СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по немецкому языку в 7, 8, 9 классах

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по немецкому языку в 7, 8, 9 классах к УМК «Горизонты» Немецкий язык. Второй иностранный язык. 6 класс. 7 класс. 8 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по немецкому языку в 7, 8, 9 классах»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кокуйская средняя общеобразовательная школа №2»



РАССМОТРЕНА

Протокол заседания МО

от _____________ № _______

Руководитель МО__________

/_________________/




СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора

по УВР_____________

/________________/

«___»___________20__

УТВЕРЖДЕНА

Директор МОУ «Кокуйская СОШ №2» __________ /Н.В.Чандышина/

Приказ от «__»_______20_ №__







Рабочая программа

по немецкому языку

в 7, 8, 9 классах

на 2022/2023 учебный год









Составил:

учитель немецкого языка

Пичугова Екатерина Вячеславовна









П.г.т.Кокуй, 2022

Рабочая программа по немецкому языку в 7 «А, Б, В», 8 «А, Б», 9 «А, Б» классах (на уровень основного общего образования) составлена в соответствии со следующими нормативными правовыми актами и методическими документами федерального и регионального уровня:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

  • приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);

  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 (действуют с 1 января 2021 года);

  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2 (действуют с 1 марта 2021 года);

  • Концепцией преподавания предметной области «Иностранные языки» (учебный предмет «Второй иностранный язык»);

  • Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (в ред. от 04.02.2020);

  • Приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 N 254 (ред. от 23.12.2020) "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2020 N 59808);

  • а также с учетом Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Кокуйская СОШ №2»;

  • с учетом авторской программы по учебному предмету «Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты». 5-9 классы» авторов М.М. Аверина, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко.  – М.: Просвещение, 2012 .


УМК «Горизонты» Немецкий язык. Второй иностранный язык. 6 класс. 7 класс. 8 класс. включает следующие компоненты:

- учебник;

- книгу для учителя;

- рабочую тетрадь;

- аудиокурс к учебнику, рабочей тетради и книге для учителя; 

- рабочую программу;

- контрольные задания 5-6 классы, 7-8 классы;

- рабочие листы;

- интернет-поддержка www.prosv.ru/umk/horizonte.

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


В соответствии с требованиями ФГОС ООО к результатам иноязычного образования выделяются три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные.


Личностные результаты должны отражать:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в обществе и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



Метапредметные результаты должны отражать:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляцию своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).


Предметные результаты:

  • формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;

  • формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;

  • достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;

  • создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширить свои знания в других предметных областях.


Коммуникативные умения 

Говорение. Диалогическая и монологическая речь 

  • умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;

  • умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

  • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;

  • сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;

  • описывать события/явления, уметь передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей.

Аудирование 

  • воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;

  • воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/интервью);

  • воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку и контекст краткие, несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты с выделением нужной/интересующей информации.

Чтение

  • читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания;

  • читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (выборочного перевода, языковой догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык), а также справочных материалов;

  • читать аутентичные тексты с выборочным пониманием нужной/интересующей информации.

Письменная речь 

  • заполнять анкеты и формуляры;

  • писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка;

  • составлять план, тезисы устного и письменного сообщения.

Языковые навыки и средства оперирования ими

  • применение правил написания изученных слов;

  • адекватное произношение и различение на слух всех звуков второго иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;

  • соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;

  • распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов в их основных значениях, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);

  • знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);

  • понимание явлений многозначности слов второго иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;

  • распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций второго иностранного языка; знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);

  • знание основных различий систем второго иностранного, первого иностранного и русского/родного языков.

Социокультурная компетенция

  • знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; их применение в стандартных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

  • распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;

  • знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка; знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;

  • понимание важности владения несколькими иностранными языками в современном поликультурном мире;

  • представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран второго изучаемого иностранного языка, о всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру;

  • представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемых иностранных языков.

Компенсаторная компетенция

Умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.

