашиваемую информацию, представленную в явном виде, в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные незнакомые слова Использовать языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова |
6 | Школа, школьная жизнь, учебные предметы, школьная форма Переписка с зарубежными сверстниками |
7 | Каникулы в различное время года Виды отдыха | (в утвердительной и отрицательной форме) Нераспространённые и распространённые простые предложения: с простым (Er liest ) и составным глагольным сказуемым (Er kann lesen ), с составным именным сказуемым (Der Tisch ist blau ), | Игнорировать незнакомые слова, не мешающие понимать содержание текста Смысловое чтение Читать про себя и понимать основное содержание несложных адаптированных аутентичных |
8 | Природа: дикие и домашние животные | ||
9 | Родной город/село Транспорт |
10 | Родная страна и страна/страны изучаемого языка Их географическое положение, столицы Культурные особенности (национальные праздники, традиции) | в том числе с дополнениями в дательном и винительном падежах (Er liest ein Buch. Sie hilft der Mutter ) Побудительные предложения, в том числе в отрицательной форме (Schreib den Satz! Öffne die Tür nicht!) Глаголы в видо- временных формах действительного залога в изъявительном наклонении в Futur I Модальный глагол dürfen (в Präsens) | текстов, содержащие отдельные незнакомые слова Определять тему прочитанного текста. Устанавливать логическую последовательность основных фактов. Соотносить текст/части текста с иллюстрациями. Читать про себя и находить в несложных адаптированных аутентичных текстах, содержащих отдельные незнакомые слова запрашиваемую информацию, представленную в явном виде Использование внешних формальных элементов текста (подзаголовки, иллюстрации, сноски) для понимания основного содержания прочитанного текста. Догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским языком, по словообразовательным элементам, по контексту |
|
| Наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях | Понимать интернациональные слова в контексте |
11 | Выдающиеся люди родной страны и страны/ стран изучаемого языка: писатели, поэты |
| Писать поздравлений с праздниками (с Новым годом, Рождеством, днём рождения) с выражением пожеланий; Заполнять анкеты и формуляры: сообщать о себе основные сведения (имя, фамилия, возраст, страна проживания, любимое занятия и т д ) Писать электронное сообщение личного характера: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность Фиксировать нужную информацию
Фонетическая сторона речи Различать на слух и адекватно произносить все звуки немецкого языка, соблюдая нормы произнесения звуков Соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе |
|
|
| Писать поздравлений с праздниками (с Новым годом, Рождеством, днём рождения) с выражением пожеланий; Заполнять анкеты и формуляры: сообщать о себе основные сведения (имя, фамилия, возраст, страна проживания, любимое занятия и т д ) Писать электронное сообщение личного характера: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность Фиксировать нужную информацию
Фонетическая сторона речи Различать на слух и адекватно произносить все звуки немецкого языка, соблюдая нормы произнесения звуков. Соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе |
|
|
| Соблюдать правило отсутствия ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах) Различать коммуникативный тип предложения по его интонации Членить предложение на смысловые группы Орфография и пунктуация Правильно писать изученные слова. Вставлять пропущенные буквы в слове Правильно расставлять знаки препинания: запятую при перечислении и обращении Правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательно- го предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения Расставлять в электронном сообщении личного характера знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка |
|
|
| Лексическая сторона речи Узнавать в устном и письменном тексте и употреблять в речи изученные лексические единицы (слова, словосочетания, речевые клише); интернациональные слова, синонимы Узнавать простые словообразовательные элементы (суффиксы, префиксы) Группировать слова по их тематической принадлежности Опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (интернациональные слова, слова, образованные путем аффиксации)
Грамматическая сторона речи Воспроизводить основные коммуникативные типы предложений Соблюдать порядок слов в предложении |
|
|
| Использовать в речи предложения с простым глагольным, составным именным и составным глагольным сказуемыми Распознавать и употреблять в устной и письме ной речи изученные морфологические формы и синтаксические конструкции немецкого языка в рамках тематического содержания речи в соотве ствии с решаемой коммуникативной задачей (см левую колонку таблицы) Распознавать в письменном тексте и дифференцировать слова по определённым признакам (существительные, прилагательные, смысловые глаголы).
Социокультурные знания и умения Использовать отдельные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в стране/странах изучаемого языка в отобранных ситуациях общения («В семье», «В школе», «На улице») |
|
|
| Понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику и реалии в рамках отобранного тематического содержания Владеть базовыми знаниями о социокультурном портрете родной страны и страны/стран изучаемого языка Правильно оформлять свой адрес на немецком языке (в анкете, в формуляре) Кратко представлять Россию; некоторые культурные явления родной страны и страны/стран изучаемого языка Находить сходство и различие в традициях родной страны и страны/стран изучаемого языка. Систематизировать и анализировать полученную информацию. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОГО ЦИКЛА)
№ | Четверти | Циклы | Количество часов по теме | Проекты | Контрольные уроки | Всего часов |
|
| ЦИКЛ 2. Зима! Рождество! Каникулы! |
|
|
|
|
1 | 1-2 четверти | 12.Рождественские каникулы. | 3 часа | 1 час |
| 4 часа |
2 |
| 13.Помощь по дому. | 4 часа |
|
| 4 часа |
3 |
| 14.Сувениры, сувениры! | 4 часа | + |
| 4 часа |
4 |
| 15.Рождество. | 4 часа |
|
| 4 часа |
5 |
| Тест за 1 полугодие. |
|
| 1 час | 1 час |
|
| ЦИКЛ 3. Зима в Германии. |
|
|
|
|
6 | 3-4 четверти | 16.Природа весной. | 3 часа | 1 час |
| 4 часа |
7 |
| 17.Карнавал. | 3 часа | + |
| 3 часа |
8 |
| 18.Первые сведения о Германии. | 4 часа | + |
| 4 часа |
9 |
| 19.Мой город/моя деревня. | 4 часа | + |
| 4 часа |
9 |
| Тест за 2 полугодие. |
|
| 1 час | 1 час |
10 |
| Итоговый тест за год. |
|
| 1 час | 1 час |
| За год |
| 29 часов | 2 часа | 3 часа | 34 часа |