Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 ч для обязательного изучения обществознания в 5 классе. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса. Определен также перечень демонстраций и самостоятельных работ. Реализация программы обеспечивается:
учебниками (включенными в Федеральный перечень):
Учебник Обществознание. 5 класс. ФГОС./ под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М: Просвещение, 2020
Планируемые результаты изучение учебного предмета.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результатыизучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
подкрепление изученных положений конкретными примерами;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатамиосвоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание учебного предмета.
Введение Что нам предстоит узнать. Чему мы должны научиться. Как работать с учебником и рабочей тетрадью в классе и дома
Тема 1. Человек
Жизнь — великое чудо. Зачем человек рождается. Возраст человека. Что человек наследует от своих родителей.
Человек и другие люди. Как мы относимся к другим людям. Как люди общаются. Бывают ли люди бесчеловечными.
Учимся общаться. Учимся быть терпимыми. Учимся творчеству.
Тема 2. Семья
Сколько «Я» в слове «семья». Какие бывают семьи.
Семейные заботы. Семейное хозяйство. Как распределить обязанности в семье. Как правильно вести хозяйство.
Дому нужен хозяин. Домохозяйство и домоводство. Каким должен быть хозяин дома.
Делу время, потехе час. Что такое свободное время. Движение полезное и бесполезное. Домашний мастер. Что такое хобби. Свободное время и телевизор.
Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье.
Тема 3. Школа
Профессия — ученик. Школьное образование. Чему учит школа. Учись учиться. Как учили в прежние времена.
Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их преодоления.
Учимся дружно жить в классе.
Тема 4. Труд
Труд — основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Кого можно назвать мастером. Творчество в искусстве.
Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству.
Тема 5. Родина
Наша родина - Россия, Российская Федерация. Русский язык - государственный. Что значит быть патриотом. За что мы любим свою родину.
Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Российский флаг. Гимн.
Гражданин - Отечества достойный сын. Кого называют гражданином. Права граждан России. Обязанности граждан РФ.
Мы - многонациональный народ. Народы России одна семья. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности.
Заключительные уроки
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Введение | 1 час |
2 | Человек | 5 часов |
3 | Тема 1. Загадка человека | 2 |
4 | Тема 2. Отрочество – особая пора жизни | 2 |
5 | Практикум по теме «Человек» | 1 |
6 | Семья | 5 часов |
7 | Тема 1. Семья и семейные отношения | 1 |
8 | Тема 2. Семейное хозяйство | 1 |
9 | Тема 3. Свободное время | 1 |
10 | Практикум по теме «Семья» | 2 |
11 | Школа | 6 часов |
| Тема 1. Образование в жизни человека | 2 |
13 | Тема 2. Образование и самоообразование | 2 |
14 | Тема 3. Одноклассники, сверстники, друзья | 1 |
15 | Практикум по теме «Школа» | 1 |
16 | Труд | 6 часов |
17 | Тема 1. Труд – основа жизни | 2 |
18 | Тема 2. Труд и творчество | 2 |
19 | Практикум по теме «Труд» | 2 |
20 | Родина | 10 часов |
21 | Тема 1. Наша Родина - Россия | 2 |
22 | Тема 2. Государственные символы России | 2 |
23 | Тема 3. Гражданин России | 2 |
24 | Тема 4. Мы – многонациональный народ | 2 |
25 | Практикум по теме «Родина» | 2 |
26 | Заключительный | 2 час |
27 | Итого: | 35 часов |
Календарно-тематическое планирование по обществознанию. 5 класс. 35 ч.
