СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию. 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию (предназначена для учащихся 10 класса)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию. 10 класс»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Пудемская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании

методического объединения

«___» ____________ 2020 г.

Согласовано с заместителем

Директора по УВР

«___» ____________ 2020 г.

_______________________

Принято на заседании

педагогического совета школы

«___» ___________ 2020 г.

протокол № ____

Утверждено

Приказом № _____

от «____» ________2020 г.

Директор школы ____________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Обществознание»

10 класс

Составитель: Сунгурова Ирина Алексеевна

























2020-2021 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для 10 класса разработана на основе

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы среднего общего образования по обществознанию, программы курса «Обществознание» Л.Н.Боголюбов (10 – 11 класс). Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Тематическое планирование рассчитано на базовый уровень изучения обществознания, содержание тематического планирования и его структура соответствуют содержанию и структуре УМК.

Личностные результаты отражают:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему

народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою

Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение

государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского

общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с

общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и

способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,

взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих

ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и

технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,

потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-

оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,

употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и

психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение

оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации

собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как

возможности участия в решении личных, общественных, государственных,

общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния

социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного

принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы

деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной

деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективноразрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-

познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой

информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных

источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных

технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и

организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники

безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных

институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие

стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать

свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.


Предметные результаты


"Обществознание" (базовый уровень) - требования к предметным результатам

освоения интегрированного учебного предмета "Обществознание" должны отражать:

1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся

системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,

иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных

перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,

прогнозировать последствия принимаемых решений;

7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений

поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.


Учебный предмет «Обществознание» знакомит обучающихся с основами жизни общества, с комплексом социальных, общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах. Учебный предмет «Обществознание» является интегративным, включает достижения различных наук (философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведения, философии), что позволяет представить знания о человеке и обществе не односторонне с позиции какой-либо одной науки, а комплексно. Данный подход способствует формированию у обучающихся целостной научной картины мира.

Содержание учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего образования обеспечивает преемственность по отношению к содержанию учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования путем углубленного изучения ранее изученных объектов, раскрытия ряда вопросов на более высоком теоретическом уровне, введения нового содержания, расширения понятийного аппарата, что позволит овладеть относительно завершенной системой знаний, умений и представлений в области наук о природе, обществе и человеке, сформировать компетентности, позволяющие выпускникам осуществлять типичные социальные роли в современном мире.

Задачами реализации программы учебного предмета «Обществознания» на уровне среднего общего образования являются:

    • формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

    • формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

    • овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

    • овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

    • формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

    • формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

    • овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом гражданских и нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений;

    • формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Программа учебного предмета «Обществознание» (включая экономику и право) для базового уровня среднего общего образования составлена на основе модульного принципа построения учебного материала, не задает последовательности изучения материала, распределения его по классам, не определяет количество часов на изучение учебного предмета.

Программа учебного предмета «Обществознание» определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.

Человек. Человек в системе общественных отношений

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. Мораль. Нравственная культура. Искусство, его основные функции. Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности социального познания. Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Общество как сложная динамическая система

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция. Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

Правовое регулирование общественных отношений

Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы предприятий. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.

Содержание учебного предмета «Обществознание» в 10 классе

Наименование раздела

Содержание

Человек в обществе

Общество как сложная система. Особенности социальной системы. Общество как сложная динамически развивающаяся система. Социальные институты. Социальная система. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Общество как сложная система. Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира. Проблема общественного прогресса. Понятие общественного прогресса. Эволюция и революция как формы социального изменения. Социальная сущность человека. Биологическое и социальное в человеке. Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Деятельность – способ существования людей. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Современное общество. Глобализация как явление современности. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Урок-практикум «Человек в обществе»

Общество как мир культуры

Духовная культура общества. Понятие «духовная культура». Многообразие культур. Духовный мир личности. Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Религия и религиозное мировоззрение. Мораль. Как и почему возникла мораль. Наука и образование. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Образование в современном обществе. Образование как система. Религия и религиозные организации. Особенности религиозного сознания. Религия как общественный институт. Искусство. Что такое искусство. Массовая культура. Характерные черты массовой культуры. Урок-практикум «Общество как мир культуры».