В познавательной сфере:

  • умение сравнивать языковые явления родного и изучаемых иностранных языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;

  • владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);

  • умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах изучаемой тематики;

  • готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;

  • умение пользоваться справочным материалом (грамматическими и лингвострановедческими справочниками, двуязычными и толковыми словарями, мультимедийными средствами);

  • владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, как основе культуры мышления;

  • представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;

  • приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках и т. д.;

  • достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах.

В эстетической сфере:

  • владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на втором иностранном языке;

  • стремление к знакомству с образцами художественного творчества на втором иностранном языке и средствами изучаемого второго иностранного языка;

  • развитие чувства прекрасного при знакомстве с образцами живописи, музыки, литературы стран изучаемых иностранных языков.

В трудовой сфере

Умение рационально планировать свой учебный труд и работать в соответствии с намеченным планом.

В физической сфере

Стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).


Ведущие формы познавательной деятельности на данном этапе обучения второму иностранному языку – мультимедиа технологии, фронтальная, групповая и парная формы учебной деятельности, объяснительно-иллюстративный метод, метод проектов. 

Основной формой текущего контроля знаний учащихся являются устные и письменные ответы учащихся на теоретические вопросы. С целью выявления уровня освоения  программы  учащимися в рамках комбинированных уроков проводятся также предметные письменные проверочные тестирования. 

Основной формой организации учебного процесса при реализации данной рабочей программы является урочная деятельность. Преобладающий тип уроков - комбинированный. Комбинированные уроки дополняются проведением уроков в форме школьной лекции-визуализации и уроков в форме практических занятий. 

При организации учебного процесса используется следующая система уроков: урок – лекция, комбинированный урок, урок – игра, урок – тест, урок – самостоятельная работа, урок – контрольная работа, урок-путешествие, урок-викторина, урок-проект.

Проектная и учебно-исследовательская деятельность реализуется путем расширения возможности практического применения английского языка как средства получения новой информации, обеспечения коммуникативно-психологической адаптации школьников к новому языковому миру, приобщения к культуре, традициям, реалиям страны изучаемого языка. В процессе работы над проектом у школьников формируются умения определять объем необходимой и достаточной информации, устанавливать последовательность работы с ней, обобщать результаты совместной работы и делать выводы.

Таким образом, участие в проектной работе обогащает обучающегося информационно, способствует выработке умений совместной деятельности, формированию познавательной активности.  

Изучение предмета немецкий язык способствует духовно-нравственному развитию обучающихся, так как в процессе общения на интересующие темы формируются ценностные ориентиры и морально-этические нормы, опосредствующие поведение школьника, его деятельность, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; происходит становление его мировоззрения; закладывается база для становления гражданской идентичности через сравнение культуры своего народа с культурой народов стран, говорящих на английском языке. 











































Раздел 2. Содержание учебного предмета, курса


Общая характеристика учебного предмета

Учебно-методический комплект «Горизонты» предназначен для изучения немецкого языка как второго после английского, ориентирован на европейские уровни языковых компетенций и с самого начала рассчитан на погружение в языковую среду.

УМК разработан в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по иностранным языкам.

Цели и задачи обучения немецкому языку как второму иностранному

В последнее время концепция многоязычия стала определяющей в подходе Совета Европы к проблеме изучения иностранных языков. Многоязычие возникает по мере расширения в культурном аспекте языкового опыта человека от языка, употребляемого в семье, до языка, употребляемого в обществе, до овладения языками других народов, причем коммуникативная компетенция формируется на основе всех знаний и опыта, где все языки взаимосвязаны и взаимодействуют.  

С этой точки зрения целью языкового образования становится развитие такого лингвистического репертуара, где есть место всем лингвистическим умениям. 

При изучении второго иностранного языка речь идет о дальнейшем развитии общих компетенций, о формировании коммуникативной, языковой и речевой компетенций и, конечно, о развитии межкультурной компетенции уже с учетом взаимодействия культур нескольких изучаемых языков.

