СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 10-11 кл . (базовый уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 10-11 кл . (базовый уровень)»

Рабочая программа по обществознанию 10-11 класс



Пояснительная записка



Рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов на базовом уровне составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с учетом авторской программы Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Е.Л. Рутковская. Обществознание. Программы—10-11 классы– М.: Просвещение, 2019.

Данная рабочая программа предполагает использование следующего УМК:

  • Обществознание: учеб. для учащихся 10-11 класс. общеобразовательных учреждений: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Ю. И ,А.Ю. Лазебниковой.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова . – 10-е изд. – М. : «Просвещение», 2019.


Программа рассчитана на 136 часов, со следующим распределением часов по годам обучения / классам: 10 класс- 68 ч., 11 кл- -68 ч.в год



Цели и задачи изучения курса ( базовый уровень)



Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:



  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;



  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;



  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Задачи курса:

  • формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,

  • правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

  • формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

  • овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

  • овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

  • формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

  • формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

  • овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом гражданских и нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений;

  • формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

  • Срок реализации программы 2 года, проводится из расчёта 2 часа в неделю (136 часов за два года обучения), в соответствии с которым и разработана данная рабочая программа для среднего общего образования на базовом уровне.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения курса обществознания являются:

— умение соотносить поступки с принятыми нормами морали;

— умение анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;

— умение различать формы чувственного и рационального познания, пояснять их примерами;

— умение различать абсолютную и относительную истины;

— умение объяснить на конкретных примерах роль мировоззрения в жизни человека;

— умение объяснить взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражение собственного отношения к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;

— умение оценивать правомерное и неправомерное поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;

— умение искать и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приёма в образовательные организации профессионального и высшего образования;

— умение применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами.

Метапредметные результаты изучения обществознания включают следующие умения и навыки:

— умение различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;

— выявление особенностей научного познания;

— выявление связи науки и образования, анализ фактов социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;

— выражение и аргументация собственного отношения к роли образования и самообразования в жизни человека;

— умение применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;

— умение выполнять познавательные задания на использование элементов причинно-следственных связей;

— раскрытие связи между мышлением и деятельностью;

— способность к построению логической цепи рассуждений, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении социальных и правовых проблем;

— умение использовать наглядные формы представления информации в качестве источника социальных и правовых знаний.

Предметные результаты изучения обществознания включают:

— выделение черт социальной сущности человека;

— определение роли духовных ценностей в обществе;

— умение распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;

— умение различать виды искусства;

— выявление сущностных характеристик религии и её роли в культурной жизни;

— выявление роли агентов социализации на основных этапах социализации индивида;

— умение характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

— выявление, анализ, систематизация и оценивание информации, иллюстрирующей многообразие и противоречивость социального развития;

— умение приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;

— формулировка собственных суждений о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрирование проявления различных глобальных проблем;

— сравнивание правовых норм с другими социальными нормами;

— выделение основных элементов системы права;

— выстраивание иерархии нормативных актов;

— выделение основных стадий законотворческого процесса в Российской Федерации;

— умение различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;

— аргументация важности соблюдения норм экологического права и характеристика способов защиты экологических прав;

— раскрытие содержания гражданских правоотношений;

— умение характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;

— умение характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;

— способность иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;

— извлечение и анализ информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ).

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

10 класс

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Человек. Человек в системе общественных отношений Выделять черты социальной сущности человека;

определять роль духовных ценностей в обществе;

распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их

Человек. Человек в системе общественных отношений

  • Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

  • применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в


примерами;

различать виды искусства; соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали; выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни; выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида; раскрывать связь между мышлением и деятельностью;

различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности; выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности; анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия; различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами; выявлять особенности научного познания; различать абсолютную и относительную истины;

иллюстрировать конкретными примерами

роль мировоззрения в жизни человека;

выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;

выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.

учебной деятельности и повседневной жизни;

  • оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;

  • характеризовать основные методы научного познания;

  • выявлять особенности социального познания;

  • различать типы мировоззрений;

  • объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;

  • выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.