Правовое регулирование общественных отношений

Современные подходы к пониманию права. Нормативный подход к праву. Право в системе социальных норм. Система российского права. Основные признаки права. Право и мораль. Система права. Источники права. Основные источники (формы) права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Правоотношения и правонарушения. Развитие права в современной России. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание и структура правосознания. Гражданин Российской Федерации. Гражданство в Российской Федерации. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Трудовые правоотношения. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Процессуальные отрасли права. Гражданский процесс. Уголовный процесс и его участники. Конституционное судопроизводство. Судьи Конституционного Суда. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Полномочия международного уголовного суда. Правовые основы антитеррористической политики Российского государства. Правовая база противодействия терроризму в России. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономической политики России. Урок-практикум «Правовое регулирование общественных отношений»



Тематическое планирование

уро

ка

Поурочное планирование (раздел, тема урока)

Колво часов

Раздел 1. Человек в обществе (21 ч )

1

Общество как сложная система. Особенности социальной системы.

1

2

Общество как сложная система. Особенности социальной системы.

1

3

Общество как сложная динамически развивающаяся система.

1

4

Социальные институты.

1

5

Социальная система.

1

6

Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.

1

7


Общество как сложная система. Многовариантность общественного развития.

1

8

Целостность и противоречивость современного мира

1

9

Проблема общественного прогресса. Понятие общественного прогресса.

1

10

Эволюция и революция как формы социального изменения.


11

Социальная сущность человека. Биологическое и социальное в человеке. Социальные группы.

1

12

Социальная стратификация. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль

1

13

Деятельность – способ существования людей. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.

1

14

Познавательная и коммуникативная деятельность. Основные формы познания. Виды человеческих знаний.

1


15

Мировоззрение. Философия. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии.

1

16

Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.

1

17

Свобода и необходимость деятельности человека. Свобода и ответственность.

1

18

Современное общество. Глобализация как явление современности.

1

19


Глобальная угроза международного терроризма. Международный терроризм.

1

20

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века

1

21

Урок-практикум «Человек в обществе»

1

Раздел 2. Общество как мир культуры (13 ч.)

22

Духовная культура общества.

1

23

Многообразие культур.

1

24

Духовный мир личности. Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности

1

25

Мировоззрение и его роль в жизни человека. Религия и религиозное мировоззрение

1

26

Мораль.

1

27

Как и почему возникла мораль.

1

28

Наука и образование. Основные особенности научного мышления.

1

29

Естественные и социально-гуманитарные науки.

1

30

Образование в современном обществе. Образование как система

1

31

Религия и религиозные организации. Особенности религиозного сознания. Религия как общественный институт

1

32

Искусство. Что такое искусство.

1

33

Массовая культура. Характерные черты массовой культуры

1

34

Урок-практикум «Общество как мир культуры»

1

Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений (34 ч.)

35

Современные подходы к пониманию права

1

36

Нормативный подход к праву

1

37

Право в системе социальных норм. Система российского права.

1

38

Основные признаки права. Право и мораль. Система права.

1

39

Источники права. Основные источники (формы) права.

1

40

Законотворческий процесс в Российской Федерации.

1

41

Урок-практикум по теме «Законотворческий процесс в Российской Федерации»

1

42

Правоотношения и правонарушения.

1

43

Развитие права в современной России

1

44

Предпосылки правомерного поведения. Правосознание и структура правосознания

1

45

Гражданин Российской Федерации. Гражданство в Российской Федерации.

1

46

Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков

1

47

Гражданское право. Субъекты гражданского права.

1

48

Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.

1

49

Урок-практикум по теме «Гражданское право. Субъекты гражданского права»

1

50

Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака.

1

51

Правовое регулирование отношений супругов.

1

52-53

Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Трудовые правоотношения. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

2

54

Урок-практикум по теме «Трудовые правоотношения»

1

55

Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.

1

56

 Экологические правонарушения.

1

57

Процессуальные отрасли права Гражданский процесс.