Освоение предмета «Второй иностранный язык» в основной школе предполагает применение коммуникативного подхода в обучении иностранному языку.  

 Учебный предмет «Второй иностранный язык» обеспечивает формирование и развитие иноязычных коммуникативных умений и языковых навыков, которые необходимы обучающимся для продолжения образования в школе или в системе среднего профессионального образования.

Освоение учебного предмета «Второй иностранный язык» направлено на достижение обучающимися допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющем общаться на иностранном языке в устной и письменной формах в пределах тематики и языкового материала основной школы как с носителями иностранного языка, так и с представителями других стран, которые используют иностранный язык как средство межличностного и межкультурного общения.  

Изучение предмета «Второй иностранный язык» в части формирования навыков и развития умений обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт основано на межпредметных связях с предметами «Русский язык», «Литература», «История», «География», «Физика»,  «Музыка», «Изобразительное искусство» и др.


Предметное содержание речи

  1. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Внешность и черты характера человека.

  2. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, питание.

  3. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и др.). Виды отдыха, путешествия. Транспорт. Покупки.

  4. Страна/страны второго иностранного языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции и обычаи). Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.

  5. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года.

  6. Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.

  7. Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода.

  8. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет).


Виды речевой деятельности/Коммуникативные умения

Говорение

Диалогическая речь

Умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог — побуждение к действию, диалог — обмен мнениями. Объём диалога от 3 реплик (5—7 классы) до 4—5 реплик (8—9 классы) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога 1,5—2 минуты (9 класс).

Монологическая речь

Умение строить связные высказывания о фактах и событиях с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, заданную вербальную ситуацию или зрительную наглядность.

Объём монологического высказывания от 7—10 фраз (5—7 классы) до 10—12 фраз (8—9 классы). Продолжительность монолога 1—1,5 минуты (9 класс).

Аудирование

Умение воспринимать и понимать на слух аутентичные аудио- и видеотексты с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием содержания текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

Жанры текстов: прагматические, публицистические.

Типы текстов: сообщение, рассказ, диалог-интервью и др.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.

Аудирование с полным пониманием содержания предполагает понимание речи учителя и одноклассников на уроке, а также понимание несложных текстов, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале или содержащих некоторые незнакомые слова. Время звучания текста — до 1 минуты.

Аудирование с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания текстов — до 1,5 минуты.

Аудирование с выборочным пониманием предполагает умение выделить необходимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов — до 1,5 минуты.

Чтение

Умение читать и понимать аутентичные тексты разных жанров и стилей с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от коммуникативной задачи): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием необходимой информации (просмотровое/поисковое чтение).

Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.

Типы текстов: статья, интервью, рассказ, объявление, рецепт, меню, проспект, реклама, песня и др.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.

Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.

Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на выделенное в программе предметное содержание, включающих некоторое количество незнакомых слов. Объём текстов для чтения — 600—700 слов.

Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом материале, с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода) и оценки полученной информации. Объём текста для чтения — около 500 слов.

Чтение с выборочным пониманием предполагает умение просмотреть аутентичный текст или несколько коротких текстов и выбрать необходимую информацию. Объём текста для чтения — около 350 слов.

Письменная речь

умение:

- делать выписки из текста для их дальнейшего использования в собственных высказываниях;

- писать короткие поздравления с днём рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 30 40 слов, включая адрес);

- заполнять несложные анкеты в форме, принятой в странах изучаемого языка (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);

- писать личное письмо зарубежному другу с опорой на образец (сообщать краткие сведения о себе; запрашивать аналогичную информацию о нём; выражать благодарность и т. д.).

Объём личного письма - 100-140 слов, включая адрес.

Языковые знания и навыки

Орфография

Правила чтения и написания слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.

Фонетическая сторона речи

Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого второго иностранного языка. Соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.

Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объёме около 1000 единиц. Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета.

