СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию (5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию (5 класс)»

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 ч для обязательного изучения обществознания в 5 классе. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса. Определен также перечень демонстраций и самостоятельных работ. Реализация программы обеспечивается:

 учебниками (включенными в Федеральный перечень):

 Учебник Обществознание. 5 класс. ФГОС./ под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М: Просвещение, 2020



Планируемые результаты изучение учебного предмета.


Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

  • мотивированность на посильное и созидательное уча­стие в жизни общества;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотиз­ма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддер­жания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разно­образных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственно­сти за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результатыизучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познаватель­ную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • способности анализировать реальные социальные ситу­ации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • умении выполнять познавательные и практические за­дания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

  1. использование элементов причинно-следственного анализа;

  2. исследование несложных реальных связей и зависимо­стей;

  3. определение сущностных характеристик изучаемого объ­екта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставле­ния, оценки объектов;

  4. поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  5. перевод информации из одной знаковой системы в дру­гую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  6. подкрепление изученных положений конкретными при­мерами;

  7. оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окру­жающей среде; выполнение в повседневной жизни этиче­ских и правовых норм, экологических требований;

  8. определение собственного отношения к явлениям со­временной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатамиосвоения выпускниками ос­новной школы содержания программы по обществознанию являются:

- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, меха­низмах и регуляторах деятельности людей;

- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основ­ных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

- умения находить нужную социальную информацию в пе­дагогически отобранных источниках; адекватно её восприни­мать, применяя основные обществоведческие термины и поня­тия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (ана­лизировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре лич­ности, их значения в жизни человека и развитии общества;

- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуля­торов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуа­ций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирую­щих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  • понимание значения трудовой деятельности для лично­сти и для общества;

  • понимание специфики познания мира средствами ис­кусства в соотнесении с другими способами познания;

  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

  • знание определяющих признаков коммуникативной дея­тельности в сравнении с другими видами деятельности;

  • знание новых возможностей для коммуникации в совре­менном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соот­ветствующую информацию; умение различать факты, аргу­менты, оценочные суждения;

  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументиро­вать собственную точку зрения;

  • знакомство с отдельными приёмами и техниками пре­одоления конфликтов.



Содержание учебного предмета.


Введение Что нам предстоит узнать. Чему мы должны научиться. Как работать с учебником и рабочей тетрадью в классе и дома

Тема 1. Человек

Жизнь — великое чудо. Зачем человек рождается. Возраст человека. Что человек наследует от своих родителей.

Человек и другие люди. Как мы относимся к другим людям. Как люди общаются. Бывают ли люди бесчеловечными.

Учимся общаться. Учимся быть терпимыми. Учимся творчеству.

Тема 2. Семья

Сколько «Я» в слове «семья». Какие бывают семьи.

Семейные заботы. Семейное хозяйство. Как распределить обя­занности в семье. Как правильно вести хозяйство.

Дому нужен хозяин. Домохозяйство и домоводство. Каким дол­жен быть хозяин дома.

Делу время, потехе час. Что такое свободное время. Движе­ние полезное и бесполезное. Домашний мастер. Что такое хоб­би. Свободное время и телевизор.

Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помо­гать семье.

Тема 3. Школа

Профессия — ученик. Школьное образование. Чему учит шко­ла. Учись учиться. Как учили в прежние времена.

Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их преодоления.

Учимся дружно жить в классе.

Тема 4. Труд

Труд — основа жизни. Каким бывает труд. Что создается тру­дом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Благотворительность и меценатство.

Труд и творчество. Кого можно назвать мастером. Творчест­во в искусстве.

Учимся трудиться и уважать труд. Учимся твор­честву.

Тема 5. Родина

Наша родина - Россия, Российская Федерация. Русский язык - государственный. Что значит быть патриотом. За что мы любим свою родину.

Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Россий­ский флаг. Гимн.

