Рабочая программа по обществознанию
11 класс
Пояснительная записка
Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями от 03.06.2008, 31.08.2009, 19.10.2009, 10.11.2011, 24.01.2012, 31.01.2012, 23.06.2015);
от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с дополнениями и изменениями и дополнениями от 20.08.2008, 30.08.2010, 03.06.2011, 01.02.2012);
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015).
Приказ № 253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год».
Настоящая рабочая программа по обществознанию разработана для 11 класса (базовый уровень), программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 недели ( 2 часа в неделю).
Используемый учебно-методический комплект: учебник «Обществознание 11 класс» (по ред. – Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова. – М.:Просвещение, 2017).
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки, решение КИМов.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Цели курса вносит существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:
содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
воспитание гражданственности и любви к Родине;
создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:
способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;
способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.
помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позицию;
В основу содержания курса положены следующие принципы:
• соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;
• структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;
• формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,
аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
• систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения
морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Учебно-методическое обеспечение
1. Учебник: Обществознание : учеб. для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и Лазебниковой А.Ю.— М.: Просвещение, 2017
2. Тесты по обществознанию: пособие для подготовки к ЕГЭ, выпускному и вступительному
тестированию. – М.: ИКЦ «МарТ», 2016.
3. А.Ю.Лазебникова. Обществознание. Типовые тестовые задания. ЕГЭ. 11 класс.
Издательство «Экзамен», М., 2016
4. П.А.Баранов. Обществознание в таблицах. 10-11 классы. М .2016, АСТ «Астель»
Самостоятельные и практические работы, выполняемые учащимися
работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
анализ современных общественных явлений и событий;
освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
выполнение творческих работ.
Содержание программы (11 класс)
Введение (1 час)
Глава 1. Экономическая жизнь общества.
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы.
Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
Глава 2. Социальная сфера.
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые и новые» богатые. Средний класс. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения.
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Эволюция форм семьи. Удовлетворённость браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.
Социальные процессы в современной России. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.
Глава 3. Политическая жизнь общества.
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества.
Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции
государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и
особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства.
Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления.
Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.
Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Процедура голосования. Активность электората.
Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.
.Взгляд в будущее
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов 21 века. Глобальные проблемы человечества. Информационное общество
Итоговое повторение.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование | Количество часов |
| Введение | 1 |
1 | Раздел 1. Экономическая жизнь общества. | 26 |
2 | Раздел 2. Социальная сфера. | 16 |
3 | Раздел 3. Политическая жизнь общества. | 20 |
4 | Заключение. Взгляд в будущее. | 2 |
5 | Итоговое повторение. 2часа | Итого 68 часов |
Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание»
(2 ч/нед, всего 68 часов ) 11 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Вид, форма контроля | |
дата | Д/задание |
|
|
1. | Вводный урок. | 1 | Фронтальный Урок изучения нового материала Фронтальный опрос | | |
2-3 | Роль экономики в жизни общества. | 2 | Фронтальный Комбинированный урок Индивидуальные задания | | |
4-5 | Экономика наука и хозяйство | 2 | Фронтальный Комбинированный урок Индивидуальные задания | | |
6-7 | Экономический рост и развитие | 2 | Фронтальный Комбинированный урок Выполнение дифференцированных заданий | | |
8-9 | Рыночные отношения в экономике | 2 | Фронтальный Комбинированный урок Выполнение дифференцированных заданий | | |
10-11 | Фирмы в экономике | 2 | Фронтальный Комбинированный урок Индивидуальные задания Работа в группах (задания к п. 6, стр. 66, к п.7, стр.78). | | |
12-13 | Правовые основы предпринимательской деятельности | 2 | Фронтальный Урок изучения нового материала Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий | | |
14-15 | Слагаемые успеха в бизнесе | 2 | Фронтальный Комбинированный урок Индивидуальные задания | | |
16-17 | Экономика и государство | 2 | Фронтальный Комбинированный урок Беседа Выполнение дифференцированных заданий | | |
18-19 | Финансы в экономике | 2 | Фронтальный Урок изучения нового материала Анализ документа (стр. 126 учебника) Выполнение заданий (стр. 127 учебника) | | |
20-21 | Занятость и безработица | 2 | Фронтальный Комбинированный урок Индивидуальные задания | | |
22-23 | Мировая экономика | 2 | Фронтальный Комбинированный урок Выполнение дифференцированных заданий | | |
24-25 | Экономическая культура | 2 | Фронтальный Комбинированный урок Выполнение дифференцированных заданий | | |
26-27- | Обобщающе – повторительный урок. Тест | 2 | Фронтальный Комбинированный урок Работа с правовыми источниками | | |
28-29 | Социальная структура общества | 2 | Итоговый Урок повторения и обобщения материала Решение познавательных и практических задач | | |
30-31 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | 2 | Фронтальный Урок изучения нового материала Фронтальный опрос | | |
32-33 | Нации и межнациональные отношения | 2 | Комбинированный урок Выполнение дифференцированных заданий | | |
34-35 | Семья и быт | 2 | Фронтальный Комбинированный урок Выполнение дифференцированных заданий | | |
36-37 | Гендер – социальный пол | 2 | Фронтальный Комбинированный урок Работа с правовыми источниками | | |
38-39 | Молодежь в современном обществе | 2 | Комбинированный урок Выполнение дифференцированных заданий | | |
40-41 | Демографическая ситуация в современной России | 2 | Фронтальный Урок изучения нового материала Фронтальный опрос | | |
42-43 | Обобщающе – повторительный урок. Тест | 2 | Фронтальный Комбинированный урок Работа с правовыми источниками | | |
44-45 | Политика и власть | 2 | Фронтальный Урок изучения нового материала Фронтальный опрос | | |
46-47 | Политическая система | 2 | Итоговый Урок повторения и обобщения материала Решение познавательных и практических задач | | |
|
|
48-49 | Гражданское общество и правовое государство | 2 | Фронтальный Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции | | |
50-51 | Демократические выборы | 2 | Фронтальный Комбинированный урок Выполнение дифференцированных заданий | | |
52-53 | Политические партии и партийные системы | 2 | Фронтальный Комбинированный урок Работа со схемами Вопросы с развернутым ответом. Анализ документа (стр. 180 учебника) | | |
54-55 | Политическая элита и политическое лидерство | 2 | Фронтальный Комбинированный урок Устный опрос | | |
56-57 | Политическое сознание | 2 | Фронтальный Урок-исследование Работа с раздаточным материалом Анализ документов (стр. 191-192 учебника) Анализ подборки документов из периодической печати, Интернета. | | |
| | | | | |
58-59 | Политическое поведение | 2 | Фронтальный Комбинированный урок Работа с правовыми источниками: Конституция РФ (ст. 8, 34) ГК РФ (ст. 2). Анализ документов | | |
60-61 | Политический процесс и культура политического участия | 2 | Фронтальный Комбинированный урок Индивидуальные задания | | |
62-63 | Обобщающе – повторительный урок Тест. | 2 | Фронтальный Комбинированный урок Работа с правовыми источниками | | |
64-65 | Взгляд в будущее. | 1 | Фронтальный Урок изучения нового материала Фронтальный опрос | | |
66-68 | Итоговое повторение. | 2 | Фронтальный Комбинированный урок Выполнение дифференцированных заданий | | |