Основные способы словообразования:

1) аффиксация:

  • существительных с суффиксами -ung (die Lösung, die Vereinigung); -keit (die Feindlichkeit); -heit (die Einheit); -schaft (die Gesellschaft); -um (das Datum); -or (der Doktor); -ik (die Mathematik); -e (die Liebe), -er (der Wissenschaftler); -ie (die Biologie);

  • прилагательных с суффиксами -ig (wichtig); -lich (glücklich); -isch (typisch); -los (arbeitslos); -sam (langsam); -bar (wunderbar);

  • существительных и прилагательных с префиксом un- (das Unglück, unglücklich);

  • существительных и глаголов с префиксами: vor- (der Vorort, vorbereiten); mit- (die Mitverantwortung, mitspielen);

  • глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими словами в функции приставок типа erzählen, wegwerfen.

2) словосложение:

  • существительное + существительное (das Arbeitszimmer);

  • прилагательное + прилагательное (dunkelblau, hellblond),

  • прилагательное + существительное (die Fremdsprache);

  • глагол + существительное (die Schwimmhalle);

3) конверсия (переход одной части речи в другую):

  • образование существительных от прилагательных (das Blau, der Junge);

  • образование существительных от глаголов (das Lernen, das Lesen).

Интернациональные слова (der Globus, der Computer). Представления о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности.

Грамматическая сторона речи

Знакомство с новыми грамматическими явлениями.

Нераспространённые и распространённые предложения:

  • безличные предложения (Es ist warm. Es ist Sommer);

  • предложения с глаголами legen, stellen, hängen, требующими после себя дополнение в Akkusativ и обстоятельство места при ответе на вопрос Wohin? (Ich hänge das Bild an die Wand);

  • предложения с глаголами beginnen, raten, vorhaben и др. требующими после себя Infinitiv c zu;

  • побудительные предложения типа Lesen wir! Wollen wir lesen!;

  • все типы вопросительных предложений;

  • предложения с неопределённо-личным местоимением man (Man schmückt die Stadt vor Weihnachten);

  • предложения с инфинитивной группой um … zu (Er lernt Deutsch, um deutsche Bücher zu lesen);

  • сложносочинённые предложения с союзами denn, darum, deshalb (Ihm gefällt das Dorfleben, denn er kann hier viel Zeit in der frischen Luft verbringen).

  • сложноподчинённые предложения с союзами dass, ob и др. (Er sagt, dass er gut in Mathe ist);

  • сложноподчинённые предложения причины с союзами weil, da (Er hat heute keine Zeit, weil er viele Hausaufgaben machen muss);

  • сложноподчинённые предложения с условным союзом wenn (Wenn du Lust hast, komm zu mir zu Besuch);

  • сложноподчинённые предложения с придаточными времени (с союзами wenn, als, nachdem);

  • сложноподчинённые предложения с придаточными определительными (с относительными местоимениями die, deren, dessen);

  • сложноподчинённые предложения с придаточными цели (с союзом damit);

  • распознавание структуры предложения по формальным признакам: по наличию/отсутствию инфинитивных оборотов: um zu + Infinitiv, statt … zu + Infinitiv, ohne … zu + Infinitiv);

  • слабые и сильные глаголы со вспомогательным глаголом haben в Perfekt;

  • сильные глаголы со вспомогательным глаголом sein в Perfekt (kommen, fahren, gehen);

  • Präteritum слабых и сильных глаголов, а также вспомогательных и модальных глаголов;

  • глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками в Präsens, Perfekt, Präteritum, Futur (anfangen, beschreiben);

  • временные формы в Passiv (Präsens, Präteritum);

  • местоименные наречия (worüber, darüber, womit, damit);

  • возвратные глаголы в основных временных формах Präsens, Perfekt, Präteritum (sich anziehen, sich waschen);

  • распознавание и употребление в речи определённого, неопределённого и нулевого артиклей, склонения существительных нарицательных; склонения прилагательных и наречий; предлогов,

имеющих двойное управление, предлогов, требующих Dativ, предлогов, требующих Akkusativ;

  • местоимения: личные, притяжательные, неопределённые (jemand, niemand);

  • Plusquamperfekt и употребление его в речи при согласовании времён;

  • количественные числительные и порядковые числительные.