Общество как сложная динамическая система

Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость

социального развития; приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы; формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.

Общество как сложная динамическая система

  • Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом; – выявлять, опираясь на

теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы

общественного развития;

  • систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).


Правовое регулирование общественных отношений

  • Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;

  • выделять основные элементы

системы права;

  • выстраивать иерархию нормативных актов;

  • выделять основные стадии

законотворческого процесса в Российской

Федерации;

  • различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;

  • обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;

  • аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;

  • раскрывать содержание гражданских правоотношений; – применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений; – различать организационно-правовые формы предприятий;

  • характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров; – давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;

  • находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;

  • характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;

  • иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;

Правовое регулирование общественных отношений

  • Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;

  • перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;

  • характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ; – ориентироваться в предпринимательских правоотношениях; – выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;

  • применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

  • оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;

  • характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.


  • извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ,

УПК РФ);

  • объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.


11 класс

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Экономика

  • Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества; – конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;

  • объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения; – оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;

  • различать формы бизнеса;

  • извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;

  • различать экономические и бухгалтерские издержки;

  • приводить примеры постоянных и переменных издержек производства; – различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;

  • различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп; – выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;

  • определять причины безработицы,

различать ее виды;

  • высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;

  • объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности,

Экономика

  • Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;

  • выявлять противоречия рынка;

  • раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;

  • раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;

  • обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;

  • различать источники финансирования малых и крупных предприятий;

  • определять практическое назначение основных функций

менеджмента;

  • определять место маркетинга в деятельности организации;

  • применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;

  • оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;

  • раскрывать фазы экономического цикла;

  • высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;

  • извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России.


анализировать собственное потребительское поведение;

  • анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;

  • приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;

  • высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;

  • различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);

  • различать и сравнивать пути достижения экономического роста.


Социальные отношения

  • Выделять критерии социальной стратификации;

  • анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;

  • выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;

  • высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда; – выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;

  • конкретизировать примерами виды социальных норм;

  • характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;

  • различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;

  • определять и оценивать возможную

модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;

Социальные отношения

  • Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;

  • высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;

  • анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;

  • выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов; – толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире; – находить и анализировать социальную информацию о тенденциях

развития семьи в современном обществе;

  • выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;

  • выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;


  • различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;

  • выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения; – характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;

  • характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;

  • характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе; – высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране; – формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;

  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать

познавательные и проблемные задачи;

  • оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.

– анализировать численность

населения и динамику ее изменений в мире и в России.

Политика

  • Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;

  • различать политическую власть и другие виды власти;

  • устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности; – высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;

  • раскрывать роль и функции политической системы;

  • характеризовать государство как центральный институт политической системы;

  • различать типы политических режимов, давать оценку роли

политических режимов различных типов в

Политика

  • Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;

  • выделять основные этапы избирательной кампании;

  • в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях; – отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;

  • самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;

  • характеризовать особенности

политического процесса в России;

  • анализировать основные тенденции

общественном развитии;

  • обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;

  • характеризовать демократическую избирательную систему;

  • различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;

  • устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;

  • определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;

  • конкретизировать примерами роль политической идеологии;

  • раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;

  • формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе; – оценивать роль СМИ в современной политической жизни; – иллюстрировать примерами

основные этапы политического процесса; – различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.

современного политического процесса.





Тематическое планирование по обществознанию для 10–11-х классов составлено с учетом рабочей программы воспитания. Внесены темы, обеспечивающие реализацию целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО через изучение обществознания.

В воспитании обучающихся юношеского возраста таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел.

Выделение данного приоритета связано с потребностью обучающихся в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни.

На уроках обществознания обучающиеся могут приобрести:

- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;

- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;

- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;

- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

- развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

- развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

- развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.























