СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по общей биологии 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 10-х классов разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования и программы по биологии   для 10 класса общеобразовательных учреждений 10-11 классы /Автор-составитель В.В.Пасечник.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по общей биологии 10 класс»

Рабочая программа

Общая биология (Базовый уровень)

10 класс

Рабочая программа по биологии для 10-х классов разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования и программы по биологии   для 10 класса общеобразовательных учреждений 10-11 классы /Автор-составитель В.В.Пасечник.

Используется учебник: Биология. 10-11 классы. Авторы А.А. Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник.– М.: Дрофа


Программа рассчитана на 35 часов в год (по 1 часу в неделю).


Планируемые предметные результаты обучения


РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ

Учащийся должен уметь:

  • характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;

  • оценивать вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира;

  • выделять основные свойства живой природы и биологических систем;

  • иметь представление об уровневой организации живой природы;

  • приводить доказательства уровневой организации живой природы;

  • представлять основные методы и этапы научного исследования;

  • анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.

РАЗДЕЛ 2. КЛЕТКА

Учащийся должен уметь:

  • характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;

  • характеризовать содержание клеточной теории и понимать ее роль в формировании современной естественно-научной картины мира;

  • знать историю изучения клетки;

  • иметь представление о клетке как целостной биологической системе; структурной, функциональной и генетической единице живого;

  • приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, родства живых организмов;

  • сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, эукариотические и прокариотические клетки, клетки растений, животных и грибов) и формулировать выводы на основе сравнения;

  • представлять сущность и значение процесса реализации наследственной информации в клетке;

  • проводить биологические исследования: ставить опыты, наблюдать и описывать клетки, сравнивать клетки, выделять существенные признаки строения клетки и ее органоидов;

  • пользоваться современной цитологической терминологией;

  • иметь представления о вирусах и их роли в жизни других организмов;

  • обосновывать и соблюдать меры профилактики вирусных заболеваний (в том числе ВИЧ-инфекции);

РАЗДЕЛ 3. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

Учащийся должен уметь:

  • находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зрения;

  • анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.

  • характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки

  • характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;

  • иметь представление об организме, его строении и процессах жизнедеятельности (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение), многообразии организмов;

  • выделять существенные признаки организмов (одноклеточных и многоклеточных), сравнивать биологические объекты, свойства и процессы (пластический и энергетический обмен, бесполое и половое размножение, митоз и мейоз, эмбриональный и постэмбриональный период, прямое и непрямое развитие, наследственность и изменчивость, доминантный и рецессивный) и формулировать выводы на основе сравнения;

  • понимать закономерности индивидуального развития организмов, наследственности и изменчивости;

РАЗДЕЛ 4. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ

Учащийся должен уметь:

  • характеризовать содержание законов Г. Менделя и Т. Х. Моргана и понимать их роль в формировании современной естественно-научной картины мира;

  • решать элементарные генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания; пользоваться современной генетической терминологией и символикой;

  • приводить доказательства родства живых организмов на основе положений генетики и эмбриологии;

  • объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;

  • характеризовать нарушения развития организмов, наследственные заболевания, основные виды мутаций;

  • обосновывать и соблюдать меры профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Базовый уровень

10 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 70/35 ч, из них 4 ч — резервное время)


РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ (4 ч)

Биология как наука. Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественно-научная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): ≪Связь биологии с другими науками≫, ≪Система биологических наук≫, ≪Биологические системы≫, ≪Уровни организации живой природы≫, ≪Свойства живой материи≫, ≪Методы познания живой природы≫. Портреты ученых.

РАЗДЕЛ 2. КЛЕТКА (15 ч)

Цитология — наука о клетке. Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр). М. Шлейден и Т. Шванн —основоположники клеточной теории. Клеточная теория. Роль клеточной теории в формировании современной естественно-научной картины мира. Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Макромолекулы. Биополимеры. Строение клетки. Доядерные и ядерные клетки. Основные части и органоиды эукариотической клетки, их функции. Ядро. Хромосомы. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Многообразие клеток. Соматические и половые клетки. Строение прокариотической клетки. Бактерии. Инфекционные заболевания. Роль бактерий на Земле. Использование бактерий человеком. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Геном. Удвоение молекулы ДНК. Информационная РНК. Генетический код. Биосинтез белка. Жизненный цикл клетки. Деление клетки: митоз, амитоз, мейоз.

Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): ≪Строение молекул белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот≫, ≪Биологические катализаторы≫, ≪Строение и размножение вирусов≫. Модели клетки. Микропрепараты митоз в клетках корешков лука, хромосом. Модели- аппликации, иллюстрирующие деление клеток, расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

Лабораторные и практические работы

«Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».

«Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»

«Сравнение  строения клеток растений и животных»  


РАЗДЕЛ 3. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (4 ч)

Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Образование половых клеток. Оплодотворение. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Особенности эмбрионального развития млекопитающих. Дифференцировка клеток. Стволовые клетки. Причины нарушений развития организмов. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): ≪Многообразие организмов≫, ≪Половое и бесполое размножение≫, ≪Оплодотворение у растений и животных≫, ≪Индивидуальное развитие организмов≫. Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

РАЗДЕЛ 4. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ (6 ч)

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика. Генетическая терминология и символика.

Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследование, сцепленное с полом. Современные представления о гене и геноме. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации, их причины. Мутагены.

Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электроных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): ≪Закономерности наследования≫, ≪Закономерности изменчивости≫, ≪Мутации, их причины≫, ≪Мутагены≫.

Лабораторные и практические работы

Выявление изменчивости организмов, построение вариационного ряда и вариационной кривой. Решение элементарных генетических задач.

РАЗДЕЛ 5. ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА (2 ч)

Методы исследования генетики человека. Влияние мутагенов на организм человека. Проблемы генетической безопасности.

Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.

Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): ≪Методы исследования генетики человека≫, ≪Влияние мутагенов на организм человека≫, ≪Профилактика наследственных заболеваний человека≫.

Лабораторные и практические работы

Выявление мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм. Составление родословных.













ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРВАНИЕ 10класс 35ч. 1ч/нед.


п/п

Тема

Количество часов

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ

2 часа

1

Краткая история развития био­логии. Методы исследования в биологии.

1

2

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.

1

РАЗДЕЛ 2. КЛЕТКА

16 часов

3

Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки. Входной контроль.

1

4

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке.

1

5

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

6

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

7

Строение и функции белков

1

8

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

9

АТФ и другие соединения клетки. 

1

10

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. 

1

11

Строение клетки. ЭПС. Комплекс  Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения Лабораторная работа № 1. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».

1

12

Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.  Лабораторная работа № 2. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание» Лабораторная работа № 3. «Сравнение  строения клеток растений и животных»  

1

13

Неклеточные формы жизни. Вирусы и Бактериофаги.

1

14

Обмен веществ и энергии в клетке. Питание клетки. Промежуточный контроль.

1

15

Энергетический обмен в клетке.

1

16

Пластический обмен в клетке..Фотосинтез. Хемосинтез.

1

17

Генетический код. Транскрипция.

1

18

Синтез белков в клетке. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке. 

1

РАЗДЕЛ 3.Размножение и индивидуальное развитие  организмов

7

19

Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз.

1

20

Мейоз.

1

21

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

1

22

Половое размножение. Развитие половых клеток.

1

23

Оплодотворение.

1

24

Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Эмбриональный  период. Лабораторная работа № 4. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

1

25

Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период.

1

РАЗДЕЛ 4. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ

7

26

История развития генетики. Гибридологический метод

1

27

Моногибридное скрещивание Анализирующее скрещивание. Практическая работа № 1. «Составление простейших схем скрещивания».

1

28

Дигибридное скрещивание.

1

29

Хромосомная теория наследственности.

1

30

Взаимодействие неаллельных генов.

Практическая  работа №2 . «Решение элементарных генетических задач».

1

31

Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола.

1

32

Изменчивость. Виды мутаций.

1

33

Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. 

Практическая работа №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».

1

РАЗДЕЛ 5. ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА

2

34

Методы исследования генетики человека.  Промежуточная аттестация.

1

35

Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности.

1/ 35 ч.



Список литературы.



1. Пасечник В. В., Пакулова В. М., Латюшин В. В. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 кл. – 7-е изд. – Москва: «Дрофа» .

2. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. –М. : Дрофа.

3. Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы». – М.: Издательство «Экзамен».

4. Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Крискунова, В.В. Пасечника «Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень» - 6е изд. – М.: Дрофа.

5. Демьянков Е.Н. ,Соболев А.Н. , Суматохин С.В. Сборник задач по общей биологии. 9-11 классы. – 2 изд. – М.: ВАКО.

6. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы./ –М.; Дро­фа

7. Гончаров О.В. «Генетика. Задачи».-Саратов: Лицей

8. Болгова И.В. «Сборник задач по общей биологии для поступающих в вузы».-М.: ООО «Издательство Оникс»

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).

  2. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school-collection.edu.ru/).

  3. www.bio.nature.ru – научные новости биологии





Критерии оценки


Оценка устных ответов учащихся.

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;

- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

- самостоятельность ответа;

- речевую грамотность, логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

- полностью раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

- раскрыто основное содержание материала;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- ответ самостоятельный;

- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, на всегда последовательно;

- определения понятий недостаточно четкие;

- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

- основное содержание учебного материала не раскрыто;

- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии;


Оценка лабораторных работ


Отметка «5»:

- работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

- самостоятельно и рационально смонтировано необходимое оборудование, все опыты проведены в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдая правила безопасности труда.

- в отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления.

Отметка «4»:

- ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки.

Отметка «3»:

- ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Отметка «2»:

- ставится, если результаты не позволяют сделать правильные выводы, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности труда.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!