Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22
имени генерала армии Черняховского И.Д.»
Согласовано на заседании ШМО протокол №1 от 27.08.2019г. Рассмотрено на заседании МС протокол №1 от 27.08.2019г. | Утверждаю Директор МБОУ СОШ № 22 ____________ Н.Н.Ломец Приказ от 27.08.2019г. №275 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Обществознание (включая экономику и право)»
10 класс
| Составители: учитель истории и обществознания Быканова В.В. Составители: учитель истории и обществознания Корнева О.А. |
г. Воронеж
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию на базовом уровне (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089), с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263), авторской программы: Программа по обществознанию 10-11 классы, базовый уровень / Под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой, А.И.Матвеева.
2. Цели и задачи учебного предмета
Цели:
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей :
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально- экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми спосо бами и средствами защите правопорядка в обществе.
Задачи:
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
— объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
— решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
— применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
— умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
— выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
— работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
— самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
— участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
— формулирование полученных результатов;
— создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
— пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
— владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
3. Общая характеристика учебного предмета
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
4. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) (10 класс) рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
5. Содержание учебного предмета
Введение 1 ч
Тема 1 «Человек в обществе» (20 ч)
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовный мир человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
Тема 2 «Общество как мир культуры» (16 ч.)
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Тема 3 «Правовое регулирование общественных отношений» (32 ч)
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
Итоговое повторение (4 ч.)
Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.
6. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания ученик должен: знать / понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением
7. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Введение (1 ч) |
1 | Введение | 1 |
Тема 1. Человек в обществе (19 ч) |
2 | Что такое общество | 1 |
3 | Что такое общество | 1 |
4 | Общество как сложная система | 1 |
5 | Общество как сложная система | 1 |
6 | Динамика общественного развития | 1 |
7 | Динамика общественного развития | 1 |
8 | Социальная сущность человека | 1 |
9 | Социальная сущность человека | 1 |
10 | Деятельность – способ существования людей | 1 |
11 | Деятельность – способ существования людей | 1 |
12 | Познавательная и коммуникативная деятельность | 1 |
13 | Познавательная и коммуникативная деятельность | 1 |
14 | Свобода и необходимость в деятельности человека | 1 |
15 | Свобода и необходимость в деятельности человека | 1 |
16 | Современное общество | 1 |
17 | Современное общество | 1 |
18 | Глобальная угроза международного терроризма | 1 |
19 | Глобальная угроза международного терроризма | 1 |
20 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в обществе» | 1 |
Тема 2. Общество как мир культуры (15 ч) |
21 | Духовная культура общества | 1 |
22 | Духовная культура общества | 1 |
23 | Духовный мир личности | 1 |
24 | Духовный мир личности | 1 |
25 | Мораль | 1 |
26 | Мораль | 1 |
27 | Наука и образование | 1 |
28 | Наука и образование | 1 |
29 | Религия и религиозные организации | 1 |
30 | Религия и религиозные организации | 1 |
31 | Искусство | 1 |
32 | Искусство | 1 |
33 | Массовая культура | 1 |
34 | Массовая культура | 1 |
35 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество как мир культуры» | 1 |
Тема 3. Правовое регулирование общественных отношений (31 ч) |
36 | Современные подходы к пониманию права | 1 |
37 | Современные подходы к пониманию права | 1 |
38 | Право в системе социальных норм | 1 |
39 | Право в системе социальных норм | 1 |
40 | Источники права | 1 |
41 | Источники права | 1 |
42 | Правоотношения и правонарушения | 1 |
43 | Правоотношения и правонарушения | 1 |
44 | Предпосылки правомерного поведения | 1 |
45 | Предпосылки правомерного поведения | 1 |
46 | Гражданин Российской Федерации | 1 |
47 | Гражданин Российской Федерации | 1 |
48 | Гражданское право | 1 |
49 | Гражданское право | 1 |
50 | Гражданское право | 1 |
51 | Семейное право | 1 |
52 | Семейное право | 1 |
53 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | 1 |
54 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | 1 |
55 | Экологическое право | 1 |
56 | Экологическое право | 1 |
57 | Процессуальные отрасли права | 1 |
58 | Процессуальные отрасли права | 1 |
59 | Процессуальные отрасли права | 1 |
60 | Конституционное судопроизводство | 1 |
61 | Конституционное судопроизводство | 1 |
62 | Международная защита прав человека | 1 |
63 | Международная защита прав человека | 1 |
64 | Правовые основы антитеррористической политики Российского государство | 1 |
65 | Правовые основы антитеррористической политики Российского государство | 1 |
66 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Правовое регулирование общественных отношений» | 1 |
Итоговое повторение (4 ч) |
67 | Итоговое повторение | 1 |
68 | Итоговое повторение | 1 |
69 | Итоговое повторение | |
70 | Итоговое повторение | |
8. Учебно-методическое обеспечение
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего(полного) общего образования на базовом уровне (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г №1089. )
Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень).
Авторская программа: Боголюбов.Л.Н, Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф и др. Обществознание. Базовый уровень.10-11 классы. (Сборник программ общеобразовательных учреждений. 6-11 классы, М. :Просвещение.)
Учебник для общеобразовательных учреждений. Обществознание. Базовый уровень. 10 класс. Л.Н. Боголюбов. М., «Просвещение», 2014.
«Обществознание. Уроки учительского мастерства. 10 -11 классы», составитель Т.А. Корнева, Волгоград, издательство «Учитель». 2011
«Правоведение» 10-11 классы, сборник элективных курсов, составитель М.В. Мустафина, Волгоград, издательство «Учитель». 2011 г.
Конституция РФ
Гражданский кодекс РФ
Семейный кодекс РФ
Трудовой кодекс РФ