1

58

Уголовный процесс и его участники.

1

59

Конституционное судопроизводство.

1

60

Судьи Конституционного Суда

1

61


Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

1

62

Полномочия международного уголовного суда.

1

63


Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.

1

64

Правовая база противодействия терроризму в России

1

65

Глобальные экономические проблемы.

1

66

Особенности современной экономической политики России.

1

67

Урок-практикум «Правовое регулирование общественных отношений»

1

68

Контрольно-обобщающий урок по курсу обществознания

в 10 классе

1


ИТОГО

68




Урок - практикум по теме «Человек в обществе»

1. 1.Запишите слово, пропущенное в таблице.

Сферы общества

Элементы

Экономическая

Фирмы, банки, рынки и т.д.

………………..

Государство, политические партии, организации

2. Выберите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда.  

Социальная революцияэкономическая реформаобщественный прогресссоциальная динамикакоренные преобразования.

3. Найдите в приведённом ниже спис­ке черты, при­су­щие на­уч­но­му по­ни­ма­нию истины.

1) знание, вы­ра­жен­ное в до­ступ­ной форме

2) знание, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те адек­ват­но­го от­ра­же­ния объ­ек­та по­зна­ю­щим субъектом

3) знание, вос­про­из­во­дя­щее по­зна­ва­е­мый объ­ект таким, каким он су­ще­ству­ет не­за­ви­си­мо от со­зна­ния человека

4) знание, со­от­вет­ству­ю­щее ин­те­ре­сам субъекта

5) знание, име­ю­щее ши­ро­кие воз­мож­но­сти для распространения

6) знание, ко­то­рое раз­де­ля­ет боль­шин­ство людей

4. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми проявления и ха­рак­те­ри­сти­кой глобальных проблем: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 ПРОЯВЛЕНИЯ

Апо­сте­пен­ное истощение за­па­сов нефти и ме­тал­лов

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Б) ак­ти­ви­за­ция деятельности экс­тре­мист­ских групп (захват заложников, под­го­тов­ка и про­ве­де­ние взрывов в ме­стах массового скоп­ле­ния людей) 

В) быст­рый рост на­се­ле­ния в стра­нах Азии, Аф­ри­ки и Ла­тин­ской Америки

Г) уве­ли­че­ние разрыва в уров­не валового на­ци­о­наль­но­го дохода на душу на­се­ле­ния между груп­па­ми стран

Д) рост заболеваний, вы­зван­ных отходами вред­ных производств

1) угроза ми­ро­во­го терроризма

2) угроза эко­ло­ги­че­ско­го кризиса

3) проблема «Север — Юг»

5 . Иван по­ста­вил перед собой цель по­сту­пить в ин­сти­тут на ар­хи­тек­тур­ный факультет. Он за­ни­ма­ет­ся в ху­до­же­ствен­ной студии, создаёт соб­ствен­ные не­боль­шие работы, участ­ву­ет в раз­лич­ных выставках. Много вни­ма­ния Иван уде­ля­ет изу­че­нию математики, увле­ка­ет­ся черчением. Найдите в приведённом спис­ке при­ме­ры средств, ис­поль­зу­е­мых для до­сти­же­ния по­став­лен­ной Ива­ном цели, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) поступление в институт 2) занятия в ху­до­же­ствен­ной студии

3) изучение математики 4) получение про­фес­сии архитектора

5) опыт со­зда­ния соб­ствен­ных работ 6) выбор профессии

6. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека предполагает возможность реализации им своих интересов и потребностей.

Б. Единственным ограничением свободы человека являются его моральные принципы.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 «Под ________(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и ________(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ________(В), для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ________(Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ________(Е)».

 Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 Список терминов:1) постиндустриальное общество 2)отношение 3)традиционное общество 4)эволюция 5)революция 6)подъем 7)прогресс 8) регресс 9)простая форма

 

8. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный прогресс».

1) реформа 2) эволюция 3) революция 4) застой 5) скачок 6) спад

9 . По­ка­жи­те на трех при­ме­рах тес­ную связь об­ще­ства и при­ро­ды. Сна­ча­ла ука­жи­те в чем за­клю­ча­ет­ся вза­и­мо­связь, затем при­мер её ил­лю­стри­ру­ю­щий. (Каж­дый при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто).

