Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Пудемская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании
методического объединения
«___» ____________ 2020 г.
Согласовано с заместителем
Директора по УВР
«___» ____________ 2020 г.
_______________________
Принято на заседании
педагогического совета школы
«___» ___________ 2020 г.
протокол № ____
Утверждено
Приказом № _____
от «____» ________2020 г.
Директор школы ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Обществознание»
10 класс
Составитель: Сунгурова Ирина Алексеевна
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы среднего общего образования по обществознанию, программы курса «Обществознание» Л.Н.Боголюбов (10 – 11 класс). Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Тематическое планирование рассчитано на базовый уровень изучения обществознания, содержание тематического планирования и его структура соответствуют содержанию и структуре УМК.
Личностные результаты отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-
оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективноразрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-
познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
"Обществознание" (базовый уровень) - требования к предметным результатам
освоения интегрированного учебного предмета "Обществознание" должны отражать:
1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся
системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных
перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений
поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Учебный предмет «Обществознание» знакомит обучающихся с основами жизни общества, с комплексом социальных, общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах. Учебный предмет «Обществознание» является интегративным, включает достижения различных наук (философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведения, философии), что позволяет представить знания о человеке и обществе не односторонне с позиции какой-либо одной науки, а комплексно. Данный подход способствует формированию у обучающихся целостной научной картины мира.
Содержание учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего образования обеспечивает преемственность по отношению к содержанию учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования путем углубленного изучения ранее изученных объектов, раскрытия ряда вопросов на более высоком теоретическом уровне, введения нового содержания, расширения понятийного аппарата, что позволит овладеть относительно завершенной системой знаний, умений и представлений в области наук о природе, обществе и человеке, сформировать компетентности, позволяющие выпускникам осуществлять типичные социальные роли в современном мире.
Задачами реализации программы учебного предмета «Обществознания» на уровне среднего общего образования являются:
формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом гражданских и нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений;
формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Программа учебного предмета «Обществознание» (включая экономику и право) для базового уровня среднего общего образования составлена на основе модульного принципа построения учебного материала, не задает последовательности изучения материала, распределения его по классам, не определяет количество часов на изучение учебного предмета.
Программа учебного предмета «Обществознание» определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.
Человек. Человек в системе общественных отношений
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. Мораль. Нравственная культура. Искусство, его основные функции. Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности социального познания. Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Общество как сложная динамическая система
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция. Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Правовое регулирование общественных отношений
Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы предприятий. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.
Содержание учебного предмета «Обществознание» в 10 классе
Наименование раздела | Содержание |
Человек в обществе | Общество как сложная система. Особенности социальной системы. Общество как сложная динамически развивающаяся система. Социальные институты. Социальная система. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Общество как сложная система. Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира. Проблема общественного прогресса. Понятие общественного прогресса. Эволюция и революция как формы социального изменения. Социальная сущность человека. Биологическое и социальное в человеке. Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Деятельность – способ существования людей. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Современное общество. Глобализация как явление современности. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Урок-практикум «Человек в обществе» |
Общество как мир культуры | Духовная культура общества. Понятие «духовная культура». Многообразие культур. Духовный мир личности. Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Религия и религиозное мировоззрение. Мораль. Как и почему возникла мораль. Наука и образование. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Образование в современном обществе. Образование как система. Религия и религиозные организации. Особенности религиозного сознания. Религия как общественный институт. Искусство. Что такое искусство. Массовая культура. Характерные черты массовой культуры. Урок-практикум «Общество как мир культуры». |