Гражданин - Отечества достойный сын. Кого называют граж­данином. Права граждан России. Обязанности граждан РФ.

Мы - многонациональный народ. Народы России одна семья. Многонациональная культура России. Что такое национальность.

Учимся быть достойными гражданами. Учимся ува­жать людей любой национальности.

Заключительные уроки


Тематическое планирование.



п/п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

1

Введение

1 час

2

Человек

5 часов

3

Тема 1. Загадка человека

2

4

Тема 2. Отрочество – особая пора жизни

2

5

Практикум по теме «Человек»

1

6

Семья

5 часов

7

Тема 1. Семья и семейные отношения

1

8

Тема 2. Семейное хозяйство

1

9

Тема 3. Свободное время

1

10

Практикум по теме «Семья»

2

11

Школа

6 часов


Тема 1. Образование в жизни человека

2

13

Тема 2. Образование и самоообразование

2

14

Тема 3. Одноклассники, сверстники, друзья

1

15

Практикум по теме «Школа»

1

16

Труд

6 часов

17

Тема 1. Труд – основа жизни

2

18

Тема 2. Труд и творчество

2

19

Практикум по теме «Труд»

2

20

Родина

10 часов

21

Тема 1. Наша Родина - Россия

2

22

Тема 2. Государственные символы России

2

23

Тема 3. Гражданин России

2

24

Тема 4. Мы – многонациональный народ

2

25

Практикум по теме «Родина»

2

26

Заключительный

2 час

27

Итого:

35 часов




Календарно-тематическое планирование по обществознанию. 5 класс. 35 ч.


№ п/п

Дата проведения урока

Раздел программы, количество часов

Тема урока

к/ч

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне УДД).

План

Факт

1



Введение. 1 ч.

Что нам предстоит узнать

1

Познакомиться с новым учебным предметом, содержанием курса, требованиями к результатам обучения, учебно-методическим комплектом, особенностями работы с ним.

Характеризовать систему организации работы на уроках и при подготовке домашнего задания

2



Тема. Человек. 5 ч

Загадка человека

1

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.

Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека.

Сравнивать свойства человека и животных

3



Загадка человека

1

4



Отрочество особая пора жизни

1

Описывать основные черты отрочества как особого возраста перехода от детства к взросло-сти.

Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости

5



Отрочество особая пора жизни

1

6



Практикум

«Человек»

1

Обобщить и закрепить знания о связи социального в человеке с общением, обменом ин формацией и другими результатами психической деятельности.

Способствовать развитию коммуникативных умений, создать условия для реализации и расширения позитивного опыта общения.

Проиллюстрировать особенности общения подростков, способствовать развитию рефлексивных способностей подростков

7



Семья. 5 ч.

Семья и семейные отношения.

РНиЭО РА

Семейные традиции и обычаи у казаков и адыгов и их влияние на воспитание подрастающего поколения


1

Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи.

Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типич-ными для разных стран и исторических периодов. Выражать собственную точку зрения на значение семьи

8



Семейное хозяйство

1

Характеризовать совместный труд членов семьи.

Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя.

Описывать свои обязанности в ведении семейного хозяйства

9



Свободное время

1

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени.

Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития.

Характеризовать значимость здорового образа жизни.

10



Практикум. 2 ч.

«Семья»

1

Способствовать развитию умения анализировать простейшие ситуации, связанные с семейными отношениями, мерами государственной поддержки семьи, семейным хозяйством и семейным досугом.

Расширять опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме.

Содействовать развитию умения выполнять различные проектные работы.

Благоприятствовать созданию условий для осмысления семейных ценностей, рефлексии собственного вклада в семейный уют, здоровый образ жизни семьи.

Развивать следующие универсальные учебные действия: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; умение работать в группе

11



«Семья»

1

12



Школа 6 ч.
























Образование в жизни человека

1

Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом.

Описывать ступени школьного образования.

Описывать систему общего школьного образования в нашей стране.

Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений


13



Образование в жизни человека. РНиЭО РА

Образование в Республике Адыгея

1

14



Образование и самообразование

1

Характеризовать значение самообразования для человека с опорой на конкретные примеры.

Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития.

Выявлять возможности практического приме-нения получаемых в школе знаний

15



Образование и самообразование

1

16



Одноклассники, сверстники, друзья

1

Использовать элементы причинно следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

Иллюстрировать примерами значимость поддержки сверстников для человека. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями

17



Практикум

«Школа»

1

Систематизировать полученную в процессе изучения темы содержательную информацию о роли образования и самообразования в жизни человека, значении образования для общества, ступенях школьного образования, отношениях младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

Совершенствовать предусмотренные ФГОС умения: а) характеризовать учёбу как основной труд школьника; б) опираясь на конкретные примеры, характеризовать значение школьного учения и самообразования, выявлять позитивные результаты учения; в) выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний; г) использовать элементы при- чинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями; д) иллюстрировать примерами значимость дружеской поддержки сверстников для человека.

Способствовать развитию рефлексии при оценке собственного умения учиться, умения общаться в процессе обучения со сверстниками

18



Труд 6 ч.

Труд — основа жизни

1

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и для общества.

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.

Различать материальную и моральную оценку труда.

Приводить примеры благотворительности и меценатства.

Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде

19



Труд — основа жизни. Доноведение.

1

20



Труд и творчество

1

Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров

21



Труд и творчество

1

22



Практикум

2 ч.

«Труд»

1

Систематизировать знания учащихся о различных видах труда, его творческой природе, значении труда в жизни общества.

Способствовать воспитанию уважения к людям, проявляющим трудолюбие, стимулировать интерес к труду подлинных мастеров.

Развивать умение работы с различными адаптированными источниками информации, решать с помощью информационных источников творческие задачи. Совершенствовать такие универсальные учебные действия, выраженные в умении работать в группе: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

23



«Труд»

1

24



Родина 10 ч.

Наша Родина — Россия

1

Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации».

Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа.

Характеризовать особенности России как многонационального государства.

Раскрывать функции русского языка как государственного

25



Наша Родина — Россия

1

26



Государственные символы России

1

Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна РФ.

Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых государственным символам России.

Составлять собственные информационные материалы о Москве — столице России

27



Государственные символы России

1

28



Гражданин России

1

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин».

Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ.

Называть основные обязанности граждан РФ.

Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей.

Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ

29



Гражданин России..

1

30




Мы — многонациональный народ

1

Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.

Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей

31




Мы — многонациональный народ. РНиЭО РА

Народ республики Адыгея

1

32



Практикум

«Родина»


1

Систематизировать знания учащихся по теме

«Родина», расширить представления о федератив- ном характере многонационального Российского государства, основных правах и обязанностях российских граждан.

Способствовать осознанию на практике значения уважительного отношения к людям различных национальностей, существующих в обществе правил толерантного поведения.

Воспитывать уважение к государственным символам России, её государственному языку.

Создавать условия для развития универсальных учебных действий: умения взаимодействовать в группе, умения работать с различными информационными источниками, умения осуществлять поиск информации в Интернете, умения презен-товать свои работы по определённой теме

33



«Родина»

1

34



Заключение 2 ч.

«Человек – семья-школа – труд - Родина»


1

Умение выполнять познавательные и практические за­дания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике

35



«Человек – семья-школа – труд - Родина»


1




























Сокращения употребляемые в рабочей программе и календарно-тематическом планировании.

  1. вопр. – вопросы.

  2. УМК - учебно-методический комплект.

  3. ММУ –мультимедийная установка

  4. ИТК – информационные технологии в образовании

  5. з. - задание

  6. ЦОР – цифровые образовательные ресурсы.

  7. с.-страница.



  8. Доноведение(регионоведение) - урок (либо его часть) посвящён Родному краю (Ростовской области


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!