10. В стране Z наблюдается компьютеризация и информатизация общества. Большое количество людей заняты в сфере услуг. Какой тип общества складывается в стране Z? Назовите любые другие три признака, позволяющие сделать такой вывод.

Ответы:

1.политическая

2. социальная динамика

3. 23

4. 21332.

5. 235

6. 1

7. 7, 9, 8, 2, 6, 1.

8. 46

9. Пояснение.

Правильный ответ может содержать примеры: 

1) природные условия обусловливают занятия людей (например, у японцев традиционно развита рыбная ловля);

2) полезные ископаемые, их наличие или отсутствие, их разработка во многом определяют состояние экономического развития (например, Россия является одним из ведущих экспортеров нефти и газа в европейские страны. Доходы от этого составляют до трети её бюджета);

3) природные катаклизмы могут нанести огромный ущерб обществу (например, цунами в Японии разрушило несколько прибрежных городов и привело к смерти нескольких сотен человек). 

10. Пояснение.

1) В стране Z складывается постиндустриальный тип общества.

2) Другие признаки:

1. Происходит информатизация и гуманизация процесса обучения. Возрастает популярность дистанционного обучения.

2. Растет удельная доля среднего класса в структуре населения.

3. Резко возрастает роль науки и образования в жизни общества.


Урок-практикум к главе «Общество как мир культуры»

1.Найдите в приведенном ниже списке отличительные признаки народной культуры. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Произведения создаются поколениями людей.

2)Произведения создаются для продажи и получения прибыли.

3)Многие произведения сохраняются и передаются в устной традиции.

4)Произведения отражают реакцию общества на происходящие события.

5)Произведения создаются и транслируются в виртуальном мире.

6)Произведения широко рекламируются в СМИ.

2. Выберите верные суждения о культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Культура-это все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты.

2)К духовной культуре относят экономику, религию и мораль.

3)В развитии культуры отмечают такие тенденции, как преемственность и новаторство.

4)Произведения элитарной культуры предъявляют высокие требования к общекультурному уровню потребителя.

5)Массовая культура, как правило, создается коллективной творческой деятельностью народа, отражает его жизнь и традиции.

3.Выберите верные суждения о роли науки в современном мире и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития.

2)Прогностическая функция науки позволяет предвидеть последствия изменений мира.

3)Наука и образование в современном обществе существуют обособленно друг от друга.

4)Наука позволяет человеку выстроить знания о мире в целостную систему.

5)Наука, как и другие формы духовной культуры, вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания о действительности.

4.Выберите верные суждения о религии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Религия дает свое объяснение событий, явлений окружающего мира.

2)Религия выполняет воспитательную функцию.

3)Религия, в отличие от других форм духовной культуры, выполняет эстетическую функцию.

4)Религия помогает верующему решать его психологические проблемы.

5)Религия может объединить людей для решения какой-то значимой проблемы.

5.Установите соответствие между характеристиками и видами(разновидностями) культуры: к каждой позиции, данной в правом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристики

А)отражение жизни, воззрений,

ценностей определенного этноса.

Б)коллективность творческих процессов

В)стандартизация содержания

Г)ориентация на запросы потребителя

Д)анонимность произведений

Виды(разновидности)культуры

1)массовая культура

2)народная культура

6. Установите соответствие между отличительными признаками и формами (областями)культуры: к каждой позиции, данной в правом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Отличительные признаки

А)стремление к получению достоверной

информации о мире

Б)Обоснованность предположений

В)ярко выраженный субъективный

Характер

Г)образность и наглядность

Д)комплексное описание объекта

Формы (области)культуры

1)наука

2)искусство





7. Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Искусство влияет на мировоззрение личности.

2)Искусство призвано дать теоретические объяснения общественным явлениям.

3)Искусство помогает восстановить душевную гармонию, реализовать творческий потенциал.

4)Искусство помогает привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам.

5)Роль искусства проявляется в оппонировании научным открытиям.