Правовое регулирование общественных отношений | Современные подходы к пониманию права. Нормативный подход к праву. Право в системе социальных норм. Система российского права. Основные признаки права. Право и мораль. Система права. Источники права. Основные источники (формы) права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Правоотношения и правонарушения. Развитие права в современной России. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание и структура правосознания. Гражданин Российской Федерации. Гражданство в Российской Федерации. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Трудовые правоотношения. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Процессуальные отрасли права. Гражданский процесс. Уголовный процесс и его участники. Конституционное судопроизводство. Судьи Конституционного Суда. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Полномочия международного уголовного суда. Правовые основы антитеррористической политики Российского государства. Правовая база противодействия терроризму в России. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономической политики России. Урок-практикум «Правовое регулирование общественных отношений» |
Тематическое планирование
№ уро ка | Поурочное планирование (раздел, тема урока) | Колво часов |
Раздел 1. Человек в обществе (21 ч ) |
1 | Общество как сложная система. Особенности социальной системы. | 1 |
2 | Общество как сложная система. Особенности социальной системы. | 1 |
3 | Общество как сложная динамически развивающаяся система. | 1 |
4 | Социальные институты. | 1 |
5 | Социальная система. | 1 |
6 | Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. | 1 |
7 | Общество как сложная система. Многовариантность общественного развития. | 1 |
8 | Целостность и противоречивость современного мира | 1 |
9 | Проблема общественного прогресса. Понятие общественного прогресса. | 1 |
10 | Эволюция и революция как формы социального изменения. | |
11 | Социальная сущность человека. Биологическое и социальное в человеке. Социальные группы. | 1 |
12 | Социальная стратификация. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль | 1 |
13 | Деятельность – способ существования людей. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. | 1 |
14 | Познавательная и коммуникативная деятельность. Основные формы познания. Виды человеческих знаний. | 1 |
15 | Мировоззрение. Философия. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. | 1 |
16 | Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. | 1 |
17 | Свобода и необходимость деятельности человека. Свобода и ответственность. | 1 |
18 | Современное общество. Глобализация как явление современности. | 1 |
19 | Глобальная угроза международного терроризма. Международный терроризм. | 1 |
20 | Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века | 1 |
21 | Урок-практикум «Человек в обществе» | 1 |
Раздел 2. Общество как мир культуры (13 ч.) |
22 | Духовная культура общества. | 1 |
23 | Многообразие культур. | 1 |
24 | Духовный мир личности. Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности | 1 |
25 | Мировоззрение и его роль в жизни человека. Религия и религиозное мировоззрение | 1 |
26 | Мораль. | 1 |
27 | Как и почему возникла мораль. | 1 |
28 | Наука и образование. Основные особенности научного мышления. | 1 |
29 | Естественные и социально-гуманитарные науки. | 1 |
30 | Образование в современном обществе. Образование как система | 1 |
31 | Религия и религиозные организации. Особенности религиозного сознания. Религия как общественный институт | 1 |
32 | Искусство. Что такое искусство. | 1 |
33 | Массовая культура. Характерные черты массовой культуры | 1 |
34 | Урок-практикум «Общество как мир культуры» | 1 |
Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений (34 ч.) |
35 | Современные подходы к пониманию права | 1 |
36 | Нормативный подход к праву | 1 |
37 | Право в системе социальных норм. Система российского права. | 1 |
38 | Основные признаки права. Право и мораль. Система права. | 1 |
39 | Источники права. Основные источники (формы) права. | 1 |
40 | Законотворческий процесс в Российской Федерации. | 1 |
41 | Урок-практикум по теме «Законотворческий процесс в Российской Федерации» | 1 |
42 | Правоотношения и правонарушения. | 1 |
43 | Развитие права в современной России | 1 |
44 | Предпосылки правомерного поведения. Правосознание и структура правосознания | 1 |
45 | Гражданин Российской Федерации. Гражданство в Российской Федерации. | 1 |
46 | Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков | 1 |
47 | Гражданское право. Субъекты гражданского права. | 1 |
48 | Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. | 1 |
49 | Урок-практикум по теме «Гражданское право. Субъекты гражданского права» | 1 |
50 | Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. | 1 |
51 | Правовое регулирование отношений супругов. | 1 |
52-53 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Трудовые правоотношения. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | 2 |
54 | Урок-практикум по теме «Трудовые правоотношения» | 1 |
55 | Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. | 1 |
56 | Экологические правонарушения. | 1 |
57 | Процессуальные отрасли права Гражданский процесс. | 1 |
58 | Уголовный процесс и его участники. | 1 |
59 | Конституционное судопроизводство. | 1 |
60 | Судьи Конституционного Суда | 1 |
61 | Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. | 1 |
62 | Полномочия международного уголовного суда. | 1 |
63 | Правовые основы антитеррористической политики Российского государства. | 1 |
64 | Правовая база противодействия терроризму в России | 1 |
65 | Глобальные экономические проблемы. | 1 |
66 | Особенности современной экономической политики России. | 1 |
67 | Урок-практикум «Правовое регулирование общественных отношений» | 1 |
68 | Контрольно-обобщающий урок по курсу обществознания в 10 классе | 1 |
| ИТОГО | 68 |
Урок - практикум по теме «Человек в обществе»
1. 1.Запишите слово, пропущенное в таблице.
