СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по образовательному предмету Человек 1 класс (вариант 2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по образовательному предмету "человек" 1 класс для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по образовательному предмету Человек 1 класс (вариант 2)»

    1. Человек

Пояснительная записка

3 часа в неделю

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Общая характеристика учебного предмета:

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Программа представлена следующими разделами «Представление о себе», «Семья»

Планируемые предметные результаты учебного предмета

1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.

· Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

· Представление о собственном теле.

· Отнесение себя к определенному полу.

· Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.

· Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.

· Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.

2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

· Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.

· Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

· Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

· Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).

· Умение следить за своим внешним видом.

4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

· Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

Жизненные компетенции:

индивидуально дозированное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Учащийся должен овладеть следующими базовыми учебными действиями

на конец учебного года.

Предметные компетенции.

Учащиеся должны знать:

Знать основные части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги).

Знать более детальные части тела (нос, рот, зубы, губы, подбородок, затылок, щеки).

Знать последовательность надевания различных предметов одежды.

Знать правила сервировки стола к завтраку.

Знать назначение посуды, используемой для сервировки стола к завтраку.

Знать правила поведения за столом, уметь правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфетками, красиво и аккуратно принимать пищу.

Знать обязанности дежурного по столовой: расставить столовые принадлежности, убрать использованную посуду (тарелка в тарелку), принести необходимые столовые приборы, блюдо.

Учащиеся должны уметь:

Самостоятельно пользоваться носовым платком, салфетками, расческой.

Уметь ополоснуть полость рта после еды и чистить зубы зубной пастой.

Уметь соблюдать этапы утреннего и вечернего туалета.

Уметь различать обувь для правой и левой ног.

Уметь содержать одежду и обувь в порядке, чистоте.

Уметь хранить одежду и обувь в одном месте.

Уметь различать изнаночную и лицевую стороны одежды.

Уметь застегивать и расстегивать пуговицы разной величины (на пальто, куртке, рубашке, штанах, кофте).

Личностные учебные действия:

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей

Коммуникативные учебные действия

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Регулятивные учебные действия

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)

  • пользоваться учебной мебелью

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

  • работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения

Познавательные учебные действия

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

  • пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.

  • устанавливать видо-родовые отношения предметов

СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета

Наименование темы, разделы, блоки, модули

кол-во часов

1

2


3


4

5

6


7

8

9

10

11

12


13

14


15


16




17

18




19




20

21



22


23




24


25


26

27

28


29


30


31

32


33

34



35

36

37

38



39



40






41




42


43

44

45

46


47


48


49

50

51

1.Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки).

2.Узнавание (различение) частей тела человека (голова, шея, туловище (спина, живот), руки, ноги).

3. Правая и левая руки и ноги. Руки: локоть, ладонь, пальцы, ноги: колено, ступня, пальцы, пятка.

4. Ногти. Уход за ногтями (подстригание, чистка от грязи).

5.Голова (волосы, уши, шея, лицо). Волосы. Уход за волосами.

6. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица.

7. Нос. Значение носа. Уход за носом. Пользование носовым платком.

8.Зубы. Значение зубов. Уход за зубами.

9. Рот, губы. Уход за ртом.

10. Уши. Значение ушей. Уход за ушами.

11. Повторение и закрепление «части тела человека».

12. Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты

рождения).

13. Знание видов деятельности для организации своего свободного времени.

14. Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе.

Гигиена тела.

1. Мытье рук и лица. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки.

2. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук:

открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды,

намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук.

3. Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой.

4.Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.

5.Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.

6.Очищение носового хода. Нанесение косметического средства на лицо.

7. Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при

мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос,

смывание шампуня с волос, вытирание волос.

8.Мытье ушей. Чистка ушей.

Обращение с одеждой и обувью.

1.Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба,

плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка

(блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты),

носки (колготки). Назначение предметов одежды.

2.Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов одежды.

3.Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки,

кроссовки, туфли, сандалии, тапки.

4. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая).

5.Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная).

6.Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Назначение головных уборов. Различение сезонных головных уборов.

7.Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий.

8.Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия.

9.Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная).

10.Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня,

кнопки, шнурка).

11. Снятие предмета одежды и обуви.

12. Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог).

13.Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка).

14. Изнаночная и лицевая стороны одежды. Надевание предмета одежды.

15.Различение обуви на правую и левую ногу. Обувание обуви.

16. Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например, надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты). Контроль своего внешнего вида.

17. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды.

Туалет.

1.Сообщение о желании сходить в туалет. Пользование туалетной бумагой.

Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки

(опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.

Прием пищи.

1.Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки

(стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту,

наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание

кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку.

2.Сообщение о желании есть. Еда руками, ложкой, вилкой. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.

3. Обязанности дежурного по столовой.

4. Правила поведения за столом, умение пользоваться столовыми приборами.

5.Назначение посуды.

6.Знание основных продуктов питания.

Семья.

1.Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и

взрослых.

2.Определение своей социальной роли в семье. Различение

социальных ролей членов семьи.

3.Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. 4.Представление о профессиональной деятельности членов семьи.

5. Рассказ о своей семье.

2

3


2


2

2

2


2

2

2

2

1

2


2

2


2


2




2

2




2




2

2



2


2




2


2


2

2

2


2


2


2

2


2

2



2

2

2

2



2



2






1




2


1

2

2

2


2


2


2

1

2


99




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!