8.Найдите в приведенном списке отличительные признаки мировых религий. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)огромное число последователей во всем мире.

2)активное стремление обратить в сою веру лиц другого исповедания

3)вера в чудо, в сверхъестественные силы.

4)Наличие культа, обрядов, религиозных традиций.

5)космополитизм.

9.Найдите в приведенном ниже списке черты отличия искусства от науки. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)использование художественных образов

2)обоснованность используемых методов

3)обращение к эмоциям человека

4)эстетическое отражение окружающей жизни

5)вера во влияние сверхъестественных сил на человека и общество

6)оценка поступков людей в категориях добра и зла.

10.Заполните пропуск в таблице.

ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ РЕЛИГИИ

Элементы религии

Признаки

Религиозное сознание

Вера в существование сверхъестественных сил


Система ритуалов, обрядов, связанных с верой

11.Установите соответствие между признаками и уровнями научного познания (исследования): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

А) доказательство выводов

Б) сбор фактов

В) описание наблюдаемых явлений

Г) формулирование научной концепции


УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

1) эмпирический

2) теоретический

Д) выдвижение гипотез

12.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Организация наблюдений;

2) проведение экспериментов;

3) применение методов;

4) построение теорий;

5) выдвижение гипотез.

13.Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира.

1) теоретическое обобщение фактов

2) констатация протекания отдельных событий

3) образность и оригинальность отражения объективной реальности

4) стремление к достоверному, истинному знанию

5) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин

14. Укажите в приведенном перечне эмпирические методы научного познания

1) Ученые‑вулканологи наблюдают за активностью вулкана

2) Ученые‑историки выдвинули гипотезу происхождения названия народа от прибалтийского племени.

3) Экономисты теоретически обосновали перспективы развития глобальной экономики.

4) Экологи провели при помощи специального зонда замер прозрачности вод озера Байкал.

5) Опытно‑экспериментальным путем специалисты в области генной инженерии выявили ген, способствующий появлению заболевания.

15.Ученые лаборатории ведут исследования в области физики твердого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности?

1) опора на данные наблюдений

2) экспериментальное подтверждение выводов

3) учет накопленного опыта

4) использование форм рационального познания

5) разработка обоснованных теорий

6) применение строго определенных понятий

16. Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

A) экологи предупредили об опасном загрязнении вод озера

Б) учёные разработали новую конструкцию самолета и организовали производство

B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на 2015–2025 года

Г) поля агрофирмы засеяли пшеницей, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей

Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара

Е) учёные‑фармацевты следят за качеством производимого лекарственного препарата

ФУНКЦИИ НАУКИ

1) производственная

2) прогностическая

17.Установите соответствие между функциями науки и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) показывает возможные направления развития общества

Б) предлагает рекомендации по преодолению экологических проблем

В) способствует построению целостной системы взглядов на мир

Г) помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии

Д) позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира

ФУНКЦИИ НАУКИ

1) мировоззренческая

2) прогностическая

18. Найдите в приведённом списке проявления тенденции гуманизации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) увеличение количества учебных предметов

2) сокращение времени изучения естественных наук

3) ориентация на интересы и склонности ученика

4) применение технологий, сберегающих здоровье

5) особое внимание нравственному воспитанию

6) компьютеризация образовательного процесса



19. Найдите в приведённом ниже списке характеристики процесса гуманитаризации образования.

1) учёт индивидуальных особенностей школьников

2) сокращение учебного времени на музыкальное образование

3) компьютеризация образовательного процесса

4) преподавание курса «Политология» на факультетах по техническим специальностям

5) повышение внимания к изучению иностранных языков

6) введение дополнительного курса по истории культуры

20. Российская Федерация – светское государство. Какие из перечисленных положений раскрывают смысл этого конституционного принципа?

1) Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2) Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3) Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

4) В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

5) Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

6) Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

21. В стране N обострились межконфессиональные отношения. Какие факты свидетельствуют о том, что в государстве N не реализуется принцип свободы совести?

1) Конституция не закрепляет статус одной из религий в качестве государственной.

2) Представители религиозных меньшинств не имеют права занимать государственные должности.