Сферы общества | Элементы |
Экономическая | Фирмы, банки, рынки и т.д. |
……………….. | Государство, политические партии, организации |
2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.
Социальная революция, экономическая реформа, общественный прогресс, социальная динамика, коренные преобразования.
3. Найдите в приведённом ниже списке черты, присущие научному пониманию истины.
1) знание, выраженное в доступной форме
2) знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом
3) знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека
4) знание, соответствующее интересам субъекта
5) знание, имеющее широкие возможности для распространения
6) знание, которое разделяет большинство людей
4. Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ
А) постепенное истощение запасов нефти и металлов | ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ |
Б) активизация деятельности экстремистских групп (захват заложников, подготовка и проведение взрывов в местах массового скопления людей) В) быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки Г) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран Д) рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств | 1) угроза мирового терроризма 2) угроза экологического кризиса 3) проблема «Север — Юг» |
5 . Иван поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Он занимается в художественной студии, создаёт собственные небольшие работы, участвует в различных выставках. Много внимания Иван уделяет изучению математики, увлекается черчением. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Иваном цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) поступление в институт 2) занятия в художественной студии
3) изучение математики 4) получение профессии архитектора
5) опыт создания собственных работ 6) выбор профессии
6. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека предполагает возможность реализации им своих интересов и потребностей.
Б. Единственным ограничением свободы человека являются его моральные принципы.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Под ________(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и ________(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ________(В), для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ________(Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:1) постиндустриальное общество 2)отношение 3)традиционное общество 4)эволюция 5)революция 6)подъем 7)прогресс 8) регресс 9)простая форма
8. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный прогресс».
1) реформа 2) эволюция 3) революция 4) застой 5) скачок 6) спад
9 . Покажите на трех примерах тесную связь общества и природы. Сначала укажите в чем заключается взаимосвязь, затем пример её иллюстрирующий. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
10. В стране Z наблюдается компьютеризация и информатизация общества. Большое количество людей заняты в сфере услуг. Какой тип общества складывается в стране Z? Назовите любые другие три признака, позволяющие сделать такой вывод.
Ответы:
1.политическая
2. социальная динамика
3. 23
4. 21332.
5. 235
6. 1
7. 7, 9, 8, 2, 6, 1.
8. 46
9. Пояснение.
Правильный ответ может содержать примеры:
1) природные условия обусловливают занятия людей (например, у японцев традиционно развита рыбная ловля);
2) полезные ископаемые, их наличие или отсутствие, их разработка во многом определяют состояние экономического развития (например, Россия является одним из ведущих экспортеров нефти и газа в европейские страны. Доходы от этого составляют до трети её бюджета);
3) природные катаклизмы могут нанести огромный ущерб обществу (например, цунами в Японии разрушило несколько прибрежных городов и привело к смерти нескольких сотен человек).
