СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 11 класс»

Рабочая программа по обществознанию

11 класс


Пояснительная записка

Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Закон Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;

  • от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями от 03.06.2008, 31.08.2009, 19.10.2009, 10.11.2011, 24.01.2012, 31.01.2012, 23.06.2015);

  • от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с дополнениями и изменениями и дополнениями от 20.08.2008, 30.08.2010, 03.06.2011, 01.02.2012);

  • постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015).

  • Приказ № 253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год».

  • Настоящая рабочая программа по обществознанию разработана для 11 класса (базовый уровень), программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 недели ( 2 часа в неделю).

  • Используемый учебно-методический комплект: учебник «Обществознание 11 класс» (по ред. – Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова. – М.:Просвещение, 2017).

  • Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки, решение КИМов.


Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.


Цели курса вносит существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:


  • содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;

  • формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

  • воспитание гражданственности и любви к Родине;

  • создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;

  • выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;

  • интеграция личности в систему национальных и мировой культур;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;

  • помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;

  • ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.


Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:

  • способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

  • передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;

  • формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;

  • развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;

  • способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.

  • помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позицию;


В основу содержания курса положены следующие принципы:

• соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;

• структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;

• формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.


Требования к уровню подготовки учащихся:


В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,

аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

• систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения

морали и права;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.




Учебно-методическое обеспечение


1. Учебник: Обществознание : учеб. для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и Лазебниковой А.Ю.— М.: Про­свещение, 2017


2. Тесты по обществознанию: пособие для подготовки к ЕГЭ, выпускному и вступительному

тестированию. – М.: ИКЦ «МарТ», 2016.


3. А.Ю.Лазебникова. Обществознание. Типовые тестовые задания. ЕГЭ. 11 класс.

Издательство «Экзамен», М., 2016

4. П.А.Баранов. Обществознание в таблицах. 10-11 классы. М .2016, АСТ «Астель»


Самостоятельные и практические работы, выполняемые учащимися


  • работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

  • критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

  • анализ современных общественных явлений и событий;

  • освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

  • выполнение творческих работ.


Содержание программы (11 класс)

Введение (1 час)

Глава 1. Экономическая жизнь общества.

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы.

Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.



Глава 2. Социальная сфера.

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые и новые» богатые. Средний класс. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения.

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Эволюция форм семьи. Удовлетворённость браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.

Социальные процессы в современной России. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.

Глава 3. Политическая жизнь общества.

Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества.

Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.

Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции

государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и

особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.

Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства.

Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления.

Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.

Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Процедура голосования. Активность электората.

Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.

.Взгляд в будущее

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов 21 века. Глобальные проблемы человечества. Информационное общество

Итоговое повторение.

Учебно-тематический план


п/п

Наименование

Количество часов


Введение

1

1

Раздел 1. Экономическая жизнь общества.

26

2

Раздел 2. Социальная сфера.

16

3

Раздел 3. Политическая жизнь общества.

20

4

Заключение. Взгляд в будущее.

2

5

Итоговое повторение. 2часа

Итого 68 часов











Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание»
(2 ч/нед, всего 68 часов ) 11 класс


п/п


Тема урока

Кол-во часов


Вид, форма контроля


дата

Д/задание


1.

Вводный урок.

1

Фронтальный

Урок изучения нового материала

Фронтальный опрос



2-3

Роль экономики в жизни общества.

2

Фронтальный

Комбинированный урок

Индивидуальные задания



4-5

Экономика наука и хозяйство


2

Фронтальный

Комбинированный урок

Индивидуальные задания



6-7

Экономический рост и развитие

2

Фронтальный

Комбинированный урок

Выполнение дифференцированных заданий



8-9

Рыночные отношения в экономике


2

Фронтальный

Комбинированный урок

Выполнение дифференцированных заданий



10-11

Фирмы в экономике

2

Фронтальный

Комбинированный урок

Индивидуальные задания

Работа в группах

(задания к п. 6, стр. 66, к п.7, стр.78).



12-13

Правовые основы предпринимательской деятельности

2

Фронтальный

Урок изучения нового материала

Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий



14-15

Слагаемые успеха в бизнесе

2

Фронтальный

Комбинированный урок

Индивидуальные задания



16-17

Экономика и государство

2

Фронтальный

Комбинированный урок

Беседа

Выполнение дифференцированных заданий



18-19

Финансы в экономике

2

Фронтальный

Урок изучения нового материала

Анализ документа (стр. 126 учебника)

Выполнение заданий (стр. 127 учебника)



20-21

Занятость и безработица


2

Фронтальный

Комбинированный урок

Индивидуальные задания



22-23

Мировая экономика

2

Фронтальный

Комбинированный урок

Выполнение дифференцированных заданий



24-25

Экономическая культура


2

Фронтальный

Комбинированный урок

Выполнение дифференцированных заданий



26-27-

Обобщающе – повторительный урок. Тест

2

Фронтальный

Комбинированный урок

Работа с правовыми источниками



28-29

Социальная структура общества


2

Итоговый

Урок повторения и обобщения материала

Решение познавательных и практических задач



30-31

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

2

Фронтальный

Урок изучения нового материала

Фронтальный опрос



32-33

Нации и межнациональные отношения


2

Комбинированный урок

Выполнение дифференцированных заданий



34-35

Семья и быт

2

Фронтальный

Комбинированный урок

Выполнение дифференцированных заданий



36-37

Гендер – социальный пол

2

Фронтальный

Комбинированный урок

Работа с правовыми источниками



38-39

Молодежь в современном обществе

2

Комбинированный урок

Выполнение дифференцированных заданий



40-41

Демографическая ситуация в современной России

2

Фронтальный

Урок изучения нового материала

Фронтальный опрос



42-43

Обобщающе – повторительный урок. Тест


2

Фронтальный

Комбинированный урок

Работа с правовыми источниками



44-45

Политика и власть


2

Фронтальный

Урок изучения нового материала

Фронтальный опрос



46-47

Политическая система


2

Итоговый

Урок повторения и обобщения материала

Решение познавательных и практических задач




48-49

Гражданское общество и правовое государство


2

Фронтальный

Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции



50-51

Демократические выборы

2

Фронтальный

Комбинированный урок

Выполнение дифференцированных заданий



52-53

Политические партии и партийные системы


2

Фронтальный

Комбинированный урок

Работа со схемами

Вопросы с развернутым ответом.

Анализ документа (стр. 180 учебника)



54-55

Политическая элита и политическое лидерство

2

Фронтальный

Комбинированный урок

Устный опрос



56-57

Политическое сознание

2

Фронтальный

Урок-исследование

Работа с раздаточным материалом

Анализ документов

(стр. 191-192 учебника)

Анализ подборки документов из периодической печати, Интернета.









58-59

Политическое поведение

2

Фронтальный

Комбинированный урок

Работа с правовыми источниками:

Конституция РФ (ст. 8, 34)

ГК РФ (ст. 2). Анализ документов



60-61

Политический процесс и культура политического участия


2

Фронтальный

Комбинированный урок

Индивидуальные задания



62-63

Обобщающе – повторительный урок Тест.


2

Фронтальный

Комбинированный урок

Работа с правовыми источниками



64-65

Взгляд в будущее.

1

Фронтальный

Урок изучения нового материала

Фронтальный опрос



66-68

Итоговое повторение.

2

Фронтальный

Комбинированный урок

Выполнение дифференцированных заданий