Социокультурные знания и умения

Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках второго иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:

  • знаниями о значении родного и иностранных языков в современном мире;

  • сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на изучаемом иностранном языке, их символике и культурном наследии;

  • употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями (в питании, проведении выходных дней, основных национальных праздников), распространёнными образцами фольклора;

  • представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран, говорящих на втором иностранном языке; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;

  • умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространённую оценочную лексику);

  • умениями представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.

Компенсаторные умения

  • переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;

  • использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;

  • прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;

  • догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;

  • использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.

Общеучебные умения и универсальные способы деятельности

Формируются умения:

  • работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;

  • работать с прослушанным и письменным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;

  • работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;

  • самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.

Специальные учебные умения

Формируются умения:

  • находить слова и социокультурные реалии при работе с текстом;

  • семантизировать слова на основе языковой догадки;

  • осуществлять словообразовательный анализ слов;

  • выборочно использовать перевод;

  • пользоваться двуязычным и толковым словарями.

Раздел 3. Тематическое планирование

Продолжительность учебного года на уровне основного общего образования составляет 34 недели на основании годового календарного графика МОУ «Кокуйская СОШ №2». В соответствии с учебным планом МОУ «Кокуйская СОШ №2» на изучение второго иностранного языка «Немецкий язык» в 7, 8, 9 классах отводится 17 часов, в том числе:

на проведение контрольных работ – 2 часа,

на изучение нового учебного материала остается 17 часов.

Итого: 17 часов.


Тематическое планирование по немецкому языку составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал предмета «Второй иностранный язык» реализуется через следующее:

  • установление доверительных отношений между педагогом и  обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

  • побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых произведений, инициирование их обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения, выработки своего отношения как к проблематике произведений, так и литературным героям и их поступкам;

  • использование воспитательных возможностей содержания литературных произведений через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

  • применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;

  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

  • организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Воспитательный компонент урока реализуется через следующие формы:

- Правила кабинета. Игровая форма установки правил кабинета позволяет добиться дисциплины на уроке, прекращения опозданий на урок, правильной организации рабочего места. При этом у обучающихся формируются навыки самообслуживания, ответственности за команду-класс, уважение к окружающим, принятие социальных норм общества.

- Практикоориентированность: Исследовательская деятельность. Метод проектов. Технология развития критического мышления: Свободное письмо. Ассоциация. Ключевые слова. Верно – не верно. Кластер. Понятийное колесо. Зигзаг. Фишбон. 6 шляп мышления. Пометки на полях. Маркировочная таблица. Концептуальная таблица. Постановка вопросов. Перекрёстная дискуссия. Взаимоопрос. Взаимообучение. Таблица аргументов. Самоанализ. Синквейн. Диамант. Бортовой журнал. Эссе.

- Шефство. Организация шефства сильных учеников в классе над более слабыми. Такая форма работы способствует формированию коммуникативных навыков, опыта сотрудничества и взаимопомощи. 

- Интерактивные формы работы с обучающимися, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога и учат командной работе и взаимодействию.

- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные методы (рассказ, беседа), наглядные методы (демонстрация видеофильмов, использование аудио-текстов). В курсе немецкого языка существует значительное количество тем, при изучении которых акцент непосредственно падает на проблемы формирования социокультурной компетентности, где большую роль играют словесные методы: рассказ, беседа. В частности, такие темы, как «Семейно-бытовая культура народов России и немецкоговорящих стран», «Национальная кухня народов России и стран изучаемого языка», «Этикет и обычаи разных народов» способствуют сравнительно-сопоставительному анализу учащимися различных аспектов собственной культуры и культуры стран изучаемого языка. Все это позволяет обучающимся лучше узнать страны изучаемого языка, познакомится с их историей, культурными традициями, повседневной жизнью людей.