3) Представители религиозного большинства не имеют права переходить в другие конфессии.

4) Государство не оказывает финансовую поддержку религиозным организациям.

5) Представители религиозных меньшинств не имеют права строить культовые здания в столице государства.

6) В стране не запрещено создание политических партий по религиозному принципу.

22. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Моральные оценки поступков позволяют оценивать их как хорошие или дурные, приносящие добро или причиняющие зло и заслуживающие _____ (А). К основным _____ (Б) и ценностям относятся: доброта, чувство долга, _____ (В), справедливость и т. п. Ориентируясь на них, мы даём оценку своих и чужих поступков с моральной точки зрения.

Моральные нормы наряду с _____ (Г) являются основными регуляторами поведения людей в обществе. Мораль – это, прежде всего, _____ (Д) поведения человека, основанный на его воле, долге, совести. Она присуща не только отдельным личностям, но и _____ (Е), которое также оперирует категориями морали, даёт моральные оценки».

Список терминов:

1)моральные категории 2) производство

3) порицание

4) активность

5) совесть

6)внутренний регулятор

7) польза

8)общественное мнение

9)право







Ответы:

1-134

2-134

3-124

4-1245

5-22112

6-11221

7-134

8-125

9-134

10-культ – 1 балл

11-21122

12-3- 1 балл

13-145

14-145

15-256

16-212121

17-22112

18-345

19-456

20-13

21-235

22-315968

Критерии:

21-28-«3»

29-36-«4»

37-42-«5»



Задания по теме «Законотворческий процесс в РФ».

За­да­ние 2.Вы­бе­ри­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 1)об­суж­де­ние за­ко­но­про­ек­та в пар­ла­мен­те

4)за­ко­но­да­тель­ная ини­ци­а­ти­ва

2)за­ко­но­твор­че­ский про­цесс

5)пар­ла­мент­ские слу­ша­ния

3)от­кло­не­ние за­ко­но­про­ек­та


 

За­да­ние 18.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между дей­стви­я­ми, на­прав­лен­ны­ми на со­зда­ние за­ко­на, и ста­ди­я­ми за­ко­но­твор­че­ско­го про­цес­са, на ко­то­рых эти дей­ствия осу­ществ­ля­ют­ся: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 ДЕЙ­СТВИЯ, НА­ПРАВ­ЛЕН­НЫЕ НА СО­ЗДА­НИЕ ЗА­КО­НА

 

СТА­ДИИ ЗА­КО­НО­ТВОР­ЧЕ­СКО­ГО ПРО­ЦЕС­СА

A) об­ра­ще­ние в ор­га­ны пред­ста­ви­тель­ной го­су­дар­ствен­ной вла­сти с пред­ло­же­ни­я­ми по со­вер­шен­ство­ва­нию за­ко­но­да­тель­ства

Б) воз­буж­де­ние перед за­ко­но­да­тель­ной ин­стан­ци­ей во­про­са об из­ме­не­нии за­ко­на

B) за­слу­ши­ва­ние до­кла­да о вне­сен­ном за­ко­но­про­ек­те

Г) чте­ния по за­ко­но­про­ек­ту на за­се­да­нии палат пред­ста­ви­тель­но­го ор­га­на

Д) вне­се­ние в за­ко­но­да­тель­ную ин­стан­цию го­то­во­го за­ко­но­про­ек­та

 

1) за­ко­но­да­тель­ная ини­ци­а­ти­ва

2) об­суж­де­ние за­ко­но­про­ек­та



За­да­ние 19.1 Во время экс­кур­сии в рай­он­ную упра­ву уча­щи­е­ся 10 клас­са по­зна­ко­ми­лись с ра­бо­той ор­га­на мест­но­го са­мо­управ­ле­ния. Какие из функ­ций и осо­бен­но­стей мест­но­го са­мо­управ­ле­ния на­зва­ны ниже? Вы­бе­ри­те из при­ведённого спис­ка по­ло­же­ния, от­ра­жа­ю­щие функ­ции и черты мест­но­го са­мо­управ­ле­ния, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Ор­га­ны мест­но­го са­мо­управ­ле­ния на­зна­ча­ют­ся го­род­ской ад­ми­ни­стра­ци­ей.