10. Пояснение.
1) В стране Z складывается постиндустриальный тип общества.
2) Другие признаки:
1. Происходит информатизация и гуманизация процесса обучения. Возрастает популярность дистанционного обучения.
2. Растет удельная доля среднего класса в структуре населения.
3. Резко возрастает роль науки и образования в жизни общества.
Урок-практикум к главе «Общество как мир культуры»
1.Найдите в приведенном ниже списке отличительные признаки народной культуры. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Произведения создаются поколениями людей.
2)Произведения создаются для продажи и получения прибыли.
3)Многие произведения сохраняются и передаются в устной традиции.
4)Произведения отражают реакцию общества на происходящие события.
5)Произведения создаются и транслируются в виртуальном мире.
6)Произведения широко рекламируются в СМИ.
2. Выберите верные суждения о культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Культура-это все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты.
2)К духовной культуре относят экономику, религию и мораль.
3)В развитии культуры отмечают такие тенденции, как преемственность и новаторство.
4)Произведения элитарной культуры предъявляют высокие требования к общекультурному уровню потребителя.
5)Массовая культура, как правило, создается коллективной творческой деятельностью народа, отражает его жизнь и традиции.
3.Выберите верные суждения о роли науки в современном мире и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития.
2)Прогностическая функция науки позволяет предвидеть последствия изменений мира.
3)Наука и образование в современном обществе существуют обособленно друг от друга.
4)Наука позволяет человеку выстроить знания о мире в целостную систему.
5)Наука, как и другие формы духовной культуры, вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания о действительности.
4.Выберите верные суждения о религии и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Религия дает свое объяснение событий, явлений окружающего мира.
2)Религия выполняет воспитательную функцию.
3)Религия, в отличие от других форм духовной культуры, выполняет эстетическую функцию.
4)Религия помогает верующему решать его психологические проблемы.
5)Религия может объединить людей для решения какой-то значимой проблемы.
5.Установите соответствие между характеристиками и видами(разновидностями) культуры: к каждой позиции, данной в правом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Характеристики
А)отражение жизни, воззрений,
ценностей определенного этноса.
Б)коллективность творческих процессов
В)стандартизация содержания
Г)ориентация на запросы потребителя
Д)анонимность произведений
Виды(разновидности)культуры
1)массовая культура
2)народная культура
6. Установите соответствие между отличительными признаками и формами (областями)культуры: к каждой позиции, данной в правом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Отличительные признаки
А)стремление к получению достоверной
информации о мире
Б)Обоснованность предположений
В)ярко выраженный субъективный
Характер
Г)образность и наглядность
Д)комплексное описание объекта
Формы (области)культуры
1)наука
2)искусство
7. Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Искусство влияет на мировоззрение личности.
2)Искусство призвано дать теоретические объяснения общественным явлениям.
3)Искусство помогает восстановить душевную гармонию, реализовать творческий потенциал.
4)Искусство помогает привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам.
5)Роль искусства проявляется в оппонировании научным открытиям.
8.Найдите в приведенном списке отличительные признаки мировых религий. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)огромное число последователей во всем мире.
2)активное стремление обратить в сою веру лиц другого исповедания
3)вера в чудо, в сверхъестественные силы.
4)Наличие культа, обрядов, религиозных традиций.
5)космополитизм.
9.Найдите в приведенном ниже списке черты отличия искусства от науки. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)использование художественных образов
2)обоснованность используемых методов
3)обращение к эмоциям человека
4)эстетическое отражение окружающей жизни
5)вера во влияние сверхъестественных сил на человека и общество
6)оценка поступков людей в категориях добра и зла.
10.Заполните пропуск в таблице.
ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ РЕЛИГИИ |
Элементы религии | Признаки |
Религиозное сознание | Вера в существование сверхъестественных сил |
| Система ритуалов, обрядов, связанных с верой |
11.Установите соответствие между признаками и уровнями научного познания (исследования): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) доказательство выводов
Б) сбор фактов
В) описание наблюдаемых явлений
Г) формулирование научной концепции
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1) эмпирический
2) теоретический
Д) выдвижение гипотез
12.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Организация наблюдений;
2) проведение экспериментов;
3) применение методов;
4) построение теорий;
5) выдвижение гипотез.
13.Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира.
1) теоретическое обобщение фактов
2) констатация протекания отдельных событий
3) образность и оригинальность отражения объективной реальности
4) стремление к достоверному, истинному знанию
5) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин
14. Укажите в приведенном перечне эмпирические методы научного познания
1) Ученые‑вулканологи наблюдают за активностью вулкана
2) Ученые‑историки выдвинули гипотезу происхождения названия народа от прибалтийского племени.
3) Экономисты теоретически обосновали перспективы развития глобальной экономики.
4) Экологи провели при помощи специального зонда замер прозрачности вод озера Байкал.
5) Опытно‑экспериментальным путем специалисты в области генной инженерии выявили ген, способствующий появлению заболевания.
15.Ученые лаборатории ведут исследования в области физики твердого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности?
1) опора на данные наблюдений
2) экспериментальное подтверждение выводов
3) учет накопленного опыта
4) использование форм рационального познания
5) разработка обоснованных теорий
6) применение строго определенных понятий
16. Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
A) экологи предупредили об опасном загрязнении вод озера
Б) учёные разработали новую конструкцию самолета и организовали производство
B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на 2015–2025 года
Г) поля агрофирмы засеяли пшеницей, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей
Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара
Е) учёные‑фармацевты следят за качеством производимого лекарственного препарата
ФУНКЦИИ НАУКИ
1) производственная
2) прогностическая
17.Установите соответствие между функциями науки и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) показывает возможные направления развития общества
Б) предлагает рекомендации по преодолению экологических проблем
В) способствует построению целостной системы взглядов на мир
Г) помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии
Д) позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира
ФУНКЦИИ НАУКИ
1) мировоззренческая
2) прогностическая
18. Найдите в приведённом списке проявления тенденции гуманизации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение количества учебных предметов
2) сокращение времени изучения естественных наук
3) ориентация на интересы и склонности ученика
4) применение технологий, сберегающих здоровье
5) особое внимание нравственному воспитанию
6) компьютеризация образовательного процесса
19. Найдите в приведённом ниже списке характеристики процесса гуманитаризации образования.
1) учёт индивидуальных особенностей школьников
2) сокращение учебного времени на музыкальное образование
3) компьютеризация образовательного процесса
4) преподавание курса «Политология» на факультетах по техническим специальностям
5) повышение внимания к изучению иностранных языков
6) введение дополнительного курса по истории культуры
20. Российская Федерация – светское государство. Какие из перечисленных положений раскрывают смысл этого конституционного принципа?
1) Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2) Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3) Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
4) В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
5) Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
6) Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
21. В стране N обострились межконфессиональные отношения. Какие факты свидетельствуют о том, что в государстве N не реализуется принцип свободы совести?
1) Конституция не закрепляет статус одной из религий в качестве государственной.
2) Представители религиозных меньшинств не имеют права занимать государственные должности.
3) Представители религиозного большинства не имеют права переходить в другие конфессии.
4) Государство не оказывает финансовую поддержку религиозным организациям.
5) Представители религиозных меньшинств не имеют права строить культовые здания в столице государства.
6) В стране не запрещено создание политических партий по религиозному принципу.
22. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Моральные оценки поступков позволяют оценивать их как хорошие или дурные, приносящие добро или причиняющие зло и заслуживающие _____ (А). К основным _____ (Б) и ценностям относятся: доброта, чувство долга, _____ (В), справедливость и т. п. Ориентируясь на них, мы даём оценку своих и чужих поступков с моральной точки зрения.