Использование учителем аудио-текстов также создает возможности для познания обучающимися иноязычной культуры. Воспринимая на слух английскую речь, ученики проводят параллели между своим и изучаемым языком. Например, названия многих профессий являются интернациональными (доктор, инженер, пилот), что порождает автоматический запуск процесса сопоставления языковых единиц, тем самым, находя схожесть культурных общностей.

Языковые и речевые единицы, грамматические и лексические обороты в аутентичных материалах гарантируют вежливость, мирную, спокойную манеру ведения беседы. Многие иностранные слова и выражения характеризуют бережное отношение к индивидуальной, частной жизни человека. Это даёт учителю иностранного языка возможность в процессе преподавания воспитывать у учащихся уважение к людям, культуре и традициям другой страны, а также хорошие манеры.

- Ролевые игры. Проводимые на английском языке, сюжетно-ролевые игры становятся прекрасным материалом для отработки изученной лексики, речевых конструкций, стилей высказывания и интонационных паттернов. Они позволяют проникнуться культурой, познавая её не просто информационно, а изнутри, примеряя на себя её образы, мировоззренческие установки, ценности.

- Прием «Link Lists» (сравнительная таблица: сопоставление стран по заданным аспектам), благодаря которому выявляются сходства и различия в реалиях, фактах, нравах и обычаях в стране изучаемого языка и своей родной стране по изучаемой теме. Школьникам очень интересно получить информацию о культурных реалиях той страны, язык которой они изучают. Часто данный процесс сопровождается так называемый «культурным шоком». Начинаются размышления по поводу: «У вас так, а как же у нас?», где больший акцент делается на чувственное восприятие и толкование различий.

Это способствует созданию условий для «диалога культур», стимулирующий учащихся увеличивать и углублять объем знаний о своей стране, своем регионе и о других странах. Такие знания создают основу уважительного, а, следовательно, миролюбивого отношения к культуре этих народов и стран.

Учитель немецкого языка занимает такую позицию в процессе педагогической деятельности, при которой происходит процесс воспитания у обучающихся уважения к культуре другого народа, формирование способности давать объективную оценку явлениям культуры другого народа, пробуждение у учеников желания узнать как можно больше о стране изучаемого языка, учитывая при этом возможности взаимного обогащения культур.


Тематическое планирование в 7 классе

1. Мой дом / Mein Zuhause

2. Это вкусно / Das schmeckt gut

3. Мое свободное время / Meine Freizeit

4. Это выглядит хорошо / Das sieht gut aus

5. Вечеринки / Partys

6. Мой город / Meine Stadt

7. Каникулы / Ferien


Тема

Количество часов

Корректировка

программы

1

Мой дом

3



1. Предметы мебели. Лексика.

1



2. Предлоги места. Дательный падеж. Моя комната.

1



3. Домашние обязанности. Повелительное наклонение.

1


2

Это вкусно

2



4. Продукты. Приемы пищи.

1



5. В столовой.

1


3

Мое свободное время

3



6. Времена года и месяцы.

1



7. Занятия в свободное время. Глаголы: wollen, müssen.

1



8. Выходные. Отрицания с nicht, kein.10. Контрольная работа №1 по разделам 1-3.

1


4

Это выглядит хорошо

2



9. Части тела. Цирковой кружок.

1



10. Одежда. Покупка одежды.

1


5

Вечеринки

2



11. Приглашения и поздравления.

1



12. День рождения. Глаголы haben, sein в прошедшем времени.

1


6

Мой город

3



13. Мой город. Лексика.

1



14. Ориентирование в городе. Спрашиваем дорогу.

1



15. Выходные во Франкфурте. Прошедшее разговорное время Perfekt.

1


7

Каникулы

2



16. Планы на каникулы. Собираем багаж.

1



17. Обучение немецкому языку на каникулах. Написание открытки. Контрольная работа №2 по разделам 4-7.

1












Тематическое планирование в 8 классе

1. Как прошло лето? / Wie war’s in den Ferien?
2. Планы на будущее / Meine Pläne
3. Дружба / Freundschaft
4. Средства массовой информации / Bilder und Töne
5. Взаимоотношения / Zusammenleben
6. Это мне нравится / Das gefällt mir
7. Подробнее о себе / Mehr über mich

Тема

Количество

часов

Корректировка

программы

1

Как прошло лето?