Содержание курса обществознания 10-11 классы

Тема 1. Человек в обществе (18 ч)

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Особенности социальной системы. Динамика общественного развития. Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира. Проблема общественного прогресса. Социальная сущность человека.

Биологическое и социальное в человеке. Социальные качества человека.

Самосознание и самореализация. Деятельность – способ существования людей. Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности и еѐ мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Познавательная и коммуникативная деятельность. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и еѐ критерии. Особенности научного познания. Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания. Единство свободы и ответственность личности. Современное общество. Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство. Глобальная информационная экономика. Социально-политическое измерение информационного общества. Международный терроризм: понятие и признаки. Глобализация и международный терроризм. Идеология насилия. Противодействие международному терроризму.

Тема 2. Общество как мир культуры (17ч)

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: массовая, народная и элитарная. Диалог культур.

Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Мораль и религия. Мораль, еѐ категории. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Религия, еѐ роль в жизни общества. Религия и религиозные организации в современной России. Искусство. Искусство, его формы и функции. Массовая культура.

Характерные черты массовой культуры. Средства массовой информации.

Тема 3. Правовое регулирование общественных отношений. (26ч)

Нормативный подход к праву. Естественно-правовой подход к праву. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Право в системе социальных норм. Основные признаки права. Право и мораль. Система права. Норма права. Отрасль права. Источники права. Виды нормативных актов. Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. Законотворческий процесс в РФ. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Систему судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Предпосылки правомерного поведения Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Гражданское право. Семейное право. Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Трудовые правоотношения. Социальное обеспечение и социальная защита. Профессиональное образование. Экологическое право. Процессуальные отрасли права. Гражданский процесс. Арбитражный процесс. Уголовный процесс. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека. Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.

Заключение. Человек в 21 веке (7ч)

Человек в 21 в. Человек и ценности современного общества

.

11 класс

Тема 1. Экономическая жизнь общества (26ч)

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика.

Экономика: наука и хозяйство.

Экономический рост и развитие. Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Факторы экономического роста. Экономическое развитие. Причины циклического развития.

Рыночные отношения в экономике. Рынок в жизни общества. Рыночная экономика. Законы спроса и предложения. Рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Современная рыночная система.

Фирма в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Правовые основы предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Слагаемые успеха в бизнесе. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Экономика и государство. Экономические функции государства.

Инструменты регулирования в экономике. Денежно-кредитная

(монетарная) политика. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика.

Финансы в экономике. Банковская система. Финансовые институты.

Виды, причины и последствия инфляции.

Занятость и безработица. Рынок труда. Причины и виды безработицы.

Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Международная торговля. Глобальные проблемы экономики.

Экономическая культура. Экономические отношения и интересы.

Экономическая свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и деятельности. Рациональное поведение участников экономической деятельности.

Тема 2. Социальная сфера. (16ч)

Социальна структура общества. Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные интересы.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальный контроль. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Преступность.

Нации и межнациональные отношения. Россия – многонациональное общество и единый народ. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Пути межнационального сближения. Национальная политика в России.

Семья и быт. Семья как социальный институт. Функции семьи. Семья в современном обществе. Бытовые отношения.

Гендер-социальный пол. Гендерные стереотипы и роли. Гендер и социализация. Гендерные отношения в современном обществе.

Молодѐжь в современном обществе. Молодѐжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодѐжная субкультура.

Демографическая ситуация в современной России. Изменение численности населения России. Возрастной состав населения. Рождаемость и смертность. Миграция.

Тема 3. Политическая жизнь общества. (21 ч)

Политика и власть. Политическая деятельность и общество. Политическая сфера и политические институты. Политические отношения. Политическая власть.

Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политический режим.

Демократические перемены в России.

Гражданское общество и правовое государство. Сущность правового государства. Гражданское общество. Местное самоуправление.

Демократические выборы. Избирательная система. Типы избирательных систем. Избирательная кампания.

Политические партии и партийные системы. Понятие политической партии и движения. Типология и функции политических партий. Типы партийных систем.

Политическая элита и политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства.

Политическое сознание. Обыденное и теоретическое сознание.

Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. Средства массовой информации и политическое сознание.

Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм, его опасность. Регулирование политического поведения.

Политический процесс и культура политического участия. Сущность и этапы политического процесса. Политические участники. Политическая культура.

Заключение. Взгляд в будущее. (5ч)

Взгляд в будущее. Общество перед лицом угроз и вызовов 21 в. Возможная альтернатива. Постиндустриальное (информационное) общество.



























Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию

(устный, письменный ответ)

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

  • логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;

  • сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;

  • сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;

  • применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;  

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся  

  • продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;  

  • верно освятил тему вопроса, но недостаточно полно ее раскрыл;  

  • продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;  

  • не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;

  • дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;

  • дал ответы на уточняющие вопросы.

  Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

  • демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;

  •  делает элементарные выводы;

  • путается в терминах;

  • не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;

  • не может аргументировать собственную позицию;

  •  затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;

  • справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся  

  • не увидел проблему, не смог ее сформулировать;

  • не раскрыл проблему;

  • представил информацию не в контексте задания;

  • или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).



Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по обществознанию

Отметка / Содержание

«2»

«3»

«4»

«5»

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена.  В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

Применение и проблемы

Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.



















Учебно-методическое обеспечение.

  • Обществознание. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ А.Ю. Лазебникова, Н.И. Рутковская.- М: Просвещение, 2019.

  • Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 10 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций: базовый уровень/[Л. Н. Боголюбов и др.].-М. Просвещение,2020.

  • Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 11 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций: базовый уровень/[Л. Н. Боголюбов и др.].-М. Просвещение,2020.

  • Обществознание : учеб. для учащихся 10 класс. общеобразовательных учреждений : базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Ю. И ,А.Ю. Лазебниковой.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова . – 10-е изд. – М. : «Просвещение», 2019.

  • Обществознание : учеб. для учащихся 11 класс. общеобразовательных учреждений : базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Ю. И ,А.Ю. Лазебниковой.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова . – 10-е изд. – М. : «Просвещение», 2019.

  • Обществознание. 10 кл.: поурочные планы по учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова: / сост. С.Н. Степанько.- Волгоград: Учитель, 20

Дополнительная литература для ученика и учителя.

Алексеев. Д. Краткий справочник по обществознанию / Д. Алексеев. –СПб,2013.

Анишина В.И. Обществознание без шпаргалки: учеб. пособие для школьников и абитуриентов/ В. И. Анишина, С.А. Засорин.- М.,2008.

Барабанов В.В. Справочник школьника. Обществознание/ В.В. Барабанов, И.П. Насонова- СПб., 2013.

Бочков Б.А. Обществознание: 100 вопросов и ответов / Б.А. Бочков, Н. А. Федоров- М.,2006.

Брандт М.Ю. Обществознание: понятия и термины/ Брандт М.Ю.-М., 2014.

Волков Ю.Г. Человек: энциклопедический словарь/ Волков Ю.Г, В.С. Поликарпов –М., 2000.

Домашек Е.В. Все темы по обществознанию: мини- справочник/ Е.В.Домашек.-М.,2015.

Домашек Е.В. Обществознание в таблицах и схемах / Домашек Е.В,О.В. Вильчинская , А.В. Чагина.- Ростов-нааа-Дону,2013.

Калачева Е.Н. ГИА.Практикум по обществознанию. Подготовка к выполнению заданий уровня В и С/Е.Н.Калачева.-М.,2014.

Клименко А.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы /А В. Клименко, В.В.Румынина- М.,2010.

Лазебникова А.Ю. ЕГЭ. Обществознание. Полный курс. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ /А.Ю.Лазебникова, М.Ю.Брандт.-М.,2017.

Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/под ред. П.А. Баранова ,А.В.Воронцова , С.В.Шевченко.- М.,2010.

Черникин П.А. обществознание в впросах и ответах /П.А. Черникин.-М.,2016.

Школьный словарь по обществознанию. 10-11 классы/под ред. Л.Н.Боголюбова, Ю.И. Аверьянова.- М., 2016.