Моральные нормы наряду с _____ (Г) являются основными регуляторами поведения людей в обществе. Мораль – это, прежде всего, _____ (Д) поведения человека, основанный на его воле, долге, совести. Она присуща не только отдельным личностям, но и _____ (Е), которое также оперирует категориями морали, даёт моральные оценки».
Список терминов:
1)моральные категории 2) производство
3) порицание
4) активность
5) совесть
6)внутренний регулятор
7) польза
8)общественное мнение
9)право
Ответы:
1-134
2-134
3-124
4-1245
5-22112
6-11221
7-134
8-125
9-134
10-культ – 1 балл
11-21122
12-3- 1 балл
13-145
14-145
15-256
16-212121
17-22112
18-345
19-456
20-13
21-235
22-315968
Критерии:
21-28-«3»
29-36-«4»
37-42-«5»
Задания по теме «Законотворческий процесс в РФ».
Задание 2.Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
1)обсуждение законопроекта в парламенте | 4)законодательная инициатива |
2)законотворческий процесс | 5)парламентские слушания |
3)отклонение законопроекта | |
Задание 18.Установите соответствие между действиями, направленными на создание закона, и стадиями законотворческого процесса, на которых эти действия осуществляются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ ЗАКОНА | | СТАДИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА |
A) обращение в органы представительной государственной власти с предложениями по совершенствованию законодательства Б) возбуждение перед законодательной инстанцией вопроса об изменении закона B) заслушивание доклада о внесенном законопроекте Г) чтения по законопроекту на заседании палат представительного органа Д) внесение в законодательную инстанцию готового законопроекта | | 1) законодательная инициатива 2) обсуждение законопроекта |
Задание 19.1 Во время экскурсии в районную управу учащиеся 10 класса познакомились с работой органа местного самоуправления. Какие из функций и особенностей местного самоуправления названы ниже? Выберите из приведённого списка положения, отражающие функции и черты местного самоуправления, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Органы местного самоуправления назначаются городской администрацией.
2) Органы местного самоуправления могут устанавливать местные налоги и сборы.
3) Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения.
4) Гражданам предоставляются равные права на осуществление местного самоуправления.
5) Органы местного самоуправления обладают законодательной властью.
6) Органы местного самоуправления входят в систему органов государственной власти.
Задание 19.2 Инициативная группа депутатов выступила с законодательной инициативой о введении прогрессивной шкалы подоходного налога. Какие из перечисленных субъектов политической деятельности должны обязательно принять участие в рассмотрении, чтобы она смогла стать законом?
1) Совет Федерации Российской Федерации
2) Конституционный Суд Российской Федерации
3) Общественная палата Российской Федерации
4) Правительство Российской Федерации
5) Федеральная налоговая служба
6) Президент Российской Федерации
Задание 20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Для того чтобы правило поведения стало юридической нормой, оно должно быть облечено в определённую правовую форму. Это происходит в результате ___________(А) государства. С её помощью воля законодателя находит своё выражение в нормативном правовом акте и становится обязательной для исполнения. Под источниками (формами) права в юридической науке обычно понимают ___________(Б) выражения правотворческой деятельности государства, т.е. акты ___________(В) государственных органов, устанавливающих нормы права. К таким органам относятся, например, ___________(Г),правительство и др.
К источникам права относят не только нормативные правовые акты, но и правовые обычаи, судебные и административные прецеденты, нормативные договоры. Под правовым обычаем понимают нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании общества ___________(Д). Юридический прецедент имеет значение источника права в том случае, когда признаётся, что решение по конкретному делу может стать ___________(Е) для разрешения всех подобных случаев на будущее время».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) обязательное значение | 2) правотворческая деятельность | 3) гражданское общество |
4) компетентный | 5) государственный аппарат | 6) правило |
7) парламент | 8) законодательство | 9) внешние формы |