№ п/п | Дата проведения урока | Раздел программы, количество часов | Тема урока | к/ч | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне УДД). |
План | Факт |
1 | | | Введение. 1 ч. | Что нам предстоит узнать | 1 | Познакомиться с новым учебным предметом, содержанием курса, требованиями к результатам обучения, учебно-методическим комплектом, особенностями работы с ним. Характеризовать систему организации работы на уроках и при подготовке домашнего задания |
2 | | | Тема. Человек. 5 ч | Загадка человека | 1 | Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека. Сравнивать свойства человека и животных |
3 | | | Загадка человека | 1 |
4 | | | Отрочество особая пора жизни | 1 | Описывать основные черты отрочества как особого возраста перехода от детства к взросло-сти. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости |
5 | | | Отрочество особая пора жизни | 1 |
6 | | | Практикум | «Человек» | 1 | Обобщить и закрепить знания о связи социального в человеке с общением, обменом ин формацией и другими результатами психической деятельности. Способствовать развитию коммуникативных умений, создать условия для реализации и расширения позитивного опыта общения. Проиллюстрировать особенности общения подростков, способствовать развитию рефлексивных способностей подростков |
7 | | | Семья. 5 ч. | Семья и семейные отношения. РНиЭО РА Семейные традиции и обычаи у казаков и адыгов и их влияние на воспитание подрастающего поколения | 1 | Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типич-ными для разных стран и исторических периодов. Выражать собственную точку зрения на значение семьи |
8 | | | Семейное хозяйство | 1 | Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя. Описывать свои обязанности в ведении семейного хозяйства |
9 | | | Свободное время | 1 | Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени. Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни. |
10 | | | Практикум. 2 ч. | «Семья» | 1 | Способствовать развитию умения анализировать простейшие ситуации, связанные с семейными отношениями, мерами государственной поддержки семьи, семейным хозяйством и семейным досугом. Расширять опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме. Содействовать развитию умения выполнять различные проектные работы. Благоприятствовать созданию условий для осмысления семейных ценностей, рефлексии собственного вклада в семейный уют, здоровый образ жизни семьи. Развивать следующие универсальные учебные действия: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; умение работать в группе |
11 | | | «Семья» | 1 |
12 | | | Школа 6 ч. | Образование в жизни человека | 1 | Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования. Описывать систему общего школьного образования в нашей стране. Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений |
13 | | | Образование в жизни человека. РНиЭО РА Образование в Республике Адыгея | 1 |
14 | | | Образование и самообразование | 1 | Характеризовать значение самообразования для человека с опорой на конкретные примеры. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического приме-нения получаемых в школе знаний |
15 | | | Образование и самообразование | 1 |
16 | | | Одноклассники, сверстники, друзья | 1 | Использовать элементы причинно следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость поддержки сверстников для человека. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями |
17 | | | Практикум | «Школа» | 1 | Систематизировать полученную в процессе изучения темы содержательную информацию о роли образования и самообразования в жизни человека, значении образования для общества, ступенях школьного образования, отношениях младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Совершенствовать предусмотренные ФГОС умения: а) характеризовать учёбу как основной труд школьника; б) опираясь на конкретные примеры, характеризовать значение школьного учения и самообразования, выявлять позитивные результаты учения; в) выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний; г) использовать элементы при- чинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями; д) иллюстрировать примерами значимость дружеской поддержки сверстников для человека. Способствовать развитию рефлексии при оценке собственного умения учиться, умения общаться в процессе обучения со сверстниками |
18 | | | Труд 6 ч. | Труд — основа жизни | 1 | Объяснять значение трудовой деятельности для личности и для общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде |
19 | | | Труд — основа жизни. Доноведение. | 1 |
20 | | | Труд и творчество | 1 | Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров |
21 | | | Труд и творчество | 1 |
22 | | | Практикум 2 ч. | «Труд» | 1 | Систематизировать знания учащихся о различных видах труда, его творческой природе, значении труда в жизни общества. Способствовать воспитанию уважения к людям, проявляющим трудолюбие, стимулировать интерес к труду подлинных мастеров. Развивать умение работы с различными адаптированными источниками информации, решать с помощью информационных источников творческие задачи. Совершенствовать такие универсальные учебные действия, выраженные в умении работать в группе: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности |
23 | | | «Труд» | 1 |
24 | | | Родина 10 ч. | Наша Родина — Россия | 1 | Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации». Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Раскрывать функции русского языка как государственного |
25 | | | Наша Родина — Россия | 1 |
26 | | | Государственные символы России | 1 | Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна РФ. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве — столице России |
27 | | | Государственные символы России | 1 |
28 | | | Гражданин России | 1 | Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ |
29 | | | Гражданин России.. | 1 |
30 | | | | Мы — многонациональный народ | 1 | Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей |
31 | | | | Мы — многонациональный народ. РНиЭО РА Народ республики Адыгея | 1 |
32 | | | Практикум | «Родина» | 1 | Систематизировать знания учащихся по теме «Родина», расширить представления о федератив- ном характере многонационального Российского государства, основных правах и обязанностях российских граждан. Способствовать осознанию на практике значения уважительного отношения к людям различных национальностей, существующих в обществе правил толерантного поведения. Воспитывать уважение к государственным символам России, её государственному языку. Создавать условия для развития универсальных учебных действий: умения взаимодействовать в группе, умения работать с различными информационными источниками, умения осуществлять поиск информации в Интернете, умения презен-товать свои работы по определённой теме |
33 | | | «Родина» | 1 |
34 | | | Заключение 2 ч. | «Человек – семья-школа – труд - Родина» | 1 | Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике |
35 | | | «Человек – семья-школа – труд - Родина» | 1 |
Сокращения употребляемые в рабочей программе и календарно-тематическом планировании.
вопр. – вопросы.
УМК - учебно-методический комплект.
ММУ –мультимедийная установка
ИТК – информационные технологии в образовании
з. - задание
ЦОР – цифровые образовательные ресурсы.
с.-страница.
Доноведение(регионоведение) - урок (либо его часть) посвящён Родному краю (Ростовской области
4