СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по образовательному предмету "окружающий социальный мир" 11 класс (вариант 2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по образовательному предмету "окружающий социальный мир" 11 класс (вариант 2)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по образовательному предмету "окружающий социальный мир" 11 класс (вариант 2)»

3.4. Окружающий социальный мир

11 класс

(3 часа в неделю 102 часа)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Общая характеристика учебного предмета:

Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.

В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.

Задачи предмета:

- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий социальный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 11 классе отведено 102 часа, 3 час в неделю, 34 учебные недели.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью

Планируемые предметные результаты по учебному предмету окружающий социальный мир:

1) Представления о мире, созданном руками человека

· Интерес к объектам, созданным человеком.

· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).

· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

· Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.

· Умение находить друзей на основе личных симпатий.

· Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.

· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

· Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.

· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

· Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.

5) Представления об обязанностях и правах ребенка.

· Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.

· Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.

6) Представление о стране проживания Россия.

· Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.

· Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).

· Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.

Личностные учебные действия:

  • индивидуальное дозированное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей

Коммуникативные учебные действия

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс).

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Регулятивные учебные действия

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)

  • пользоваться учебной мебелью

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

  • работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения

Познавательные учебные действия

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

  • пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.

  • устанавливать видо-родовые отношения предметов

Базовые учебные действия.

Учащиеся должны знать:

  • типовые модели поведения в различных ситуациях согласно общепринятым нормам поведения.

  • назначение кухонного инвентаря, предметов посуды, мебели, школьных принадлежностей

  • наземный транспорт

  • правила перехода улицы

Учащиеся должны уметь:

  • Выполнять правила поведения в общественных местах,

  • Различать помещения школы и школьной территории и части улицы


Содержание программы

Наименование темы, разделы, блоки, модули

кол-во часов

Практика


1

2


3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14


15

16

17


18

19


20


21


22

23



24


25


26


27


28


29

30



31

32


33

34

35


36


37


38


39


40


41


42


43


44

45



46

47

48


49

50

51


52

53


54

55


56



57


58


59

  1. четверть 27 часов.

1.Режим дня школьника.

2.Профессии людей, работающих в школе: библиотекарь, повар, медсестра и др.

3. Правила поведения учащегося на уроках и переменах.

4. Правила поведения учащегося в библиотеке.

5. Внешний вид школьника.

6. Положительные качества человека.

7. Способы проявления дружеских отношений

8. Отрицательные качества человека.

9. Мой дом. Домашний адрес.

10.Правила безопасного поведения в доме.

11. Правила безопасности, поведения в местах общего пользования в доме.

12. Помещения квартиры, их функциональное назначение.

13. Мой двор.

14. Правила безопасности и поведения во дворе

2 четверть 21 час.

1. Коммунальные удобства квартиры.

2. Правила безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме.

3.Вредные насекомые (муравьи, тараканы), грызуны (крысы, мыши), живущие в доме. Вред, наносимый ими.

4. Правила поведения в чрезвычайной ситуации.

5. Часы механические (наручные, настенные), электронные (наручные, настенные). Строение часов.

6. Аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер).

7.Телефон, планшет. Назначение, последовательность действий при пользовании, включение, использование (связь, игра и т.п.), выключение.

8. Электробытовые приборы. Назначение электроприборов.

9. Правила техники безопасности при пользовании электробытовым прибором.

10. Традиции, обычаи.

1. Символика и атрибуты православной церкви. Нравственные традиции в православии.

2. Традиции и атрибуты праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха).

3. Школьные традиции.

3четверть 30 часов.

1.Предметы интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Назначение.

2. Мебель. Назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.).

3. Посуда. Узнавание (различение). Назначение.

4. Кухонный инвентарь (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Назначение.

Продукты питания.

1.Напитки. Узнавание упаковок с напитком.

2. Молочные продукты. Упаковки с молочным продуктом. Правила хранения молочных продуктов.

3.Мясные продукты. Правила хранения мясных продуктов.

4. Способы обработки (приготовления) мясных продуктов.

5. Рыбные продукты. Способы обработки и правила хранения рыбных продуктов.

6. Мука и мучные изделия. Способы приготовления и правила хранения мучных изделий.

7. Крупы и бобовые. Способы обработки (приготовления) круп и бобовых. Правила хранения круп и бобовых.

8. Кондитерские изделия.

Предметы и материалы, изготовленные человеком.

1.Свойства стекла (прозрачность, хрупкость). Предметы, изготовленные из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.).

2. Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла.

3. Свойства резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость). Предметы, изготовленные из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки).

4. Свойства металла (прочность, твёрдость – трудно сломать, тонет в воде). Узнавание предметов, изготовленных из металла.

5. Свойства пластмассы (лёгкость, хрупкость). Предметы из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры).

6. Свойства ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся). Предметы из ткани.

7. Инструменты для работы с тканью (ножницы, игла).

  1. четверть 24 часа.

Город.

1. Городская инфраструктура: районы, улицы, площади, здания, парки.

2. Здания: кафе, вокзал, службы помощи, магазин, театр, цирк, жилой дом.

3. Профессии (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон). Деятельность людей разных профессий.

4. Правила поведения в общественных местах.

5. Улица города. Правила перехода улицы.

6. Достопримечательности города.

Транспорт.

1. Наземный транспорт. Профессии людей, работающих на транспорте.

2.Воздушный и водный транспорт. Профессии людей, работающих на транспорте.

3.Правила поведения в общественном транспорте.

4 Специальный транспорт (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Назначение.

  1. Места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.).

Страна.

1.Государство, в котором мы живем. Государственная символика (герб, флаг, гимн).

2. Права и обязанности гражданина России. Документы, удостоверяющих личность гражданина России (паспорт, свидетельство о рождении).

3. Значимые исторические события России. Выдающиеся люди России.


1

3


2

1

1

2

1

2

2

2

2

3

2

3


3

2

2


1

1


2


1


3

1



2


2


1


2


2


2

2



1

1


1

1

1


3


3


2


1


1


1


2


1


2

1



2

2

3


2

1

2


1

2


1

2


1



2


1


2


1

3


2

1

1

2

1

2

2

2

2

3

2

3


3

2

2


1

1


2


1


3

1



2


2


1


2


2


2

2



1

1


1

1

1


3


3


2


1


1


1


2


1


2

1



2

2

3


2

1

2


1

2


1

2


1



2


1


2

Итого


102

102




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!