3



1. Введение лексики по теме «Летние каникулы». Притяжательные местоимения в именительном и дательном падежах.

1



2. Введение лексики по теме «Погода». Обучение грамматике «Перфект. Причастие II с отделяемыми и неотделяемыми приставками».

1



3. Обучение ознакомительному чтению и письму по теме «Мои летние каникулы».

1


2

Планы на будущее

3



4. Введение лексики по теме «Мир профессий».

1



5. Главное и придаточное предложение (dass, weil).

1



6. Спряжение модальных глаголов в простом прошедшем времени.

1


3

Дружба

3



7. Введение лексики по теме «Дружба». Личные местоимения в дательном падеже.

1



8. Обучение диалогу по теме «Просить и предлагать помощь». Внешность и черты характера человека.

1



9. Сравнительная степень прилагательных и наречий. Союзы «als, wie». Контрольная работа №1 по разделам 1-3.

1


4

Средства массовой информации

3



10. Введение лексики по теме «Средства массовой информации».

1



11. Спряжение модального глагола «dürfen». Модальный глагол «sollen».

1



12. Обучение диалогу по теме «Указания и советы». Сложноподчиненное предложение с союзом «dass». Условное предложение с союзом «wenn».

1


5

Взаимоотношения

3



13. Введение лексики по теме «Чувства». Возвратные глаголы и возвратные местоимения.

1



14. Обучение поисковому и изучающему чтению по теме «Школы». Род и склонение вопросительных, неопределённых и указательных местоимений.

1



15. Введение и активизация лексики по теме «Ссоры». Модальные глаголы долженствования.

1


6

Это мне нравится

3



16. Прилагательные перед существительными в именительном и винительном падежах после неопределённого артикля.

1



17. Описание человека. Одежда. Мода. Школьная форма.

1



18. Обучение диалогу «В магазине. Покупки».

1


7

Подробнее о себе

2



19. Порядковые числительные. Знаменитые люди. Даты.

1



20. Обучение ознакомительному и поисковому чтению отрывка художественного текста большого объёма. Контрольная работа №2 по разделам 4-7.

1


Тематическое планирование в 9 классе

1. Фитнес и спорт / Fitness und Sport
2. Школьный обмен / Austausch
3. Наши праздники / Unsere Feste
4. Воздух Берлина / Berliner Luft
5. Мы и окружающий мир / Welt und Umwelt
6. Путешествие по Рейну / Reisen am Rhein
7. Прощальная вечеринка / Die Abschiedsparty

Тема

Количество

часов

Корректировка

программы

1

Фитнес и спорт

3



1. Виды спорта и занятия.

1



2. Спортсмены из Германии, Австрии и Швейцарии.

1



3. Спортивные травмы.

1


2

Школьный обмен

3



4. Школьный обмен: Германия – Россия.

1



5. Учимся заполнять формуляр участника школьного обмена.

1



6. Проживание в гостевой семье.

1


3

Наши праздники

3



7. Праздники и фестивали в Германии.

1



8. Праздники в России.

1



9. Праздники в Австрии и Швейцарии. Контрольная работа №1 по разделам 1-3.

1


4

Воздух Берлина

3



10. Экскурсия по Берлину.

1



11. Ориентирование в городе.

1



12. Программа мероприятий.

1


5

Мы и окружающий мир

3



13. Места и ландшафты.

1



14. Где нам хотелось бы жить: преимущества и недостатки.

1



15. Погода и природные катастрофы.

1


6

Путешествие по Рейну

3



16. Река Рейн. Города.

1



17. Планирование поездки, путешествия.

1



18. Покупка билетов.

1


7

Прощальная вечеринка

3



19. Переезд за границу.

1



20. Планирование вечеринки. Подарки.

1



21. Прощание. Контрольная работа №2 по разделам 4-7.

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!