2) Ор­га­ны мест­но­го са­мо­управ­ле­ния могут уста­нав­ли­вать мест­ные на­ло­ги и сборы.

3) Ор­га­ны мест­но­го са­мо­управ­ле­ния ре­ша­ют во­про­сы мест­но­го зна­че­ния.

4) Граж­да­нам предо­став­ля­ют­ся рав­ные права на осу­ществ­ле­ние мест­но­го са­мо­управ­ле­ния.

5) Ор­га­ны мест­но­го са­мо­управ­ле­ния об­ла­да­ют за­ко­но­да­тель­ной вла­стью.

6) Ор­га­ны мест­но­го са­мо­управ­ле­ния вхо­дят в си­сте­му ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти.

За­да­ние 19.2 Ини­ци­а­тив­ная груп­па де­пу­та­тов вы­сту­пи­ла с за­ко­но­да­тель­ной ини­ци­а­ти­вой о вве­де­нии про­грес­сив­ной шкалы по­до­ход­но­го на­ло­га. Какие из пе­ре­чис­лен­ных субъ­ек­тов по­ли­ти­че­ской де­я­тель­но­сти долж­ны обя­за­тель­но при­нять уча­стие в рас­смот­ре­нии, чтобы она смог­ла стать за­ко­ном?

1) Совет Фе­де­ра­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

2) Кон­сти­ту­ци­он­ный Суд Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

3) Об­ще­ствен­ная па­ла­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

4) Пра­ви­тель­ство Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

5) Фе­де­раль­ная на­ло­го­вая служ­ба

6) Пре­зи­дент Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

За­да­ние 20. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов (сло­во­со­че­та­ний). Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова (сло­во­со­че­та­ния), ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

  «Для того чтобы пра­ви­ло по­ве­де­ния стало юри­ди­че­ской нор­мой, оно долж­но быть об­ле­че­но в опре­делённую пра­во­вую форму. Это про­ис­хо­дит в ре­зуль­та­те ___________(А) го­су­дар­ства. С её по­мо­щью воля за­ко­но­да­те­ля на­хо­дит своё вы­ра­же­ние в нор­ма­тив­ном пра­во­вом акте и ста­но­вит­ся обя­за­тель­ной для ис­пол­не­ния. Под ис­точ­ни­ка­ми (фор­ма­ми) права в юри­ди­че­ской науке обыч­но по­ни­ма­ют ___________(Б) вы­ра­же­ния право­твор­че­ской де­я­тель­но­сти го­су­дар­ства, т.е. акты ___________(В) го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов, уста­нав­ли­ва­ю­щих нормы права. К таким ор­га­нам от­но­сят­ся, на­при­мер, ___________(Г),пра­ви­тель­ство и др.

К ис­точ­ни­кам права от­но­сят не толь­ко нор­ма­тив­ные пра­во­вые акты, но и пра­во­вые обы­чаи, су­деб­ные и ад­ми­ни­стра­тив­ные пре­це­ден­ты, нор­ма­тив­ные до­го­во­ры. Под пра­во­вым обы­ча­ем по­ни­ма­ют нормы, ко­то­рые сло­жи­лись в об­ще­стве не­за­ви­си­мо от го­су­дар­ствен­ной вла­сти и при­об­ре­ли в со­зна­нии об­ще­ства ___________(Д). Юри­ди­че­ский пре­це­дент имеет зна­че­ние ис­точ­ни­ка права в том слу­чае, когда приз­наётся, что ре­ше­ние по кон­крет­но­му делу может стать ___________(Е) для раз­ре­ше­ния всех по­доб­ных слу­ча­ев на бу­ду­щее время».

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз. Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль­ше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

1) обя­за­тель­ное зна­че­ние

2) право­твор­че­ская де­я­тель­ность

3) граж­дан­ское об­ще­ство

4) ком­пе­тент­ный

5) го­су­дар­ствен­ный ап­па­рат

6) пра­ви­ло

7) пар­ла­мент

8) за­ко­но­да­тель­ство

9) внеш­ние формы